Какие есть экономические системы. Экономическая система и ее элементы. Смешанный тип экономики




экономическая система , традиционная экономика , централизованная экономика , рыночная экономика , смешанная экономика

Итак, как мы уже выяснили, человечеству постоянно приходится приводить в соответствие свои безграничные желания и ограниченные возможности.

Причем если в условиях натурального хозяйства люди могут жить независимо друг от друга, то при разделении труда и специализации необходим обмен продуктами. Никто не стал бы специализироваться, скажем, на шитье костюмов или писании книг, если бы не надеялся обменять свои костюмы и книги на продукты питания, одежду и другие блага и услуги, удовлетворяющие его потребности. Чем сильнее развито разделение труда, тем больше зависимость между производителями и тем больше необходимость согласования их деятельности. Такое согласование должна осуществлять экономическая система — определенный способ организации экономической жизни.

Какие вопросы решает экономическая система?

Каждая экономическая система должна решать следующие вопросы:

  1. ЧТО ПРОИЗВОДИТЬ? Какие потребности считать самыми важными и как распределить редкие ресурсы между производством различных товаров и услуг?
  2. КАК ПРОИЗВОДИТЬ? Решив первый вопрос, следует выбрать технологию производства — определить, в каком сочетании будут использованы факторы производства. Если техника в данном обществе развита недостаточно, выбираются такие технологии, для которых требуется сравнительно большой вклад труда (трудоемкость) и небольшой вклад капитала (капиталоемкость) . В ходе технического прогресса трудоемкость производства снижается, а капиталоемкость, как правило, возрастает. Экономическая система должна выбирать способ производства, который позволяет получить от имеющихся ресурсов возможно большую отдачу.
  3. ДЛЯ КОГО ПРОИЗВОДИТЬ? Предположим, что в экономической системе определены нужные продукты, распределены производственные ресурсы, подобраны наилучшие технологии и произведены готовые изделия. Как их распределить? В какой пропорции обменивать?

Так или иначе, все эти вопросы должны быть решены. Однако различные экономические системы решают их по-разному. К основным типам экономических систем относятся традиционная , централизованная (командная) и рыночная экономики .

Традиционная экономика

На протяжении большей части истории человечества вопросы, ЧТО, КАК и ДЛЯ КОГО производить, решались в соответствии с традициями и обычаями («так, как раньше»). В настоящее время в чистом виде такая экономическая система сохранилась у некоторых племен Центральной Африки, Южной и Юго-Восточной Азии, долины Амазонки.

В традиционной экономике обычаи закрепляют не только набор производимых благ, но и распределение занятий. В Индии, например, люди делились на касты священников, воинов, ремесленников и слуг. Никто не мог выбрать себе профессию по своему желанию, человек обязательно наследовал ремесло отца. Таким образом, распределение самых важных в ту пору ресурсов — трудовых — диктовалось нерушимыми многовековыми традициями.

То же самое можно сказать и о выборе производимых благ и технологий. Одни и те же изделия производились из поколения в поколение, а способы производства при этом оставались такими, какими они были сотни лет назад. С одной стороны, это позволяло потомственным ремесленникам достичь высочайшего уровня мастерства, с другой — не изобреталось и не производилось ничего нового. Технический прогресс и рост эффективности производства были невозможны, потому что каждый ремесленник копировал приемы работы своих учителей. Какие-либо усовершенствования вносить категорически запрещалось, каждая мелочь в производственном процессе была закреплена в специальных правилах, а значит, и производительность труда веками оставалась на неизменном уровне.

Вопросы распределения и обмена продуктов (ДЛЯ КОГО производить?) в традиционной экономике также решались согласно обычаям. Было определено, какую часть урожая надо отдавать феодалу, королю, церкви. В остальном сельское хозяйство, в котором трудилось в традиционной экономике подавляющее большинство людей, как правило, оставалось натуральным, а значит, проблемы с распределением продукта не возникало — его потребляли сами производители. Что касается ремесленников, то они чаще всего производили свои изделия на заказ и заранее знали своего покупателя. Небольшая часть продуктов поступала на рынок, но и там действовали освященные веками правила торговли, и цены изменялись нечасто.

В целом традиционная экономика обладает некоторыми привлекательными чертами — она обеспечивает стабильность общества и его полную предсказуемость, добротность и иногда даже высокое качество производимых благ, разнообразие которых, правда, очень ограниченно.

С другой стороны, традиционная экономика беззащитна перед любыми внешними изменениями, например переменой климата, нападением извне. Прежние традиции не соответствуют новым условиям, а на формирование новых нужны столетия. Яркий пример: традиционное пастбищное скотоводство жителей Северной Африки привело к исчезновению растительности и образованию пустыни Сахара. Видимо, при более гибкой экономической системе этот процесс можно было бы если не полностью предотвратить, то, по крайней мере, существенно замедлить.

И, конечно, огромный недостаток традиционной экономики — ее неспособность к самосовершенствованию, прогрессу. Население при такой экономике должно удовлетворять лишь минимум постоянных основных потребностей и не стремиться к большему.

