Что такое бюджетные инвестиции простыми словами. При наличии каких условий осуществляется процесс бюджетного инвестирования. Роль и значение




Особое значение в бюджетных расходах имеют расходы на финансирование бюджетных инвестиций. Они предусматриваются соответствующим бюджетом при условии включения их в бюджетную программу.
Бюджетные инвестиции - финансирование из республиканского или местного бюджета, направленное на увеличение стоимости активов госу-дарства за счет формирования и увеличения уставных капиталов юриди-ческих лиц, создания активов государства путем реализации бюджетных инвестиционных проектов, концессионных проектов на условии софинансирования из бюджета.
Бюджетные инвестиции осуществляются посредством реализации бюд-жетных инвестиционных проектов, концессионных проектов на условиях софинансирования из бюджета, а также посредством участия в уставном капитале юридических лиц.
В соответствии с бюджетным законодательством РК бюджетные инве-стиции осуществляются посредством:
1) реализации бюджетных инвестиционных проектов;
2) софинансирования концессионных проектов;
3) участия государства в уставном капитале юридических лиц.
По уровню значимости решаемых задач бюджетные инвестиционные и концессионные проекты подразделяются на республиканские и местные. Критериями определения республиканских и местных бюджетных инвести-ционных и концессионных проектов являются:
1) вид собственности, определяющий бюджетный инвестиционный или концессионный проект как республиканский или местный в зависимости от возникающего права собственности (республиканской или коммунальной) на имущество, полученное в результате реализации бюджетного ин-вестиционного или концессионного проекта;
2) получатели выгод, определяющие бюджетный инвестиционный или концессионный проект как республиканский, если получателями экономи-ческих выгод от реализации бюджетного инвестиционного и (или) концес-сионного проекта являются субъекты двух и более областей, города рес-публиканского значения, столицы, и как местный, если получателями эко31-1467 473
номических выгод от реализации бюджетного инвестиционного или кон-цессионного проекта являются субъекты одной области, города республи-канского значения, столицы.
Республиканские бюджетные инвестиционные и концессионные проекты реализуются центральными государственными органами за счет средств республиканского бюджета. Местные бюджетные инвестиционные и кон-цессионные проекты реализуются местными исполнительными органами за счет средств местного бюджета.
Предоставление бюджетных инвестиций юридическим лицам, не явля-ющимся государственными или муниципальными предприятиями, означает возникновение права государственной или муниципальной собственности на эквивалентную часть уставных капиталов и имущества юридических лиц и оформляется участием государства (в лице госорганов или акиматов) в уставных капиталах таких юридических лиц.
Бюджетный инвестиционный проект - совокупность мероприятий, на-правленных на создание (строительство) новых либо реконструкцию име-ющихся объектов, реализуемых за счет бюджетных средств в течение определенного периода времени и имеющих завершенный характер.
Планирование бюджетных инвестиционных проектов и концессионных проектов на условии софинансирования из бюджета осуществляется в три этапа:
1) разработка инвестиционных предложений на стадии разработки про-ектов стратегических планов государственных органов;
2) разработка технико-экономических обоснований бюджетных инвес-тиционных проектов и концессионных проектов, требующих софинансирования из бюджета, и проведение необходимых экспертиз;
3) отбор бюджетных инвестиционных проектов и концессионных про-ектов, требующих софинансирования из бюджета, на стадии разработки бюджета.
Инвестиционное предложение - концепция бюджетного инвестиционного проекта, отражающая его цель, пути ее достижения, включая совокупность соответствующих мероприятий, разрабатываемая администраторами бюджетных программ в целях дальнейшей подготовки бюджетного инвестиционного проекта. Разработка инвестиционных предложений осу-ществляется администраторами бюджетных программ на стадии разработки стратегических планов государственных органов. Инвестиционные предложения подлежат отраслевой экспертизе.
Администраторы бюджетных программ формируют и представляют в уполномоченный орган по государственному планированию перечень ин-вестиционных предложений, которые содержат:
1) общую информацию по бюджетному инвестиционному проекту или концессионному проекту на условии софинансирования из бюджета;
2) информацию о соответствии целей проекта приоритетам развития отрасли (сферы) экономики, установленным стратегическими и программ-ными документами Республики Казахстан, в том числе о возможных путях решений существующих проблем в отрасли (сфере);
3) альтернативные варианты достижения целей бюджетного инвести-ционного проекта или концессионного проекта на условии софинансирования из бюджета;
4) возможные варианты ситуаций в отрасли (сфере) экономики в случаях реализации бюджетного инвестиционного проекта или концессионного проекта на условии софинансирования из бюджета и отсутствия такой реализации;
5) информацию о распределении выгод от реализации бюджетного ин-вестиционного проекта или концессионного проекта на условии софинансирования из бюджета.
Основанием для включения в проект бюджета бюджетных инвестици-онных проектов является наличие:
- утвержденного в установленном порядке технико-экономического обоснования бюджетного инвестиционного проекта, за исключением про-ектов, не требующих разработки технико-экономического обоснования;
- положительного заключения экономической экспертизы по технико-экономическому обоснованию бюджетного инвестиционного проекта;
- положительного решения соответствующей бюджетной комиссии.
Технико-экономическое обоснование бюджетного инвестиционного про-екта содержит результаты изучения осуществимости и эффективности бюджетного инвестиционного проекта, проводимого на основе экономи-ческого анализа выгод и затрат. По проектам, являющимся технически несложными, строительство которых предполагается по типовым проектам, типовым проектным решениям и проектам повторного применения, разработка технико-экономического обоснования не требуется.
Экономическая экспертиза бюджетного инвестиционного проекта про-водится на основе отраслевой экспертизы и является обязательной формой комплексной оценки экономического анализа бюджетного инвестиционного проекта. Экономическая экспертиза местных бюджетных инвестиционных проектов осуществляется юридическими лицами, определяемыми местными исполнительными органами. По результатам экономической экспертизы технико-экономическое обоснование бюджетного инвестиционного проекта утверждается администратором бюджетных программ.
Финансово-экономическое обоснование бюджетных инвестиций пред-ставляет собой документ, содержащий обоснование, целесообразность и оценку результата от вложения бюджетных средств в уставный капитал юридических лиц. Увеличение уставного капитала юридического лица за счет бюджетных средств допускается на цели развития или расширения деятельности юридического лица.
При осуществлении бюджетных инвестиций посредством участия го-сударства в уставном капитале национальных холдингов и национального управляющего холдинга администраторы бюджетных программ, не имеющие права владения и пользования государственным пакетом акций данных холдингов, могут оплачивать эмиссию акций этих холдингов. Дан-ные администраторы республиканских бюджетных программ обеспечивают планирование, обоснование и реализацию соответствующих бюджетных программ, отчетность, мониторинг и оценку результатов по ним.
Отбор бюджетных инвестиций, планируемых к реализации посредством участия государства в уставном капитале юридических лиц, осуществляется на основании заключения по финансово-экономическому обоснованию бюджетных инвестиций, подготавливаемого центральным и местным уполномоченными органами по государственному планированию.
Изменение стоимости бюджетных инвестиционных проектов в сторону увеличения без рассмотрения и предложения бюджетной комиссии не про-водится. Разработка проектно-сметной документации по бюджетным ин-вестиционным проектам, не включенным в республиканский или местный бюджет, не допускается. Все изменения проектно-сметной документации бюджетного инвестиционного проекта должны пройти согласование с бюд-жетной комиссией.
Перечисление денег на увеличение уставных капиталов юридических лиц с участием государства в уставном капитале и увеличение уставного капитала их дочерних организаций в оплату объявленных акций юриди-ческих лиц осуществляется после государственной регистрации выпуска объявленных акций (ценных бумаг), подтверждаемой соответствующим свидетельством государственного органа, осуществляющего регулирование и надзор за рынком ценных бумаг.
В целях определения местных бюджетных инвестиционных проектов администратор местных бюджетных программ формирует инвестиционные предложения, которые включают в себя:
- информационный лист Проекта - документ, содержащий основную информацию по бюджетному инвестиционному проекту, раскрывающий целесообразность его реализации;
- пояснительную записку;
- информацию, обосновывающую стоимость разработки и проведения экспертиз ТЭО Проекта;
- техническое задание на разработку и проведение экспертиз ТЭО Про-екта;
- отраслевую экспертизу инвестиционного предложения - оценка инве-стиционного предложения и/или технико-экономического обоснования бюд-жетного инвестиционного проекта на предмет соответствия приоритетам развития отрасли, а также выбора оптимального варианта реализации бюджетного инвестиционного проекта;
- оценку предполагаемого эффекта от реализации бюджетного инвес-тиционного проекта на смежные отрасли (сферы) экономики - оценка инвестиционного предложения на предмет определения целесообразности и реализуемости бюджетного инвестиционного проекта;
- по инвестиционным проектам, не требующим разработки ТЭО - обес-печивается разработка ПСД, по имеющим единые технические параметры
- осуществляется разработка типового проекта.
После формирования инвестиционных предложений администраторы местных бюджетных программ направляют их в местный уполномоченный орган по государственному планированию (областное управление) до 15 февраля года. Здесь проводится рассмотрение и экономическая экспертиза путем привлечения юридического лица, определяемого областным управ-лением. На основании проведенной экономической экспертизы областное управление готовит заключение и составляет перечень местных бюджетных инвестиционных проектов. При составлении перечня местных бюджетных инвестиционных проектов областное управление совместно с ад-министраторами бюджетных программ изначально должно определить источники финансирования бюджетных инвестиционных проектов. То есть, определяется какие проекты за счет собственных средств местных бюдже-тов, по каким проектам необходимо выделение средств из вышестоящего бюджета.
К примеру, согласно методики определения потребности по объектам образования, здравоохранения и социальной защиты за счет средств рес-публиканского бюджета финансируются:
- строительство специализированных учреждений образования респуб-ликанского и региональных значений;
- сельских общеобразовательных школ взамен аварийных и подлежащих сносу, решающее проблему 3-4 сменного обучения в селах и городах, с предполагаемой мощностью более 300 мест в регионах с низкой обеспечен-ностью сетью;
- объектов здравоохранения республиканского и регионального значе-ния, региональные медико-социальные учреждения (психоневрологические интернаты, дома-интернаты для умственно отсталых детей);
- за счет средств местных бюджетов финансируются:
- мероприятия по строительству общеобразовательных школ в городах, сельской местности (мощностью менее 300 мест);
- развитие сети детских дошкольных учреждений, начального и средне-го профессионального образования;
- объекты первичной медико-санитарной помощи, консультативно-ди-агностических и стационарных организаций, в том числе требующих рас-ширения или реконструкции, домов-интернатов для престарелых и инвали-дов, территориальных центров по обслуживанию одиноких престарелых и инвалидов и т.д.
