Особенности исчисления и уплаты ндфл налоговыми агентами. Если налоговый агент не может исполнить свои обязанности. Ип совмещает упрощенку усн с енвд




Налоговый агент по НДФЛ - лицо, являющееся источником выплаты доходов налогоплательщику (п. 1 ст. 226 НК РФ). Налоговые агенты по НДФЛ обязаны исчислять и удерживать налог с физических лиц - получателей доходов (п. 1 ст. 24 НК РФ). Кто является агентом, какие обязанности он выполняет, меры его ответственности и КБК для перечисления сумм НДФЛ - об этом в нашей статье.

Кто является налоговым агентом по НДФЛ?

Налоговыми агентами по НДФЛ признаются следующие лица (п. 1 ст. 226 НК РФ):

  • российские организации;
  • индивидуальные предприниматели;
  • нотариусы и адвокаты, занимающиеся частной практикой или имеющие адвокатские кабинеты;
  • обособленные подразделения иностранных компаний.

Налоговой базой по НДФЛ признаются выплаты налогоплательщикам за счет средств налогового агента (п. 9 ст. 226 НК РФ, письма ФНС РФ от 06.02.2017 № ГД-4-8/2085@, Минфина от 15.12.2017 № 03-04-06/84250).

Если компания нанимает персонал по договору предоставления сотрудников, то функции налогового агента по НДФЛ остаются за организацией-исполнителем, поскольку непосредственные выплаты физическим лицам по трудовым договорам производит именно она (письмо Минфина России от 06.11.2008 № 03-03-06/8/618).

Не признаются налоговыми агентами физические лица, не зарегистрированные как индивидуальные предприниматели, совершающие выплаты в пользу физических лиц — наемных работников. В данном случае получатели денежных средств должны самостоятельно исчислить и уплатить НДФЛ (письмо Минфина России от 13.07.2010 № 03-04-05/3-390).

Перечень доходов, подлежащих налогообложению НДФЛ, представлен в ст. 208 НК РФ.

Обязанности налогового агента - 230-я статья НК РФ

Налоговое законодательство устанавливает, что должен делать налоговый агент по НДФЛ. Статья НК РФ под номером 230 содержит небольшой, но исчерпывающий список, из которого видны обязанности налогового агента по НДФЛ:

  • исчислить налог с выплат физическим лицам;
  • удержать налог;
  • перечислить суммы налога в бюджет;
  • в установленный срок отчитаться по исчисленному, удержанному и перечисленному в бюджет подоходному налогу по формам 2-НДФЛ и 6-НДФЛ .

Для реализации своих обязанностей налоговый агент должен иметь возможность удержать налог. Уплата сумм налога должна производиться исключительно с выплат физическим лицам. Уплачивать налоги из собственных средств налоговый агент не вправе. Также запрещено включать оговорки об оплате сумм налога за счет налогового агента по НДФЛ в условия трудового или гражданско-правового договора (п. 9 ст. 226 НК РФ, письма Минфина России от 11.07.2017 № 03-04-06/43981 , от 30.08.2012 № 03-04-06/9-263). Также нельзя переложить уплату НДФЛ с агента на самого налогоплательщика.

Ответственность налогового агента - пени и штраф за неуплату

Обязанности налогового агента по НДФЛ в отношении перечисления сумм налога могут быть не выполнены или выполнены частично. Такие ситуации часто возникают, если доход выплачивается в натуральной форме или представляет собой материальную выгоду, полученную физическим лицом.

Об обязанностях налогового агента при выплате работнику дохода в натуральной форме читайте в материале «Физлицо получило натуральный доход? Исполните обязанности налогового агента» .

Здесь необходимо проводить удержание с денежных выплат, причитающихся самому лицу либо третьему лицу по поручению получателя доходов. Размер удержания соответствует сумме задолженности по платежу и вновь начисленного налога, если он есть (абз. 2 п. 4 ст. 226 НК РФ).

Если выплаты должнику по НДФЛ не будут более производиться либо размера выплат недостаточно, чтобы покрыть задолженность, налоговому агенту по НДФЛ вменено в обязанность уведомить об этом налоговые органы и налогоплательщика. Сделать это следует в срок до 1 марта после окончания налогового периода (подп. 2 п. 3 ст. 24, п. 5 ст. 226 НК РФ). Отправка сообщения снимает с агента обязанность по удержанию сумм НДФЛ с данного лица. Обязанность по уплате налога возникнет у самого налогоплательщика по получении налогового уведомления от ИФНС.

Отмечается также, что если налоговый агент не сообщил о невозможности удержать НДФЛ ни налоговой службе, ни налогоплательщику или не утратил такую возможность, то на размер недоимки налоговому агенту по НДФЛ могут быть начислены пени по результатам выездной налоговой проверки (письмо ФНС России от 22.11.2013 № БС-4-11/20951 и от 22.08.2014 № СА-4-7/16692). Сообщение о невозможности удержания налога необходимо отправить даже в случае пропуска срока его представления (письмо ФНС России от 16.07.2012 № ЕД-4-3/11637@). Для представления сообщения используется форма 2-НДФЛ с признаком 2 .

Лайфхак от специалистов нашего сайта см. в материале «[ЛАЙФХАК] Проверяем, надо ли сдавать 2-НДФЛ с признаком 2» .

Налоговики помимо пеней вправе назначить штраф за неуплату НДФЛ налоговым агентом.

Но штрафа удастся избежать, если:

1. 6-НДФЛ сдан в ФНС без опозданий;

2. В формуляре верно указана сумма НДФЛ (без занижения);

3. Налог и пени уплачены до того, как налоговики узнают о неуплате.

Такие правила действуют с 28.01.2019 года и распространяются на правоотношения, возникшие до этой даты. Подробности мы рассказывали .

КБК для перечисления сумм налога

В 2019 году действуют следующие КБК НДФЛ (приказ Минфина России от 08.06.2018 № 132н):

  1. 182 1 01 02010 01 1000 110 — код для перечисления НДФЛ с доходов, выплачиваемых налоговым агентом налогоплательщику. Исключением являются доходы, полученные в соответствии со ст. 227, 227.1, 228 НК РФ.
  2. 182 1 01 02020 01 1000 110 — код для перечисления НДФЛ, полученного физическим лицом — индивидуальным предпринимателем, нотариусом либо адвокатом или лицом, осуществляющим иную предпринимательскую деятельность по ст. 227 НК РФ.
  3. 182 1 01 02030 01 1000 110 — перечисление налога с доходов физических лиц, полученных по ст. 228 НК РФ .
  4. 182 1 01 02040 01 1000 110 — код для перечисления налога с доходов иностранных граждан, осуществляющих деятельность в соответствии с патентом. Платеж НДФЛ представляет собой в данном случае фиксированный авансовый платеж и совершается на основании ст. 227.1 НК РФ.