Централизованная (командная) экономика

В этой экономической системе решения о том, ЧТО, КАК и ДЛЯ КОГО производить, принимаются из единого центра, которым обычно является глава государства. Командная экономика в сравнительно чистом виде существовала, например, в государстве древних инков. Через много веков похожая экономическая система сложилась в Советском Союзе и других странах, которые под влиянием СССР пошли по «социалистическому пути». В настоящее время командную экономику можно найти лишь на Кубе и в Северной Корее.

В централизованной экономике все материальные ресурсы и продукты производства обычно принадлежат государству. Что же касается работников, то они подчинены государственному чиновнику, тот — более важному чиновнику, и так далее по административной лестнице вплоть до верховного правителя, как бы он ни назывался: фараоном, императором или генеральным секретарем правящей партии.

Согласование экономической деятельности в централизованной экономике происходит с помощью планов, поэтому такую экономику называют также плановой. Процесс планирования происходит примерно так. На самом верху государственной пирамиды определяется, сколько данного продукта, предположим, автомобилей, следует произвести в масштабах всей страны за год. Затем специальный плановый орган (в СССР это был Госплан) рассчитывает, сколько потребуется стали, пластмасс, резины и прочих ресурсов для выпуска всех запланированных автомобилей. Следующий этап — расчет потребностей в электроэнергии, угле, нефти и другом сырье для производства этих ресурсов.

Такая процедура повторяется с каждым из видов продукции. Потом подсчитывается, сколько должно быть произведено, скажем, стали для выпуска всех продуктов, и эта цифра доводится до Министерства черной металлургии. То же самое происходит и со всеми остальными ресурсами. Дальше процесс планирования спускается из Госплана в отраслевые министерства. Предположим, Министерство черной металлургии получает задание выпустить за год определенное количество чугуна, стали, проката разных видов. Министерство, в свою очередь, расписывает производственные задания по всем подчиняющимся ему заводам, указывая, сколько какой продукции каждый завод должен поставить в каждый квартал будущего года. Директор завода распределяет свой план по цехам, цех — по участкам и так далее вплоть до самого работника-сталевара.

Преимущество плановой экономики — возможность быстро сосредоточить все ресурсы общества на «направлении главного удара». Это очень важно во время войн, крупных стихийных бедствий, а также позволяет продвинуться вперед в выбранной области.

Поэтому, например, Советскому Союзу удалось в свое время быстро реализовать программу освоения космоса. Однако при этом всегда приходят в запустение другие отрасли экономики (в СССР — легкая промышленность и сельское хозяйство), откуда забираются средства на развитие главных отраслей.

Для работы сложного механизма централизованной экономики требуется огромное количество управляющих, планирующих, рассчитывающих и проверяющих чиновников. Для того чтобы побуждать подчиненных выполнять планы-приказы, начальник должен иметь над ними реальную власть, обеспеченную силой всего государства. Все это очень дорого стоит. Но главная трудность централизованного планирования производства заключается в определении того, сколько же единиц каждого продукта нужно обществу. В современной экономике количество выпускаемых видов изделий измеряется сотнями тысяч. Рассчитать необходимый объем их производства не сможет даже самый мощный суперкомпьютер — ведь для этого нужно знать вкусы и потребности многих миллионов людей. Поэтому в реальной жизни расчет плана при такой экономической системе происходит так: все существующие в стране промышленные и сельскохозяйственные предприятия сообщают наверх, сколько они могли бы произвести в будущем году (для этого к прошлогоднему объему производства добавляется еще немного, предположим 2%). Эти цифры суммируются и с небольшими поправками составляют план, который затем возвращается на те же предприятия. Понятно, что точность и обоснованность такого плана оставляют желать много лучшего.

Технология производства также определяется государством, потому что ему в централизованной системе принадлежат все здания, сооружения, станки, ресурсы и пр. Поскольку управляющий экономикой чиновник лично не заинтересован в результатах ее работы, он вряд ли будет прилагать большие усилия к тому, чтобы способ производства был самым эффективным.

Все произведенные в централизованной экономической системе продукты поступают в собственность государства и перераспределяются им в соответствии с планом. Приблизительный характер планов может создать при распределении немалые сложности как для предприятий, так и для рядовых потребителей. В централизованной экономике даже в самый благополучный период всегда бывает дефицит одних товаров и избыток других. Стремясь поправить дело, государство меняет планы, но поскольку неясно, на какую точно величину нужно делать поправки, то там, где был дефицит, возникает избыток, и наоборот.

Другой важный недостаток централизованной экономики — это отсутствие достаточных стимулов к производству. Дело в том, что доход производителя в этой экономической системе прямо не зависит от того, сколько и какой продукции он произвел. Размер получаемых доходов в первую очередь определяется местом, которое занимает человек в пирамиде управления: меньше всего достается простому работнику, больше всего — главному начальнику. В этих условиях побудить людей работать с большей производительностью можно только неэкономическими способами: или угрожая наказанием, или внушая энтузиазм, например основанный на вере в светлое будущее. В Советском Союзе использовались оба эти способа.

Сильные стороны централизованной экономики сказываются при ее малых размерах, когда у центра есть возможность непосредственно контролировать все, что происходит в хозяйстве. Собственно говоря, любая фирма представляет собой небольшую централизованную экономическую систему. Если же хозяйство становится слишком большим, получение точной информации и контроль усложняются, возникает необходимость в большом бюрократическом аппарате управления, и недостатки централизованного планирования начинают перевешивать достоинства.

