Ресурсосбережение в городе. Методы ресурсосбережения в многоквартирном доме. В строительстве и Жкх




Шнякина Юлия Равильевна

Доцент кафедры "Экономика, организация и коммерческая деятельность",

Анализ проблем ресурсосбережения жилищно-коммунального хозяйства российских городов

Аннотация: Статья посвящена одной из актуальных проблем современности - ресурсосбережению в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Только скоординированные действия всех участников процесса ресурсосбережения (государственных, региональных и местных органов власти, представителей научных кругов, поставщиков и потребителей жилищно-коммунальных услуг) даст положительный результат и поможет offise@tolqas. ги вывести отрасль жилищно-коммунального хозяйства из кризиса.

Тольяттинский государственный университет сервиса, г. Тольятти

Ключевые слова: жилищно-коммунальное хозяйство, ресурсосбережение.

В связи с интенсивным строительством во многих российских городах сложилась ситуация нехватки мощностей тепловой и электрической энергии. Вопрос стоит следующим образом: либо строить новые мощности на источниках, либо вкладывать средства в ресурсосбережение. Для этого, в первую очередь, необходимо определить перспективы развития города. И решение этого вопроса, безусловно, должно вестись на уровне местных органов власти, после чего станет обоснованным дополнительное выделение средств из бюджета и привлечение инвестиций на развитие четко обозначенных направлений. Кроме того, нужно создать условия, побуждающие потребителей заниматься ресурсосбережением, разработать дифференцированные тарифы, стимулирующие экономию топливно-энергетических ресурсов. И, наконец, необходимо определить, где теряется больше всего энергии, и выяснить, что в первую очередь необходимо экономить. Учитывая климатические особенности российских городов, можно говорить о том, что все-таки наибольший расход энергии связан с отоплением зданий и сооружений. Например, в городе Тольятти водоотведение составляет 17% затрат на оплату энергоресурсов, электрическая энергия- 20%, теплоснабжение- 59%, прочие коммунальные услуги-4%. Тепловая энергия по видам распределяется следующим образом: отопление-66% затрат, вентиляция- 21%, горячее водоснаб-жение-13%. Таким образом, одной из приоритетных в данном городском округе можно назвать задачу энергосбережения, связанную с отоплением зданий.

Особое внимание исследованию и решению проблем экономии ресурсов необходи-

мо уделять в сфере городского жилищно-коммунального хозяйства. Характерными чертами отрасли на этапе реформирования являются относительно низкий уровень развития, выражающийся в устаревших технике и технологиях, высоком износе зданий и оборудования, применении старого образца материалов и конструкций. Значительную долю жилищного фонда страны (80%) составляют дома из сборного железобетона, являющиеся по проектным данным самыми энергорасточительными сооружениями. Кроме того, затраты энергоресурсов в расчете на 1 кв.м жилья в 3 раза превышают среднеевропейский уровень. Как показывает практика, потребление энергоносителей на отопление жилых зданий в России составляет около 86 кг условного топлива на 1 кв. м общей площади в год. В то же время в аналогичных климатических условиях Канады и Норвегии этот показатель составляет менее 30 кг на кв.м, в Швеции потребляется около 27 кг у.т./м2 в год. Только из-за низкого качества теплоизоляции трубопроводов теряется около 20 % тепла. К этому можно добавить, что 10-15 % потерь тепла и воды связано с утечками через свищи и трещины в трубопроводах. Проблема обеспечения населения России питьевой водой, отвечающей установленным нормам качества и в достаточном количестве, с каждым годом обостряется, во многих регионах страны она стала одной из главных социально-экологических проблем. Перегружено 60% очистных сооружений, многие из которых эксплуатируются более 30 лет и требуют срочной реконструкции. Поэтому на водопроводных и канализационных сетях происходят порывы, что вызывает не только поте-

ри воды и перебои в водоснабжении, но и загрязнение природной среды и нарушение санитарного благополучия. .

В России наиболее развита центральная система теплоснабжения, которая несмотря на достаточно эффективные источники тепла (высокий КПД, более низкая стоимость единицы мощности), из-за больших потерь в теплосетях, отсутствия регулировки потребления мощности, больших эксплуатационных расходов, в целом, неэффективна. Кроме того, более 80% теплосетей страны - это трубопроводы с превышенным сроком эксплуатации. В России на современном этапе заменяется не более 0,5-1 % от общей протяженности теплосетей. Затраты на транспортировку тепла в сетях превышают 40% от его себестоимости. Число аварий на теплотрассах за последние десять лет увеличились в 510 раз.

Особую значимость представляет решение вопросов рационального использования газа в стране. Исследования по вопросам газосбережения, в том числе и в жилищно-коммунальном комплексе, проводимые Союзом акционеров ОАО «Газпром» показали, что в России ежегодно нерационально сжигается более 100 миллиардов кубометров газа. Основными проблемами ресурсосбережения по вопросу газоснабжения можно назвать следующие:

Отсутствует законодательно-нормативная база, способная регулировать систему энергосбережения и энергопотребления;

Не созданы эффективные экономические механизмы ресурсосбережения;

Низкая ответственность руководителей всех уровней за сохранение нормальной работы находящихся в их эксплуатации инженерных сетей.

Важным вопросом реформирования жилищно-коммунальной сферы остается вопрос сохранения трудовых ресурсов. Дефицит высококвалифицированных кадров -сдерживающий фактор в переоснащении предприятий отрасли и модификации устаревшего оборудования. Чтобы заниматься вопросами ресурсосбережения, создавать жизнеспособные программы, нужны кадры-грамотные, специально обучавшиеся этой работе. Кроме того, в отрасли сохраняется наиболее низкий уровень заработной платы. Так, средняя начисленная заработная плата работникам ЖКХ по г.Тольятти за 2005 год составила 6000 рублей.

Открытой остается проблема капитального ремонта, на который принято списывать

большую часть бюджетных средств. После проведения ремонта, жилищный фонд качественно не меняется, а восстанавливаются лишь отдельные технические характеристики. Прежний подход к организации капитального ремонта должен быть заменен комплексной модернизацией жилищного фонда. В результате этого жилье должно превратиться в энергоэффективное, малозатратное, с контролируемыми объемами потребляемых ресурсов. Причем инвестиции или бюджетные средства, вложенные в модернизацию должны быть возвратными. Возвратность должна обеспечиваться за счет экономии на содержание модернизированного жилья. Возвратные средства должны частично или полностью участвовать в модернизации других домов.

Одним из сдерживающих факторов реформирования жилищно-коммунального комплекса на местах с точки зрения повышения эффективности его работы и снижения издержек на функционирование является отсутствие эффективного собственника, управляющего жильем. Бизнес медленно осваивает эту сферу деятельности. Темпы создания товариществ собственников жилья невысокие. Существующее законодательство в жилищной сфере, гражданское законодательство не способствует поддержанию и развитию муниципальных и частных управляющих компаний. Решение вопросов требует применения обобщенного опыта, корректировки или создания нормативной базы перевода жилищного фонда на эффективного собственника, определение правил его работы, условий финансирования и оплаты труда, разработки и утверждения Правительством РФ пакета документов по данному вопросу.