С нюансами при уплате НДФЛ можно ознакомиться в рубрике «Сроки и порядок уплаты НДФЛ в 2018-2019 годах» .

Как сделать возврат излишне уплаченного НДФЛ налоговым агентом?

Если налоговый агент переплатил НДФЛ, то он, по сути, снизил таким действием доход физического лица. Пострадавший работник вправе обратиться к работодателю с заявлением о возврате переплаченной суммы налога. Налоговое законодательство в п. 7 ст. 78 НК РФ определяет, что срок давности по таким делам - 3 года, в течение которых и можно писать заявление.

После получения письменного обращения сотрудника уже налоговый агент пишет заявление в свою ИФНС и прикладывает документы, способные подтвердить факт переплаты. Налоговики в течение 10 дней примут решение и сообщат о нем работодателю. Налоговому агенту предоставляется право выбрать один из двух путей погашения возникшей задолженности:

  • Зачесть переплату в счет будущих платежей по НДФЛ.
  • Перевести выявленную сумму переплаты на счет налогоплательщика.

Если вернуть налог через работодателя не представляется возможным, налогоплательщик вправе обратиться с заявлением на возврат налога напрямую в ФНС. Как составить заявление на возврат НДФЛ в таком случае, смотрите в нашей статье .

Итоги

У работодателя существуют обязанности налогового агента в отношении подоходного налога с выплат в пользу работников. Работодатель должен своевременно исчислить, удержать и перечислить в бюджет НДФЛ, а также отчитаться перед бюджетом по суммам подоходного налога. Невыполнение налоговым агентом своих обязанностей — повод для штрафа со стороны контролирующих органов.

При перечислении НДФЛ в бюджет налоговые агенты должны соблюдать сроки, установленные статьей 226 Налогового кодекса РФ. Положения статей 227 и 228 Налогового кодекса РФ, согласно которым НДФЛ можно платить по окончании года, на налоговых агентов не распространяются. Такой порядок подтверждается постановлением Президиума ВАС РФ от 5 июля 2011 г. № 1051/11.

Налоговая инспекция может взыскать с налогового агента штраф в размере 20 процентов от суммы НДФЛ, подлежащей удержанию и (или) перечислению в бюджет:

  • если в установленный срок налоговый агент не удержал (не полностью удержал) налог из денежных средств, выплаченных контрагенту;
  • если в установленный срок налоговый агент не перечислил (не полностью перечислил) в бюджет удержанную сумму налога.

Это следует из положений статьи 123 Налогового кодекса РФ и подтверждается письмом Минфина России от 19 марта 2013 г. № 03-02-07/1/8500.

Применение штрафных санкций не освобождает налогового агента от обязанности перечислить в бюджет удержанную сумму налога (п. 5 ст. 108 НК РФ). Более того, налоговая инспекция может взыскать эти суммы в бесспорном порядке (п. 1 ст. 46, п. 1 ст. 47 НК РФ).

Если НДФЛ перечислен в бюджет позже установленных сроков, то помимо штрафных санкций инспекция может начислить организации пени (ст. 75 НК РФ). Пени начислят в целом по организации с учетом даты получения дохода каждым сотрудником и фактических сроков удержания НДФЛ налоговым агентом (п. 2 письма ФНС России от 29 декабря 2012 г. № АС-4-2/22690).

Штрафа по статье 123 Налогового кодекса РФ можно избежать, если организация докажет, что у нее не было возможности удержать НДФЛ у сотрудника (п. 21 постановления Пленума ВАС РФ от 30 июля 2013 г. № 57). При этом перечислять в бюджет сумму неудержанного НДФЛ за счет собственных средств налоговый агент не обязан (п. 9 ст. 226 НК РФ). Если удержать НДФЛ невозможно, то организация обязана в течение месяца уведомить налоговую инспекцию о неудержанной сумме налога (подп. 2 п. 3 ст. 24 и п. 5 ст. 226 НК РФ).

Важно : если при выплате доходов организация не удержала налог, взыскивать с нее пени за несвоевременное перечисление НДФЛ в бюджет нельзя. Об этом сказано в письме ФНС России от 4 августа 2015 г. № ЕД-4-2/13600. Позиция налоговой службы основана на том, что налоговый агент не должен платить налог за счет собственных средств. И если НДФЛ не удержан, должником бюджета является сотрудник, получивший доход, а не налоговый агент. Для объективности отметим, что в пункте 2 постановления от 30 июля 2013 г. № 57 Пленум ВАС РФ допускал возможность взыскания пени в тех случаях, когда налоговый агент должен был удержать налог, но фактически этого не сделал. По мнению ВАС РФ, в таких ситуациях пени могут быть начислены с того момента, когда налог нужно было удержать, и до наступления срока, когда обязанность по уплате должен исполнить сам налогоплательщик.

Если неудержание (неполное удержание) и (или) неперечисление (неполное перечисление) налога в бюджет выявлены в результате проверки, организация (ее сотрудники) может быть не только к налоговой, но и к административной, а в некоторых случаях к уголовной ответственности (ст. 123 НК РФ, ст. 15.11 КоАП РФ, ст. 199.1 УК РФ).

Оштрафовать налогового агента по статье 122 Налогового кодекса РФ налоговая инспекция не может. К ответственности, которая предусмотрена этой статьей, могут быть привлечены только налогоплательщики. Именно на них возложена обязанность по уплате законно установленных налогов (подп. 1 п. 1 ст. 23 НК РФ). Обязанности налоговых агентов заключаются в том, чтобы правильно и своевременно рассчитать сумму налога, удержать ее из доходов контрагента (налогоплательщика) и перечислить в бюджет (п. 3 ст. 24 НК РФ). За неисполнение этих обязанностей они могут быть привлечены к ответственности по статье 123 Налогового кодекса РФ. Иная квалификация нарушений, допущенных налоговым агентом, неправомерна (ст. 106 НК РФ).

Куда перечислять НДФЛ

Удержанный НДФЛ перечислите по реквизитам той налоговой инспекции, в которой организация состоит на учете (абз. 1 п. 7 ст. 226 НК РФ). При этом для организаций, у которых есть обособленные подразделения , действует .

Предприниматели перечисляют налог в инспекцию по месту своего жительства. Предприниматели, которые ведут деятельность на ЕНВД или патентной системе налогообложения, перечисляют налог в инспекцию по месту учета в связи с ведением такой деятельности. Об этом сказано в абзацах и пункта 7 статьи 226 Налогового кодекса РФ.

