Утилизационный сбор в беларуси. Утилизационный сбор Что утилизационный сбор в беларуси




Таблица ставок дорожного налога в Беларуси в 2020 году. Размер утилизационного сбора и какие автомобили попадают под этот налог.

Выплачивая транспортный налог в Беларуси, автовладелец получает право стать участником дорожного движения страны. Ни физические, ни юридические лица государства не вправе выезжать на транспортных средствах, если не был уплачен дорожный сбор. В зависимости от особенностей автомобиля, отчисляемая сумма может разниться. В некоторых ситуациях предусмотрены льготы.

Панорамный вечерний вид на площадь Независимости в Минске

Платить дорожный налог в Беларуси обязаны все, кто использует транспортные средства. Этот вид налогообложения создан для того, чтобы содержать трассы страны в хорошем состоянии. Не заплатив налог на авто, вы не сможете пройти ещё один обязательный этап допуска к передвижению по трассам государства - государственный технический осмотр. Проведут его только после предъявления документа об уплате налога.

Регионы вводят новые ставки единого налога с индивидуальных предпринимателей и иных физлиц.

До 2016 года в категорию льготников входили и пенсионеры. Им, как и инвалидам, нужно было платить всего 50% от назначенной суммы. На сегодняшний день эта преференция осталась закреплённой только за ветеранами Великой Отечественной войны. Водить ТС они имеют право лишь, если есть разрешающий медицинский документ.

Предусмотрены правила внесения налога на автомобили.

Когда и каким образом платить?

В 2020 году налог на дороги в Республике Беларусь следует уплачивать вместе с техосмотром. Это означает, что его можно перечислять 1 или 2 раза в год, в зависимости от того, как часто нужно подвергать техосмотру транспортное средство. Если машина проверяется 1 раз в 2 года, налог платится также, но в двойном размере за оба года.

Сколько нужно платить в 2020 году?

С 1 января 2018 года базовая ставка равна 24.50 белорусским рублям, а в 2019 году — 25.50. Предыдущая ставка равнялась 23.00 рублям. Количество ставок для физических и юридических лиц отличается, что видно в приведённой ниже таблице:

Для легковых авто юр. лиц Для легковых авто физ. лиц
Масса ТС Количество базовых величин Годовая стоимость Масса ТС Количество базовых величин Годовая стоимость
до 1 тонны 7 178.5 до 1,5 т. 3 76.50
1–2 т. 9 229.5 1,5 - 2 т. 6 153.00
2–3 т. 11 280.5 2–3 т. 8 204.00
сверх 3-х т. 14 357.00 сверх 3-х т. 11 280.50
Для прицепа (0,75 т.) 5 127.5 Для прицепа (0,75 т.) 2 51.00
Для прицепа (больше 0,75 т.) 12 306.00 Для прицепа (больше 0,75 т.) 11 280.50
Караван 7 178.5 Караван 5 127.50

Как отмечалось выше, при применении ставки к общественному транспорту, за основу берётся количество посадочных мест.

За мотоцикл юридические лица обязаны в год заплатить размер 3-х базовых ставок, то есть 76,50 руб., физические лица - 2 базовые ставки, то есть 51.00 рублей. За тягач и физические, и юридические лица платят ежегодно 20 базовых ставок, то есть 510.00 рублей.

Утилизационный сбор - это оплата за утилизацию продукта. Оплачивается либо перед утилизацией, либо при покупке товара и может быть включен в его стоимость.

Утилизационный сбор в Беларуси

Утилизационный сбор в Беларуси оплачивают при ввозе автомобиля из-за границы, вне зависимости от того, из какой страны привезена машина. Полученные от граждан РБ средства поступают в и направляются на утилизацию неэксплуатируемых автомобилей. В Беларуси утилизационный сбор был введен в марте 2014 года. Согласно вступившему в силу указу, данный сбор должны быть уплачен за каждое ввезенное авто. Исключение составляют машины, производимые в Беларуси, автомобили старше 30 лет с полностью оригинальными запчастями (двигатели, кузов) и не предназначенные для коммерческого использования. Оплачивать сбор должны все граждане Беларуси, причем как физические, так и юридические лица, от выплат освобождаются только беженцы, сотрудники дипломатических организаций и консульств, а также международных организаций и некоторых иностранных подданных.