Реформирование ЖКХ важная и сложная задача. Главное, должны быть отработаны пути ее решения, прежде всего, в направлении сбережения воды, тепла, газа, электроэнергии, трудовых ресурсов. Именно, ресурсосбережение должно стать экономической основой реформирования жилищно-коммунального хозяйства.

Процесс ресурсосбережения в ЖКХ российских городов претерпевает сложности. Многие коммунальные предприятия не располагают данными о фактических объемах производства и реализации услуг, поскольку в большинстве случаев учет количества отпущенных и полученных услуг ведется по обобщающим нормам ресурсопотребления, не корректируемым десятилетиями.

Ресурсосбережение в сфере жилищно-

коммунального хозяйства есть процесс оптимизации системы учета, контроля и рационального использования энергетических, водных и иных ресурсов жилищно-коммунальной сферы, проведение работ по снижению потерь, а также внедрение ресурсосберегающих технологий с целью решения антикризисных проблем и реорганизации отрасли. Конечными целями ресурсосбережения являются снижение издержек производства и себестоимости услуг предприятий жилищно-коммунального хозяйства, смягчение для населения процесса реформирования системы оплаты жилья и коммунальных услуг при переходе отрасли на режим безубыточного функционирования.

Главные задачи всех участников процесса ресурсосбережения и ресурсопотребления состоят в:

Совершенствовании взаимоотношений между ресурсоснабжающими организациями и ресурсопотребителями;

Внедрение ресурсосберегающих технологий;

Повышении качества услуг, предоставляемых населению, их соответствии принятым стандартам.

Ни одна проблема жилищно-коммунального хозяйства не может быть решена без проведения эффективной политики по экономии ресурсов отрасли. В большинстве городов политика по ресурсосбережению и контролю выполнения программ возложены на специально созданные структурные подразделения администрации. Однако проблемы, связанные с ресурсосбережением в отрасли не уменьшаются. При проведении целенаправленной ресурсосберегающей политики, необходимо помнить, что проблемы экономии ресурсов тесно переплетаются и являются составными частями проблем всего комплекса ЖКХ, а именно:

На современном этапе реформа ЖКХ сводится исключительно к увеличению доли оплаты населением коммунальных услуг. Основная проблема заключается в том, что программа повышения доли услуг не учитывает уровень роста доходов населения, в результате темпы роста доли платежей населения за услуги значительно выше, чем темпы роста доходов населения.

Сложившаяся система формирования тарифов на жилищно-коммунальные услуги осуществляется практически без учета реальных условий финансирования отрасли. Тарифы для муниципальных предприятий ЖКХ, а также норма-

тивы потребления и ставки оплаты услуг для населения устанавливаются местными органами самоуправления. Тарифы во многих городах устанавливаются на уровне, не позволяющем предприятиям жилищно-

коммунальной сферы покрыть свои издержки. В результате накапливается кредиторская задолженность. С другой стороны, такая ситуация приводит к неконтролируемым действиям ре-сурсоснабжающих предприятий-монополистов по расходованию финансовых и материальных ресурсов, поскольку в отсутствии увязки тарифной политики и реального финансирования практически не действуют договоры на поставку ресурсов.

Отсутствие системы экономических стимулов в секторе. На протяжении значительного периода времени накопление кредиторской задолженности не представляло реальной угрозы для коммунальщиков: поставки ресурсов продолжались, предприятия не объявлялись банкротами, что в итоге привело к снижению финансовой дисциплины.

Одной из наиболее острых проблем остается наличие в жилищно-коммунальном секторе перекрестного субсидирования, заключающегося в том, что разные группы потребителей получают один и тот же вид коммунальных услуг по разным ценам. Система перекрестного субсидирования не стимулирует коммунальщиков к эффективному использованию своих оборотных средств.

Недостаточный контроль над качеством предоставляемых услуг, уровнем эффективности коммунальных предприятий со стороны муниципалитетов. Отсутствие четко формализованных договорных отношений между муниципалитетами и коммунальными предприятиями, а также между ними и потребителями услуг усугубляет ситуацию, что, в конечном счете, приводит к увеличению нагрузки на потребителя без гарантии повышения качества коммунальных услуг.

В настоящее время нет отраслевых стандартов учета и планирования затрат на предприятиях жилищно-коммунального хозяйства. Отсутствуют приборы учета, расчеты производятся по нормативам. Это ведет к ис-

кажению реальной картины затрат, не позволяет проанализировать затраты на единицу услуги, что в свою очередь уменьшает возможность воздействия на предприятия жилищно-

коммунальной сферы с целью снижения издержек и позволяет достаточно свободно переносить средства из одной статья в другую.

Затратно-нормативный метод, основанный на понимании тарифа как суммы установленных норм затрат и норм рентабельности лишь стимулирует рост тарифов.

Разрабатывая политику ресурсосбережения, важно в первую очередь определиться с целями и направлениями их достижения. Конечными целями ресурсосберегающей политики в жилищно-коммунальном хозяйстве РФ, на наш взгляд, являются:

Создание организационных, правовых, экономических и технологических условий, обеспечивающих повышение энергоэффективности отрасли ЖКХ;

Улучшение финансово-экономического и технического состояния коммунальных предприятий;

1. Снижение издержек производства и себестоимости услуг предприятий жилищно-коммунального хозяйства и соответственно смягчение для населения процесса реформирования системы оплаты жилья и коммунальных услуг при переходе отрасли на режим безубыточного функционирования.

2. Повышение качества оказываемых услуг.

3. Создание условий, при которых коммунальные предприятия будут заинтересованы в снижении собственных издержек и проведении ресурсосберегающих мероприятий.

4. Создание условий для привлечения частных инвестиций для финансирования, реконструкции и развития коммунальной инфраструктуры.

5. Снижение потерь ресурсов в процессе производства и транспортировки.

6. Оптимизация потребления коммунальных ресурсов, вовлечение неиспользуемых источников энергии и ресурсов.

7. Стабильное и планомерное развитие жилищно-коммунальной отрасли в целом.

Таким образом, комплексный подход к реализации мероприятия по ресурсосбережению в жилищно-коммунальной сфере должен быть подготовлен в виде нескольких важнейших аспектов, где ресурсосбережение рассматривается как:

Ресурс для возвращения инвестиций в развитие ЖКХ;

Повышение качества услуг, предоставляемых населению, их соответствие принятым стандартам;

Создание системы учета ресурсов, позволяющих четко определить объем потребления топливно-энергетических ресурсов и уровень потерь по всей технологической цепи от производителя до потребителя;

Внедрение энергосберегающих технологий, снижение нерационального потребления ресурсов;

Совершенствование взаимоотношений между поставщиками услуг и их потребителями;

Смягчение социальной напряженности в связи с переходом на полную оплату коммунальных услуг населением.

Литература:

1. Чекалин В. С. Экономика городского хозяйства / В. С. Чекалин. - СПб.: СПбГИЭА, 1999. -С.23.