Пример расчетов с бюджетом по НДФЛ в организации

ООО «Торговая фирма "Гермес"» начислило зарплату за февраль в размере 300 000 руб. Других налогооблагаемых выплат в марте не было. Сумма рассчитанного НДФЛ составила 39 000 руб.

Срок выплаты зарплаты, установленный в организации, - 5-е число следующего месяца. 5 марта кассир получил в банке 261 000 руб. (300 000 руб. - 39 000 руб.) на выплату зарплаты. 6 марта организация представила в банк платежное поручение на перечисление НДФЛ в бюджет.

Указанные операции бухгалтер «Гермеса» отразил в учете так.

Дебет 44 Кредит 70
- 300 000 руб. - начислена зарплата сотрудникам;

Дебет 70 Кредит 68 субсчет «Расчеты по НДФЛ»
- 39 000 руб. - удержан НДФЛ с зарплаты сотрудников.

Дебет 50 Кредит 51
- 261 000 руб. - получены деньги из банка на выплату зарплаты;

Дебет 70 Кредит 50
- 261 000 руб. - выплачена зарплата сотрудникам;

Дебет 68 субсчет «Расчеты по НДФЛ» Кредит 51
- 39 000 руб. - перечислен в бюджет НДФЛ за февраль.

Ситуация: как предпринимателю перечислить НДФЛ из доходов сотрудников, занятых в деятельности на ЕНВД? В течение месяца его наемные сотрудники поочередно работают в разных муниципальных образованиях .

Перечисляйте налог в бюджеты каждого муниципального образования.

Предприниматель, который ведет деятельность на ЕНВД, должен перечислять НДФЛ в инспекцию по месту учета в связи с ведением такой деятельности (абз. 4 п. 7 ст. 226 НК РФ). На практике возможны ситуации, когда в качестве плательщика ЕНВД предприниматель зарегистрирован в разных муниципальных образованиях и в течение месяца его наемные сотрудники поочередно работают в каждом из них. В этих случаях НДФЛ, удержанный из доходов таких сотрудников, предприниматель должен перечислять в бюджеты каждого муниципального образования. Сумму налога следует распределять с учетом времени, которое каждый из сотрудников фактически отработал в том или ином муниципальном образовании. Такие разъяснения содержатся в письме Минфина России от 15 августа 2011 г. № 03-11-06/3/92. Чтобы распределить суммы НДФЛ, предпринимателю потребуется организовать раздельный учет доходов и рабочего времени по каждому сотруднику. Например, это можно сделать с помощью раздельных табелей учета рабочего времени или раздельных ведомостей на выдачу зарплаты.

Уплата НДФЛ обособленными подразделениями

Для организаций, у которых есть обособленные подразделения, действует особый порядок уплаты НДФЛ.

С доходов, которые были получены сотрудниками обособленного подразделения, НДФЛ нужно перечислить по реквизитам налоговой инспекции, в которой это подразделение зарегистрировано (абз. 3 п. 7 ст. 226 НК РФ). Этот порядок применяется как в отношении сотрудников, работающих по трудовым договорам, так и в отношении сотрудников, которые работают по гражданско-правовым договорам (письмо Минфина России от 22 ноября 2012 г. № 03-04-06/3-327).

Если сотрудник работает в головном отделении организации, а по совместительству - в ее обособленном подразделении, сумму НДФЛ перечисляйте по отдельности:

  • с доходов, полученных в головном отделении, в налоговую инспекцию по местонахождению организации;
  • с доходов, полученных в обособленном подразделении, в налоговую инспекцию по местонахождению этого подразделения.

Если в течение месяца сотрудник работает в нескольких обособленных подразделениях, то НДФЛ с его доходов следует перечислять по местонахождению каждого из них. Причем делать это нужно с учетом зарплаты, начисленной сотруднику за фактически отработанное время в каждом из подразделений. Об этом сказано в письме Минфина России от 19 сентября 2013 г. № 03-04-06/38889. Если же сотрудник был направлен в обособленное подразделение организации в командировку, то НДФЛ с его доходов следует перечислять по местонахождению организации. Такой вывод следует из письма ФНС России от 15 мая 2014 г. № СА-4-14/9323.

Пример расчета и перечисления НДФЛ с зарплаты сотрудника, работавшего в разных обособленных подразделениях организации

В сентябре кладовщик Беспалов работал в трех подразделениях ООО «Альфа»:
- со 2 по 10 сентября - в головном отделении организации;
- с 11 по 20 сентября - в обособленном подразделении, расположенном в г. Балашиха Московской области;
- с 23 по 30 сентября - в обособленном подразделении, расположенном в г. Покров Владимирской области (предприятие «Альфа-1»).

Должностной оклад Беспалова - 45 000 руб. Права на стандартные налоговые вычеты сотрудник не имеет. Зарплату начисляет бухгалтерия головного отделения «Альфы». Сумма НДФЛ с зарплаты Беспалова за сентябрь составила 5850 руб. (45 000 руб. × 13%). Чтобы правильно перечислить налог по местонахождению каждого подразделения организации, бухгалтер «Альфы» распределил сумму НДФЛ пропорционально зарплате, начисленной Беспалову за фактически отработанное время в каждом подразделении.

В сентябре 21 рабочий день. Суммы НДФЛ, которые «Альфа» должна перечислить в бюджеты по местонахождению своих подразделений, составляют:
- головное отделение (Москва) - 1950 руб. (5850 руб. : 21 дн. × 7 дн.);
- подразделение в г. Балашихе - 2229 руб. (5850 руб. : 21 дн. × 8 дн.);
- подразделение в г. Покрове (предприятие «Альфа-1») - 1671 руб. (5850 руб. : 21 дн. × 6 дн.).

Головное отделение «Альфы» зарегистрировано в ИФНС России № 43 по г. Москве. ИНН организации - 7743123456, КПП - 774301001. ОКТМО для уплаты налогов - 45338000.

В Покрове подразделение (предприятие «Альфа-1») зарегистрировано в Межрайонной ИФНС России № 11 по Владимирской области. По месту регистрации подразделения «Альфе» присвоен КПП 332101001. ОКТМО для уплаты налогов - 17646120. Подразделение выделено на отдельный баланс, имеет свой расчетный счет и полномочия на перечисление налогов от головного отделения.

В Балашихе по месту регистрации подразделения «Альфе» присвоен КПП 500101108. ОКТМО для уплаты налогов - 46704000. У подразделения нет отдельного расчетного счета и полномочий на уплату налогов от головного отделения. Следовательно, НДФЛ за сотрудников, работающих в этом подразделении, перечисляет головное отделение, указывая в качестве получателя ИФНС России по г. Балашихе.

