Правовая основа налоговой системы включает. Система налогов и сборов российской федерации. Нормативно-правовые основы налоговой системы Российской Федерации




Налоговое право. Конспект лекций Белоусов Данила С.

Лекция 5. Правовые основы системы налогов и сборов

5.1. Система принципов налогообложения

Принцип построения системы налогов и сборов представляет собой исходное положение, лежащее в основе налоговой системы государства, предопределяющее возможность норм налогового права и формирующее различные подходы к их толкованию, разрешению коллизий и восполнению пробелов.

Принципы построения налоговой системы:

1) непосредственно закрепленные законодательством о налогах и сборах.

– принцип единства системы налогов и сборов.

– принцип трехуровневого построения налоговой системы России.

– принцип определенности системы налогов и сборов.

– принцип стабильности системы налогов и сборов.

– принцип исчерпывающего перечня региональных и местных налогов.

2) не имеющие непосредственного закрепления в законодательстве о налогах и сборах.

– принцип эффективности (нейтралитета) системы налогов и сборов.

– принцип подвижности (эластичности) системы налогов и сборов.

– принцип оптимальности построения системы налогов и сборов.

– принцип паритета (гармонизации) интересов государства и налогоплательщиков.

В ст. 3 НК РФ дан исчерпывающий перечень строго определенных принципов и направлений налоговой политики государства:

1. Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога.

2. Налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев.

Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала.

3. Налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав.

4. Не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство Российской Федерации и, в частности, прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) или финансовых средств, либо иначе ограничивать или создавать препятствия не запрещенной законом экономической деятельности физических лиц и организаций.

5. Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, не предусмотренные либо установленные в ином порядке, чем это определено НК РФ.

6. При установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения. Акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить.

7. Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).

Законодательная конкретизация принципов налогообложения в форме основных начал законодательства о налогах и сборах призвана способствовать их активному применению на практике, в том числе судебными органами.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Всё об УСН (упрощенной системе налогообложения) автора Терехин Р. С.

4.2.25. Суммы налогов и сборов Имеются в виду суммы, уплаченные в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, за исключением суммы единого налога, уплаченной в соответствии с применением УСН. Эти платежи могут быть учтены в составе расходов при

Из книги Налоговое право автора Микидзе С Г

20. Система налогов и сборов РФ Система налогов и сборов РФ – это совокупность определенных налогов и сборов, которые образуют группы и тесно связаны между собой. Законодательство РФ о налогах и сборах устанавливает правила и порядок их взимания.В соответствии с гл. 2 НК

Из книги Налоговое право автора Микидзе С Г

35. Понятие срока уплаты налогов (сборов) и порядок их установления. Изменение срока уплаты налогов и сборов Сроки уплаты налогов и сборов устанавливаются применительно к каждому налогу и сбору. Изменение установленного срока уплаты налога и сбора допускается только в

Из книги Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки автора Ольшевская Наталья

113. Понятие налогов и сборов Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных

автора Гартвич Андрей Витальевич

Классификация налогов и сборов Налоги и сборы можно классифицировать по следующим основаниям: уровень территориального устройства Российской Федерации, в чью пользу уплачивается налог; укрупненный объект налогообложения; налоговый

Из книги «Упрощенка» с нуля. Налоговый самоучитель автора Гартвич Андрей Витальевич

Уплаченные суммы налогов и сборов В составе расходов признаются уплаченные суммы налогов и сборов, за исключением налога, уплачиваемого при применении УСН.Подробнее эти налоги и сборы рассматриваются в главе «Прочие налоги и платежи в

автора Смирнов Павел Юрьевич

7. Сборщик налогов и (или) сборов и лица, контролирующие правильность исчисления и полноту уплаты налогов. Общие положения Налоговый кодекс РФ (НК РФ) вводит понятие «сборщик налогов и (или) сборов».В ст. 25 НК РФ предусмотрено, что в ряде случаев, предусмотренных НК РФ, прием