Оплатить утильсбор необходимо на границе вместе с таможенной пошлиной и только 1 раз. Специально для данных платежей, Министерству финансов был открыт счет. Документом, подтверждающим оплату будет являться квитанция, в которой отражены исчисление и уплата сбора, зарегистрированного таможней. Кроме этого, необходимо будет предоставить документы, которые подтверждают соответствие вида и категории автомобиля классификации, предусмотренной таможенным союзом. К ним относятся документы о регистрации автомобилей, как категории M1, так и иных и сертификаты либо декларации соответствия.

Кроме того, утилизационный сбор является обязательным платежом на всей территории Беларуси. Его неуплата в определенные законом сроки будет являться основанием, чтобы взыскать платеж принудительно.

Утилизационный сбор 2020

Согласно постановлению Совета Министров РБ от 30.01.2016 с 4 февраля этого года утильсбор в РБ увеличился в 1,65 раз для юридических лиц и в 8,25 раз для физических. Однако теперь его ставка указана в белорусских рублях (до этого рассчитывалась в российской валюте). Таким образом, каждому, кто ввозит авто в РБ нужно будет заплатить от 495 бел. руб. (с учетом деноминации) за машину не старше трёх лет до 742,5 бел. руб. за более старый автомобиль.

Данные меры были приняты для того, чтобы урегулировать ввоз машин с территории ЕЭС и уменьшить отток денег в другие государства.

Кроме увеличения размера утильсбора, данное постановление уточняет и несколько упрощает закон, регулирующий данные выплаты. Так, уточнен был механизм применения ставок на границе Беларуси и России, в виду того, что там нет пунктов таможенного контроля. Также документ упростил процесс освобождения от выплаты транспорта, который ввозится в Республику Беларусь как гуманитарная либо международная техническая помощь, а также автомобилей, которые обратят в доход государства. Ранее для этого создавали специальные нормативные акты, однако после вступления постановления Совмина, отпала необходимость в предоставлении некоторых документов.

Как рассчитать утилизационный сбор?

Величина платежа зависит от категории и возраста машины, ее назначения, а также от объема двигателя.

Для того чтобы определить, какую сумму необходимо уплатить в качестве утилизационного сбора, необходимо умножить размер ставки на коэффициент, который зависит от возраста, назначения и объема двигателя автомобиля. Оплачивается сбор за каждое транспортное средство. Расчет утилизационного сбора легко провести, просто определив тип и объем двигателя автомобиля.

Калькулятор утилизационного сбора для автомобилей категории М1, включая специализированные транспортные средства М1G.

Размер утилизационного сбора в зависимости от возраста машины

Более 3 лет

С электродвигателями, за исключением ТС с гибридной силовой установкой

Ввезенные для личного пользования, вне зависимости от объема двигателя

Ввезенные с территории стран Евразийского таможенного союза, не считая автомобили, находящие под таможенным контролем, вне зависимости от объема двигателя

С электродвигателями, не считая автомобили с гибридной силовой установкой

С объемом двигателя до 1000 см3

С объемом двигателя больше 1000 см3 , но меньше 2000 см3

С объемом двигателя больше 2000 см3, но меньше 3000 см3

С объемом двигателя больше 3000 см3 , но меньше 3500 см3

С объемом двигателя более 3500 см3

В 2019-2020 годах Проект указа Президента Республики Беларусь № 67 "О мерах по развитию международных автомобильных перевозок грузов" предусматривает освобождение от уплаты утилизационного сбора транспортных средств экологического класса 6, к которым относятся тягачи седельные с полной массой свыше 12 тонн, но не более 20 тонн, и моторные транспортные средства для перевозки грузов с полной массой более 20 тонн, но не более 50 тонн. Освобождение от утилизационного сбора действует при условии, если с момента выпуска автомобиля прошло не более одного года. При этом соответствие транспортного средства экологическому классу должно быть подтверждено записью в сертификате соответствия Национальной системы подтверждения соответствия РБ, который выдается аккредитованным органом по сертификации.

