Денежные резервы. Резерв. Зачем нужен денежный резерв? В чем хранить резервы




Введение

Финансы предприятия - денежные отношения, связанные с формированием и распределением денежных доходов и накоплений и их использования на различные цели (например на выполнение обязательств перед финансово-банковской системой, финансирование затрат, выплаты дивидендов по акциям, арендной платы и так далее).

Основная задача финансов предприятия - финансовое обеспечение деятельности организации.

Финансовый анализ является основой выявления резервов предприятия. В экономике различают два понятия резервов.

Во-первых, резервные запасы, например, сырья, материалов, наличие которых необходимо для непрерывного планомерного развития предприятия.

Во-вторых, резервы, как еще неиспользованные возможности роста производства, улучшения его качественных показателей.

Резервирование является неотъемлемой частью финансовой работы, обеспечивающей реализацию принципа постоянно действующего предприятия, в силу чего доля резервов в составе собственного капитала предприятий неуклонно повышается в экономически развитых странах.

Целью данной курсовой работы является изучение формирования и использования финансовых резервов предприятия на примере ООО «Сплав».

Объектом исследования является предприятия ООО «Сплав».

Предметом исследования являются финансовые резервы предприятия.

Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:

1. Рассмотрено понятие финансовых резервов предприятия и их классификация.

2. Проведен анализ формирования и использования финансовых резервов предприятия.

3. Выявлены источники финансовых резервов предприятия.

4. На основании полученных теоретических знаний проанализированы формирование и использование финансовых резервов предприятия в условиях коммерческого расчета на примере ООО «Сплав».

Информационной базой для исследования послужила литература по экономики организации.

Теоретические основы формирования и использования финансовых резервов предприятия

Понятие финансовых резервов предприятия. Классификация резервов

Резервы предприятия - это неиспользованные возможности снижения текущих и авансируемых затрат материальных, трудовых и финансовых ресурсов предприятия. Устранение всякого рода потерь и нерациональных затрат - это один из путей использования резервов. Другой путь связан с возможностями ускорения научно-технического прогресса как главного рычага повышения интенсификации и эффективности производства. Таким образом, резервы в полном объеме можно измерить разрывом между достигнутым уровнем использования ресурсов и возможным уровнем, исходя из накопленного производственного потенциала предприятия.

Резервы предприятия - это неиспользованные возможности снижения текущих и авансируемых затрат материальных, трудовых и финансовых ресурсов предприятия.

Классификация резервов возможна по разным признакам и должна облегчать поиск резервов (рисунок 1). Рассмотрим важнейшие принципы классификации резервов.

С позиций предприятия и в зависимости от источников образования различают внешние и внутренние резервы. Под внешними резервами понимают общие народнохозяйственные, а также отраслевые и региональные резервы. Примером использования резервов в народном хозяйстве является концентрация капиталовложений в те отрасли, которые дают наибольший экономический эффект (например, химическое производство) или которые обеспечивают ускорение темпов научно-технического прогресса (станкостроение, приборостроение и др.). Использование внешних резервов сказывается на уровне экономических показателей предприятия, но главным источником экономии на предприятиях, как правило, являются внутренние резервы.

Рисунок 1. Классификация резервов предприятия

Использование производственных и финансовых ресурсов предприятия может носить как экстенсивный, так и интенсивный характер. Экстенсивное использование ресурсов и экстенсивное развитие ориентируются на вовлечение в производство дополнительных ресурсов. Интенсификация производства состоит, прежде всего, в том, чтобы результаты производства росли быстрее, чем затраты на него, чтобы, вовлекая в производство сравнительно меньше ресурсов, можно было добиться больших результатов. Базой интенсивного развития является научно-технический прогресс.

В реальной действительности в достаточно продолжительном времени чисто интенсивного или чисто экстенсивного типа развития быть не может, так что правильнее говорить не об интенсивном или экстенсивном типах развития, а о преимущественно интенсивном или преимущественно экстенсивном типе развития. Определенный рост эффективности может иметь место и при преимущественно экстенсивном типе воспроизводства. Но возможность обеспечить достаточно высокими темпами неуклонный рост экономической эффективности производства дает только переход к преимущественно интенсивному типу развития.

Для практики поиска резервов важное значение имеет классификация их по факторам и условиям интенсификации, повышения эффективности хозяйственной деятельности. Научно-технический уровень производства и продукции включает в себя резервы повышения прогрессивности и качества продукции и применяемой техники, степени механизации и автоматизации производства, технической и энергетической вооруженности труда, ускорения внедрения новой техники и мероприятий научно-технического развития. Структура и организация производства и труда включает такие резервы, как повышение уровня концентрации, специализации и кооперирования, сокращения длительности производственного цикла, обеспечения ритмичности производства и других принципов научной организации производства; сокращение и полная ликвидация производственного брака; обеспечение принципов научной организации труда; повышение квалификации рабочей силы и ее соответствия техническому уровню производства. Повышение уровня управления и методов хозяйствования означает совершенствование производственной структуры предприятия, структуры органов управления им, повышение уровня плановой и учетно-контрольной работы, внедрение и развитие коммерческого расчета во всех подразделениях, как производственных, так и управленческих, и т.д.

Рисунок 2. Классификация факторов и резервов экстенсивного и интенсивного развития производства

Возможны и другие принципы классификации резервов, их необходимость вытекает из конкретных условий и задач каждого предприятия В механизме поиска резервов важное место занимает передовой опыт, который позволяет сформулировать определенные условия рационализации выявления и мобилизации резервов. К таким условиям можно отнести:

Массовость поиска резервов, т.е. необходимость вовлечения в поиск резервов всех работников в порядке выполнения ими своих служебных обязанностей, развертывания и распространения общественных форм экономического соревнования;

Определение ведущего звена в повышении эффективности производства, т.е. выявление тех затрат, которые составляют основную часть себестоимости продукции и которые могут дать большую экономию по сравнению с другими;

Выявление «узких мест» в производстве, которые лимитируют темпы роста производства и снижение себестоимости продукции;

Учет типа производства: в массовом производстве анализ резервов рекомендуется вести в последовательности - изделие,» узел, деталь, операция; в единичном производстве - по отдельным операциям производственного цикла;

Одновременный поиск резервов по всем стадиям жизненного цикла объекта или изделия;

Определение комплектности резервов с тем, чтобы экономия материалов, например, сопровождалась экономией труда и времени использования оборудования, только в этом случае возможен выпуск дополнительной продукции.

Финансовые резервы - особая форма финансовых ресурсов, обособляемых органами государственного и муниципального управления и хозяйствующими субъектами на случай возникновения непредвиденных расходов и специфических потребностей, обусловленных необходимостью ликвидации отрицательных последствий случайных, неожиданно возникших событий и обстоятельств.

Финансовые резервы предназначены для финансирования текущих и капитальных затрат либо вообще не предусмотренных утвержденными финансовыми планами, либо предусмотренными в меньших объемах, либо не обеспеченных финансовыми источниками из-за недопоступления запланированных доходов.

Формирование финансовых резервов объективно предопределено потребностями общественного воспроизводства, нуждающегося в бесперебойном финансировании даже при наступлении непредвиденных событий и различного рода случайностей. Оно происходит на стадии распределения финансовых ресурсов по фондам целевого назначения: фондовая форма функционирования финансовых резервов обусловлена необходимостью их целевого использования.

Расходуются финансовые резервы только при наступлении событий, на случай возникновения которых они были предусмотрены, и только на цели, связанные с неблагоприятными последствиями наступивших событий. Если же случайных, непредвиденных событий не происходит, «сэкономленные» (оставшиеся неизрасходованными) финансовые резервы выступают источником накопления финансовых ресурсов, повышая устойчивость финансовой системы.

Процессы функционирования финансовых резервов и финансовых ресурсов тесно взаимосвязаны: от величины финансовых ресурсов во многом зависит своевременность и полнота формирования финансовых резервов; использование финансовых резервов по их прямому назначению восстанавливает нормальное течение воспроизводственного процесса даже при наступлении неблагоприятных событий; приводя к бесперебойному формированию финансовых ресурсов.

1.2 Формирование и использование финансовых резервов предприятия

Рассмотрим систему финансовых резервов предприятия (рисунок 3).