Из книги Налоговое право. Шпаргалки автора Смирнов Павел Юрьевич

16. Система налогов и сборов. Общие понятия Система налогов и сборов – определенная совокупность налогов, сборов, пошлин и иных обязательных платежей, действующих в данном государстве. В системе налогов и сборов, как правило, отражаются особенности

Из книги Налоговое право. Шпаргалки автора Смирнов Павел Юрьевич

28. Сроки уплаты налогов и сборов Сроки уплаты налогов и сборов устанавливаются применительно к каждому налогу и сбору ст. 57 НК.Они определяются календарной датой, указанием на событие, которое должно неизбежно наступить, или на действие, которое должно быть совершено,

Из книги Налоговое право. Шпаргалки автора Смирнов Павел Юрьевич

31. Порядок уплаты налогов и сборов Порядок уплаты налогов и сборов определен ст. 58 НК.Уплата налога производится разовой уплатой всей суммы налога либо в ином порядке, предусмотренном НК РФ и другими актами законодательства.Уплата производится в наличной или

Из книги Налоговое право. Шпаргалки автора Смирнов Павел Юрьевич

54. Исполнение обязанности по уплате налогов, сборов физических лиц, признанных судом безвестно отсутствующими, недееспособными. Исполнение обязанности по уплате налогов реорганизованных и ликвидированных организаций Исполнение обязанности по уплате налогов, сборов

Из книги Налоговое право: Шпаргалка автора Автор неизвестен

6. Система налогов и сборов «Налоговая система» и «система налогов» – не тождественные понятия. Они соотносятся как род и вид, то есть как общее и часть. Налоговая система охватывает все общественные отношения, так или иначе связанные с налогообложением. Таким образом,

Из книги Налоговое право. Конспект лекций автора Белоусов Данила С.

Лекция 18. Общая характеристика федеральных налогов и сборов 18.1. Основные положения Налоговый кодекс РФ устанавливает три уровня налоговой системы: федеральный, субъектов Федерации и местный. Ст. 13 НК РФ к федеральным налогам и сборам относятся:1) налог на добавленную

Из книги Платежные системы автора Коллектив авторов

2.2. Правовые и организационные основы современной национальной платежной системы России Поступательный рост экономики Российской Федерации и повышение степени ее вовлеченности в мировую экономическую систему обуславливают высокий уровень требований, выдвигаемых к

Из книги Бухгалтерский управленческий учет. Шпаргалки автора Зарицкий Александр Евгеньевич

104. Экономическое понятие налогов и сборов, виды налогов Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или

Из книги Государственные и муниципальные финансы автора Новикова Мария Владимировна

51. Организационно-правовые основы бюджетной системы РФ Совокупность финансово-правовых норм, определяющих порядок формирования доходов и расходов бюджета, бюджетное устройство страны, закрепляющих использование внебюджетных фондов для развития

Результатом принятия Налогового Кодекса РФ (далее – НК РФ) стало формирование разветвленной сети государственных органов, обеспечивающих организацию сбора налогов; внедрение системы налогового учета и контроля; образование относительно стабильной системы налогообложения.

Статья 2 НК РФ определяет отношения, регулируемые законодательством о налогах и сборах РФ:

1) властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в РФ,

2) отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности.

1) виды налогов и сборов;

2) основания возникновения, изменения и прекращения налоговых правоотношений,

3) порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов;

4) права и обязанности налогоплательщиков и налоговых органов;

5) формы и методы налогового контроля;

6) ответственность за совершение налоговых правонарушений;

7) порядок обжалования действий или бездействия налоговых органов и их должностных лиц.

Главными задачами налоговых органов является контроль за:

а) соблюдением налогового законодательства;

б) полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет государственных налогов и других платежей;

в) контроль, осуществляемый в соответствии с законодательством Российской Федерации о валютном регулировании и валютном контроле.