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

В связи с эпидемиологической обстановкой предлагаем воспользоваться услугой удаленного оформления утильсбора по всей Республике.

Алгоритм действий.

  1. Оплачиваете утильсбор по системе интернет-банкинг (ЕРИП), предварительно уточнив сумму по телефону: +375 44 5803166.
  2. Оплачиваете услугу декларанта с доставкой документа на указанный Вами адрес.
    Доставка: Минск, областные и районные центры – в указанное время (до 19 часов) на следующий рабочий день, при условии предоставления документов до 13 часов – стоимость услуги 62 руб.
    Доставка: Минск, областные и районные центры, агрогородки, деревни, села – на следующий рабочий день либо через день (без указания времени), при условии предоставления документов до 13 часов – стоимость услуги 58 руб.
  3. Присылаете на вайбер +375 44 5308623 или e-mail: 445308623@сайт фото документов:
    - квитанции об оплате утильсбора и услуг декларанта;
    - договор купли-продажи машины;
    - российский СТС (ПТС);
    -паспорт владельца (последние два разворота и прописка).
  4. Готовый документ Вам приносит курьер.

Запутались? Остались вопросы? Не стесняйтесь звонить: +375 44 5803166, +375 44 5308623.

Если Вы ввезли автомобиль, то до постановки его на учет в ГАИ необходимо заплатить утильсбор и оформить в таможне документ уплаты. Документ заполняется в специальной программе с формированием электронной копии для предоставления в таможню. Предлагаем Вам воспользоваться нашими услугами для подготовки и регистрации в таможне документа уплаты утильсбора.

Особенности оформления автомобилей, ввозимых физическими лицами с 50% уплатой таможенной пошлины. Указ №140 от 10.04.2019г. Больше информации по ссылке .

У нас вы можете оформить утильсбор, не выходя из дома!

Оказываем услугу по отправке оформленного документа уплаты утильсбора на Ваш почтовый адрес (ускоренная почта ЕМS).

  • Доставка – Минск, областные и районные центры в указанное время (до 19 часов) на следующий рабочий день, при условии предоставления документов до 13 часов – стоимость услуги 62 руб .
  • Доставка – Минск, областные и районные центры, агрогородки, деревни, села – на следующий рабочий день либо через день (без указания времени ), при условии предоставления документов до 13 часов – стоимость услуги 58 руб .

Стоимость оформления документа уплаты утильсбора без почтового отправления:

  • оформление утильсбора под ключ - 49 руб.
  • самостоятельное оформление утильсбора - 25 руб.

Подробная инструкция доступна .

Документы для оформления

Для оформления документа уплаты утилизационного сбора Вам будет необходимо предоставить следующие документы:

  1. Договор купли-продажи.
  2. Свидетельство о регистрации транспортного средства, (если автомобиль новый, то предоставляется ПТС - паспорт транспортного средства с его техническими характеристиками).
  3. Личный паспорт нового владельца т/с (стр. 31, 32, 33, страница с пропиской).
  4. Квитанцию об оплате утильсбора (оплачивать только по системе ЕРИП, сумму необходимо уточнить у специалиста, который будет с Вами работать по телефонам, указанным ниже).
  5. Флешка для записи документа для представления в таможенные органы (не требуется при оформлении "под ключ").

Инструкция по оплате утильсбора

>оплату производит владелец транспортного средства по своему паспорту

Быстрый поиск в системе ЕРИП - код услуги платежа (ЕРИП) 420411.

ОПЛАТА ЧЕРЕЗ ИНТЕРНЕТ-БАНКИНГ. ЕРИП -> Таможенные платежи -> Утилизационный сбор -> лица с паспортом РБ, видом на жительство или Юридические лица и ИП -> 02013 Утилизационный сбор при ввозе - 02013 Утилизационный сбор за транспортные средства, ввозимые (ввезенные) на территорию РБ -> Идентификационный номер (личный номер из паспорта РБ (состоит из 14 знаков! буквы используйте латинские!) или вида на жительство декларанта) или УНП юрлица и ИП. Если при оплате возникнут вопросы, пожалуйста, позвоните.