В платежных поручениях на перечисление НДФЛ указываются следующие реквизиты плательщиков и получателей:

Плательщик

Реквизиты плательщика

Реквизиты получателя

Головное отделение (г. Москва)

ООО «Альфа», ИНН 7743123456, КПП 774301001, р/с 40702810400000001111 в отделении № 1 АКБ «Надежный», к/с 30101810400000000222, БИК 04483222

УФК по г. Москве (ИФНС России № 43 по г. Москве), ИНН 7743777777, КПП 774301001, номер счета получателя: 40101810800000010041 в Отделении 1 Москва, БИК 044583001, ОКТМО 45338000

Головное отделение (г. Москва) по местонахождению обособленного подразделения в г. Балашихе, Московская область

ООО «Альфа», ИНН 7743123456, КПП 500101108, р/с 40702810400000001111 в отделении № 1 АКБ «Надежный», к/с 30101810400000000222, БИК 04483222

УФК по Московской области (ИФНС России по г. Балашихе Московской области), ИНН 5001000789, КПП 500101001, номер счета получателя 40101810600000010102 в
Отделении 1 Москва, БИК 044583001, ОКТМО 46704000

Обособленное подразделение (г. Покров, Владимирская область)

Предприятие «Альфа-1», ИНН 7743123456, КПП 332101001, р/с 40702810400000003333 в отделении № 2 АКБ «Надежный», к/с 30101810100000000602, БИК 041708603

УФК по Владимирской области (Межрайонная ИФНС России № 11 по Владимирской области), ИНН 3316300599, КПП 331601001, номер счета получателя 40101810800000010002 в Отделении Владимир, БИК 041708001, ОКТМО 17646120

НДФЛ с доходов сотрудника-надомника нужно перечислять по местонахождению либо головного отделения организации, либо обособленного подразделения, которым может быть признано рабочее место надомника. Следует ли вставать на налоговый учет по местонахождению рабочего места надомника, определяет налоговая инспекция, исходя из условий трудового договора, заключенного между организацией и надомником. Такие разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 23 мая 2013 г. № 03-02-07/1/18299 и от 18 марта 2013 г. № 03-02-07/1/8192, ФНС России от 18 января 2011 г. № ПА-4-6/449.

А вот НДФЛ с доходов дистанционных сотрудников нужно перечислять по местонахождению головного отделения организации. В отличие от надомников по месту работы дистанционных сотрудников обособленные подразделения возникнуть не могут. Это следует из положений статьи 312.1 Трудового кодекса РФ и подтверждается письмом Минфина России от 1 декабря 2014 г. № 03-04-06/61300.

Организация, у которой несколько обособленных подразделений открыты в одном муниципальном образовании, но на территориях разных налоговых инспекций, может встать на налоговый учет по местонахождению одного из них (абз. 3 п. 4 ст. 83 НК РФ). В эту налоговую инспекцию можно перечислять НДФЛ по всем обособленным подразделениям, которые расположены на территории муниципального образования. Если организация встала на учет по местонахождению каждого своего обособленного подразделения, НДФЛ нужно перечислять по месту учета каждого из них.

Некоторые особенности имеет порядок перечисления НДФЛ в городах Москве и Санкт-Петербурге, имеющих в своем составе внутригородские муниципальные образования, в которых могут быть самостоятельные местные бюджеты. Организации, зарегистрированные в этих городах, тоже могут воспользоваться положениями абзаца 3 пункта 4 статьи 83 Налогового кодекса РФ и встать на учет по местонахождению одного из своих обособленных подразделений. Однако перечислять НДФЛ такие организации должны в местные бюджеты по местонахождению каждого конкретного обособленного подразделения, даже если они расположены на территориях, неподведомственных налоговой инспекции, в которой организация состоит на учете. То есть в платежных документах нужно указывать ОКТМО внутригородского муниципального образования по фактическому местонахождению обособленного подразделения.

Такие разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 21 февраля 2011 г. № 03-04-06/3-37, от 1 июля 2010 г. № 03-04-06/8-138, от 15 марта 2010 г. № 03-04-06/3-33 и ФНС России от 29 августа 2012 г. № ЗН-4-1/14304 и от 3 августа 2011 г. № АС-4-3/12547.

Ситуация: может ли обособленное подразделение организации самостоятельно перечислять в бюджет НДФЛ, удержанный с работающих в нем сотрудников?

Да, может.

Для этого головное отделение организации должно возложить на обособленное подразделение обязанности налогового агента по НДФЛ. Оформить передачу таких полномочий можно доверенностью, которую обычно выдают руководителю обособленного подразделения (п. 3 ст. 55 ГК РФ). На основании этой доверенности обособленное подразделение будет рассчитывать, удерживать и перечислять в бюджет (по своему местонахождению) НДФЛ, удержанный с работающих в нем сотрудников. Кроме того, подразделение должно будет вести учет выплаченных доходов. Это следует из положений пунктов 4 и 7 статьи 226 и статьи 230 Налогового кодекса РФ. Аналогичная точка зрения отражена в письме Минфина России от 3 декабря 2008 г. № 03-04-07-01/244.

Для организаций, у которых несколько обособленных подразделений организации находятся в одном муниципальном образовании (для Москвы и Санкт-Петербурга - на территории одного города) и подведомственны разным налоговым инспекциям, действует особый порядок уплаты НДФЛ.

Пример перечисления в бюджет НДФЛ, удержанного из доходов сотрудников обособленного подразделения организации

Головное отделение ООО «Альфа» расположено в г. Москве. Организация имеет обособленное подразделение в г. Астрахани. Оно зарегистрировано в ИФНС России по Кировскому району Астрахани. Руководителю подразделения выдана доверенность на исполнение обязанностей налогового агента по НДФЛ.

В марте сотрудникам обособленного подразделения была начислена зарплата в сумме 200 000 руб. Сумма удержанного НДФЛ составила 26 000 руб. Зарплата выплачена 5 апреля. В этот же день НДФЛ был перечислен в бюджет Астрахани со счета обособленного подразделения организации. По итогам года справки по форме 2-НДФЛ бухгалтер подразделения представил в налоговую инспекцию по Кировскому району г. Астрахани.

Ситуация: имеет ли право налоговая инспекция оштрафовать организацию по статье 123 Налогового кодекса РФ, если вся сумма НДФЛ (в т. ч. и по обособленным подразделениям) перечислена в бюджет по местонахождению головного отделения организации?

Нет, не имеет.