2. Шапиро, М. Д. Эффективное управление жилищным фондом: мониторинг и оценка качества / М. Д. Шапиро, Е. Ф. Петрова. - М.: Фонд «Институт экономики города», 2002. - С.87

3. Шебаршина, Е. Н. Развитие форм управления жильем / Е. Н. Шебаршина // Журнал руководителя и главного бухгалтера ЖКХ. - 2003. - № 12. - С.32

Shnyakina Julia Ravilevna. ANALYSIS OF RESOURCE-SAVING PROBLEMS OF HOUSING AND COMMUNAL SERVICES OF THE RUSSIAN CITIES

Article is devoted to one of the pressing problems of our time and resource in the field of housing and communal services. Only concerted action by all participants in the resource (state, regional and local authorities, academics, suppliers and consumers of housing services) will give a positive result and will help bring the industry of housing and communal services of the crisis. Keywords: housing and utilities, resource.


ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3

    ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭКОНОМИКИ РЕСУРСОСБЕРЕЖЕНИЯ……………………………………………………….5

1.1 Сущность, цель и задачи экономики ресурсосбережения………………..5

1.2 Основные понятия в ресурсосбережении…………………………………..7

1.3 Показатели использования материальных ресурсов……………………..9

2. АНАЛИЗ И НОРМИРОВАНИЕ РАХОДОВ МАТЕРИАЛЬНЫХ РЕСУРСОВ В ЛИТЕЙНОМ ПРОИЗВОДСТВЕ……………………………..16

2.1 Особенности и основные тенденции в литейной отрасли………………..16

2.2 Нормирование расхода материальных ресурсов в литейном производстве…………………………………………………………………….19

    НАПРАВЛЕНИЯ УЛУЧШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МАТЕРИАЛЬНЫХ РЕСУРСОВ……………………..28

3.1 Использование опыта зарубежных стран при анализе материальных ресурсов…………………………………………………………………………..28

      Пути совершенствования системы нормирования расхода материальных ресурсов…………………………………………………………35

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….37

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………….38

ВВЕДЕНИЕ

В процессе хозяйственной деятельности ресурсы предприятия занимают одно из центральных мест, поэтому вопрос ресурсосбережения и определения оптимального соотношения ресурсов на предприятии очень актуален в настоящее время. Финансовая политика в области ресурсов направлено воздействует на долговременное состояние предприятия, а так же определяет его текущее состояние. Она диктует тенденции экономического развития, перспективный уровень научно-технического прогресса, состояние производственных мощностей предприятия. Актуальность данной темы помимо прочего заключается в том, что в процессе хозяйственной деятельности практически все российские предприятия сталкиваются с проблемой нехватки ресурсов для обеспечения нормальной работы.

В непростых условиях становления российской экономики максимально повысился интерес к проблеме эффективного и рационального использования ресурсов предприятия. Оптимизация управленческих решений в области ресурсов требует пристального внимания к вопросам оценки эффективного анализа будущего положения.

Особенности финансовой политики предприятия говорят о необходимости всесторонней комплексной экономической оценки различных вариантов использования ресурсов. В свою очередь, выбор наиболее подходящей стратегии зависит от реальных экономических условий, которые требуют гибкого изменения сложившейся практики управления финансами предприятия для нормализации всего производственного процесса.

Существует масса причин заставляющих предприятие заниматься изучением ресурсов. Причины, обуславливающую эту необходимость, могут быть различны, однако в целом их можно подразделить на следующие виды: улучшение финансовых показателей, повышение уровня производства, наращивание объемов производственной деятельности. Степень проводимых изменений в области ресурсов различна. Так, если речь идет об увеличении существующих объемов производства, решение может быть принято достаточно безболезненно, поскольку руководство предприятия ясно представляет себе, в каком объеме и какие элементы ресурсов необходимо при этом увеличить. Задача осложняется, если речь идет о повышении эффективности использования ресурсов, поскольку в этом случае необходимо учесть целый ряд факторов: возможность изменения состояния предприятия, доступность дополнительных объемов ресурсов, возможность освоения новых методик, соответствие существующих форм отчетности новым требованиям.

Целью данной работы является выявление основных тенденций и нормирование расхода материальных ресурсов в литейном производстве.

В ходе написания курсовой работы решались следующие задачи:

    изучить теоретические основы процесса использования ресурсов;

    провести анализ и нормирование расхода материальных ресурсов в литейном производстве;

    определить пути совершенствования системы нормирования расхода материальных ресурсов.

    ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭКОНОМИКИ РЕСУРСОСБЕРЕЖЕНИЯ

1.1 Сущность, цель и задачи экономики ресурсосбережения

Экономические ресурсы – природные, людские и произведенные человеком – используются для производства товаров и услуг; в связи с таким характером применения эти ресурсы называют еще факторами производства. Все экономические ресурсы подразделяются на материальные – земля и капитал, и людские – труд и предпринимательская способность как особый человеческий ресурс (особый вид человеческих талантов). Соответственно различаются рамки природных ресурсов (земли), капитала (физического капитала) и труда. Совокупность этих рынков выполняют в современной экономике важнейшие функции: во-первых, содействуют более эффективному производству товаров и услуг (при изменении цен фирмы стремятся совершенствовать свои методы производства с тем, чтобы применять больше дешевых и меньше дорогих ресурсов); во-вторых, помогают определить, для кого производятся товары и услуги, так как плата за отчуждаемые экономические ресурсы является основным доходом большинства людей.

Поскольку ресурсы продаются и покупаются, они, естественно, имеют цену. Будучи результатом взаимодействия спроса и предложения, она отражает все особенности рынка ресурсов – общие для всех их видов и специфические для каждого из них. Такие особенности – первый и основной предмет данной курсовой работы.

Особенности рынков труды обобщенно выражаются, прежде всего, в том, что вследствие ограниченности последних неизбежно ограничен и сам объем производства (предложения). Общество не в состоянии произвести (а значит, и потребить) такой объем товаров и услуг, которым хотел бы располагать. В силу ограниченности экономических ресурсов спрос на них весьма устойчив; боле того, для рынка ресурсов характерна конкуренция спроса, которая делает типичными явления монопсонии (единственный покупатель) и олигопсонии (небольшое число покупателей). Яркий образец – рынок труда в небольших городах. Здесь вполне реальна такая ситуация, когда единственным покупателем рабочей силы в данной отрасли выступает одна фирма. Если к тому же эта рабочая сила немобильна, т.е. по тем или иным причинам не может переместиться на другой участок рынка, фирма имеет все возможности для того, чтобы понижать величину заработной платы. Наем меньшего количества работников обеспечивает этой фирме максимальную прибыль. Другой пример двусторонняя монополия на рынке капитала (например, на рынке оборудования, изготовляемого по индивидуальным заказам). На этом рынке чаще всего выступает один продавец и один покупатель. В такой ситуации не образуется единственная равновесная цена, и результат сделки целиком зависит от относительной силы сторон.