ОПЛАТА ЧЕРЕЗ БАНК. ЕРИП : бенефициар - Минская центральная таможня, УНП Минской центральной таможни - 100420574, банк-получатель - Национальный банк Республики Беларусь, счет в белорусских рублях - BY12NBRB36009200000080000000, БИК (BIC) NBRBBY2X, назначение платежа - 02013 утилизационный сбор.

Сумма оплаты меняется в зависимости от категории транспортного средства и юридического статуса плательщика, поэтому для определения суммы свяжитесь, пожалуйста, с нашими специалистами.

Перечень офисов для оформления утильсбора нашими специалистами

Юртэкс-Нар. ПТО "Колядичи-Авто"

Г. Минск ул. Бабушкина, 39, офис 413

тел./факс +375 17 510 20 10

специалист по таможенному декларированию Левко Валентин (специалист 2-й категории), тел. +375 44 530 86 23, e-mail:

специалист по таможенному декларированию Павлюченко Андрей (специалист 2-й категории), тел. +375 29 188 44 23, e-mail:

Юртэкс-Нар. ПТО "Культторг"

Адрес для навигатора: Минск, Меньковский тракт, 8, офис 209, координаты GPS 53.847368, 27.415433 (ТЛЦ "Озерцо-логистик", здание Белкультторга)

Контактные лица:

начальник отдела Ахламов Евгений (специалист 1-й категории), ф. +375 17 507 67 08, т. +375 17 507 67 09, т. +375 29 616 74 02, e-mail: ,

специалист по таможенному декларированию Скарадило Анастасия (специалист 2-й категории) , тел. +375 17 507 6601, ф. +375 17 507 6837, т. +375 44 580 31 65, e-mail: .

Юртэкс-Нар. ПТО "Минск-СЭЗ"

Г. Минск ул. Промышленная 6 "Б", 2 этаж, офис 29

начальник отдела Тенетко Татьяна (специалист 1-й категории), тел. +375 44 580 82 88,

специалист по таможенному декларированию Халецкая Татьяна, тел. +375 29 122 81 12.

Наш филиал в г.Гродно

Юртэкс-Нар. Филиал в городе Гродно

Г. Гродно ул. Пучкова, 28, 1 этаж, здание СВХ

Контактное лицо: директор филиала Юрчик Олег Иванович (специалист 1-й категории) тел. +375 44 580 82 96, +375 29 557 45 77.

Полезная информация, время работы

Время работы в Минске: понедельник - пятница с 9:00 до 17:00 (без обеда).

Основание для оплаты утилизационного сбора - Указ Президента Республики Беларусь от 04.02.2014 г. № 64 "Об утилизационном сборе в отношении транспортных средств" в редакции Указа Президента Республики Беларусь от 30.10.2015 г. № 445 (скачать , 27.15 КВ).

Размер утилизационного сбора установлен в соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 27.02.2014 г. № 172 в редакции постановления Совета Министров Республики Беларусь от 30.01.2016 г. № 74 (скачать , 3.93 КВ).

Для ознакомления с подробной информацией, в том числе по нормативным документам, регулирующим вопросы взимания утилизационного сбора пожалуйста перейдите по следующей ссылке: http://www.customs.gov.by/ru/utilizacionny_sbor-ru/

Размер утилизационного сбора (рублей)

Приложение 2 к постановлению Совета Министров Республики Беларусь 01.07.2019 № 437

ПЕРЕЧЕНЬ
видов и категорий транспортных средств, являющихся объектами обложения утилизационным сбором, а также ставок утилизационного сбора

  1. Транспортные средства категории M l , в том числе повышенной проходимости категории M 1 G, а также специальные и специализированные транспортные средства указанных категорий:

1.1. с электродвигателями, за исключением транспортных средств с гибридной силовой установкой и транспортных средств, указанных в подпунктах 1.3 и 1.4 настоящего пункта

1.2. с рабочим объемом двигателя, в том числе транспортные средства с гибридной силовой установкой, за исключением транспортных средств, указанных в подпунктах 1.3 и 1.4 настоящего пункта:

не более 1000 куб. см

свыше 1000 куб. см, но не более 2000 куб. см

свыше 2000 куб. см, но не более 3000 куб. см

свыше 3000 куб. см, но не более 3500 куб. см

свыше 3500 куб. см

1.3. ввозимые (ввезенные) физическими лицами для личного пользования, вне зависимости от рабочего объема двигателя, за исключением транспортных средств, указанных в подпункте 1.4 настоящего пункта

1.4. ввозимые (ввезенные) с территорий государств - членов Евразийского экономического союза, за исключением транспортных средств, находящихся под таможенным контролем, вне зависимости от рабочего объема двигателя

 2. Транспортные средства категорий N 1 , N 2 , N 3 , в том числе повышенной проходимости категорий N 1 G, N 2 G, N 3 G, а также специальные и специализированные транспортные средства указанных категорий полной массой:

не более 2,5 тонны

свыше 2,5 тонны, но не более 3,5 тонны

свыше 3,5 тонны, но не более 5 тонн

свыше 5 тонн, но не более 8 тонн

свыше 8 тонн, но не более 12 тонн

свыше 12 тонн, но не более 20 тонн

свыше 20 тонн, но не более 50 тонн

 3. Транспортные средства категорий M 2 , M 3 , в том числе повышенной проходимости категорий M 2 G, M 3 G, а также специальные и специализированные транспортные средства указанных категорий:

3.1. с электродвигателями, за исключением транспортных средств с гибридной силовой установкой

3.2. с рабочим объемом двигателя, в том числе транспортные средства с гибридной силовой установкой:

не более 2500 куб. см

свыше 2500 куб. см, но не более 5000 куб. см

свыше 5000 куб. см, но не более 10 000 куб. см

свыше 10 000 куб. см

  4. Самосвалы, предназначенные для эксплуатации в условиях бездорожья, полной массой:

свыше 50 тонн, но не более 80 тонн

свыше 80 тонн, но не более 350 тонн

свыше 350 тонн

 5. Прицепы (полуприцепы) категории O 4 , а также специальные и специализированные прицепы (полуприцепы) указанной категории:

5.1. прицепы полной массой свыше 10 тонн

5.2. полуприцепы полной массой свыше 10 тонн

* Категории транспортных средств соответствуют классификации, предусмотренной техническим регламентом Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» (ТР ТС 018/2011), принятым Решением Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 г. № 877 «О принятии технического регламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств».

Наша компания является таможенным представителем, зарегистрированным в реестре ГТК РБ за № ТА-0600/0000014 и вправе произвести оформление документа уплаты утильсбора "под ключ", т.е. с оформлением документа в таможне.

Вам будет необходимо только отправить сфотографированные документы на e-mail декларанта и забрать уже оформленный в таможне документ. Стоимость этой услуги - 24 рубля (дополнительно оплачивается услуга по заполнению документа в размере 25 рублей).

Стоимость услуги декларанта по заполнению документа уплаты - 25 рублей (без регистрации в таможенных органах).

Наши специалисты профессионально и в кратчайшие сроки оформят Вам все необходимые документы.

Приходите, и Вы обязательно станете нашим постоянным клиентом!

Забота об экологической безопасности населения – один из главных аргументов в пользу взимания утилизационного сбора, введённого Правительством РФ в обиход с 2012 года. Вторым положительным моментом считается поддержка отечественных автопроизводителей. Для автовладельцев же это – ещё один обязательный дополнительный платёж, о порядке начисления которого до сих пор знает лишь ограниченное число водителей.

Суть утилизационного сбора на автомобили

Покупка автомобиля – это траты, которые отнюдь не тождественны его номинальной стоимости. В числе дополнительных расходов, связанных с приобретением определённых категорий транспортных средства, содержится так называемый и утилизационный сбор. У рядовых автомобилистов в отношении этого нововведения имеется множество вопросов: это и его размер, и способ расчёта, и наличие льгот, и перспективы увеличения/отмены. Попробуем разобраться со всем этим с максимальной тщательностью.

Утилизационный сбор (налог) на автомобиль – это разовый вид платежа, взимаемый при покупке транспортного средства в пользу государства. Оплачивать его обязан импортёр ТС или автопроизводитель. Для рядового покупателя уплата УС является обязательной только в том случае, когда этот взнос не был оплачен на момент заключения сделки купли-продажи.

