Объекты коммунального хозяйства социальной сферы. Что такое жилищно-коммунальный комплекс. Государственное управление жилищно-коммунальным комплексом




Термин жилищно-коммунальный комплекс (ЖКК) означает элемент территориальной инфраструктуры, принадлежащий муниципалитету. От того, как функционирует жилищно-коммунальный комплекс, зависит, насколько комфортно гражданам будет жить в квартирах, а также в населенном пункте в целом.

Что такое жилищно-коммунальный комплекс

Основа жилищно-коммунального комплекса - коммунальная отрасль. Она является частью непроизводственной сферы, и цель ее - заботиться о сохранности жилого фонда, обеспечивать его надлежащую эксплуатацию и обслуживание, вовремя и в полном объеме предоставлять жильцам жилищно-коммунальные услуги, проводить мероприятия по благоустройству и улучшению санитарного состояния муниципальных объектов.

Жилищно-коммунальный комплекс состоит из следующих хозяйств:

  • жилищного;
  • водопроводно-канализационного;
  • теплоэнергетического (включает тепловые сети и коммунальные котельные);
  • электроснабжения (включает коммунальные электростанции и электросети);
  • газового (газовые сети и сооружения);
  • санитарной очистки и благоустройства территорий;
  • дорожно-мостового и др.

Жилищно-коммунальные услуги классифицируют как услуги материального характера, которые не имеют производственного назначения. Принято выделять две группы таких услуг: индивидуального потребления и общественного.

Индивидуальные услуги предоставляются непосредственно каждому потребителю. К ним относятся снабжение холодной и горячей водой, теплом, услуги по водоотведению и т. п.

Потребительские услуги предназначены для обслуживания общего имущества МКД, лифтов, дворов (это уборка, вывоз ТБО), территорий, принадлежащих муниципалитету (облагораживание и уборка улиц, тротуаров, ремонт дорожного покрытия, освещение улиц, проведение мероприятий по озеленению, вывоз мусора и т. д.).

В зависимости от того, насколько значимы для населения те или иные услуги, выделяют 3 их уровня:

  1. Большая часть предприятий коммунальной отрасли предоставляет услуги, позволяющие удовлетворить самые жизненно необходимые потребности граждан. К первому уровню относятся службы, обеспечивающие население водой, теплом, электричеством, газом, предоставляющие услуги водоотведения. Социально значим также и городской электротранспорт. Если хотя бы одно из этих предприятий перестанет функционировать (либо возникнет сбой в их деятельности), то возможно возникновение ЧС.
  2. Второй и третий уровни были выделены на основании фактора времени. Основной критерий - это частота, с которой у граждан возникает потребность в пользовании услугами. На втором уровне оказались системы жизнеобеспечения, услугами которых население пользуется каждый день либо один раз в несколько дней (к примеру, вывоз ТБО).
  3. Третий уровень включает услуги, предоставление которых осуществляется в случае необходимости. В первую очередь это виды деятельности, направленные на содержание и ремонт жилого фонда.

Жилищно-коммунальное хозяйство характеризуется замкнутостью, ограниченностью и зависимостью от определенных факторов. Замкнутость проявляется в удовлетворении потребностей, которые формируются на конкретной территории. Ограниченность заключается в наличии предела, который определяется масштабом имеющихся потребностей в ЖКУ на определенной территории. Кроме того, ЖКХ зависит от размера и структуры этих потребностей в каждый период времени.

Предприятия коммунальной отрасли не являются самостоятельными. Определение форм, объемов и масштабов их деятельности не является их правом. Они функционируют, ориентируясь на инфраструктуру населенного пункта, его пространственную и функциональную организацию.

Основные объекты жилищно-коммунального комплекса

Выделяют следующие отрасли жилищно-коммунального комплекса:

1. Жилищное хозяйство

В него входят жилые и нежилые здания, а также организации, обслуживающие их (осуществляющие эксплуатацию, проводящие строительные и ремонтные работы и др.).

К жилищному хозяйству относят жилье, строения нежилого характера, здания общественных организаций и социальных контор, компании, обслуживающие и эксплуатирующие их.

Все жилые помещения составляют городской жилищный фонд. При этом не имеет значения форма собственности на них. Это могут быть МКД, частные дома, здания спецназначения (общежития, гостиницы-приюты, дома-интернаты для разных категорий граждан), квартиры и другие помещения, предназначенные для проживания людей. Так как благосостояние граждан улучшается, они становятся более требовательными к условиям своего проживания и общему состоянию дома. Этим обусловлено изменение структуры городского жилищного фонда.

2. Инженерное обеспечение поселений

Инженерная инфраструктура жилищно-коммунального комплекса включает в себя снабжение граждан коммунальными ресурсами (горячей и холодной водой, теплом, газом, электричеством).

Эта составляющая жилищно-коммунального комплекса наиболее сложная. Инженерное хозяйство должно быть организовано на очень высоком уровне, чтобы была возможность бесперебойно снабжать население водой, теплом, электрической энергией и газом. Для этого требуется своевременное проведение ремонта инженерных коммуникаций (в том числе и профилактического), работ по очистке, обеспечение эффективного функционирования аварийных служб. В нашей стране во многих регионах является проблемой подготовить инженерные сети к холодному времени года.

  • Водоснабжение и водоотведение. Вода (питьевая, предназначенная для использования в хозяйственных целях и на производстве) должна соответствовать определенным требованиям. При наличии в населенном пункте лишь одной системы подачи воды она должна по всем показателям соответствовать питьевой. В зависимости от профиля деятельности и мощности предприятий рассчитывается их потребность в воде. Снабжение водой может осуществляться из открытых или подземных источников. Водозаборное хозяйство включает: сооружения, осуществляющие забор воды, системы ее очистки и подготовки, насосные станции и трубопроводы, по которым вода доставляется населению.
  • Теплоснабжение . Задача системы - обеспечивать граждан горячей водой и отапливать помещения в зимний период. Потребление горячей воды характеризуется большей равномерностью, нежели потребление тепла, так как летом в отоплении нет необходимости. Как долго длится отопительный сезон, зависит от того, в каком климатическом поясе находится населенный пункт.

Элементы системы теплоснабжения: прямые и обратные тепловые сети, насосные станции (необходимые для прокачивания), распределители тепла.

  • Газоснабжение . Системы бытового снабжения газом есть практически везде. Подача газа может осуществляться по трубам от основных магистралей. Кроме того, может поставляться сжиженный газ в газораздаточные станции, расположенные в кварталах. Жители частных домов пользуются газом в баллонах.
  • Электроснабжение . Для снабжения городов электричеством используются централизованные региональные и межрегиональные энергосистемы. Вырабатывается электрическая энергия на тепловых, гидравлических и атомных электростанциях, которые могут располагаться в любом месте. Система снабжения электроэнергией состоит из электрических сетей (магистральных и внутриквартальных), трансформаторов, распределительных пунктов и других сооружений.

3. Общегородское коммунальное хозяйство

К нему относятся системы благоустройства и содержания городских территорий (дорожно-строительное управление, освещение улиц, проведение санитарных мероприятий, сбор, вывоз и переработка ТБО, озеленение города), а также бани, прачечные, гостиницы, ритуальные компании и др.

