Утверждается бюджет. Утверждение местного бюджета. Функции и значение бюджета




Правительство РФ, органы власти субъектов РФ и местного са-моуправления выносят уточненный проект бюджета в соответствую-щий представительный орган. По всем финансовым вопросам и для работы с бюджетом в частности органы представительной власти разных уровней образуют специальные комитеты и комиссии.

Рассмотрение и утверждение федерального закона о федеральном бюджете. В Государственной Думе создан Комитет Государственной Думы по бюджету и налогам; в Совете Федерации — Комитет Совета Федерации по бюджету, налоговой политике, финансовому, валютному и таможенному регулированию, банковской деятельности. Эти комите-ты рассматривают предложения по бюджету других комитетов и ко-миссий палат Федерального Собрания. Комиссии и палаты проводят постатейное рассмотрение представленного бюджета, выносят по нему сводное заключение и представляют его на рассмотрение Государствен-ной Думы.

Центральный банк РФ представляет Государственной Думе со-гласованный с Правительством РФ проект основных направлений денежно-кредитной политики на следующий год.

Правительство РФ вносит на рассмотрение Государственной Думы проект закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год не позднее 15 августа текущего года. В случае возникновения разно-гласий по проекту бюджета органы власти разных уровней образуют согласительную комиссию. Результаты её работы должны быть дове-дены до сведения соответствующих представительных органов власти в установленные сроки. Окончательное решение принимается соответ-ствующим вышестоящим органом представительной власти.

Государственная Дума рассматривает проект закона о федераль-ном бюджете в нескольких чтениях . Это традиционный подход для всех демократических государств. До рассмотрения проекта феде-рального закона о бюджете в первом чтении комитеты и комиссии Думы представляют в Комитет Думы по бюджету и налогам свои заключения по данному законопроекту, на основании которых ука-занный Комитет готовит заключение по проекту бюджета и пред-ставляет его на рассмотрение Думы.

В первом чтении депутаты обсуждают его концепцию и прогноз социально-экономического развития РФ на следующий год, основ-ные направления бюджетной и налоговой политики, основные прин-ципы и расчеты по взаимоотношениям федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ, проект программы государственных внеш-них заимствований РФ в части источников внешнего финансирова-ния дефицита федерального бюджета, а также основные характери-стики федерального бюджета , к которым относятся: доходы феде-рального бюджета по группам, подгруппам и статьям классификации доходов бюджетов РФ; распределение федеральных налогов и сборов между бюджетами субъектов РФ; дефицит федерального бюджета и источники его покрытия; общий объем расходов. Комитеты Государ-ственной Думы готовят и направляют в Комитет по бюджету заклю-чения по указанному законопроекту и предложения о принятии или об отклонении указанного законопроекта.

В случае отклонения проекта федерального закона о бюджете в первом чтении Государственная Дума может либо передать законо-проект в согласительную комиссию, состоящую из представителей Думы, Совета Федерации и Правительства РФ, по уточнению основ-ных характеристик федерального бюджета, либо вернуть его в Пра-вительство РФ на доработку, либо поставить вопрос о доверии Пра-вительству РФ. В случае передачи проекта федерального бюджета в согласительную комиссию она разрабатывает согласованный вариант основных характеристик федерального бюджета на следующий год и представляет проект закона о федеральном бюджете на рассмотрение Государственной Думы повторно в первом чтении.

Решение согласительной комиссии принимается раздельным голосо-ванием ее членов от Государственной Думы, Совета Федерации, Пра-вительства РФ. Решение считается принятым стороной, если за него проголосовало большинство присутствующих на заседании согласитель-ной комиссии представителей данной стороны. Результаты голосования каждой стороны принимаются за один голос. Решение считается согла-сованным, если его поддержали три стороны. Решение, против которо-го возражает хотя бы одна сторона, считается несогласованным.

По итогам рассмотрения в первом чтении проекта закона о феде-ральном бюджете принимается постановление Государственной Думы о принятии в первом чтении проекта федерального закона о федеральном бюджете.

Если Государственная Дума не принимает решение по итогам ра-боты согласительной комиссии, проект закона о федеральном бюдже-те считается повторно отклоненным. Повторное отклонение проекта федерального бюджета возможно лишь в случае, если Государствен-ная Дума ставит вопрос о доверии Правительству РФ.

Если феде-ральный бюджет на очередной финансовый год возвращают на дора-ботку в Правительство РФ, то он дорабатывается в течение 20 дней с учетом предложении и рекомендаций, изложенных в заключениях комитетов по бюджету и экономической политике, вносится дорабо-танный законопроект на повторное рассмотрение Думы в первом чтении. При повторном внесении указанного законопроекта Государ-ственная Дума рассматривает его в первом чтении в течение 10 дней со дня повторного внесения.

В случае отставки Правительства РФ в связи с отклонением про-екта закона о федеральном бюджете вновь сформированное Прави-тельство РФ представляет новый вариант проекта закона о феде-ральном бюджете на очередной финансовый год не позднее 30 дней после его сформирования.

При рассмотрении Государственной Думой проекта закона о фе-деральном бюджете во втором чтении утверждаются расходы: феде-рального бюджета по разделам функциональной классификации рас-ходов бюджетов РФ в пределах общего объема федерального бюдже-та, утвержденного в первом чтении, и размер Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ. Госдума рассматривает во втором чтении закон о бюджете в течение 15 дней со дня принятия его в первом чтении.

Именно во втором чтении Дума направляет в органы исполнитель-ной и представительной власти субъектов Федерации сведения о рас-пределении доходов от федеральных налогов и сборов между бюджета-ми РФ, утвержденном при первом чтении, а также о размере Феде-рального фонда финансовой поддержки субъектов РФ и распределении его средств, утвержденных во втором чтении. Если бюджет отклоняется во втором чтении, он передается в согласительную комиссию.

При рассмотрении проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной год в третьем чтении утверждаются расходы федерального бюджета по подразделам функциональной классифика-ции расходов бюджетов РФ и главным распорядителям средств фе-дерального бюджета по всем четырем уровням функциональной классификации расходов бюджетов РФ.

Рассматривается распределе-ние средств Федерального фонда финансовой поддержки для всех субъектов РФ, расходы на финансирование федеральных целевых программ и т. д. Субъекты права законодательной инициативы на-правляют свои поправки по третьему чтению в думский Комитет по бюджету. Государственная Дума рассматривает проект закона о бюд-жете в третьем чтении в течение 25 дней со дня принятия указанно-го законопроекта во втором чтении.

Поправки по распределению средств Федерального фонда финан-совой поддержки субъектов Федерации предварительно должны быть рассмотрены Комитетом по бюджету, налоговой политике, фи-нансовому, валютному и таможенному регулированию, банковской деятельности Совета Федерации.