Рисунок 3. Система резервов предприятия

Рассмотрим финансовые резервы предприятия подробнее.

Резервный капитал. По данной статье отражается сумма остатков резервного и других аналогичных фондов, создаваемых в соответствии с законодательством Российской Федерации или в соответствии с учредительными документами. По величине резервного капитала судят о запасе финансовой прочности предприятия. Отсутствие или недостаточная его величина рассматривается как фактор дополнительного риска вложения капитала в предприятие.

Для обобщения информации о состоянии и движении резервного Капитала предназначен счет 82 «Резервный капитал». Законодательством РФ предусмотрено обязательное создание резервных фондов в акционерных обществах. Резервный фонд создается в размере, предусмотренном уставом общества, но не менее 5% от его уставного капитала. Он формируется путем обязательных ежегодных отчислений, но не менее 5% от чистой прибыли, до достижения зафиксированного уставом размера.

Средства резервного фонда общества предназначены для покрытия убытков, погашения облигаций общества, выкупа собственных акций в случае отсутствия иных средств. Резервный фонд не может быть использован в иных целях.

Для предприятий других организационно-правовых форм создание резервного фонда не является обязательным, вопрос о его формировании и использовании определяется законодательством. Так, например, уставом кооператива может быть принято, что определенная часть принадлежащего кооперативу имущества составляет неделимый фонд кооператива, используемый в целях, определяемых его уставом. Решение об образовании неделимого фонда кооператива принимается по единогласному решению его членов, если иное не предусмотрено уставом кооператива. Имущество, составляющее неделимый фонд кооператива, не включается в паи его членов. На указанное имущество не может быть обращено взыскание по личным долгам членов кооператива.

Общество с ограниченной ответственностью может создавать резервный фонд и иные фонды в порядке и размерах, предусмотренных уставом общества. При этом для общества с ограниченной ответственностью при создании резервных фондов не установлено их минимально необходимых размеров. То же можно сказать и об обществах с дополнительной ответственностью, о хозяйственных товариществах, о государственных и унитарных предприятиях.

От вышеназванных резервов следует отличать прочие резервы, которые предприятия создают в целях компенсации убытков и равномерного распределения расходов в течение отчетного периода.

К прочим можно отнести оставшиеся три группы резервов: оценочные резервы, резервы предстоящих расходов, резервы по условным фактам хозяйственной деятельности.

Так называемые оценочные резервы предназначены для уточнения балансовой оценки отдельных объектов бухгалтерского учета и являются обязательными. Периодичность и порядок их формирования определяются учетной политикой предприятия. Оценочные резервы формируются не реже одного раза в год, непосредственно перед составлением годовой отчетности, и должны иметь переходящий остаток, уменьшающий оценку того актива, под который они создаются. В течение следующего года осуществляется расходование данных резервов. В российской практике используются три вида оценочных резервов:

По сомнительным долгам;

Под обесценение финансовых вложений;

Под снижение стоимости материальных ценностей.

Для учета каждого оценочного резерва предусмотрен отдельный синтетический счет.

Для поставщика поставка продукции с отсрочкой платежа является достаточно рискованной формой расчетов. Тем не менее поставщики часто идут на это. И в этом случае у них возникает дебиторская задолженность. Если покупатель так и не перечислит деньги в установленный срок, то согласно Гражданскому кодексу РФ через три года (таков общий срок исковой давности) продавец должен списать его задолженность на убытки. Так происходит в том случае, если организация не создает резерв сомнительных долгов. Если операции по списанию дебиторской задолженности носят постоянный характер, организация вправе создавать резерв по сомнительным долгам, что позволяет ей заранее уменьшить свою прибыль на сумму просроченной дебиторской задолженности, еще не списав последнюю.

Резерв по сомнительным долгам создается по расчетам с другими организациями и гражданами за продукцию, товары, работы и услуги на основе проведения инвентаризации дебиторской задолженности организации с отнесением сумм резервов на финансовые результаты организации. При этом сомнительным долгом признается такая дебиторская задолженность, которая не погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена залогом, поручительством или банковской гарантией. Сомнительным долгом признается не любая не погашенная в срок и необеспеченная задолженность, а только задолженность, возникшая в связи с реализацией товаров, выполняемых работу оказываемых услуг. Периодичность инвентаризации дебиторской задолженности и порядок создания резерва по сомнительным долгам должны быть утверждены в учетной политике.

Величина резерва определяется отдельно по каждому сомнительному долгу в зависимости от финансового состояния должника и оценки вероятности погашения долга полностью или частично.

Данный резерв может создаваться и пополняться в течение года, причем столько раз, сколько предусмотрено в учетной политике инвентаризаций дебиторской задолженности организации. На сумму создаваемых резервов сомнительных долгов дебетуют счет 91 «Прочие доходы и расходы» и кредитуют счет 63 «Резервы по сомнительным долгам». Аналитический учет ведется по каждому сомнительному долгу, на который создан резерв.

Согласно нормам бухгалтерского учета организация имеет право формировать резерв по каждому сомнительному долгу в полном объеме. Формирование резерва, а также списание задолженности на убытки сверх сумм созданного резерва являются прочими расходами.

Сумма резерва по сомнительным долгам определяется в налоговом учете следующим образом:

По сомнительной задолженности со сроком возникновения свыше 90 дней - в сумму создаваемого резерва включается полная сумма выявленной на основании инвентаризации задолженности;

По сомнительной задолженности со сроком возникновения от 45 до 90 дней (включительно) - в сумму резерва включается 50% от суммы выявленной на основании инвентаризации задолженности;

По сомнительной задолженности со сроком возникновения до 45 дней - сумма создаваемого резерва не увеличивается.

Суммы отчислений в создаваемые резервы включаются в состав внереализационных расходов и уменьшают налогооблагаемую прибыль. Однако это правило действительно только для организаций, применяющих метод начисления. При этом сумма создаваемого резерва по сомнительным долгам не может превышать 10% выручки отчетного (налогового) периода.

Использовать резерв сомнительных долгов можно только для того, чтобы погасить задолженность, по которой истек срок исковой давности, а также другие долги, нереальные для взыскания.

Сумма резерва, не полностью использованная в отчетном (налоговом) периоде, может быть перенесена на следующие отчетные (налоговые) периоды, но в последующих периодах резерв должен быть скорректирован относительно остатка резерва.

Резерв под обесценение финансовых вложений образуется в объеме разницы между учетной и расчетной стоимостью некотируемых финансовых вложений, по которым произошло устойчивое существенное снижение их стоимости. Под обесценением финансовых вложений понимается устойчивое существенное снижение их стоимости ниже величины экономических выгод, которые организация рассчитывает получить в обычных условиях ее деятельности.

Устойчивым признается снижение стоимости финансовых вложений при одновременном выполнении следующих условий:

На отчетную дату и на предыдущую отчетную дату стоимость вложений существенно выше их расчетной стоимости;

В течение отчетного года расчетная стоимость финансовых вложений существенно изменялась исключительно в направлении уменьшения;

На отчетную дату отсутствуют свидетельства того, что в будущем возможно существенное повышение расчетной стоимости данных финансовых вложений.

Если эти условия выполнены, то необходимо создать резерв под Обесценение финансовых вложений. В случае создания резерва в прошлом периоде неизрасходованные суммы резерва относятся на финансовые результаты организации.

На момент формирования резерва анализируются все финансовые вложения, находящиеся в собственности организации, независимо от места их нахождения (в депозитарии, у залогодержателя, у доверительного управляющего). Если расчетная стоимость объекта вложений ниже учетной, то разница между этими величинами включается в сумму резерва.

Итоговая величина резерва определяется как сумма резервов, созданных под обесценение отдельных объектов финансовых вложений.

Образуется указанный резерв за счет финансовых результатов организации (в составе прочих расходов) в коммерческих организациях и за счет увеличения расходов - в некоммерческих.

В налоговом учете порядок создания резерва под обесценение вложений в ценные бумаги, прописанный в ст. 300 Налогового кодекса РФ, совершенно иной.

Во-первых, резерв под обесценение вложений в ценные бумаги в налоговом учете вправе создавать только профессиональные участники рынка ценных бумаг, осуществляющие дилерскую деятельность.

