Обобщение сведений. Обобщение научных представлений, сведений. Хозяйственный учет средств




Метод балансового обобщения состоит в двойственном отражении информации о бухгалтерских объектах, сгруппированных по определенным признакам, обеспечивающим взаимосвязанное равновесие — баланс.

Двойственный характер отражения данных состоит по сути в том, что объекты учета, описываемые при помощи баланса, обязательно выражаются в двух аспектах. При построении бухгалтерского баланса ϶ᴛᴏ достигается за счет двойственной группировки имущества, кᴏᴛᴏᴩым располагает экономический субъект: во-первых, по видам, составу и функциональной роли в процессе хозяйственной деятельности и, во-вторых, по источникам формирования. Информация о такой двойственной группировке имущества (объектов бухгалтерского учета) получает в бухгалтерском балансе упорядоченное отражение в обобщенном виде в денежном измерителе.

Состояние имущества и его источников в бухгалтерском балансе показываетсятрадиционно на определенный момент времени — 1-е число месяца, квартала, года. Исходя из ϶ᴛᴏго бухгалтерский баланс - ϶ᴛᴏ способ отражения имущества и его источников, позволяющий получить информацию о состоянии данных объектов учета на определенный момент времени. Следовательно, бухгалтерский баланс, отражая состояние имущества и его источников, представляет собой применение способа балансового обобщения к частному случаю наблюдения за объектами бухгалтерского учета.

Для отражения состава имущества и источников его формирования бухгалтерский баланс разделяется на две равновеликие совокупности показателей — актив и пассив.

Актив содержит показатели, характеризующие состояние имущества организации, чем оно представлено и как действует.

Пассив содержит показатели, характеризующие источники формирования имущества.

Основным элементом бухгалтерского баланса (единицей отражаемой в нем информации) будет балансовая статья , характеризующая отдельные виды имущества или источников их образования.

В рамках международной практики применяются две формы построения бухгалтерского баланса — горизонтальная и вертикальная.

При горизонтальной форме баланс строится в виде двусторонней таблицы, в левой части кᴏᴛᴏᴩой показываются статьи актива, а в правой — статьи пассива.

Вертикальная форма баланса строится как односторонняя таблица. предусматривающая последовательное расположение балансовых статей сначала актива, а затем пассива.

Независимо от избранного варианта построения бухгалтерского баланса всегда действует равенство между суммой актива (ΣА) и сумой пассива (ΣП):

ΣA =ΣП

Все статьи бухгалтерского баланса группируются по экономически однородным признакам в разделы. Бухгалтерский баланс действующего экономического субъекта строится по вертикальной форме и содержит пять разделов. При ϶ᴛᴏм актив баланса включает два раздела: I. Внеоборотные активы; II. Оборотные активы, а пассив баланса — три раздела: III. Капитал и резервы; IV. Долгосрочные обязательства; V. Краткосрочные обязательства.

В первом разделе «Внеоборотные активы» содержится информация о нематериальных активах, движимом и недвижимом имуществе, представленном в составе основных средств, незавершенном строительстве, долгосрочных финансовых вложениях, других вложениях во внеоборотные активы.

Во втором разделе «Оборотные активы» представлены сформированные в отдельные группы запасы, включающие сырье, материалы, затраты в незавершенном производстве, готовую продукцию и товары для продажи, товары отгруженные, расходы будущих периодов, прочие запасы и затраты; дебиторская задолженность с подразделением по срокам погашения, т.е. ожидаемые платежи в течение 12 месяцев после отчетной даты и свыше 12 месяцев после отчетной даты; краткосрочные финансовые вложения; денежные средства, включающие остатки наличных денежных средств в кассе организации, и денежные средства, хранящиеся на расчетных и валютных счетах в банках, денежные документы.

В третьем разделе «Капитал и резервы» отражаются источники собственного имущества организации, представленные уставным, добавочным и резервным капитаном и нераспределенной прибылью, находящейся в распоряжении организации в качестве источника развития деятельности. Материал опубликован на http://сайт
При ϶ᴛᴏм если по результатам деятельности организации получен убыток, а не прибыль, то он в балансе представляет вычитаемую величину из общей суммы капитала.

Четвертый раздел «Долгосрочные обязательства» демонстрирует обязательства организации по полученным кредитам и займам на длительный срок.

В пятом разделе «Краткосрочные обязательства» представлены группы краткосрочных обязательств по кредитам и займам; кредиторской задолженности: поставщикам за полученные от них материальные ценности и услуги; персоналу организации по оплате труда; государственным внебюджетным фондам по пенсионному и социальному обеспечению ϲʙᴏих работников: бюджетам всех уровней по налогам и сборам. Отдельными позициями в ϶ᴛᴏм разделе представлены задолженность участникам (учредителям) по выплате им доходов; доходы будущих периодов; резервы предстоящих расходов.

По каждому разделу бухгалтерского баланса подводятся итоги. Итоги в целом по активу или пассиву бухгалтерского баланса называются валютой баланса.

Сущность бухгалтерского баланса пробудет в его назначении.
С одной точки зрения, ϶ᴛᴏ способ экономической группировки и обобщенного отражения имущества организации в денежной оценке по составу и размещению и источникам его формирования на определенный момент времени, а с другой стороны — одна из основных форм бухгалтерской отчетности (вопросы структуры и содержания бухгалтерского баланса как отчетной формы подробно рассматриваются в гл. 18)

Балансовое обобщение информации об имуществе и источниках его формирования позволяет не только отражать состояние данных объектов учета, но и осуществлять контроль за их движением и использованием. Такой контроль осуществляется путем отражения фактов хозяйственной жизни (хозяйственных операций), связанных с движением имущества, рассматриваемого в постоянном сопоставлении его состава и источников.

Стоит сказать, что каждый ФХЖ. происходящий в организации, изменяет или размер имущества, или величину источников его формирования, или одновременно происходит изменение и величины имущества, и источников его формирования. При ϶ᴛᴏм имущество может переходить из одной формы в другую, приобретать новый вид или ϲʙᴏйства, так же как и источники имущества. Исключая выше сказанное, изменения, происходящие одновременно в составе имущества и его источников, могут быть как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения. Эти изменения оказывают влияние на валюту баланса, кᴏᴛᴏᴩая может увеличиваться или уменьшаться. Но в любом случае равенство между суммой имущества (актив) и источниками (пассив) не нарушается.

По направлению и степени влияния на размер и структуру валюты баланса все ФХЖ (хозяйственные операции) подразделяются на ФХЖ модификации и ФХЖ пермутаиии.

ФХЖ модификации вызывают одновременно изменения как в составе имущества (актив баланса), так и в его источниках (пассив баланса) При ϶ᴛᴏм валюта баланса может увеличиваться, если дополнительно поступает имущество, или уменьшаться, если имущество выбывает у организации. Следовательно. ФХЖ (хозяйственные операции) модификации бывают двух видов.

Первый вид ФХЖ модификации вызывает одновременное и равновеликое увеличение имущества (актива баланса) и его источников (пассива баланса) Не стоит забывать, что валюта баланса увеличивается.