Затем Государственная Дума рассматривает проект закона о феде-ральном бюджете в четвертом чтении в течение 15 дней со дня приня-тия указанного законопроекта в третьем чтении. На этом этапе рассмот-рения проекта бюджета законопроект голосуется в целом и внесение в него поправок не допускается. Принятый Думой закон о федеральном бюджете на очередной год передается на рассмотрение Совету Федера-ции в течение пяти дней после его принятия.

Рассмотрение федерального закона о федеральном бюджете в Совете Федерации. Совет Федерации рассматривает федеральный закон о федеральном бюджете на очередной финансовый год в тече-ние 14 дней со дня представления его Государственной Думой; при этом закон на предмет его одобрения голосуется в целом. Одобрен-ный Советом Федерации закон в течение пяти дней направляется Президенту РФ для его подписания и обнародования.

В случае отклонения федерального закона Советом Федерации он посылается в согласительную комиссию. Согласительная комис-сия выносит на повторное рассмотрение Думой закон о федеральном бюджете в течение 10 дней. Государственная Дума повторно рас-сматривает закон о бюджете в одном чтении.

В случае несогласия Государственной Думы с решением Совета Федерации закон о федеральном бюджете считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее двух третей общего числа депутатов Думы.

Секретные статьи федерального бюджета рассматриваются на за-крытом заседании палат Федерального Собрания. Порядок расходо-вания средств специальных секретных программ устанавливается Президентом РФ.

В случае отклонения Президентом РФ закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год указанный закон передается в согласительную комиссию. В этом случае в согласительную комис-сию включается представитель Президента РФ.

Если федеральный закон о федеральном бюджете на очередной финансовый год не вступает в силу до начала года (в случае непри-нятия Думой проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год до 1 декабря текущего года, а также в случае невступления в силу закона о федеральном бюджете на оче-редной финансовый год по другим причинам до 1 января очередного года), Дума может принять закон о финансировании расходов из фе-дерального бюджета в первом квартале очередного финансового года. В этом случае федеральные органы исполнительной власти произво-дят расходование средств федерального бюджета в соответствии с указанным федеральным законом.

В Бюджетном кодексе РФ также урегулированы случаи внесения изменений и дополнений в федеральный закон о федеральном бюджете. В случае изменения финансирования по сравнению с утвержденным федеральным бюджетом более чем на 10% орган исполнительной власти вносит проект федерального закона о внесении изменений и дополнений в федеральный закон о федеральном бюджете, который рассматривается в Государственной Думе снова в трех чтениях в течение 15 дней.

Если проект закона о внесении изменений и дополнений не принимается в указанный срок, Правительство РФ имеет право на пропорциональное сокращение расходов бюджета, если в законе о бюджете не предусмотрено иное.

На территории каждого субъекта Федерации и муниципального образования порядок и условия рассмотрения и утверждения бюджета устанавливаются представительными органами власти , которые принимают самостоятельные положения о бюджетном процессе на соответствующей территории.

Каждое государство имеет свой бюджет. Определение этого термина знакомо большинству российских граждан. В ряде случаев его называют "главным финансовым законом" или "документом" государства. Однако есть также бюджеты региональные и муниципальные. Их функционирование имеет особенности. Какова структура бюджетной системы РФ? Как принимается "главный" финансовый закон государства?

Определение термина

"Бюджет" - это по-английски "сумка". То есть некий резерв, который сегодня чаще всего понимается как финансовый. Им может располагать государство, какой-либо из входящих в его состав регион, город, семья, или отдельный человек. Есть бюджет организации, которая может не иметь отношения к государству. Термин, о котором идет речь - универсальный. У каждого может быть своя структура бюджета. Конечно, этот термин, как правило, звучит применительно к делам государственным. Каким образом будет звучать его корректное определение?

В среде российских экспертов распространено следующее. Бюджет - это составленная правительством страны, региона или города роспись доходов и издержек в привязке к конкретному временному периоду, которая утверждена в установленном законодательном порядке. Исчисление выручки и расходов, как правило, расчетное - отражающее наиболее вероятный сценарий.

В экономике России ролью бюджетной сферы очень значима. Некоторыми экспертами она определяется как ведущая. И потому изменения внешней конъюнктуры, влияющие на доходы бюджета, могут рассматриваться как негативные факторы развития национальной экономики РФ и роста доходов граждан.

Уровни бюджета в России

В российской практике есть несколько уровней составления и - федеральный, региональный, а также местный. В унитарных государствах региональный уровень может отсутствовать. В тех, где особенно сильны традиции федерализма, например, в США - даже муниципальные бюджеты могут подразделяться на иные форматы.

Есть вариант, при котором цифры по каждому их уровней российского бюджета складываются. Формируется общий свод финансовых показателей. В этом случае получается консолидированный бюджет страны. Он используется, если нужно составить прогноз или расчет макроэкономического характера.

Доходы и расходы бюджета

За счет каких источников зарабатывает государство, регион или муниципалитет? Каковы основные источники бюджета? К доходам чаще всего причисляются налоги, акцизы, пошлины и прочие сопутствующие им сборы. Направляются они в казну в безвозвратном порядке. Хотя в ряде случаев законом предусмотрены определенного рода вычеты, в рамках которых механизмы, относительно близкие по форме к обратным выплатам из бюджета, все же задействуются.

К расходам относятся денежные средства, которые, в соответствии с нормами, установленными законом, направляются на финансирование задач, выполняемых органами государственной и муниципальной власти. Взаимодействие между отдельными объектами получения этих средств называется бюджетной системой.Расходы бюджета могут классифицироваться по двум основным критериям. Во-первых, это ведомственная их принадлежность. Расходы в этом случае группируются, исходя из распределения ассигнований в привязке к конкретным получателям. Во-вторых, возможна также и экономическая классификация. В этом случае расходы группируются, исходя из их сущности, отраслевой направленности.

Функции и значение бюджета

Дополним определение сведениями о том, какие основные функции он выполняет. Во-первых, это справедливое перераспределение финансовых ресурсов в рамках национального дохода. Дело в том, что разные регионы страны, если говорить о России, обладают неодинаковым уровнем экономического развития. Оттуда, где поступлений больше, помощь идет туда, где есть потребность в финансовой поддержке. Во-вторых, бюджет стимулирует развитие национальной экономики за счет наделения граждан, работающих в госорганах, покупательной способностью. В-третьих, он обеспечивает развитие ключевых социально значимых сфер - образования, медицины, армии.

Структура и уровни бюджета

Рассмотрим, как устроена структура бюджета государства. Выше мы назвали его функции. Для корректного их выполнения нужна соответствующая система, решающая задачи по перераспределению денежных средств и последующему контролю над их использованием. Таким образом, бюджет - это ресурс, как правило, централизованный, и предусматривающий иерархию субъектов, его использующих.