Во-вторых, резерв под обесценение вложений в ценные бумаги в налоговом учете создается только по эмиссионным ценным бумагам, обращающимся на организованном рынке ценных бумаг.

В-третьих, резервы создаются в налоговом учете в отношении каждого выпуска ценных бумаг, удовлетворяющего указанным требованиям, независимо от изменения стоимости ценных бумаг других выпусков.

Выполняя задачу сближения бухгалтерского и налогового учета, организациям по ценным бумагам, не имеющим текущую рыночную стоимость, устойчивое снижение стоимости лучше не определять и резерв под обесценение финансовых вложений не создавать.

Сумма резервов под обесценение ценных бумаг налогооблагаемую прибыль не уменьшает.

Резерв под снижение стоимости материальных ценностей создается в объеме разницы между текущей рыночной стоимостью и фактической себестоимостью материально-производственных запасов, если последняя выше текущей рыночной стоимости. Случаи создания указанного резерва предусмотрен п. 25 ПБУ 5/01 «Учет Материально-производственных запасов», и он касается морально устаревших материалов, материалов, полностью или частично утративших свое первоначальное качество, материалов, по которым текущая рыночная стоимость, стоимость продажи снизились.

Резерв создается за счет финансовых результатов. Сумму резерва определяют путем сопоставления фактической себестоимости с рыночной стоимостью по каждому номенклатурному номеру или по группам однородных материальных ценностей. Расчет текущей рыночной стоимости запасов производится специалистами организации на основе информации, доступной до даты подписания бухгалтерской отчетности.

В бухгалтерском балансе величина резерва под обесценение материальных ценностей уменьшает стоимость материально-производственных запасов.

Резервы предстоящих расходов создаются в целях равномерного включения предстоящих расходов в издержки производства и обращения. По своей экономической сущности эти резервы можно отнести к собственному капиталу организации. Целями создания резервов предстоящих расходов являются:

а) накопление источников финансирования крупных затрат, носящих периодический характер;

б) равномерное включение расходов в себестоимость или издержки обращения во времени (их распределение);

в) выравнивание промежуточных финансовых результатов.

Система нормативного регулирования определяет строго целевое назначение резервов предстоящих расходов.

Организация может создавать следующие виды резервов:

На предстоящую оплату отпусков работникам;

Выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет;

Выплату вознаграждений по итогам работы за год;

Ремонт основных средств;

Гарантийный ремонт и гарантийное обслуживание и на другие цели.

Организация решает самостоятельно, какие резервы ей создавать, и закрепляет это положение в учетной политике.

Резервы по условным фактам хозяйственной деятельности.

Смысл формирования данных резервов состоит в том, чтобы отразить расход по удовлетворению обязательства, которое пока не возникло, но может возникнуть с достаточно высокой степенью вероятности. Причиной формирования данных резервов является требование осторожности (осмотрительности). Для целей отражения в бухгалтерской отчетности условные обязательства подразделяются на две группы:

Возможные обязательства, информация о которых подлежит раскрытию в формах бухгалтерской отчетности (в частности, в балансе) - в этом случае по существующим на отчетную дату обязательствам на счетах бухгалтерского учета создаются резервы;

Возможные обязательства, информация о которых подлежит раскрытию в пояснительной записке, - в этом случае записи в системном бухгалтерском учете не осуществляются.

Организация создает резервы в связи с существующими на отчетную дату обязательствами, в отношении величины либо срока исполнения которых существует неопределенность при одновременном наличии следующих условий:

а) существует очень высокая или высокая вероятность того, что будущие события приведут к уменьшению экономических выгод организации;

б) величина обязательства, порождаемого условным фактом, может быть достаточно обоснованно количественно оценена.

Создание резерва признается в бухгалтерском учете расходом и в зависимости от вида обязательства относится на расходы по обычным видам деятельности или прочие расходы. При этом резерв отражается за счет тех расходов, которые были бы признаны в случае возникновения обязательства, под которое формируется резерв.

Периодичность формирования резерва определяется организацией самостоятельно, однако перед составлением годовой отчетности формирование указанного резерва является обязательным.

Распространенные резервные денежные единицы — американский доллар, британский фунт, японская иена, китайский юань. Доллар США является основной валютой, составляя около 60% от общего объема официальных международных резервов.

История

В 1944 году, в результате заключения Бреттон-Вудского соглашения между делегатами из 44 стран, резервной валютой был принят доллар США, который конвертировался в золото.

В 1971 году из-за нарастания внешнего долга, уменьшения запасов золота США прекратили обмен долларов на золото. Страны перешли на плавающий обменный курс. Доллар остался мировым валютным резервом как стабильное и ликвидное средство обмена, наряду с которым использовался британский фунт. Евро, введенный в 1999 году (с 2002 г. в наличном обороте), занимает второе место после доллара США по распространению с долей около 20% в мировой корзине валют.

Виды

Резервными активами в платежном балансе выступают:

  • наличные средства в иностранной валюте;
  • запасы золота;
  • банковские депозиты за рубежом;
  • резервные позиции в МВФ;
  • СДР, или специальные права заимствования;
  • долговые ценные бумаги (казначейские векселя, облигации).

Функции

Валютные резервы государства формируются и используются в соответствии с его монетарной политикой. Чем больше накоплено валютных резервов, тем выше способность центрального банка сокращать волатильность внутренней денежной единицы. К основным функциям международных резервов относятся:

  • обеспечение платежеспособности. Удержание валютных резервов повышает платежеспособность страны, поскольку конвертируемые активы могут применяться для погашения внешних долговых обязательств или оплаты других расходов, связанных с движением капитала. Валютные резервы позволяют поддерживать ликвидность в случае экономических кризисов, когда предложение инвалюты недостаточно для оплаты импорта;
  • воздействие на валютный курс. В режиме плавающего (рыночного) обменного курса центральные банки косвенно влияют на котировки проведением интервенций на открытом рынке. Они осуществляют покупку или продажу инвалюты для корректировки стоимости внутренней денежной единицы по отношению к иностранной. В первом случае снижается цена и покупательная способность внутренней валюты (обычно для повышения конкурентоспособности продукции на мировом рынке), во втором — увеличивается за счет повышения спроса (для предотвращения девальвации);
  • осуществление международной торговли. Страны накапливают валютные резервы для торговых операций на международном рынке, поскольку большая часть товаров, включая золото и нефть, оценивается в мировых денежных единицах. Это защищает местную валюту от неустойчивости обменных курсов. Крупные держатели международных резервов — Китай, владеющий 3,1 трлн активов в долларах США, и Япония, валютные запасы которой составляют 1,2 трлн. долл. США.

Обособляемых органами государственного и муниципального управления и хозяйствующими субъектами на случай возникновения непредвиденных расходов и специфических потребностей, обусловленных необходимостью ликвидации отрицательных последствий случайных, неожиданно возникших событий и обстоятельств.

Финансовые резервы предназначены для финансирования текущих и капитальных затрат либо вообще не предусмотренных утвержденными , либо предусмотренными в меньших объемах, либо не обеспеченных финансовыми источниками из-за недопоступления запланированных доходов. Формирование финансовых резервов объективно предопределено потребностями общественного воспроизводства, нуждающегося в бесперебойном финансировании даже при наступлении непредвиденных событий и различного рода случайностей. Оно происходит на стадии распределения финансовых ресурсов по фондам целевого назначения: фондовая форма функционирования финансовых резервов обусловлена необходимостью их целевого использования.

Расходуются финансовые резервы только при наступлении событий, на случай возникновения которых они были предусмотрены, и только на цели, связанные с неблагоприятными последствиями наступивших событий. Если же случайных, непредвиденных событий не происходит, «сэкономленные» (оставшиеся неизрасходованными) финансовые резервы выступают источником накопления финансовых ресурсов, повышая устойчивость .

Процессы функционирования финансовых резервов и финансовых ресурсов тесно взаимосвязаны:

  • от величины финансовых ресурсов во многом зависит своевременность и полнота формирования финансовых резервов;
  • использование финансовых резервов по их прямому назначению восстанавливает нормальное течение воспроизводственного процесса даже при наступлении неблагоприятных событий, приводя к бесперебойному формированию финансовых ресурсов.