Полностью все вопросы, связанные с порядком применения утильсбора, регламентированы ФЗ №089 (ст. 24.01, гл. 5). В документе перечисляется, кто обязан оплачивать УС, каковы задачи его внедрения, к каким категориям автотранспорта он применим и т. д.

Позднее в ФЗ были внесены изменения, в соответствии с которыми утилизационный сбор распространяется на самоходные машины и прицепы.

Но как рядовому покупателю знать, нужно ли ему ? Это делается довольно просто: отметка в ПТС машины об уплате утилизационного сбора означает, что все последующие манипуляции с транспортным средством не требует взимания этого сбора.

Кому нужно платить УС

Согласно букве закона, регистрация автомобиля в ГИБДД невозможна без наличия в ПТС отметки об уплате утильсбора. Таким образом, утилизационный сбор на автомобили в России обязан быть уплачен физическим или юрлицом в следующих случаях:

  • при ввозе нового ТС из-за рубежа;
  • отечественным производителем автотранспортного средства перед его отправкой дилерам;
  • при приобретении автомобиля, в ПТС которого отсутствует отметка об уплате утильсбора.

Таким образом, любой новый автомобиль должен иметь в ПТС отметку об утилизационном сборе, что практически избавляет рядовых автомобилистов от лишних расходов – они ложатся на плечи производителей и импортёров. Другое дело – приобретение авто с пробегом. Здесь уже возможны оба варианта.

Кто освобождается от уплаты утилизационного сбора

Закон не требует взимания УС в следующих ситуациях:

  • когда возраст регистрируемого транспортного средства превышает 30 лет, при этом автомашина не используется , и его конструкция должна содержать только оригинальные узлы и агрегаты (шасси, кузов, силовая установка);
  • если авто принадлежит переселенцам, являющихся участниками госпрограммы добровольного возвращения в Россию из-за границы для постоянного проживания;
  • если автомобиль является средством передвижения для работников дипломатической миссии, диппредставителя или членов его семьи;
  • для переселенцев/беженцев;
  • если автомобиль произведён в Калининграде или области;
  • если в ПТС уже присутствует штамп/отметка об утильсборе, то есть единоразовый платёж был уже произведён.

Существует также список категорий автотранспортных средств, для которых оплата утилизационного сбора на автомобили в 2019 году является обязательной:

  • легковые автомобили, включая машины повышенной проходимости;
  • автомобили на электрической тяге;
  • грузовики;
  • автобусы.

Полуприцепы в этот перечень не входят.

Полный список ставок на утильсбор в 2019 году

В 2018 году размер базовых ставок был повышен, но в 2019 году показатели для расчётов сбора остались неизменными. Отметим, что факторами, непосредственно влияющими на размер ставок, являются:

  • возраст ТС, подлежащего регистрации (до и свыше 3 лет);
  • его категория с учётом определённых технических характеристик.
Сумма утильсбора, тыс. рублей
До 3 лет с момента производства После 3 лет с момента производства
Утильсбор на легковые автомобили (включая электромобили):
на электромобили (исключая авто с гибридными СА) 28,4 106
Прочие легковые авто, в зависимости от объёма мотора
до 1000 см 3 28,4 106
1000-2000 см 3 44,2 165,2
2000-3000 см 3 84,4 322,4
3000-3500 см 3 114,6 570
свыше 3500 см 3 181,6 700,2
ввозимые физлицами из-за рубежа для личного пользования 3,4 5,2
Утильсбор на грузовики (категория В, С)
массой до 2500 кг 124,5 132
массой 2500-3500 кг 198 309
массой 3500-5000 кг 247,5 396
массой 5000-8000 кг 276 684
массой 8000-12000 кг 331,5 1036,5
массой 12000-20000 кг 364,5 1509
массой 20000-50000 кг 718,5 1770
Утильсбор на спецтранспорт (на шасси грузовиков категории С)
спецтранспорт кроме автобетоносмесителей 247,5 1500
автобетоносмесители 742,5 1950
Утильсбор на автобусы
на электротяге 148,5 150
В зависимости от объёма мотора
до 2500 см 3 148,5 150
2500-5000 см 3 297 450
5000-10000 см 3 396 660
свыше 10000 см 3 495 780
Утильсбор на карьерные самосвалы, в зависимости от полной массы
50-80 т. 3360 7668
80-350 т. 6195 7920
свыше 350 т. 9165 9900
УС на автогрейдеры, в зависимости от полной массы
до 10 т. 480 1275
10-14 т. 630 1650
14-17 т. 900 2430
свыше 17 т. 1200 3555
УС на бульдозеры в зависимости от массы
до 10 т. 600 1800
10-24 т. 1050 5250
24-35 т. 1260 8250
35-50 т. 1500 10500
свыше 50 т. 2250 15000
УС на экскаваторы
600 2550
900 3750
1200 6075
Утильсбор на погрузчики, в зависимости от массы
до 4 т. 150 900
4-8 т. 300 1500
8-13,5 т. 600 2550
13,5-16,5 т. 675 3000
16,5-22 т. 750 4500
22-34 т. 1050 5250
св. 34 т. 2175 10500
УС на автокраны
лёгкие (до 17 т., мотор до 170 л. с.) 1725 6645
средние (17-32 т., 170-250 л. с.) 3405 14325
тяжёлые (св. 32 т., св. 250 л. с.) 4545 35715
УС на прицепы массой св. 10 т 150 1050
Утильсбор на квадроциклы, снегоходы, мотовехдеходы, в зав. от объёма мотора
до 299 см 3 60 105
300-1500 см 3 105 195
УС на колёсные тракторы в зависимости от мощности двигателя (л. с.)
до 30 60 270
30-60 75 330
60-90 105 450
90-130 225 1050
130-180 375 1500
180-220 450 2250
220-280 570 3000
280-340 750 3300
340-380 1005 3750
св. 380 1350 6000
УС на гусеничные тракторы в зависимости от мощности двигателя (л. с.)
до 100 225 1050
100-200 375 1500
св. 200 1350 4200

Принципы расчёта утилизационного сбора

Но уклоняться от процедуры мы тоже не рекомендуем: с момента приобретения машины вы должны в десятидневный срок поставить её на учёт (при ввозе из-за границы на это даётся 20 суток). За это время вы должны успеть произвести оплату утильсбора и поставить отметку в техпаспорте.

Если вы попадетесь при езде на автомобиле, не прошедшем регистрацию в Госавтоинспекцию, вам грозит штраф в рамках административной ответственности в размере 800 рублей.

В случае, когда вы не предпримете никаких действий, и вас поймают повторно, наказание будет намного строже:

  • лишение ВУ сроком до трёх месяцев;
  • штраф на 5000 рублей.

Если ввезённый автомобиль оформлялся на таможне, и вы не пожелали уплатить УС, то по прошествии трёх лет вам будет направлено извещение с требованием погасить задолженность в течение 20 дней. Если вы и дальше проигнорируете это требование, указанная сумма будет взыскана через суд.

Возврат УС

Хотя теоретически повторная оплата утилизационного сбора невозможна, на практике такие случаи происходят не так уже редко. Это возможно в тех случаях, когда автопроизводитель оплатил сбор, но в ФНС факт оплаты «не увидели». То же самое может произойти и при импорте автомобиля, но виновником будет уже ФТС.

В таких случаях можно предъявить претензию той организации, через которую проходило оформление УС.

Вам необходимо написать Заявление о возврате УС, уплаченного излишне, попросив бланк у работников таможенной или налоговой службы, или скачав его в интернете. Там же можно ознакомиться и с образцом заполнения документа.

Кроме заявления, необходимо представить следующие документы:

  • гражданский паспорт автовладельца;
  • документ, подтверждающий факт уплаты утильсбора;
  • подтверждающий документ, что оплата была произведена ошибочно.

Ваше заявление должно быть рассмотрено в течение 30 календарных дней, после чего вам должны представить либо отказ (например, при неправильном заполнении документов), либо решение о возврате излишне уплаченных средств.

На подачу заявления о возврате утилизационного сбора отводится 3 года с момента оплаты, однако эта сумма не может быть проиндексирована с использованием инфляционных коэффициентов, комиссии также не подлежат возврату. Если ваше заявление удовлетворят, деньги вернут на банковский счёт, указанный в заявлении.

