Нормативное регулирование бухгалтерского учета. О внесении изменений в нормативные правовые акты по бухгалтерскому учету Основные нормативные документы по бухгалтерскому учету




Система нормативного регулирования бухгалтерского учета в РФ состоит из документов четырех уровней :

1. Первый уровень ¾ законы, указы Президента, постановления Правительства. Основным документом, регулирующим вопросы бухгалтерского учета, является Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 21.11.69 г. № 129 (в редакции ФЗ от 23.07.98 г. № 123). Этим законом определены объекты бухгалтерского учета, основные задачи, регулирование бухгалтерского учета, его организация, основные требования к ведению бухгалтерского учета, бухгалтерская документация и регистрация, бухгалтерская отчетность и ответственность за нарушения законодательства РФ.

2. Второй уровень ¾ положения (стандарты) по бухгалтерскому учету. Положения (стандарты) по бухгалтерскому учету содержат основные правила методологии и организации учета по отдельным его разделам. Они регулируют общие и частные вопросы построения учета и формирования учетной политики. Применение стандартов позволяет избежать ошибок при ведении учета и повышает его качество.

3. Третий уровень ¾ методические указания, инструкции, рекомендации и т.д. Эти документы разрабатываются в дополнение к учетным стандартам.

4. Четвертый уровень ¾ учетная политика организаций. Внутренние нормативные документы определяют особенность ведения учета в организации. На основе федеральных законодательных актов, положений по бухгалтерскому учету, с учетом методических рекомендаций, указаний, инструкций организации самостоятельно разрабатывают внутренние нормативные документы, отражающие их учетную политику.

В соответствии с ФЗ «О бухгалтерском учете», Положением по ведению бухгалтерского учета в РФ, Положением по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации», учетная политика – это совокупность конкретных методов, норм ведения бухгалтерского учета и организация бухгалтерской службы, объявляемая предприятием, исходя из общепринятых правил и особенностей своей деятельности.



Принятая организацией учетная политика подлежит оформлению в виде соответствующей организационно-распорядительной документации (приказов, распоряжений и т.п.) организации.

Способы ведения бухгалтерского учета, избранные организацией при формировании учетной политики, применяются с 1 января года, следующего за годом утверждения соответствующего документа. При этом они применяются всеми подразделениями организации независимо от их места нахождения.

Вновь созданная организация оформляет избранную учетную политику до первой публикации бухгалтерской отчетности., но не позднее 90 дней со дня государственной регистрации.

Учетная политика организации формируется ее главным бухгалтером и утверждается руководителем организации.

При этом утверждаются:

1) рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности;

2) формы первичных учетных документов, применяемых для оформления фактов хозяйственной деятельности, по которым не предусмотрены формы первичных учетных документов, а также формы для внутренней бухгалтерской отчетности;

3) методы оценки активов и обязательств;

4) порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации;

5) правила документооборота и технология обработки учетной информации;

6) порядок контроля за хозяйственными операциями;

7) другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.

При формировании учетной политики организация должна раскрывать такие способы ведения бухгалтерского учета , как:

ü способы амортизации основных средств, нематериальных активов;

ü оценки производственных запасов, товаров, незавершенного производства, готовой продукции, работ, услуг;

ü и другие способы.

Принятая организацией учетная политика должна соблюдаться в течение года.

Изменение учетной политики может производится в случаях:

1) изменения законодательства РФ или нормативных актов по бухгалтерскому учету;

2) разработки организацией новых способов ведения бухгалтерского учета;

3) существенного изменения условий деятельности, которое может быть связано с реорганизацией, сменой собственника, изменением видов деятельности.

Изменение учетной политики должно быть обоснованным и оформляться соответствующей документацией. Изменение должно вводиться с 1 января года, следующего за годом его утверждения соответствующим документом.

Изменения учетной политики, оказавшие или способные оказать существенное влияние на финансовое положение, движение денежных средств или финансовые результаты деятельности организации, должны быть раскрыты в бухгалтерской отчетности. Информация о них должна включать причину изменений учетной политики, оценку последствий изменений в денежном выражении.

