Борисова Н.И., Злобина К.А. Региональные аспекты функционирования и модернизации жкх в современных условиях. «Актуальные задачи модернизации систем и объектов жилищно-коммунального хозяйства: проблемы и перспективы Модернизация системы жкх




На модернизацию систем коммунальной инфраструктуры будет выделяться финансовая поддержка за счет средств государственной корпорации – Фонда содействия реформированию ЖКХ. Соответствующее Постановление Правительства Российской Федерации подписано 26 декабря 2015 года.

Согласно документу, процентная ставка по кредитам или займам, привлекаемым на строительство, реконструкцию или модернизацию объектов коммунальной инфраструктуры, будет субсидироваться до 12% годовых. Кроме того, проекты модернизации объектов жилищно-коммунального хозяйства в «малых городах», население которых не превышает 250 тысяч человек, предполагают софинансирование за счет средств Фонда до 60% от стоимости, из бюджетов всех уровней до 20% и за счет средств инвестора – не менее 20%.

По словам заместителя Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ Андрея Чибиса, такие меры позволят привлекать в сферу жилищно-коммунального хозяйства большее количество инвестиций. «Модернизация ЖКХ без средств бизнеса сегодня невозможна – это очевидно всем. Принятое Постановление Правительства, наряду с уже действующим концессионным законодательством, способно еще глобальнее изменить отношение к сфере ЖКХ, как одной из наиболее динамично развивающихся и привлекательных отраслей российской экономики», - отметил замглавы Минстроя России.

Модернизация отрасли ЖКХ требует внедрения инновационных технологических и управленческих решений, повышения инвестиционной привлекательности и эффективности. Об этом на заседании президиума Совета по модернизации экономики и инновационному развитию России заявил Председатель Правительства Дмитрий Медведев. Мероприятие прошло 1 октября на подмосковном Климовском трубном заводе.

Глава Правительства указал на огромный инновационный потенциал отрасли, основные фонды которой изношены на 60%. Так, в процессе транспортировки теряется до 27% воды, тепла - не менее 15%. Объем инвестиций в отрасль оценивается в 9 трлн рублей.

Государственная поддержка в виде финансирования инновационных проектов в ЖКХ через институты развития – фонд «Сколково», «Роснано», Внешэкономбанк, Российскую венчурную компанию и Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере – составила не менее 53 млрд рублей.

Государство участвует в обновлении жилищно-коммунального сектора через федеральные целевые программы, через Фонд содействия реформированию ЖКХ. Но даже несмотря на то, что мы все понимаем, этих средств, как и всегда, не хватает. Надо, тем не менее, чтобы они работали эффективно, стимулировали внедрение самых современных технологий, долговечных и энергосберегающих материалов», – дал поручение Дмитрий Медведев.

Удельный вес инноваций, товаров, работ и услуг в сфере ЖКХ составляет примерно 0,4%, по сравнению с 2009 годом показатель сократился в 4 раза, сообщил министр регионального развития Игорь Слюняев.

Выстраивание эффективной системы управления является главным условием масштабного внедрения инноваций в жилищно-коммунальную сферу», – отметил он.

Потенциал повышения эффективности отрасли составляет не менее 40%, указал руководитель рабочей группы Экспертного совета при Правительстве, исполнительный директор некоммерческого партнерства «ЖКХ Развитие» Андрей Чибис.

Если брать только по группе «население», то в деньгах это можно оценить как ежегодную экономию порядка 360 млрд рублей», – отметил эксперт.

У предприятий ЖКХ нет мотивации для внедрения новых технологий, посетовал Андрей Чибис. Система стимулирования должна заработать с 2014 года.

Модернизация сферы ЖКХ, повышение прозрачности отрасли, контроль за госрасходами и госинвестициями – приоритеты работы Открытого правительства. В Экспертном совете при Правительстве РФ создана рабочая группа по развитию ЖКХ, которая занимается разработкой и экспертным сопровождением процесса законотворчества и правоприменения. В частности, речь идет о законодательстве, о долгосрочном тарифном регулировании и концессионных соглашениях, которые призваны привлечь частные инвестиции для модернизации отрасли. Совместно с Минрегионом подготовлен законопроект, регулирующий отношения между потребителями, поставщиками услуг ЖКХ и управляющими компаниями.

Важный аспект модернизации отрасли – сокращение потерь и потребления ресурсов. «Наши эксперты подготовили соответствующий законопроект, устраняющий препятствия по заключению сервисных договоров об обслуживании жилья», – указал Андрей Чибис. За счет фиксации платежей у компаний появится возможность финансировать внедрение энергосберегающих технологий. Андрей Чибис предложил под эгидой Экспертного совета выбрать пилотные регионы для реализации проектов по внедрению инноваций в сферу ЖКХ.

Рабочая группа по развитию ЖКХ также проводит методологическое сопровождение новой системы финансирования капитального ремонта многоквартирных домов и участвует в развитии государственной информационной системы ЖКХ (ГИС ЖКХ).

ГИС ЖКХ позволит анализировать бюджетно-тарифные решения, контролировать качество и объемы инвестиционных программ ресурсоснабжающих организаций, наладить учет коммунального ресурса и коммунальных услуг на всех этапах (производство, распределение, транспортировка, потребление) и объемов коммунальных платежей, а также обеспечит учет жилого фонда», – рассказал на заседании президиума Совета по модернизации глава Минрегиона Игорь Слюняев.

Внедрению инновационных решений в отрасли должно способствовать и изменение системы государственного заказа, с вступлением в силу Федерального закона 44-ФЗ о контрактной системе заказчики при планировании и осуществлении закупок должны исходить из приоритета обеспечения государственных и муниципальных нужд путем закупок инновационной и высокотехнологичной продукции.

Одним из факторов модернизации отрасли является также повышение ее прозрачности. В Указе Президента Владимира Путина от 7 мая 2012 года № 600 «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг» Правительству и регионам поручено обеспечить условия для создания сети общественных организаций по контролю за предприятиями сферы ЖКХ. Эта работа ведется рабочей группой Экспертного совета, НП «ЖКХ Развитие», Фондом содействия реформированию ЖКХ, Счетной палатой и Общественной палатой.