Рыночная система

В рыночной экономической системе действуют люди, свободные от власти традиций и не подчиненные единому центру. Каждый из них сам решает, что изготовлять, как и в каком количестве, исходя при этом из одной-единственной цели — личного интереса, увеличения собственного богатства и благосостояния.

В условиях разделения труда и личной свободы производители связаны друг с другом через обмен продуктами — товарами . Только обменивая свой товар, производитель может получить все необходимое для удовлетворения своих потребностей. Взаимозависимость людей в рыночной экономике очень велика. Но в отличие от ремесленника, работающего по заказу, производитель в рыночной экономике часто производит свой товар для неизвестного ему заранее покупателя. В отличие же от централизованной, рыночная экономика не гарантирует каждому, что он всегда сможет обменять свой продукт на другие. Обратной стороной свободы выбора являются риск и полная личная ответственность.

Итак, обмен товарами играет ключевую роль в рыночной экономике. Но произвести обмен товара на товар не так уж просто. Для этого необходимо согласие обоих товаровладельцев. Вполне вероятно, что, скажем, сапожник готов обменять сапоги на пироги, но пирожник хотел бы получить за свой товар что-нибудь другое. Для того чтобы удовлетворить всех, пришлось бы затевать длинную цепочку обменов.

Выход может быть только такой — условиться, что какой-нибудь один товар будут принимать все продавцы без исключения. Такой товар называется деньгами . Без денег рыночная экономика успешно работать не сможет.

Продажа товара — это обмен его на деньги, а покупка — обмен денег на товар.

Экономическая система, объединяющая свободных людей, связанных между собой отношениями купли-продажи, называется рыночной . Слово «рынок» на всех языках первоначально означало то место, где торгуют. Такие рынки стали возникать с незапамятных времен, потому что даже в те времена, когда господствовало натуральное хозяйство, некоторые товары: соль, железо, пряности, драгоценности — привозили из других мест и продавали на рынках купцы. Однако в те времена жизнь большинства жителей не была постоянно связана с рынком.

В конце XVIII — середине XIX в. в западноевропейских странах произошла промышленная революция, в результате которой большинство товаров стало производиться уже не вручную, а с помощью машин. Количество товаров резко увеличилось, и они начали продаваться на рынках. Более того, купля и продажа охватили не только продукты, но и факторы производства. Предметом торговли сделались машины и оборудование, а также земельные участки, которые раньше принадлежали феодалам и могли только передаваться по наследству. Продаваться и покупаться стал и труд работников, которые могли свободно им распоряжаться, в отличие от крепостных, цеховых ремесленников и их подмастерьев. Так возникли рынки капитала , земли и труда . Общественный строй, при котором в экономике господствует рыночная система, получил название «капитализм».

В рыночной экономике факторы производства и его результат — продукт — принадлежат не общине, как в традиционной экономике, и не государству, как в централизованной, а частным лицам. Поэтому проблема стимулов к производству в рыночной экономике не стоит. Каждый производитель выбирает самый выгодный для себя продукт и производит его столько, чтобы получить в итоге как можно больше денег. Технология производства также выбирается по возможности самая эффективная, при которой отношение результата к затратам является наибольшим. Поэтому рыночная экономика благоприятствует техническому прогрессу, в результате которого создаются новые, более производительные технологии.

Пожалуй, самый сложный вопрос — о распределении продуктов. Как рыночная экономическая система умудряется навести порядок в этой компании эгоистов, делающих что кому заблагорассудится? Ведь здесь обеспеченность населения необходимыми благами, а также справедливость распределения и обмена не гарантируются ни обычаем, ни планом, подкрепленным властью государства.

На этот вопрос ответил знаменитый английский экономист и философ Адам Смит в своей книге «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776), которую для краткости начинают просто «Богатством народов».

Исторический опыт показал преимущество рыночной экономики над двумя другими экономическими системами. Она простейшим образом решает проблему стимулов экономической деятельности, обладает способностью сравнительно быстро приспосабливаться к неожиданным изменениям, благоприятствует техническому прогрессу. Конечно, рыночная экономика — не идеал. Ей могут быть свойственны сильное неравенство доходов, поскольку государство не вмешивается в их распределение (в традиционной и централизованной экономике разрыв в доходах между «начальством» и рядовыми работниками очень велик, но сами работники находятся примерно в равном положении), периодические экономические спады, безработица и другие проблемы. Но мы можем назвать рыночную экономику наименее плохой из существующих экономических систем.

В последующих главах мы более подробно рассмотрим, как решаются эти проблемы и как работает система рыночной экономики.