Каким образом осуществляется распределение полномочий по освоению государственного финансового ресурса? Главная роль здесь принадлежит Федеральному казначейству. Каким образом осуществляется взаимодействие между центром и субъектом федерации в области решения ведомственных задач? За работу в области образования отвечает федеральное Министерство, осуществляющее контроль над структурами рангом ниже. Аналогично - в других ведомствах - Минздраве, МВД. Структура бюджета в аспекте распределения средств между федеральным центром и регионами в России схожа с моделью государственного управления. Есть региональные Управления федерального казначейства. На них и возложена задача по распределению и кассовому ведению бюджетных финансовых потоков.

Бюджет региона, таким образом, осваивается в ходе непосредственного взаимодействия органов власти субъекта федерации с Казначейством. Вместе с тем, законодательством определены каналы, с помощью которых регион может сам пополнять свои финансовые резервы. Бюджет края и иных субъектов федерации может пополняться за счет региональных налогов, а также долей, получаемых с некоторых разновидностей федеральных сборов.

Несколько иначе дело обстоит, если вести речь о муниципальном уровне. Городской бюджет и управление им в значительной мере отдалены от государственной компетенции. Доходы для его пополнения муниципалитеты призваны извлекать своими силами. Основные ресурсы для этого - продажа имущества, находящегося в собственности города или района, а также платные услуги, оказываемые муниципальными учреждениями. В некоторых случаях на уровень местного бюджета поступают дополнительные ассигнования от государства. Также, муниципальная казна пополняется за счет взимаемых в соответствии с законодательством налогов - непосредственно, или в качестве предусмотренных нормативными актами отчислений от структур ФНС. Возможно пополнение бюджета города за счет некоторых видов государственных пошлин, взимаемых банками, что ведут работу на территории муниципалитета.

Бюджеты муниципалитетов, подобно их федеральному аналогу, могут иметь консолидированный формат. То есть, являть собой совокупности соответствующих доходов и расходов, отражающих отдельные поселения. Бюджеты которых, в свою очередь, могут формироваться расположенными на их территории населенными пунктами. Разработка этих локальных финансовых документов может вестись на уровне органов самоуправления самостоятельно.

Задача муниципалитетов - обеспечить необходимую сбалансированность локальных бюджетов, соблюдение предписаний, установленных на уровне федерального законодательства. Сюда входит политика в области решения проблем с дефицитным исполнением долговыми обязательствами.

Основная область взаимодействия муниципалитетов и государственных органов в области бюджетной политике - отчетность первых в отношении вторых. В порядке, который определяется соответствующими законодательными актами, муниципалитеты направляют в региональные структуры власти отчеты о том, как местный бюджет исполнен.

Дефицит и профицит

Бюджет может быть дефицитным, профицитным и сбалансированным. В первом случае доходы за один и тот же период - ниже расходов. Во втором случае - наоборот. В третьем наблюдается равенство (при минимально допустимых отклонениях). В среде экономистов многие эксперты нормой считают дефицит (при условии, что он не очень большой). Плановый бюджет во многих случаях по умолчанию составляется таким. Как правило, в состоявшихся, конкурентоспособных экономиках его всегда есть, чем восполнить. Чем же?

Во-первых, это выпуск различного рода ценных бумаг (как правило, это государственные облигации). Инвестор покупает их, взамен на некое обязательство (обычно, это выплата процентов через некоторое время), государство - использует полученные средства на компенсацию дефицита бюджета. В России такие облигации тоже есть.

Во-вторых, это могут быть бюджетные ссуды. которые могут быть получены из региональных и муниципальных финансовых резервов.

В-третьих, бюджету может помочь Центробанк, предоставив необходимые средства.

Вышеуказанные механизмы восполнения дефицита относятся к внутренним. Но также есть и внешние ресурсы. К таковым относятся:

Продажа облигаций на международном рынке;

Привлечение кредитов от зарубежных частных структур;

Займы от иностранных правительств;

Часто внутренние и внешние механизмы задействуются одновременно. Многими экспертами считается, что чем больше доверия к экономике государства у национальных и международных кредиторов, тем меньше опасений может быть у правительства по поводу дефицита бюджета. Поэтому, полагают аналитики, нет особого смысла удивляться тому, что у многих развитых государств, в том числе и у США, долг по государственным обязательствам равен 100% от ВВП и даже больше. Значит, кредиторы в достаточной мере доверяют стабильности экономик тех стран, где они покупают облигации. Хотя, есть и противоположная точка зрения. По ней платежи в бюджет за счет займов бесконечно обеспечивать нельзя. Рано или поздно у государства закончатся ресурсы для обслуживания внешних долгов.

Как принимается российский бюджет

Рассмотрев, что такое бюджет, определение этого термина, изучим то, как он принимается. На примере механизмов, работающих в России. Сначала о том, как происходит составление бюджета.

Процедура, о которой идет речь, подразумевает определение необходимого объема средств, которые нужны государству для финансирования работы ведомств, ответственных за решение тех или иных задач. Проект бюджета разрабатывает Минфин России. Как правило, работа над бюджетом определенного года начинается в уже январе предыдущего.

Первым делом, Минфин моделирует различные сценарии, в рамках которых может развиваться экономика страны. Если они будут одобрены Правительством, то ведомство начинает проработку источников доходов и структуры расходов. Важно успеть сделать это до 15 июля. После - вновь направляется на рассмотрение Правительством. У него есть месяц на то, чтобы внести предложения по доработке документа. После - бюджет идет на рассмотрение в Госдуму. Этот процесс проходит в несколько этапов.

Сначала проект бюджета изучают сами депутаты Госдумы. В этом также участвуют эксперты, привлеченные Комитетом по бюджету. Следом, документ направляется в другие структуры Госдумы, Президенту и в Счетную палату с тем, чтобы было дано заключение. После прохождения всех этих этапов начинается утверждение бюджета.

Процесс утверждения бюджета

Этот процесс, так же как и подготовка основного финансового документа государства, начинается в Госдуме. Всего должно пройти четыре чтения.

В рамках первого депутаты Госдумы обсуждают концепцию бюджета, сопоставляют ее с прогнозом развития экономики страны, а также с приоритетами в налоговой политике. Идет изучение основных характеристик документа - источников доходов, расходов, наличие или отсутствие в планах исполнения бюджета дефицита.

Во втором чтении утверждаются расходные статьи по установленной схеме классификации. Определяется величина Фонда поддержки субъектов РФ. Срок, в который Госдуме нужно успеть рассмотреть бюджет во втором чтении, с момента принятия его в первом - 15 дней.