Местный исполнительный орган (областное управление) направляет заявку на выделение целевых трансфертов на развитие с технико-экономи-ческим обоснованием и заключением экономической экспертизы по мест-ным бюджетным инвестиционным проектам в соответствующий цент-ральный государственный орган. МЭРТ РК рассматривает ТЭО БИП с учетом экономической экспертизы АО «Казахстанский центр государ-ственно-частного партнерства» (АО «КЦГЧП») и вносит экономическое заключение по ним администраторам бюджетных программ.
Технико-экономическое обоснование бюджетного инвестиционного про-екта - документ, содержащий результаты маркетинговых, технико-техно-логических и социально-экономических и экологических исследований, а также институциональных решений, обосновывающих целесообразность и возможность реализации бюджетного инвестиционного проекта, выбор наи-более эффективных организационных, технических и экономических реше-ний с учетом потенциальных рисков и мероприятий по их снижению.
Проверка и отбор инвестиционных проектов осуществляется с учетом:
- приоритетности развития соответствующей отрасли на основании стратегических и программных документов;
- местонахождения и плотности населения региона,
- существующих сетей организаций соответствующей отрасли;
- наличия решения акимата об отводе земельных участков;
- наличия местных бюджетных средств на реализацию местных бюд-жетных инвестиционных проектов;
- достижения прямых и конечных результатов за предыдущие годы.
Перечень инвестиционных проектов формируется с учетом включения в предстоящий финансовый год завершения строительства переходящих объектов. Объемы финансирования объектов определяются по годам исходя из нормативной продолжительности строительных работ.
Соответствующий центральный государственный орган направляет перечень местных бюджетных инвестиционных проектов в МЭРТ и Минфин РК. МЭРТ рассматривает представленные администраторами рес-публиканских бюджетных программ перечни местных бюджетных инвес-тиционных проектов на соответствие:
- отраслевым программам и программам развития территорий;
- стратегическим планам госорганов;
- Государственной программе форсированного индустриально-иннова-ционного развития;
- реализации прогнозной схемы территориально-пространственного раз-вития страны.
Далее МЭРТ готовит заключения по экономическому обоснованию местных бюджетных инвестиционных проектов для внесения на рассмот-рение республиканской бюджетной комиссии.
Минфин РК рассматривает инвестиционные проекты на:
- предмет их обеспеченности финансовыми средствами;
- наличие подтверждающих документов, предусмотренных бюджетным законодательством;
- по строительству объектов, по которым имеются типовые проекты проверяет на соответствие стоимости;
- готовит по ним заключения для последующего внесения на рассмот-рение республиканской бюджетной комиссии.
Общая сумма целевых трансфертов на развитие по каждым регионам для включения в проект бюджета на соответствующий год и на плановый период осуществляется уполномоченным органом по бюджетному планированию. Одной из основных норм, введенных в Бюджетный кодекс, является финансирование за счет средств местного бюджета увеличения сметной стоимости местных бюджетных инвестиционных проектов, финансируемых за счет средств целевых трансфертов на развитие вышестоящего бюджета.
Важнейшими принципами выделения бюджетных инвестиций через бюд-жет развития являются:
1) высокая экономическая эффективность реализуемых проектов;
2) исключительно долевой характер финансирования и диверсификация риска государства с частным капиталом;
3) конкурсность, срочность, возвратность и платность выделяемых на инвестиционные нужды средств.
Повышению эффективности расходования инвестиционных средств че-рез бюджетные инвестиции способствует, прежде всего, конкурсное разме-щение государственных инвестиционных ресурсов для реализации проектов, выдвигаемых предприятиями, с учетом максимального межотраслевого и мультипликативного эффекта. Рост эффективности использования бюджетных инвестиций зависит от развития системы государственных гарантий под высокоэффективные и быстроокупаемые проекты для при-влечения капитала кредитно-финансовых институтов и других инвесторов, включая иностранных, и с этой целью - принятие государством на себя части инвестиционных рисков, в том числе их диверсификация с частным капиталом, а также предоставления средств предприятиям, не имеющим просроченной задолженности по ранее предоставленным из бюджета средствам на возвратной основе и безусловное направление сумм, поступающих в виде возврата выданных ранее средств и начисленных по ним процентов в бюджет развития.
Бюджетные инвестиционные проекты воздействуют на социально-эко-номическую ситуацию в стране, создание условий для нормального функ-ционирования и обеспечения необходимых условий для общества, способ-ствуют:
- обеспечению доступности медицинской помощи населению;
- созданию транспортно-логистической и оптово-розничной инфраструк-туры, отвечающей потребностям сельхозтоваропроизводителей региона;
- удовлетворению потребностей населения области в культурном до-суге и повышению культурного уровня населения области;
- ликвидации аварийных школ и увеличению дошкольных учреждений;
- ведению здорового образа жизни и проведению оздоровительных ме-роприятий, повышению сейсмоустойчивости объектов образования;
- повышению эффективности и уровню безопасности транзитных пере-возок на территории республики путем дальнейшего развития централизо-ванной базы данных по перевозкам всеми видами транспорта;
- бесперебойному и стабильному обеспечению газом растущих потреб-ностей внутреннего рынка(газификации новых территорий и расширение сферы использования газа в коммунальном хозяйстве, электроэнергетике, автотранспорте);
- созданию социально-бытовых условий военнослужащим по контракту, поднятию престижа и привлекательности военной службы по контракту и т.д..
Развитие приоритетных направлений национальной экономики осуще-ствляется посредством реализации бюджетных инвестиционных проектов. За счет средств республиканского бюджета в 2009 году профинансировано 759 бюджетных инвестиционных проектов, из них 539 проектов реализуется местными исполнительными органами на общую сумму 472 млрд.тенге, или 62,3%.Около 40% средств, выделенных на реализацию инвестиционных проектов, направлено на развитие жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и коммуникаций. При этом инвестиционные проекты в сфере жилищно-коммунального хозяйства имеют самую высокую стоимость. Так, расходы на один проект в указанной отрасли составили
5,1 млрд.тенге, что выше средней стоимости по всем инвестиционным про-ектам в пять раз.
Наибольшее количество инвестиционных проектов реализовано в сель-ском хозяйстве (254 проекта), образовании (147) и здравоохранении (98).
Основными замечания по предоставлению отчетности по оценке эф-фективности бюджетных инвестиций являются:
- неполная и некачественная информация, предоставляемая админист-раторами бюджетных программ;
- низкий уровень ответственности администраторов бюджетных про-грамм за реализацию бюджетных инвестиционных проектов;
- не предоставление администраторами бюджетных программ необхо-димой отчетности в установленный срок.
Государственные инвестиции, направленные на реализацию проектов в период финансового и экономического кризиса, обеспечили стабильность, а в отдельных случаях и рост отраслевых показателей. Вместе с тем, наблюдаются и негативные тенденции. Так, если в 2008г. введено 428 объектов социально-культурного назначения, то в 2009г. почти наполовину меньше - 236 объектов.
Контрольными мероприятиями Счетного комитета, проведенными по вопросам исполнения инвестиционных программ, установлены характерные нарушения, которые можно сгруппировать по следующим видам.
1. Нарушение требований Бюджетного кодекса, Закона Республики Казахстан «Об архитектурной, градостроительной и строительной дея-тельности в Республике Казахстан» и подзаконных нормативных правовых актов по вопросам планирования и исполнения инвестиционных проектов и программ. В частности, имеются факты одобрения и реализации инвестиционных проектов без соответствующих ПСД и технико-экономи-ческого обоснования, государственных экспертиз, локальных смет и рас-четов.
2. Издержки на всех этапах реализации инвестиционных проектов.
При разработке инвестиционных проектов недостаточно изучаются и анализируются показатели, прямо или косвенно влияющие на конечные результаты, что приводит к неэффективному использованию государствен-ных средств. Ситуация усугубляется дополнительными издержками буду-щих периодов по поддержанию рабочего состояния объектов (содержание зданий и сооружений, оплата труда технического персонала, благоустрой-ство, ремонт объектов и другие).
3. На этапе реализации инвестиционных проектов и программ выявля-ются ошибки планирования, включая отсутствие достоверных исходных данных для построения инвестиционного предложения.
К примеру в Акмолинской области установлено, что, в результате некачественного проведения изыскательских работ подземных источников питьевой воды, на строительство и реконструкцию систем водоснабжения неэффективно использованы средства республиканского бюджета в сумме 333,4 млн.тенге. Вода из источников в населенных пунктах освоения средств не соответствует санитарным нормам и для питья не пригодна.
4. Удорожание стоимости на этапе реализации проектов, что может привести к замораживанию объектов.
При рассмотрении и утверждении затрат на реализацию инвестиционных проектов не учитывается временной промежуток между разработкой ТЭО, ПСД и запуском проекта.
5. Действующие критерии отбора инвестиционных предложений не ран-жированы по степени важности и выгодности проектов.
Ежегодно растет количество нереализованных инвестиционных проек-тов, ТЭО и ПСД к ним, хотя на их разработку и экспертизу направляются значительные средства из республиканского бюджета.
6. Срыв поставщиками договорных обязательств, некачественное про-ведение строительно-монтажных работ.
При строительстве районных больниц в селах Тарбагатай и Катон Восточно-Казахстанской области местными исполнительными органами необоснованно выплачено 157,3 млн.тенге.
7. Отсутствие надлежащей ответственности государственных органов за несвоевременное исполнение инвестиционных проектов.
Государственные органы, ответственные за реализацию инвестиционных проектов, в отдельных случаях не применяют к подрядчикам соответ-ствующие меры и рычаги воздействия в виде штрафных санкций, пени, неустоек за несвоевременное выполнение договорных обязательств и нека-чественное проведение строительно-монтажных работ.
8. Перераспределение средств, выделенных на реализацию инвестици-онных программ, на другие мероприятия.
Установлены факты нарушений целевого ориентирования бюджетных программ и перераспределение их на непредусмотренные проекты. Сред-ства республиканского бюджета, предусмотренные на 2009 год по проекту «Строительство оптового рынка сельхозпродукции (с региональными тер-миналами)», в сумме 1 млрд.тенге, решением Республиканской бюджетной комиссии перенаправлены на кредитование сельхозпроизводителей для про-ведение весенних полевых и уборочных работ и последующей переработки продукции.
9. Простои дорогостоящего оборудования, приводящие к значительным издержкам.
Наращивание издержек происходит следующим образом:
1) приобретение оборудования задолго до окончания строительства;
2) искусственное создание проблем по сохранности оборудования.
10. Рост дебиторской задолженности.
Наибольший объем дебиторской задолженности по инвестиционным программам в размере 15,5 млрд.тенге числится по бюджетной программе «Развитие автомобильных дорог на республиканском уровне», админист-рируемой Министерством транспорта и коммуникаций.
11. Снижение финансовой дисциплины и отсутствие адекватной ответ-ственности способствуют росту нарушений при реализации бюджетных инвестиционных проектов.
Ключевыые слова: инвестиции, инвестиционный проект, концессионный проект, технико-экономическое обоснование, уставный капитал, конкурсностъ, эффективность.