Смешанная экономика

До сих пор мы вели речь об экономических системах в чистом виде. Однако, как правило, реальная экономика какой-либо страны не является чисто рыночной, чисто централизованной или чисто традиционной. Элементы различных экономических систем особым образом сочетаются в каждой стране. В развивающихся государствах Азии, Африки и Латинской Америки можно найти элементы всех трех типов экономических систем. В развитых странах мы сталкиваемся с сочетанием рыночной и централизованной экономики при господстве первой из них. Такое сочетание называется смешанной экономикой. Смешанная экономика призвана использовать сильные стороны и преодолеть недостатки рыночной и централизованной экономик. Например, даже в одной из самых рыночных экономик мира — американской — государство активно вмешивается в процесс распределения продукта и централизованно выдает бедным талоны на покупку еды. В то же время в такой централизованной экономике, как советская, даже в годы сталинизма допускались элементы рыночной экономики, например продовольственные и вещевые рынки, на которых граждане могли попытаться купить то, что не получали от государства. Однако разница между экономикой, где преобладает централизованное планирование, и экономикой, где преобладает рынок, огромна. Ее почувствовало на себе население нашей страны, где происходит долгий и болезненный переход от плановой к рыночной экономике.

Краткое содержание

Приведение в соответствие безграничных потребностей и ограниченных возможностей членов общества осуществляет экономическая система. Каждая экономическая система решает три важнейших вопроса: ЧТО, КАК и ДЛЯ КОГО производить.

Выделяют следующие основные типы экономических систем: традиционную, централизованную (командную) и рыночную. В традиционной экономике проблемы, ЧТО, КАК и ДЛЯ КОГО производить, решаются на основе обычаев и традиций, в централизованной — с помощью плана, устанавливаемого государством, а в рыночной -на основе целей и интересов свободных производителей, которые изготовляют наиболее выгодные для себя продукты.

В реальной экономике каждой конкретной страны основные типы экономических систем сочетаются, образуя смешанную экономику с преобладанием той или иной системы.

Из истории экономической мысли

Адам Смит (1723-1790)

Адам Смит родился в шотландском городке Киркалди, обучался в университетах Глазго и Оксфорда. Затем Смит переехал в Эдинбург, где читал лекции по английской литературе и риторике. Успех этих лекций создал ему имя в научных кругах, поэтому уже в 28 лет он был приглашен в университет Глазго в качестве профессора, а затем возглавил там кафедру нравственной философии (сегодня мы напили бы ее кафедрой общественных наук). Первая книга Смита, «Теория нравственных чувств» (1759), посвящена проблемам этики — науки о морали, о правилах человеческого поведения. Уже в этой книге Смит пытался решить проблему согласования интересов различных людей. Он отметил, что это согласование может осуществляться через свойственное человеку чувство симпатии. Смит понимал под этим тот факт, что, оценивая свои поступки, человек может встать на точку зрения другого человека.

Казалось, что после выхода книги жизнь ее автора ограничится университетской наукой, тем более что Смит обладал очень спокойным и замкнутым характером. Однако в 1764 г. все изменилось: Смит оставил кафедру и уехал во Францию в качестве гувернера и воспитателя молодого английского герцога Баклю. В Европе он много путешествовал и встречался с самыми известными учеными своего времени — Вольтером, Кенэ, Тюрго и другими. Там же он начал писать свое наиболее знаменитое произведение — «Богатство народов». Дальнейшая жизнь Смита протекала без заметных событий: он занимал почетную должность таможенного комиссара Шотландии, с большой энергией занимался исследованиями и публицистикой.

В «Богатстве народов» Смит открыл еще один способ согласования личных интересов, основанный уже не на симпатии, а на рыночной экономике при условии свободной конкуренции (соревнования) участников рынка.

Главный вывод книги Смита: рыночная экономика, основанная на свободной конкуренции, может существовать сама по себе. Вмешательство государства ей скорее вредит, чем помогает. Смит утверждал, что в рыночной системе каждый человек, преследуя личную выгоду, выбирает себе то занятие, которое лучше всего оплачивается, производит товар, имеющий наибольшую цену. Благодаря этому каждый человек в отдельности (значит, и все общество в целом) достигает наилучшего для себя результата, а ресурсы общества распределяются наиболее эффективно. Кроме того, поскольку наиболее выгодные продукты начинают производить сразу много человек, между ними возникает конкуренция и цена товара в конце концов снижается, что тоже выгодно обществу. Как выразился Смит, «невидимая рука» подталкивает эгоистов к общественному благу.

Но для этого нужно, чтобы каждый человек мог свободно заняться делом, которое он считает самым выгодным. Никто не должен (как в традиционной или централизованной экономике) ограничивать его выбор, указывать ему, чем следует и чем не следует заниматься.

Прямое вмешательство государства скорее вредит, чем помогает рыночной экономике — этот вывод Смита произвел наибольшее впечатление на его современников. Дело в том, что в то время в экономической мысли господствовали так называемые «меркантилисты» — сторонники активного государственного регулирования всех сторон экономической жизни и особенно внешней торговли.

С «Богатства народов» Смита начинается самостоятельная экономическая наука — ранее экономические знания относились к предмету нравственной философии.

В зависимости от хозяйственного механизма и социального уклада виды экономики подразделяются на такие, как:

  • традиционная;
  • командная;
  • рыночная;
  • смешанная.

Эти типы экономических систем связаны с распределением средств и наличием альтернативных издержек (упущенного дохода). Они используются для формирования хозяйственной деятельности в социуме — обществе людей, координирующих свои действия друг с другом по разработанным правилам.