Пунктом 7 статьи 226 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что организация - налоговый агент, имеющая обособленные подразделения, должна перечислять суммы удержанного НДФЛ как по местонахождению головного отделения организации, так и по местонахождению каждого из ее обособленных подразделений. Однако ответственность за несоблюдение этого порядка налоговым законодательством не установлена. Поэтому если НДФЛ удержан правильно и перечислен в бюджет своевременно, то оснований для привлечения налогового агента к ответственности по статье 123 Налогового кодекса РФ у налоговой инспекции нет. Даже если вся сумма НДФЛ была перечислена в бюджет по местонахождению головного отделения организации.

Правомерность такого подхода подтверждается письмом ФНС России от 2 августа 2013 г. № БС-4-11/14009 и устойчивой арбитражной практикой (см., например, постановления Президиума ВАС РФ от 24 марта 2009 г. № 14519/08, ФАС Московского округа от 17 января 2011 г. № КА-А40/17435-10, от 13 октября 2009 г. № КА-А40/10725-09, Центрального округа от 13 февраля 2009 г. № А64-2317/08-26, Северо-Западного округа от 4 февраля 2008 г. № А56-29822/2006).

Ситуация: вправе ли налоговая инспекция начислить пени, если вся сумма НДФЛ перечислена организацией в бюджет по местонахождению ее головного отделения? Головное отделение и обособленные подразделения находятся в разных субъектах РФ .

Нет, не вправе.

Российские организации, которые имеют обособленные подразделения, обязаны перечислять удержанные суммы НДФЛ как по своему местонахождению, так и по местонахождению каждого обособленного подразделения (п. 7 ст. 226 НК РФ). То есть налог, удержанный из доходов сотрудника обособленного подразделения, должен быть уплачен в бюджет в том регионе, где находится это подразделение.

Однако пени - это санкция, которая взимается за то, что налог уплачен с опозданием (ст. 75 НК РФ). Других оснований для применений этой санкции законодательство не предусматривает. Поэтому если налоговый агент перечислил НДФЛ в установленный срок, начислять пени неправомерно. Даже если при перечислении был нарушен порядок распределения налога между бюджетами разных регионов.

Аналогичные разъяснения содержатся в письме ФНС России от 7 апреля 2015 г. № БС-4-11/5717. Свою позицию представители налоговой службы подкрепляют сложившейся арбитражной практикой. А большинство судов считают, что начисление пеней возможно только в том случае, если у налогового агента имеется фактическая задолженность перед бюджетом.

Если вся сумма удержанного НДФЛ (в т. ч. по обособленным подразделениям) перечислена по местонахождению головного отделения организации, то у организации как у налогового агента недоимки не возникает. А следовательно, основания для начисления пеней отсутствуют. Такие выводы отражены, например, в постановлениях ФАС Московского округа от 17 января 2011 г. № КА-А40/17435-10, от 8 октября 2008 г. № КА-А40/8752-08, Северо-Западного округа от 31 марта 2011 г. № А56-94715/2009, от 2 августа 2007 г. № А56-12516/2006.

Уплата НДФЛ при ликвидации организации

Если организация ликвидируется, НДФЛ перечисляйте в бюджет по мере расчетов с кредиторами второй очереди (выплаты зарплаты сотрудникам) (п. 1 ст. 64 ГК РФ). Это связано с тем, что НДФЛ фактически платят сотрудники, а не организация (ст. 207 НК РФ). Организация только перечисляет налог в бюджет в качестве налогового агента (п. 1 ст. 226 НК РФ). Однако если задолженность по НДФЛ возникла до начала ликвидации в связи с тем, что организация не перечислила в бюджет фактически удержанный налог, она погашается в платежах третьей очереди (п. 1 ст. 64 ГК РФ).

Организация, выплачивающая доход своим работникам, выступает в роли налогового агента по НДФЛ.

Что делают налоговые агенты по НДФЛ

Согласно статье 24 НК РФ налоговые агенты обязаны:

  • правильно и своевременно исчислять налоги,
  • удерживать налоги из денежных средств, выплачиваемых налогоплательщикам,
  • перечислять налоги в бюджет.

С позиции НДФЛ это возможно, если правильно будет определен налоговый статус физического лица.

Налоговый кодекс не обязывает физических лиц подтверждать свой статус, однако, налоговый агент обязан в соответствующих регистрах налогового учета по НДФЛ указывать налоговый статус физических лиц, в отношении которых они являются источником дохода. Проблема заключается в том, что на законодательном уровне не определен перечень документов, которые служат основанием для подтверждения налогового статуса.

Вебинары для бухгалтеров

Ответ могут дать разъяснения контролирующих органов, например, Письмо МФ РФ от 26.04.2012 № 03-04-05/6-557.

Кроме того, на сайте ФНС РФ размещено Информационное сообщение ФНС РФ «О процедуре подтверждения статуса налогового резидента РФ», в котором приводится примерный перечень документов для подтверждения статуса и рассмотрена возможность письменного обращения в налоговый орган за подтверждением налогового статуса.

В РФ действует только один тест для определения налогового статуса физического лица — тест физического присутствия на территории РФ. Именно факт нахождения на территории РФ необходимо подтвердить или опровергнуть физическим лицам. С позиции контролирующих органов, время нахождения на территории РФ может быть определено:

  • по отметкам пропускного контроля в паспорте,
  • трудовым договором,
  • справкой с места работы, учебы,
  • справкой из медицинского учреждения,
  • свидетельством о регистрации по месту временного пребывания и др.

При этом согласно позиции МФ РФ, отметка пограничного контроля в миграционной карте не подтверждает налоговый статус лица (Письмо МФ РФ от 29.12.2010 № 03-04-06/6-324).

Объектом налогообложения НДФЛ является доход, который имеет денежную, натуральную форму, или получен в виде материальной выгоды. На вебинаре был подробно рассмотрен порядок формирования налоговой базы по доходам в виде материальной выгоды.

Расчет НДФЛ налоговым агентом

В общем виде формула исчисления дохода в виде материальной выгоды от экономии на процентах за пользование кредитными средствами выглядит так:

МВ = (2/3 СтР (или 9 %) - Пд) х С х Кд/365 (366),

МВ — материальная выгода;

2/3СтР — размер 2/3 действующей ставки рефинансирования ЦБ РФ по средствам в рублях или 9%, если средства в иностранной валюте;

Пд — процент согласно условиям договора кредита или займа;

С - сумма заемных или кредитных средств;

Кд — количество дней пользования средствами;

365 (366) - число календарных дней в году.

В ряде случаев, оговоренных в ст. 212 НК РФ, материальная выгода от экономии на процентах за пользование кредитными, заемными средствами не определяется.

Например, в случае приобретения налогоплательщиком за счет таких кредитных, заемных средств квартиры или комнаты.

Доход в виде материальной выгоды не определяется в случае одновременного выполнения условий:

  • целевое использование средств на приобретение жилья,
  • наличие у налогоплательщика неиспользованного права на имущественный налоговый вычет,
  • представление налогоплательщиком уведомления из налогового органа.