Пример. Организация получила долгосрочный кредит в банке, кᴏᴛᴏᴩый был зачислен на расчетный счет организации в сумме 500 тыс. руб. В результате ϶ᴛᴏй операции произойдет увеличение денежных средств в активе баланса на 500 тыс. руб. и увеличится задолженность организации банку по полученному кредиту в пассиве баланса на 500 тыс. руб. Увеличится и валюта баланса на 500 тыс. руб.

Второй вид ФХЖ модификации вызывает одновременное и равновеликое уменьшение имущества и его источников, т.е. уменьшение и актива, и пассива баланса.

Пример. Организация погасила долг по кредиту банку 500 тыс. руб. В ϶ᴛᴏм случае произойдет уменьшение денежных средств у организации, но уменьшится и долг перед банком на 500 тыс. руб., т.е. произойдет уменьшение денежных средств в активе баланса и уменьшение долгосрочных кредитов в пассиве баланса. Не стоит забывать, что валюта баланса уменьшится на 500 тыс. руб.

ФХЖ (хозяйственные операции) пермутации не изменяют валюту баланса.

Хозяйственные операции носят односторонний характер по отношению к балансу. В данных случаях происходит перераспределение или в составе имущества (актив баланса), а источники не затрагиваются, либо изменение в источниках (пассив баланса), а состав имущества не затрагивается. Не стоит забывать, что валюта баланса при ϶ᴛᴏм не изменяется и равенство актива и пассива баланса не нарушается. Следовательно, ФХЖ пермутации также бывают двух видов.

Первый вид ФХЖ пермутации вызывает изменения только в составе имущества (в активе)

Пример. Отпущены со склада организации материалы на изготовление (производство) продукции на 100 руб. В результате совершения ϶ᴛᴏй операции произойдет уменьшение материалов на складе на 100 руб., но на эту же сумму увеличатся затраты на производство, т.е. происходит перемещение имущества из одной статьи актива в другую. Не стоит забывать, что валюта баланса не изменится, и равенство актива и пассива баланса сохраняется.

Второй вид ФХЖ пермутации затрагивает изменение только в источниках имущества (пассиве)

Пример. Произведены удержания налогов из заработной платы работников организации в доход бюджета 50 тыс. руб. После совершения ϶ᴛᴏй операции у организации уменьшится долг перед работниками по оплате труда на 50 тыс. руб., но возникнет долг перед бюджетом по налогам на 50 тыс. руб., т.е. произойдет изменение в составе источников (в группе кредиторской задолженности) Не стоит забывать, что валюта баланса останется неизменной, и равенство не нарушится.

Исходя из всего выше сказанного, мы приходим к выводу, что каждый ФХЖ (хозяйственная операция) обязательно затрагивает две статьи баланса, видоизменяет его, но равенство между активом и пассивом баланса никогда не нарушается.

В приведенных примерах выбор номера ФХЖ (хозяйственной операции) произвольный и не предполагает каких-либо обоснований. Некᴏᴛᴏᴩые авторы учебной литературы по теории бухгалтерского учета все многообразие ФХЖ группируют в четыре типа хозяйственных операций, под влиянием кᴏᴛᴏᴩых происходят изменения в бухгалтерском бапансе.

При ϶ᴛᴏм чаще всего к первым двум типам ᴏᴛʜᴏϲᴙт операции пермутации (первый тип операций — изменения только в активе бапанса, а второй — только в пассиве баланса), к третьему и четвертому типам — операции модификации (третий тип операций — увеличивающие валюту баланса, четвертый тип операций — уменьшающие валюту баланса) При этом в любом случае выделение четырех видов ФХЖ или типов хозяйственных операций демонстрирует основную сущность балансового обобщения объектов бухгалтерского наблюдения, посредством кᴏᴛᴏᴩого каждая хозяйственная операция (ФХЖ) демонстрируется в единстве актива или пассива или и актива, и пассива баланса.

В целях управления процессами производства, распределения, обращения и потребления каждой организации необходима достоверная информация, характеризующая эти процессы. Получают ее из хозяйственного учета, который представляет собой систему наблюдения, контроля, обработки и передачи данных, необходимых для оперативного руководства и управления.

Хозяйственный учет ведется с целью управления организацией, причем в нем формирование информации о деятельности компании происходит по различным направлениям, которые собственно и определяют виды хозяйственного учета. Сегодня российский хозяйственный учет включает в себя оперативный, статистический, бухгалтерский и налоговый учет. В свою очередь бухгалтерский учет включает в себя управленческий и финансовый учет.

Оперативный учет применяется для наблюдения и контроля за отдельными фактами хозяйственной жизни организации с целью принятия оперативных решений. Как правило, он ведется непосредственно на производстве (в отделах, складах, цехах и так далее), в силу чего его сведения всегда ограничены рамками самой организации. Примером этого учета могут служить сведения о выходе персонала на работу, о работе оборудования (поломках, простоях и так далее), данные по технологическим процессам, сводки о выпуске продукции, ее себестоимости, информация о поставках, отгрузках и так далее.

Данные оперативного учета могут быть получены по телефону и даже в устной форме. Следовательно, этот учет характеризуется краткостью и быстротой получения учетных сведений.

Оперативный учет не требует абсолютной точности показателей, но в тоже время его данные должны позволять правильно оценивать ситуацию, складывающуюся на производстве.

Информация оперативного учета, как правило, используется по мере необходимости и в основном теряет свою актуальность по мере завершения процесса или факта хозяйственной жизни.

Статистический учет отражает и обобщает массовые явления и их закономерности, как в рамках самой организации, так и за ее пределами.

При наблюдении за различными массовыми явлениями, происходящими в организациях, в статистическом учете исчисляют количественные и качественные показатели производительности труда, объема производства и другие. Полученные результаты обрабатываются и обобщаются в масштабе районов, областей, отдельных отраслей и экономики в целом. Информация статистического учета используется органами власти и управления для принятия управленческих решений.

При этом первичные статистические данные и административные данные, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, сведения, составляющие коммерческую тайну, сведения о налогоплательщиках, о персональных данных физических лиц и другую информацию, доступ к которой ограничен федеральными законами, предоставляются в соответствии с законодательством Российской Федерации об этих категориях информации ограниченного доступа.

Следующей составляющей хозяйственного учета является бухгалтерский учет.

При этом под бухгалтерским учетом понимается формирование документированной систематизированной информации об объектах бухгалтерского учета в соответствии с требованиями Закона N 402-ФЗ, и составление на ее основе бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Целью ведения бухгалтерского учета является обеспечение всех заинтересованных пользователей достоверной информацией о положении дел в компании, необходимой им для принятия экономических решений.

Отражается такая информация в бухгалтерской (финансовой) отчетности организации, которая составляется на основе данных, содержащихся в регистрах бухгалтерского учета, а также информации, определенной федеральными и отраслевыми стандартами.

При этом все объекты бухгалтерского учета подлежат денежному измерению в валюте Российской Федерации.

Бухгалтерский учет как источник информации содержит в себе две важнейшие информационные системы: внешнюю - в виде финансового учета и внутреннюю - в виде управленческого учета.

Финансовый учет представляет собой систему сбора информации, необходимой для составления финансовой отчетности: данные о доходах и расходах организации в поэлементном разрезе, о размерах дебиторской и кредиторской задолженности, величине финансовых инвестиций, состоянии источников финансирования и так далее Его ведение строго регламентировано и обязательно для каждой организации, осуществляющей хозяйственную деятельность. Данные финансового учета используются внутри организации руководителями различных уровней и внешними пользователями.