Рассмотрим более детально каждую из подсистем общегородского коммунального хозяйства:

  • Дорожное хозяйство . Улицы и дороги - достаточно сложные сооружения с точки зрения инженерии. К дорожному хозяйству относятся мосты, путепроводы, виадуки, тоннели для пешеходов и сточные канавы. В крупных городах обустраивают набережные. Чтобы строить дороги и поддерживать их в хорошем состоянии, нужны асфальтовые заводы, а также предприятия, производящие гравий и другие виды дорожного покрытия. В зимний период появляется необходимость в очистке проезжих территорий и тротуаров от снежного покрова, летом - в их поливе и ремонте.
  • Санитарная очистка территории города . Требует наличия служб, поддерживающих чистоту на улицах, вывозящих зимой снег, собирающих, вывозящих и утилизирующих ТБО. Чтобы решить последнюю проблему, необходимо строить полигоны для захоронения отходов и предприятия по переработке мусора.
  • Ливневая канализация нужна, чтобы собирать и удалять стоки дождевой и талой воды. Она состоит из системы коллекторов, насосных станций и сооружений по очистке. В настоящее время является недопустимым смешение ливневых стоков с бытовыми. Тем не менее во многих городах все виды стоков отводятся по одной системе, называемой общесплавной.
  • Инженерная защита территории . Ее цель - предотвратить разрушение подземных сооружений населенных пунктов, находящихся в заболоченной местности. Подобная защита также необходима, если грунтовые воды располагаются слишком высоко. Защитить город в паводковой ситуации помогут ограждения, устраиваемые по берегам рек (дамбы). Весьма проблематична инженерная защита населенных пунктов, находящихся в сейсмоопасных зонах.
  • Уличное освещение и малые архитектурные формы (монументы, ограды, остановки, киоски и т. д.) необходимы для формирования городской архитектуры, при их наличии проживание граждан становится более комфортным. Очень важно сохранять памятники истории и культуры.
  • Зеленое хозяйство . От него тоже зависит, насколько уютно будет в городе и каков будет его облик. Растения, высаживаемые на придомовых территориях и улицах, способствуют очищению и увлажнению воздуха. При их наличии ветер и шум не так сильны. Кроме того, зеленые насаждения создают благоприятные условия для отдыха, позволяют сделать движение более безопасным и защищают дома от вредных выхлопов автомобилей. Задача садово-паркового хозяйства - организация масштабных зон отдыха в черте города. Посадки в санитарно-защитных зонах больших промышленных производств нужны, чтобы свести к минимуму воздействие на жилые кварталы вредных веществ, выбрасываемых в воздух. Озеленить город и должным образом поддерживать зеленое хозяйство достаточно непросто. Нужно учесть климатические условия и сделать правильный выбор видов растений для посадки.
  • Гостиничное хозяйство. В нашей стране большая часть гостиниц находится в частной собственности. Органы местного самоуправления должны обеспечить наличие достаточного количества гостиниц.
  • Банно-прачечное хозяйство. В настоящее время его услуги не являются востребованными. Основные их потребители - детские сады, учреждения здравоохранения, общежития, гостиницы, столовые, кафе и т. д.
  • Ритуальное хозяйство . Его задача - содержать кладбища города и оказывать населению ритуальные услуги. В подавляющем большинстве случаев ритуальные компании являются частными, реже - принадлежат муниципалитету.

Какие особенности имеет управление жилищно-коммунальным комплексом

Жилищно-коммунальный комплекс России характеризуется тем, что организации его подчиняются различным инстанциям в зависимости от места расположения населенного пункта. Если город крупный и разделен на районы, то часть предприятий ЖКК разбивается по ним по подчиненности. Таким образом осуществляют управление жилищным хозяйством, ремонтно-строительным производством, частью дорожного управления и паркового хозяйства. Управление инженерными сетями (водопроводом, системой водоотведения и канализации, газовым хозяйством и тепловыми сетями) не районируют в соответствии с административным делением городов. К общегородским отраслям (то есть управляемым без районирования) относят часть дорожного хозяйства и целевого благоустройства.

Особенность жилищно-коммунального комплекса как объекта управления в том, что его основная задача - удовлетворять основные потребности граждан. Организации жилищно-коммунального комплекса для решения этой задачи должны создавать все условия для нормальной жизнедеятельности человека. Они помогают развить экономический потенциал и сформировать имидж территорий города. В связи с этим органы государственной власти муниципалитетов стремятся в первую очередь решать проблемы ЖКК.

Можно выделить такие особенности организации городского жилищно-коммунального комплекса:

  • граждане не могут выбирать, кто будет оказывать им услуги, и отказываться приобретать их;
  • качество оказываемых услуг, как правило, не оценивается в количественных показателях;
  • гражданам непонятен механизм оценки качества многих ЖКУ;
  • в ходе технологического процесса предоставляются услуги сложных инженерных служб, которые относятся к определенному району (водопроводных, канализационных, тепловых и электрических сетей); при этом предъявляются высокие требования к надежности этих коммуникаций;
  • все стадии производства должны быть определенным образом взаимосвязаны.

В связи с вышесказанным жилищно-коммунальный комплекс города нужно организовывать, учитывая специфику местных условий. Ориентироваться на нее необходимо и при разработке нормативной документации, устанавливающей требования к качеству оказываемых населению услуг и определяющей механизмы защиты прав граждан.

Государственное управление жилищно-коммунальным комплексом

Для материально-технической базы жилищно-коммунального комплекса характерна жесткая привязка к условиям конкретного населенного пункта и необходимость в удовлетворении потребностей граждан. В связи с этим управление ЖКК осуществляется на местном уровне, то есть распоряжаются коммунальными ресурсами (в том числе и денежными) местные органы власти. Обеспечение основной части расходов по предоставлению ЖКУ осуществляется из бюджетных средств муниципалитетов и из средств местных хозяйствующих субъектов.

Жилищное строительство функционирует по законам рыночной экономики и лишь в незначительной степени финансируется из бюджета. В этом же направлении будет развиваться и обеспечение потребности в жилье, получить доступ к которому можно, лишь преодолев рыночные барьеры.

Формирование организационных структур управления осуществляется владельцами жилых помещений и компаниями, поставляющими энергоресурсы и обслуживающими жилой фонд.

Государство участвует в управлении жилищно-коммунальным комплексом, регулируя на законодательном уровне отношения в жилищной сфере и права на объекты недвижимости и градостроительную деятельность, разрабатывая технические регламенты, предоставляя социальные гарантии, утверждая стандарты финансовых нормативов и др.

Задача органов местного самоуправления - создать условия для строительства жилья и развития сферы ЖКХ в целом, содержать жилищный фонд социального назначения.

То, насколько должны быть компетентны в решении вопросов жилищной сферы органы государственной власти РФ, регионов РФ и ее муниципальных образований, определено в Жилищном кодексе РФ.

1. Местное самоуправление

За то, в каком состоянии находится жилищный фонд, несут ответственность его владельцы. На них возложено формирование порядка управления им, заключение договоров найма и аренды, финансирование содержания и обслуживания жилья.

Участие муниципалитета в управлении жилищно-коммунальным хозяйством сводится к следующему:

Органы местного самоуправления должны организовывать:

  • управление жилыми домами, находящимися в собственности муниципалитета (учитывать жилые помещения, переводить их в нежилые (или наоборот), согласовывать перепланировки в квартирах, признавать жилье непригодным для проживания, контролировать условия эксплуатации жилого фонда и стремиться к его сохранению);
  • управление жильем специального назначения (служебным, общежитиями, маневренным фондом, жильем социального обслуживания, а также предназначенным для беженцев и переселенцев);
  • управление общим имуществом МКД на правах владельца жилых помещений. К общему имуществу относятся: придомовая территория, подвальные помещения и цокольные этажи, электрооборудование, сантехника, лифтовое оборудование и шахты, лестничные пролеты и площадки, чердачные помещения. Оформление придомовой территории в собственность происходит на основе межевания. Законом разрешено использовать ее только по назначению (к примеру, на придомовой земле запрещено строительство гаражей).
  • конкурсный отбор УК.

В обязанность органов местного самоуправления входит создание условий, позволяющих эффективно управлять МКД. К ним относится:

  • обеспечение одинаковых условий работы для управляющих компаний любой организационно-правовой формы;
  • выделение управляющим организациям средств из бюджета на проведение капитального ремонта (если это возможно);
  • обучение сотрудников, принимающих участие в управлении жилищным фондом.

УК начинает управлять МКД, после того как собственники заключат с ней договор. Компанию выбирают путем проведения открытого конкурса, а если он не состоялся, то без него.