Учетная политика организации является основным документом, регламентирующим ведение бухгалтерского учета и порядок налогообложения.

В учетной политике организации отражаются следующие направления:

I. Методика бухгалтерского учета:

1) метод определения выручки от реализации продукции для целей налогообложения: по оплате или по отгрузке;

2) способы оценки основных средств и нематериальных активов;

3) сроки и способы начисления амортизации по отдельным группам основных средств и нематериальных активов;

4) способы оценки материально-производственных запасов (материалов, товаров, готовой продукции);

5) оценка незавершенного производства;

6) порядок учета и распределения общехозяйственных расходов;

7) резервы предстоящих расходов и платежей;

8) распределение прибыли или нераспределение ее и т.д.

II. Техника ведения бухгалтерского учета:

1) разработка рабочего плана счетов;

2) определение формы бухгалтерского учета;

3) определение порядка составления отчетности;

4) установление сроков и порядка проведения инвентаризации и т.д.

III. Организация бухгалтерской службы:

1) права и обязанности главного бухгалтера;

2) порядок взаимодействия бухгалтерии с другими подразделениями организации;

3) организационная структура, состав и подчиненность работников и учетных подразделений.


Список литературы:

1. Федеральный закон «О бухгалтерском учете».

2. Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организаций».

3. План счетов бухгалтерского учета финансово хозяйственной деятельности организаций.

4. Астахов В.П. Теория бухгалтерского учета. Ростов н/Д, 2001.

5. Бабаев Ю.А. Теория бухгалтерского учета. М., 2002.

6. Бакаев А.С. Годовая бухгалтерская отчетность организации. М., 2001.

7. Безруких П.С. Бухгалтерский учет. М.,2002.

8. Кашаев А.Н., Островский О.М. О принципах бухгалтерского учета. М., 2001.

9. Кирьянова З.В. Теория бухгалтерского учета. М., 2001.

10. Козлова Е.П. Бухгалтерский учет. М., 2001.

11. Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет. М., 2002.

12. Нидлз Б., Андерсон Х., Колдуэлл Д. Принципы бухгалтерского учета. М., 1999.

13. Русалева Л.А. Теория бухгалтерского учета. Ростов н/Д, 2001.

14. Палий В.Ф., Соколов Я.В. Теория бухгалтерского учета. М., 2001.

15. Соколов Я.В. Теория бухгалтерского учета: необходимость и особенность. М., 2001.

16. Толковый словарь бухгалтера. М., 1999.

17. Хендриксен Э.С., Ван Бреда М.Д. Теория бухгалтерского учета. М., 2000.

Все ПБУ по бухучету на 2019 год в деятельности хозсубъектов должны применяться обязательно, если иное не установлено конкретным источником права. Какие ПБУ действуют в нынешнем году, а какие ожидаются в последующих, расскажем в нашей статье.

ПБУ по бухучету издаются в общем случае Минфином РФ, для кредитных организаций — Банком России. Соблюдать нормы, установленные ПБУ, необходимо всем организациям, если в том или ином положении прямо не указаны исключения. Например, в п. 3 ПБУ 8/2010 говорится о том, что правила, закрепленные в соответствующем источнике, могут не применяться организациями, которые применяют упрощенные схемы ведения бухучета. К таковым относятся, в частности, субъекты малого бизнеса, НКО и другие субъекты (информация Минфина от 29.06.2016 № ПЗ-3/2016).

В 2017 году в РФ применяются 24 различных ПБУ, определяющих правила бухгалтерского учета. Рассмотрим их подробнее.

Перечень ПБУ о бухгалтерском учете в 2017 году

Правила бухучета, применяемые в РФ в 2017 году, представлены следующим перечнем:

  • ПБУ 7/98 — устанавливает порядок отражения в бухучете событий после отчетной даты;
  • ПБУ 4/99 — устанавливает методические основы бухгалтерской отчетности юрлиц;
  • ПБУ 9/99 — устанавливает порядок отражения доходов в бухучете организаций;
  • ПБУ 10/99 — фиксирует порядок отражения расходов в бухучете юрлиц;

О ПБУ 9/99 и 10/99 читайте .