Если вы являетесь новичком на финансовом рынке, то вам следует знать, что такое бюджетные инвестиции. Под термином «бюджетные инвестиции» принято подразумевать объем денежных средств, которые выделяются из госбюджета и применяются для увеличения стоимости активов, находящихся в госсобственности.

Этот типа инвестиций может осуществляться как за счет федерального бюджета, так за счет местного или регионального. Источник денег, необходимых для капиталовложения, как правило, определяется государственными органами. Действующий бюджетный кодекс содержит нормы, регулирующие бюджетные инвестиции.

Существует целый ряд условий, наличие которых необходимо для осуществления бюджетных инвестиций, среди которых:

  1. Наличие всей необходимой проектной документации.
  2. Инвестиционный проект обязан быть обоснован как с экономической, так и с технической стороны.
  3. Должен быть заключен контракт между заказчиком, в роли которого выступает государство и исполнитель.
  4. Наличие проекта передачи недвижимости в государственную собственность.

Юридические лица могут рассчитывать на получение бюджетных инвестиций лишь в том случае, если существует бизнес-проект, обоснованный как с технической, так и с экономической точки зрения. Этот проект должен быть составлен в полном соответствии с действующими нормами и утвержден госорганами.

Бюджетные инвестиции. Основные виды

Принято различать два основных типа бюджетных инвестиций:

  1. Инвестиции в различные типы материальных активов, таких как недвижимое имущество, земельные участки, оборудование и т.д.
  2. Инвестиции в разнообразные финансовые активы, такие как , облигации и т.д.

Значение бюджетных инвестиций

Бюджетные инвестиции являются важной частью экономической политики страны. Этот тип капиталовложения позволяет обеспечить постоянный рост и стабильное развитие экономики страны. Капиталовложения из госбюджета могут осуществляться по решению как федеральных, так и местных органов власти.

Основной целью бюджетных инвестиций является не только увеличение цены активов, находящихся в госсобственности, но и достижения определенного экономического эффекта. В настоящее время большая часть капиталовложений из госбюджета направлена на восстановление важных предприятий, которые из-за высокого уровня износа имеющихся фондов, являются нерентабельными и не могут выдержать конкуренцию на рынке.

Среди огромного количество целей, которые преследуют бюджетные инвестиции, особого внимания заслуживают следующие:

  1. Удовлетворение потребности населения в качественно общественной инфраструктуре.
  2. Избавление от недвижимости, находящейся в аварийном состоянии.
  3. Поддержание необходимого качества жизни граждан, а также обеспечение его роста.

В настоящий момент время важными направлениями бюджетного инвестирования являются:

  1. Развитие и восстановление дорожной сети.
  2. Капиталовложения в объекты здравоохранения с целью улучшения качества медицинского обслуживания населения.
  3. Строительство культурных и социальных объектов, имеющих важное значение для населения.

Практика показывает, что при грамотном подходе бюджетные инвестиции в состоянии обеспечить непрерывное успешное развитие экономики страны. Эти капиталовложения осуществляются путем восстановления/возведения различных элементов инфраструктуры, которые обладают высоким уровнем значимости для граждан.

Важно помнить, что основная цель бюджетных инвестиций заключается не в росте цен активов, которые находятся в госсобственности, а в улучшении качества жизни граждан государства.

Бюджетные инвестиции осуществляются при помощи размещения государственного заказа на возведение/восстановление того или иного объекта. Отношение между заказчиком, в роли которого выступает государство, и исполнителем регулируются нормами действующего гражданского кодекса.

В настоящий момент времени капиталовложения со стороны государства являются основным методом обеспечения стабильной работы различных типов бюджетных организаций.

Также существует такое понятие, как венчурные бюджетные инвестиции. Ярким примером подобных капиталовложений является госпрограмма, направленная на содействие мелким предпринимателям. Благодаря этой программе, огромное количество начинающих предпринимателей, чьи бизнес-планы обладали необходимым потенциалом, получили денежные средства для открытия собственного бизнеса.

Основной целью этой программы являлось развитие мелкого бизнеса, а также рост числа рабочих мест в экономике. К сожалению, эта программа не принесла ожидаемого эффекта, так как лишь небольшое число предпринимателей, получивших помощь от государства, сумело добиться приемлемых показателей доходности.

Бюджетные инвестиции - это деньги, которые выделяются государством муниципальным учреждениям посредством увеличения капитала. Законодательство регулирует эти отношения. Основная цель – стимулирование экономики и получение дохода.

Они предоставляются на безвозвратной основе. При этом оформляется право собственности государства на долю уставного капитала того учреждения, куда идут инвестиции.

Основные направления деятельности

Бюджетное финансирование инвестиций – это один из способов выдачи займа юридическим лицам. Они могут быть:

  • экономическими;
  • экологическими;
  • социальными;
  • направленными на безопасность и оборону государства.

В Бюджетном кодексе РФ определено несколько направлений деятельности в рамках выделения средств из казны. Так, формы бюджетных инвестиций бывают следующими:

  1. собственно инвестиции от государства;
  2. выделение средств в рамках вложений государственным (муниципальным) унитарным, бюджетным организациям в основной капитал;
  3. помощь юридическим и физическим лицам;
  4. займы из бюджета остальным юридическим лицам (налоговые кредиты, отсрочки платежей и т.п.).

Формы инвестиций из бюджета

Осуществляя вложения, государство получает взамен долю уставного капитала учреждения, куда осуществляются инвестиции.