Цена на ресурсы складывается, как на всяком рынке, в зависимости от спроса и предложения. Предложение ресурсов отражает прямую связь между ценой на них и реально имеющимся объемом; в интересах самих владельцев ресурсов поставлять последние по более высокой, а не по низкой цене. Так, выплата более высоких доходов работника определенных профессий стимулирует рост предложений соответствующих категорий рабочей силы. Спрос на ресурсы отражает обратную связь между ценой и объемом спроса на них. Если цена повышается, предприятия либо покупают их в меньшем количестве, либо заменяют другими, относительно более дешевыми ресурсами.

Цель - развитие конкурентоспособности и повышение темпов роста ресурсосбережения экономики.

Важнейшим инструментом изыскания внутрипроизводственных резервов экономии и рационального использования материальных ресурсов является экономический анализ. Его задачами в этой области являются :

    оценка потребности предприятий в материальных ресурсах;

    изучение качества и реальности планов материально – технического обеспечения, анализ их выполнения и влияния на объем производства продукции, ее себестоимость и другие показатели;

    характеристика динамики и выполнения планов по показателям использования материальных ресурсов;

    оценка уровня эффективности использования материальных ресурсов;

    определение системы факторов, обуславливающих отклонение фактических показателей использования материалов от плановых или от соответствующих показателей за предыдущий период;

    количественное измерение влияния факторов на выявленные отклонения показателей;

    выявление и оценка внутрипроизводственных резервов экономии материальных ресурсов и разработка конкретных мероприятий по их использованию.

1.2 Основные понятия в ресурсосбережении

Ресурсы – это природные или созданные человеком ценности, которые предназначены для удовлетворения производственных и непроизводственных потребностей. Из этого определения следует, что:

материальные ресурсы – это комплекс вещественных элементов, предназначенных для обработки в процессе труда.

Ресурсосбережение – это процесс обеспечения роста объема полезных результатов при относительной стабильности материальных затрат.

Экономия материальных ресурсов – это экономическая категория, которая характеризуется снижением удельного расхода материальных ресурсов на единицу продукции по сравнению с базисным или текущим периодом, но без снижения качества и технического уровня продукции.

Рациональный (латинское слово rationalis) – разумный, целесообразный, обоснованный. Так что рациональное потребления материальных ресурсов является качественной характеристикой процесса разумного потребления материальных ресурсов.

Рационализация – усовершенствование, улучшение, введение более целесообразной организации чего-либо. Рационализация производства представляет собой комплекс мероприятий, направленный к более целесообразной организации производственного процесса с целью достижения наивысшей производительности труда при наименьших затратах производственных ресурсов.

Под рациональным потреблением обычно понимают процесс осознанного, общественно необходимого потребления материалов. Этот процесс – явление непрерывного характера, связанное с развитием человеческой мысли и деятельности. Поэтому то, что еще вчера было рациональным, сегодня может стать нерациональным в результате научных достижений.

Прежде всего, необходимо провести четкую дифференциацию между понятиями «рациональное потребление» и «экономия». Ведь эти термины обозначают не одно и тоже. Рациональное потребление – понятие, характеризующее процесс, а экономия материальных ресурсов – понятие, характеризующее тот или иной результат процесса рационализации материалопотребления. Таким образом, экономия материальных ресурсов является количественным выражением результата рационализации их потребления.

После ввода основных понятий, можно приступить непосредственно к общим теоретическим основам ресурсосбережения.

Ресурсосбережение – это процесс обеспечения роста полезных результатов про относительной стабильности материальных затрат.

Основной задачей ресурсосбережения, как науки, является экономия материальных ресурсов. Экономить материальные ресурсы можно по-разному: можно их меньше тратить (для этого устанавливают нормы), а можно внедрять новые технологии.

Усиление потребления материальных ресурсов вызывается усилением технического развития мира. Причины увеличения расхода материальных ресурсов является :

    увеличение объема производства

    значительное исчерпание материальных ресурсов в освоенных районах

    перенос добычи материальных ресурсов в труднодоступные районы

Поскольку добыча и доставка материальных ресурсов резко повышает стоимость готовой продукции вопросы снижения материальных затрат приобретают ведущие значение.

Одно из общих направлений в мировой экономике последние 10 лет это то, что от 50-70% всех инвестиций осуществляется не в создании новых предприятий, а идут на модернизацию уже готовых. Именно поэтому так важно рациональное использование материальных ресурсов. А инструментом, позволяющим наладить контроль, учет, анализ и планирования использования материальных ресурсов является нормирование.

ПРОБЛЕМЫ РЕСУРСОСБЕРЕЖЕНИЯ В ГОРОДСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ.

Ресурсосбережение является не только хозяйственно-экономической проблемой, но в значительной степени экологической. Повышенный расход, например, воды в городах истощает запасы этого природного ресурса. Неоправданно большое его потребление увеличивает сбросы отработанных вод, которые необходимо очищать прежде, чем слить в водоемы.

Особо опасно экологически нерациональное энергопотребление . Для выработки электроэнергии, обеспечения горячим водоснабжением п обогрева зданий сжигается огромное количество топлива. Его отхо- чы засоряют атмосферу, вместе с осадками попадают в почву, наружные и подземные воды.

Сказанное, в первую очередь, относится к России, где климат более суровый, чем в Европе и США. Кроме того, с первых лет становления РСФСР власть проводила строительную политику, направленную на возведение в городах предельно экономичного жилья для трудящихся и сооружений социально-бытового обслуживания. Здания ограждали стенами, обладающими минимумом теплотехнических свойств. Для удешевления инженерных систем не ставили счетчиков расходов воды и тепла,

Такая строительная политика настолько укоренилась, что была распространена на сборное домостроение второй половины XX в. В зданиях не предусматривали ресурсосберегающие технологии, требующие дополнительных затрат. Применяли устаревшие, как правило, ресурсоемкие электрические, водяные и тепловые системы. Сборные детали сген упрощали. В результате потери тепловой энергии через ограждающие конструкции оказались на 20-30% выше нормативных, а сами дома - наиболее энергорасточительными в практике российского домостроения. Рассчитывали на неиссякаемые запасы природных ресурсов, которыми богата наша страна.

С другой стороны, государство проводило в жизнь идею централизации производства и, в частности, городского хозяйства.

Стимулировало строительство тепловых комплексов большой производительности. Мощные теплоэлектростанции снабжают города не только электроэнергией. Целые городские районы получают теплоносители от этих станций. Разводка тепла к каждому дому потребовала устройства разветвленной сети тепловых коммуникаций. В России обедая протяженность таких сетей достигает 125 тыс. км, т.е. втрое больше, чем длина экватора.

Трубопроводы, выполненные из нелегированной стали, оказались недолговечными, поскольку она подвержена интенсивной коррозии. Сроки их службы в 2-4 раза ниже нормативных. Влагоемкая теплоизоляция этих труб со временем потеряла большую часть своих свойств. Из-за утечек и потери теплозащиты в трубопроводах теряется примерно 25-35% тепла.