  • ПБУ 13/2000 — регламентирует отражение в бухучете сведений о государственной помощи коммерческим фирмам;
  • ПБУ 5/01 — регламентирует отражение МПЗ в бухучете;
  • ПБУ 6/01 — устанавливает правила отражения основных средств в бухучете;
  • ПБУ 16/02 — регламентирует раскрытие сведений по прекращаемой деятельности в бухучете;
  • ПБУ 17/02 — регламентирует отражение сведений о расходах на научные исследования в бухучете;
  • ПБУ 18/02 — устанавливает правила отражения сведений о расчетах по налогу на прибыль в бухучете;
  • ПБУ 19/02 — регламентирует правила отражения финансовых вложений в бухучете;
  • ПБУ 20/03 — устанавливает правила отражения в бухучете сведений об участии хозсубъекта в совместной деятельности;
  • ПБУ 3/2006 — регламентирует отражение в бухучете сведений об активах и пассивах фирмы в иностранной валюте;
  • ПБУ 14/2007 — устанавливает правила отражения сведений о НМА в бухучете;
  • ПБУ 1/2008 — определяет, каким образом предприятию следует формировать и раскрывать учетную политику;
  • ПБУ 2/2008 — устанавливает правила раскрытия в бухучете сведений о деятельности строительных фирм-подрядчиков (или субподрядчиков);
  • ПБУ 11/2008 — устанавливает, как раскрывать в отчетности сведения о связанных сторонах;
  • ПБУ 15/2008 — устанавливает, как отражать в бухучете сведения о расходах по кредитам и займам;
  • ПБУ 21/2008 — устанавливает то, как раскрывать в отчетности сведения об изменении оценочных значений;
  • ПБУ 8/2010 — регламентирует, как должны отражаться оценочные и условные обязательства, а также условные активы в бухучете;
  • ПБУ 12/2010 — устанавливает порядок отражения в бухотчетности организаций сведений по сегментам;
  • ПБУ 22/2010 — регламентирует порядок корректировки ошибок и отражения сведений о них в бухучете;
  • ПБУ 23/2011 — регламентирует, как должен составляться отчет о движении денежных средств;
  • ПБУ 24/2011 — устанавливает порядок отражения в бухучете сведений о расходах на освоение природных ресурсов.

Новые ПБУ в 2018-2021 годах

С 2017 года Министерством финансов начата глобальная разработка федеральных стандартов бухучета на 2018-2020 годы. Согласно приказу Минфина «Об утверждении программы разработки федеральных стандартов бухучета...» от 18.04.2018 № 83н будут разработаны новые ПБУ и внесены поправки в уже изданные положения. План разработки и внедрения новшеств приведен в таблице ниже.

Название проекта ПБУ

Предполагаемый срок вступления в силу для обязательного применения

Разработка новых федеральных стандартов

Нематериальные активы

Незавершенные капвложения

Дебиторка и кредиторка

Документы и документооборот

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

О внесении изменений в нормативные правовые акты по бухгалтерскому учету


В целях приведения нормативных правовых актов Министерства финансов Российской Федерации в соответствие с действующим законодательством Российской Федерации

приказываю:

Внести прилагаемые изменения в нормативные правовые акты по бухгалтерскому учету.

Министр
А.Г.Силуанов

Зарегистрировано
в Министерстве юстиции
Российской Федерации
6 июня 2016 года,
регистрационный N 42429

Приложение. Изменения в нормативные правовые акты по бухгалтерскому учету

Приложение
к приказу
Министерства финансов
Российской Федерации
от 16 мая 2016 года N 64н

1. Положение по бухгалтерскому учету "Учет материально-производственных запасов" ПБУ 5/01 , утвержденное приказом Министерства финансов Российской Федерации от 9 июня 2001 года N 44н (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 19 июля 2001 года, регистрационный N 2806; Российская газета, N 140, 2001, 25 июля), с изменениями, внесенными приказами Министерства финансов Российской Федерации от 27 ноября 2006 года N 156н от 26 марта 2007 года N 26н (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 12 апреля 2007 года, регистрационный N 9285; Российская газета, N 99, 2007, 12 мая), от 25 октября 2010 года N 132н (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 25 ноября 2010 года, регистрационный N 19048; Российская газета, N 271, 2010, 1 декабря):

1) дополнить пунктами 13.1, 13.2, 13.3 следующего содержания:

"13.1. Организация, которая вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, может оценивать приобретенные материально-производственные запасы по цене поставщика. При этом иные затраты, непосредственно связанные с приобретением материально-производственных запасов, включаются в состав расходов по обычным видам деятельности в полной сумме в том периоде, в котором они были понесены.