Муниципальные УО выступают в виде службы заказчика, другой организации, принадлежащей муниципалитету, многоотраслевого или специализированного предприятия. МУП начинает осуществлять деятельность по управлению жилищным фондом на правах хозяйственного ведения, а муниципальные учреждения - на праве оперативного управления. Заключать договор управления в этих случаях необязательно. Инженерные сети ЖКХ передаются муниципальной организации с правом оперативного управления. В обязанности служб заказчика входит выполнение административных и хозяйственных функций. Руководит городскими службами заказчика глава администрации либо служба заказчика области.

Органы местного самоуправления, являясь единственным заказчиком, формируют подряды на обслуживание жилья. При этом подрядчики за осуществление своей деятельности получают определенную сумму. Их борьба за подряд становится причиной снижения тарифов.

Важно!

Каждый год муниципальные власти обязаны проводить общее собрание собственников квартир, цель которого - выбрать способ управления МКД либо подтвердить полномочия УО, назначенной органами местного самоуправления.

При оформлении прав собственности на жилье выдается свидетельство. До тех пор, пока оно не будет выдано хотя бы половине жильцов, регулирование домоуправления осуществляется муниципалитетом. После проведения общего собрания, на котором собственниками избирается способ управления, местные власти перестают регулировать управление МКД. Тем не менее УК по поручению собственников может взаимодействовать с органами местной власти, заключив с ней договор.

Если владельцы жилых помещений не делают свой выбор, то назначение управляющей компании осуществляет орган муниципальной власти.

МКД обычно находятся не в собственности одного человека, а в хозяйственном ведении жилищных организаций. Есть в них и доля муниципалитета, учет ее ведется на балансе казны города, управления коммунальной отраслью. Органы местного самоуправления могут поручить управление жилищным фондом, находящимся в собственности муниципалитета, УК, заключив с ней договор, как и другие владельцы жилья.

Органы власти муниципальных образований должны обеспечивать жильем нуждающихся в нем граждан: для этого им нужно определить критерии отнесения людей к категории малообеспеченных, изыскать и предоставить им жилье. В этих целях нужно:

  • установить размер совокупного дохода членов семьи для признания граждан малообеспеченными;
  • учесть граждан, которые нуждаются в жилье на условиях социального найма;
  • определить, в каком порядке следует предоставлять жилье, являющееся специализированным и находящееся в собственности муниципалитета;
  • предоставить малоимущим гражданам жилое помещение, принадлежащее муниципальному образованию, заключив с ними договор социального найма.

2. Управление жилищно-коммунальным комплексом на уровне субъектов РФ

Инфраструктура жилищно-коммунального комплекса и жилищный фонд находятся под управлением органов государственной власти. В регионах РФ создаются департаменты, комитеты и министерства ЖКХ, которые входят в структуру управления ЖКК. Они составляют собственные нормативные документы, регламентирующие проводимые преобразования, при этом за основу берется нормативная база, разработанная на федеральном уровне. Принимаемые на региональном уровне решения по управлению коммунальной сферой носят рекомендательный характер для муниципальных органов власти. Вместе с тем в регионах осуществляют деятельность предприятия, являющиеся государственными и обслуживающие ЖКХ муниципалитетов.

3. Федеральное управление жилищно-коммунальным комплексом

Для Советского Союза было характерно централизованное управление сферой жилищно-коммунального хозяйства, поскольку финансирование жилищно-коммунального комплекса осуществлялось из бюджета.

Было сформировано министерство жилищного и коммунального хозяйства, которое просуществовало полвека. Не так давно подразделение, управляющее жилищной сферой, являлось частью Минпромэнерго России. В настоящее время функционирует Федеральное агентство по строительству и ЖКХ (Росстрой), которое входит в структуру Министерства регионального развития РФ.

Данное Министерство не уполномочено организовывать жилищно-коммунальное хозяйство. Управлять имуществом государства в сфере строительства, градостроительства, промышленности строительных материалов и жилищно-коммунального хозяйства обязан такой орган исполнительной власти, как Росстрой. В решении финансовых вопросов участвует Агентство по ипотечному и жилищному кредитованию.

Контроль в коммунальной отрасли осуществляет Главная государственная жилищная инспекция России и ее региональные подразделения.

Многие понимают, что качество строительства жилых домов не всегда высокое, что собственники безответственно относятся к вопросу содержания общего имущества МКД (не заботятся о чистоте в подъездах и секциях, рисуют на стенах, портят имущество и т. д.). При этом не предусмотрено взимание штрафов ни с собственников, ни с управляющих организаций, причиняющих вред жилью.

Задача Госжилинспекции - осуществлять контроль за состоянием жилищного фонда и проводимыми мероприятиями по благоустройству. Она должна также выступать инициатором устранения обнаруживаемых нарушений и недостатков.

Реформирование и развитие жилищно-коммунального комплекса

В настоящее время государство принимает все больше участия в формировании политики в сфере жилищно-коммунального хозяйства, поддерживает разработку нормативных документов о доступном жилье и модернизации инфраструктуры коммунальной отрасли.

Проведение реформирования жилищно-коммунального комплекса предполагает решение следующих задач:

  • необходимо повысить качество жилищно-коммунальных услуг и сделать их более доступными. Для этого нужно преобразовать институты ЖКХ, развить рыночные отношения и реструктурировать органы, управляющие объектами ЖКХ. Требуется также развитие договорных отношений, повышение эффективности конкурентных принципов, привлечение частных компаний, акционирование предприятий жилищно-коммунального комплекса, осуществление подготовки компаний, управляющих жилищным фондом, формирование механизма их конкурсного отбора и помощь в реализации схемы самоуправления собственников в коммунальной отрасли;
  • обязательно нужно оздоровить жилищно-коммунальный комплекс в финансовом плане. Для этого должна быть повышена эффективность расходования бюджетных средств и организована адресная поддержка граждан, которые нуждаются в определенных ЖКУ. Соотношение тарифного и бюджетного финансирования должно быть оптимизировано, а инвестиционная составляющая в тарифах на жилищно-коммунальные услуги - увеличена;
  • деятельность жилищно-коммунального комплекса должна регулироваться, для того чтобы консолидировать теплоэнергетические активы муниципалитета и обеспечить возможность проведения органами местной власти единой политики по обеспечению устойчивого функционирования комплекса. Это позволит сделать оказываемые услуги надежными и безопасными, модернизировать сети, сооружения и оборудование и, как следствие, повысить ресурсную эффективность производства и качество услуг.

Финансово оздоровить службы коммунального комплекса можно, проведя инвентаризацию, реструктуризацию и ликвидировав долги, накопившиеся за много лет. Если эта задача не будет решена, эффективность остальных мероприятий может оказаться нулевой.

Реформирование жилищно-коммунального комплекса подразумевает, что управление МКД будет передано от органов власти муниципальных образований к владельцам квартир. Это очень важный шаг. На общем собрании собственников должен быть выбран способ управления многоквартирным домом и управляющая компания. При этом именно собственники несут ответственность за текущее содержание, обслуживание и ремонт дома.

В связи с этим управление должно быть максимально прозрачным, процессы функционирования и развития жилищно-коммунального комплекса - гласными и открытыми (в том числе механизм установления тарифов; перечень и объемы работ, включаемых в тарифы и цены; участие общественных организаций и других объединений владельцев жилья в выработке решений и контроле их исполнения при управлении МКД на основе планирования доходов по объектам, а также сбережения ресурсов в масштабах конкретного здания).

Это интересно!

Для успешного реформирования жилищно-коммунального комплекса необходимо, чтобы общественность, субъекты рыночных отношений и органы муниципальной власти осознали цели и задачи конкурентной политики. При этом конкуренция должна быть защищена, для чего нужно убеждать и информировать граждан как потребителей услуг жилищно-коммунального комплекса.