Финансовые резервы подразделяются на: бюджетные, страховые, золотовалютные, резервные фонды хозяйствующих субъектов, специальные резервные фонды некоторых министерств и ведомств. Эта классификация финансовых резервов обусловливается группировкой , их местом и ролью в процессе воспроизводства. В соответствии с ней:

  • бюджетные резервы способствуют ликвидации диспропорций и временных нарушений хода социально-экономических процессов;
  • и резервные фонды хозяйствующих субъектов обеспечивают в нужных масштабах и пропорциях непрерывность процесса воспроизводства на микро- и макроуровне даже при возникновении неожиданных обстоятельств и разного рода случайностей;
  • гарантируют устойчивость национальной валюты;
  • специальные резервные фонды министерств и ведомств и бюджетные резервы позволяют финансировать новые возникающие в течение финансового года потребности, обусловленные научно-техническими достижениями и открытиями;
  • благодаря специальным фондам министерств создаются возможности для резервирования части финансовых ресурсов в рамках отдельных министерств.

В зависимости от функционального назначения выделяют финансовые резервы для:

  1. осуществления непредвиденных расходов, потребность в которых возникает в ходе выполнения производственно-финансовых планов — частично используются бюджетные резервы и резервные фонды хозяйствующих субъектов, а также специальные резервные фонды министерств;
  2. обеспечения стабильного исполнения бюджетов всех уровней — используются все виды бюджетных резервов, а в случае необходимости и золотовалютные резервы страны;
  3. обеспечения отраслевых расходов (связанных с новыми научно-техническими достижениями и открытиями, оказанием финансовой помощи предприятиям и т.п.) — используются отраслевые фонды министерств и ведомств, резервные фонды Президента и Правительства;
  4. покрытия убытков и иного ущерба, вызванного стихийными бедствиями, неблагоприятными погодными условиями, несчастными случаями и другими обстоятельствами — используются разнообразные страховые фонды, страховые резервы, резервные (страховые) фонды хозяйствующих субъектов и (частично) бюджетные резервы.

Финансовые резервы подразделяют также на:

  • стратегические, связанные с освоением новых месторождений полезных ископаемых, укреплением границ государства и тому подобное (используются средства Резервного фонда Президента и резервных фондов органов исполнительной власти);
  • оперативные, предназначенные для ликвидации сбоев в воспроизводственном процессе у хозяйствующих субъектов (за счет страховых фондов) или внутригодовых кассовых разрывов в бюджетах органов власти разных уровней (за счет оборотной кассовой наличности).

Группировка финансовых резервов может осуществляться и в зависимости от уровня их формирования (централизованные и децентрализованные), методов образования (бюджетный, страховой, самострахование) и др.

В рыночных условиях хозяйствования, как и при переходе к рынку, финансовые резервы играют важную роль в качестве стабилизатора экономики; при этом чем тяжелее экономическая обстановка в стране, тем большее значение приобретают финансовые резервы, от наличия и объема которых подчас зависит судьба страны, ее положение в общемировом хозяйстве. В отечественной практике значительная часть финансовых резервов формируется в распоряжении государственных и муниципальных органов управления. Вместе с тем законы рыночной экономики, как показывает мировой опыт, диктуют необходимость увеличения объема и обеспечения большего разнообразия форм децентрализованных финансовых резервов, образуемых хозяйствующими субъектами.

  • Если Вы не заявляли страховые случаи.
  • Если прошло менее 14 календарных дней со дня заключения Вами договора страхования «Финансовый резерв». Смотрите дату полиса «Финансовый резерв» в верхнем левом углу страхового полиса.
  • Вы можете вернуть страховку, так как «Финансовый резерв» относится к договорам добровольного страхования, поэтому подлежит возврату.
  • Вы можете вернуть страховку, так как Вы являетесь страхователем в соответствии с условиями страховки ВТБ «Финансовый резерв» .

В какой срок приходят деньги за страховку ВТБ «Финансовый резерв» ?

  • В течение 10 рабочих дней со дня получения письменного заявления страховая компания «ВТБ Страхование» обязана вернуть Вам деньги (страховую премию).
  • День получения письменного заявления в десятидневный срок не входит.
  • День получение письменного заявления Вы можете отследить через почтовый идентификатор по адресу https://www.pochta.ru/TRACKING (при отправке комплекта документов через Почту России).
  • День получения письменного заявления должен быть указан на Вашем экземпляре заявления вместе с входящим номером (при личном вручении комплекта документов в страховую компанию).

На какие реквизиты делать возврат страховки ВТБ «Финансовый резерв» ?

  • Нет ограничений по реквизитам, которые Вам необходимо указать для возврата страховки ВТБ «Финансовый резерв» .
  • Самое главное – это должны быть реквизиты Заемщика (не другого лица).
  • Реквизиты для возврата страховки Вы должны указать в конце заявления на возврат страховки ВТБ.
  • Реквизиты состоят из: наименования получателя; наименования банка получателя; БИК банка получателя; ИНН банка получателя; к/с банка получателя; счета получателя.

Как мы работаем при возврате страховки ВТБ «Финансовый резерв» ?

  • 1 шаг . Изучаем ваш кредитный договор. Конечно, кредитные договоры Банка ВТБ являются типовыми, но с периодичность один раз в три месяца происходят изменения в форме кредитного договора и они могут влиять на возврат страховки ВТБ.
  • 2 шаг . Изучаем вашу страховку ВТБ «Финансовый резерв» . Проверяем не прошел ли «период охлаждения» для возврата страховки ВТБ в 100% размере.
  • 3 шаг . Если страховку ВТБ можно вернуть, то заключаем с Вами официальный договор (между Вами и ООО «ЮК «ГРАНИ РИСКА»). Вы оплачиваете 2 000 руб. на наши реквизиты по выставленному счету. У Вас на руках остается один экземпляр официального договора и платежное поручение, подтверждающее факт оплаты.
  • 4 шаг . Мы сопровождаем Вас при заключении нового договора страхования жизни и здоровья в страховой компании, удовлетворяющей требованиям Банка ВТБ. Новая страховка Вам нужна, чтобы сохранить дисконт по процентной ставке кредитного договора (в соответствии с пунктами 2.10. и 2.11. Правил кредитования Банка ВТБ).
  • 5 шаг . Мы готовим комплект документов в ООО СК «ВТБ Страхование» для возврата страховки ВТБ и комплект документов в Банк ВТБ для уведомления банка о заключении Вами нового договора страхования жизни и здоровья (данное уведомление необходимо Вам для сохранения дисконта по процентной ставке кредитного договора).
  • В течение 10 рабочих дней с момента получения страховой компанией «ВТБ Страхование» комплекта документов Вы получаете возврат страховки ВТБ «Финансовый резерв» . В течение 3-х рабочих дней Вы оплачиваете нам 10% от размера возвращенной страховки за минусом 2 000 руб., которые Вы оплатили нам при заключении договора.

МОСКОВСКАЯ ФИНАНСОВО-ЮРИДИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ
Факультет Финансово-экономический

Кафедра «Финансы и кредит»
КУРСОВАЯ РАБОТА

По дисциплине:
Финансы

Студента
: Пушкина Алексея

На тему: «Формирование финансовых резервов в современной России: их динамика и проблемы развития
»
.

Пушкин А.В. ___________________

(подпись)

Научный руководитель:

Савинский П.Ф. ___________________

(ученая степень, звание, ФИО) (подпись)

Дата сдачи:

«____»______________200__г.

Дата защиты:

«____»_____________200__г.

Оценка: __________________

Москва 2010г.

Введение……………………………………………………………………………………………………………………………………… 3

ГЛАВА I. Теоретические основы формирования и использования финансовых резервов

1.2 Сущность и назначение финансовых резервов…………………………………………………………………… 5

1.3 Виды финансовых резервов………………………………………………………………………………………………… 6

1.4. Формирование и использование финансовых резервов …………………………………………………. 8

2.2 Резервный фонд РФ ……………………………………………………………………………………………………………. 9

2.3. Фонд национального благосостояния России …………………………………………………………………. 11

2.4. Золотовалютные резервы РФ …………………………………………………………………………………………… 13

Список использованной литературы………………………………………………………………………………………. 16

Введение

В рыночных условиях хозяйствования, как и при переходе к рынку, финансовые резервы играют важную роль в качестве стабилизатора экономики. При этом чем тяжелее экономическая обстановка в стране, тем большее значение приобретают финансовые резервы, от наличия и объема которых подчас зависит судьба страны, ее положение в общемировом хозяйстве.