Традиционный тип экономики

Традиционная система базируется на исторических традициях, которые передаются из поколения в поколение. В современном обществе она применяется в странах со слаборазвитой хозяйственной структурой, в основу которой входит сельское хозяйство, ремесленничество, примитивные формы торговли. Роль государства в экономических отношениях низкая. Регулятором хозяйственных отношений выступают рынки, где приоритет стоит на извлечении собственной выгоды, а не коллективной. Здесь медленно внедряются новые технологии из-за нежелания людей вносить изменения в повседневный уклад жизни. Распределение ресурсов, труда для изготовления благ и его продуктов, базируются на обычаях общины. Например, страны юго-восточной Азии: Афганистан, Бангладеш, Пакистан.

Характерные черты

Традиционная система стабильна. Она практически не имеет производственных издержек, а рабочие имеют мотивацию для коммерческой реализации своего мастерства, что оказывает положительное влияние на качество продукции. Система характеризуется:

  • преобладающим применением ручного труда;
  • использованием природных источников энергии;
  • построением власти на родоплеменных отношениях;
  • небольшим сегментом добывающей промышленности или его отсутствием;
  • эксплуатацией, ограничением прав и свобод низшей прослойки общества.

Система допускает свободный товарооборот, позволяющий обеспечить достойный уровень жизни.

Командный тип экономики

Командная система предусматривает государственную собственность на ресурсы, централизованное планирование, минимальную интенсивность свободных рыночных отношений. Государство решает все — от места размещения предприятия до каналов поставки сырья и сбыта продукта. Властные структуры устанавливают показатели рентабельности, к которым привязывают оплату труда, премии и штрафные санкции. Эта система направлена на:

  • подавление личных свобод граждан;
  • управление, посредством административных распоряжений и системы планирования;
  • государственную форму собственности.

Командный тип экономики в настоящее время используют Вьетнам, Куба, Северная Корея.

Рыночный тип экономики

Рыночная система является гарантом соблюдения условий заключения сделок, невмешательства третьих лиц. Она позволяет свободно выбирать рынки сбыта товара и услуг. Предприниматель самостоятельно выбирает, где закупать сырье, какой продукт производить, кому его реализовать, как использовать полученный доход. Основные признаки:

  • частная собственность;
  • возможность выбора форм деятельности;
  • ценообразование, основанное на спросе и предложении;
  • здоровая конкуренция;
  • ограниченная роль государственных структур.

Этот вид хозяйствования в чистом виде не имеет реальных примеров. Существующие рыночные системы развитых стран основаны на доминировании крупных корпораций. Цены удерживаются на определенном уровне и зависят от политики вендоров, что позволяет отклоняться от модели совершенной конкуренции.

Смешанный тип экономики

Смешанная экономика позволяет совмещать возможности рыночной и командной систем. Она предполагает совмещение руководящей роли государства и свободы предпринимательской деятельности. В ее основе лежат следующие виды собственности:

  • частная;
  • государственная;
  • муниципальная;
  • коллективная.

Государство осуществляет регулирующую роль, применяя фискальную, антимонопольную и другие виды экономической политики, а производители продукта и услуг имеют право на самостоятельный выбор сферы деятельности. Смешанный вид экономики применяется в Великобритании, Германии и России.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

1. Основы экономических знаний

Экономика - хозяйственная деятельность общества, а также вообще совокупность отношений, складывающихся в системе производства, распределения, обмена и потребления.

Впервые в научном труде слово «экономика» появляется в IV в. до н.э. у Аристотеля, который называет её «естественной наукой». Аристотель противопоставлял экономику хрематистике - отрасли деятельности человека, связанной с извлечением выгоды. В современной философии экономика рассматривается как система общественных отношений, рассмотренных с позиции понятия стоимости. Главная функция экономики состоит в том, чтобы постоянно создавать такие блага, которые необходимы для жизнедеятельности людей и без которых общество не сможет развиваться. Экономика помогает удовлетворить потребности человека в мире ограниченных ресурсов. Экономика - это система хозяйствования, включающая отрасли материального производства и нематериальной сферы. Нематериальной сферой экономики принято считать религию, искусство, науку, здравоохранение, образование, спорт. Экономика общества представляет собой сложный и всеохватывающий организм, который обеспечивает жизнедеятельность каждого человека и общества в целом.

В экономической науке принято деление экономической деятельности на микро-, макроэкономический уровни производства и мировую экономику (интерэкономику).

Выделяют четыре основные формы экономики: рыночную, административно-командную, традиционную, смешанную.

Экономическая теория изучает экономику в целом, то, как она функционирует, экономические процессы и явления на различных уровнях. Она является одной из древнейших наук.

Истоки экономической науки: самые первые высказывания об экономике и экономических явлениях можно найти в учениях мыслителей древнего мира. Наиболее известны сегодня взгляды древнегреческих мыслителей (Ксенофонта; Платона, Аристотеля.), которые образуют теоретически исходные пункты современной экономической науки.

Как наука экономическая теория возникла в XVI-XVII вв. Это период становления капитализма, зарождения мануфактуры, углубления общественного разделения труда, расширения рынков, интенсификации денежного обращения. На эти процессы экономическая наука откликается появлением меркантилизма - первой школы, характеризующей развитие экономической теории (политической экономии) Томас Ман, Антуан Монкретьен де Ваттевиль, Дэвид Юм.

Другое направление в развитии политической экономии было представлено физиократами, которые явились выразителями интересов крупных землевладельцев.