Источники (формы) налогового права – это официально определенные внешние формы, в которых содержатся нормы, регулирующие отношения, возникающие в процессе налогообложения, т. е. формы внешнего содержания налогового права.

Система актов, регулирующих налоговое право:

1) Конституция РФ;

2) законодательство о налогах и сборах включает в себя следующие элементы:

а) федеральное законодательство о налогах и сборах;

б) региональное законодательство о налогах и сборах;

в) нормативные правовые акты о налогах и сборах, принятые представительными органами местного самоуправления.

Подзаконные нормативные правовые акты включают в себя:

1) акты органов общей компетенции:

а) указы Президента РФ;

б) постановления Правительства РФ;

в) подзаконные нормативные правовые акты;

2) акты органов специальной компетенции:

а) ведомственные подзаконные нормативные правовые акты органов специальной компетенции по вопросам, связанным с налогообложением, издание которых прямо предусмотрено Налоговым кодексом РФ;

б) решения Конституционного Суда РФ;

в) нормы международного права и международные договоры РФ.

71. Налоги и сборы

Налоги и сборы – это два вида обязательных бюджетных платежей, которые определяют понятие «налоговые платежи».

Налог - это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. Сущность налога состоит именно в отчуждении принадлежащих частным лицам на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств.

Взыскание налога – не произвольное лишение собственника его имущества, оно представляет собой законное изъятие части имущества, вытекающее из конституционной публично-правовой обязанности.

Признаки налогов:

1) императивно-обязательный характер, так как уплата налогов является конституционно-правовой обязанностью;

2) индивидуальная безвозмездность, так как уплата налога не порождает встречной обязанности государства совершить в пользу конкретного налогоплательщика определенные действия. Уплатив налог, налогоплательщик не приобретает дополнительных субъективных прав. Данный признак отличает налоги от сборов, носящих частично возмездный характер;

3) денежная форма – уплата налогов в РФ производится в наличной или безналичной форме. Средство платежа – валюта РФ. В этом одно из отличий налога от сбора, именуемого в НК РФ взносом. Взнос может быть внесен как денежными средствами, так и в иных формах;

4) публичный и нецелевой характер налогов – именно налоги и сборы составляют подавляющую часть доходных источников государства и муниципальных образований.

Сбор - это обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

Обязанность по уплате налога и (или) сбора прекращается:

1) с уплатой налога и (или) сбора налогоплательщиком или плательщиком сбора;

2) с возникновением обстоятельств, с которыми законодательство о налогах и (или) сборах связывает прекращение обязанности по уплате данного налога и сбора;

3) со смертью налогоплательщика или с признанием его умершим в порядке, установленном гражданским законодательством РФ;

4) с ликвидацией организации-налогоплательщика после проведения ликвидационной комиссией всех расчетов с бюджетами (внебюджетными фондами).

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Понятие и основные элементы налоговой системы России. Правовая основа налоговой системы. Структура российской налоговой системы. Обеспечение устойчивого сбора налогов. Дисциплина налогоплательщиков. Проблемы и перспективы развития.

    контрольная работа , добавлен 30.11.2006

    Понятие и основные элементы налоговой системы России. Правовая основа налоговой системы. Структура российской налоговой системы. Основополагающие принципы налогообложения. Нормотворческую деятельность в налогообложении.

    контрольная работа , добавлен 04.10.2006

    Налоговая система Российской Федерации на современном этапе развития экономики. Виды и функции налогов. Структура и особенности российской налоговой системы. Основные проблемы налоговой системы и пути ее реформирования. Предложения российских экономистов.

    курсовая работа , добавлен 08.12.2010

    Понятие, принципы построения и функции налоговой системы Российской Федерации. Правовое регулирование и структура действующей налоговой системы государства. Анализ налоговых поступлений России. Государственные меры совершенствования налоговой системы.