Управленческий учет - это установленная организацией система сбора, регистрации, обобщения и представления информации о хозяйственной деятельности организации и ее структурных подразделений для осуществления учета, планирования и управления этой деятельностью. Правила управленческого учета устанавливает сама организация, учитывающая специфику деятельности, особенности решения тех или иных управленческих задач. Основной целью данного учета является представление руководителям, специалистам организации и их структурных подразделений плановой, фактической и прогнозной информации о деятельности организации и внешнем окружении для обеспечения возможности принятия управленческих решений. Основными пользователями информации управленческого учета могут быть руководители организации, руководители структурных подразделений и специалисты.

Налоговый учет осуществляется в целях формирования полной и достоверной информации о порядке учета для целей налогообложения хозяйственных операций, осуществленных организацией в течение отчетного (налогового) периода, а также обеспечения информацией внутренних и внешних пользователей для контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью исчисления и уплаты в бюджет налога.

Причем организация самостоятельно формирует свою систему налогового учета, исходя из принципа последовательности применения налоговых норм и правил, что в свою очередь позволяет использовать такую систему последовательно от одного налогового периода к другому. Порядок ведения налогового учета закрепляется в учетной политике для целей налогообложения, после чего она утверждается соответствующим приказом (распоряжением) руководителя компании.

Следующий этап научного исследования - интерпретация информации. Это исследовательская деятельность, связанная с толкованием содержательной стороны научного произведения на разных его структурных уровнях через соотношение с целым высшего порядка. Содержание изучаемого научного явления в интерпретации оказывается через соответствующий контекст на фоне совокупностей более высокого порядка.

Предметом интерпретации могут быть:

Любые элементы научного произведения (фрагменты, мотивы, аллегории, символы и даже отдельные предложения и слова), соотнесены с соответствующим контекстом произведения или позатекстовой ситуацией;

Научное произведение как целое, когда в произведении и вне его отыскивают то завуалированное, скрытое, соединяющая все компоненты в одно целое и делает произведение неповторимым;

Научная целостность более высокого порядка, чем научное произведение, например, творчество ученого, научная школа, научное направление, научный период.

Процедура интерпретации должен соответствовать определенным требованиям:

Характер оценки и интерпретации должны определяться в общих чертах уже на стадии разработки программы и концепции исследования, где определяются принципиальные характеристики исследуемого объекта;

Следует максимально полно определить объект и соответствующий предмет научного исследования;

Надо помнить о многозначности полученной иииформации и необходимости ее интерпретации с разных позиций.

Процедура интерпретации- это прежде всего превращение определенных данных на логическую форму в процессе доказывания гипотез, определяются еще на стадии разработки программы исследования, а включаются в работу исследователя только на стадии интерпретации.

Характер поведения гипотез зависит от типа исследования.

Отметим, что в каких бы статистических и математических методов анализа полученной информации не прибегал ученый, решающая роль в интерпретации эмпирических данных принадлежит концепции научного исследования, научной эрудиции исследователя, то есть зависит от того, насколько он сможет правильно, глубоко и всесторонне интерпретировать полученный результат.

Обобщение научной информации

Результаты анализа и интерпретации источников информации должны быть обобщены исследователем.

Исследованием обобщение научной информации занимались ученые разных отраслей науки: философы, педагоги, психологи, математики, экономисты. Рассмотрим и сравним их толкование понятия "обобщение информации" (табл. 12.8).

Таблица 12.8

Дефиниции "обобщение информации"

Ученый (ученые)

Определение (объяснение)

источник

Н. А. Маслов

С точки зрения логики обобщения информации - это переход от понятия с меньшим объемом и большим содержанием к понятию с большим объемом и меньшим содержанием

Маслов Н.А. Логика: учебник / Н.А. Маслов. - Ростов н / Д.: Феникс, 2007.-413 с.

Д. Π. Горский, А. А. Ивин, А.Л. Никифоров

Обобщение информации - это мыслительная операция: переход от мысли об индивидуальном к мысли об общем, от мысли об общем к мыслям о более общее, а также переход от отдельных фактов, предметов и явлений к отождествлению их в мыслях и образования общих понятий и суждений о них

Горский Д.П. Краткий словарь по логике / Д.П. Горский, А.А. Ивин, А.Л. Никифоров; пед ред. Д.П. Горский. - М.: Просвещение, 1991. - 208 с.

В. А. Мижериков, П. 1. Пидкасистий

Под обобщением информации понимается "умственное переход: 1. От отдельных фактов, событий к отождествлению их в мыслях (Предмет -" Мысль). 2. От одной мысли к другой (Мысль - "Мысль)"

Мижериков В. А. Словарь-справочник по педагогике / авт. - Сост. В. А. Мижериков; под общ. ред. П.И. Пидка- система. - М.: ТЦ Сфера, 2004.-448 с.

С. Л. Рубинштейн

Под обобщением информации можно понимать основной путь образования понятий. В процессе обобщения информации происходит, с одной стороны, поиск и обозначение словом некоторого инварианта в многообразии предметов, с другой - опознание предметов данного многообразия

Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - СПб.: Питер Ком, 1998. - 688 с.

С. В. Гончаренко, С. Ю. Головин

Обобщение информации - логический процесс перехода от единичного к общему или от менее общего к более общему знанию, а также продукт мыслительной деятельности, форма отражения общих признаков и качеств явлений действительности... обобщения информации применяется при образовании понятий, суждений, теорий

Гончаренко С.У. Украинский педагогический словарь / С.У. Гончаренко. - М.: Просвещение, 1997. - 376 с. Головин С. Ю. Словарь практического психолога / С. Ю. Головин; сост. С.Ю. Головин. - Минск: Харвест; 1998. - 619 с.

Л. С. Выготский

Обобщение информации - это особый способ отражения действительности в сознании лкщины

Выготский Л. С. Избранные педагогические исследования / Л. С. Выготский. - М.: Изд-во АПНРСФСР 1956 - 519 с.

Таким образом, обобщение научной информации дает возможность ориентироваться в многообразии объектов, идентифицировать конкретный объект в их многообразии, структурировать и группировать объекты и быть решением для определенных проблем.

Обобщение научной информации имеет несколько видов, и для того чтобы определить, с помощью какого именно вида обобщения будет происходить решения определенных проблем, рассмотрим существующие классификации видов обобщения.

В научных исследованиях в области бухгалтерского учета могут быть использованы различные виды обобщения полученной научной информации (рис. 12.11):

Рис. 12.11. Классификация видов обобщение научной информации в бухгалтерских научных исследованиях

Кроме того, различают обобщение научной информации эмпирические и теоретические.

В основе эмпирического обобщения научной информации лежит операция сравнения. Проводя сравнение одной группы предметов, можно выделить их внешние, одинаковые общие свойства, которые можно обозначить каким-либо словом, в результате может стать понятием об этой группе предметов.

Теоретическое обобщение научной информации осуществляется путем анализа данных о какой-либо один предмет с целью выделения существенных внутренних связей, которые определяют этот предмет как целостную систему.