В центральных тепловых пунктах (ЦТП) применено устаревшее оборудование. Кожухотрубные водонагреватели имеют низкий коэффициент полезного действия и подвержены быстрой коррозии. Отсутствуют современные расходомеры автоматического регулирования под заданные режимы эксплуатации.

Жизненный менталитет российских горожан также не способствует ресурсосбережению . Они привыкли сугубо потребительски относится к отоплению помещений, расходам газа, холодной и горячей воды, как к практически бесплатным услугам. Только электроэнергию стремятся беречь, поскольку ее учет доведен до каждой квартиры и величина оплаты зависит от расходов.

Таким образом решение проблемы ресурсосбережения лежит в двух плоскостях:

  • совершенствования инженерных систем и технологий;
  • стимуляции сокращения потребления ресурса непосредственно у каждого прибора расходной аппаратуры.

Основа энергосбережения. С учетом специфики городского хозяйства России намечена модернизация по определенным направлениям. Они положены в основу преобразования жилищного и коммунального хозяйства страны.

  • Первое направление - создание энергосберегающих зданий, повышение теплотехнических свойств ограждающих конструкций. В новом строительстве предусмотрено внедрение ограждений с повышенными изоляционными свойствами, теплоэффективных оконных и наружных дверных блоков. При реконструкции и капитальном ремонте необходимо нанесение на стены слоев из современных теплоизоляционных материалов. Для повышения теплоизоляционных свойств оконных и дверных блоков возможна их замена на новые. Альтернатива этому - нанесение на стекла специальных, отражающих тепло, покрытий с уплотнением притворов оконных и дверных створок.
  • Второе направление - пересмотр концепции теплоснабжения городов. Вместо повсеместной централизации, когда одной ТЭЦ обслуживаются целые районы, применять и альтернативные источники. Там, где это экономически оправданно, использовать автономные котельные на один-два дома, работающие на электроэнергии или газе. Шире внедрять солнечные и другие теплоустановки: преобразователи энерubи ветра и морских прибоев. Это позволит сократить потери тепла в I рубопроводах большой протяженности.
  • Третье направление - ориентация на применение трубопроводов из стойких к коррозии материалов при прокладке и перекладке водо- ироводящих сетей; приоритетность внедрения полимерных материалов п теплоизоляции из невлагоемких высокоэффективных утеплителей.
  • Четвертое направление - внедрение полностью автоматизированных устройств, что может решить проблему повышения эффективности работы инженерных инфраструктур путем регулирования и оптимизации работы агрегатов. Необходимо комплексно механизировать нею цепь оборудования, взаимоувязав их мощность в соответствии с предназначением.
  • Пятое направление - изменение технологии теплообменных процессов. Следует направить деятельность коммунальных служб на совершенствование систем. Из технологической цепи исключать ненадежные устройства вращательного действия. Заменять бойлеры на установки новых поколений, например, на трансзвуковые струйно-фор- суночные аппараты, не содержащие трущихся деталей.
  • Шестое направление-решить проблему контроля за техническим состоянием оборудования и трубопроводов. Использовать новые технологии подготовки воды и очистки от отложений на внутренних поверхностях теплообменников и котлов. Применять новые методы прочистки подземных сетей тепло- и водоснабжения, в том числе бес- фаншейным способом.

И, наконец, седьмое направление - ориентировать жильцов и работников коммунальных служб на новые способы пользования водо- нроводящими системами зданий. Следует считать приоритетным применение более надежной расходно-запорной арматуры, новых принципов работы и современных санитарно-технических устройств.

Стимулирование ресурсосбережения возможно при условии модернизации инженерных систем в оптимально действующем правовом п инвестиционном поле. Требуется и экономико-правовое обеспечение потребления ресурсов и услуг каждым пользователем.

Модернизация инженерных систем заключается, прежде всего, в обеспечении жилья и общественных учреждений индивидуальными приборами учета расходов. Такими расходомерами должны быть оборудованы не только домовые электрохозяйства, но и системы отопления, газоснабжения, водопроводы холодной и горячей воды.

Оплата за фактические расходы, а не усредненные и обезличенные, явится стимулом экономии. Каждый жилец, получая ежемесячную информацию, поймет зависимость бюджета семьи от расхода ресурсов. Потребитель будет бережно относиться к этим ресурсам, начнет регулировать потребление. Однако для достижения эффекта приборы. учета необходимо установить в квартирах или, в крайнем случае, в каждой секции.

Счетчиками расхода холодной воды измеряют ее количество, проходящее через подводящую систему. Эти приборы наиболее просты, хотя погрешность измерений находится в пределах 2%. Проверять их нужно раз в два года.

Более сложны теплосчетчики, поскольку ими фиксируют не только расходы жидкости. Учитывают температуру теплоносителя. На отоплении отражают потребление тепловой энергии, разность давления и температур в прямом и обратном трубопроводах. На этих системах устанавливают контроллеры подачи тепла в теплообменники. Ими вручную или автоматически регулируют расходы в зависимости от необходимой температуры воздуха в помещении.

Приборам учета необходима память, в которой хранятся среднечасовые параметры работы за 30 суток и суточные данные за год. Погрешность от счетов по расходу жидкости не должна превышать 2%, по количеству тепловой энергии - 4%, а межповерочный интервал- 2 года.

Экономическое и правовое стимулирование - одно из условий эффективного управления процессами ресурсосбережения.

Здесь только отмечается, что несовершенство правовых актов приводит к отсутствию в муниципалитетах городов финансовых возможностей ремонта и замены устаревшего оборудования. Поэтому в стране ежегодно перекладывают в 10 раз меньше систем, чем требуется из условий естественного износа. Примерно в такой же пропорции реконструируют ЦТП. Все это отрицательно влияет на природную среду обитания. Однако ее действенная охрана возможна только при условии модернизации коммунального хозяйства городов.

Проблемы охраны окружающей среды и ресурсосбережения тесно увязаны между собой. Повышенные расходы воды в городском хозяйстве влекут за собой нарушение экологического баланса в гидросфере. Увеличиваются и объемы жидких отходов канализации, попадающих не только в водоемы, но отрицательно действующие на литосферу.

Обработка горячей воды, как и выработка электроэнергии, требует возведения ТЭЦ. Они же засоряют атмосферу газообразными веществами и сажей. Таким образом, ресурсосберегающие мероприятия двойственны. Их осуществление дает социальный эффект удешевления услуг городского хозяйства, уменьшает трудоемкость работ. С другой стороны, эти мероприятия носят природоохранный характер, так как с их помощью можно достичь уменьшения экологического риска эксплуатации городских территориальных образований.


Ресурсосбережение представляет собой процесс рационализации использования материально-технических, трудовых, финансовых, природных и других ресурсов преимущественно на базе интенсификации производства с целью получения продукции с наилучшими качественными показателями и минимумом затрат.

Ресурсосбережение включает блоки мероприятий технических, технологических, организационных и экономических. Технические и технологические направления ресурсосбережения отработаны значительно лучше, чем экономические, и выражаются в многочисленных конкретных мероприятиях.