13.2. Микропредприятие, которое вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, может признавать стоимость сырья, материалов, товаров, других затрат на производство и подготовку к продаже продукции и товаров в составе расходов по обычным видам деятельности в полной сумме по мере их приобретения (осуществления).

Иная организация, которая вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, может признавать указанные затраты в составе расходов по обычным видам деятельности в полной сумме при условии, что характер деятельности такой организации не предполагает наличие существенных остатков материально-производственных запасов. При этом существенными остатками материально-производственных запасов считаются такие остатки, информация о наличии которых в бухгалтерской отчетности организации способна повлиять на решения пользователей бухгалтерской отчетности этой организации.

13.3. Организация, которая вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, может признавать расходы на приобретение материально-производственных запасов, предназначенных для управленческих нужд, в составе расходов по обычным видам деятельности в полной сумме по мере их приобретения (осуществления).";

2) пункт 25 дополнить абзацем следующего содержания:

"Настоящий пункт может не применяться организацией, которая вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность.".

2. Положение по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01 , утвержденное приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30 марта 2001 года N 26н (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 28 апреля 2001 года, регистрационный N 2689; Российская газета, N 91-92, 2001, 16 мая) с изменениями, внесенными приказами Министерства финансов Российской Федерации от 18 мая 2002 года N 45н (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 10 июня 2002 года, регистрационный N 3505; Российская газета, N 108, 2002, 19 июня), от 12 декабря 2005 года N 147н (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 16 января 2006 года, регистрационный N 7361; Российская газета, N 16, 2006, 27 января), от 18 сентября 2006 года N 116н (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 24 октября 2006 года, регистрационный N 8397; Российская газета, N 242, 2006, 27 октября), от 27 ноября 2006 года N 156н (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 28 декабря 2006 года, регистрационный N 8698; Российская газета, N 297, 2006, 31 декабря), от 25 октября 2010 N 132н (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 22 февраля 2011 года, регистрационный N 19910; Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, 2011, N 13):

1) дополнить пунктом 8.1 следующего содержания:

"8.1. Организация, которая вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, может определять первоначальную стоимость основных средств:

а) при их приобретении за плату - по цене поставщика (продавца) и затрат на монтаж (при наличии таких затрат и если они не учтены в цене);

б) при их сооружении (изготовлении) - в сумме, уплачиваемой по договорам строительного подряда и иным договорам, заключенным с целью приобретения, сооружения и изготовления основных средств.

При этом иные затраты, непосредственно связанные с приобретением, сооружением и изготовлением объекта основных средств, включаются в состав расходов по обычным видам деятельности в полной сумме в том периоде, в котором они были понесены.";

2) пункт 19 дополнить абзацами следующего содержания:

"Организация, которая вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, может:

начислять годовую сумму амортизации единовременно по состоянию на 31 декабря отчетного года либо периодически в течение отчетного года за периоды, определенные организацией;

начислять амортизацию производственного и хозяйственного инвентаря единовременно в размере первоначальной стоимости объектов таких средств при их принятии к бухгалтерскому учёту.".

3. Пункт 14 Положения по бухгалтерскому учету "Учет расходов на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы" ПБУ 17/02 , утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 19 ноября 2002 года N 115н (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 11 декабря 2002 года, регистрационный N 4022; Российская газета, N 236, 2002, 17 декабря), с изменением, внесенным приказом Министерства финансов Российской Федерации от 18 сентября 2006 N 116н (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 24 октября 2006 года, регистрационный N 8397; Российская газета, N 242, 2006, 27 октября) дополнить абзацем следующего содержания:

"Организация, которая вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, может списывать расходы по научно-исследовательским, опытно-конструкторским и технологическим работам на расходы по обычным видам деятельности в полной сумме по мере их осуществления.".