Управление муниципальным ЖКК будет более эффективным, если обеспечить общественный надзор не только со стороны владельцев жилых помещений и контролирующих органов, но и со стороны саморегулируемых компаний. В таком случае станет возможной разработка бизнесом критериев, по которым будет определяться возможность участия хозяйствующего субъекта (заказчика, инвестора, УК, подрядной организации) в деятельности жилищно-коммунального хозяйства; утверждение правил и стандартов такой деятельности; повышение ответственности компаний, предоставляющих ЖКУ, перед гражданами путем выработки механизмов коллективной ответственности за эксплуатацию жилищного фонда и предоставление коммунальных услуг.

Мнение эксперта

Стратегическое управление развитием жилищно-коммунального комплекса

А. Н. Кириллова ,

профессор кафедры организации строительства и управления недвижимостью МГСУ

Стратегическое управление развитием жилищно-коммунального комплекса имеет целью обеспечить комфортное проживание и высокое качество оказываемых ЖКУ и социальных стандартов жизнеобеспечения населения, определить территории опережающего развития коммунальной инфраструктуры, перейти на использование инновационных методов модернизации и замены инженерных сетей и объектов, применяя при этом ресурсосберегающие технологии, создать привлекательные условия для инвестиций.

После проведения анализа функционирования жилищно-коммунальных комплексов муниципалитетов можно выделить ключевые внутренние и внешние проблемы.

Для большей части жилищно-коммунальных комплексов муниципальных образований характерен высокий уровень цен на жилую недвижимость, в связи с чем она недоступна для многих граждан. Кроме того, коммунальная инфраструктура комплексов в значительной степени изношена как физически, так и морально, собственники не готовы сами содержать общее имущество МКД, жилищный фонд зачастую не отремонтирован полностью, в городах много жилья, находящегося в аварийном состоянии или признанного ветхим, тарифы на ЖКУ постоянно растут. Эти проблемы являются общесистемными.

К внутрисистемным проблемам относится несогласованность действий при учете объектов коммунальной инфраструктуры и принятия решений на всех уровнях управления. Модернизация коммунальной отрасли в большей части муниципалитетов идет медленно. Эту проблему можно решить путем реализации механизма государственно-частного партнерства. Система сбора и утилизации ТБО устарела. Плохо ведется подготовка к реализации программ капремонта общего имущества МКД на уровне субъектов РФ, деятельность операторов в регионах и открытие субсчетов на капремонт общего имущества в кредитных организациях не имеют методических основ.

Контроль качества оказываемых гражданам ЖКУ осуществляется в недостаточном объеме согласно постановлению Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов». Эффективность разъяснительной работы с должниками по оплате жилищно-коммунальных услуг низкая, наличие в квитанции по квартплате статьи «общедомовые нужды» свидетельствует о том, что экономить ресурсы не получается, а устойчивые экономические результаты отсутствуют. Все это является причиной того, что граждане социально не удовлетворены.

Стоит помнить о том, что возможности развития жилищной сферы ограничены, поскольку жилье дорогое, доходы граждан маленькие, бюджеты муниципальных образований испытывают дефицит. Кроме того, коммунальная отрасль не является привлекательной для инвестиций. Все это сказывается на уровне дифференциации показателей функционирования жилищно-коммунального комплекса. Рыночные отношения в сфере ЖКХ развиты плохо, поэтому финансовые институты почти не вовлечены в нее.

Жилищно-коммунальный комплекс должен иметь как минимум жилищный фонд и коммунальную инфраструктуру, позволяющую поддерживать условия проживания на должном уровне и гарантирующую безопасность.

Развитие сферы ЖКХ зависит от того, в каком состоянии находится экономика муниципального образования, готовы ли инвестировать в отрасль хозяйствующие субъекты, какие принимаются нормативные документы, реализуются ли механизмы ГЧП, возводится ли некоммерческое арендное жилье.

Задачи политики в жилищно-коммунальном хозяйстве следующие: сделать доступными ЖКУ, обеспечить стандарты содержания, технического обслуживания и ремонта жилых зданий, сделать модели управления жильем равноправными. Основывается жилищная политика на самоуправлении, поддержке бюджета, механизмах ГЧП, долгосрочном тарифном регулировании деятельности компаний, поставляющих коммунальные ресурсы.

В настоящее время практикуют редевелопмент существующих застроек - ведут строительство новых МКД взамен снесенного на данной территории ветхого и аварийного жилья.

Задача жилищно-коммунального комплекса - эффективно функционировать в хозяйстве города. Этого можно добиться, если финансовое положение предприятий сферы ЖКХ будет устойчивым, коммунальные ресурсы будут производиться безаварийно и по энергосберегающим технологиям, а оказываемые гражданам жилищно-коммунальные услуги будут качественными. Следует составить план и по нему поэтапно обновлять и проводить капремонт жилья, модернизировать инженерные коммуникации с применением инновационных технологий, развивать информационно-коммуникационное управление.

Как автоматизировать жилищно-коммунальный комплекс

Управление жилищной сферой не является эффективным, а реализация на практике программно-целевого подхода к управлению невозможна, так как достоверные данные отсутствуют. Управление ЖКХ не обеспечивается в полном объеме информацией, что тормозит проведение реформ в этой отрасли и переход ее на другой уровень.

На сегодняшний день жилищно-коммунальный комплекс - это сложное с технической точки зрения хозяйство. Необходимо внедрение новых разработок и технологий, которые позволили бы коммунальным службам не только оказывать населению качественные услуги, но и снижать их стоимость. Для этого нужны современные решения. Инновации и интернет-технологии помогут добиться удобства, высокой эффективности и прозрачности.

Сфера ЖКХ по мере вовлечения ее в рыночные отношения становится все более прибыльной. Поэтому жилищно-коммунальный комплекс должен идти в ногу со временем, внедряя необходимые новинки.

Не так давно обработка всех документов в сфере управления жилищно-коммунальными комплексами осуществлялась по большей части вручную. Бухгалтеры товариществ собственников жилья использовали в своей работе бумагу, ручку и калькулятор. Однако для эффективного управления жилищной сферой необходимо быстрое составление и обработка документов.

Кроме того, если предприятие ЖКХ небольшое, то в его штате всего один бухгалтерский работник, на котором лежит весь учет. В связи с этим ему приходится выполнять очень большой объем работы. Отсюда и потребность в разработке ПО для автоматизации работы бухгалтера в коммунальной отрасли.

Задача программ - сделать более простой работу бухгалтера и свести к минимуму риск возникновения ошибки. Автоматизируют товарищества собственников жилья по следующим пунктам: учет сведений и состояние счетов каждого жилого помещения, учет начисляемых платежей и их погашение, создание документов для оплаты и их заполнение для каждого лицевого счета. Последний пункт требует выполнения рутинной работы в течение длительного времени. Она не тяжелая, однако очень утомляет. Облегчить такой труд можно, автоматизировав ТСЖ.

Реформирование жилищно-коммунального комплекса предполагает решение многих проблем. Отдельно стоит выделить среди них достоверность и доступность сведений, создаваемых, используемых и распространяемых в ЖКХ. К такой информации относятся данные о жилищном фонде и его собственниках, о потреблении коммунальных ресурсов, а также о текущем состоянии объектов коммунальной отрасли и инженерных сетей.

Для успешного решения этой проблемы необходимо внедрение новейших информационных технологий. В рамках реформы жилищной сферы обязательна информатизация ЖКК.

Автоматизированная система управления жилищно-коммунальным комплексом предполагает наличие:

  • ведомственной транспортной сети передачи информации и сбора статистики с различных систем коммунальной отрасли, а также передачи команд исполнительным устройствам;
  • программно-аппаратного комплекса , задача которого - сформировать единое информационное пространство муниципальных и региональных предприятий ЖКК и потребителей жилищно-коммунальных услуг. Также требуется автоматизировать технологические процессы компаний, предоставляющих населению эти услуги;
  • компьютеризированной системы коммерческого учета объемов потребляемых энергоресурсов и услуг , которая автоматически собирает и передает показания приборов учета и позволяет фиксировать данные за любой промежуток времени;
  • систем, позволяющих анализировать информацию, обрабатывать ее и формировать статистику и отчеты по предоставлению ЖКУ , проводить мониторинг и прогнозировать баланс коммунальных ресурсов, анализировать, насколько эффективно реализуются службами жилищно-коммунального комплекса инвестиционные и производственные программы;
  • центра информирования потребителей и портала в сети Интернет , задача которых - предоставлять гражданам необходимую информацию, повышать прозрачность тарифов на услуги ЖКХ, публично контролировать исполнение требований действующего законодательства и изучать общественное мнение.