Подобная форма сотрудничества предприятий и организаций выгодна для всех:

  1. Предприятие имеет возможность получить финансы на развитие деятельности. Участие государства в уставном капитале юрлица привлекает инвесторов, которые надеются на контроль за расходами от его лица.
  2. Федерация также получает прямую выгоду от участия в капитале коммерческой компании. В этом случае оно ведет контроль над ее работой, получает прибыль, которая соответствует вложениям, поддерживает производство.

Предоставление бюджетных инвестиций

Любые инвестиции должны быть эффективными, в том числе и государственные. Если организация, которая их получила, ведет неэффективную деятельность, не выплачивает дивидендов, не имеет высокой социальной значимости, государство выходит из участия в ней, продав свою долю акций.

Законодательство содержит условия, по которым выделяются бюджетные инвестиции бюджетным учреждениям и коммерческим организациям:

  • наличие бизнес-плана проекта;
  • наличие грамотно составленных сметно-проектных документов;
  • план по передаче земли и сооружений;
  • грамотно составленный проект контракта между учреждением, которое получает инвестиции, и органом исполнительной власти, которое представляет государство.

Если контрактов нет, бюджетное финансирование инвестиций не допускается.

Кто имеет право на инвестиции от государства

Реализация бюджетных инвестиций осуществляется путем выделения организациям и предприятиям денег на развитие из казны государства. Это развитие в подавляющем большинстве случаев проводится с помощью реализации инвестиционных проектов.

Средства из бюджета на основе безвозвратности имеют право получить лишь те организации, которые находятся в собственности государства, а также коммерческие компании, реализующие федеральные программы.

Выдача средств проводится с учетом уровня принятия решения:

  • федеральный уровень: помощь лишь федеральным программам и объектам, которые находятся в федеральной собственности;
  • региональный уровень: программы и объекты регионов и муниципалитетов.

Адресная поддержка из бюджета проводится под видом:

  • гарантий (инвестиций из бюджета);
  • кредитов оттуда же.

Инвестиции в госсобственность

Бюджетные инвестиции бюджетным учреждениям направляются следующими путями:

  • Финансирование целевых программ. Это долгосрочные проекты, срок которых устанавливается Правительством РФ либо представителем исполнительной власти.
  • Финансирование объектов капитального строительства, которые находятся в собственности государства. Эти объекты не состоят в целевых программах. Под капитальными вложениями при этом понимается инвестирование в основные средства организации, включая издержки на строительство, капитальный ремонт, модернизацию, перевооружение производства.

Инвестиции в частную собственность

Порядок бюджетных инвестиций для коммерческих организаций предусматривает как выдачу средств на основе безвозвратности (тогда государство получает долю в уставном капитале), так и посредством предоставления кредитов из казны.

Этот кредит выступает одним из инструментов стимулирования модернизации и обновления производства (капиталовложений).

Самым популярным займом является налоговый инвестиционный кредит. По сути, это отсрочка налоговых платежей.

Условия выдачи такого кредита:

  1. возвратность;
  2. выдается на срок от 1 до 5 лет;
  3. процентные платежи находятся в промежутке 50-75 % ключевой ставки Банка РФ (ранее она называлась ставкой рефинансирования).

Предоставляется он как в виде снижения налога на прибыль, так и по другим налогам.

Оформляется предприятиям:

  1. при заполненном заявлении;
  2. при наличии пакета документов, которые подтверждают потребность в этом кредите.

Если выносится положительное решение, подписывается договор между компанией, которая нуждается в инвестиционном кредите, и местными органами исполнительной власти.

Договор дает право снижать налоговые платежи до 50 % каждый раз, когда приходит необходимость платить. Она делает это до того момента, когда определенный в договоре лимит кредита не будет исчерпан.

Необходимость бюджетных инвестиций

Бюджетные инвестиции – это поддержка как юридических лиц (бизнеса), так и муниципальных учреждений.

Чаще всего эти инвестиции представлены в виде:

  • вложений в ценные бумаги компаний госсобственности;
  • кредитов юридическим лицам;
  • вложений в основные средства учреждений;
  • покупки недвижимости, которая становится государственной собственностью.

Основной смысл подобных инвестиций заключается в стимулировании экономического роста различных отраслей экономики, особенно социально значимых.

Рост экономики влечет за собой создание новых рабочих мест, результатом чего будет снижение уровня безработицы.

Другими словами, инвестиции в компании различных уровней способствуют укреплению экономической стабильности.

Остается лишь сформировать четкую стратегию по контролю за использованием бюджетных средств.

Финансирование работы предприятия может осуществляться посредством инвестиций или же капитальных вложений. В чем специфика обоих инструментов?

В чем заключается специфика инвестиций?

Под инвестициями принято понимать относительно долгосрочные вложения денежных средств в развитие предприятия. Посредством этого, как правило, финансируются фундаментальные составляющие бизнеса - основные фонды, персонал, научные разработки, осуществляются модернизация производства, продвижение бренда и выпускаемых им товаров.

Инвестиции классифицируются на несколько основных категорий: венчурные, прямые, портфельные, а также аннуитетные.

Венчурные инвестиции представляют собой вложения в проекты, имеющие потенциально очень высокую рентабельность, и в то же время ничем не гарантированную. Есть риск того, что вложения окажутся полностью убыточными. Венчурные инвестиции, как правило, направляются на финансирование инновационных бизнесов, тех, что формируют новые сегменты в экономике.

Прямые инвестиции - это вложения в капитал фирмы в обмен на получение партнером прав на участие в управлении компанией. Практикуются главным образом во взаимоотношении инвесторов и владельцев крупных бизнесов, международных холдингов.

Портфельные инвестиции - это вложения в капитал фирмы в обмен на получение партнером доли в бизнесе. Типичны для большинства корпораций. Разновидностью портфельных инвестиций можно считать покупку акций фирмы на биржевых торгах.

Аннуитетные инвестиции предполагают покупку ценных бумаг фирмы, приносящих гарантированный доход в определенные промежутки времени. Например, это могут быть вложения в облигации предприятия.

Существуют инвестиции особого рода - спонсорские. Они не предполагают обязательного извлечения партнером прибыли, однако создают некие условия для появления косвенных факторов приобретения инвестором преференций в будущем. Например, в виде повышения узнаваемости бренда. Данные инвестиции нельзя считать безвозмездными, поскольку спонсор в целом рассчитывает на обретение соответствующих преференций. Но его партнер, получив финансовую поддержку, как правило, не имеет перед инвестором юридических обязательств.

В чем заключается специфика капитальных вложений?

Под капитальными вложениями принято понимать финансирование фирмой за счет собственных денежных средств, а также за счет инвестиционных контрактов различных мероприятий, направленных на повышение эффективности и конкурентоспособности компании.

Инвестиции и капитальные вложения

Финансовые средства, которые предприятие расходует в рамках данной схемы, могут быть направлены:

  • на качественную модернизацию оборудования, на расширение ассортимента товаров, выпускаемых фирмой, и улучшение характеристик производимой продукции;
  • на научные и инженерные разработки, их лицензирование и патентование;
  • на улучшение условий труда сотрудников предприятия, защиту экологии, решение социальных задач - например, связанных с обеспечением роста зарплаты работников, опережающего инфляцию.

Экономисты также классифицируют капитальные вложения на производственные и непроизводственные. К первым относятся те, что непосредственно связаны с деятельностью предприятия. Ко вторым - те, что не имеют прямого отношения к ней. Так, капитальные вложения, направленные на решение социальных задач, как правило, относятся к непроизводственным.

Как мы отметили выше, денежные средства для осуществления капитальных вложений в бизнес могут привлекаться извне - за счет инвестиционных контрактов. В этом случае они будут классифицированы по тем же основаниям, в соответствии с которыми делятся на те или иные категории инвестиции. То есть будут иметь венчурный характер, являться прямыми, портфельными или аннуитетными вложениями.

Сравнение

Главное отличие инвестиций от капитальных вложений в том, что первые не всегда носят целевой характер и не во всех случаях направляются на оптимизацию производства, вторые - как правило, соответствуют данным критериям.

Инвестиции - это способ пополнения оборотных средств фирмы. Капитальные вложения - механизм их расходования. Причем наличие первых не всегда означает их использование в качестве вторых. Инвестиции могут быть потрачены, к примеру, на организацию масштабного празднования значимого для жизни компании события, на оказание спонсорской поддержки спортивным командам.

Инвестиции - это привлечение капитала извне, за счет партнерских контрактов. Капитальные вложения могут осуществляться за счет собственных средств фирмы. Однако в случае, если капитал привлекается, условием для осуществления соответствующих вложений будет успешное получение инвестиций. Кроме того, в договоре фирмы с инвестором может быть прописано, что денежные средства должны направляться на конкретные цели - и в этом случае капитальное вложение фактически будет являться инвестицией в чистом виде.

Владельцы и менеджеры многих фирм предпочитают принципиально не разграничивать понятия инвестиций и капитальных вложений, рассматривая и то и другое в контексте совокупности направлений деятельности, связанных с повышением конкурентоспособности бизнеса. Но если значительный процент финансовых операций в рамках решения данной задачи не сможет соответствовать признакам инвестирования в основные фонды фирмы, то капитальными вложениями их называть будет не вполне корректно.