Под экономическим механизмом ресурсосбережения понимается система взаимосвязанных экономических элементов, направленных на анализ использования и стимулирование экономии материально-технических, в том числе и топливно-энергетических, трудовых и финансовых ресурсов, внедрение ресурсосберегающих мероприятий, а также обеспечение производства сельскохозяйственной продукции с минимальными затратами всех ресурсов в денежном и натуральном исчислении.

Ресурсосбережение - это процесс обеспечения роста полезных результатов при относительной стабильности материальных затрат.

Основной задачей ресурсосбережения, как науки, является экономия материальных ресурсов. Экономить материальные ресурсы можно по-разному: можно их меньше тратить (для этого устанавливают нормы), а можно внедрять новые технологии.

Усиление потребления материальных ресурсов вызывается усилением технического развития мира. Причинами увеличения расхода материальных ресурсов является:

1) увеличение объема производства;

2) значительное исчерпание материальных ресурсов в освоенных районах;

3) перенос добычи материальных ресурсов в труднодоступные районы.

Поскольку добыча и доставка материальных ресурсов резко повышает стоимость готовой продукции вопросы снижения материальных затрат приобретают ведущие значение.

Экономический механизм ресурсосбережения должен быть нацелен на экономическое стимулирование мероприятий, проведение которых дает ресурсосберегающий эффект для народного хозяйства, но экономически не выгодных для внедряющих их предприятий. Кроме того, механизм должен предусматривать экономическое стимулирование проведения капиталоемких мероприятий, требующих значительных финансовых средств, которых из-за объективно слабого экономического состояния у большинства хозяйств нет.

Время, необходимое для практического проведения мероприятия, может составлять от нескольких дней до многих лет. Наиболее быструю отдачу можно получить за счет устранения расточительства и потерь при использовании техники и ресурсов, особенно топливно-энергетических.

Получить высокий экономический эффект и экономию материальных ресурсов можно и за счет внедрения технологических мероприятий по ресурсосбережению. Наибольшую актуальность представляют те из них, которые направлены на снижение энергоемкости производства.

Из других технологических мероприятий по ресурсосбережению наибольшую значимость и перспективу представляет использование ресурсосберегающих технологий.

Проведение крупных технических, технологических и организационных мероприятий, позволяющих получить экономию топливно-энергетических и других материальных ресурсов промышленного происхождения, требует значительных капитальных вложений. Для отдельных хозяйств- товаропроизводителей становиться практически невозможна реализация этих мероприятий из-за ограниченности или отсутствия финансовых средств. Только функционирование экономического механизма ресурсосбережения в условиях рыночной экономики может реально повысить эффективность использования ресурсов.

Финансово-кредитные стимулы ресурсосбережения

Финансово-кредитные стимулы ресурсосбережения включают следующие элементы экономического механизма: бюджетное финансирование, кредитование, налогообложение.

Бюджетное финансирование предусматривает целевое выделение денежных средств на проведение ресурсосберегающих мероприятий для обеспечения окупаемости затрат, доходности (прибыльности) хозяйства или производственного подразделения в результате внедрения. В период освоения ресурсосберегающих новшеств в случае не выгодности мероприятия соответствующие дотации из бюджета покрывают убытки предприятия. Федеральные и местные бюджетные дотации выделяются на мероприятия, которые в наибольшей степени отражают достижения НТП, не внедрение капиталоемких энерго- и ресурсосберегающих технологий, на разработку новой техники с качественно новыми технико-экономическими характеристиками. Выплаты таких дотаций производятся с учетом технологического цикла освоения производства или применения этих новаций. Масштабы и условия субсидирования определяются экономической ситуацией, потребительским спросом на конкретный вид материальных ресурсов: в кризисный период значимость бюджетных дотаций резко возрастает, в относительно благоприятное время – сокращается.

Кредитование предусматривает льготные кредиты хозяйствам и фермерам, осваивающим капиталоемкие мероприятия с высокой степенью финансового риска, но создающие условия для экономии материальных ресурсов. Условия и величина предоставляемой льготной процентной ставки за кредит определяется с учетом сроков окупаемости и уровнем рентабельности проводимых мероприятий, а также с учетом дефицитности высвобождаемого ресурса. Кредиты на льготных условиях (беспроцентные или с низкими процентными ставками) могут предоставляться при условии возмещения банку некомпенсированных затрат по привлечению ресурсов для выдачи таких ссуд за счет средств органов, принимающих решение о привлечении кредитов для реализации намеченного мероприятия (программы).

Налогообложение обеспечивает экономическую заинтересованность предприятий в финансировании текущих производственных затрат. Использование налоговых льгот должно распространяться на предприятия, внедряющие и применяющие ресурсосберегающие технологии, организацию труда, нетрадиционные, возобновляемые источники энергии. Условия применения и размер налоговых скидок в каждом конкретном случае будут индивидуальными, а критерием для их установления служит экономический эффект от проведения мероприятия.

Административно-правовое регулирование направлено на реализацию функций различных институтов и создание правового поля, обеспечивающего ресурсосбережение. В последние годы принят рядо нормативных документов в этой сфере: указ Президента РФ от 04.06.2008 г №889 «О некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности российской экономики», Федеральная целевая программа энергосбережения и энергоэффективности на период до 2020 года, «Водная стратегия РФ на период до 2020 года», в которой принято решение «О повышении эффективности и обеспечения комплексного использования водных ресурсов в РФ», ФЗ №28-ФЗ «Об энергосбережении», ФЗ от 27.12.2002 №184-ФЗ «О техническом регулировании» и целый ряд нормативных документов, которые прямо или косвенно влияют на ресурсосбережение.

Ресурсосбережение - основа процветающей экономики России ХХI века

«Сегодня в ресурсосбережение надо

и деньги вкладывать, стимулировать,

создавать соответствующие условия»

В.В. Путин

Современное промышленное производство требует вовлечения в хозяйственный оборот огромных количеств материальных, энергетических, природных ресурсов. Мировое потребление природных ресурсов достигло величины, соизмеримой с запасами полезных ископаемых. То, что создавалось природой в течение геологических эпох, измеряемых миллионами лет, сегодня расходуется человечеством за несколько десятилетий. И при этом только около 5 % сырья, поступающего в производство, переходит в промышленную продукцию, остальное попадает в отходы, которые загрязняя окружающую среду, нарушают экологическое равновесие.Положение со свалками общеизвестно.Общий объем отходов каждое десятилетие удваивается и, как правило, опережает рост ВВП.

Сбережение ресурсов в России на крайне низком уровне. С переводом экономики на рыночные отношения государственное регулирование рассматриваемого сегмента хозяйства практически прекратилось, а устаревшая нормативная база продолжала действовать, препятствуя развитию рынка. В связи с низкой рентабельностью функции сбора вторичных ресурсов, уровень использования отходов резко снизился. Ныне, преобладающая масса ранее используемых ценных вторичных ресурсов вывозится на свалки и загрязняет окружающую природную среду.