Кроме того, на площадке Открытого правительства подготовлена Концепция создания и развития механизмов общественного контроля за деятельностью субъектов естественных монополий. Документ утвержден 19 сентября распоряжением Председателя Правительства Дмитрия Медведева. Предполагается, что на региональном уровне будут создаваться межотраслевые советы потребителей . В частности, приоритет отдается контролю над инвестпрограммами монополий, работающих в сфере услуг по передаче электро- и тепловой энергии, а также водоснабжения и водоотведения. Потребители смогут участвовать в планировании строительства тех или иных объектов, а также участвовать в процедуре технологического и ценового аудита, где приоритет должен отдаваться наилучшим технологическим решениям.

Введение

1. Источники инвестирования модернизации ЖКХ

1.1 Финансирование модернизации ЖКХ

1.2 Потенциальные источники финансирования реконструкции и модернизации жилищного фонда

2 Инвестирование жилищно-коммунального хозяйства на примере Республики Башкортостана

2.1 Сфера жилищно-коммунального хозяйства в РБ и ее финансирование

2.2 Комплекс мер по привлечению частных инвестиций в жилищно-коммунальное хозяйство Республики Башкортостан

Заключение

Список использованной литературы


Введение

Переход к рынку жилья принципиально меняет роль государства в экономике. Формирование экономических отношений, основанных на законах рынка, с неизбежностью связано с проведением радикальных преобразовании не только в области обмена, производства и потребления, но и в жилищной сфере.

Обсуждение вопроса рентабельности жилищно-коммунального хозяйства идет на самых высоких уровнях власти. Работа посвящена проблеме реформ в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

Большая советская энциклопедия дает следующее определение коммунальному хозяйству.

Коммунальное хозяйство - совокупность предприятий, служб и хозяйств по обслуживанию населения городов, посёлков и сёл; в городах входит в состав городского хозяйства.

Во многих городах и поселках предприятия коммунального хозяйства обслуживают также и промышленные предприятия, снабжая их водой, электроэнергией, газом.

Однако в зависимости от местных условий, промышленные предприятия имеют и собственные водопроводы, канализацию, и другие сооружения коммунального назначения.

Степень развития и объем деятельности коммунального хозяйства непосредственно влияют на уровень благосостояния населения, бытовые условия его жизни, санитарно-гигиенические условия и чистоту водного и воздушного бассейнов, а также на уровень производительности труда.

Коммунальное хозяйство включает:

1. Санитарно-технические предприятия - водопроводы, канализации, предприятия по уборке территорий населённых мест и санитарной очистки домовладений, прачечные, бани, купально-плавательные сооружения.

2. Транспортные предприятия - городской общественный пассажирский транспорт (метрополитен, трамвай, троллейбус, фуникулёры, канатные дороги, автобусы, такси), водный транспорт местного назначения.

3. Энергетические предприятия - электрические, газовые и теплофикационные распределительные сети, отопительные котельные, ТЭЦ и электростанции, газовые заводы, обслуживающие населённые пункты.

К сооружениям внешнего благоустройства населённых мест, которые входят в состав коммунального хозяйства относятся дороги и тротуары, мосты и путепроводы, подземные и наземные транспортные, пешеходные переходы и эстакады, сооружения и сети ливневой (водосточной) канализации, набережные, различные гидротехнические сооружения, предназначенные для предотвращения оползней и затопления территорий, их осушения, берегоукрепления, зелёные насаждения общего пользования, уличное освещение и др. Многолетний опыт строительства и эксплуатации жилья в рамках государственной собственности с очевидностью показал, что государство в силу ряда причин не способно осуществлять эти задачи. Главная причина, которая действовала постоянно - недостаток материальных и финансовых ресурсов для строительства и эксплуатации жилья. Кроме того, содержание государственного жилищного фонда было убыточным, поскольку получаемая снанимателей квартирная плата была «самой низкой в мире» и покрывала лишь незначительную часть затрат на эти цели. Фактически содержание государственного жилищного фонда осуществлялось за счет огромных дотаций, выделяемых государством и ложившихся тяжелым бременем на бюджет.

Целью курсовой работы является рассмотрение основных и дополнительных источников инвестирования модернизации жилищно-коммунального хозяйства. Объектом изучения является сфера ЖКХ.

Задачи при выполнении работы: изучение инвестиционных возможностей жилищно-коммунального хозяйства, рассмотрение источников инвестирования модернизации ЖКХ на примере региона РБ.


1. Источники инвестирования модернизации ЖКХ

1.1 Финансирование модернизации ЖКХ

Стратегия повышения энергоэффективности коммунальной инфраструктуры, как правило, базируется на программах модернизации и нового строительства.

В то же время эти программы часто выступают объектом оптимизации затрат при секвестировании муниципальных бюджетов. Таким образом, жизненно важная коммунальная сфера из-за капиталоемкости и продолжительности инвестирования страдает в первую очередь.

В условиях ограниченности средств - и бюджетных, и собственных средств организаций коммунального комплекса (ОКК) - для реализации программ развития целесообразно применять комплексный подход к их финансированию с учетом возможных ограничений по источникам и объемам финансирования, а также использовать различные инструменты при формировании тарифов.