В рамках третьего чтения определяются конкретные статьи по расходам, а также фиксируется ведомства, ответственные за корректное использование денежных средств. Срок, в который нужно уложиться Госдуме с момента принятия документа во втором чтении - 25 дней.

Четвертое чтение включает рассмотрение возможных поправок к бюджету. Также изучаются варианты с распределением выручки и издержек поквартально.

Прошедший все стадии обсуждения в Госдуме проект бюджета направляется в верхнюю палату Парламента России - Совет Федерации. Если сенаторы принимают документ, он передается на подпись главе государства. После - приобретает статус Федерального закона. Со следующего года предусмотренные в нем положения начинают реализовываться.

Исполнение бюджета

Бюджет - это закон, подлежащий корректному исполнению. Ответственное за него ведомство - Федеральное казначейство, подотчетное Правительству РФ. Некоторые эксперты особо подчеркивают тот факт, что в ходе исполнения бюджета структурам исполнительной власти нельзя вносить какие-либо поправки в документ. Они должны иметь статус федеральных законов, которые также принимаются с участием Госдумы, Совета Федерации и Президента. Бюджет - это документ, который по умолчанию предполагает реализацию в исходном виде. Если есть необходимость пересмотреть расходные статьи главного финансового документа государства (как правило, в таких случаях речь идет об их сокращении), то реализуется процедура секвестра. В РФ ее особенность такова, что, если органы власти примут соответствующее постановление, то расходы в рамках бюджета сокращаются по всем статьям - в каждом месяце с момента принятия закона о секвестре и до конца года.

Контролируют то, как исполняется бюджет, вместе с тем, обе Если это представительные структуры - то речь идет о парламентском контроле. Если это ведомства, подотчетные правительству - то соответствующий надзор именуется административным.

Функции по возложены на Счетную Палату. Это ведомство обладает полномочиями по проведению проверок - в министерствах, подведомственных им структурах, а также на предприятиях, которые могут быть тем или иным образом вовлечены в исполнение бюджета. Счетная палата обязуется каждый квартал представлять в законодательные структуры отчеты о том, как исполняется главный государственный финансовый закон. Также, этот парламентский орган дает заключения по отчету, формируемому Правительством, который также касается хода исполнения бюджета.

Как осуществляются аналогичные процедуры на региональном и муниципальном уровнях? В целом, процедуры схожи с теми, что осуществляются федеральными структурами власти при условии соответствия Бюджетному Кодексу РФ.

Наибольшие отличия могут наблюдаться в процедурах, осуществляемых на муниципальном уровне. Так, например, в ряде городов и районов России роль мэра города - ведущая, в чем-то схожая с положением Президента соотносительно с другими органами власти. Но есть муниципалитеты, где должность главы администрации - скорее номинальна. Более значимую роль там играет локальный парламент.

Особенность утверждения и рассмотрения муниципальных бюджетов в том, что все факты, касающиеся этого процесса, должны быть официально опубликованы. Это касается всех этапов работы локальных властей. Начиная от решения о том, что утверждается бюджет и заканчивая отчетом об исполнении главного финансового документа муниципалитета. Также, к информации, подлежащей опубликованию, относятся ежеквартального характера сведения о том, как исполняется бюджет.

Субсидия, субвенция, или же дотация?

Определившись с тем, какова роль бюджета, изучив сущность этого явления, полезном будет ознакомиться с некоторыми терминами, имеющими отношение к главному финансовому документу государства. В среде российских экспертов некоторые из них используются регулярно.

Полезно знать, Под этим термином в России понимаются денежные средства, предоставляемые бюджетом одного уровня в пользу другого. Дотации нужны в тех случаях, когда объект их получения испытывает необходимость в покрытии актуальных расходов. Предоставляется эта мера бюджетной поддержки безвозмездно.

Часто термин "дотации" применяется в одном контексте с "субвенциями". Иногда даже эти два понятия отождествляются. Но это неверно. Под субвенциями в России принято понимать средства, которые бюджет одного уровня передает другому также безвозмездно, однако, для определенных, конкретных целей.

Обоим терминам, названным выше, близка "субсидия". Но различия между ней, субвенцией и дотацией, заметны. Объектом получения денежных средств может быть не только бюджет другого уровня, но также и физлицо, либо организация. Ключевой критерий в данном случае - государственное происхождение капитала. как правило, субсидия - это частичное возмещение расходов. Подразумевается, что объект финансирования находит также и другие источники доходов.

Есть еще одно интересное явление - бюджетный кредит. Это предоставление государственной финансовой поддержки, в свою очередь, на полностью возмездной основе.

Одна из стадий бюджетного процесса — рассмотрение и утверждение федерального бюджета. Проект федерального бюджета на очередной финансовый год вносится в Государственную Думу и одновременно Президенту РФ не позднее 26 августа текущего года.

В течение 3 суток со дня внесения проекта федерального бюджета в Государственную Думу Совет Государственной Думы направляет его в Совет Федерации, другим субъектам права законодательной инициативы, Счетную палату на заключение, а также в комитет по бюджету для подготовки заключения о соответствии представленных документов и материалов установленным требованиям. Если такого соответствия нет, то проект бюджета подлежит возврату Правительству РФ, которое в течение 10 дней должно его доработать и представить в Государственную Думу.

В Государственной Думе федерального бюджета рассматривается в трех чтениях .

В первом чтении , которое длится 30 дней, Государственная Дума обсуждает и принимает (или не принимает) общие показатели федерального бюджета: общий размер доходов с выделением прогнозируемого объема нефтегазовых доходов федерального бюджета, расходов, дефицит. Предметом обсуждения является также прогноз социально-экономического развития РФ на очередной финансовый год и общая концепция федерального бюджета, включающая основные направления бюджетной и налоговой политики; основные принципы и расчеты во взаимоотношениях федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ; пределы внешних заимствований, условно утверждаемые расходы; объем нефтегазового трансферта в очередном финансовом году и плановом периоде; нормативная величина Резервного фонда. При этом обязательно указываются прогнозируемый объем валового внутреннего продукта и уровень инфляции.

Обсуждая прогноз социально-экономического развития, Государственная Дума тем самым соглашается или нет с общими прогнозными оценками доходов федерального бюджета на очередной финансовый год. Она может поставить под сомнение реалистичность прогноза, например занижение Правительством реальных показателей роста ВВП, или усомниться в правильности выбранной налоговой политики. Поэтому, по существу, первое чтение — это оценка Государственной Думой проделанной Правительством РФ работы и одобрение или нет проводимой ею экономической политики. Вот почему первое чтение является таким важным.

Если Государственная Дума не принимает проект бюджета в первом чтении, то она может:

  • передать законопроект о федеральном бюджете в согласительную комиссию, которая формируется из представителей Государственной Думы, Совета Федерации, Правительства и которая обязана в течение 10 дней представить согласованный вариант;
  • вернуть законопроект в Правительство РФ, которое в течение 20 дней обязано доработать проект бюджета и представить его на рассмотрение в Государственную Думу.