Автоматизированная система управления жилищно-коммунальным хозяйством представляет собой совокупность технических и программных средств (компьютеров, средств связи, устройств отображения информации, передачи данных и т. д.) и организационных комплексов, имеющих целью обеспечить рациональное управление сложными системами коммунальной отрасли.

Если организовать единое информационное пространство, то качество управления ЖКК повысится, что позволит:

  • сократить рост тарифов;
  • быстро реагировать на обращения населения;
  • обустроить придомовые территории и места общественного пользования за счет появления дополнительных средств;
  • добиться прозрачности бизнес-процессов (к примеру, накоплений на капремонт) и т. д.

Кроме того, будут оптимизированы и сэкономлены усилия, направленные на улучшение жилищных условий для граждан.

Система ЖКХ представляет собой одну из ключевых экономических отраслей в стране. Она охватывает крупный производственно-технический комплекс. На его услуги и продукцию спрос всегда высок. Рассмотрим далее подробно особенности ЖКХ. Расшифровка аббревиатуры также будет указана в статье.

Общие сведения

Система ЖКХ включает в себя общественные, жилые сооружения, транспортные, эксплуатационные и иные объекты. Все они формируют сложный социально-экономический комплекс. От результативности его деятельности зависит состояние инфраструктурных объектов и непосредственно среды обитания граждан. ЖКХ - что такое ? Это в первую очередь самостоятельная экономическая сфера. Ее ключевой задачей выступает удовлетворение потребностей граждан и организаций в услугах, посредством которых обеспечиваются нормальные условия работы и жизни.

Проблемы

Жилищно-коммунальное хозяйство (ЖКХ) - сфера, в которой решается множество актуальных вопросов. Многие из них обостряются с наступлением холодов. В каких направлениях работает ЖКХ? Расшифровка этой аббревиатуры говорит сама за себя. Ключевыми направлениями данной сферы является обеспечение основными ресурсами населения и организации - электроэнергией, водой, теплом. В некоторых регионах ситуация достаточно сложная. Наиболее остро проблемы обеспечения стоят в Корякском АО, Магаданской обл., на Камчатке, в Приморье. В некоторые регионы завезено только 60 % топлива. Старение фондов - еще одна актуальная проблема в ЖКХ. Что такое физический износ знают в каждом регионе. Все эти проблемы требуют незамедлительного решения.

Жилищно-коммунальное хозяйство города Москвы

Несмотря на то что столичный регион считается самым благополучным в стране, и здесь есть свои Ключевые вопросы касаются финансирования ЖКХ. Что такое нехватка денег для отрасли? Это в первую очередь недостаток в эксплуатационной технике, спецодежде для работников, низкие зарплаты. За небольшую оплату труда никто не хочет работать. Соответственно, в отрасли заняты преимущественно неквалифицированные сотрудники. Как отмечают чиновники, постоянный дефицит на данный момент порядка 700 млн руб. Средствами, которые граждане перечисляют в виде квартплаты, можно покрыть только стоимость услуг ЖКХ . При этом в данную сумму не включаются расходы на содержание и обслуживание инженерно-коммуникационных сетей. Именно поэтому отрасль работает только в аварийном режиме. Денег на профилактические мероприятия просто нет.

Финансовые проблемы ЖКХ

Что такое задолженность для рассматриваемого сектора? Она представляет собой источник цепочки неплатежей, которые присутствуют практически во всех отраслях. В качестве ключевых причин, обуславливающих тяжелое положение с задолженностью, выступают:

Последствия

Органы территориальной власти далеко не всегда способны выполнять взятые на себя обязательства. Это привело к повсеместному распространению административного принуждения исполнителей и подрядчиков в нарушение действующего законодательства. Существенно снизился контроль производства и предоставления гражданам качественных услуг, обоснованностью устанавливаемых тарифов. Недостаточное финансирование объясняет отсутствие интереса в формировании ТСЖ. Неспособность выполнить бюджетные обязательства, отсутствие прозрачных и эффективных процедур установления и корректировки тарифов обуславливают непривлекательность сферы для частных инвесторов. Это указывает на наличие системного кризиса как в самой отрасли в целом, так и отдельно в регионах. Решение возникших проблем возможно путем применения программно-целевого метода.

Пути выхода из кризиса

Основная работа по формированию программы решения проблем ложится на Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ. В первую очередь необходимо усовершенствовать состав и структуру финансовых отношений внутри отрасли с требованиями рыночной экономики. Следует сказать, что часть мероприятий началась еще в 1997 г. Так, в конце 90-х был запущен процесс перехода от бесплатного либо почти бесплатного оказания услуг ЖКХ и предоставления жилья к оплачиваемому гражданами, в соответствии с качеством. Основными целями мероприятий выступают:


Преобразование сектора

Обозначив направления реформирования жилищно-коммунального хозяйства, правительство выработало следующие способы достижения поставленных целей:

  1. Совершенствование структур управления, контроля и эксплуатации.
  2. Переход к договорным отношениям, развитие конкуренции, предоставление конечному потребителю возможности оказывать влияние на качество и объем услуг, внедрение системы конкурсного отбора обслуживающих организаций.
  3. Совершенствование схем расчета, установление повышенных ставок на сверхнормативные жилплощади, дифференциация оплаты в соответствии с местоположением объекта и качеством жилья.
  4. Снижение с последующим прекращением ассигнований из бюджета, ликвидация перекрестного субсидирования.
  5. Совершенствование системы соцзащиты граждан. Оно предполагает упорядочение действующих льгот, усиление индивидуальной направленности выделяемых средств.
  6. до экономически обоснованных показателей, определяемых посредством конкурсного отбора обслуживающих организаций.

Соцзащита населения

Она заключается в недопущении со стороны региональных органов и структур территориального самоуправления:

  1. Сдерживания совершенствования программы субсидирования семей с низкими доходами.
  2. Необоснованного ухудшения качества услуг в сравнении с теми, которые предусмотрены по договору найма.
  3. Введение неоправданно высоких тарифов.

Тарификация

ЖКХ считается одной из самых затратных экономических отраслей. Здесь расточительно потребляются тепловая и электроэнергия, вода, прочие ресурсы. хозяйства зачастую не в состоянии покрыть издержки установленными тарифами и нормами. При этом ценовая политика в рассматриваемом секторе выступает в качестве регулирующего механизма между производителями, пользователями и муниципальным бюджетом. Последний обеспечивает финансирование наиболее затратных направлений отрасли. В качестве основы ценовой политики должен выступать комплекс мер, ориентированных на стимулирование производителей к уменьшению потерь, а потребителей, в свою очередь, - к рациональному использованию ресурсов. сегодня осуществляется в соответствии с тарифами. Нормативы рассчитываются по себестоимости и установленной рентабельности. Общие правила определения этих показателей подчиняются корпоративному интересу производителя. Тарифы устанавливает местная администрация. ЖКХ при этом не обеспечивает надлежащего контроля фактического потребления ресурсов и не может выставлять счета за сверхнормативное пользование. Потребитель, в свою очередь, не может отказаться от платежей и выделить объемы, которые действительно должны быть включены в тариф и себестоимость. Существующая схема оплаты, таким образом, не позволяет учесть затраты, которые реально несет производитель, объем фактического потребления и потери продукта в ходе его транспортировки и получения.