Коммунальная отрасль, с точки зрения оценки инвестиционной привлекательности, имеет следующие специфические особенности:

· практически защищенная от конкуренции деятельность, носящая естественно монополистический характер;

· государственное регулирование и ограничение предельными индексами цен на услуги, привязанное к инфляции;

· ежедневное потребление услуг широкой клиентской базой (населением, предприятиями, общественным сектором), обеспечивающей предсказуемые денежные потоки и гарантированный сбыт услуг;

· прогнозируемое сокращение потребления ресурсов вследствие экономии потребителями и обязательности с 201 2 г. приборного учета, что не позволяет рассчитывать на дополнительную выручку за счет расширения инфраструктуры;

· значительная стоимость, длительные сроки службы и окупаемости активов;

· нередко продолжительные сроки строительства новых объектов;

· привлечение инвестиций в основном для модернизации действующих объектов и сетей, лишь небольшая часть средств направляется на новое строительство;

· сравнительно небольшие инвестиционные потребности по проектам реконструкции, не позволяющие получать финансирование по приемлемой ставке на длительный срок в крупных финансовых институтах;

· большое количество текущих финансовых обязательств компаний;

· отсутствие ликвидной залоговой массы.

Выбор источников финансирования планов развития ОКК определяется рядом условий, в их числе:

· реализуемый вариант реформирования и управления коммунальным сектором региона (муниципального образования), тип собственности оператора и собственника объектов и сетей;

· программа комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры (СКИ) муниципального образования, разработанная в соответствии с ней Стратегия развития ОКК с учетом текущего финансового и технического состояния ОКК;

· производственная и инвестиционная программа ОКК, предусмотренные в ней мероприятия по модернизации (новому строительству) объектов и сетей, в том числе план мероприятий или программа в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

Источниками финансирования производственных и инвестиционных программ ОКК могут быть:

1. Собственные средства:

o операционный денежный поток (платежи потребителей по тарифам);

o амортизационная составляющая тарифа для потребителей;

o прибыль.

2. Бюджетные средства:

o средства регионального/муниципального бюджетов на финансирование отдельных мероприятий в рамках целевых программ или региональных фондов (например, по энергосбережению);

o предоставление гарантий и субсидирование процентов по кредитам из регионального/муниципального бюджетов;

o Инвестиционный фонд РФ - для комплексных проектов, объем финансирования, которых составляет более 500 млн. руб.

3. Внебюджетные привлеченные средства:

o кредиты российских и международных банков;

o кредиты и участие в капитале международных фондов и банков развития - для крупных проектов более 200 млн. руб.;

o энергосервисные контракты по энергосберегающим проектам;

o средства и гранты международных организаций, внебюджетных энергосберегающих и экологических фондов по отдельным объектам (безвозмездно);

o лизинговые схемы финансирования с привлечением лизинговых компаний;

o другие источники: облигационный заем, размещение акций (дополнительный выпуск) - возможно для объема средств более 500 млн руб., а также векселя, товарные кредиты на энергосберегающее оборудование, прямые инвестиции финансовых инвесторов (фондов прямых инвестиций), экспортное кредитование.

1.2 Потенциальные источники финансирования реконструкции и модернизации жилищного фонда

Реконструкция и модернизация жилых домов первых массовых серий индустриального домостроения, сыгравших существенную роль в решении жилищной проблемы, являются одним из важнейших направлений реформирования жилищно-коммунального комплекса.

Задержка с их проведением приведет к росту доли ветхих и аварийных жилых домов в жилищном фонде Российской Федерации, что станет главным фактором увеличения эксплуатационных затрат на его содержание и повышения суммарных бюджетных выплат: во-первых, на покрытие расходов на жилищно-коммунальные услуги, не полностью оплачиваемые потребителями, и, во-вторых, на выплату субсидий гражданам с низкими доходами. При переходе к адресной системе субсидирования произойдет перераспределение, а точнее объединение финансовых потоков бюджетной помощи. Однако, на наш взгляд, суммарная нагрузка на бюджет уменьшится незначительно. Следовательно, решение проблемы заключается во всемерном снижении расходов на содержание жилых домов и оптимизации потребления населением ресурсов жизнеобеспечения, что возможно лишь при комплексной реконструкции жилищного фонда.

Для коммунального хозяйства Екатеринбурга и Свердловской области осень 2012 года оказалась богатой на события. Первым стало внеочередное заседание Комитета по энергетике Свердловского областного Союза промышленников и предпринимателей (СОСПП). В его рамках был организован обучающий семинар «Энергосбережение в системах ЖКХ. Об основах повышения эффективности на объектах ЖКХ области», проведенный специалистами компании «Данфосс», ведущего мирового производителя энергосберегающего оборудования, и рядом инженерных компаний Екатеринбурга. В Екатеринбурге в рамках Всероссийского совещания «Эффективное управление жилищным фондом, направленное на создание благоприятных и безопасных условий проживания граждан» прошла серия «круглых столов», посвященных актуальным проблемам модернизации ЖКХ. В городе прошло выездное заседание Рабочей группы Экспертного совета при Правительстве РФ по развитию ЖКХ с участием заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Дмитрия Козака. О своих впечатлениях, что же такое энергоэффективное ЖКХ, рассказал Вячеслав Гун, заместитель директора теплового отдела компании «Данфосс».

— Вячеслав Абрамович, какие из затронутых в ходе состоявшихся дискуссий вопросов реконструкции и модернизации российского ЖКХ показались вам наиболее актуальными?

— В ходе заседания Комитета по энергетике СОСПП были рассмотрены технические аспекты повышения энергоэффективности ЖКХ, обсуждались пути и методы реализации в России энергосервиса, который на сегодняшний день является необходимым и достаточным условием реализации любых проектов в сфере модернизации коммунального хозяйства и внедрения энергосберегающих технологий на его объектах.

Живейший интерес участники заседания и семинара проявили к современным технологиям и решениям регулируемого погодозависимого теплоснабжения, которые в условиях растущих цен на энергоносители позволяют существенно снизить затраты на теплоснабжение, а также демонстрируют довольно быструю окупаемость: вложенные средства возвращаются в среднем за два-четыре сезона. Это очень хороший показатель окупаемости для любого инвестиционного проекта. А качественное оборудование и грамотно организованная техническая поддержка являются надежной базой для широкого распространения энергосервиса.