Третьим направлением современной зарубежной экономической мысли является институционально-социологическое, представителями которого являются Т. Веблен, Дж. Коммонс, У. Митчелл, Дж. Гелбрейт.

Рынок - это взаимодействие независимых продавцов и покупателей. Сущность рынка наиболее полно проявляется в его элементах.

Первым элементом рыночной экономики выступают производители и потребители. Одни производят товар, другие - потребляют его. Они формируют спрос и предложение. Спрос выступает на рынке в виде потребности, обеспеченной деньгами. Предложение - это результат применения наиболее экономных методов производства и эффективного использования ресурсов при производстве пользующихся спросом товаров. Спрос и предложение обеспечивают постоянную связь между производителями и потребителями материальных благ.

Вторым элементом рыночной экономики выступают цены. Цены складываются в результате спроса и предложения, соотношение которых колеблется в зависимости от действующей конъюнктуры.

Третий важнейший элемент рыночного механизма - конкуренция. Это соперничество с точки зрения фирм и расщепление экономической власти с точки зрения общества. Адам Смит назвал конкуренцию «невидимой рукой» рынка, благодаря которой эгоистические побуждения отдельных индивидов в виде собственной экономической выгоды обращаются на благо всего общества. Основная функция конкуренции заключается в том, чтобы определить величину экономических регуляторов, которыми выступают цена, норма прибыли, процент и т.д.

В зависимости от различных критериев рынки можно разделить:

1) по экономическому назначению объектов рыночных отношений: рынки товаров и услуг, рынки ресурсов;

2) по товарным группам: рынки продовольственных и непродовольственных товаров, рынки услуг;

3) по территориальному признаку: местные (локальные), территориальные (областные), национальные (республиканские) и мировые (международные) рынки;

4) по степени ограничения конкуренции монопольный, олигопольный, межотраслевой;

5) по характеру продаж: рынки оптовой и розничной торговли, рынки государственных закупок;

6) по соблюдению законности: легальные и нелегальные рынки.

Преимущества:

1) Рынок способствует более эффективному использованию ресурсов. Желание максимизировать прибыль заставит использовать те ресурсы, которых много, так как они дешевы, и экономить редкие ресурсы, так как они дороги.

2) Способствует развитию техники, созданию новых технологий, методов организации и управления производством, так это повышает прибыль.

3) Обеспечивает свободу выбора потребителей и производителей.

Последнее можно рассматривать как составляющую свободы вообще и одну из важнейших целей в жизни человека.

Недостатки:

1) Внешние эффекты. Это ситуация, когда третья незаинтересованная в сделке сторона получает выгоды (положительный внешний эффект) или издержки (отрицательный внешний эффект). Примерами могут быть выгоды от образования, получаемые обществом и экологические проблемы как издержки.

2) Не стимулирует производство общественных товаров. Это товары, которые обладают свойствами неделимости и неисключаемости, то есть ими пользуются все и бесплатно. Например, оборона страны, освещение улиц.

3) Неравенство в доходах. На этот счет английский экономист У. Петти сказал следующее: «Не бывает богатых там, где все одинаково богаты, как не бывает бедных там, где все одинаково бедны». В рыночной системе преуспевает тот, кто обладает ресурсами. Однако есть категории людей - аутсайдеров. Это инвалиды, старики, дети. Без помощи государства эти люди обречены на бедность.

4) Макроэкономическая нестабильность (не гарантирует полной занятости и стабильного уровня цен). Для рыночной системы характерно циклическое развитие.

5) Ассиметричная информация, когда одна сторона при сделке не обладает всей информацией о товаре.

2. Конкуренция и монополия

Слово «конкуренция» означает столкновение. И действительно, в системе свободной рыночной экономики происходят постоянное сталкивание и взаимодействие интересов самых различных экономических субъектов. Это могут быть производители однородной продукции, и тогда экономисты говорят о внутриотраслевой конкуренции, или производители различных, но взаимозаменяемых видов товаров (так называемая межотраслевая конкуренция), или столкновение интересов потребителей и производителей и т, д.

Для характеристики уровня конкуренции на том или ином конкретном рынке используются следующие показатели:

ь количество производителей и потребителей на рынке;

ь тип производимой продукции;

ь способность отдельного производителя и потребителя влиять на рыночные цены;

ь барьеры на пути вступления в отрасль;

ь отсутствие или наличие неценовых форм конкурентной борьбы.

Существуют следующие виды конкуренции:

1) Честная и недобросовестная конкуренция. В соответствии с Законом Республики Казахстан «О недобросовестной конкуренции» к ней относят любые действия физического, юридического лица или государственного органа, препятствующие конкуренции. Это могут быть такие действия, как горизонтальные слияния, сговоры, разглашение коммерческой тайны, копирование чужого товарного знака, распространение недостоверных сведений о продавце и его товарах и т.д.

2) Ценовая и неценовая конкуренция. При ценовой конкуренции соперники поэтапно снижают цену, чтобы расширить рынки сбыта. При неценовой конкуренции конкурируют качеством, дополнительным обслуживанием, товарным знаком.