    курсовая работа , добавлен 03.07.2012

    Налоги и налоговая система Российской Федерации. Функции налогов и сборов. Принципы построения налоговой системы. Роль налогов в формировании доходов бюджетов разных уровней. Основные направления совершенствования налоговой системы и налоговой политики.

    курсовая работа , добавлен 08.06.2014

    Налоговая система как инструмент регулирования социально-экономических процессов. Принципы построения налоговой системы, ее цели и содержание. Оценка современной налоговой системы Российской Федерации, основные направления ее развития и совершенствования.

    курсовая работа , добавлен 16.07.2013

    Проблемы, перспективы и пути реформирования налоговой системы Российской Федерации. Нормативно-правовые основы формирования налоговой системы, принципы ее построения и структура. Налоговая политика как инструмент государственного регулирования экономики.

    курсовая работа , добавлен 09.08.2016

Законодательство РФ о налогах и сборах включает Налоговый кодекс и принятые в соответствии с ним федеральные законы о налогах и сборах.

Налоговый кодекс РФ устанавливает:

  • виды налогов и сборов, взимаемых в РФ;
  • основания возникновения, изменения, прекращения и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов;
  • права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах;
  • формы и методы налогового контроля;
  • ответственность за совершение налоговых правонарушений;
  • порядок обжалования действий налоговых органов и их должностных лиц.

Законодательство субъектов РФ о налогах и сборах состоит из законов и других нормативных правовых актов о налогах и сборах, принятых законодательными органами власти субъектов РФ.

Местные налоги и сборы устанавливаются нормативными правовыми актами, принятыми представительными органами местного самоуправления в пределах, установленных Налоговым кодексом.

Законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в РФ, отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.

К отношениям по установлению, введению и взиманию таможенных платежей, отношениям, возникающим в процессе осуществления контроля за уплатой таможенных платежей и привлечения к ответственности виновных лиц, применяется таможенное законодательство в части, не предусмотренной законодательством о налогах и сборах.

В Российской Федерации действуют принципы всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога исходя из принципа справедливости. Налоги и сборы не носят дискриминационного характера. Дифференциация ставок налогов и сборов, налоговые льготы не зависят от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала. Особые виды пошлин, дифференцированные ставки ввозных таможенных пошлин могут устанавливаться в зависимости от страны происхождения товара.



Налоги и сборы не могут нарушать единое экономическое пространство РФ и прямо или косвенно ограничивать свободное перемещение в пределах территории РФ товаров, работ, услуг или денежных средств, создавать препятствия законной деятельности налогоплательщика.

Федеральные налоги и сборы устанавливаются, изменяются и отменяются Налоговым кодексом РФ. Налоги и сборы субъектов РФ и местные устанавливаются, изменяются и отменяются соответственно законами субъектов РФ и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах в соответствии с Налоговым кодексом РФ.

Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ и исполнительные органы местного самоуправления в предусмотренных случаях издают нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и сборами, которые не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах. Государственный таможенный комитет РФ руководствуется также таможенным законодательством РФ.

Законодательные акты о налогах вступают в силу по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу. Законодательные акты о сборах вступают в силу по истечении одного месяца со дня их официального опубликования.

Федеральные законы, вносящие изменения в Налоговый кодекс при установлении новых налогов и сборов, законодательные акты субъектов РФ и акты представительных органов местного самоуправления, вводящие налоги и сборы, вступают в силу 1 января года, следующего за годом их принятия.

Законодательные акты, устанавливающие новые налоги и сборы, повышающие налоговые ставки, устанавливающие или отягчающие ответственность за налоговые правонарушения, устанавливающие новые обязанности или по-иному ухудшающие положение налогоплательщиков, плательщиков сборов, других участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, обратной силы не имеют.

Законодательные акты, устраняющие или смягчающие ответственность за налоговые правонарушения, устанавливающие дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков, плательщиков сборов и других обязанных лиц, имеют обратную силу.