Характерной чертой социальной политики 90-х годов была ее экономическая несостоятельность. Многолетний экономический спад практически не оставлял ресурсов для решения социальных проблем, происходило проедание накопленных за предшествующие десятилетия запасов социального капитала. Сейчас ситуация существенно изменилась. За всю историю Российского государства в его казне еще ни разу не были сосредоточены такие огромные финансовые резервы, как сейчас. В прошлом страна располагала большей территорией, населением, природными ресурсами, более высоким уровнем производства, но вот именно денежный капитал такого масштаба сформировался впервые.

Рост финансовых резервов, связанный с высокими мировыми ценами на топливо, происходит на фоне сохраняющихся сложных экономических и социальных проблем страны. Поэтому в настоящее время очень актуальны вопросы управления финансовыми резервами государства. Однако традиций управления финансовым резервом как капиталом в России просто нет. В прошлые эпохи государство в лучшем случае располагало запасом на черный день. Сегодня мы перешагнули рубеж, отделяющий такую заначку от капитала, который должен работать и приносить прибыль. Но этот фундаментальный факт еще не осознан обществом и не нашел должного отражения в политике государства, поэтому исследования, проводимые в рамках данной работы, носят элементы новизны.

Целью данной работы является изучение динамики финансовых резервов, проблем их развития в современной России и определение путей повышения эффективности управления финансовыми резервами. Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:

Рассмотреть сущность и необходимость финансовых резервов на макроуровне;

Определить виды финансовых резервов и источники их формирования;

Изучить порядок формирования резервов и их использования;

Проанализировать структуру и динамику золотовалютных резервов;

Оценить состояние и перспективы развития Стабилизационного фонда России;

Рассмотреть динамику расходования средств резервного фонда Президента и резервного фонда Правительства по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

Определить перспективы развития и использования финансовых резервов в современной России.

Практической основой данной работы является официальная информация Министерства финансов РФ и Министерства по налогам и сборам РФ. В качестве теоретических источников использовались работы отечественных авторов Вахрина П.И., Нешитой Т.В.

1.2 Сущность и назначение финансовых резервов

Финансовые резервы -денежные средства, находящиеся в распоряжении предприятий, объединений, фирм для осуществления возникающих дополнительных затрат; устранения временных финансовых затруднений и обеспечения нормальных условий деятельности. От англ. contingency funds - особая форма финансовых ресурсов, обособляемых органами государственного и муниципального управления и хозяйствующими субъектами на случай возникновения непредвиденных расходов и специфических потребностей, обусловленных необходимостью ликвидации отрицательных последствий случайных, неожиданно возникших событий и обстоятельств. Предназначены для финансирования текущих и капитальных затрат либо вообще не предусмотренными утвержденными финансовыми планами, либо предусмотренными в меньших объемах, либо не обеспеченными финансовыми источниками из-за недопоступления запланированных доходов. Формирование финансовых резервов объективно предопределено потребностями общественного воспроизводства, нуждающегося в бесперебойном финансировании даже при наступлении непредвиденных событий и различного рода случайностей. Оно происходит на стадии распределения финансовых ресурсов по фондам целевого назначения: фондовая форма функционирования финансовых резервов обусловлена необходимостью их целевого использования. Расходуются финансовые резервы только при наступлении событий, на случай возникновения которых они были предусмотрены, и только на цели, связанные с неблагоприятными последствиями наступивших событий. Если же случайных, непредвиденных событий не происходит, «сэкономленные» (оставшиеся неизрасходованными) финансовые резервы выступают источником накопления финансовых ресурсов, повышая устойчивость финансовой системы. Процессы функционирования финансовых резервов и финансовых ресурсов тесно взаимосвязаны: от величины финансовых ресурсов во многом зависит своевременность и полнота формирования финансовых резервов; использование финансовых резервов по их прямому назначению восстанавливает нормальное течение воспроизводственного процесса даже при наступлении неблагоприятных событий, приводя к бесперебойному формированию финансовых ресурсов.

1.3 Виды финансовых резервов

Финансовые резервы подразделяются на:

1.бюджетные (см. бюджетов">Резервные фонды бюджетов), фонды, образуемые в государственном бюджете для бесперебойного финансирования предусмотренных мероприятий и финансового обеспечения вновь возникающих расходов неотложного характера.

2.страховые (см. Резервы страховые), Страховые резервы - часть имущества страхощика

В отличие от обычной компании, у которой все имущество находится в ее полном распоряжении, имущество страховой компании делится на две части: средства страховых резервов и так называемые «собственные средства» страховщика.

Собственными средствами страховщик может распоряжаться по своему усмотрению, а возможности распоряжения средствами резервов строго регламентированы.

По существу, возможности страховщика по распоряжению средствами резервов состоят в следующем:

* страховщик выплачивает из этих средств страховое возмещение или обеспечение;

* по окончании действия договора страхования часть резервов, соответствующая этому договору, переходит в состав собственных средств страховщика и при этом переходе облагается налогом на прибыль; размер этой части рассчитывается по специальной формуле и зависит от того произошла или не произошла выплата по этому договору и от других причин;

* средства, которые не израсходованы на выплаты и не перешли в состав собственных средств вкладываются в различные объекты инвестиций с целью получения прибыли; говорят, что эта часть средств резервов «размещается».

Другими способами распоряжаться средствами резервов страховщик не может.

3.золотовалютные, англ. gold and foreign exchange reserves) - официальные централизованные запасы резервных ликвидных активов, которые используются для международных макроэкономических расчетов стран, погашения внешних долговых обязательств, регулирования рыночных валютных курсов национальных денежных единиц. Находятся во владении и распоряжении центральных банков и гос., правит, финанс. органов, а также междунар. валютно-кредитных орг-ций.

4.резервные фонды хозяйствующих субъектов,

5.специальные резервные фонды некоторых министерств и ведомств.

Эта классификация финансовых резервов обусловливается группировкой финансовых отношений, их местом и ролью в процессе воспроизводства. В соответствии с ней бюджетные резервы способствуют ликвидации диспропорций и временных нарушений хода социально-экономических процессов; страховые резервы и резервные фонды хозяйствующих субъектов обеспечивают в нужных масштабах и пропорциях непрерывность процесса воспроизводствва на микро- и макроуровне даже при возникновении неожиданных обстоятельств и разного рода случайностей: золотовалютные резервы гарантируют устойчивость национальной валюты; специальные резервные фонды министерств и ведомств и бюджетные резервы позволяют финансировать новые возникающие в течение финансового года потребности, обусловленные научно-техническими достижениями и открытиями; благодаря специальным фондам министерств создаются возможности для резервирования части финансовых ресурсов в рамках отдельных министерств. В зависимости от функционального назначения выделяют финансовые резервы для: 1) осуществления непредвиденных расходов, потребность в которых возникает в ходе выполнения производственно-финансовых планов - частично используются бюджетные резервы (резервные фонды Президента РФ, Правительства РФ, органов исполнительной власти в субъектах РФ, фонды непредвиденных расходов и др.) и резервные фонды хозяйствующих субъектов, а также специальные резервные фонды министерств;

2) обеспечения стабильного исполнения бюджетов всех уровней - используются все виды бюджетных резервов, а в случае необходимости и золотовалютные резервы страны;

3) обеспечения отраслевых расходов (связанных с новыми научно-техническими достижениями и открытиями, оказанием финансовой помощи предприятиям и т.п.) - используются отраслевые фонды министерств и ведомственные резервные фонды Президента РФ и Правительства РФ, формируемые на федеральных и региональных уровнях;

4) покрытия убытков и иного ущерба, вызванного стихийными бедствиями, неблагоприятными погодными условиями, несчастными случаями и другими обстоятельствами - используются разнообразные страховые фонды, страховые резервы, резервные (страховые) фонды хозяйствующих субъектов и (частично) бюджетные резервы.