3) Совершенная (чистая) и несовершенная конкуренция. Для совершенной конкуренции характерны наличие множества мелких независимых продавцов; однородный (стандартный) товар, т.е. товар, не имеющий разновидности; одна фирма принимает рыночную цену; нет барьеров для вступления в отрасль новых фирм; совершенная информация. Принято относить к таким рынкам отрасли сельского хозяйства, фондовые и валютные рынки.

1. Естественные монополии

Естественные монополии возникают, как правило, в отраслях, которые обеспечивают население жизненно важными услугами и для которых характерен положительный эффект от увеличения масштабов производства. Сюда можно отнести компании, занимающиеся обеспечением электроэнергией, газом, водой, транспортными перевозками, например городской метрополитен, и т.д.

В этих сферах экономики обеспечение потребностей рынка силами одной крупной компании обходится дешевле, а следовательно, производство оказывается более эффективным, чем при производстве того же объема товаров и услуг силами нескольких меньших по размерам (масштабам производства) фирм.

2. Монополия в виде контроля фирмы над редкими природными ресурсами, знаниями.

Другой причиной возникновения и сохранения фирмой особого монопольного положения является ограниченность и невоспроизводимость отдельных природных ресурсов (например, нефти). Контроль за добычей и реализацией данного вида сырья создает их собственникам особые благоприятные условия на рынке, препятствует проникновению на рассматриваемый рынок других компаний.

Существование государственных монополий на рынке конкретных товаров и услуг вызвано как естественным монополизмом отдельных государственных предприятий (например, железнодорожный транспорт), так и государственными ограничениями притока новых фирм в какую-либо отрасль (например, в области экспортно-импортных операций стратегически важных товаров " и т.д.).

В отличие от совершенного конкурента, принимающего рыночную цену как данную извне, монополия сама определяет свои цены, исходя из объема рыночного спроса и величины своих издержек. Монополизация рынка ведет, как правило, к относительному сокращению объемов производства и более высоким рыночным ценам на реализуемые. монополией товары и услуги. Вот почему во всех развитых странах мира государство проводит более или менее жесткую политику регулирования деятельности монополий, особенно естественных, и поощрения сил конкуренции на рынке.

Монополия (и монопсония) на рынке - явление столь же редкое, как и совершенная конкуренция. В реальной экономике большинство отраслей находятся в промежутке между этими двумя крайними формами. Фирмы, действующие в этих отраслях, не являются ни совершенными конкурентами, ни чистыми монополистами.

3. Спрос и предложение

Спрос на какой-либо товар или услугу - это желание и возможность потребителя купить определенное количество товара или услуги по определенной цене в определенный период времени.

· индивидуальный спрос - это спрос конкретного субъекта;

· рыночный спрос - это спрос всех покупателей на данный товар.

Объем спроса - это то количество товара или услуги, которое потребители согласны купить по определенной цене в течении определенного периода времени.

Изменение в величине спроса - это движение вдоль кривой спроса. Происходит при изменении цены товара или услуги при прочих равных условиях.

Закон спроса: покупатели купят больше товаров по низкой цене, а по высокой меньше.

Факторы спроса:

ь вкусы и предпочтения

ь изменение дохода

ь цены на взаимозаменяемые товары

ь изменения в ожидании будущих цен

ь население

ь полезность и спрос

Комплиментарные товары дополняют друг друга, потребляются вместе.

Товары-субституты - взаимозаменяются.

Предложение какого-либо товара или услуги - это готовность производителя продать определенное количество товара или услуги по определенной цене за определенный период времени.

Объем предложения-то количество товара или услуги, которое готовы продать продавцы по определенной цене в течение определенного периода времени.

Факторы, оказывающие влияние на предложения:

· изменение цен на факторы производства;

· технический прогресс;

· сезонные изменения;

· налоги и субсидии;

· ожидания производителей;

· изменение цен на сопутствующие товары.

Изменение объема предложения происходит, если все определяющие предложение товара факторы остаются постоянными, а изменяется только цена рассматриваемого товара. Таким образом, если изменяется цена, то происходит движение вдоль линии предложения.

При изменении других факторов, определяющих предложение, и постоянной цене товара происходит изменение самого предложения, и линия предложения на графике сдвигается.

Линии спроса и предложения пересекаются в точке, где цена, по которой покупатели согласны купить определенное количество товара, равна цене, по которой производители готовы продать это же количество товара. Точка пересечения линий предложения (S) и спроса (D) - точка Е, называется точкой равновесия. Когда рынок находится в этой точке, установившаяся цена устраивает как покупателей, так и продавцов и у них нет причин требовать ее изменения. Такое состояние рынка называется рыночным равновесием. Объем продаж в этой точке называется равновесным объемом рынка (Qе). Цена в этой точке называется равновесной (рыночной) ценой (Pе). Таким образом, рыночное равновесие - это состояние рынка, при котором объем спроса равен объему предложения.

Закон спроса и предложения - объективный экономический закон, устанавливающий зависимость объёмов спроса и предложения товаров на рынке от их цен. При прочих равных условиях, чем цена на товар ниже, тем больше на него платёжеспособный спрос (готовность покупать) и тем меньше предложение (готовность продавать). Обычно цена устанавливается в точке равновесия между предложением и спросом. Закон окончательно сформулирован в 1890 году Альфредом Маршаллом.