Если для эмпирического обобщения научной информации характерно длительное сравнение многих исходных фактов для их постепенного обобщения, то для теоретического этого не требуется. Теоретическое обобщение научной информации строится на рефлексии, которая состоит в рассмотрении студентами оснований собственных действий и их соответствия условиям задачи, и на анализе содержания задачи с целью выделения принципа или общего способа ее решения.

Полученная в результате проведения эмпирических исследований первичная социологическая информация сама по себе не позволяет сделать выводы об изучаемых явлениях и процессах, выявить особенности и тенденции их развития. Чтобы добиться такого результата, необходимо эту первичную информацию проанализировать, обобщить, научно осмыслить и интерпретировать.

Эта многогранная и сложная работа начинается с контроля за качеством заполнения респондентами и/или анкертерами используемого в исследовании инструментария - анкет, бланков интервью, карточек и т.п. Сначала проверяется правильность ответа на каждый вопрос, в том числе - что особенно важно - на открытые, контрольные вопросы, ответы на которые позволяют установить степень искренности респондента и меру адекватности (неадекватности) его ответов на поставленные вопросы. Если установлены неправильные ответы, а их общее количество достигает 30% по отношению ко всей сумме вопросов, содержащихся в анкете, такие анкеты отбраковываются и не поступают на обработку в ЭВМ. При этом более жесткие требования предъявляются к вопросам, дающим социально-демографические характеристики респондентов (пол, возраст, социальное положение, образование и т.п.). Если на эти вопросы ответов в анкете не содержится, она изымается из общего массива документов, подлежащих компьютерной обработке.

После того, как отбракованы негодные для анализа заполненные бланки анкет, производится кодировка того инструментария, который представляется для машинной обработки. Кодирование - это такая операция с социологическим инструментарием, которая позволяет каждому вопросу и ответу (ответам) на него присвоить определенный код, по которому производится компьютерная обработка социологической информации.

После того, как полученные ответы на вопросы анкеты закодированы, осуществляется измерение полученных в эмпирическом исследовании материалов. Социологическое измерение - это процедура, посредством которой объекты исследования, рассматриваемые как носители определенных качеств и отношений между ними, выражаются в количественных определенностях. Измерительная часть инструментария, с помощью которой оцениваются в определенных количественных показателях измеряемые социальные свойства исследуемых объектов, их признаков и отношений, называется шкалой . С помощью шкалы каждому объекту ставится в соответствие определенное число, называемое шкальным значением объекта.



В социологии применяются типы шкал :

1.Номинальная шкала - это шкала наименований, состоящая из перечня качественных объективных характеристик респондентов (пол, национальность, образование, социальное положение) или мнений, установок, оценок.

Примером такой шкалы может служить построенный в виде столбца перечень характеристик уровня образования респондентов:

неполное среднее

среднее общее

среднее специальное

незаконченное высшее

2.Более сложной является ранговая шкала, которая представляет собой ранжированное распределение ответов в порядке убывания или увеличения интенсивности исследуемого признака. Ранговая (порядковая)шкала обычно приобретает такой вид:

--максимально положительный ответ

Положительный ответ

Нейтральный ответ

Отрицательный ответ

Максимально отрицательный ответ

Такая шкала применяется при значительном разбросе мнений, которые, однако, можно сгруппировать в определенном порядке. Например, отвечая на вопрос "Как изменилось Ваше материальное положение за последний год?", респонденты могут выбрать такие варианты ответов: "Существенно улучшилось", "Немного улучшилось", "Не изменилось", "Немного ухудшилось", "Существенно ухудшилось".

Интервальная (метрическая) шкала - это такой тип шкалы, в которой определяется величина разностей (интервалов) между упорядоченными проявлениями изучаемого социального объекта, выраженная в определенных баллах или числовых значениях.

Она обычно имеет вид столбца, который начинается с минимально выраженного признака и возрастает до максимально выраженного признака, причем это увеличение выражается числовыми значениями, отстоящими друг от друга на определенные интервалы (допустим, интервалы времени). Именно такие шкалы употребляются при определении и ранжировании стажа работы: до 5 лет включительно, 6-10 лет, 11-15 лет, 16-20 лет, 21-30 лет, 31-40 лет, 41-50 лет, свыше 50 лет. Нетрудно заметить, что в начале шкалы используются интервал в 5 лет, а в последующем - в 10 лет.

Наряду со шкалированием изменений в социологическом исследовании при анализе и обобщении его результатов используется группировка , т.е. выделение определенных групп признаков, важных для понимания сущности исследуемых социальных явлений, их оценки, выявления степени их распространенности, тенденций их развития. Группировка может быть сконструирована по номинальному признаку (национальность, вероисповедание, род занятий и т.п.); по количественному признаку, когда ведется группировка по возрастным интервалам: 16-17 лет, 18-20 лет, 21-25 лет, 26-30 лет, 31-35 лет, 36-40 лет, 41-50 лет, 51-60 лет, 61-70 лет, старше 70 лет, по признакам, когда они распределяются по ранговым шкалам , например, по уровню образования: начальное, неполное среднее, среднее общее, среднее специальное, незаконченное высшее и высшее.

Чаще всего в социологическом исследовании приходится группировать опрашиваемых не по одному, а по нескольким признакам, в таких случаях применяется комбинированная группировка, поскольку несколько признаков группируются друг с другом. Этот тип группировки, в свою очередь, подразделяется на несколько видов. Каждый из них применяется в зависимости от тех задач, которые необходимо решать в процессе исследования. Если мы исследуем, например, музыкальные предпочтения различных групп населения, то лучше всего респондентов сгруппировать по возрастным признакам, поскольку ориентации и вкусы молодежи в сфере музыки резко отличаются от музыкальных пристрастий людей среднего, а тем более - старших поколений. Поскольку в данном случае весь массив опрашиваемых структурируется на определенные возрастные группы, поэтому такая группировка называется структурной . Когда же мы стремимся выяснить отношение респондентов к рыночным преобразованиям и приватизации собственности, то включенный в выборку массив респондентов наиболее целесообразно распределить по нескольким социальным типам: предприниматель, фермер, рабочий, служащий и др. Такая группировка называется типологической . Если в процессе исследования необходимо проанализировать, существуют ли взаимосвязи между определенными характеристиками выделенных объектов (их содержанием, оценкой и т.п.), то в таком случае мы имеем дело с аналитической группировкой. Такая группировка применяются в тех случаях, когда, например, ставится задача выявить, какова связь между социальным типом респондентов (предприниматель, служащий, пенсионер, студент) и их оценкой деятельности президента, парламента и т.п.

В процессе социологического исследования, особенно если оно имеет комплексный характер, чаще всего выделяется целый ряд групповых признаков респондентов (по полу, возрасту, образованию, месту проживания, национальности и т.п.), поэтому в процессе обработки и анализа полученных эмпирических данных каждой выделенной группе присваивается определенный индекс (n1, n2, n3 - nx), который описывает количественный состав данной группы.

Данные в социологии - это собранная, формализованная и структурированная в процессе исследования эмпирическая социологическая информация. Формализация - это совокупность процедур построения выборки, доступа к социологической информации, ее фиксации и измерения. Структурирование включает в себя определение списка измерения показателей (их называют переменными), а также списка объектов, которые необходимо обследовать (выборка).