Финансовые резервы подразделяют также на:

А)стратегические, связанные с освоением новых месторождений полезных ископаемых, укреплением границ государства и т.п. (используются средства Резервного фонда Президента РФ и резервных фондов органов исполнительной власти);

Б)оперативные, предназначенные для ликвидации сбоев в воспроизводственном процессе у хозяйствующих субъектов (за счет страховых фондов) или внутригодовых кассовых разрывов в бюджетах органов власти разных уровней (за счет оборотной кассовой наличности)

Группировка финансовых резервов может осуществляться и в зависимости от уровня их формирования (централизованные и децентрализованные), методов образования (бюджетный, страховой, самострахование) и др. В рыночных условиях хозяйствования, как и при переходе к рынку, финансовые резервы играют важную роль в качестве стабилизатора экономики; при этом чем тяжелее экономическая обстановка в стране, тем большее значение приобретают финансовые резервы, от наличия и объема которых подчас зависит судьба страны, ее положение в общемировом хозяйстве. В России значительная часть финансовых формируется в распоряжении государственных и муниципальных органов управления. Сюда относятся: различные виды бюджетных резервов, создаваемых в федеральных, региональных и местных бюджетах; золотовалютные резервы России; резервные фонды в составе государственных внебюджетных фондов и др. Вместе с тем законы рыночной экономики, как показывает мировой опыт, диктуют необходимость увеличения объема и обеспечения большего разнообразия форм децентрализованных финансовых резервов, образуемых хозяйствующими субъектами.

1.4. Формирование и использование финансовых резервов

Группировка финансовых резервов может осуществляться и в зависимости от уровня их формирования:

1.централизованные,

2.децентрализованные;

А также методов образования: бюджетный, страховой, самострахование

1.бюджетный - который предусматривает создание в составе каждого бюджета резервов, одним из видов которых является оборотная кассовая Наличные;

2.отраслевой - предусматривает создание за счет отчислений из прибыли предприятий финансовых резервов на уровне определенной отрасли. Широко использовался данный метод в командно- административной системе хозяйствования, в рыночной экономике.

3.хозрасчетный - формирование финансовых резервов предприятий, организаций, учреждений;

4.страховой - образование фондов страховых организаций.

В рыночных условиях хозяйствования, как и при переходе к рынку, финансовые резервы играют важную роль в качестве стабилизатора экономики; при этом чем тяжелее экономическая обстановка в стране, тем большее значение приобретают финансовые резервы, от наличия и объема которых подчас зависит судьба страны, ее положение в общемировом хозяйстве. В России значительная часть финансовых резервов формируется в распоряжении государственных и муниципальных органов управления. Сюда относятся: различные виды бюджетных резервов, создаваемых в федеральных, региональных и местных бюджетах; золотовалютные резервы России; резервные фонды в составе государственных внебюджетных фондов и др. Вместе с тем законы рыночной экономики, как показывает мировой опыт, диктуют необходимость увеличения объема и обеспечения большего разнообразия форм децентрализованных финансовых резервов, образуемых хозяйствующими субъектами.

ГЛАВА II. Динамика и проблема развития финансовых резервов в современной России

2.2 Резервный фонд

Резервный фонд Российской Федерации сформирован 1 февраля 2008 года, после разделения Стабилизационного фонда на резервный фонд и Фонд национального благосостояния России. На 1 апреля 2010 года сумма резервного фонда составляла 1 трлн 553,28 млрд руб.Содержание

Описание

Резервный фонд представляет собой часть средств федерального бюджета, подлежащих обособленному учёту и управлению в целях осуществления нефтегазового трансферта в случае недостаточности нефтегазовых доходов для финансового обеспечения указанного трансферта.

Максимальная величина резервного фонда

После формирования нефтегазового трансферта в полном объёме нефтегазовые доходы поступают в Резервный фонд. Нормативная величина Резервного фонда утверждается федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в абсолютном размере, определенном исходя из 10 % прогнозируемого на соответствующий год объёма валового внутреннего продукта. После наполнения Резервного фонда до указанного размера нефтегазовые доходы направляются в Фонд национального благосостояния России.

Резервный фонд формируется за счет:

Нефтегазовых доходов федерального бюджета в объёме, превышающем утверждённую на соответствующий финансовый год величину нефтегазового трансферта при условии, что накопленный объём Резервного фонда не превышает его нормативной величины;

Доходов от управления средствами Резервного фонда.

Совокупный объем средств Резервного фонда

История изменения совокупного объёма средств Резервного фонда Российской Федерации

Дата в млрд. рублей в млрд. долларов США

01.05.2010 1 188,70 40,59

01.04.2010 1 553,28 52,90

01.03.2010 1 763,89 58,90

01.02.2010 1 823,26 59,91

01.01.2010 1 830,51 60,52

01.12.2009 2 238,58 75,07

01.11.2009 2 242,09 77,18

01.10.2009 2 298,00 76,37

01.09.2009 2 706,82 85,74

01.08.2009 2 811,34 88,53

01.07.2009 2 957,54 94,52

01.06.2009 3 127,93 100,95

01.05.2009 3 551,47 106,81

01.04.2009 4 117,67 121,06

01.03.2009 4 869,74 136,33

01.02.2009 4 863,80 137,34

01.01.2009 4 027,64 137,09

01.12.2008 3 661,37 132,63

01.11.2008 3 572,78 134,60

01.10.2008 3 559,19 140,98

01.09.2008 3 504,62 142,60

01.08.2008 3 040,37 129,68

01.07.2008 3 056,52 130,30

01.06.2008 3 069,94 129,32

01.05.2008 3 069,47 129,80

01.04.2008 3 068,43 130,48

01.03.2008 3 082,28 127,81

01.02.2008 3 057,85 125,19

2.3. Фонд национального благосостояния России

Фонд национального благосостояния России сформирован 1 февраля 2008 года, после разделения Стабилизационного фонда на Резервный фонд и Фонд национального благосостояния. На 1 октября 2008 года сумма фонда составляла 1 трлн 228,88 млрд руб. На 1 января 2009 г., по данным Минфина, в Фонде национального благосостояния было 2,6 трлн руб. Содержание [убрать]

Описание

Фонд национального благосостояния представляет собой часть средств федерального бюджета, подлежащих обособленному учету и управлению в целях обеспечения софинансирования добровольных пенсионных накоплений граждан Российской Федерации, а также обеспечения сбалансированности (покрытия дефицита) бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации.

Формирование фонда

Фонд национального благосостояния формируется за счет:

Нефтегазовых доходов федерального бюджета в объеме, превышающем утвержденный на соответствующий финансовый год объем нефтегазового трансферта, в случае, если накопленный объем средств Резервного фонда достигает (превышает) его нормативную величину;

Доходов от управления средствами Фонда национального благосостояния.

13 октября 2008 года Президент Д. Медведев подписал пакет законов, ранее принятый Государственной Думой и одобренный Советом Федерации по стабилизации финансовой системы страны в условиях финансового кризиса: в частности, законодательные поправки разрешили размещать средства Фонда национального благосостояния во Внешэкономбанке на депозиты до 31 декабря 2019 года на общую сумму не более 450 млрд рублей по ставке 7 % годовых в порядке, установленном российским правительством. Ранее, 10 октября, Председатель Правительства В. Путин заявил, что в роли оператора размещения госсредств (включая средства Фонда национального благосостояния России) в российские акции и облигации выступит Банк развития (Внешэкономбанк).

Динамика изменений

Дата в млрд. долларов США в млрд. рублей

01.04.2010 89,58 2 630,27

01.03.2010 89,63 2 684,21

01.02.2010 90,63 2 757,89

01.01.2010 91,56 2 769,02

01.12.2009 92,89 2 769,84

01.11.2009 93,38 2 712,56

01.10.2009 91,86 2 764,37

01.09.2009 90,69 2 863,08

01.08.2009 90,02 2 858,70

01.07.2009 89,93 2 813,94

01.06.2009 89,86 2 784,14

01.05.2009 86,30 2 869,44

01.04.2009 85,71 2 915,21

01.03.2009 83,86 2 995,51

01.02.2009 84,47 2 991,50

01.01.2009 87,97 2 584,49

01.12.2008 76,38 2 108,46

01.11.2008 62,82 1 667,48

01.10.2008 48,68 1 228,88

01.09.2008 31,92 784,51

01.08.2008 32,69 766,48

01.07.2008 32,85 770,56

01.06.2008 32,60 773,93

01.05.2008 32,72 773,82

01.04.2008 32,90 773,57

01.03.2008 32,22 777,03

0/>1.02.2008 32,00 783,31

2.4. Золотовалютные резервы РФ

Золотовалютные резервы - государственные запасы золота и иностранной валюты, хранящиеся в центральном банке или в финансовых органах, а также принадлежащие государству золото и иностранная валюта в международных валютно-кредитных организациях.