Например, финансирование рекламы и продвижения бренда на рынке - это, безусловно, деятельность по повышению конкурентоспособности бизнеса. Но она не имеет отношения к производству, персоналу, разработкам и потому по большинству критериев не может рассматриваться как пример капитальных вложений.

Изучив, в чем разница между инвестициями и капитальными вложениями, отразим выводы в таблице.

Таблица

субсидия — (от лат. subsidium — помощь, поддержка) это пособие в денежной или натуральной форме, предоставляемое за счёт государственного или местного бюджета, а также специальных фондов юридическим и физическим лицам, местным органам власти, другим государствам. Прямые субсидии используются для финансирования фундаментальных научных исследований и опытно-конструкторских работ (гранты), внедрения в производство новой техники и переподготовки кадров. С одной стороны, субсидии могу поощрять развитие перспективных отраслей, с другой - поддерживать нерентабельные, но стратегически важные предприятия (со всеми последствиями вмешательства государства в рыночную экономику, подробнее описано в соответствующей немецкой статье). Кроме того, субсидии направляются на создание рабочих мест в наиболее отсталых районах.

Разница между инвестициями и капитальными вложениями

Сельскохозяйственное производство субсидируется через компенсационные выплаты. Косвенное субсидирование осуществляется средствами налоговой и денежно-кредитной политики. Государство применяет льготное налогообложение прибыли корпораций, практикует возврат прямых налогов и таможенных пошлин, государственное гарантирование и страхование депозитов, экспортных кредитов, предоставляет частным объединениям кредиты на льготных условиях.

В соответствии с Бюджетным кодексом РФ, субсидия - это бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов.

Субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее — субсидии) предоставляются гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, устанавливаемого по правилам части 6 настоящей статьи, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи. Размеры региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, стоимости жилищно-коммунальных услуг и максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи устанавливаются субъектом Российской Федерации. Для семей со среднедушевым доходом ниже установленного прожиточного минимума максимально допустимая доля расходов уменьшается в соответствии с поправочным коэффициентом, равным отношению среднедушевого дохода семьи к прожиточному минимуму.
ЖИЛИЩНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 29.12.2004 N 188-ФЗ

субсидия это безналичная форма расчета с гражданами по оплате жилья и коммунальных услуг, предоставляемая при превышении платежей граждан за жилье и коммунальные услуги, потребляемые по социальной норме площади жилья и по нормативам потребления коммунальных услуг сверх установленного субъектами Федерации уровня от совокупного дохода семьи
ПОСТАНОВЛЕНИЕ Госстроя РФ от 11.11.1998 N 12 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИКИ РАСЧЕТА ПЛАТЕЖЕСПОСОБНОЙ ВОЗМОЖНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ НА ЖИЛИЩНО — КОММУНАЛЬНЫЕ УСЛУГИ"

специфическая субсидия иностранного государства (союза иностранных государств) — субсидия, доступ к которой ограничен и которая предоставляется конкретному производителю и (или) экспортеру, или конкретному союзу (объединению) производителей и (или) союзу (объединению) экспортеров, или конкретной отрасли экономики либо направлена на стимулирование экспорта товара или на замещение импорта товара.

субсидия иностранного государства (союза иностранных государств) — финансовое содействие, осуществляемое непосредственно правительством или иным государственным органом иностранного государства (союза иностранных государств) либо через негосударственную организацию по поручению правительства иностранного государства (союза иностранных государств), дающее получателю субсидии дополнительные преимущества и оказываемое в пределах территории иностранного государства (союза иностранных государств) в форме прямого перевода денежных средств (в том числе в виде дотаций, займов, покупки акций) или обязательства по переводу таких средств (в том числе в виде гарантий по займам); отказа от взимания или невзимания платежей, которые должны были бы поступать в доход государства (в том числе путем предоставления налоговых кредитов), за исключением случаев освобождения экспортируемого товара от налогов или пошлин, взимаемых с аналогичного товара, предназначенного для внутреннего потребления, либо возврата таких налогов или пошлин в размерах, не превышающих фактически уплаченных сумм; льготного или безвозмездного предоставления товаров или услуг, за исключением товаров или услуг, предназначенных для поддержания и развития общей инфраструктуры, то есть инфраструктуры, не связанной с конкретным производителем и (или) экспортером; льготного приобретения товара; иной поддержки доходов или цен, если прямым или косвенным результатом такой поддержки является увеличение экспорта товара из иностранного государства (союза иностранных государств) или сокращение импорта товара в такое иностранное государство (союз иностранных государств).

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 08.12.2003 N 165-ФЗ "О СПЕЦИАЛЬНЫХ ЗАЩИТНЫХ, АНТИДЕМПИНГОВЫХ И КОМПЕНСАЦИОННЫХ МЕРАХ ПРИ ИМПОРТЕ ТОВАРОВ"
(принят ГД ФС РФ 18.11.2003)

Под субсидиями бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам ведения субъектов Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, и расходных обязательств по выполнению полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения.

Под субсидиями местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам муниципальных образований в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения.

Под субсидиями федеральному бюджету из бюджета субъекта Российской Федерации понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые федеральному бюджету из бюджета субъекта Российской Федерации в целях софинансирования исполнения расходных обязательств Российской Федерации, возникающих при выполнении полномочий, отнесенных к компетенции органов государственной власти Российской Федерации, в случаях, установленных федеральными законами.

БЮДЖЕТНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 31.07.1998 N 145-ФЗ

"…субсидия — имеющая целевое назначение полная или частичная оплата предоставляемых гражданам социальных услуг;…"
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ"

Бюджетные инвестиции – это определенные средства, выделенные из бюджета и направленные на повышение стоимости имущества, находящегося в собственности государства. Подобные вложения осуществляются за счет региональных, федеральных и местных бюджетов. Их объем, объекты и источники определяются исключительно государством. Основные положения о такого рода вложениях можно просмотреть в Бюджетном кодексе.

При наличии каких условий осуществляется процесс бюджетного инвестирования

Инвестирование из бюджета может быть осуществлено при наличии следующих документов:

  • Проектной документации.
  • Технического и экономического обоснования определенного проекта по инвестициям.
  • Договора между государственным заказчиком и исполнителем.
  • Проекта передачи объектов недвижимого имущества.

Условия предоставления подобного вида вложений автономным и бюджетным учреждениям представлены в 79 ст. БК РФ. Предоставление бюджетных инвестиций юридическим лицам может быть осуществлено исключительно в случае технического и экономического обоснования бизнес-проекта.

Основные разновидности

На сегодня существуют такие виды инвестиционных вливаний, поступающих из бюджета:

  • Капиталовложения в материальные объекты, например, в землю, оборудование, недвижимость и т.п.
  • Капиталовложения в финансовые инструменты, например, в ценные бумаги.

Роль и значение

Сами по себе инвестиции играют одну из самых значимых ролей в экономической политике государства: они необходимы непосредственно для ее стабильного развития и обеспечения непрерывного роста. Инвестиции из бюджета предоставляют на основании решения органов исполнительной власти и органов местного самоуправления.

Бюджетные инвестиции сущность и назначение выражены в целях увеличения активов государства, достижения конкретного техническо-экономического эффекта, восстановления природных богатств, а также роста и развития человеческих ресурсов. Их возникновение связано, главным образом, с высокой степенью износа основных фондов, множеством нерентабельных предприятий и низкой конкурентоспособностью большинства технологий, которые используются в производственном процессе.

Помимо вышесказанного, среди основных целей подобных инвестиций находятся:

  • Увеличение обеспеченности населения в общественной инфраструктуре.
  • Ликвидация объектов недвижимого имущества, которые находятся в аварийном состоянии.
  • Стабильное повышения качества жизни населения страны.

В качестве основных условий осуществления бюджетных вложений находится:

  • Восстановление транспортных дорог.
  • Использование наиболее значимых объектов здравоохранения, а также объектов строительства, имеющих важное социальное и культурное значение.

В качестве главного инвестора в представленном случае выступает государство, а инвестиции являются одним из важнейших звеньев в процессе стабильного развития государственной экономики.

В чём разница между инвестициями и капитальными вложениями?

Они осуществляются путем строительства или восстановления значимых объектов инфраструктуры. Стоит отметить, что бюджетные инвестиции должны не только повышать стоимость имущества, которое находится в собственности государства, но и увеличивать показатель уровня жизни населения страны.

Инвестиционные поступления из бюджета осуществляются путем размещения госзаказа. В этом процессе принимает участие государственный заказчик и исполнитель. Регулирование правовых отношений между этими двумя сторонами осуществляется на основе Гражданского кодекса РФ.