Обработка полученных данных производится при помощи статистики , которая представляет собой науку о сборе, анализе и интерпретации данных, характеризующих массовые явления и процессы. Статистический анализ применяется преимущественно для исследования связей между выделенными переменными. В процессе его осуществления различают абсолютные и относительные частоты. Чтобы представить более отчетливо особенности и различия названных частот, приведем конкретный пример. В процессе проведенного в сентябре 2000г. Институтом социологии НАН Беларуси репрезентативного социологического исследования во всех областях республики и в г. Минске было опрошено 2453 человека. По возрастным показателям они характеризуются следующим образом:

Таблица 41.1.

Из этой схемы становится ясно, что абсолютная частность показывает количество обследуемых объектов, обладающих определенным значением признака (в данном случае - возраста). Что же касается относительной частности, то она выражается в определенных процентах данной возрастной группы от общего объема выборки.

Полученные в процессе математической обработки эмпирического материала статистические данные, как правило, имеют графическую интерпретацию. Она осуществляется посредством построения статистических таблиц, диаграмм, гистограмм и других графических картинок. Статистическая таблица представляет собой перечень сведений, числовых данных об изучаемых объектах, сгруппированных в определенные ряды распределения по графам, приведенным в определенную систему. В такой таблице, содержащей частоты совместного появления значения двух признаков (обозначим их как Х и Y), измеренных в данной совокупности единиц анализа, строки обычно соответствуют значениям одного из признаков, столбцы - значениям другого. Частота, стоящая на пересечении 1-й строки и 1-го столбца, представляет собой число респондентов, имеющих 1-е значение по признаку Х и первое же значение по признаку Y, на пересечении 2-й строки и 2-го столбца - следующее значение этих переменных и т.д. Покажем это на примере частот распределения респондентов по отношению их к проведенным в 2001 году президентским выборам в Беларуси (эмпирические данные получены в процессе социологического исследования, осуществленного в сентябре 2000г.).

Таблица 41.2.

Наряду с таблицами в процессе обработки и анализа социологических данных широко используются круговые диаграммы . Круговая диаграмма чаще всего применяется для графического изображения номинальных и порядковых данных. Примером в данном случае может служить диаграмма, изображающая структуру преступлений экономической направленности в Беларуси:

А - должностные преступления;

Б - фальшимонетничество;

В - обман потребителей;

Г - хищение имущества путем кражи;

Д - мелкое хищение;

Е - присвоение вверенного имущества;

Ж - иные преступления.

Таблица 41.3.

В том случае, когда социологическому анализу подвергаются объекты, которые можно дифференцировать по дихотомическим парам (по половому признаку, например), применяются графики в форме пирамиды.

Для графического изображения интервальных рядов социологических данных обычно используется гистограмма . На горизонтальной оси гистограммы (оси абсцисс) откладываются границы интервалов, из которых строят прямоугольники с высотой, пропорциональной плотности распределения соответствующих интервалов, т.е. пропорциональной числу единиц исследуемой совокупности, приходящейся на единицу длины интервала. На оси ординат в таком случае откладываются частоты изучаемого признака, выраженные в процентах или в долях. Наглядный пример гистограммы приведен в таблице 41.4.

Таблица 41.4. Ожидаемая продолжительность жизни населения при рождении в Беларуси.

В процессе анализа и обобщения полученных социологических данных важно установить, существует ли между исчисляющимися признаками статистическая связь. В том случае, когда при изменении одной переменной (скажем, стаж работы респондента) изменяется распределение другой переменной (заработной платы), считается, что между этими переменными статистическая связь существует. Если же такой связи между выделенными переменными не имеется, то они называются статистически независимыми.

Наиболее эффективным средством установления статистических связей является таблица сопряженности. Она представляет собой совокупность частот совместного появления значения двух признаков (обозначим их Х, Y), измеренных в данной совокупности единиц анализа. Для выяснения уровня удовлетворенности жизнью молодежи, например, может быть сконструирована таблица сопряженности двух признаков: в каждой строке представлен качественный признак (удовлетворен или не удовлетворен жизнью), а в каждом столбце - возрастная характеристика (количество лет) респондентов. В таком случае таблица сопряженности примет следующий вид:

Таблица 41.5.

Для установления связи между двумя количественными переменными чаще всего используются линейный корреляционный анализ . Корреляция - это такая зависимость между числовыми случайными величинами, которая не имеет строго функционального характера. В отличие от функциональной зависимости корреляция, как правило, применяется тогда, когда по крайней мере одна из величин зависит не только от другой, но и от ряда случайных факторов. Связь между двумя переменными называется линейной, если значения одного признака изменяются (уменьшаются или увеличиваются), в среднем пропорционально увеличено значению другого. Модель линейной корреляционной связи описывается уравнением

y = hx + a. При этом корреляция двух переменных не предполагает причинной зависимости между ними.

Наиболее широко применяемой мерой корреляционной связи является коэффициент линейной корреляции Пирсона. Этот коэффициент, обозначенный буквой r, исчисляется по следующей формуле:

Этот коэффициент изменяется в диапазоне от -1 до +1. Значение, равное нулю, показывают отсутствие линейной связи. Чем ближе значение к +1, тем сильнее положительная связь между переменными. Если значение приближается к -1, это свидетельствует о наличии тесной отрицательной связи между показателями.

Наряду с корреляционным в процессе обобщения социологических данных широко применяется факторный анализ . Его сущность и значимость выражается в том, что он позволяет представить в компактной форме обобщенную информацию о структуре связей между наблюдаемыми признаками изучаемого социального объекта на основе выделения некоторых скрытых, непосредственно не наблюдаемых факторов. Чаще всего он применяется для интерпретации данных, полученных при измерениях исследуемых признаков по интервальным шкалам. Применение факторного анализа позволяет описать изучаемый объект набором х1, х2 ... хn (где n - общее число исчисляемых признаков). В таком случае информация об изучаемом объекте может быть представлена в форме матрицы данных "объект - признак" (Х ji), N = 1,2 ... n, где Х ji - значение признака j, присущего объекту Х i, a N - общее число объектов. Основное предположение факторного анализа состоит в том, что каждый наблюдаемый признак можно выразить в виде суммы некоторых других, не наблюдаемых признаков (факторов), умноженных каждый на свой коэффициент. Эти коэффициенты называются . Значение факторных нагрузок как раз и выступает результатом процедуры факторного анализа, т.е. именно они составляют основу для содержательного вывода об исследуемом объекте.

В процессе осуществления факторного анализа используемые факторы могут интерпретироваться в качестве латентных (скрытых) признаков, обуславливающих собой значения наблюдаемых признаков и детерминирующих наличие корреляции между ними. Графически взаимоотношения между исходными признаками и факторами могут быть представлены в виде, изображенном на таблице 41.7., где стрелками обозначены направления факторных зависимостей. Если какая-то факторная нагрузка равна нулю, то соответствующая связь, как это видно из графика, отсутствует (в частности, между фактором F 2 и признаком Х1).

F 1 F 2 F n
X 1 X 2 X j X n

Таблица 41.6.

В процессе анализа и обобщения социологической информации может быть использован еще один эффективный способ: контент-анализ . (Его сущность и содержание изложены в главе 36 данного практикума и в соответствующей главе учебного пособия).