Законодательные акты, отменяющие налоги и сборы, снижающие размеры ставок налогов и сборов, устраняющие обязанности налогоплательщиков, плательщиков сборов, других обязанных лиц или по-иному улучшающие их положение, могут иметь обратную силу, если прямо это предусматривают.

Если международным договором РФ, содержащим положения, касающиеся налогообложения и сборов, установлены правила и нормы, не предусмотренные Налоговым кодексом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами о налогах и сборах, то применяются правила и нормы международных договоров РФ.

Введение

Данная тема – «Налоговая система Российской Федерации» – сложна, интересна и в то же время важна, потому что одним из важнейших условий стабилизации финансовой системы любого государства является обеспечение устойчивого сбора налогов, надлежащей дисциплины налогоплательщиков. Знание основ данной темы актуально как для тех, кто занимается ведением бизнеса в нашей стране, так и для тех, кто только планирует его организовать. Ведь для успешного его становления очень важно выбрать подходящую систему налогообложения еще на этапе становления бизнеса. От того, насколько правильно построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства.

Взимание налогов – древнейшая функция и одно из основных условий существования государства, развития общества на пути к экономическому и социальному процветанию. Как известно, налоги появились с разделением общества на классы и возникновением государственности, как взносы граждан, необходимые для содержания публичной власти. В истории развития общества еще ни одно государство не смогло обойтись без налогов, поскольку для выполнения своих функций по удовлетворению коллективных потребностей ему требуется определенная сумма денежных средств, которые могут быть собраны только посредством налогов. Исходя из этого, минимальный размер налогового бремени определяется суммой расходов государства на исполнение минимума его функций: управление, оборона, суд, охрана порядка, - чем больше функций возложено на государство, тем больше оно должно собирать налогов.

Налоговой системе уделяется довольно пристальное внимание, так как государство через налоги сможет успешно решать экономические, социальные и многие другие общественные проблемы.

Цель данной работы – раскрыть налоговую систему Российской Федерации, ее сущность, структуру, принципы построения, классификацию налогов, функции и роль налогообложения в экономической системе общества, виды существующих систем налогообложения, их плюсы минусы.

Для изучения этих вопросов в своей работе я рассмотрела 3 главы. Первая глава посвящена изучению принципов построения налоговой системы, ее сущности, функций и правовых основ. Вторая глава – структуре налоговой системы и видам ответственности за нарушение налогового законодательства. Третья глава раскрывает виды систем налогообложения, существующие на территории Российской Федерации.

налоговая система законодательство

Глава 1. Понятие, сущность, роль и принципы налоговой системы.

1.1 Сущность налоговой системы и налогов и их роль в экономике государства

Налоговая система РФ - это основанная на определенных принципах система урегулированных нормами права общественных отношений, складывающихся в сфере налогообложения.

Налоговая система РФ представляет собой совокупность:

· системы налогов и сборов РФ;

· системы налоговых правоотношений;

· системы участников налоговых правоотношений;

· нормативно-правовой базы сферы налогообложения.

Кроме того, к элементам налоговой системы относят принципы ее организации и функционирования, а также нормы налогового права.

В широком смысле под налогами понимаются обязательные платежи в бюджет, осуществляемые юридическими и физическими лицами. Социально-экономическая сущность, внутреннее содержание налогов проявляется через их функции. Налоги выполняют три важнейшие функции:

1. Обеспечение финансирования государственных расходов (фискальная функция);

2. Поддержание социального равновесия путем изменения соотношения между доходами отдельных социальных групп с целью сглаживания неравенства между ними (социальная функция);

3. Государственное регулирование экономики (регулирующая функция).

Регулирующая функция означает, что налоги, как активный участник перераспределительных процессов оказывает существенное влияние на воспроизводство, стимулируя или сдерживая его темпы, усиливая или ослабляя накопление капитала, расширяя или уменьшая платёжеспособный спрос населения.