Следует отметить, что материальная выгода в этом случае не определяется с месяца представления налогоплательщиком налогового уведомления из налоговой инспекции (Письмо МФ РФ от 13.04.11 № 03-04-06/6-87).

За пересчетом налога по материальной выгоде налогоплательщику необходимо обратиться в налоговый орган и представить налоговую декларацию.

Налоговый агент может предоставить налогоплательщику ряд налоговых вычетов:

  • стандартные налоговые вычеты;
  • социальный налоговый вычет по взносам на негосударственное пенсионное страхование, добровольное пенсионное страхование, добровольное страхование жизни, а также на уплату дополнительных страховых взносов;
  • имущественный налоговый вычет по расходам на приобретение или строительство жилья.

С 2016 года добавляется социальный вычет на обучение налогоплательщика и ребенка налогоплательщика, медицинские услуги и лекарственные препараты, включая дорогостоящие.

Основной вычет, который предоставляет налогоплательщику налоговый агент — стандартный налоговый вычет. Практика применения данного вычета в ряде случаев применения норм налогового законодательства вызывает вопросы. Например, можно ли накапливать сумму вычета в течение налогового периода, если в отдельные периоды у налогоплательщика отсутствуют доходы? При решении этого вопроса можно обратиться к разъяснениям, представленным ФНС РФ. Так, в Письме ФНС от 29.05.2015 № БС-19-11/112 “О рассмотрении обращения” указано, что налогоплательщик имеет право на налоговый вычет за каждый месяц налогового периода, а при предоставлении вычета на детей — при соблюдении ограничений по доходу 280 000 руб., включая месяцы, когда у налогоплательщика отсутствовали доходы. Аналогичная позиция по данному вопросу выражена в Постановлении Президиума ВАС РФ от 14.07.2009 № 4431/09. При этом обращено внимание, что неиспользованная сумма вычета на следующий налоговый период не переносится.

Социальные налоговые вычеты могут быть предоставлены налогоплательщику налоговым агентом только при условии, что по заявлению налогоплательщика и из его доходов организация перечисляет страховые взносы. Перечень документов для предоставления вычета налоговым законодательством не оговорен. В своих письмах МФ РФ указывает, что основными документами являются:

  • заявление налогоплательщика;
  • договор о пенсионном обеспечении;
  • копии лицензии страховой организации;
  • выписка из лицевого счета;
  • копии документов, подтверждающие родство налогоплательщика с лицами, в пользу которых перечислены взносы.

В части предоставления имущественного налогового вычета на приобретение или строительства жилья, необходимо отметить, что налоговый агент вправе предоставить вычет только в том случае, если налогоплательщик предоставит в бухгалтерию организации заявление и налоговое уведомление. При этом вычет начинает предоставляться с месяца представления этих документов. Перерасчет за прошлые месяцы налогового периода налоговый агент не производит. Для полного возврата налога, уплаченного в налоговом периоде, налогоплательщику следует обратиться в налоговый орган по окончании налогового периода и представить налоговую декларацию.

Более подробно о документах, которые налогоплательщик представляет в налоговый орган вместе с налоговой декларацией, можно прочитать в Письме ФНС РФ от 22 ноября 2012 года № ЕД-4-3/19630@.

А теперь поговорим об ответственности налоговых агентов (ст. 123 НК РФ):

  • не удержание или не перечисление НДФЛ в бюджет наказывается штрафом 20% от суммы, подлежащей удержанию (перечислению)
  • несообщение налоговому органу о невозможности удержать налог — штраф 200 руб. за каждый непредставленный документ
  • непредставление справки по ф. 2-НДФЛ — штраф 200 руб. за каждый непредставленный документ

Отдельно на вебинаре был рассмотрен вопрос, важный и актуальный для налоговых агентов. Это вопрос о взыскании и возврате сумм НДФЛ. Так, если налоговый агент не удержал или не полностью удержал НДФЛ, то он должен выполнить следующие действия:

  • налоговый агент удерживает недостающую сумму из других выплачиваемых такому физ. лицу сумм дохода (п.п. 1, 4 ст. 226 НК РФ);
  • при невозможности удержать — письменно сообщает о сумме задолженности физическому лицу и в налоговый орган. При этом считается, что обязанность налогового агента выполнена.

Налоговый агент излишне удержал НДФЛ

Если налоговый агент излишне удержал НДФЛ, то он обязан такие суммы вернуть. При этом:

  • налоговый агент письменно сообщает физическому лицу о факте и размере излишне удержанного налога в течение 10 дней с момента обнаружения факта (абз.2 п.1 ст. 231 НК РФ);
  • физическое лицо пишет заявление налоговому агенту (п.1 ст. 231 НК РФ);
  • налоговый агент возвращает излишне удержанный налог в 3-х месячный срок (абз.1 п.1 ст.231 НК РФ). Это можно сделать за счет НДФЛ этого работника или налога, удержанного с доходов других физических лиц. Если такое невозможно, то налоговый агент в 10-дневный срок с момента получения заявления от физического лица обращается с заявлением в налоговый орган о возврате переплаты и представляет выписку из реестра налогового учета за период излишнего удержания (абз. 6,8 п.1 ст. 231 НК РФ).

Налоговый агент вправе вернуть НДФЛ за счет собственных средств, не дожидаясь возврата из бюджета (абз.9 п.1 ст.231 НК РФ).

Существует возможность зачесть переплату по НДФЛ в счет предстоящих платежей. Для этого необходимо получить заявление налогоплательщика. В свою очередь, налоговый агент представляет заявление в налоговую инспекцию и налоговая инспекция в течение 5 дней после принятия решения сообщает о возможности зачета налоговому агенту (п.9 ст. 78 НК РФ).

В случае, если налогоплательщик в течение налогового периода поменял налоговый статус с налогового нерезидента на статус налогового резидента, перерасчет НДФЛ возможен только по итогам года, при представлении налогоплательщиком налоговой декларации и документов, подтверждающих налоговый статус резидента РФ (п. 1.1 ст. 231 НК РФ).

В Контур.Школе: изменения законодательства, особенности бухгалтерского и налогового учета, отчетность, зарплата и кадры, кассовые операции.

Налоговыми агентами по НДФЛ признаются

    Российские организации

    Индивидуальные предприниматели

    Постоянные представительства иностранных организаций в РФ

от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы.