На мероприятиях, прошедших в рамках Всероссийского совещания, обсуждались вопросы как организационного, так и технического характера. Среди первых следует особо выделить обсуждение поправок к действующему Жилищному кодексу. Как известно, реализуемая в России федеральная программа капитального ремонта постепенно завершается, вернее — переходит на региональные уровни. Поэтому требуется проработать новые механизмы финансирования этих программ, обеспечивающие максимальную оптимизацию затрат на капитальные ремонты.

Задачи Фонда содействия реформированию ЖКХ теперь несколько меняются. Одной из основных будет модернизация и реконструкция муниципальной инженерной инфраструктуры. По словам Дмитрия Козака, на эти цели в проекте обсуждаемого федерального бюджета планируется выделение 15 млрд. рублей. Еще 18 млрд. рублей будет выделено на капитальный ремонт многоквартирных домов и 107 млрд. рублей — на программы ликвидации аварийного жилищного фонда.

Также я бы хотел остановиться на тематике «круглого стола» «Модернизация коммунальной инфраструктуры: переход от слов к делу», который состоялся 19 октября. В его ходе, помимо прочего, обсуждались технические вопросы реконструкции тепловых сетей и объектов ЖКХ, в том числе ЦТП и котельных, а также проекты постепенного закрытия ЦТП и перехода на АИТП, проекты по закрытию открытых систем ГВС и автоматизации систем теплоснабжения зданий в ходе реконструкции. По этим вопросам я сделал небольшой доклад для участников «круглого стола».

— Каковы итоги мероприятий, что бы вы хотели особо отметить?

— По итогам внеочередного заседания Комитетом по энергетике СОСПП был предложен ряд инициатив, которые могут существенно облегчить развитие энергосервиса в регионе, а значит, будут способствовать форсированной модернизации коммунального хозяйства и повышению его энергоэффективности.

В частности, в рамках реализации областной целевой программы «Энергосбережение в Свердловской области» на 2011-2015 годы» было решено предоставлять в 2013 году субсидии муниципальным образованиям Свердловской области на софинансирование программ в сфере энергосбережения.

Для привлечения внебюджетных средств на реализацию энергосберегающих мероприятий в инженерной инфраструктуре органам местного самоуправления рекомендовано привлекать специализированные организации к разработке конкурсной документации для заключения энергосервисных контрактов.

Кроме того, при Министерстве энергетики и ЖКХ Свердловской области будет создан экспертный совет по рассмотрению схем теплоснабжения муниципальных образований.

Мы внесли в перечень решений внеочередного заседания Комитета ряд пунктов, поддерживающих внедрение энергосберегающих технологий при проведении капремонта. В частности, администрациям городов области рекомендовано при составлении программ реконструкции вносить в реестр многоквартирных домов в первую очередь те здания, для которых подготовлены комплексные решения по повышению энергоэффективности. Управляющим компаниям и ТСЖ также рекомендовано применять комплексные меры по повышению энергоэффективности зданий, а муниципалитетам — объектов социально-культурного назначения и коммунальной инфраструктуры.

Теплоснабжающим организациям следует включать в предписания потребителям тепловой энергии по подготовке объектов к отопительному сезону применение регуляторов перепада давления в качестве ограничителей расхода.

Министерству энергетики и ЖКХ, Министерству промышленности и науки Свердловской области, руководителям предприятий промышленной, бюджетной сферы и ЖКХ рекомендовано использование средств погодного регулирования для достижения целей экономии тепловой энергии и сетевой воды и ликвидации проблем «перетопа» и «ошпаривания» при эксплуатации систем отопления и горячего водоснабжения зданий.

— Что именно нужно понимать под автоматизацией систем теплоснабжения? Сегодня на рынке можно встретить большое количество различных технических решений с различной сферой применения, начиная от радиаторных терморегуляторов для квартирных отопительных приборов и заканчивая регулирующими устройствами для управления подачей тепла в многоэтажный дом. Существуют ли какие-то комплексные решения и проекты, позволяющие раз и навсегда закрыть вопрос эффективности использования тепла в целом многоквартирном доме, на всех уровнях потребления?

— Да, именно этим вопросом мы и занимаемся на регулярной основе. За без малого 20 лет мы не просто сформировали комплексный подход к модернизации отопительных систем в жилых и общественных зданиях, но и создали большое количество готовых к реализации типовых проектов такой модернизации практически для всех серийно возводимых многоквартирных домов. Кроме того, мы располагаем сегодня всем необходимым набором оборудования.

В рамках каждого отдельно взятого жилого дома в общем случае необходимо реализовать трехступенчатую схему регулирования подачи тепла потребителям. Это погодозависимое регулирование на тепловом вводе, балансировка системы отопления по стоякам и регулирование непосредственно на отопительных приборах, о чем вы как раз и упомянули. Такая концепция позволяет сбалансировать распределение тепла по дому, ограничив его потребление реальной необходимостью. А чтобы получить при этом экономию, необходим двухступенчатый учет: общедомовой и по каждой квартире индивидуальный. Только в этом случае собственники жилья могут почувствовать личную выгоду от бережливого отношения к теплу. Конечно, все это предполагает, что здание соответствует современным нормам по теплоизоляции.

— Вы сказали о поквартирном учете. Перехода на него требует и действующее законодательство в области энергосбережения. Но ведь реализовать учет в российских многоквартирных домах с вертикальной стояковой разводкой отопительных систем весьма непросто.

— На первый взгляд, да, если использовать классический подход, то есть проводить в каждой квартире прямое измерение расхода теплоносителя. Для этого пришлось бы оснащать отдельным теплосчетчиком каждый радиатор в квартире, что не только очень дорого, но и нереализуемо, поскольку выпускаемые для нужд индивидуального учета тепла приборы не обладают достаточной точностью, чтобы измерять перепад температуры всего на одном отопительном приборе.