Фискальная функция – основная, характерная для всех государств. С её помощью образуются государственные денежные фонды, то есть материальные условия для функционирования государства, обеспечивается реальная возможность перераспределения части стоимости национального дохода в пользу наименее обеспеченных социальных слоёв общества. Фискальная функция налогов обусловливает регулирующую функцию, т.к. создаёт объективные предпосылки для вмешательства государства в экономические отношения.

Однако, регулирующая роль налогов в рыночных отношениях России, которую они должны играть, пока ещё слабо проявляется. Объясняется это тем, что федеральные налоги преследуют, прежде всего, фискальные цели, отсюда вытекает их основная высокая тяжесть, а стабильность экономики мешает проявлению налогового механизма, как инструмента эффективного воздействия на процесс производства. Однако, в последнее время, при вступлении в силу Налогового Кодекса РФ, при принятии дополнений и изменений к указанным налогам стали учитывать их регулирующее значение.

Система налогообложения, принятая законодательством, - это практический инструмент перераспределения доходов потенциальных налогоплательщиков, следовательно, именно действующая система налогообложения даёт представление о полноте использования присущих налогообложению функций, т.е. о роли налоговой системы (Приложение 1).

Все налоги содержат следующие элементы:

- объект налога – это имущество или доход, подлежащие обложению;

-субъект налога – это налогоплательщик, т.е. физическое или юридическое лицо;

- источник налога – т.е. доход, из которого выплачивается налог;

- ставка налога – величина налога с единицы объекта налога;

- налоговая льгота – полное или частичное освобождение плательщика от налога.

По Закону Российской Федерации «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» от 27 декабря 1991 г. под налогом, сбором, пошлиной и другим платежам понимается обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиками в порядке и на условиях, определяемых законодательными актами. Совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в установленном порядке, образует налоговую систему.

Таким образом, в соответствие с Налоговым кодексом в России под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований; под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

1.2 Классификация налогов. Объединение налоговых платежей в систему позволяет их классифицировать по различным признакам. Это дает возможность лучше уяснить сущность и механизм их действия.Налоги классифицируются следующим образом:- по субъектам платежей, что означает, что они разделяются на налоги,взимаемые с юридических лиц и на налоги, уплачиваемые физическими лицами. В то же время есть ряд налогов общих для юридических и физических лиц. К ним относятся земельный налог, налоги в дорожные фонды.- по методам взимания. По этому признаку различают прямые и косвенные налоги. К прямым налогам относятся налоги на доход и на имущество.Прямые налоги предполагают непосредственное изъятие части дохода налогообложения. Косвенные налоги от прямых, выплачиваемых с дохода или имущества, тем, что включаются в виде надбавки в цену или тарифа на услуги.Юридически обязанность внесения косвенных налогов возлагается на предприятие, производящее товары или услуги или предприятие, реализующее их. Но данные предприятия не являются фактическими налогоплательщиками применительно к косвенным налогам. В связи с тем, что они включаются в цены товаров или услуг, фактическим налогоплательщиком является потребитель, поскольку именно он приобретает их по ценам, повышенным на сумму услуг. Сочетание прямых и косвенных налогов позволяет государству полнее использовать как фискальную, так и регулирующую функции налогов.

Прямые налоги трудно перенести на потребителя. Из них легче всего дело обстоит с налогами на землю и на другую недвижимость: они включаются в арендную и квартирную плату, цену сельскохозяйственной продукции.

Косвенные налоги переносятся на конечного потребителя в зависимости от степени эластичности спроса на товары и услуги, облагаемые этими налогами. Чем менее эластичен спрос, тем большая часть налога перекладывается на потребителя. Чем менее эластично предложение, тем меньшая часть налога перекладывается на потребителя, а большая уплачивается за счет прибыли. В долгосрочном плане эластичность предложения растет, и на потребителя перекладывается все большая часть косвенных налогов.