Золотовалютные резервы России - высоколиквидные финансовые активы, находящиеся в ведении Банка России и Минфина России, включают монетарное золото, специальные права заимствования (СДР), резервную позицию в МВФ и иностранную валюту. Стоимость золотовалютных запасов РФ приводится в пересчете на доллары США на отчетную дату. Публикация данных производится каждый четверг по состоянию на предыдущую пятницу.

Специальные права заимствования (СДР) - стандартная расчетная единица, используемая МВФ и рядом других международных финансовых организаций. СДР не имеют собственной стоимости и реального обеспечения, они используются для безналичных международных расчетов, урегулирования международных торговых балансов и погашения долгов самому МВФ путем записей на специальных счетах. Стоимость СДР в 1969 году определялась золотым паритетом доллара США (35 долларов за унцию), в 1976 г. - на основе корзины валют 16 стран. С 1981 г. стоимость СДР исчисляется ежедневно в национальных валютах ряда стран на основе согласованной Международным валютным фондом корзины валют. МВФ дополняет резервы стран, являющихся его членами, предоставляя им СДР в случае долгосрочной потребности в них. Распределение резервов в СДР обычно производится пропорционально квотам стран - участниц на момент выпуска.

Иностранная валюта - валютные активы Банка России и Минфина России в форме наличных денег, обратных РЕПО с нерезидентами, банковских депозитов в банках-нерезидентах с рейтингом не ниже А по классификации Standard&Poor"s и Fitch или А2 по классификации Moody"s, а также в форме государственных и других ценных бумаг, выпущенных нерезидентами, имеющими аналогичный рейтинг. С 1 июля 2002 г. в резервах России не учитываются краткосрочные операции.

Золотовалютные запасы страны являются финансовым резервом, за счет которого в случае необходимости могут быть произведены государственные долговые выплаты или осуществлены бюджетные расходы. Кроме того, наличие резервов позволяет ЦБ контролировать динамику курса национальной валюты путем интервенций на валютном рынке.

Размер золотовалютных резервов страны должен существенно перекрывать объем денежной массы в обращении, обеспечивать как суверенные, так и частные платежи по внешнему долгу и гарантировать трехмесячный импорт. При достижении такого уровня золотовалютных запасов Центробанк получает возможность эффективно контролировать движение курса национальной валюты и процентных ставок в экономике. Соответствие этим показателям предъявляет требование держать резервы России на уровне $35-40 млрд., что соответствует их текущему уровню.

В развитых странах величина резервов достигает сотен миллиардов долларов США. Так, в Японии, являющейся мировым лидером по данному показателю, она составляет около $360 млрд.; совокупные золотовалютные резервы стран, входящих в зону евро, достигают $260 млрд.; а в Китае их величина равна приблизительно $180 млрд.

Золотовалютные запасы России

На данный момент основная доля золотовалютных резервов России приходится на иностранную валюту - около 90%, еще около 9% - на монетарное золото. Подавляющая часть валютных активов ЦБ РФ номинирована в долларах США (более 80%) и только около 8-10% - в евро, что связано с долларовой ориентированностью эскпортно-импортных операций отечественных производителей.

Доля иностранной валюты (валютных активов) в резервах ЦБ постоянно растет, чему способствует развитие отечественного фондового рынка. При этом доля монетарного золота в запасах неуклонно снижается, что связано с падением надежности подобных инвестиций и развитием других финансовых инструментов. Так, на протяжении последних двух десятилетий рост цен на золото значительно отставал от темпов инфляции - в этом смысле золото уступало акциям и облигациям. Кроме того, золото не является ликвидным активом (т.е. не может в короткий срок быть обращено в наличность) и не приносит центральным банкам никакого дохода. Поэтому смещение акцента в сторону валютных активов вполне понятно. Подобная тенденция наблюдается и в других странах - так, центральные банки ряда государств (в т.ч. Австралии, Бельгии и Голландии) уже начали распродажи золота из своих резервов, а МВФ намерен продать часть принадлежащего ему золота, чтобы профинансировать новые программы помощи бедным странам.

Удалить этот раздел отсюда до жирного шрифта Динамика золотовалютных резервов России в период с января 1996 г. по июнь 2002 г.

Золотовалютные резервы России значительно пострадали в результате кризиса 1998 г. - поддержание курса рубля непосредственно перед наступлением экономического кризиса в 1998 г. обходилось Центробанку в среднем около 8% золотовалютных резервов в неделю. В результате - если во втором квартале 1998 года валютные резервы Центробанка составляли $11,16 млн., то в третьем - $8,8 млн., а в четвертом - уже $7,8 млн.

После кризиса 1998 г. правительству РФ удалось достичь немалых успехов в увеличении размера золотовалютных запасов страны - их размер за последние 2,5 года вырос более чем в два раза, а в 2001 г. - на $8,6 млрд. В основном, этому способствовала благоприятная конъюнктура мировых сырьевых рынков в 2000-2001 гг. и грамотная политика ЦБ, направленная на плавное снижение курса национальной валюты. Наличие золотовалютных резервов в текущем объеме позволит Центробанку проводить независимую монетарную и кредитно-денежную политику.

Золотовалютные резервы РФ сократились за неделю на $4,2 млрд

Объем международных резервов Российской Федерации по состоянию на 24 апреля 2009г. составлял 380,6 млрд долл. против 384,8 млрд долл. на 17 апреля с.г., сообщил департамент внешних и общественных связей Банка России. За неделю золотовалютные резервы Банка России уменьшились на 4,2 млрд долл., или на 1,1%.

По состоянию на 1 января 2009г. международные резервы РФ официально составляли 427,080 млрд долл. В том числе, непосредственно активы в иностранной валюте были 406,205 млрд долл. Таким образом, с начала года российские резервы снизились на 46,48 млрд долл.

За I квартал 2009г. объем международных резервов РФ снизился на 10,1%, или на 43,191 млрд долл. Впрочем, если принимать во внимание официальные прогнозы, темпы расходования золотовалютного запаса во втором полугодии, вероятно, будут более умеренными.

Международные резервы РФ представляют собой высоколиквидные финансовые активы, находящиеся в распоряжении Банка России и Правительства Российской Федерации по состоянию на отчетную дату. Международные резервы складываются из активов в иностранной валюте, монетарного золота, специальных прав заимствования (СДР), резервной позиции в МВФ и других резервных активов.

Динамика расходования золотовалютных резервов России в условиях финансового кризиса

Февраль 2009

Золотовалютные резервы России - это находящиеся в распоряжении Центрального банка Российской Федерации нерублевые средства: валюта, валютные активы, золото. Одно из основных применений золотовалютных резервов - поддержание курса национальной валюты. В связи с этим в последнее время под давлением спекулянтов Банк России вынужден расходовать золотовалютные резервы, чтобы покупать рубли, не допуская резкой девальвации курса национальной валюты.

Основным назначением золотовалютных резервов является сокращение волатильности национальной денежной единицы, связанной с активностью спекулянтов и неравномерностью внешнеэкономической деятельности хозяйствующих субъектов.

Управление резервами - это процесс, обеспечивающий наличие официальных иностранных активов государственного сектора в распоряжении соответствующих органов и осуществление контроля за ними для решения определенного круга задач, стоящих перед страной или союзом. Такому органу, как правило, поручается управление резервами и связанными с ними рисками. Обычно хранение официальных валютных резервов направлено на выполнение ряда задач, к которым, в том числе, относятся:

поддержка и сохранение доверия к мерам политики в области управления денежно-кредитными агрегатами и обменным курсом, в том числе к возможности проведения интервенций в целях поддержки национальной валюты или валюты союза;

ограничение внешней уязвимости путем хранения ликвидных средств в иностранной валюте для нейтрализации шоков во время кризисов или при ограниченном доступе к заимствованию;

внушение участникам рынков определенной степени уверенности в способности страны выполнить свои внешние обязательства;

демонстрация опоры национальной валюты на внешние активы;

оказание помощи Правительству в удовлетворении его потребностей в иностранной валюте и выполнении обязательств по внешнему долгу;

поддержка в случае национальной катастрофы или в чрезвычайных обстоятельствах.