Налоговые агенты по НДФЛ обязаны

#M12293 0 901765862 1265885411 7715060 594947439 3446434936 7715060 77 594938987 34464349281) правильно и своевременно исчислять, удерживать из средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять в бюджет соответствующую сумму налога;#M12293 2 901738491 24568 4294967262 3448018121 24572 77 4294967294 1822623037 77

2) в течение одного месяца письменно сообщать в налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержать налог у налогоплательщика и о сумме задолженности налогоплательщика;

3) вести учет выплаченных физ. лицам доходов, удержанного и перечисленного в бюджет налога, в том числе персонально по каждому налогоплательщику;

4) представлять в налоговый орган по месту своего учета документы, необходимые для осуществления налогового контроля.

Исчисление налога

Исчисление сумм налога производятся в отношении всех доходов налогоплательщика, источником которых является налоговый агент, без учета доходов, полученных налогоплательщиком от других налоговых агентов, и удержанных другими налоговыми агентами сумм налога.

При этом по доходам, облагаемым по разным ставкам, сумма налога исчисляется налоговым агентом отдельно по каждой виду доходов.

По доходам, облагаемым по ставке 13%, расчет ведется #M12293 3 901765862 1265885411 7714746 2024542340 2054173439 4257889665 4201696445 3359731583 4нарастающим итогом с начала налогового периода по итогам каждого месяца, с зачетом удержанной в предыдущие месяцы текущего налогового периода суммы налога.

Алгоритм расчета:

Формула расчета (обозначение)

Примечание

Нарастающим итогом с начала года ежемесячно

Лицевой счет

Валовый доход ФЗ - сумма всех выплат и вознаграждений, начисленных налоговым агентом в его пользу за текущий налоговый период.

Л(ст. 217 НК РФ)

Льготы по налогу – доходы, неподлежащие налогообложению, установленные ст.217 НК РФ

СОД = ВД – Л 217

Совокупный облагаемый доход

Налоговые вычеты: Стандартные?, Социальные? Имущественные? Профессиональные

НБндфл = СОД- НВ

∑ НВ ≥ ∑ СОД то НБ=0

НДФЛ = НБ *13%

Рассчитывается до целых рублей

За каждый месяц

Лицевой счет

НДФЛ за месяц

НДФЛ, рассчитанный нарастающим итогом - НДФЛ, удержанный в предыдущие месяцы

Сумма к выплате за месяц

ВД за месяц – НДФЛ

Т.Е в результате физическое лицо получает доход уже за вычетом НДФЛ

Удержание налога

Налоговые агенты обязаны удержать начисленную сумму налога непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате. Уплата налога за счет средств налоговых агентов не допускается.

Удержание может производиться за счет любых денежных средств, выплачиваемых налоговым агентом налогоплательщику, при фактической выплате указанных денежных средств налогоплательщику. При этом удерживаемая сумма налога не может превышать 50 процентов суммы выплаты.

При невозможности удержать у налогоплательщика исчисленную сумму налога налоговый агент обязан в течение одного месяца с момента возникновения соответствующих обстоятельств письменно сообщить в налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержать налог и сумме задолженности налогоплательщика. Невозможностью удержать налог признаются случаи, когда заведомо известно, что период, в течение которого может быть удержана сумма начисленного налога, превысит 12 месяцев.

Определение даты фактического получения дохода и даты перечисления НДФЛ в бюджет

Виды дохода физических лиц

Дата фактического получения дохода

Дата уплаты НДФЛ в бюджет

1. Доходы в денежной форме

День выплаты дохода, в том числе на счета налогоплательщика либо по его поручению на счета третий лиц

В т. ч. доходы в виде оплаты труда

Последний день месяца за который был начислен доход за выполненные трудовые обязанности в соответствии с трудовым договором

Не позднее дня фактического получения средств в банке на выплату заработной платы

2. Доходы в натуральной форме

День передачи доходов в натуральной форме

Не позднее дня следующего за днем фактического удержания НДФЛ

3. Доходы в виде МВ

Не позднее дня следующего за днем фактического удержания НДФЛ

3.1. МВ от экономии на % по заемным средствам

День уплаты налогоплательщиком процентов по полученным заемным средствам

Или день полного либо частичного погашения займа

3.2. МВ от приобретения товаров, работ, услуг у лиц, являющихся взаимозависимыми по отношению к налогоплательщику

День приобретения товаров, работ, услуг

3.3. МВ от приобретения ценных бумаг

День приобретения ценных бумаг

Перечисление налога

Налоговые агенты обязаны перечислять суммы исчисленного и удержанного налога не позднее дня фактического получения в банке наличных денежных средств на выплату дохода за выполнение трудовых обязанностей.

В иных случаях налоговые агенты перечисляют суммы исчисленного и удержанного налога не позднее дня, следующего за днем фактического получения налогоплательщиком дохода, - для доходов, выплачиваемых в денежной форме, а также дня, следующего за днем фактического удержания исчисленной суммы налога, - для доходов, полученных налогоплательщиком в натуральной форме либо в виде материальной выгоды.

Совокупная сумма налога, исчисленная и удержанная налоговым агентом, уплачивается по месту учета налогового агента в налоговом органе

Налоговые агенты - российские организации, имеющие обособленные подразделения, обязаны перечислять удержанные суммы налога как по месту своего нахождения, так и по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения. Исходя из суммы дохода, подлежащего налогообложению, начисляемого и выплачиваемого работникам этих обособленных подразделений.

Если совокупная сумма налога, удержанная налоговым агентом из доходов физических лиц, составляет менее 100 рублей, она добавляется к сумме налога, подлежащей перечислению в бюджет в следующем месяце, но не позднее декабря текущего года.

Излишне удержанные налоговым агентом из дохода налогоплательщика суммы налога подлежат возврату налоговым агентом по представлении налогоплательщиком соответствующего заявления.

Оформление расчетов по НДФЛ

Налоговые агенты ведут учет доходов, полученных от них физическими лицами, в форме 1- НДФЛ «Налоговая карточка по учету доходов и НДФЛ». #M12293 0 901765862 7715370 77 3685827596 106 948028639 594938987 3321101044 3464Карточка открывается ежегодно на каждое физическое лицо.

Налоговые агенты представляют в налоговый орган по месту своего учета сведения о доходах физических лиц этого налогового периода и суммах начисленных и удержанных в этом налоговом периоде налогов ежегодно не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом (Форма 2- НДФЛ «Справка о доходах физического лица и едином социальном налоге»)

Если количество справок не превышает 10 – форма -НДФЛ представляется на бумажных носителях, более 10 - на магнитных носителях или с использованием средств телекоммуникаций в порядке, определяемом Министерством Российской Федерации по налогам и сборам.