Однако существует другое решение. На каждом отопительном приборе без врезки в систему жестко крепится радиаторный распределитель, измеряющий температуру поверхности отопительного прибора. Установив такие датчики на всех радиаторах в квартирах дома, можно зафиксировать динамику изменения их температуры. Показания приборов автоматически передаются по радиоканалу на этажные приемники, оттуда — на домовой концентратор, и далее — на удаленный компьютер в расчетном центре. А поскольку мощность каждого отопительного прибора известна, можно с высокой степенью точности вычислить долю каждого из них в общем объеме потребления.

В конце месяца общедомовое потребление, зафиксированное прибором учета на тепловом вводе в здание, делится на 2 части в соответствии с проектными нормами: 35% относится на отопление общих помещений и распределяется между собственниками пропорционально их долевой собственности в доме, 65% делится между ними в соответствии с долями, определенными с помощью радиаторных распределителей.

— У вас есть опыт реализации подобных систем?

— Да, мы устанавливали их неоднократно и даже в течение трех лет проводили совместный с Правительством Москвы и институтом «МосжилНИИпроект» эксперимент на базе одного из жилых домов в Москве. Как показала практика, реализация проекта комплексной модернизации отопительной системы, о которой я уже говорил, вкупе с внедрением поквартирного учета тепла позволяет добиться в среднем 35-45% экономии в масштабах дома. Причем некоторые наиболее рачительные собственники умудряются сократить свое теплопотребление на 60-70%!

Есть опыт реконструкции отопительных систем и в целом ряде других городов, в том числе в Екатеринбурге, Омске, Тюмени, Уфе и других, а также в малых городах, например, в Заречном Свердловской области.

— Можно ли сказать, что все проблемы российского теплоснабжения решаются в масштабе отдельных зданий?

— Конечно, нет. В модернизации нуждается вся система. Переход к описанной мной схеме регулируемого потребления тепла предполагает установку в каждом здании автоматизированного индивидуального теплового пункта (АИТП). Это позволяет отказаться от малоэффективного «кустового» регулирования на ЦТП и снизить нагрузку на сетевые насосы, поскольку прокачку домовых систем теперь осуществляют насосы индивидуальных тепловых пунктов.

Логичное продолжение — перенос приготовления горячей воды для систем ГВС непосредственно в жилые дома. Для этого всего-то требуется добавить в состав АИТП еще один теплообменник, поскольку уже имеющийся в его составе двухканальный контроллер способен одновременно управлять подогревом воды и для системы отопления, и для системы ГВС.

Далее мы подходим к следующему важному выводу. Поскольку горячая вода готовится непосредственно в домах, отпадает потребность в четырехтрубном подключении — можно осуществлять его по двухтрубной схеме. Исключаются большие тепловые потери и утечки на трубопроводах ГВС от ЦТП до зданий, резко сокращаются затраты на их обслуживание и отсутствует необходимость в частом ремонте теплотрасс ГВС.

Перспективы, которые вы описываете, очень заманчивы. Но насколько реально реализовать все это сегодня на практике?

— Абсолютно реально. Сегодня уже есть опыт перевода с «кустовой» схемы ЦТП на индивидуальное регулирование практически целых микрорайонов ряда городов. Одним из примеров могут служить Набережные Челны, где процесс реконструкции начался почти 10 лет назад и сегодня практически завершен. Его результатом стало 30-40% сокращение потребления тепла в масштабах целого города.

Подобный проект был реализован также в городе Луга Ленинградской области, в данный момент осуществляется в Горно-Алтайске, столице Республики Алтай. Причем каждый раз решение о модернизации принималось исходя из реально существующих на местах проблем. Например, в Набережных Челнах очень остро стоял вопрос нехватки тепловых мощностей и ресурсов водоканала, а в Горно-Алтайске стоимость тепла была практически «неподъемной» для населения, достигая 4 тысяч рублей за гигакалорию. Наши решения — это не попытка навязать свои правила игры, но всегда ответ на запросы потребителя.

Интервью подготовлено пресс-службой «Данфосс»


Д.Д. Огородников , член - корреспондент Академии экономических наук, д.э.н., член совета, председатель Методического совета саморегулируемой организации союз «Профессиональное объединение энергоаудиторов»

Сможем ли мы воспользоваться современными рыночными инструментами при модернизации жилищно-коммунального хозяйства? Что нас может ожидать в процессе реализации? Что нужно предпринять, чтобы идеи, заложенные в этих инструментах, сработали? Содержат ли они самые эффективные и зарекомендовавшие себя рецепты выживания и роста, которые могут быть масштабированы и тиражированы по всей стране в сложных экономических условиях? Поищем ответы на эти вопросы.

Модернизация. О чем это?

Для начала определимся, насколько сегодня правомочно сосредоточится на вопросах модернизации ЖКХ и в каких частях хозяйственного комплекса актуальна именно модернизация. Мы помним, что жилищно-коммунальное хозяйство является одной из наиболее технически отсталых отраслей экономики со многими проблемами, которые в последнее время имеют тенденцию обострения. Для начала нам потребуется научиться различать разные по существу процессы, такие как реформирование, реорганизация, трансформация и модернизация . И чтобы понять, что должно явиться предметом модернизации по ходу проведения реформы ЖКХ, нам нужно определиться с ее характерными признаками.

Напомним, что сущность реформ заключается в усовершенствовании одного или нескольких элементов системы (требующих изменений) при сохранении всех остальных (остающихся традиционными). Закономерен вопрос, какие элементы системы ЖКХ реформируются, а какие подлежат модернизации; как соотносятся между собой модернизация и реформа?

Большинство наших реформ проводило и проводит государство, которое, как известно, по смыслу предназначено в большей мере для стабилизации, а не для реформирования. Отечественная наука эти вопросы пока оставляет без четких ответов. А на практике извращение привычной модели управления по целевым ориентирам достигло, кажется крайних пределов.