Уровень золотовалютных резервов отражает внешнеэкономический товарооборот и потоки капитала в предыдущие периоды. В соответствии с международной практикой оптимальным уровнем золотовалютных резервов признается тот объем накоплений Центрального банка, который позволяет обеспечивать импорт товаров и услуг в течение 3 месяцев.

МИРОВОЙ ФИНАНСОВЫЙ КРИЗИC КОСНУЛСЯИ РОССИИ

По состоянию на 1 июля 2008 г. общий объем золотовалютных резервов приближался к 500 млрд долл., однако уже на 1 декабря прошлого года он оценивался примерно в 400 млрд долл. Причиной существенного уменьшения объемов золотовалютных резервов России стал начавшийся в сентябре 2008 г. финансовый кризис.

Сокращение золотовалютных резервов связано, во-первых, с бегством из России иностранного капитала, размещавшегося на краткосрочной основе; во-вторых, с валютными интервенциями Банка России; в-третьих, с переоценкой курсов валют, в которые размещены резервы.

Только за последние 2 месяца 2008 г. золотовалютные резервы сократились почти на 100 млрд долл., в основном за счет продажи Банком России валюты с целью поддержания курса рубля. Золотовалютные резервы уменьшаются из-за их переоценки в результате укрепления доллара к евро и фунту стерлингов. Такое их сокращение может привести к печальным последствиям - России понизят суверенный рейтинг, а денег на поддержание курса национальной валюты не останется.

Политика российских властей по отношению к золотовалютным резервам не лишена смысла. Прежде всего она отражает стремление предотвратить панику среди населения и, как следствие, массовое изъятие средств с банковских счетов. Кроме того, Правительство обеспокоено необходимостью обслуживать внешний долг. Так, при сильном ослаблении рубля возникнут еще большие трудности у банков и компаний, которым надо платить по валютным обязательствам.

В современных условиях поддерживать экономику при помощи золотовалютных резервов невозможно. Мировой финансовый кризис поставил Россию перед фактом: необходимо не просто бороться с трудностями, но и полностью менять экономическую модель. Теперь нельзя надеяться на высокие цены на нефть и дешевые кредитные деньги западных банков. В сложившейся ситуации России необходимо искать собственные ресурсы и обеспечить стабильную работу предприятий, а также развивать новые технологии и вкладывать деньги в инфраструктурные проекты.

В настоящее время для предотвращения сокращения золотовалютных резервов предлагается альтернативный сценарий валютного регулирования, который предусматривает свободное изменение курса рубля. В этом случае, по оценкам экспертов, при цене нефти Urals в 60 долл. за баррель реальный эффективный курс российской валюты отступит приблизительно на 15% - до уровня 2005-2006 гг. Такой сценарий для России может оказаться позитивным: экономика, особенно обрабатывающий сектор, получит импульс для дальнейшего развития. В этом случае рост ВВП в 2009 г. вполне может остаться на уровне 5-6%.

РАСХОДОВАНИЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ РЕЗЕРВОВ РОССИИ

В настоящее время расходование средств золотовалютных резервов осуществляется прежде всего с целью поддержания курса рубля и укрепления экономической ситуации в стране, что выражается в поддержке крупных российских предприятий. Ранее большая часть средств золотовалютных резервов направлялась на обслуживание внешнего долга России. Сегодня внешний долг достиг 560 млрд долл., что примерно равняется объему золотовалютных резервов. Однако в связи с мировым финансовым кризисом Правительство России практически прекратило осуществлять выплаты по внешнему долгу.

Сейчас темпы сокращения золотовалютных резервов уменьшаются. Их объем ниже уровня, зафиксированного на начало 2008 г. Рекордное снижение объема золотовалютных резервов пришлось на период с 17 по 24 октября 2008 г. - 31 млрд долл.

Таким образом, основными причинами снижения резервов в последнее время являются не только отток капитала и переоценка резервов из-за падения курса евро, но и перечисление части средств международных резервов во Внешэкономбанк для поддержки российских компаний и банков в условиях глобального финансового кризиса.

В начале декабря 2008 г. Центральный банк РФ сообщил, что в порядке совершенствования методологии статистики международных резервов Российской Федерации и приведения ее в соответствие с мировой практикой в состав валютных резервов включены активы Банка России, размещенные в банках-нерезидентах, в уставном капитале которых имеется значительное долевое участие российских банков.

Однако в дальнейшем уменьшение резервов будет носить не столь масштабный характер. Так, деньги, необходимые банкам и компаниям для погашения внешних долгов, уже конвертированы в валюту, и значительного снижения международных резервов удастся избежать. Было израсходовано резервов на сумму более 100 млрд долл. Около 30 млрд долл. приходится на пересчет валют, примерно 80 млрд долл. связано с перетоками, приблизительно 40 млрд долл. компании зарезервировали на своих зарубежных счетах как резерв для погашения в ближайшие месяцы внешнего долга.

Кроме того, в декабре 2008 г. Банк России допустил 1%-ное ослабление рубля к бивалютной корзине и симметрично расширил ее технический коридор. Плавная девальвация рубля поможет свести к минимуму расходование международных резервов России.

Впрочем, проблему удалось решить лишь до конца 2008 г. По данным Центрального банка РФ, в IV кв. прошлого года российским банкам и компаниям предстояли погашения на 47,5 млрд долл. Эти потребности были удовлетворены за счет 50 млрд долл., которые Банк развития получил из резервов. Но в 2009 г. банкам и компаниям необходимо будет выплатить еще 115,7 млрд долл.

Кроме того, с начала 2009 г. поменяется характер расходования международных резервов - к покрытию с их помощью дефицита торгового баланса добавятся и расходы резервного фонда, и новые инвестиции ФНБ.

Оценка альтернативных стратегий управления резервами и, соответственно, их последствий с точки зрения достаточности резервов, вероятно, облегчается за счет анализа выгоды от хранения резервов и затрат, с этим связанных. Такой анализ направлен на задание значений затрат и отдачи, связанных с хранением большего или меньшего объема резервов, например при помощи оценки затрат на привлечение и хранение дополнительных резервов по сравнению с отдачей от более стабильных потоков капитала, укрепившегося доверия иностранных инвесторов и уменьшения риска распространения кризисных явлений.

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ АДЕКВАТНОСТИ РЕЗЕРВОВ БАНКА РОССИИ

В заключение хотелось бы указать критерии оценки адекватности резервов Центрального банка РФ. К ним относятся:

обеспеченность денежного предложения (критерий валютного правления) - отношение широкой денежной базы к резервам Банка России; оптимальные резервы - 63 млрд долл.;

поддержание стабильности внешней торговли (критерий МВФ) - отношение трех- или шестимесячного объема импорта к резервам Банка России; оптимальные резервы - 42 млрд долл.;

обеспечение стабильного платежного баланса в краткосрочном периоде (критерий Редди) - отношение шестимесячного объема импорта плюс годовых выплат по государственному и частному внешнему долгу к резервам Банка России; оптимальные резервы - 73 млрд долл.

погашения валютных обязательств Правительства («правило Гидотти») - отношение годового объема внешнего долга к резервам Банка России; оптимальные резервы - 10,6 млрд долл.;

Список использованной литературы:

1.«БЮДЖЕТНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» (БК РФ)от 31.07.1998 N 145-ФЗ

(принят ГД ФС РФ 17.07.1998)(действующая редакция)

2. Федеральный закон Российской Федерации от 2 декабря 2009 г. N 308-ФЗ «О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов»

3. Ендовицкий Д. А., Саенко А. Н. «Финансовые резервы организации: анализ и контроль». Издательство: «КноРус»;2007

4. www.consultant.ru/popular/budget/

5. www.labex.ru/page/bud_81.html

29. Экономико-политическая ситуация в России. М.: ИЭПП. Сентябрь 2009

30. www.cbr.ru официальный сайт ЦБ РФ

31. www.nalog.ru - официальный сайт министерства по налогам и сборам РФ.

32. www.minfin.ru - официальный сайт министерства финансов РФ

33. www.kremlin.ru - официальный сайт Президента РФ