При этом не представляются сведения о выплаченных доходах индивидуальным предпринимателям за приобретенные у них товары, продукцию или выполненные работы (оказанные услуги) в том случае, если эти индивидуальные предприниматели предъявили налоговому агенту документы, подтверждающие их государственную регистрацию в качестве предпринимателей без образования юридического лица и постановку на учет в налоговых органах.

Справки о полученных физическими лицами доходах и удержанных суммах налога может быть выдана налоговым агентом физическим лицам по их заявлениям.

С 2017 г. изменился срок уплаты НДФЛ физическими лицами, с доходов которых налоговый агент не смог удержать налог на доходы физических лиц. В соответствии с п.6 ст.228 Налогового кодекса Российской Федерации срок уплаты НДФЛ перенесён с 15 июля на 1 декабря года, следующего за годом, в котором был выплачен доход, но не был удержан налог. При этом физическому лицу даже не нужно подавать декларацию по форме 3-НДФЛ в отношении таких доходов, налог уплачивается на основании уведомления, полученного из Федеральной Налоговой Службы.

Но это всё теория. А теперь посмотрим, что произошло со мной на практике. Декларацию по форме 3-НДФЛ я всё же решил подать. В ней указал доход от торговли ценным бумагами, а также дивиденды от Rusal PLC в долларах, с которых налоговый агент не уплатил налог. Брокерский счёт под конец года я стараюсь оставлять без денег, несмотря на страшилки брокера, т.к. лучше подержать сумму налога на депозите полгода (хотя в этот раз рассчитывал подержать до конца ноября) и подать декларацию.



Уведомление из личного кабинета налогоплательщика с направлением требования об уплате налогов пришло намного позже - 2 августа 2017 г. В требовании было указано, что если оно будет оставлено без исполнения в срок до 21.08.2017 , налоговый орган примет меры по взысканию в судебном порядке, а также направит материалы в следственные органы для решения вопроса о возбуждении уголовного дела, если размер недоимки позволяет предполагать факт совершения нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащего признаки преступления.

Хорошо, что ИНН был указан на Госуслугах, но странно, что ФНС присылает уведомление позже Госуслуг.

Перечитываю следующие статьи налогового кодекса и не могу понять, это я чего-то не понял о переносе срока уплаты НДФЛ, налоговый агент до 1 марта не подал сведения о не удержанном налоге или это ошибка ФНС?


п.6. ст.228 НК РФ: Налогоплательщики, получившие доходы, сведения о которых представлены налоговыми агентами в налоговые органы в порядке, установленном пунктом 5 статьи 226 и пунктом 14 статьи 226.1 настоящего Кодекса, уплачивают налог не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом, на основании направленного налоговым органом налогового уведомления об уплате налога, если иное не предусмотрено пунктом 7 настоящей статьи.

п.5. ст.226 НК РФ: При невозможности в течение налогового периода удержать у налогоплательщика исчисленную сумму налога налоговый агент обязан в срок не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом, в котором возникли соответствующие обстоятельства, письменно сообщить налогоплательщику и налоговому органу по месту своего учета о невозможности удержать налог, о суммах дохода, с которого не удержан налог, и сумме неудержанного налога.(в ред. Федерального закона от 02.05.2015 N 113-ФЗ)(см. текст в предыдущей редакции)
Форма сообщения о невозможности удержать налог, о суммах дохода, с которого не удержан налог, и сумме неудержанного налога, а также порядок его представления в налоговый орган утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. (в ред. Федерального закона от 02.05.2015 N 113-ФЗ)(см. текст в предыдущей редакции)

п.14. ст.226.1 НК РФ: При невозможности полностью удержать исчисленную сумму налога в соответствии с настоящей статьей налоговый агент определяет возможность удержания суммы налога до наступления наиболее ранней даты из следующих дат: одного месяца с даты окончания налогового периода, в котором налоговый агент не смог полностью удержать исчисленную сумму налога; даты прекращения действия последнего договора, заключенного между налогоплательщиком и налоговым агентом, при наличии которого налоговый агент осуществлял исчисление налога. При невозможности удержать у налогоплательщика полностью или частично исчисленную сумму налога вследствие прекращения срока действия последнего по дате начала действия договора, на основании которого налоговый агент осуществляет выплату, в отношении которой он признается налоговым агентом, налоговый агент в течение одного месяца с момента возникновения этого обстоятельства в письменной форме уведомляет налоговый орган по месту своего учета о невозможности указанного удержания и сумме задолженности налогоплательщика. Уплата налога в этом случае производится налогоплательщиком в соответствии со статьей 228 настоящего Кодекса. Сообщения о невозможности удержания суммы налога по итогам налогового периода направляются налоговым агентом в налоговые органы в срок до 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Обновление (18 августа 2017 г.)
Обратился в налоговую инспекцию. Оказалось, что зря подавал декларацию. У моей второй половины декларацию не приняли, т.к. в налоговой адрес не обновился, так что и пени не начисляли, в результате срок уплаты НДФЛ - 1 декабря 2017 г. Так как я подал декларацию, то по мнению налоговой должен уплатить налог до 17 июля 2017 г.:


В соответствии с п.6 ст.228 НК РФ, налогоплательщики, получившие доходы, сведения о которых представлены налоговыми агентами в налоговые органы в порядке, установленном пунктом 5 статьи 227 и пунктом 14 статьи 226.1 настоящего Кодекса, уплачивают налог не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом, на основании направленного налоговым органом налогового уведомления об уплате налога, если иное не предусмотрено пунктом 7 настоящей статьи ("Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)" от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 29.07.2017)). В связи с чем, по доходам, полученным в 2016 году представлять декларацию по форме 3-НДФЛ, когда налог не был удержан налоговым агентом, не требуется.

В соответствии с п.4, ст.228 НК ФР в случае, если налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащего уплате в бюджет путем предоставления декларации по форме 3-НДФЛ, сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисленная исходя из налоговой декларации, уплачивается по месту жительства налогоплательщика в срок не позднее 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом. Срок уплаты налога в 2017 г. перенесен на 17.07.2017 г. (первый рабочий день после выходного).

В случае нарушения сроков подачи декларации и уплаты налога налоговый орган отправляет требование об уплате налога (недоимки), пеней и штрафа.

Вами, 02.04.2017г. представлена первичная декларация по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощённой системы налогообложения за 2016 год, соласно которой сумма налога, подлежащая уплате в бюджет составила...

В соответствии с п.1., п.2 ст.69 НК РФ требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.

В соответствии с п.6 ст. 69 НК РФ требованием об уплате налога может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченном представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или переданов электронной форме по телекоммуникационным каналам связи.

В соответствии с п.1, 2 ст. 69, п.2 ст.70 НК РФ в Ваш адрес в электронной форме было направлено Требование №.... об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 01.08.2017г.