4. Положение по бухгалтерскому учету "Учет нематериальных активов" (ПБУ 14/2007) , утвержденное приказом Министерства финансов Российской Федерации от 27 декабря 2007 года N 153н (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 23 января 2008 года, регистрационный N 10975; Российская газета, N 22, 2008, 2 февраля), с изменениями, внесенными приказами Министерства финансов Российской Федерации от 25 октября 2010 N 132н (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 25 ноября 2010 года, регистрационный N 19048; Российская газета, N 271, 2010, 1 декабря), от 24 декабря 2010 года N 186н (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 22 февраля 2011 года, регистрационный N 19910; Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, 2011, N 13) дополнить пунктом 3.1 следующего содержания:

"3.1. Организация, которая вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, может признавать расходы на приобретение (создание) объектов, которые подлежат принятию к бухгалтерскому учету в качестве нематериальных активов в соответствии с настоящим Положением, в составе расходов по обычным видам деятельности в полной сумме по мере их осуществления.".



Электронный текст документа
подготовлен АО "Кодекс" и сверен по:
Официальный интернет-портал
правовой информации
www.pravo.gov.ru, 09.06.2016,
N 0001201606090001

Система нормативного регулирования бухгалтерского учета в РФ позволяет компаниям выстраивать свою учетную политику в соответствии с действующим российским законодательством. Подробнее о данной системе и о том, как ее использовать, читайте в нашей статье.

Зачем необходимо нормативно-правовое регулирование бухгалтерского учета?

Правовое регулирование бухгалтерского учета позволяет государству установить ряд норм и правил, соблюдение которых является обязательным для всех лиц, занимающихся хозяйственной деятельностью.

Общее методологическое нормативное регулирование бухгалтерского учета в РФ осуществляется российским правительством, которое разрабатывает и утверждает правила документирования и отражения в учете различных хозяйственных операций.

В соответствии с п. «р» ст. 71 Конституции России бухучет находится в ведении государства. Методологическое регулирование бухучета возложено российским правительством на Министерство финансов. Регулирование отдельных аспектов ведения бухучета рядом федеральных законов возложено на таких регуляторов, как Центробанк, ФСФР и др., в пределах норм, установленных Минфином. Регулирование бухучета осуществляется путем принятия различных законов, постановлений и различных нормативных актов.

Уровни нормативного регулирования бухгалтерского учета

Нормативное регулирование бухгалтерского учета в России сформировано в виде четырехуровневой системы:

  • 1-й уровень — нормативно-правовой, включающий регулирование на основе федеральных законов, правительственных постановлений, президентских указов. Указанные нормативные акты устанавливают единые законные нормы для ведения бухучета в России. Основным нормативным актом здесь можно назвать закон «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ.
  • 2-й уровень — направленный на стандартизацию учета операций и установление общих правил по оформлению хозяйственных операций. Регулирование второго уровня производится при помощи различных утверждаемых федеральной исполнительной властью положений по бухучету и по его ведению. По состоянию на 2016 год в России действуют 24 ПБУ, утвержденных приказами Минфина РФ.
  • 3-й уровень содержит методологические указания. В данной подгруппе собраны различные инструкции, методологические рекомендации и другие нормативные документы, утверждаемые министерствами, регуляторами, профобъединениями бухгалтеров и различными органами государственной исполнительной власти. Указанные методологические акты (пример — план счетов бухучета) формируются на основе и для разъяснения документов 1-2-го уровней.
  • 4-й уровень позволяет решить детальные организационные вопросы. Документы этого уровня содержат инструкции по построению бухучета в разрезе отдельных активов/пассивов, учетной политики в отдельных компаниях и являются обязательными для исполнения. Документы из этой группы не могут вступать в противоречия с нормативно-правовыми актами и рекомендациями 1-3-го уровней, но построены на их основе и с целью реализации указанных в них законных норм. Данные документы являются локальными для компаний и утверждаются их руководителями.