Задачи тарифного регулирования

Эффективный анализ процедур нормирования и ценообразования должен основываться на соотношении сформировавшегося уровня затрат производителей и объема потребления конкретного ресурса. Существующие проблемы обусловлены несовершенством действующей нормативной базы. При этом пробелы присутствуют на федеральном, региональном и местном уровнях. Схема тарифного регулирования призвана обеспечивать реализацию инвестиционной и производственной программ, утверждаемых на предстоящий период. В ее функции входит:

  1. Стимулирование предприятий ЖКХ к уменьшению затрат при одновременном повышении качества услуг.
  2. Создание условий для привлечения инвестиций.
  3. Обеспечение формирования необходимого количества финансовых ресурсов.
  4. Учет создания конкурентных отношений в некоторых подотраслях ЖКХ.
  5. Формирование механизмов уменьшения политизированности процессов ценообразования.

Методика планирования, расчета и учета

Финансовый отдел жилищно-коммунального хозяйства должен искать компромисс между техническим заданием, потребностями в деньгах и платежеспособностью населения. В качестве основы для определения тарифов выступает Методика планирования, расчета и учета тарифов. Она разработана для обеспечения единства классификации и состава затрат, исчисления себестоимости на предприятиях, осуществляющих различные виды деятельности в сфере ЖКХ. В качестве нормативной базы выступает Положение, утвержденное правительственным постановлением №522 от 05.08.1992, изменениями к нему, а также иными правовыми актами. Методика предназначена для использования организациями разных видов деятельности: эксплуатации жилфонда, водоотведения и водоснабжения, электро-, теплоснабжения, санитарной очистки населенных пунктов, банного, гостиничного, прачечного обслуживания и пр. В качестве объектов расчета выступают услуги по каждому направлению работы ЖКХ.

Планирование

Оно выступает в качестве одного из ключевых этапов определения экономически обоснованных цен. Планирование расходов необходимо и для естественных монополистов, и для тех организаций, которые получают возможность заключить договора на обслуживание по конкурсу. В последнем случае себестоимость включается в тариф, который является стартовым при проведении мероприятия. Плановые расходы по каждой статье устанавливаются в соответствии с:

  1. Анализом фактических издержек и их динамики в предстоящем периоде.
  2. Использованием региональных и отраслевых норм на виды затрат.

В процессе планирования должны учитываться следующие группы факторов:

  1. Понижающие размер себестоимости: использование антизатратного механизма, мероприятия по ресурсосбережению и так далее.
  2. Увеличивающие себестоимость: определяющие степень инфляции, внедрение технологических операций, улучшающих качество обслуживания.

Плановая себестоимость для единицы услуги устанавливается путем деления общей величины предполагаемых расходов на ожидаемый объем услуг в натуральной форме. Убыток/прибыль от реализации определяют в виде разницы между выручкой в действующих ценах без НДС и затратами в соответствии с законодательством (нормативами).

Дополнительные задачи

Для повышения эффективности организации сектора в ЖК предусматривается, что управление многоквартирного дома призвано обеспечивать безопасные и благоприятные условия для граждан, надлежащее содержание общего имущества, решение вопросов, связанных с его использованием, а также качественное обслуживание организациями ЖКХ. По адресу нахождения собственники должны выбрать один из способов управления:

  1. Непосредственно самими владельцами квартир.
  2. ТСЖ, специализированным потребкооперативом.
  3. Управляющей организацией.

Соответствующее решение принимается на общем собрании.

Заключение

В 90-х годах в России население покрывало порядка 4 % эксплуатационных затрат ЖКХ. Остальной объем расходов компенсировался бюджетными средствами. В процессе перехода к рыночной экономике стало очевидно, что такая система финансирования неэффективна. В этой связи остро встала необходимость реформирования сектора. По Указу Президента № 425 была утверждена Концепция преобразований. В соответствии с ней были поставлены следующие задачи:

  1. Обеспечение условий жизни граждан, отвечающих стандартам.
  2. Уменьшение издержек обслуживающих организаций. Это, в свою очередь, должно было способствовать снижению тарифов при сохранении качества услуг.
  3. Смягчение для граждан последствий преобразования схем расчета оплаты при переходе сектора на режим безубыточной работы.

Как показала практика процесс реформирования ЖКХ на территориальном уровне идет достаточно медленно. На местах отмечается постепенное повышение тарифов. К 2007 году платежи населения покрывали порядка 80 % затрат в отрасли. После перехода к полной оплате услуг ЖКХ бюджетные обязательства предусмотрены только относительно части расходов, касающихся предоставления льгот и субсидий. Между тем в настоящее время состояние коммунальной инфраструктуры остается неудовлетворительным. В отрасли обозначились следующие проблемы:


Развитие жилищно-коммунального хозяйства идет медленно и сложно. Затруднения обуславливаются в первую очередь запущенностью отрасли, наличием противоречий в финансовых отношениях участников процесса. Эксперты считают обоснованным решение постепенно повышать тарифы для населения с тем, чтобы со временем они достигли уровня, установленного для юрлиц. Однако при этом необходим четкий механизм защиты семей с низким доходом. При этом специалисты отмечают, что установленные первоначально сроки для перехода на 100-процентную оплату гражданами эксплуатационных затрат не обоснованы. В связи с высокой инфляцией, необходимостью усилить социальную защиту населения, максимально допустимая доля собственных затрат граждан на оплату услуг ЖКХ предлагается уменьшить с 22 до 18 %. На всех уровнях власти необходимо более активно заниматься решением проблем отрасли, не перекладывая их на население, инвесторов и рынок.

К объектам жилищно - коммунального хозяйства относятся
жилой фонд, гостиницы (за
исключением туристических), дома и общежития для приезжих,
объекты внешнего благоустройства, искусственные
сооружения, бассейны, сооружения и
оборудование пляжей, а также объекты газо-, тепло- и электроснабжения населения, участки,
цехи, базы, мастерские,
гаражи, специальные
машины и
механизмы, складские помещения, предназначенные для технического обслуживания и ремонта объектов жилищно - коммунального хозяйства социально - культурной сферы, физкультуры и спорта. ст. 275.1 НК РФ


Смотреть значение Объекты Жилищно - Коммунального Хозяйства в других словарях

Жилищно- — Первая часть сложных слов. Вносит зн. сл.: жилищный. Жилищно-строительный кооператив.
Толковый словарь Кузнецова

Археологические Объекты — Археологическими объектами считаются все остатки и предметы или любые другие следы существования человека, являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, основным........
Юридический словарь

Внесение Изменений В Документы Заявки На Объекты Промышленной Собственности — заявитель имеет право внести в документы заявки на объекты промышленной собственности исправления и уточнения без изменения сущности заявленных объектов промышленной........
Юридический словарь

Водные Объекты Общего Пользования — - водные объекты, находящиеся в общедоступном, открытом пользовании. Водные объекты, находящиеся в государственной собственности, а также обособленные........
Юридический словарь

Военные Объекты — - боевые позиции войск, пункты управления, полигоны, узлы связи, базы, склады и другие сооружения военного назначения. Перечень, утвержденный Указом Президента Российской........
Юридический словарь

Высший Совет Народного Хозяйства (вснх) — - 1) высший центральный орган по управлению народным хозяйством, главным образом промышленностью, в 1917-1932 гг. Создан при СНК РСФСР. С образованием СССР - объединенный........
Юридический словарь

Географические Объекты — существующие или существовавшие относительно устойчивые, характеризующиеся определенным местоположением целостные образования Земли: материки, океаны, моря, заливы,........
Юридический словарь

Единый Тарифно-квалификационный Справочник Работ И Профессий Рабочих Народного Хозяйства Ссср (еткс) — - нормативный документ, предназначенный для тарификации работ, присвоения квалификационных разрядов рабочим. Тарификация работ производится в соответствии с их сложностью,........
Юридический словарь

Жилищно-строительный Кооператив — - организация граждан-застройщиков, создаваемая в целях строительства жилого дома (домов) и последующей эксплуатации и управления им (ими). Жилищно-строительные кооперативы........
Юридический словарь