В некоторых видах социологических исследований оказывается эффективным использование кластерного анализа. Он представляет собой процесс выявления групп людей или других социальных объектов, которые характеризуются относительным отличием их признаков в совокупности данных. Чаще всего это делается в маркетинговом исследовании. Например, из общего массива респондентов сначала выделяются курящие люди, а затем они распределяются по группам лиц, употребляющих сигареты с фильтром, сигареты без фильтра, папиросы, сигары или трубки, самокрутки. Каждая группа (курящие - некурящие, употребляющие сигареты и т. п.), выделенная из общего массива респондентов (допустим, курящие сигареты), составляет определенный кластер. Этот кластер, в свою очередь, подвергается дальнейшему анализу по признаку: какую марку сигарет употребляют обычно респонденты ("Marlboro", "L&M", "Ява" и т. п.), либо по признаку: частота курения (3-7 сигарет в день, 8-12 сигарет в день и т. п..)

Существенную роль в прикладных социологических исследованиях выполняет типологический анализ . Он представляет метод изучения сложных социальных феноменов, позволяющий выделить социально значимые, внутренне однородные, качественно отличные друг от друга группы объектов, обладающих типообразующими признаками и интерпретируемых в качестве носителей различных свойств изучаемого социального явления или процесса. В таком случае выделяется наиболее распространенный, чаще всего встречающийся признак, являющийся существенным для изучаемого объекта.

Как бы эффективно ни использовались в социологическом исследовании методы и способы статистического анализа, они, при всей своей важности, еще не решают целиком поставленной научной задачи. В достижении основной цели социологического исследования и в решении вытекающих из нее конкретных задач решающую роль играют концепция проводимого исследования и интерпретация полученных данных. Интерпретация данных - это процесс приписывания содержательного смысла полученным в результате применения математических и статистических методов формальным символам, отношениям и т.п. А для этого необходимо соблюдение определенных методологических принципов, которые бы были модифицированы по отношению к конкретным социологическим задачам и к конкретным математическим алгоритмам, используемым в данном исследовании.

Первый из таких принципов - согласование интерпретации с исходной теоретической моделью изучаемых социальных явлений и процессов, сконструированной в программе социологического исследования.

Второй важный принцип - принцип дополнительности, состоящий в том, чтобы в процессе осуществления интерпретации полученных данных нашли воплощение содержательные соображения, не отразившиеся в истолковании исходных данных, ибо без этого не может быть нового социологического знания об изучаемом социальном объекте, а само исследование утрачивает смысл.

Третий принцип - глубокое осмысление социальной сущности каждого выделенного в процессе статистического анализа элемента (признака) изучаемого объекта с точки зрения "содержательных последствий" его взаимодействия с другими -- явными и латентными - его признаками и факторами.

Четвертый принцип - проверка на основе качественного анализа исходных гипотез путем их соотнесения с полученными выводами, на предмет их подтверждения или неподтверждения (опровержения). В качестве самого эффективного способа эмпирической проверки гипотез выступает социальный эксперимент. Чаще всего для проверки гипотез в социологических исследованиях используют статистические методы (вычисление средних величин, коэффициентов взаимозависимости и др.), что позволяет получить вероятностные оценки обоснованности выдвигаемых гипотез, их подтверждаемости /неподтверждаемости.

Заключительный этап социологического исследования - подготовка итогового отчета и последующее предоставление его заказчику. В научном отчете по результатам социологического исследования в систематизированном виде формулируются и оцениваются выявленные особенности, признаки, формы проявления изучаемых явлений и процессов, их взаимосвязи и взаимодействия, тенденции развития и т.п. Структура итогового отчета в решающей степени определяется типом проводимого исследования - теоретическим или прикладным .

Если исследование носит преимущественно теоретический , фундаментальный характер, то в отчете (главным образом в его вводной части) основное внимание уделяется научной постановке проблемы, формулировке исследовательских задач (как правило, новых), обоснованию методологических принципов исследования, теоретической интерпретации основных понятий, обзору состояния и степени научной разработанности проблемы и существующих подходов к ее решению.

В отчете по итогам прикладного социологического исследования основное внимание уделяется решению задач, выдвинутых практикой и предложенных заказчиком - будь это государственное учреждение, частная фирма или общественная организация. В его структуре наличествует описание объекта и предмета исследования, исследовательских задач, обоснование выборки, системы показателей и применяемого для сбора первичной информации социологического инструментария. Основной акцент делается на формулирование практических выводов и рекомендаций, которые могут быть реализованы, причем указывается, каковы условия и реальные возможности их реализации.

Анализ и обобщение результатов социологических исследований создают возможность осуществления социологического предвидения, т.е. вероятностного предсказания возможных вариантов развития социальных процессов и явлений. Основной формой конкретизации предвидения является социальное прогнозирование. Прогнозирование -- это научное исследование перспектив развития или возможного состояния исследуемого объекта и составление на этой основе прогноза наиболее вероятного его изменения в будущем. Прогноз выступает как результат прогнозирования возможного наступления определенных событий, явлений или процессов, основанный на анализе полученных в социологическом исследовании данных об изучаемых объектах и тенденциях их развития. Главная цель прогноза -- представить многовариантную картину возможного будущего изучаемого объекта (например, электоральное поведение различных групп населения в период президентских выборов). Для того, чтобы социальный прогноз обеспечил желаемую эффективность, он должен соответствовать нескольким требованиям, основные из которых таковы: 1)надежность; 2)обоснованность; 3)точность; 4)достоверность.

В процессе прогнозирования осуществляется эшелонирование прогнозов. Они обычно подразделяются на: оперативные (текущие), рассчитанные на срок до 1 месяца; краткосрочные (от 1 месяца до 1 года); среднесрочные (1-5 лет); долгосрочные (5-15 лет) и сверхдолгосрочные (дальнесрочные) -- рассчитанные на срок более 15 лет. Если все необходимые требования к прогнозам соблюдены, то социальное прогнозирование оказывается в состоянии выполнить три очень важные функции:

Ориентирующая -- оптимальный выбор цели и средств для ее достижения, а также определение наиболее позитивных и реалистических тенденций развития изучаемого объекта.

Предупредительная -- описание и анализ возможных негативных последствий тех или иных тенденций в развитии исследуемого объекта.

Нормативная -- определение основных потребностей изучаемых социальных групп и общностей, рассматриваемых в качестве желаемой нормы, и возможностей их удовлетворения.

Социальное прогнозирование и разработка прогнозов могут осуществляться во всех сферах жизнедеятельности общества: экономической, социальной, политической и социокультурной. В каждой из этих сфер может быть проведена дальнейшая дифференциация прогнозов. Например, политические прогнозы могут быть дифференцированы на внешнеполитические и внутриполитические, а последние, в свою очередь, на социально-политические, политико-идеологические, военно-политические, государственно-правовые.

Практическая реализация результатов социологического исследования осуществляется совместными, желательно хорошо согласованными и скоординированными действиями как специалистами, разработавшими программу и инструментарий, а также осуществившими само исследование, так и заказчиками - управленческим аппаратом государственных органов, учреждений, руководителями частных фирм, банков, общественных организаций и т.п. Только в таком случае они принесут ожидаемый и серьезный практический эффект. В этом состоит основной канал практического внедрения результатов социологического исследования.

Однако существует и второй, тоже важный канал такого внедрения - публикация результатов социологических исследований в книгах, журналах, газетах, в выступлениях социологов по радио и телевидению, а также введение полученных результатов в практику преподавания в вузах, в систему Интернет.