Если Государственная Дума не принимает решения по основным характеристикам федерального бюджета по итогам работы согласительной комиссии или дополнительной работы Правительства РФ, то проект федерального бюджета считается повторно отклоненным в первом чтении.

При повторном отклонении в первом чтении проекта бюджета Государственная Дума не имеет права повторно направлять его в согласительную комиссию или возвращать Правительству. Повторное отклонение проекта федерального бюджета равносильно постановке вопроса о доверии Правительству РФ и его роспуске.

Если Государственная Дума принимает проект федерального бюджета в первом чтении, то это означает, что основные показатели бюджета: общие размеры доходов и расходов, а также размер дефицита федерального бюджета приняты и не могут быть изменены в последующих чтениях.

Уже до первого чтения Государственная Дума должна принять изменения и дополнения в законодательные акты РФ о тарифах страховых взносов в государственные внебюджетные фонды на очередной финансовый год.

Во втором чтении Государственная Дума рассматривает и утверждает:

  • приложение к федеральному закону о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, устанавливающее перечень главных администраторов доходов федерального бюджета;
  • приложение, устанавливающее перечень главных администраторов источников финансирования дефицита бюджета;
  • бюджетные ассигнования (за исключением утвержденных в первом чтении условно утвержденных расходов) по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов классификации расходов федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период;
  • приложение, устанавливающее распределение между субъектами РФ межбюджетных трансфертов;
  • программа предоставления государственных финансовых и государственных экспортных кредитов;
  • программа государственных внутренних заимствований;
  • программа государственных внешних заимствований;
  • программа государственных гарантий в валюте РФ и в иностранной валюте;
  • приложение по долгосрочным (федеральным) целевым программам с указанием бюджетных ассигнований, направленных на финансовое обеспечение указанных программ;
  • текстовые статьи проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.

До второго чтения Государственная Дума должна принять федеральные законы о бюджетах государственных внебюджетных фондов, о повышении минимального размера пенсии, о порядке индексации и перерасчете государственных пенсий, о повышении минимального размера оплаты труда.

Государственная Дума рассматривает проект бюджета во втором чтении в течение 35 дней со дня его принятия в нервом чтении. В основном всей работой по сбору и обобщению поправок занимается Комитет по бюджету, который в течение 10 дней готовит сводные таблицы поправок по разделам, подразделам, целевым статьям, видам расходов классификации расходов Федерального бюджета и направляет указанные таблицы в соответствующие профильные комитеты и в Правительство РФ.

Профильный комитет рассматривает направленные ему Комитетом по бюджету таблицы поправок и представляет результаты рассмотрения поправок в Комитет по бюджету, который рассматривает указанные материалы, принимает решение, формирует сводные таблицы поправок, рекомендованных к принятию или отклонению, и выносит их на рассмотрение Государственной Думы. Поправки по межбюджетным трансфертам бюджетам субъектов РФ рассматриваются в Комитете по бюджету только после их предварительного рассмотрения Комитетом Совета Федерации по бюджету.

Если Государственная Дума при рассмотрении во втором чтении проекта бюджета не поддерживает предложения Комитета по бюджету, она может рассмотреть альтернативные варианты бюджета.

Если Государственная Дума отклоняет во втором чтении проект федерального бюджета, она передает указанный законопроект в согласительную комиссию.

В третьем чтении , которое длится в течение 15 дней со дня принятия проекта бюджета во втором чтении, Государственная Дума рассматривает и утверждает расходы федерального бюджета по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов классификации расходов федерального бюджета, предусмотренным отдельными приложениями к федеральному закону о федеральном бюджете, принятыми во втором чтении. Утверждаются также ведомственная структура расходов федерального бюджета на очередной финансовый год и ведомственная структура расходов федерального бюджета на первый и второй годы планового периода. Для рассмотрения в третьем чтении законопроект выносится на голосование в целом.

Принятый Государственной Думой Федеральный закон о федеральном бюджете на очередной финансовый год в течение пяти дней со дня принятия передается на рассмотрение Совета Федерации.

Совет Федерации рассматривает в целом Федеральный закон о бюджете на очередной финансовый год в течение 14 дней со дня его представления Государственной Думой. В случае отклонения федерального бюджета Советом Федерации он передается в согласительную комиссию, которая в течение 10 дней выносит на повторное рассмотрение Государственной Думы согласованный Федеральный закон о федеральном бюджете на очередной финансовый год. Государственная Дума повторно рассматривает федеральный бюджет только в одном чтении. Если Государственная Дума не согласна с решением Совета Федерации, то Федеральный закон о федеральном бюджете считается принятым, если при повторном голосовании в Государственной Думе за него проголосовало не менее 2/3, общего числа депутатов Государственной Думы.

Одобренный Советом Федерации Федеральный закон о бюджете в течение пяти дней со дня одобрения напраачяется Президенту РФ для подписания и обнародования. Если Президент РФ отклоняет федеральный бюджет, то он передается в согласительную комиссию, куда включается также представитель Президента РФ.

Если до 15 декабря текущего года Федеральный закон о федеральном бюджете на очередной финансовый год не принят или по другим причинам не вступил в силу до 1 января, то орган, исполняющий бюджет, правомочен выделять средства, но не более 1/4 ассигнований предыдущего года в расчете на квартал или не более 1/12 — в расчете на месяц. Если закон о бюджете не вступил в силу через три месяца после начала финансового года, то орган, исполняющий бюджет, не имеет права: предоставлять бюджетные средства на инвестиционные цели; выделять бюджетные средства на возвратной основе; предоставлять субвенции негосударственным юридическим лицам; осуществлять заимствования в размере более 1/8 объема заимствований предыдущего финансового года в расчете на квартал; формировать резервные фонды органов исполнительной власти и осуществлять расходы из этих фондов.

Проект закона (решения) о бюджете на очередной финансовый год (вместе с вышеназванными документами и материалами) вносится органом исполнительной власти, органом местного самоуправления на рассмотрение законодательного (представительного) органа, представительного органа местного самоуправления в срок, определенный для федерального бюджета БК РФ, бюджета субъекта РФ – законом субъекта РФ, местного бюджета – правовыми актами местного самоуправления. Этими актами определяется порядок рассмотрения проекта закона (решения) о бюджете и его утверждения. Одновременно с проектом закона о бюджете рассматриваются проекты законов о бюджетах государственных внебюджетных фондах. В процессе рассмотрения в проект закона (решения) могут быть внесены изменения.

Банк России до 26 августа текущего года представляет в Государственную Думу проект основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики на очередной финансовый год.