В ближайшие годы западные страны могут ограничить ввоз на свою территорию продукции перерабатывающих отраслей России в связи с неисполнением страной-членом ВТО обязательства по прекращению захоронения не переработанных отходов на свалках. Утрата рынков для конкурентоспособных товаров существенное препятствие сохранению индустриального потенциала. Основную часть ущерба можно предотвратить, если немедленно осуществить программу развития ресурсосбережения.

Советский опыт

В Советском Союзе в 70-80-х годах руководство сбором, переработкой отходов, ресурсосбережением в целом было прерогативой специальных подразделений Госплана и Госснаба, осуществлявших свою деятельность во всесоюзном масштабе. Осуществлялось и информационное обеспечение государственного управления посредством подробной статистической отчетности и общей и по различным категориям отходов. Также составлялась ведомственная статистическая отчетность по объемам образования и использования многотоннажных отходов добычи и обогащения полезных ископаемых.

Тогда нашло применение и программно-целевое планирование, нормирование уровня сбора и переработки важнейших видов вторичного сырья с помощью государственных общесоюзных, республиканских, а также отраслевых программ по вторичным материальным ресурсам. Создавалась мощная специальная производственная инфраструктура для сбора и промышленной переработки основных видов вторичного сырья на всей территории СССР. Высокий уровень затрат на сбор и переработку «нерентабельных» отходов производства компенсировался установившейся в то время практикой включения этих затрат в себестоимость основной продукции соответствующих отраслей промышленности.

С 1986 года была введено общее положение, согласно которому «организация, ответственная за разработку новых видов материалов или продукции, одновременно должна была разрабатывать технологию их повторного использования или переработки после истечения срока службы или эксплуатации, предусматривая создание соответствующих мощностей одновременно с созданием мощностей по производству материалов или продукции» Для решения инженерных проблем переработки отходов в рамках Государственного комитета по науке и технике СССР и отраслевых министерств были созданы специальные научно-технические программы. К разработке соответствующих технологий и оборудования были привлечены десятки научно-исследовательских институтов. В 1975 году специально для этих целей был учрежден Всесоюзный научно-исследовательский проектно-конструкторский и технологический институт вторичных ресурсов (ВИВР) Госснаба СССР. К 1990 году институтами страны было создано и внедрено немало технологических линий для переработки макулатуры, текстильных, полимерных и древесных отходов, изношенных шин, стеклобоя, отработанных нефтепродуктов, ртутьсодержащих ламп и гальванических элементов, металлургических и теплоэлектроэнергетических шлаков, гальваношламов и других отходов.

В 1980-х годах сбору и переработке основных многотоннажных видов отходов удалось придать промышленный масштаб. Заготовка и подготовка к производству некоторых видов отходов в ряде материалоемких отраслей промышленности были выделены по существу в самостоятельные подотрасли.

В соответствии с Комплексной программой научно-технического прогресса СССР к 2010 году уровень переработки большинства видов многотоннажных отходов должен был повыситься значительно и по некоторым видам отходов даже приблизиться к 100%.

В процессе экономических преобразований 1990-х годов созданные в 1970-1980-х годах инструменты государственной политики в области управления вторичными материальными ресурсами были упразднены.

День сегодняшний

Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» был принят в 1998 году. За это время произошли существенные изменения. Как в развитии международного законодательства в этой области, так и в подходах к стратегии обращения с отходами и использованию их в качестве вторичного сырья. Все это требует отражения в нормативно-правовых актах. В соответствии с международным экологическим законодательством в законе должно быть закреплены обеспечение приоритета утилизации отходов над их размещением, принцип ответственности производителей за утилизацию их продукции в конце жизненного цикла. Отсутствует законодательное регулирование вопроса определения собственников отходов предприятий-банкротов.

Проблемы законодательства - не единственные в сфере обращения с отходами. Много вопросов вызывает финансово-экономическое регулирование. Существует острая потребность в разработке федеральной целевой программы обращения с отходами.

Административные методы как бы очерчивают область применения экономических механизмов, поскольку внедрение экологических платежей возможно лишь при жестко регламентируемой системе государственных стандартов, которая нуждается в совершенствовании. Необходимо и обновление многих нормативно-методических документов для определения показателей (эколого-экономического ущерба от загрязнения окружающей среды, экономической эффективности природоохранных мероприятий и др.), лежащих в основе установления экологических платежей, объемов природоохранного финансирования, инвестиций в экологическую сферу.

Безотлагательного решения требует и проблема определения органов власти, конкретно отвечающих за вопросы обращения с отходами, а не только за контрольно-надзорную деятельность в этой области, так как сегодня ответственность и полномочия федеральных, региональных и муниципальных органов власти по соответствующим вопросам законодательно разделены неудовлетворительно.

Принимаемые государственными контрольно-надзорными органами санкции зачастую не соответствуют степени общественной опасности и распространенности правонарушений при обращении с отходами. В добровольном порядке штрафы не оплачиваются, а в принудительном - органы государственного надзора взыскивают их крайне редко. В ряде субъектов Федерации вопросы о возмещении ущерба в судебном порядке не поднимаются вовсе.

В Российской Федерации в крупных населенных пунктах и пригородах проживает семьдесят миллионов человек. Это население в год накапливает около тридцати миллионов тонн твердых бытовых отходов, в том числе: семь миллионов тонн бумаги, по два миллиона тонн полимеров, текстиля и стекла, миллион тонн металла, двенадцать миллионов тонн влажной органики.

Из коммунального мусора возможно посредством технологии комплексного сбережения ресурсов, получить:

  • 7,5 млн. тонн альтернативного топлива (эквивалент 3,5 млрд. м3 природного газа);
  • 6 млн. тонн вторичного сырья (металлолома, полимеров, макулатуры);
  • 12 млн. тонн техногенного грунта и компоста.

После извлечения из общей массы отходов ценных ресурсов для захоронения на полигонах останется не более четверти обезвреженных, инертных отходов. Ключевым пунктом является то, что развивать требуется не переработку мусора, а ресурсосбережение посредством переработки мусора. Именно ресурсосбережение является наилучшим способом снижения негативного воздействия на окружающую природную среду смешанных и выброшенных ресурсов. Достаточно построить двести автоматизированных сортировочных комплексов (МСК), организовать логистику и стимулирование в рамках вертикально интегрированных объединений и задача будет решена. Строительство возможно и желательно осуществлять преимущественно на федеральных землях, для того чтобы избежать волокиту с оформлением территории.

Мероприятия, направленные на уменьшение негативного воздействия отходов на окружающую природную среду, входят в перечень мер по обеспечивающих безопасности жизнедеятельности населения. Их невозможно в достаточной мере оплачивать исключительно за счет средств, полученных от сбыта вторичного сырья. На переработку одной тонны отходов необходимо около 1500 руб. На субсидирование переработки тридцати миллионов тонн ТБО потребуется около 45 млрд. руб. ежегодно. Около ста миллиардов требуется для сооружения мощностей. С учетом дополнительных затрат, это средства, которые страна может получить за пять лет с упаковщиков и импортеров упакованной продукции. Средства, предназначенные для переработки упаковочных отходов необходимо собрать в государственный фонд и разделить на две части: первая часть - средства для инвестирования проектов сооружения мощностей для переработки мусора, к примеру, объектов МСК; вторая часть - средства, предназначенные для оплаты переработки.