В случае высокой эластичности спроса увеличение косвенных налогов может привести к сокращению потребления, а при высокой эластичности предложения – к сокращению чистой прибыли, что вызовет сокращение капиталовложений или перелив капитала в другие сферы деятельности.

В зависимости от характера использования налоги подразделяются на налоги общего и целевого значения. Налоги общего значения зачисляются в бюджет соответствующего уровня (государственный, субъектов федерации, местный) и используются как денежный фонд, общий для расходов исполнительной власти на различные цели. Целевые налоги, или специальные, зачисляются в государственные внебюджетные целевые фонды для строго целевого использования: пенсионный фонд, фонд социального страхования, фонд обязательного медицинского страхования, фонд занятости, земельный фонд.- в зависимости от территориального уровня, на котором он взимается.Закон «Об основах налоговой системы» вводит подразделение налогов на три вида в зависимости от их территориального уровня:1. федеральный (их правовое регулирование осуществляется федеральным законодательством);2. региональный (их правовое регулирование осуществляется федеральным и региональным законодательством; зачисляются в территориальные бюджеты);3. местный (правовое регулирование осуществляется федеральным и муниципальным законодательством; зачисляются в местные бюджеты).При этом распределение налогов между бюджетами может быть различным. Перечень налогов, определяемых федеральным законодательством, закрытый, т.е. региональные и местные органы власти не имеют права устанавливать налоги или сборы, непредусмотренные Налоговым кодексом РФ.Но регионам и местным властям предоставлены достаточно широкие законодательные полномочия в налоговой сфере: органы власти субъектов РФ и местные власти могут самостоятельно принимать решения о введении на их территории региональных и местных налогов, определять налоговые льготы по этим налогам, ставки этих налогов (но в пределах, установленных Налоговым кодексом РФ), а также порядок и сроки уплаты по этим налогам.Таким образом, региональные и местные власти не могут повышать налоговую нагрузку на своей территории сверх установленных федеральным законодательством пределов, но могут создавать более благоприятные налоговые условия для населения и организаций за счет установления пониженных ставок налогов, предоставления различных налоговых льгот и т.д. вплоть до отказа от введения всех региональных или местных налогов.Федеральные налоги и сборы устанавливаются Налоговым кодексом РФ и обязательны к уплате на всей территории России.К федеральным налогам в настоящее время относятся 16 налогов:Косвенные налоги: · налог на добавленную стоимость (НДС);· акцизы на отдельные виды товаров (услуг) и отдельные виды минерального сырья;· таможенная пошлина и таможенные сборы;· налог на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов, выраженных в иностранной валюте.Прямые налоги: · налог на прибыль (доход) организаций;· налог на доходы от капитала;· подоходный налог с физических лиц;· взносы в государственные социальные внебюджетные фонды;· налоги на пользование недрами;· государственная пошлина;· налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы;· налог на дополнительный доход от добычи углеводородов;· сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами;· лесной налог;· водный налог;· экологический налог;· федеральные лицензионные сборы.Федеральные налоги поступают не только в федеральный бюджет, но в определенных пропорциях и в субфедеральные и местные бюджеты, так 13% налога на прибыль идет в федеральный бюджет, а остальные - в территориальные бюджеты, доля поступления остальных федеральных налогов в федеральный бюджет следующая: 75% НДС, 50% акцизов на спирт, водку и ликероводочные изделия, 20% налога на покупку иностранных денежных знаков, 30% земельного налога, 100% остальных акцизов, 100% подоходного налога.

Республика Башкортостан занимает третье место по поступлению налогов среди субъектов Приволжского федерального округа и обеспечивает наряду с Республикой Татарстан и Самарской областью основную долю налоговых отчислений в бюджеты всех уровней. За январь-март 2010 года в РБ собрано 37,1 миллиарда рублей налогов и других обязательных платежей, администрируемых налоговыми органами без учета поступлений единого социального налога в федеральный бюджет. Такие данные приводит Управление Федеральной налоговой службы по РБ.