Перспективы отмены утилизационного сбора

При покупке нового автомобиля проблема уплаты УС ложится на плечи автопроизводителей, конечный покупатель ощущает это лишь косвенно. Но при приобретении ТС на вторичном рынке, особенно с мощным двигателем, дополнительно придётся уплатить немалую сумму, и это уже становится проблемой. Так что перспективы утилизационного сбора интересуют очень многих автомобилистов. Если вспомнить, что в 2018 году размер базовых ставок вырос (правда, только для юридических лиц), то рассчитывать на отмену утильсбора в краткосрочной перспективе, очевидно, не приходится.

Более того, в сентябре 2019 года Минпромторг озвучил планы увеличения сбора с 2020 года, причём для категории легковых авто рост должен составит 110%.

Однако после совещания с ведущими автопроизводителями, состоявшегося 17 октября, представители министерства заявили, что приняли решение об отказе от резкого повышения УС, как на производимые авто внутри страны, так и на импортируемые. При этом Минпромторг намекнул, что в 2021 году, скорее всего, вернется к обсуждению этой темы.

О том, что в Беларуси вводится новый утилизационный сбор было сообщено 1 марта 2018 года. Его введение объясняется тем, что правительство РБ заинтересовано в сохранении экологии, а также в вовлечении отходов в оборот в качестве вторсырья. Если внимательно проанализировать указ, подписанный Лукашенко, то можно увидеть, что все нормы и тарифы унифицированы с российскими, поскольку Беларусь является членом Таможенного Союза.

Взимать данный вид сбора будут со следующих категорий транспортных средств:

  • все виды транспорта, которые ввозятся на территорию Беларуси частными лицами для личного пользования или с целью последующей перепродажи;
  • автомобили с электродвигателями;
  • грузовой транспорт, а также ТС предназначенные для передвижения в условиях бездорожья.

Высчитать сумму сбора для физических лиц достаточно просто, она определяется базовой ставкой, которая эквивалентна сумме в 20 тысяч российских рублей, и понижающим коэффициентом (0,1 - для авто выпущенных менее 3-х лет назад, и 0,15 - для более старых ТС). Отсюда видим, что сумма сбора будет составлять две или три тысячи российских рублей. Оплата производится в местной валюте по текущему курсу.

Значительно большую сумму придется платить за транспортные средства с электродвигателями. Это обосновано тем, что утилизация аккумуляторных батарей обходится государству значительно дороже.

Базовая ставка тоже составляет 20 тысяч рублей, а коэффициенты:

  • 0,86 (возраст авто до трех лет);
  • 5,3 (старше трех лет).

То есть любителям чистой экологии придется заплатить 17 200 за новые авто и 106 тысяч за авто с пробегом. Понятно, что такое решение правительства не поспособствует широкому распространению электрокаров в Беларуси.

Таким образом, жителям Беларуси стоит учитывать данные нововведения, поскольку кроме таможенных пошлин придется оплачивать еще и утилизационный сбор, о чем будут ставить отметку в техпаспорте транспортного средства.

Стоит также отметить, что если вы покупаете новую или б/у машину на территории Казахстана или России, то платить сбор нужно лишь в том случае, если он не был оплачен ранее. Если же ввозимый из стран Таможенного Союза автомобиль был выпущен до введения обязательного утильсбора, платить его не нужно.

Для юридических лиц ситуация более сложная по ряду причин:

более высокие базовые ставки - 20 тысяч на легковой транспорт, 150 тыс. на грузовой и 100 тыс. - шасси;
более высокий повышающие коэффициенты - от 0,3 до 35.

Если машину ввозит юридическое лицо, сумма сбора будет зависеть от возраста транспортного средства и объема двигателя. Понятно, что многие предприниматели пытаются решить эту проблему - машина ввозится в республику частным лицом, а потом организация приобретает ее уже на территории Беларуси.

Введение утильсбора негативно отобразилось на ценах, поскольку теперь в 2020 году производители и дилеры обязаны включать этот сбор в стоимость автомобиля. Однако, есть и положительные моменты - продукция местных производителей станет более доступной для покупателей, поскольку сбор с них не будет взиматься.