В целях организации и регулирования процессов обращения с отходами и их ресурсными фракциями необходимо разработать ряд национальных стандартов. Видение содержания этих документов имеется. Инвестиции производить на условиях совместного финансирования проекта его участниками. Приоритет представлять вертикально-интегрированным объединениям компаний, обслуживающим все стадии обращения с отходами, при представлении рекомендаций от организации-члена Национального объединения, в которую эти участники входят. Фактом выдачи рекомендации организация должна принимать на себя обязательство контролировать, за счет средств заявителей, процесс использования отходов и согласовывать отчеты о проделанной по проекту работе.

Необходимо разрешить частным и муниципальным переработчикам заключать прямые договора с упаковщиками на сбор и переработку упаковочных отходов. Такие договора позволят предпринимателям в конкурентных условиях быстро оптимизировать и снизить затраты. Этот порядок можно отрегулировать Постановлением Правительства.

Эффективность использования ресурсов важнейший показатель развития экономики. С учетом старения и выбытия из эксплуатации мощностей добывающих отраслей, исчерпания используемых ныне месторождений, резкого увеличения затрат на разведку новых запасов полезных ископаемых и разработку удаленных месторождений, в целях обеспечения приемлемого уровня ресурсной безопасности, ресурсосбережение не имеет альтернативы.

Восстановление ресурсного потенциала сырья основа современной стратегии обращения с отходами. Муниципалитеты населенных пунктов западных стран, организовавшие систему замкнутого цикла обращения с отходами, достигли положения, при котором от первоначального объема коммунальных отходов для захоронения на полигонах остается всего несколько процентов мусора. Остальное с успехом используется для обеспечения ресурсами индустрии. Подобная стратегия должна быть принята и осуществлена в России.

Более того, научные исследования свидетельствуют, что страны, не организовавшие оборотный ресурсный цикл до 2015 года, потеряют экономическую стабильность. Темп развития переработки и использования твердых бытовых и промышленных отходов в Российской Федерации не достаточен для удовлетворения возрастающих потребностей жителей и индустрии.

Развитие высокоэффективных систем обращения с ресурсами и новейшей транспортной логистики позволит резко снизить потребность в ископаемом сырье, уменьшить материалоемкость национального продукта, выбросы загрязняющих веществ, оздоровить территории, получить признание и политическую поддержку населения. Такой вариант возможен, если страна готова к развитию. Членство страны во Всемирной торговой организации не оставляет российскому предпринимательству иного выхода, нежели опережающее развитие. Вступление в ВТО - это, своего рода, точка отсчета, с которой начнется перестройка экономики, если ориентироваться на необходимость встраивания в глобальную экономику и использовать это встраивание для повышения эффективности. Поэтому мы формулируем главный вопрос «что делать с собой, в ВТО вступившими», и задать его себе должно не только и не столько правительство, но и каждый участник экономического процесса, будь то предприятие, отрасль, предприниматель, менеджер, наемный работник, чиновник или законодатель.

Разработка стандартов в области обращения с отходами производства и потребления не только целесообразно, но и жизненно необходимо, как одно из необходимых условий полноценного функционирования России в ВТО и как мера снижения государственного контроля над экономикой.

В связи с тем, что в западных странах для ресурсо- и энергосбережения ныне используются устаревшие технологии сжигания, Россия, используя новейшие технологии автоматизированной сортировки, фактически, за пять лет, может обрести статус мирового лидера в области ресурсосбережения, существенно увеличив валовой национальный продукт; проблема негативного воздействия отходов на окружающую среду будет устранена с наименьшими затратами; регионы не попадут в «неоколониальную» зависимость от западных псевдоинвесторов и, привлекающей их, коррумпированной бюрократии; тарифы на удаление отходов для жителей и предпринимателей не увеличатся. Опасность утраты рынков для индустрии России будет устранена с наименьшими затратами и в кратчайший срок.

Россия фактически станет лидером ресурсосбережения.

Однако, средств от сбыта вторичного сырья недостаточно для покрытия издержек комплексов. На переработку одной тонны отходов необходимы дополнительные затраты в 1 500 руб. Следовательно, на субсидирование переработки 60 млн. т ТБО в первые четыре года потребуется до 90 млрд. руб. ежегодно. Это как раз те средства, которые страна планирует собирать с упаковщиков и импортеров упакованной продукции. На сегодняшний день Российская Федерация недополучает порядка 2,5 млрд. евро только из-за того, что в России нет уполномоченного органа по работе с Евросоюзом и с другими странами, которые ввели у себя ответственность производителя за утилизацию произведенного им товара. Эти финансовые ресурсы оседают в Европе, не дают развития данного вида отрасли в РФ. По своим функциям это может быть и Минпромторг.

Если будет определена долгосрочная политика государства в этом направлении, то и в индустрии переработки можно пойти по нормальному варианту. В распорядительных документах Правительства, например, определить по срокам цену утилизации произведенной предприятиями продукции, ранжировать процент утилизации по годам.

Деньги, предназначенные для переработки упаковочных отходов, необходимо собрать в государственный внебюджетный фонд и разделить на две части:

  • первая часть - это средства для инвестирования проектов сооружения мощностей для мусоропереработки, к примеру, объектов ВМСК,
  • вторая часть - средства, предназначенные для оплаты переработки.

Для организации и регулирования процессов необходимо разработать ряд национальных стандартов. Предприниматель-переработчик должен не обивать по каждому пустяковому вопросу пороги регионального отделения Роприроднадзора, а понимать, что от него ждут, как и перед кем отчитаться для получения денег за услуги по переработке упаковочных отходов.

Примерный перечень стандартов и вопросов, которые необходимо отрегулировать, разработан Национальным объединением "РУСРЕЦИКЛИНГ". Разработку стандартов деятельности и систему контроля надо передать на уровень Национального объединения.

Инвестировать в субъект целесообразно в том случае, если в регионе организован вертикально интегрированный комплекс компаний, объединяющий все стадии обращения с отходами. Таким образом, за пять лет проблема негативного воздействия отходов на окружающую среду и задача развития ресурсо- и энергосбережения может быть решена.

Успешное решение экологических проблем возможно только путем консолидированных действий государства, бизнеса и общества. Решение проблем окружающей среды невозможно также без компетентной и конструктивной деятельности неправительственных организаций и общественных объединений, средств массовой информации, чей интеллектуальный и практический потенциал, опыт взаимодействия с населением, органами власти и бизнеса необходимо использовать.

Елена Есина,

Президент Национального объединения организаций

операторов в области обращения с отходами "РУСРЕЦИКЛИНГ",

эксперт по экологическим правам Совета при Президенте РФ

по развитию гражданского общества и правам человека,

кандидат экономических наук