В отличие от реформирования, модернизация является моделью опережающего развития , когда власть определяет направления «прорыва» и сосредотачивает усилия на достижении мирового либо регионального лидерства в определенных экономических сферах. В отношениях властей и хозяйственного комплекса при его модернизации просматривается следующее:

  • цели и задачи модернизации определяют органы власти, направления определяются среднесрочным и стратегическим экономическим планированием;
  • модернизация - это совместные действия государственного и частного капитала, иностранных, внутренних и государственных инвестиций в условиях централизации управлением бюджетными ресурсами;
  • частный капитал и иностранные инвесторы, участвующие в программах модернизации, мотивированы льготами и преференциями;
  • главный враг модернизации - коррупция, которая размывает ресурсы и отпугивает инвесторов. Поэтому борьба с коррупцией - необходимое условие модернизации;
  • главный друг модернизации - полный суверенитет над локальными политической системой и экономическими регуляторами;
  • как самой модернизации, так и созданию всех необходимых для нее условий и предпосылок требуется политическая воля.

Ключевым отличием модернизации от реформы является опора на сохранившиеся или сохраняемые, (живые) элементы обновляемой системы.

Во всем многообразии моделей жилищно-коммунального хозяйства нам желательно выбрать такую модель, в которой возможно без существенного ущерба отобрать элементы системы, подлежащие именно модернизации. Применяемая в экономиках развитых стран современная теория «базиса и надстройки» позволяет понять и построить прозрачную модель ЖКХ, как материальную экономическую систему. В моделях сложных систем каждый компонент, элемент, блок включает базис и надстройку. Базис характеризуют производственные процессы, происходящие в хозяйственном комплексе, это способ производства на определенном этапе его развития. Не лишне уточнить, что раз уж мы говорим о базисе, мы имеем в виду процесс, а не состояние системы. Многие развитые экономики сегодня характеризуется созданием нового технического базиса производства, который создает возможности перехода к новым условиям экономического роста. А значит и нам необходимо основываться на особенностях и содержании ключевого (доминирующего) объекта производственной технологии.

Вот эта модель: ЖКХ является сложной технологической системой, главной доминантой которого (базисом) является извлечение из поверхностных источников или подземных горизонтов воды, ее очистка, нагрев, доставка в точки потребления, отведение стоков, их очистка и возврат в поверхностные водоемы. В этой главенствующей технологии сосредоточены основные затраты ЖКХ. Безусловно, к этой системе подключаются и иные ресурсы, такие, как электроэнергия, топливо и обеспечение воздухообмена в точках потребления. Но они являются компонентами внутри водооборотного комплекса и требуют существенно меньших затрат.

Мы, безусловно, помним, что ЖКХ - это еще и система связей и правоотношений. На протяжении десятилетий в отрасли господствовали административные методы хозяйствования и экстенсивные подходы, которые являлись следствием жестко централизованного управления с советских времен. Материальная база отрасли всегда развивалась на основе остаточного принципа ресурсообеспечения, находилась в неудовлетворительном состоянии во все времена, но наиболее заметно деградирует в последние годы, несмотря на то, что на жилищно-коммунальное хозяйство расходуется значительная доля (иногда до трети) расходов местных бюджетов. Однако все эти факторы и обстоятельства являются надстройкой . И точно надстройкой, которой далее в рамках выбранной модели будет ограничено внимание, является сложный сплав взаимоотношений организационно-правового и управленческого профилей. В упомянутой выше цепочке реформирование, реорганизация, трансформация и модернизация, первые три процесса именно то, что происходит внутри системы управления отраслью. Еще до конца не понятно, замена саморегулирования на лицензирование УК, это реорганизация или трансформация? Система капитального ремонта реформируется или строится заново? Но точно изменения во всей этой сети управленческих связей не модернизация в рамках понятий базиса и надстройки.

Доминирующим, ключевым для отбора на модернизацию, согласно выбранной модели ЖКХ, является водооборотный комплекс, и именно на нем мы далее сосредоточимся при анализе применимости инструментов новой экономики: энергосервиса, концессий и лизинга. Это не значит, что в поле нашего зрения будут только отопительные системы и водоканалы. Потребуется учитывать сопутствующие технологии, такие как электротехника соответствующих профилей (начиная с когенерационных блоков, ВИЭ, двигателей в циркуляции, ЧРП и пр.), и техника топливообеспечения. Просто базис модернизации, основная, доминантная технология та, на которую приходится максимум затрат . Раз мы заботимся о модернизации в ЖКХ, то главными задачами целесообразно признать модернизацию генерации тепловой энергии и доставки теплоносителя и горячей воды к потребителю .

Энергосервис

Энергосервис является сравнительно новым инструментом, существо которого для любой отрасли состоит в планомерном наращивании энергетической эффективности на аутсорсинге. Опытные управленцы в Европе и США давно и накрепко усвоили, что специальные работы или услуги лучше всего покупать у профессионалов на условиях аутсорсинга. Принцип аутсорсинга: «Оставляю себе только то, что могу делать лучше других, передаю внешнему исполнителю то, что он делает лучше других».

Эффективные организации стремятся к концентрации на основном виде деятельности (в школе - на учебном процессе; на производстве - на выпуске продукции; в коммунальном комплексе - на управлении эксплуатацией зданий и сооружений).

Эффективные организации аутсорсингом получают доступ к внешним знаниям и навыкам. На аутсорсинг их мотивирует сложность самостоятельного поддержания на высоком уровне показателя «цена-качество» (понуждающая к росту зарплат, компенсирующая недостаток собственного высококвалифицированного персонала). Их очень устраивает сокращение сроков при исполнении непрофильных обязательств (профессионал делает работу быстрее). Им выгодна на аутсорсинге доступность к новым технологиям, инструментам и методикам. Экономить энергию выгодно на аутсорсинге через энергосервис. А он в свою очередь не просто бизнес, а является одной из форм государственно - частного партнерства.

Путь к такому партнерству возможен:

  • через поправки в Жилищном кодексе, позволяющие создавать нужные организационные и организационно-правовые конструкции;
  • через образование, учебное и учебно-консультационное информирование служащих муниципального сектора и управляющих компаний;
  • через переход от состояния «эксплуатация» к состоянию «экономия на издержках» в рамках энергосервисных контрактов;
  • через переход от «натурального хозяйства» (у домоуправа свой водопроводчик, электрик, маляр, разнорабочий), к рациональному партнерству с аутсорсерами.