Из вышесказанного следует, что на сегодняшний день финансовые вливания, которые поступают из бюджета, стали одним из важнейших способов финансового обеспечения стабильного функционирования бюджетных организаций. Назначение бюджетных инвестиций, понятие и способы их предоставления доступны в БК РФ. В первую очередь, такие вложения направлены на увеличение показателя качества жизни населения и обеспечения его важной общественной инфраструктурой. Стоит отметить, что предоставление подобных вложений осуществляется государством на безвозвратной основе.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

1. Сущность инвестиционных расходов бюджета, их необходимость

Инвестиции играют весьма важную роль в экономике. Они объективно необходимы для стабильного развития экономики, обеспечения устойчивого экономического роста. Активный инвестиционный процесс предопределяет экономический потенциал страны в целом, способствует повышению жизненного уровня населения. Экономическая деятельность отдельных хозяйствующих субъектов зависит в значительной степени от объемов и форм осуществляемых инвестиций.

На общеэкономическом уровне инвестиции требуются для:

Расширенного воспроизводства;

Структурных преобразований в стране;

Повышения конкурентоспособности отечественной продукции;

Решения социально-экономических проблем, в частности проблем безработицы, экологии, здравоохранения, развития системы образования.

Инвестиционные расходы предопределяют устойчивые тенденции экономического роста и создают необходимые условия для социально-экономического развития.

Так, по мнению М.В. Романовского "в состав бюджетных расходов включаются текущие и капитальные расходы".

Текущие расходы - это часть расходов бюджетов, которая обеспечивает текущее функционирование органов государственной власти и местного самоуправления, бюджетных учреждений, оказание государственной поддержки другим бюджетам и отдельным отраслям экономики в форме дотаций, субсидий и субвенций на текущее функционирование, а также другие расходы бюджетов, не отнесенные к капитальным в соответствии с бюджетной классификацией. К текущим относятся расходы на закупку товаров и оплату услуг, выплату процентов, предоставление субсидий и текущих трансфертов (в том числе пенсий и пособий, стипендий, бюджетам других уровней, неприбыльным организациям и др.).

Капитальные расходы бюджетов - это часть расходов, обеспечивающая инновационную и инвестиционную деятельность. Она включает статьи расходов, предназначенные для инвестиций в соответствии с утвержденной инвестиционной программой; средства, предоставляемые в качестве бюджетных кредитов на инвестиционные цели; расходы на проведение капитального (восстановительного) ремонта; расходы, направленные на создание или увеличение имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и др. К капитальным расходам относятся капитальные вложения в основные фонды, создание государственных запасов и резервов, капитальные трансферты, предоставление кредитов и ссуд .

При этом капитальные расходы бюджета могут осуществляться не только в форме государственных капитальных вложений, но и, например, на цели, связанные с расширенным воспроизводством.

В Федеральном законе от 25 февраля 1999 г. №39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений" дается следующее определение понятия "капитальные вложения": "Капитальные вложения -- это инвестиции в основной капитал (основные средства), в том числе, затраты на новое строительство, расширение, реконструкцию и техническое перевооружение действующих предприятий, приобретение машин, оборудования, инструмента, инвентаря, проектно-изыскательские и другие затраты". Как правило, к другим затратам относят инвестиции в оборотные средства, необходимые для обеспечения ввода в эксплуатацию и начало эксплуатации основных средств, а также вложения в нематериальные активы.

Капитальные расходы бюджета - это более широкое понятие, чем капитальные вложения, а бюджетные инвестиции есть частный случай капитальных расходов бюджета .

Бюджетные инвестиции - бюджетные средства, направляемые на создание или увеличение за счет средств бюджета стоимости государственного (муниципального) имущества .

Кроме того, ежегодная практика выделения бюджетных средств на капитальные вложения показывает, что в составе капитальных расходов федерального бюджета имеются средства, направляемые на увеличение имущества юридических лиц, не являющихся государственными предприятиями и учреждениями (например, реализация программы "Социальное развитие села до 2010 года").

Бюджетные инвестиции выделяются на безвозвратной основе в отличие от бюджетных кредитов, предоставляемых на принципах возвратности и возмездности. Различают инвестиции в недвижимое имущество (землю, здания, оборудование и т.д.) и в финансовые активы (ценные бумаги, другие финансовые инструменты).

Бюджетные инвестиции относятся к капитальным расходам, финансируются из бюджета при наличии решения исполнительных органов государственной власти и местного самоуправления и при условии их включения в целевую программу. Они предоставляются юридическим лицам, за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий, бюджетных учреждений, не наделенных правом собственности на закрепленные за ними собственником имущество.

Необходимость бюджетных инвестиции обусловлена высоким износом основных фондов предприятий, крайне слабой конкурентоспособностью многих технологий, используемых в производстве, значительным числом убыточных предприятий. Кроме того, для товаропроизводителей все большую остроту приобретают проблемы, связанные с формированием рынков сбыта и своевременной продажей продукции .

Также необходимость бюджетных инвестиций проявляется в повышении обеспеченности общественной инфраструктурой до уровня социальных гарантий, ликвидация ветхих и аварийных объектов и, в конечном итоге, в сбалансированном повышении качества жизни населения. Для этого в условиях экономического кризиса и сокращения расходов становится необходимым сокращение объемов незавершенного строительства, перерасчет стоимости строительно-монтажных работ, привлечение средств федерального бюджета на систематической основе. В связи с этим наибольшую актуальность приобретает финансирование самых важных инвестиционных проектов и программ.

Экономика работает не ради производства как такового, а на благо человека и является основным средством достижения социального благополучия. Поэтому инвестициям в человека, в социальную сферу органы государственной власти отводят приоритетную роль, что подтверждается социальными ориентирами и программами социально-экономического развития. Это приобретает наибольшую актуальность в условиях экономического кризиса .

Необходимыми условиями осуществления бюджетных инвестиции являются введение в эксплуатацию важнейших объектов здравоохранения, жилищного строительства, имеющих социальное значение, культуры, реконструкция и восстановление дорог.

Осуществление инвестиционных расходов повышает инвестиционный имидж региона, укрепляет её позиции внутри страны.

Грамотно построенные взаимоотношения между органами власти различных уровней и бизнесом могут сформировать экономически выгодные корпоративные связи между товаропроизводителями, долгосрочные рынки сбыта продукции, привлечь инвесторов, т. е. решить принципиальные вопросы инвестиционной деятельности.

Правильно определенные приоритетные направления государственной инвестиционной политики конкретизируют роль государства в этом процессе, обеспечивают взаимосвязь инвестиционной политики с другими направлениями работ в области экономики и социального развития, помогают грамотно определить формы и масштабы государственного вмешательства в инвестиционную деятельность (т.е. "инвестиционные" функции государства), согласовать цели и задачи, зоны интересов, меру ответственности всех участников государственной инвестиционной политики государства.

В рыночной экономике, где основным критерием инвестирования выступает эффективность инвестиционных вложений, не могут использоваться прежние технологии распределения централизованных капитальных вложений между предприятиями на безвозвратных началах, не стимулирующие предприятия к росту эффективности. Поскольку прямые государственные инвестиции менее эффективны, чем инвестиции частных инвесторов, рискующих своим капиталом, более оправданным подходом является государственная поддержка частных инвестиций.

Поэтому, наиболее актуальным является государственная поддержка частных инвестиций, который осуществляется посредством долевого участия государства в инвестиционных проектах, прошедших конкурсный отбор. Размещение централизованных инвестиционных ресурсов на конкурсной основе ориентировано на повышение инвестиционной активности и мобилизацию капитала частных отечественных и иностранных инвесторов по приоритетным направлениям экономического развития, подъем коммерческой, бюджетной и народно-хозяйственной эффективности инвестиционных вложений по всем формам собственности.

Таким образом, бюджетные инвестиции - это бюджетные средства, направляемые на создание или увеличение за счет средств бюджета стоимости государственного (муниципального) имущества. Их необходимость проявляется в повышении обеспеченности общественной инфраструктурой до уровня социальных гарантий, ликвидация ветхих и аварийных объектов и, в конечном итоге, в сбалансированном повышении качества жизни населения путем введения в эксплуатацию важнейших объектов здравоохранения, жилищного строительства, имеющих социально-экономические значение, культуры, реконструкция и восстановление дорог.

Инвестиционные расходы предопределяют устойчивые тенденции экономического роста и создают необходимые условия для социально-экономического развития .

Бюджетные инвестиции являются необходимым звеном в развитии экономики, путем создания, реконструкции или перевооружения важнейших объектов инфраструктуры, отвечающий принципам эффективности и экономности расходования средств. В свою очередь бюджетные инвестиции должны не только увеличивать стоимость государственного (муниципального) имущества, но и способствовать повышению жизненного уровень населения. А это уже является важнейшей функцией и задачей государства.

2. Правовые основы предоставления бюджетных инвестиций

Выделяя бюджетные средства по статьям расходов, государство выступает инвестором. Инвестиции осуществляются в форме размещения государственного заказа с участием государственного заказчика, заказчика - застройщика и исполнителя (подрядчика).

Гражданский Кодекс РФ регулирует правоотношения между этими субъектами инвестиционных расходов в отношений проектных и изыскательских работ, государственного контракта, строительного подряда.

В части финансирования бюджетных инвестиций по договору строительного подряда подрядчик обязуется в установленный договором срок поострить по заданию заказчика определенный объект либо выполнить иные строительные работы, а заказчик обязуется создать подрядчику необходимые условия для выполнения работ, принять их результат .