Названные каналы внедрения результатов прикладных социологических исследований в случае их нормального функционирования оказывают существенное воздействие на общественность. Тем самым результаты этих исследований становятся важным фактором осуществления назревших социальных изменений.

Если все изложенное в заключительном разделе данной книги изобразить схематично, то мы получим конфигурацию структурных компонентов процесса прикладного социологического исследования, изображенную на таблице 41.7.

Таблица 41.7. Структурные компоненты процесса социологического исследования

Основные процедуры социологического измерения.

Измерением называется процедура наложения объектов измерения (относительно свойств и отношений между ними) на определенную числовую систему с соответствующими отношениями между числами, которые в социологических исследованиях называют шкалами.

Шкала - это отображение произвольной эмпирически системы с отношениями в числовой системе, состоящей из множества всех действительных чисел. Номинальной шкалой называется шкала наименований, включающая перечень качественных объективных характеристик респондента (пол, национальность, образование, социальное положение) или мнений, установок, оценок. Упорядоченная номинальная шкала (или шкала Гуттмана) предназначена для измерения субъективного отношения к объекту, установок субъекта. Эта шкала обладает такими важными достоинствами, как кумулятивность и репродуктивность. Ранговая шкала включает ранжированное распределение ответов в порядке убывания или увеличения интенсивности исследуемого признака. Интервальная шкала - это тип шкалы, определяемый разностью (интервалов) между упорядоченными проявлениями изучаемого социального объекта, выраженной в баллах или числовых значениях. Каждая шкала допускает лишь определенные операции между символами (индикаторами признака) и вычисление лишь конкретного набора статистических характеристик.

Отработка шкалограммы имеет свою процедуру: отбирается экспериментальная группа (около 50 человек), которой предлагается высказаться по поводу суждений, предположительно образующих континуум. Высший балл по шкале определяется суммированием оценок по каждому ответу. Данные опроса экспериментальной группы располагают в виде матрицы так, чтобы упорядочить опрошенных по числу набранных баллов от высшего к низшему. Знак "+" означает благожелательное отношение к объекту оценивания, "-" - неблагожелательное.

Анализ и обобщение.

Существуют качественные и количественные виды анализа массовой информации. К качественным видам относятся:

Функциональный анализ, направленный на выявление устойчивых инвариантных связей объекта;

Структурный анализ, связанный с выявлением внутренних элементов объектов и способа их сочетания;

Системный анализ, представляющий собой целостное изучение объекта.

Количественный (статистический) анализ информации включает совокупность статистических методов обработки, сравнения, классификации, моделирования и оценки данных, полученных в результате социологического исследования. По характеру решаемых задач и используемого математического аппарата методы статистического анализа подразделяются на четыре основные группы:

1) одномерный статистический анализ - дает возможность анализировать эмпирическое распределение измеренных в социологическом исследовании признаков. В этом случае вычленяются дисперсии и средние арифметические значения признаков, определяются частоты встречаемости различных градаций признаков;

2) анализ сопряженности и корреляции признаков - предполагает использование совокупности статистических методов, связанных с вычислением парных корреляций между признаками, измеренных в количественных шкалах, и анализ таблиц сопряженности для качественных признаков;

3) проверка статистических гипотез - позволяет подтвердить или опровергнуть определенную статистическую гипотезу, обычно связанную с содержательным выводом исследования;

4) многомерный статистический анализ - позволяет анализировать количественные зависимости отдельных содержательных сторон исследуемого объекта от множества его признаков .

Таблица сопряженности признаков - форма представления данных об объектах социологического исследования на основе группировки двух или более признаков по принципу их сочетаемости. Наглядно можно представить лишь в виде набора двумерных срезов. Таблица сопряженности позволяет провести поградационный анализ влияния какого-либо признака на другие и визуальный экспресс-анализ взаимовлияния двух признаков. Таблицы сопряженности, образованные двумя признаками, называются двумерными. Для них разработано большинство мер связи, они более удобны для анализа и дают корректные и значимые результаты. Анализ многомерных таблиц сопряженности признаков в основном состоит из анализа составляющих ее маргинальных двумерных таблиц. Таблицы сопряженности признаков заполняются данными о частотах совместной встречаемости признаков, выраженных в абсолютном или процентном отношениях.

Существует два основных класса статистических выводов, которые делаются при анализе таблиц сопряжения: проверка гипотезы о независимости признаков и проверка гипотезы о связи между признаками.

Статистические методы анализа включают в себя:

Анализ средних величин;

Вариационный (дисперсионный) анализ;

Изучение колебаний признака относительно его среднего значения;

Кластерный (таксономический) анализ - классификацию признаков и объектов при отсутствии предварительных или экспертных данных о группировке информации;

Логлинейный анализ - поиск и оценку взаимосвязей в таблице, сжатое описание табличных данных;

Корреляционный анализ - установление зависимости между признаками;

Факторный анализ - многомерный статистический анализ признаков, установление внутренних взаимосвязей признаков;

Регрессионный анализ - изучение изменений значений результатирующего признака в зависимости от изменений признаков-факторов;

Латентный анализ -- выявление скрытых признаков объекта;

Дискриминантный анализ - оценка качества экспертной классификации объектов социологического исследования.

Исследование считается завершенным тогда, когда представлены результаты. В соответствии с целью исследования они имеют различную форму: устную, письменную, с использованием фотографий и звука; могут быть краткими и сжатыми или пространными и подробными; составленными в расчете на узкий круг специалистов или для широкой публики.

Заключительный этап социологического исследования состоит в подготовке итогового отчета и последующем предоставлении его заказчику. Структура отчета определяется типом проведенного исследования (теоретическое или прикладное) и соответствует логике операционализации основных понятий. Если исследование носит теоретический характер, то в отчете основное внимание уделяется научной постановке проблемы, обоснованию методологических принципов исследования, теоретической интерпретации понятий. Затем дается обоснование построения применяемой выборки и - непременно в форме самостоятельного раздела - проводится концептуальный анализ полученных результатов, а в конце отчета излагаются конкретные выводы, возможные практические результаты и способы их реализации. В отчете о прикладном исследовании основное внимание уделяется решению задач, выдвинутых практикой и предложенных заказчиком. В структуре такого отчета обязательны описание объекта и предмета исследования, задач исследования, обоснование выборки. Основной акцент направлен на формулирование практических выводов и рекомендаций и реальные возможности их реализации.

Число разделов в отчете, как правило, соответствует числу гипотез, сформулированных в программе исследования. Первоначально дается ответ на главную гипотезу. Первый раздел отчета содержит краткое обоснование актуальности изучаемой социологической проблемы, характеристику параметров исследования. Во втором разделе описываются социально-демографические особенности объекта исследования. Последующие разделы включают ответы на выдвинутые в программе гипотезы. Заключение дает практические рекомендации, в основе которых лежат общие выводы. К отчету обязательно делается приложение, содержащее все методологические и методические документы исследования: статистические таблицы, диаграммы, графики, инструментарий. Они могут быть использованы при подготовке программы нового исследования .