По сути энергосервис - это и переход от общества самообслуживания к современному рыночному обществу взаимообслуживания. Находится такая команда, которая предлагает заказчику (в том числе и муниципалитету) профессиональные услуги по повышению энергетической эффективности, самостоятельно привлекает в процессы все необходимые ресурсы (финансовые, кадровые, материальные), а взамен просит только делиться прибылью, возникающей от экономии энергоресурсов.

На первом этапе энергосервиса всегда и неизбежно проводится квалифицированный энергоаудит. И на выходе такого аудита должен быть не просто энергетический паспорт и табличка на здании с показателями энергоэффективности, а концепция на проектирование. Сегодня принято такую форму именовать инвестиционный энергоаудит . А далее следуют этапы проектирования, строительно-монтажный, пуско-наладочный (с повторным энергоаудитом). И завершается энергосервис - эксплуатацией и замыканием финансового оборота. Наконец-то свершится замысел законодателя, заложенный в 261-ФЗ!

Однако окно возможностей энергосервиса в жилищно-коммунальном комплексе не так велико. Безусловно, это связано главным образом с теплоснабжением, о чем упоминалось выше. Чаще всего в «меню» окажется установка узлов автоматического управления подачи тепла, индивидуальных тепловых пунктов, датчиков присутствия в системе освещения мест общего пользования. Более сложные проекты выходят за срок окупаемости в 4-5 лет, и то, это в идеальных условиях.

Зарубежный опыт перформанс-контрактинга (так именуют энергосервис в международной практике) показывает, что оперативное обеспечение обслуживаемого объекта новейшим оборудованием, это решение проблем только на 20%. Остальные 80% проблем - обеспечение неотвратимого возврата денежных средств за весь долгосрочный период действия энергосервисного контракта.

Главным ограничением в развитии энергосервиса на сегодня является стоимость кредитных ресурсов . Пока что коммерческие кредиты возможны под очень высокий процент. И наряду с типовыми рисками достижения требуемого эффекта, очень велики финансовые риски. При этом отсутствует баланс рисков между энергосервисной компанией (заемщиком) и клиентами (выгодополучателями в аутсорсинге). И сюда же накладывается фактор правовых рисков, которые возникают из недостаточной проработанности правоотношений, запаздыванием государства в отработке необходимой для становления энергосервиса нормативно-правовой базы. Именно по этой причине энергосервисных компаний в России всего лишь несколько десятков, хотя законодатель создал этот инструмент более пяти лет назад.

Чаще всего энергосервисные компании сегодня заняты решением проблем с освещением . Но в коммунальной отрасли, как выше упоминалось, доминантная задача - решение проблем теплоснабжения и водоснабжения. Однако это только начало. Необходима разработка на местах дорожных карт по развитию энергосервиса. Но эти карты должны быть такие, чтобы навигация по ним была предельно точной. И именно расчетливое и взвешенное развитие энергосервиса в муниципальных ЖКХ явится стимулом для применения инструментов концессии и лизинга.

Концессионные соглашения

Федеральный закон «О концессионных соглашениях» был принят еще десять лет назад, в июле 2005 года. Это так же форма государственно-частного партнерства. Она может способствовать выходу из инфраструктурного тупика, в котором находится жилищно-коммунальное хозяйство страны. Однако сегодня, спустя десять лет с момента принятия закона, известны лишь единицы реализуемых концессионных проектов . И это в условиях, когда власти ориентируются на принудительную передачу хозяйственных комплексов в концессию (если МУП, такие, как теплоснабжающие и водоснабжающие, организации убыточны в течение трех лет, а таких по стране около 28%).

Концессионное соглашение, это целая система договоров. Существо концессионного соглашения состоит в том, что частная компания (концессионер) принимает на себя обязательство за свой счет создать или реконструировать объект недвижимости, не получая за это со стороны властей (заказчиков) никакой платы или иных встречных благ. По завершению строительных работ, когда определенный концессионным соглашением объект будет создан, исполнитель получит его на определенный срок в аренду от заказчика с условием внесения ему арендных платежей ( концессионной платы). Цель и ценность для концессионера в таком соглашении состоят в том, что созданные объекты, которые он получает в аренду, представляют для него интерес с точки зрения их прибыльности и извлечения дохода от деятельности, связанной с их использованием. Именно концессионный договор имеет своей главной целью привлечение частных инвестиций в строительство и реконструкцию объектов государственной и муниципальной инфраструктуры.

Организация частно-государственного партнерства на основе концессионного механизма требует (так же, как и в энергосервисе) оптимального распределения рисков между его участниками. Проекты на основе концессионного соглашения, как и во всяком бизнесе, содержат общие и специфические риски. Общие риски - это такие, которые характерны для любого аналогичного инвестиционного проекта. Специфические (особенные) риски участников концессионного соглашения связаны с выбранной ими формой партнерства. Общие риски являются внутренними рисками проекта (риски на этапе проектирования, строительства, эксплуатации). К ним же относятся риски, порождаемые внешними факторами (макроэкономические, финансовые, институциональные, риски форс-мажорных обстоятельств).

Специфические риски для частного инвестора включают риск экспроприации, конфискации, несоблюдения органами власти обязательств, которые призваны обеспечивать поддержку партнерству (выдача в положенный срок всех разрешительных документов, невмешательство в реализацию проекта). Муниципальная власть, доверяя частному инвестору объект инфраструктуры и его эксплуатацию, получает на своей территории «частного монополиста». Свободная воля инвестора и властей априори служит источником и предметом наибольших противоречий . Специфические риски, связанные с их действиями, могут принимать заранее не прогнозируемые формы: риск неэффективного расходования инвестированных средств, риск остановки работ и обслуживания населения, риск невозможности заменить концессионера и ряд иных.