Рассмотрение и утверждение федерального бюджета

начинается с того, что проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год вместе указанными в ст. 192 БК РФ документами вносится на рассмотрение Государственной Думы РФ не позднее 26 августа текущего года (до 1 октября Правительство и Банк России представляют в ГД дополнительные материалы, указанные в ст. 193 БК РФ). Совет ГД (в период парламентских каникул – её Председатель) направляет проект в Комитет ГД по бюджету для подготовки заключения о формальном соответствии представленных документов требованиям закона, после получения которого проект направляется в Совет Федерации, комитеты Государственной Думы, другим субъектам законодательной инициативы для замечаний и предложений и в Счетную палату РФ на заключение.

Например, по бюджету 2002 года Счетная палата сделала следующие замечания:

Отдельные статьи внесенного законопроекта не соответствуют требованиям БК РФ и иному действующему законодательству;

БК РФ не предусмотрено создание финансового резерва;

Прогноз основных показателей социально-экономического развития на 2002 г. не основывается на надежной оценке ожидаемых параметров в 2001 году;

Прогнозируемые правительством темпы экономического роста и инфляции, заложенные в основу оценки размера ВВП (10600 млрд. руб.), представляются не достаточно обоснованными;

Задача защиты федерального бюджета от внешнего воздействия в достаточной степени не реализована;

Предусматриваемый рост расходов на оборону пока еще не приводит к качественным изменениям в Вооруженных Силах РФ;

Правительством не создана единая система управления государственным долгом, не оптимизирована численность бюджетных учреждений и др

Государственная Дума рассматривает проект бюджета в четырех чтениях.

При этом федеральные законы о внесении изменений и дополнений в законодательные акты РФ о тарифах страховых взносов в государственные внебюджетные фонды на очередной финансовый год должны быть приняты Государственной Думой до утверждения основных характеристик федерального бюджета в первом чтении. Федеральные законы о бюджетах государственных внебюджетных фондов, о минимальном размере пенсии, о размере тарифной ставки (оклада) первого разряда Единой тарифной сетки по оплате труда работников организаций бюджетной сферы, о порядке индексации и перерасчета государственных пенсий, о минимальном размере оплаты труда должны быть приняты Государственной Думой до рассмотрения во втором чтении проекта федерального закона о федеральном бюджете.

В первом чтении ГД обсуждает концепцию и прогноз социально- экономического развития РФ, основные направления бюджетной и налоговой политики, основные принципы и расчеты по

взаимоотношениям федерального бюджета с бюджетами субъектов РФ, проект программы внешних заимствований РФ в части источников внешнего финансирования покрытия дефицита федерального бюджета, а также основные характеристики бюджета. Комитеты ГД направляют в комитет по бюджету заключения по законопроекту, предложения и рекомендац ии о е го принятии или отклонении. На основании заключений комитетов ГД бюджетный комитет готовит свое заключение по законопроекту и проект постановления ГД о принятии в первом чтении федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и об его характеристиках.

Составление бюджетов - стадия бюджетного процесса, на которой определяются состав и объем доходов, расходов и поступлений из источников финансирования дефицита бюджета на очередной финансовый год и плановый период.

Составление проектов бюджетов является исключительной прерогативой Правительства РФ, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления. Непосредственное составление проектов соответствующих бюджетов осуществляют Министерство финансов РФ, финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований.

Составление бюджета основывается на Бюджетном послании Президента РФ; прогнозе социально-экономического развития территории; основных направлениях бюджетной и налоговой политики с целью финансового обеспечения расходных обязательств.

Для своевременного и качественного составления проектов бюджетов требуются необходимые сведения о составе и ставках налогов в соответствии с действующим налоговым законодательством; нормативах отчислений от федеральных, региональных и лестных налогов; предполагаемых объемах межбюджетных трансфертов, предоставляемых из других бюджетов; видах и объемах расходов, передаваемых с одного уровня бюджетной системы РФ ка другой; минимальных уровнях расчетной бюджетной обеспеченности субъектов РФ и муниципальных образований. Финансовые органы имеют право на получение указанных сведений от финансовых органов другого уровня бюджетной системы РФ, а также от иных государственных органов, органов местного самоуправления и юридических лиц.

Проект федерального бюджета составляется и утверждается сроком на три года: очередной финансовый год и плановый период (два последующих года). Основные этапы составления проекта федерального бюджета определены Постановлением Правительства РФ от 29.12. 2007 № 1010 «О порядке составления проекта федерального бюджета и проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период».

Так, в году, предшествующем текущему финансовому году , Правительственная комиссия по бюджетным проектировкам на очередной финансовый год и плановый период (Бюджетная комиссия):

а) до 1 ноября утверждает график подготовки и рассмотрения проектов федеральных законов, документов и материалов, разрабатываемых при составлении проекта федерального бюджета, представленный Министерством финансов РФ совместно с Министерством регионального развития РФ;

б) до 15 декабря рассматривает и согласовывает проекты основных направлений налоговой и таможенно-тарифной, бюджетной политики на очередной финансовый год и плановый период; принимает решения о представлении на рассмотрение Правительства РФ концепций долгосрочных (федеральных) целевых программ (для реализации с очередного финансового года или планового периода).

Правительство РФ до 30 декабря рассматривает уточненный прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на текущий финансовый год, очередной финансовый год и первый год планового периода; утверждает концепции долгосрочных (федеральных) целевых программ.

Большая часть этапов составления проекта федерального бюджета приходится на текущий финансовый год.

Правительство РФ до 15 февраля одобряет основные направления налоговой и таможенно-тарифной политики.

Субъекты бюджетного планирования до 1 марта направляют в Министерство экономического развития РФ и Министерство финансов РФ предложения по подготовке и реализации начиная с очередного финансового года или планового периода бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства, не включенные в долгосрочные (федеральные) целевые программы, а также в Министерство регионального развития РФ - указанные предложения в части, касающейся комплексного территориального развития.

Бюджетная комиссия до 1 апреля рассматривает и согласовывает представляемые не позднее 15 марта указанные предложения.

Субъекты бюджетного планирования - федеральные органы исполнительной власти - до 1 апреля представляют в Правитель ственную комиссию по оценке результативности деятельности федеральных и региональных органов исполнительной власти, а также в Министерство финансов РФ, Министерство экономического развития РФ и Министерство регионального развития РФ проекты докладов о результатах и основных направлениях деятельности (цели, задачи и показатели деятельности).

Правительство РФ до 15 апреля одобряет сценарные условия и основные параметры прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период; предложения по сокращению (изменению структуры) действующих расходных обязательств Российской Федерации начиная с очередного финансового года или планового периода; основные направления бюджетной политики; предложения по бюджетным инвестициям, не включенным в долгосрочные (федеральные) целевые программы.