Строительные, монтажные, ремонтные работы должны быть произведены в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и со сметой, определяющей цену работ.

Подрядные строительные работы, проектные и изыскательские работы, предназначенные для государственных нужд, осуществляются на основе государственного или муниципального контракта.

Обязательным при предоставлений бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства является наличие трехстороннего договора, счета - фактуры, акта сделанных работ, утвержденной сметы, а при необходимости и положительного результата экспертизы.

Если контракт не составлен или нет соответствующей технической документации, сметы расчетов, не правильно заполнены поля документов, то это является основанием для отказа в финансирований расхода.

Понятие бюджетных инвестиций в объекты государственной и муниципальной собственности закреплено в статье 79 Бюджетного кодекса Российской Федерации. На основании этого предоставление бюджетных ассигнований на осуществление бюджетных инвестиции в объекты капитального строительства государственной собственности предусматривается в соответствии с долгосрочными целевыми программами, а также нормативными правовыми актами исполнительных органов различных уровней власти.

Принимает решение о подготовке и реализации бюджетных инвестиций сметной стоимостью более 1500 миллионов рублей, не включенные в долгосрочные целевые программы - Правительство Российской Федерации, а сметной стоимостью менее 1500 миллионов рублей, не включенные в долгосрочные целевые программы, принимаются главным распорядителем средств федерального бюджета .

В федеральном законе о федеральном бюджете отражаются бюджетные ассигнования на осуществление бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной собственности РФ сметной стоимостью более 8 миллиардов рублей, включенные в федеральную адресную инвестиционную программу, а в случае если это средства регионального бюджета, то включенные в региональную адресную инвестиционную программу.

Соответственно бюджетные инвестиций сметной стоимостью менее 8 миллиардов рублей отражаются в составе сводной бюджетной росписи.

В целях предотвращения создания объектов, использование которых нарушает права физических и юридических лиц и интересы государства или не отвечает требованиям утвержденных в установленном порядке стандартов (норм и правил), а также для оценки эффективности инвестиционной деятельности проводится экспертиза инвестиционных проектов.

Не допускается осуществление бюджетных инвестиции из федерального бюджета, бюджета субъекта РФ, местного бюджета в объекты капитального строительства государственной и муниципальной собственности, которые не относятся (не могут быть отнесены) соответственно к государственной собственности РФ, субъекта РФ, муниципальной собственности.

Таким образом, бюджетные ассигнования на осуществление бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной собственности может осуществляться как в программной и непрограммной частях, так и в виде субсидий.

Постановление Правительства РФ от 30.05.2008 г. № 324 "Об утверждении правил принятия решения о подготовке и реализации бюджетных инвестиции в объекты капитального строительства государственной собственности Российской Федерации, не включенные в долгосрочные (федеральные) целевые программы" предусматривает отбор объектов капитального строительства. В этом случае осуществление инвестиции, производится с учетом:

а) приоритетов и целей развития Российской Федерации исходя из прогнозов и программ социально-экономического развития Российской Федерации, государственной программы вооружения, отраслевых доктрин, концепций и стратегий развития на среднесрочный и долгосрочный периоды;

б) поручений Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации;

в) оценки эффективности использования средств федерального бюджета, направляемых на капитальные вложения;

г) оценки влияния создания объекта капитального строительства на комплексное развитие территорий соответственно Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

Для корректировки проектной документации в проекте решения могут быть предусмотрены средства федерального бюджета соответственно на корректировку этой документации и проведение инженерных изысканий.

Обязательным условием с 2009 года является рассмотрение проекта решения Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации, где особое внимание уделяется эффективности использования средств федерального бюджета, направляемых на капитальные вложения, по каждому объекту капитального строительства, включенному в проект решения .

Документы и материалы, необходимые для проведения проверки, представляются в Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации одновременно с проектом решения.

Согласованный проект решения вносится субъектом бюджетного планирования (в случае если главный распорядитель не является одновременно субъектом бюджетного планирования - по представлению соответствующего главного распорядителя) в Бюджетную комиссию для рассмотрения и согласования.

После этого решение о подготовке и реализации бюджетных инвестиций из федерального бюджета в объекты капитального строительства, не включенные в долгосрочные целевые (федеральные) программы принимается главным распорядителем бюджетных средств.

Порядок предоставления бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся государственными и муниципальными учреждениями и унитарными предприятиями регулируются статьей 80 Бюджетного кодекса РФ.

Указанная статья предусматривает возникновение права государственной собственности на эквивалентную часть уставных (складочных) капиталов и имущества указанных юридических лиц и оформляется участием РФ, субъектов РФ, муниципальных образований в уставных (складочных) капиталах таких юридических лиц в соответствии с гражданским законодательством РФ.

Следует отметить, что положения этой статьи никак не согласуются с гражданским законодательством. Так, в соответствии со ст. 48 Гражданского кодекса РФ все юридические лица делятся на две категории: в связи с участием в образовании имущества юридического лица его учредители (участники) могут иметь обязательственные права в отношении этого юридического лица либо вещные права на его имущество.

Сущность первой модели состоит в том, что учредители (участники) с передачей юридическому лицу соответствующего имущества полностью утрачивают свои вещные права на него. Не имеют они таких прав и по отношению к приобретенному юридическим лицом имуществу. Соответственно и переданное учредителями (участниками), и приобретенное самим юридическим лицом имущество признается принадлежащим ему на праве собственности. Утрачивая вещные права, учредитель (участник) взамен приобретает права обязательственные - права требования к юридическому лицу.

К юридическим лицам, чей уставный (складочный) капитал делится на доли (вклады) пропорционально внесенному имуществу, относятся хозяйственные товарищества и общества согласно статье 66 Гражданского кодекса РФ. Имущество, созданное за счет вкладов учредителей, а также произведенное и приобретенное хозяйственным товариществом или обществом в процессе его деятельности, принадлежит ему на праве собственности. Тогда как статья 80 Бюджетного кодекса РФ подразумевает одновременное возникновение в результате государственных инвестиций права собственности государства на долю в уставном (складочном) капитале юридического лица и на его имущество.

Так, государство, осуществляя инвестиции в форме капитальных вложений, может преследовать не только цель увеличения государственного имущества, но и другие социально-экономические цели.

Бюджетные инвестиции, планируемые к предоставлению юридическим лицам, утверждаются законом (решением) о бюджете путем включения в закон (решение) о бюджете текстовой статьи с указанием юридического лица, объема и цели выделенных бюджетных ассигнований.

Договор между высшими органами исполнительной власти и юридическим лицом оформляется в течение трех месяцев после дня вступления в силу закона (решения) о бюджете. Если договор не составлен, то в этом случае бюджетные инвестиций не предоставляются.

Статья 13 Федерального Закона РФ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений" № 39 от 25.02.1999 г. с последующими изменениями предусматривает, что решения об осуществлении государственных капитальных вложений принимаются органами государственной власти в соответствии с законодательством Российской Федерации. При этом расходы на финансирование государственных капитальных вложений предусматриваются:

В федеральном бюджете - при условии, что эти расходы являются частью расходов на реализацию соответствующих федеральных целевых программ, а также на основании предложений Президента Российской Федерации либо Правительства Российской Федерации;

В бюджетах субъектов Российской Федерации - при условии, что эти расходы являются частью расходов на реализацию соответствующих региональных целевых программ, а также на основании предложений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

В настоящее время в Республике Башкортостан (далее - РБ) уже создана нормативно-правовая база, регулирующая отношения участников инвестиционного процесса. Всего список по инвестиционному законодательству включает более 14 нормативных актов, напрямую регулирующих инвестиционную деятельность в РБ.

Государством могут предоставляться льготы по налогам при реализации инвестиционных проектов. В части республиканских налогов основанием для льготирования являются Закон РБ от 2 ноября 2001 № 247-з "О регулировании инвестиционной деятельности в Республике Башкортостан" и Закон РБ от 20 июня 1991 года № ВС-6/35 "Об иностранной инвестиционной деятельности Республики Башкортостан". В части местных налогов льготы могут представляться непосредственно самой администрацией на основании Федерального Закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

Для определения приоритетных задач развития инвестиционной инфраструктуры, регулирование функционирования инвестиционной среды и механизмов межведомственного взаимодействия в республике ведется работа над созданием "Инвестопроводящей системы Республики Башкортостан", позволяющей субъектам инвестиционной деятельности быстро, эффективно реализовывать инвестиционные замыслы.

Инвестопроводящая система может реализовывать поставленные задачи, используя наряду с механизмами государственного и рыночного регулирования - механизм частно-государственного партнерства (ЧГП). Это важнейший и наиболее универсальный механизм государственной инвестиционной политики, реализация которого в России с каждым годом набирает обороты . В целях стимулирования инвестиционной деятельности на территории республики указом от 3 июля 2007 года №УП-304 учреждены ежегодные премии Президента Республики Башкортостан "За эффективную инвестиционную деятельность".

Республика сегодня находится на важном этапе развития экономики, поэтому уделяется особое внимание привлечению инвестиций в регион.