Главным ограничением в становлении института концессионных соглашений сегодня, как и во многих областях, является стоимость денег, а также сложность и многоплановость урегулирования интересов между партнерами по концессии. Но на базе концессий уже совсем иные масштабы проектов по модернизации ЖКХ. Это не отдельные котельные, а крупные отопительные «кусты», масштабные системы водоснабжения и водоотведения, объекты локальной генерации и когенерации.

Лизинг

Лизинговая форма финансирования достаточно часто применяется при закупке необходимого технически сложного оборудования. Владелец хозяйственного комплекса в сфере ЖКХ (в том числе и концессионер) обычно сам принимает участие в процессе заключения лизинговой сделки. Он совместно с лизинговой компанией определяет основные условия финансирования: срок аренды, сумму и периодичность арендной платы, фиксированную или плавающую процентную ставку, условия расчетов, а также условия закупки объекта лизинга у поставщика (вид и комплектность изделия, цену и т.д.).

Лизинговая компания сама привлекает кредиты, закупает оборудование и передает его в лизинг клиенту, который может тут же приступить к работе, оплатив первоначально до 30% стоимости. Через лизинг обновляются основные фонды при оптимальном использовании собственных финансов. Затраты на приобретение оборудования равномерно распределяются на весь срок действия лизингового договора, что высвобождает средства для использования в других хозяйственных целях. Практически на условиях лизинга можно получать новое оборудование «под ключ», предоставив осуществление всех формальностей лизинговой компании, и благодаря этому сконцентрировать усилия на решении других вопросов. Лизинговые платежи, как правило, фиксированные, что способствуют стабильности финансового состояния владельца объекта ЖКХ.

В некотором смысле лизинг напоминает передачу на аутсорсинг функции снабжения на хозяйственном объекте (профессионалам закупок более высокого уровня). Компания-лизингодатель обычно заинтересована в закупке у поставщика оборудования по минимальным ценам. Лизинговые компании благодаря своим устоявшимся рыночным связям имеют большие возможности для достижения минимальных контрактных цен, чем заведомо менее профессиональный арендатор. Такие арендодатели с одной стороны мастера оптовых закупок, а с другой очень часто специализируются на определенных объектах лизинга, на рынках сбыта конкретных отраслей или товарных групп. Обычно лизингом занимаются банки и другие кредитные учреждения. Развитие лизинга создает им благоприятную конкурентную среду и в известной степени способствует снижению банковского процента. Лизинговое финансирование связано с меньшим риском, чем предоставление банковских ссуд для хозяйственников, которыми являются и владельцы инженерной инфраструктуры ЖКХ.

Несомненно, специфика хозяйствования в ЖКХ диктует и некоторые ограничения на применение лизинга. Например, коммунальщик, не будучи собственником объекта лизинга, ограничен в распоряжении им до момента выкупа по остаточной стоимости. А реальная рыночная цена оборудования по окончании срока лизинга может оказаться ниже зафиксированной в лизинговом контракте остаточной стоимости. И причина достаточно проста - жесткий эксплуатационный режим и износ оборудования в силу постоянства нагрузки. Или еще одна возможная проблема, требующая от коммунальщиков мастерства договороспособности. Лизинговые платежи относятся на себестоимость продукции, что снижает налоговую нагрузку предприятия ЖКХ, но вносит эти затраты в тариф за коммунальные услуги . А значит, за обновление материальной базы заплатит в итоге конечный потребитель.

О первоочередном и насущном

Краткий анализ применимости во многом нового для коммунального сектора инструментария в области хозяйственно-финансового обеспечения изменений в отрасли был бы не полон, если не увязывать открывающиеся возможности, с тем состоянием, в котором сегодня находится отечественная экономика. В стадии разработки и реализации сегодня находится несколько федеральных и региональных программ государственно-частного партнерства, как в коммунальном секторе, так и в энергетике. На многих экспертных площадках звучат оценки: на модернизацию и реформирование отечественного ЖКХ требуется от 10 до 13 трлн рублей, в то время как в «Комплексной программе модернизации и реформирования жилищно-коммунального хозяйства РФ» из всех источников предусмотрено несколько более 4 трлн рублей. И видимо это обстоятельство вынужденное, хотя оценки и расчеты были выполнены в период, предшествовавший кризисным явлениям последнего периода. Они же стали основой позиции власти, по ориентации на привлечение частного капитала в отрасль. Возможно сохранение такой пропорции, возможно и увеличение, но вполне вероятен сдвиг по времени на три - пять лет вперед. Некоторые надежды появляются в связи с политикой по возврату капитала, выведенного за рубеж. Но инвестиционная привлекательность коммунального сектора появится тогда, когда функционирование ЖКХ перейдет из состояния планово-убыточного в долговременно прибыльное. Если добавить в предприятия сектора порядок на рабочих местах и объектах, вовлеченный в процесс непрерывного совершенствования персонал, оптимизированные потоки создания ценности для жителей, собственную школу менеджеров и мастеров, благоприятную среду для работы - выстраивается надежда на будущее. Таковы проблемы нашей обыденной жизни в столкновении с тем, какой наша жизнь могла бы стать.

Несомненным и сравнительно малозатратным вкладом в будущее, пусть и отдаленное развитие, сегодня может стать интенсивное обучение и повышение квалификации персонала всех уровней, работающего в коммунальной отрасли. Важно избежать ошибок, ярко видных в параллельной социально ответственной отрасли - здравоохранении. Государство инвестировало в его модернизацию, потратила гигантские денежные средства, насытив страну высокотехнологичным медицинским оборудованием, которое не первый год простаивает, т.к. работать на нем некому. Несмотря на то, что для внедрения энергосервиса, концессий и лизинга не совсем время, а деньги достаются все дороже и дороже, вложиться в обучение и подготовку персонала вполне по средствам и самое время. Тогда надежда на улучшение в инженерной инфраструктуре городов и поселков появится, и к этому нужно готовиться всем.

По материалам публикации в журнале
«Региональный гид».