Субъекты бюджетного планирования до 1 мая направляют в Министерство экономического развития РФ и Министерство финансов РФ предложения по изменению объема и (или) структуры расходных обязательств Российской Федерации на очередной финансовый год и первый год планового периода; по объему и (или) структуре расходных обязательств Российской Федерации на второй год планового периода в части, обусловленной проектами долгосрочных (федеральных) целевых программ, внесением изменений в утвержденные такого рода программы и проектами иных нормативных правовых актов (решений) о подготовке и реализации бюджетных инвестиций из федерального бюджета, а также в Министерство регионального развития РФ - указанные предложения в части комплексного территориального развития и предоставления субсидий бюджетам субъектов РФ.

Бюджетная комиссия до 1 июня рассматривает и согласовывает представляемые не позднее 15 мая Министерством экономического развития РФ указанные выше предложения.

Правительство РФ до 15 июня утверждает основные характеристики федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период; одобряет распределение общего (предельного) объема бюджетных ассигнований на исполнение принимаемых расходных обязательств Российской Федерации; утверждает долгосрочные (федеральные) целевые программы, предлагаемые для реализации начиная с очередного финансового года (плановою периода), а также изменения, вносимые в утвержденные про граммы; принимает акты (вносит изменения в акты) о подготовке и реализации бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства, не включенные в долгосрочные (федеральные) целевые программы; принимает иные решения, необходимые для подготовки проекта закона о федеральном бюджете.

Субъекты бюджетного планирования до 15 июля представляют в Правительственную комиссию по оценке результативности деятельности федеральных и региональных органов исполнительной власти, а также в указанные выше министерства проекты окладов о результатах и основных направлениях деятельности на очередной финансовый год и плановый период, подлежащие уточнению до 1 ноября с учетом рассмотрения проекта федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период Государственной Думой Федерального Собрания РФ.

Рассмотрение и утверждение бюджета - стадия бюджетного процесса, которая относится к компетенции соответствующих законодательных (представительных) органов государственной власти и представительных органов местного самоуправления . На этой стадии реализуется их право бюджетной инициативы, дается оценка представленного исполнительными органами власти проекта бюджета на очередной финансовый год. Бюджетная инициатива представляет собой право законодательных органов и других субъектов права законодательной инициативы вносить изменения в проект бюджета, а также предлагать проекты законов, касающиеся бюджетной сферы.

Успешное рассмотрение и утверждение бюджета невозможны без соблюдения определенных требований, характеризующих взаимоотношения законодательных (представительных) органов власти и органов исполнительной власти в бюджетном процессе.

1. Учет временного фактора - отведение достаточного времени для обсуждения проекта бюджета в представительном органе; принятие бюджета до начала планируемого года с тем, чтобы у исполнительных органов власти не было возможности бесконтрольно использовать бюджетные средства в период до утверждения бюджета; введение временного управления бюджетом в том случае, если закон (решение) о бюджете не вступил в силу с начала финансового года (ст. 190 БК РФ), что ограничивает возможности бюджетополучателей, поскольку финансирование расходов осуществляется исходя из показателей, сложившихся в предшествующем году.

2. Представление в законодательный орган власти проекта бюджета, тщательно разработанного, прозрачного, с необходимыми сведениями: отчетом правительства; заключением органа внешнего финансового контроля (Счетной палаты РФ, контрольно-счетных палат субъектов РФ и муниципальных образований); докладами и заключениями независимых экспертов о финансовом положении; компетентное и беспристрастное отображение бюджетного процесса в средствах массовой информации; возможность подробного изучения предложений правительства о тех или иных расходах, эффективности намечаемых программ.

3. Творческое сотрудничество Государственной Думы и Правительства РФ, создание согласительных комиссий для преодоления возникших разногласий по предметам чтений. Исполнительные органы власти должны давать объективную оценку в своих заключениях на предложения законодательных органов власти об увеличении объема расходов с точки зрения полезности и финансовой возможности их осуществления. Необходимо неукоснительно соблюдать правила принятия новых расходов только при условии указания источника их покрытия или перераспределении существующих расходов. Кроме того, право «вето» органов исполнительной власти всех уровней на принятый представительными органами власти закон о бюджете консолидирует их действия на выработку оптимального бюджета.

4. Определенность с исполнением бюджета текущего года Законодательные органы власти не должны вмешиваться в исполнение бюджета без достаточных на то оснований.

5. Своевременность разработки и утверждения отдельных законов и норм, которые имеют последствия для бюджета (закон о налогах, о выплатах населению и т.п.), одновременное принятие их с утверждением бюджета. Целесообразно рассмотрение и
принятие взаимосвязанных правовых документов пакетом. При этом разработчики законопроектов должны четко обосновать необходимость принятия закона, его концепцию, а также представить финансово-экономическое обоснование.

6. Наличие регламентированной законом процедуры парламентского контроля с определением форм контроля, полномочии законодательных (представительных) органов власти, в том числе возможностью создания собственного контрольного органа для проведения внешнего аудита бюджета.

Правительство РФ вносит на рассмотрение Государственной Думы проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной год и плановый период не позднее 26 августа текущего года одновременно с документами и материалами, характеризующими предварительные итоги и прогноз социально-экономического развития, основные направления бюджетной и налоговой политики; с прогнозом основных параметров бюджетной системы РФ, пояснительной запиской к законопроекту и другими материалами, а также проектами федеральных законов об утверждении отчетов об исполнении федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ в отчетном финансовом году; о бюджетах указанных фондов на очередной финансовый год и плановый период; о страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на очередной финансовый год и плановый период; об изменении сроков вступления в силу (приостановления действия) в очередном финансовом году и плановом периоде отдельных положений федеральных законов, не обеспеченных источниками финансирования в очередном финансовом году и (или) плановом периоде.

Комитет Государственной Думы по бюджету и налогам, ответственный за рассмотрение бюджета, готовит заключения о соответствии представленных документов и материалов требованиям ст. 192 Бюджетного кодекса РФ. Совет Думы выносит решение о принятии законопроекта к рассмотрению нижней палатой либо его возвращении в Правительство РФ на доработку.

Проект указанного закона в течение трех дней направляется в Совет Федерации, комитеты Государственной Думы, другим субъектам права законодательной инициативы (ст. 104 Конституции РФ) для внесения замечаний и предложений, а также в Счетную палату РФ на заключение.

Государственная Дума рассматривает проект федерального закона о федеральном бюджете в трех чтениях , на которые отводится соответственно 35, 30 и 15 дней со дня его внесения или принятия в предыдущем чтении.

Субъекты права законодательной, бюджетной инициативы направляют свои поправки по предметам чтений в Комитет по бюджету и налогам, который проводит экспертизу представленных поправок, готовит сводные таблицы и направляет в соответствующие профильные комитеты Государственной Думы.