Как построена система нормативного регулирования бухгалтерского учета в России?

Система нормативного регулирования бухгалтерского учета имеет свою иерархию (руководящие документы приведены по убыванию значимости):

  1. Закон № 402-ФЗ.
  1. Положение по ведению бухучета и отчетности, утвержденное приказом Министерства финансов России от 29.07.1998 № 34н.
  2. План счетов и ПБУ, а также положение о документах и документообороте в бухучете, утвержденное Министерством финансов СССР 29.07.1983 № 105.
  3. Инструкции и методики, а также локальные регулирующие документы.

При помощи четко прописанных правил фискальные органы могут контролировать степень их соблюдения и привлекать к ответственности нарушителей.

В формировании правил ведения и организации бухучета в России за основу берется информация из Программы реформирования бухучета в соответствии с международными стандартами финотчетности, утвержденной правительственным постановлением от 06.03.1998 № 283.

Итоги

Система нормативно-правового регулирования в России установила четкие правила бухучета для всех субъектов хозяйствования с выделением четырех уровней.

Основными нормативными документами, регулирующими порядок составления и представления бухгалтерской отчетности в России в настоящее время являются:

ФЗ «О бухгалтерском учете» от 21.11.1996г. № 129-ФЗ гл.3 ст.13-16;

Положение по ведению бухгалтерского учета и отчетности в РФ, утвержденное Приказом МинФина 29.07.1998г. № 34н;

ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации», утвержденное Приказом МФ от 06.07.1999г. № 43н;

Приказ МФ от 22.07.2003г. № 67н «О формах бухгалтерской отчетности организации»;

Приказ МФ от 22.07.2003г. № 67н «Указания об объеме форм бухгалтерской отчетности» и «Указания о порядке составления и предоставления бухгалтерской отчетности»;

Приказ об учетной политике организации.

Бухгалтерская отчетность должна соответствовать следующим требованиям: достоверности, целостности, своевременности, простоте, проверяемости, сравнимости, экономичности, соблюдении строго установленных процедур оформления и публичности.

Достоверность базируется не только на информации бухгалтерского, но и других видов учета, в первую очередь статистического учета. Нарушение данного подхода делает не возможным составление бизнес-плана, а также оперативное управление имуществом на различных уровнях хозяйствен ной деятельности. Это условие требует сопоставимости отчетных и плановых показателей. В целях обеспечения сопоставимости данных бухгалтерского учета изменения учетной политики должны вводиться с начала финансового года. Достоверность бухгалтерской отчетности усиливается ее целостностью, т.е. она должна включать показатели финансово-хозяйственной деятельности как самого предприятия, так и его филиалов, представительств и иных структурных подразделений, в том числе выделенных на самостоятельные балансы.

Целостность или полнота отчетности позволяет принимать более обоснованные управленческие решения. С этой целью данные синтетического и аналитического учета должны быть подтверждены результатами инвентаризации и заключением независимой аудиторской организации.

Своевременность предполагает представление соответствующей бухгалтерской отчетности в соответствующие адреса в установленный срок. Организации, независимо от организационно-правовых форм собственности (за исключением бюджетных), обязаны представлять квартальную бухгалтерскую отчетность в течение 30 дней по окончании истекшего квартала. Годовая бухгалтерская отчетность представляется в течение 90 дней по окончании года, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Она должна быть утверждена в порядке, установленном учредительными документами собственника. Отчетность, представленная с нарушением установленных сроков, теряет свое значение.


Простота бухгалтерской отчетности лежит в ее упрощении и доступности. Переход бухгалтерского учета к международным стандартам объективно способствует реализации данного требования.

Проверяемость отчетности предполагает возможность подтверждения представленной в ней информации в любое время. Косвенно данное условие предполагает нейтральность представленной в ней информации.

Сравнимость предусматривает наличие одинаковых показателей на протяжении различных отрезков времени с целью выявления различий и тенденций.

Экономичность достигается путем унификации и стандартизации соответствующих форм отчетности, сокращения от дельных показателей не в ущерб качеству отчетных данных. Это касается прежде всего показателей, носящих справочно-информационный характер.