Жилищно-строительный Кооператив (жск) — - разновидность потребительского кооператива, некоммерческая организация, целью которой является удовлетворение потребностей ее членов в жилье. В ЖСК могут объединяться........
Юридический словарь

Имущество Крестьянского (фермерского) Хозяйства — находится у его членов на праве совместной собственности, если законодательством или договором между ними не установлено иное. (Ст. 260 Гражданского кодекса Республики Беларусь)
Юридический словарь

Обладатель Исключительных Прав На Объекты научно-технической Информации — - государство как субъект правоотношений в области научно-технической информации, юридические и физические лица, осуществляющие распоряжение и пользование документированной........
Юридический словарь

Обособленные Водные Объекты — относятся к недвижимому имуществу и являются составной частью земельного участка. Положения водного законодательства Российской Федерации применяются к обособленным........
Юридический словарь

Общая Совместная Собственность Членов Крестьянского (фермерского) Хозяйства — - правовая форма совместного обладания имуществом на праве собственности членов крестьянского (фермерского) хозяйства. По гражданскому законодательству (ст. 257 ГК РФ)........
Юридический словарь

Объекты Авторского Права — авторское право распространяется на произведения науки, литературы и искусства, являющиеся результатом творческой деятельности, независимо от назначения и достоинства........
Юридический словарь

Объекты Бухгалтерского Учета — Объектами бухгалтерского учета являются имущество организаций, их обязательства и хозяйственные операции, осуществляемые организациями в процессе их деятельности.........
Юридический словарь

Объекты Государственной Охраны — - лица, подлежащие государственной охране в соответствии с настоящим Федеральным законом. К объектам государственной охраны относятся Президент Российской Федерации,........
Юридический словарь

Объекты Гражданских Прав — - материальные и нематериальные блага, по поводу которых возникают гражданские правоотношения. Согласно ст. 128 ГК РФ к О. г.п. относятся вещи, включая деньги и ценные бумаги,........
Юридический словарь

Объекты Доверительного Управления — ценные бумаги и средства инвестирования в ценные бумаги, включая: ценные бумаги и средства инвестирования, переданные в доверительное управление при заключении договора........
Юридический словарь

Объекты Единой Системы Организации Воздушного Движения — Объектами единой системы организации воздушного движения являются комплексы зданий, сооружений, коммуникаций, а также наземные объекты средств и систем обслуживания........
Юридический словарь

Объекты Лесных Отношений — Объектами лесных отношений являются лесной фонд Российской Федерации... участки лесного фонда, права пользования ими, леса, не входящие в лесной фонд, их участки, права........
Юридический словарь

Объекты Мониторинга [социально-трудовой Сферы] — Объектами мониторинга являются специально отобранные (базовые) предприятия, учреждения и другие организации различных форм собственности и отраслей экономики, регионы,........
Юридический словарь

Объекты Почтовой Связи — - по определению ФЗ "О почтовое связи" от 9 августа 1995 г. "обособленные подразделения организаций почтовой связи (почтамты, прижелезнодорожные почтамты, отделения перевозки........
Юридический словарь

Объекты Правовых Отношений Недропользования — - ресурсы недр. От вида ресурса недр и его особенностей зависят права и обязанности, которые возникают у субъектов правовых отношений недропользования.
Юридический словарь

Объекты Промышленной Собственности — к ним относятся изобретения, полезные модели, промышленные образцы, товарные знаки и знаки обслуживания, фирменные наименования и наименования мест происхождения........
Юридический словарь

Объекты Творческой Архитектурной Деятельности (архитектурные Объекты) — Объектами творческой архитектурной деятельности (архитектурными объектами) являются: 1. планировка и застройка городов, других поселений и территорий; 2. здания, сооружения........
Юридический словарь

Объекты Экономической Безопасности Российской Федерации — Объектами экономической безопасности Российской Федерации являются личность, общество, государство и основные элементы экономической системы, включая систему институциональных........
Юридический словарь

Объекты, Не Признаваемые Патентоспособными Изобретениями — не считаются изобретениями, в частности: открытия, а также научные теории и математические методы: решения, касающиеся только внешнего вида изделий и направленные на........
Юридический словарь

Особо Охраняемые Водные Объекты — - природные водные экосистемы, имеющие особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение. полностью или частично,........
Юридический словарь

Особо Охраняемые Объекты И Территории — - участки земли и водного пространства, которые имеют особое научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение и изъяты решениями органов........
Юридический словарь

Радиационно опасные объекты

В России действует 10 атомных электростанций (АЭС), 113 исследовательских ядерных установок, 12 промышленных предприятий топливного цикла, 8 научно–исследовательских организаций, работающих с ядерными материалами, 9 атомных судов с объектами их обеспечения, а также около 13 тыс. других предприятий и организаций, осуществляющих свою деятельность с использованием радиоактивных веществ и изделий на их основе. Практически все АЭС расположены в густонаселенной европейской части страны. В их 30–километровых зонах проживает более 4 млн человек. Кроме того, большую опасность для населения представляет система утилизации ядерных отходов, получаемых на этих объектах.

Химически опасные объекты

В Российской Федерации функционирует более 3,3 тыс. объектов экономики, располагающих значительными количествами аварийно химически опасных веществ (АХОВ). Более 50 % из них используют аммиак, около 35 % – хлор, 5 % – соляную кислоту. На отдельных объектах одновременно может находиться до нескольких тысяч АХОВ. Суммарный запас АХОВ на предприятиях страны достигает 700 тыс. т. Многие из этих предприятий располагаются в крупных городах с населением свыше 100 тыс. человек или вблизи них. Это прежде всего предприятия химической, нефтехимической и нефтеперерабатывающей промышленности.

Пожаро–и взрывоопасные объекты

В нашей стране насчитывается свыше 8 тыс. пожаро–и взрывоопасных объектов. Наиболее часто взрывы и пожары происходят на предприятиях химической, нефтехимической и нефтеперерабатывающей отраслей промышленности. Они приводят, как правило, к разрушению промышленных и жилых зданий, поражению производственного персонала и населения, значительному материальному ущербу.

Газо–и нефтепроводы

В настоящее время на предприятиях нефтяной и газовой промышленности, в геологоразведочных организациях находится в эксплуатации более 200 тыс. км магистральных нефтепроводов, около 350 тыс. км промысловых трубопроводов, 800 компрессорных и нефтеперекачивающих станций. Большая часть магистральных газопроводов, нефтепроводов и неф–тепродуктопроводов введена в строй в 60-70–е гг. прошлого века. Поэтому сегодня доля нефтепроводов со сроком эксплуатации более 20 лет составляет 73 %, из них значительная часть эксплуатируется более 30 лет. Из этого следует, что существующая сеть нефтепроводов в значительной степени выработала свой ресурс и требует серьезной реконструкции. Основными причинами аварий на трубопроводах являются подземная коррозия металла (21 %), брак строительно–монтажных работ (21), дефекты труб и оборудования (14), механические повреждения (19 %).

Транспорт

Ежегодно в Российской Федерации различными видами транспорта перевозится более 3,5 млрд т грузов, в том числе железнодорожным – около 50 %, автомобильным – 39, внутренним водным – 8, морским – 3 %. Ежесуточные перевозки людей превышают 100 млн человек: по железной дороге – 47 %, автотранспортом – 37, авиацией – 15, речными и морскими судами – 1 %. Наиболее опасен автомобильный транспорт, при эксплуатации которого погибает в среднем 33,415 чел. на 1 млрд пассажирокилометров. Для сравнения, в авиации этот показатель равен 1,065 чел. В железнодорожных авариях людские потери значительно ниже. Следует также отметить, что транспорт является серьезным источником опасности не только для пассажиров, но и для населения, проживающего в зонах транспортных магистралей, поскольку по ним перевозится большое количество легковоспламеняющихся, химических, радиоактивных, взрывчатых и других веществ, представляющих при аварии угрозу жизни и здоровью людей. Такие вещества составляют в общем объеме грузоперевозок около 12 %.