В первом чтении обсуждаются концепция проекта федерального бюджета, прогноз социально-экономического развития РФ, основные направления бюджетной и налоговой политики, в том числе указываемые в Федеральном законе о федеральном бюджете прогноз объема валового внутреннего продукта и уровень инфляции, исходя из которых формируются основные характеристики федерального бюджета.

Предметом рассмотрения в первом чтении являются основные характеристики федерального бюджета :

Прогнозируемый в очередном финансовом году и плановом периоде общий объем доходов с выделением объема нефтегазовых доходов;

Приложение к федеральному закону о федеральном бюджете, о нормативах распределения доходов между бюджетами на очередной финансовый год и плановый период, если они не утверждены Бюджетным кодексом РФ;

Общий объем расходов в очередном финансовом году и плановом периоде;

Условно утверждаемые расходы в размере не менее 2,5 % и 5% общего объема расходов федерального бюджета, соответствен но, на первый и второй годы планового периода;

Объем нефтегазового трансферта в очередном финансовом году и плановом периоде;

Верхний предел государственного внутреннего и внешнего долга Российской Федерации на конец каждого года;

Нормативная величина Резервного фонда в очередном финансовом году и плановом периоде;

Дефицит (профицит) федерального бюджета.

При утверждении этих характеристик указываются прогнозируемый в соответствующем финансовом году объем валовою внутреннего продукта и уровень инфляции (потребительских цен), определяемый отношением показателей за декабрь текущего и предыдущего годов.

При утверждении в первом чтении основных характеристик Государственная Дума не имеет права увеличивать доходы и дефицит федерального бюджета, если на эти изменения отсутствуют положительное заключение Правительства РФ.

В случае отклонения в первом чтении проекта закона палата может:

Передать его в согласительную комиссию по уточнению основных характеристик федерального бюджета (далее — согласительная комиссия), состоящую из представителей Государственной Думы, Совета Федерации и Правительства РФ, для разработки согласованного варианта основных характеристик федерального бюджета
в соответствии с предложениями и рекомендациями комитетов, ответственных за рассмотрение предмета первого чтения;

Вернуть указанный законопроект в Правительство РФ на доработку;

Поставить вопрос о доверии Правительству РФ.

Во втором чтении рассматриваются:

Приложения к федеральному закону о федеральном бюджете, устанавливающие перечень главных администраторов доходов федерального бюджета и источников финансирования дефицита федерального бюджета;

Бюджетные ассигнования (за исключением утвержденных в первом чтении условно утверждаемых или утвержденных расходов) по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов классификации расходов федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период в пределах общего объема расходов, утвержденных в первом чтении;

Приложение, устанавливающее распределение между субъектами РФ межбюджетных трансфертов;

Программы на очередной финансовый год и плановый период (Приложения ):

А) предоставления государственных кредитов;

Б) государственных внутренних заимствований Российской Федерации;

В) государственных внешних заимствований Российской Федерации;

Г) государственных гарантий Российской Федерации в рублях;

Д) государственных гарантий Российской Федерации в иностранной валюте;

Текстовые статьи проекта федерального закона о федеральном бюджете.

В третьем чтении утверждается ведомственная структура расходов федерального бюджета на очередной финансовый год, на первый и второй годы планового периода. Затем законопроект выносится на голосование в целом.

После принятия Государственной Думой федерального закона о федеральном бюджете его в течение пяти дней передают в Совет Федерации, так как согласно Конституции РФ он подлежит обязательному рассмотрению верхней палатой. В течение 14 дней со дня представления Совет Федерации рассматривает этот закон и голосует за его одобрение в целом. Затем данный закон в течение пяти дней со дня одобрения Советом Федерации направляется Президенту РФ для подписания и обнародования.

В ст. 190 Бюджетного кодекса РФ предусмотрено «Временное управление бюджетом ». Если закон (решение) о бюджете не вступил в силу с начала текущего года, то финансовый орган вправе ежемесячно доводить до главных распорядителей бюджетных средств бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств в размере не более 1 / 12 части указанных показателей в отчетном финансовом году. Иные показатели применяются в размерах (нормативах) и порядке, которые были установлены законом (решением) о бюджете на отчетный финансовый год.

Порядок распределения и (или) предоставления межбюджетных трансфертов другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации сохраняется в виде, определенном на отчетный финансовый год.

Если закон (решение) о бюджете не вступил в силу через три месяца после начала финансового года, то финансовый орган организует исполнение бюджета при соблюдении указанных условий. При этом он не имеет права доводить лимиты бюджетных обязательств и бюджетные ассигнования на бюджетные инвестиции и субсидии юридическим и физическим лицам, установленные Бюджетным кодексом Российской Федерации; предоставлять бюджетные кредиты; осуществлять заимствования в размере более 1 / 8 объема заимствований в предыдущем финансовом году в расчете на квартал; формировать резервные фонды.

Однако перечисленные ограничения не распространяются на расходы, связанные с выполнением публичных нормативных обязательств, обслуживанием и погашением государственного (муниципального) долга, выполнением международных договоров.

На региональном и местном уровнях рассмотрение и утверждение бюджетов осуществляются в аналогичном порядке с учетом некоторых особенностей, связанных с однопалатной структурой законодательных (представительных) органов; меньшим числом чтений; подписанием закона (решения) о бюджете высшим дол ж ностнымлицом субъекта РФ (главой муниципального образования) и др.

Проекты региональных и местных бюджетов составляются сроком на один год или на три года. При составлении проекта бюджета на очередной финансовый год разрабатывается и утверждается среднесрочный финансовый план субъекта РФ, муниципального района, городского округа. Под этим планом понимается документ, содержащий основные параметры регионального (местного) бюджета. Проект среднесрочного финансового плана представляется в законодательный (представительный) орган одновременно с проектом бюджета. Значения показателей указанных проектов должны соответствовать друг другу.

При составлении проектов бюджетов субъектов РФ, их рассмотрении и утверждении органы государственной власти субъектов РФ руководствуются положениями Бюджетного кодекса РФ, другими федеральными нормативными актами, а также собственным законодательством, в частности законом о бюджетном устройстве и бюджетном процессе на соответствующей территории, ежегодно принимаемым законом о региональном бюджете на очередной финансовый год и плановый период и
другими актами.

Разработка проектов местных бюджетов, их рассмотрение и утверждение осуществляются самостоятельно органами местного самоуправления на основе положений Бюджетного кодекса РФ, Федерального закона от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», бюджетного законодательства субъекта РФ и решений представительных органов местного самоуправления.


(Материалы приведены на основании: А.Г. Грязнова. Е.В. Маркина Финансы. Учебник. 2-е изд. – М.:Финансы и статистика, 2012)