Оформление - следующее требование, предъявляемое к бухгалтерской отчетности. Оно означает, что составление от четности, равно как и ведение бухгалтерского учета имущества, обязательств и хозяйственных операций, осуществляется на русском языке, в валюте Российской Федерации - в рублях. Отчетность подписывается руководителем организации и специалистом, ведущим бухгалтерский учет (главным бухгалтером и т.п.).

Публичность бухгалтерской отчетности осуществляется организациями, перечень которых регламентирован действующим законодательством. К ним отнесены открытые акционерные общества, кредитные и страховые организации, биржи, инвестиционные и иные фонды, созданные за счет частных, общественных и государственных источников. Публичность предполагает публикацию годовой бухгалтерской отчетности в средствах массовой информации, доступных ее пользователям, либо распространение ее в соответствующих изданиях (брошюрах, буклетах и иных изданиях), а также передачу органам государственной статистики по месту регистрации для предоставления заинтересованным пользователям. Годовая бухгалтерская отчетность должна быть опубликована не позднее 1 июня года, следующего за отчетным годом. Внутренняя бухгалтерская отчетность не подлежит публикации, так как отнесена к коммерческой тайне. За незаконное получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую тайну, предусмотрена уголовная ответственность.

Финансовая отчетность в России и в мире сегодня

Международные стандарты финансовой отчётности (МСФО; IFRS) — набор документов (стандартов и интерпретаций), регламентирующих правила составления финансовой отчетности, необходимой внешним пользователям для принятия ими экономических решений в отношении предприятия.

МСФО, в отличие от некоторых национальных правил составления отчётности, представляют собой стандарты, основанные на принципах, а не на жестко прописанных правилах. Цель состоит в том, чтобы в любой практической ситуации составители могли следовать духу принципов, а не пытаться найти лазейки в чётко прописанных правилах, которые позволили бы обойти какие-либо базовые положения. Среди принципов: принцип начисления (accrual basis), принцип неприрывности деятельности (going concern), осторожности (prudence), уместности (relevance) и ряд других.

Международные стандарты финансовой отчётности приняты как обязательные в нескольких странах Европы. В большинстве стран Европы отчётность в соответствии с МСФО обязаны подготавливать компании, чьи ценные бумаги обращаются на бирже.

России принята и исполняется программа реформирования бухгалтерского учёта в соответствии с МСФО. В частности, с 2005 года все кредитные организации (банки) обязаны подготавливать отчётность в соответствии с нормами МСФО.

Национальный совет по стандартам финансовой отчетности (Фонд НСФО) ведет работу по созданию комплекта национальных стандартов финансовой отчетности (СФО) с июня 2006 года.

В июле 2010 года был принят Федеральный закон № 208-ФЗ «О консолидированной финансовой отчетности», согласно которому МСФО обязательны для консолидированной отчетности всеми общественно значимыми компаниями. Консолидированную отчетность в соответствии с МСФО должны публиковать:

Кредитные организации;

Страховые организации;

Другие организации, чьи ценные бумаги допущены к обращению на торгах фондовых бирж и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг.

В 2011 году принято Положение о признании МСФО и их разъяснений для применения на территории Российской Федерации (Постановление Правительства РФ от 25.02.2011 № 107). Предполагается, что каждый документ МСФО будет проходить отдельную экспертизу на предмет применимости в России. Решение о вступлении документа МСФО в силу будет принимать Министерство Фининсов. Тем не менее, в России не будут полностью отказываться от РСБУ (Российские стандарты бухгалтерского учета). МСФО станут применять для консолидированной отчетности, а федеральные стандарты — для отчетности юридических лиц.

В 2011 году были признаны применимыми на территории РФ первые 63 стандарта и интерпретаций. Консолидированная финансовая отчетность должна предоставляться организациями, попавшими под действие Закона № 208-ФЗ, начиная с отчетности за 2012 год.

Министерство финансов 25 ноября 2011 года утвердило приказ № 160н о введении МСФО в Российской Федерации.