3. Анализ эмпирических данных социологии

С формальной точки зрения при сравнении эмпирических данных должны соблюдаться следующие правила, необходимые в логике экспериментального анализа:

Два состояния одного процесса сопоставимы, если они содержат хотя бы одно общее свойство или показатель;

Ни один фактор не может быть признан причиной сравниваемых явлений, если в одном случае при регистрации изучаемого явления он имеет место, а в другом - нет (правило согласия Милля);

Вместе с тем данный фактор не может быть причиной изучаемого явления, если в одном случае (исследовании) он имеет место, а само явление не фиксируется, хотя в другом случае (исследовании) дело обстоит так, что регистрируются и явления, и данный фактор (правило различия);

Некий фактор (условие, обстоятельства) не может достоверно считаться определяющим в отношении изучаемого процесса, если в другом случае (в другом исследовании) наряду с ним изучаемому процессу сопутствуют другие факторы.

Эти логические правила, напоминающие о строгости экспериментального вывода, нельзя игнорировать. В зависимости от программных целей исследования анализ полученных данных может быть более или менее глубоким и основательным.

Цель исследования определяет уровень анализа в том смысле, что либо позволяет, либо запрещает прекратить его на какой-то стадии. В полном же объеме, т.е. от первого до последнего шага, последовательность действий социолога при анализе эмпирических данных может быть представлена следующим образом.

Первая стадия - описание всей совокупности данных в их простейшей форме. Предварительно осуществляется общий контроль качества полученной информации: выявляются ошибки и пропуски, допущенные при сборе данных и при вводе их в компьютер для обработки, бракуются какие-то "единицы" выборочной совокупности, не отвечающие модели выборки (коррекция выборки), отсеиваются некомпетентные респонденты (изымаются их данные полностью или частично), производятся другие контрольные действия, которые на социологическом жаргоне называют "чисткой массива". Дальше следует собственно описание: используется аппарат дескриптивной статистики для упорядочения всех данных по отдельным признакам (переменным). Изучаются простые распределения, выявляются аномалии и скошенности, рассчитываются показатели средней тенденции, вариации распределений. Все это необходимо для решения двух задач:

1) общей оценки выборочной совокупности и частных подвыборок (половозрастных, социально-профессиональных и других) с тем, чтобы понять, каким образом особенности выборок будут сказываться на интерпретации того или иного частного вывода и обобщающих заключений;

2) для того чтобы в последующих операциях с данными не утратить представления о составляющих более сложных зависимостей и комбинаций, которыми впоследствии будем оперировать .

Например, в итоговых или промежуточных выводах находят, что такие-то условия деятельности или характеристики людей более важны, чем некоторые другие. Чтобы правильно интерпретировать это заключение, следует вспомнить, каковы основные характеристики выборки, нет ли в ней заметных аномалий. Очень возможно, что в общей выборке доминируют представители определенного социального статуса, возрастной когорты, национальной принадлежности и т.п. С этими их особенностями связаны социальные функции, интересы, образ жизни. В итоге может оказаться, что суммарные выводы неосновательны: они преимущественно объясняются спецификой доминирующей подвыборки обследованных. Чтобы проверить эту рабочую гипотезу, надо расчленить массив информации на соответствующие подвыборки и повторить анализ раздельно для каждой из них, включая доминирующую.

Так устанавливаются ограничения выводов. Обращение к "простой структуре" данных нужно и для того, чтобы при всевозможных комбинациях и сложных построениях не утратить представления об их первооснове. Вдруг "выскакивает" интереснейший факт, какие-то явления неожиданно тесно коррелируют. При попытке объяснить, что происходит, возможно было забыто, что сведения об этих явлениях получены по ответам респондентов на два вопроса одинаковой конструкции, соседствующих в анкете, и что это, видимо, следствие монотонного реагирования на похожие по форме вопросы - они подобны именно в силу психологического эффекта "эхо". Открытия не состоялось. Вторая стадия - "уплотнение" исходной информации, т.е. укрупнение шкал, формирование агрегированных признаков-индексов, выявление типических групп, жестких подвыборок общего массива и т.п.

Генеральная цель всех этих операций - сокращение числа признаков, нужных для итогового анализа. Одновременно достигается первичное обобщение данных, нужное для более глубокого понимания существа изучаемых процессов. Допустим, например, что при контент-анализе по смысловой единице "а" практически информации не было получено (2% всего массива сведений). Сохранив этот пункт, мы потом будем постоянно наталкиваться на нулевые значения. Если можно, целесообразно объединить данную смысловую единицу с подобной ей, укрупнить шкалу. Тогда следует дать уточненную интерпретацию нового признака, теперь достаточно емкого по статистике наполнения. Формирование сводных, агрегатных признаков освобождает от необходимости утомительно интерпретировать малосущественные частности, повышает уровень обобщений, ведет к более емким теоретическим умозаключениям. Одно дело, когда в прикладном - "инженерном" - исследовании анализируют соотносительное значение каждого из элементов производственной ситуации в его влиянии на отношение к работе. И совершенно иначе действуют, если задача состоит в обнаружении социальной закономерности при повторном сравнительном исследовании. Здесь важно обобщить информацию по более емким структурам, например, по всем факторам условий и всем составляющим содержания труда. Поскольку мы знаем частные составляющие того и другого, т.е. аккуратно прошли первый этап анализа, наши дальнейшие операции с данными будут более целеустремленными, экономичными и практичными с точки зрения приближения к основным целям исследования.

На данной стадии, в развитии которой осуществляется переход к анализу взаимосвязей (3-я стадия), будут использоваться довольно сильные операции - факторный анализ, типологизация и подобные им. Очень важно дать необходимые промежуточные истолкования каждого из агрегируемых показателей, ибо это - новые свойства, нуждающиеся в осмыслении, построении соответствующих интерпретационных схем. Как замечает Г.С. Батыгин: "с известной долей преувеличения всю деятельность социолога можно назвать интерпретирующей: случайно попавший в выборку человек интерпретируется как респондент; его жизненные реалии и высказывания интерпретируются в шифрах и "закрытиях" вопросников; первичная социологическая информация интерпретируется в средних величинах, мерах рассеяния и корреляционных коэффициентах; числовые данные должны сопровождаться какими-либо рассуждениями, т.е. опять же интерпретироваться" . Тем более нуждаются в построении интерпретационных схем новые емкие признаки, сгруппированные, типологизированные данные. Третья стадия анализа как бы вклинивается в предыдущую. Это - углубление интерпретации и переход к объяснению фактов путем выявления возможных прямых и косвенных влияний на агрегированные свойства, социальные типы, устойчивые образования. Здесь главная опасность - подмена косвенных, опосредованных связей прямыми. Такая ошибка - самая распространенная и менее всего заметная со стороны.

Итак, на данной, вероятно самой ответственной, стадии анализа должны быть получены основные выводы, проверены главные гипотезы, необходимые и для теоретического осмысления проблемы, и для разработки практических рекомендаций.

Четвертая стадия, заключительная, - попытка прогноза развития изучаемого процесса, событий, явлений при определенных условиях . Лучшим образом решению этой задачи отвечает повторное обследование. При невозможности осуществить повторные исследования на базе разового используют модели мысленного экспериментирования, регрессионные, детермннационные, стохастические и др. Полезно прибегнуть к оценкам экспертов в данном предмете, чтобы проверить надежность прогноза, являющегося результатом квазиэкспериментов.