Гидротехнические сооружения

В настоящее время на территории Российской Федерации эксплуатируется более 30 тыс. водохранилищ (в том числе 60 крупных водохранилищ емкостью более 1 млрд м 3) и несколько сотен накопителей промышленных стоков и отходов. Гидротехнические сооружения на 200 водохранилищах и 56 накопителях отходов находятся в аварийном состоянии (эксплуатируются без реконструкции более 50 лет), что может создать немало проблем. Они расположены, как правило, в черте или выше по течению крупных населенных пунктов и все являются объектами повышенного риска. Их разрушение может привести к катастрофическому затоплению обширных территорий, множества городов, сел и объектов экономики, к длительному прекращению судоходства, сельскохозяйственного и рыбопромыслового производства.

Объекты коммунального хозяйства

В жилищно–коммунальном хозяйстве нашей страны функционирует около 2370 водопроводных и 1050 канализационных насосных станций, примерно 138 тыс. трансформаторных подстанций, свыше 51 тыс. котельных. Протяженность водопроводных сетей составляет приблизительно 185 тыс. км, тепловых (в двухтрубном исчислении) – 101 тыс. км и канализационных – около 105 тыс. км.

На объектах коммунального хозяйства ежегодно происходит около 120 крупных аварий, материальный ущерб от которых исчисляется десятками миллиардов рублей. В последние годы каждая вторая авария происходила на сетях и объектах теплоснабжения, а каждая пятая – в системах водоснабжения и канализации.

Основные причины техногенных аварий и катастроф заключаются в следующем:

Возрастает сложность производств, часто это связано с применением новых технологий, требующих высоких концентраций энергии, опасных для жизни человека веществ и оказывающих сильное воздействие на компоненты окружающей среды;

Уменьшается надежность производственного оборудования и транспортных средств в связи с высокой степенью износа;

Нарушение технологической и трудовой дисциплины, низкий уровень подготовки работников в области безопасности.

Кроме того, иногда причинами ряда аварий и техногенных катастроф являются различные опасные природные процессы и явления.

3.Чрезвычайные ситуации военного времени. Средства поражения.

3) При возникновении локальных вооруженных конфликтов и развертывании широкомасштабных войн источниками чрезвычайных ситуаций военного характера будут являться опасности, возникающие при ведении военных действий или вследствие этих действий. Характеристика этих опасностей приведена в таблице 1.

Опасности военного времени имеют характерные, присущие только им особенности:

во–первых, они планируются, готовятся и проводятся людьми, поэтому имеют более сложный характер, чем природные и техногенные;

во–вторых, средства поражения применяются тоже людьми, поэтому в реализации этих опасностей меньше стихийного и случайного, оружие применяется, как правило, в самый неподходящий момент для жертвы агрессии и в самом уязвимом для нее месте;

в–третьих, развитие средств нападения всегда опережает развитие адекватных средств защиты от их воздействия, поэтому в течение какого–то промежутка времени они имеют превосходство;

Таблица 1


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-07

Мнение эксперта

Объекты жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ) – это жилой фонд, также гостиницы, кроме туристических, общежития, дома для приезжих людей, искусственные сооружения, объекты внешнего благоустройства, бассейны, оборудование и сооружения на пляжах, объекты тепло-, газо-, электроснабжения жителей государства, цехи, участки, мастерские, базы, специальные механизмы, машины, гаражи, складские помещения, которые предназначены для ремонта, технического обслуживания всех объектов жилищно-коммунального хозяйства, сферы физкультуры, спорта, социально-культурной.

Жилищно-коммунальное хозяйство включает в себя целый комплекс подотраслей, который обеспечивает полноценную работу разных зданий в населенных пунктах, инженерной инфраструктуры, создает комфорт, удобство для проживания, нахождения в помещениях граждан, предоставляя им широкий перечень жилищно-коммунальных услуг.

Жилищно-коммунальное хозяйство – это следующие услуги:

  1. Канализация, где осуществляется отведение сточных вод.
  2. Капитальный ремонт зданий.
  3. Водопровод, где устраняются протечки водопроводных труб, оформляется система очистки воды,
  4. Теплоснабжение, в рамках которого жители должны получить горячую воду, отопление. При этом должна обеспечиваться бесперебойная работа ТЭЦ и котельных. Если функционирование последних будет нарушено, то может наступить топливно-энергетический кризис.
  5. Текущий ремонт внутренних инженерных систем и коммуникаций зданий.
  6. Сбор мусора, его вывоз и дальнейшая утилизация.
  7. Электроснабжение.
  8. Содержание придомовых территорий в чистоте, их благоустройство.

Все эти услуги должны оказываться населению бесперебойно. Для того, чтобы не возникало недоразумений, были стандарты при решении общих и частных вопросов, существуют нормативные документы ЖКХ, в которых указывается, как правильно нужно действовать в той или иной ситуации, чтобы обеспечивать население всем спектром услуг.
На ЖКХ большое влияние оказывает не только специальная документация, но и строительные нормы и правила. Еще на этапе строительства должны быть заложены все инженерные системы для осуществления обеспечения населения услугами. Все это строго контролируется специальными нормативными актами, каждое нарушение карается законом.

От того, насколько соблюдены все нормы и правила во время строительных работ, во время подключения той или иной системы, зависит дальнейшая работа по оказанию услуг, качество получаемых благ.

Нормативные документы ЖКХ очень важны, их несоблюдение может привести к серьезным последствием, поэтому государство строго контролирует соблюдение всех норм и правил, начиная с этапа строительства и заканчивая сдачей здания в эксплуатацию. В дальнешем контроль продолжается, соблюдение нормативных документов ЖКХ обеспечивает бесперебойное получение населением всех услуг для комфортной и удобной жизни.

Нормативные документы ЖКХ регулируют широкий спектр работ, услуг, правил, при помощи документации можно узнать о действующих тарифах, льготах, даже нормах посадки деревьев возле многоквартирного дома. Каждый шаг и каждое действие четко и подробно описывается в нормативных документах.

В настоящее время идет реформа ЖКХ, целью которой является упростить и облегчить процесс оказания услуг. Жилищный кодекс обязал собственников жилых помещений выбрать один из трех способов управления многоквартирным домом, согласно п. 2 ст. 161 ЖК РФ. Собственники могут выбрать управляющую организацию, самоуправление, при котором будет создано юридическое лицо, к примеру, товарищество собственников жилья, оно будет выступать от лица всех собственников. Есть еще один вариант – непосредственное управление, при котором каждый собственник заключит отдельный договор на жилищные и коммунальные услуги и самостоятельно будет за них расплачиваться. В дальнейшем законы и подзаконные акты могут видоизменяться, исправляться, но суть оказания услуг населению останется неизменной.

Система управления жилищным фондом претерпевает целый ряд серьезных видоизменений, в настоящее время проводится реформа, которая отдает ЖКХ в частные руки. Государство будет лишь наблюдать со стороны за происходящим. Но существующие нормативные документы ЖКХ регулируют и будут регулировать весь этап взаимоотношений граждан и поставщиков услуг. В любой действим, связанном с ЖКХ, нужно полагаться на нормативные акты.

Обозначение Название Дата Тип Статус
Альбом технических решений по повышению тепловой защиты зданий, утеплению узлов при проведении капитального ремонта жилищного фонда 01.10.2008 Действующий
Временная методика оценки жилых помещений 01.10.2008 Действующий
Инстpукция Временная технологическая инструкция по нанесению покрытия из ленты АБРИС Т на стальные подземные трубопроводы в процессе их строительства и ремонта 01.10.2008 Инстpукция Действующий
Временные нормы Временные нормы предельной продолжительности, капитального ремонта объектов жилого и общественного назначения 17.06.2011 Временные нормы Действующий
Методические указания Временные отраслевые методические указания расчета плановых показателей проектов государственных планов по охране атмосферного воздуха 01.10.2008 Методические указания Действующий
Инстpукция Инструкция на противокоррозионную обработку воды жидким стеклом 01.10.2008 Инстpукция Действующий