Закон Республики Башкортостан "О бюджетном процессе в Республике Башкортостан" от 15 июля 2005 года № 205-з, в частности статья 61 регулирует внесение республиканских целевых программ на рассмотрение Государственного Собрания РБ.

Расходы на финансирование республиканских целевых программ отражаются в законе о бюджете Республики Башкортостан на очередной финансовый год с указанием общей суммы расходов и распределением этой суммы по каждой из программ .

Финансирование республиканских целевых программ осуществляется за счет средств бюджета Республики Башкортостан в объемах, принятых в законе о бюджете Республики Башкортостан на очередной финансовый год.

Нормативно-правовая база регулирования инвестиционной деятельности в РБ содержит закон "О регулировании инвестиционной деятельности в Республике Башкортостан" от 02.11.2001 г. № 247-з и закон РБ "Об иностранной инвестиционной деятельности в Республике Башкортостан" от 20 июня 1991 года № ВС-6/35.

В законе "О регулировании инвестиционной деятельности в Республике Башкортостан" от 02.11.2001 г. № 247-з, в статье 4 регулируется порядок принятия решений при осуществлении инвестиционной деятельности, финансируемой из бюджета Республики Башкортостан.

Решения об осуществлении инвестиционной деятельности принимаются органами государственной власти Республики Башкортостан.

Расходы на осуществление инвестиционной деятельности предусматриваются в бюджете Республики Башкортостан при условии, что эти расходы являются частью расходов на реализацию соответствующих республиканских программ, а также на основании предложений органов исполнительной власти Республики Башкортостан.

Перечни инвестиционных проектов, финансируемых за счет средств бюджета Республики Башкортостан, образуют республиканские инвестиционные программы .

Республика Башкортостан гарантирует всем субъектам инвестиционной деятельности соблюдение и обеспечение равных прав при осуществлении инвестиционной деятельности, гласность в обсуждении инвестиционных проектов и защиту инвестиций.

Инвестиционные проекты, финансируемые за счет средств бюджета Республики Башкортостан, а также инвестиционные проекты, имеющие важное народнохозяйственное значение, независимо от источников финансирования объектов инвестиционной деятельности подлежат государственной экспертизе, осуществляемой уполномоченными органами государственной власти Республики Башкортостан.

Таким образом, основополагающее значение для регулирования предоставления бюджетных инвестиций имеют следующие законы: Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. № 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений", Постановление Правительства РФ от 30.05.2008 г. № 324 "Об утверждении правил принятия решения о подготовке и реализации бюджетных инвестиции в объекты капитального строительства государственной собственности Российской Федерации, не включенные в долгосрочные (федеральные) целевые программы", Закон РБ от 2 ноября 2001 № 247-з "О регулировании инвестиционной деятельности в Республике Башкортостан" и Закон РБ от 20 июня 1991 года № ВС-6/35 "Об иностранной инвестиционной деятельности Республики Башкортостан"; Бюджетный кодекс РФ; Гражданский кодекс РФ и др.

инвестиционный расход бюджет имущество

Список использованных источников

1. Бюджетный кодекс Российской Федерации: официальный текст. - М.: Экзамен, 2008.

2. Гражданский кодекс Российской Федераций [Электронный ресурс]: Федеральный закон РФ от 30.11.1994 г., № 51-ФЗ // Справочно-правовая система "Консультант плюс". Версия Проф. - Последнее обновление 22.09.2008.

3. Об утверждении правил принятия решения о подготовке и реализации бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной собственности Российской Федерации, не включенные в долгосрочные (целевые) программы [Электронный ресурс]: Постановление Правительства РФ от 30.04.2008 г., № 324 // Справочно-правовая система "Консультант плюс". Версия Проф. - Последнее обновление 22.09.2008.

4. Комплексная программа стимулирования отечественных и иностранных инвестиций в экономику Российской Федерации [Электронный ресурс]: Постановление Правительства РФ от 13.10.1995 г., № 1016 // Справочно-правовая система "Консультант плюс". Версия Проф. - Последнее обновление 22.09.2008.

5. О бюджетном процессе в Республике Башкортостан [Электронный ресурс]: Закон РБ от 15.07.2005 г., № 205-з // Справочно-правовая система "Консультант плюс". Версия Проф. - Последнее обновление 22.09.2008.

6. О регулировании инвестиционной деятельности в РБ [Электронный ресурс]: Закон РБ от 02.11.2001 г., № 247-з // Справочно-правовая система "Консультант плюс". Версия Проф. - Последнее обновление 22.09.2008.

7. Ковалев В.В. Инвестиции: учебник для вузов / Под редакцией В.В. Ковалева М.: Проспект, 2007.

8. Романовский М. В. Бюджетная система Российской Федерации: учебник для вузов / Под редакцией М.В. Романовского, О. В. Врублевской М.: Юрайт, 2006.

9. Чепурин М.Н. Курс экономической теории: учебник для вузов / Под редакцией М.Н. Чепурина, Е.А. Киселевой Киров, АСА, 2007.

10. Волков А.А. Роль государства в разработке и реализации инвестиционной политики региона // Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование. - 2007. - 14.

11. Коханова Т.А. Возможности и проблемы обновления основных фондов на предприятиях // Управление компанией. - 2008. - № 5.

12. Львов Д. С. Перспективы долгосрочного социально-экономического развития России // Вестник РАН. - 2006. - № 2.

13. Огурцова А.А. Государственные инвестиции в форме капитальных вложений в свете бюджетного законодательства // Бюджет. - 2005. - № 1.

14. Файзуллин М.К. Влияние инвестиционной ситуации в городах ПФО на региональную эффективность // Региональная экономика и управление. - 2008. - №4.

15. Министерство экономики Республики Башкортостан [Электронный ресурс]: Итоги инвестиционной деятельности в январе-июне 2008 г. - Официальный сайт Министерства экономики РБ, 2009. - Режим доступа: http://www.minecon.bashkortostan.ru

16. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республике Башкортостан [Электронный ресурс]: Строительство и инвестиции - Официальный сайт территориального органа Федеральной службы государственной статистики по РБ, 2009. - Режим доступа: http://www.bashstat.ru

17. Министерство промышленности, инвестиционной и инновационной политики РБ [Электронный ресурс]: Приглашение к сотрудничеству - Официальный сайт Министерства промышленности, инвестиционной и инновационной политики РБ, 2009. - Режим доступа: http://www.minprom.bashkortostan.ru

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Формирование и финансирование расходов бюджетов бюджетной системы РФ Разделы, подразделы их классификации. Состав капитальных и текущих расходов. Средства резервных фондов. Динамика и направления затрат федерального бюджета. Движение бюджетных назначений.

    контрольная работа , добавлен 14.09.2015

    Понятие расходов бюджета. Исследование процессов выполнения бюджета. Примеры неэффективного использования бюджетных средств и низкого уровня результативности расходов бюджета. Обоснование необходимости оценки эффективности государственных расходов.

    контрольная работа , добавлен 17.03.2014

    Превышение доходов бюджета над его расходами. Превышение расходов бюджета над его доходами. Бюджетный дефицит в современной мировой экономике. Рост инвестиционных расходов бюджета. Пределы дефицита бюджета в РФ и его экономическое регулирование.

    презентация , добавлен 24.06.2013

    Сущность расходов федерального бюджета, их роль в решении социально экономических задач. Классификация и особенности бюджетных расходов. Факторы, определяющие величину бюджетных расходов. Анализ структуры и динамики расходов федерального бюджета РФ.

    курсовая работа , добавлен 14.11.2017

    Состав и структура расходов федерального бюджета. Основные направления расходования бюджетных средств. Бюджетный дефицит и методы его финансирования. Классификации расходов бюджета. Капитальные расходы бюджетов. Текущие и капитальные расходы бюджета.

    контрольная работа , добавлен 13.10.2008

    Изучение сущности, задач и механизмов распределения инвестиционных расходов бюджета Республики Башкортостан. Структура инвестиций по источникам финансирования. Объем инвестиций в основной капитал в разрезе отдельных видов экономической деятельности.

    реферат , добавлен 10.10.2011

    Понятие и правовая форма бюджета. Роль государственного и местного бюджета. Бюджетная система и бюджетное устройство в РФ. Особенности состава доходов и расходов бюджета. Дотация и субвенция в бюджетных отношениях. Дефицит бюджета. Государственный долг.

    курсовая работа , добавлен 17.02.2009

    Расходы бюджета как компонент его общей финансовой категории. Методика планирования бюджетных расходов субъекта Федерации, его сущность и значение. Анализ системы планирования бюджетных расходов в Чувашской Республике. Оценка плановых расходов бюджета.

    курсовая работа , добавлен 22.04.2012

    Определение понятия, сущности, роли и функций бюджета страны. Анализ динамики доходов и расходов современного федерального бюджета Российской Федерации. Управление доходами федерального бюджета: проблемы и основные направления совершенствования.

    курсовая работа , добавлен 25.05.2015

    Экономическая сущность расходов бюджета, их классификация и порядок формирования. Анализ динамики состава и структуры расходов федерального бюджета Российской Федерации и расходов бюджета РСО-Алания. Направления совершенствования расходов бюджетов в РФ.