Величина спроса - количество товара или услуг определенного вида и качества, которое покупатель желает купить по данной цене в течение определенного периода времени. Величина спроса зависит от доходов покупателей, цен на товары и услуги, цен на товары-субституты и комплементарные блага, ожиданий покупателей, их вкусов и предпочтений.

Закон спроса - при прочих равных условиях, повышение цены вызывает понижение величины спроса; понижение цены - повышение величины спроса, то есть отражает обратную зависимость между ценой и количеством товара.

Закон предложения - экономический закон, согласно которому величина предложения товара на рынке увеличивается с ростом его цены при прочих равных условиях (издержки производства, инфляционные ожидания, качество товара).

По сути, закон предложения говорит о том, что при высоких ценах, товаров предлагается больше, чем при низких. Если представить предложение как функцию цены от количества предлагаемого товара, закон предложения характеризует возрастание функции предложения на всей области определения.

Аналогично, закон спроса означает то, что по низкой цене покупатели готовы приобрести больше товара, чем при высокой. Функция спроса как функция цены от количества покупаемого товара убывает на всей области определения.

4. Экономические риски

Риск - это опасность, угрожающая успешному результату

Риск - опасность возникновения непредвиденных потерь ожидаемой прибыли, дохода или имущества, денежных средств в связи со случайным изменением условий, неблагоприятными обстоятельствами. Измеряется частотой, вероятностью возникновения того или иного уровня потерь. Наиболее опасны риски с осязаемой вероятностью уровня потерь, превосходящих величину ожидаемой прибыли. Принято выделять следующие виды рисков:

Ш банковский риск - риск, которому подвергаются коммерческие банки;

Ш валютный риск - риск, связанный с непредвиденными изменением курса иностранных валют;

Ш кредитный риск - риск, связанный с опасностью невозврата, неполного воврата или несвоевременного возврата кредита;

Ш политический риск - риск, обусловленный влиянием политических перемен и военных конфликтов на экономический процесссы;

Ш процентный риск - риск, связанный с непредвиденным изменением процентных ставок;

Ш риск заразиться - риск того, что проблемы дочерних или ассоциированных компаний перекинуться на материнскую компанию.

Приватизация - это реформа отношений собственности, направленная на преобразование государственных и муниципальных предприятий в частные.

Первый этап (1991-1992 годы) - начало реструктуризации государственной собственности путем акционирования большинства предприятий с различной степенью государственного участия. На этом этапе приватизация носила инициативный характер: государственные органы принимали решение о приватизации только после подачи коллективом предприятия заявки на приватизацию. Посредством аукционов и конкурсов в течение 1991-1992 годов было приватизировано 4770 объектов, в том числе 472 совхоза, переданных в коллективную собственность. Объекты розничной торговли, общепита, бытового обслуживания, коммунального хозяйства составили 60% от общего количества приватизированных предприятий.

Результатыпервого этапа приватизации послужили толчком для развития предпринимательства в Казахстане, положили начало формированию в стране частной собственности.

Второй этап (1993-1995 годы) характеризуется созданием единой системы управления и приватизации государственной собственности, осуществлением массовой приватизации, а также приватизации по индивидуальным проектам и объектов агропромышленного комплекса. Всего за эти два года в рамках малой приватизации, суть которой заключалась в аукционной и конкурсной продаже объектов торговли, бытового обслуживания и промышленных предприятий с численностью до 200 человек, было реализовано более 6000 объектов.

Одновременно осуществлялась работа по акционированию государственных предприятий. Это явилось началом массовой приватизации (предприятия с численностью от 200 до 5000 работающих) и приватизация по индивидуальным проектам (предприятия с численностью работающих свыше 5000 человек).

В рамках этих направлений приватизации было реализовано свыше 400 объектов. В рамках приватизации агропромышленного комплекса продано 1967 предприятий, что составило 93% всех объектов АПК.

Третий этап (1996-1998 годы) стал переходом к секторным программам приватизации в электроэнергетике и нефтегазовой отрасли. Для каждой из этих отраслей была разработана специальная программа пообъектной приватизации, преимущественно по индивидуальным проектам с учетом предложений заинтересованных центральных и местных органов исполнительной власти Казахстана и привлечением квалифицированных консультантов. В результате реализации третьего этапа было приватизировано 14686 объектов государственной собственности. Участие иностранного капитала в приватизационных процессах, использование зарубежного опыта в управлении отечественными предприятиями подтвердили правильность выбора стратегии по привлечению прямых иностранных инвестиций.

Четвертый этап (1999-2000 годы) характеризуется новыми подходами по распределению полномочий между уровнями государственного управления и распоряжения государственной собственностью. Ключевым моментом данного периода явилось разделение государственной собственности на республиканскую и коммунальную. Предоставление Акимам областей, городов Алматы и Астаны права принятия решений и осуществления приватизации объектов коммунальной собственности реально способствовало укреплению местного государственного управления, обеспечению финансовой и экономической самостоятельности регионов. Так, в 1999 году в коммунальную собственность были переданы государственные пакеты акций и доли участия в 953 акционерных обществах и хозяйственных товариществах. В период 1999-2000 годов было продано 6688 объектов государственной собственности.

В 2000 году была одобрена Концепция управления государственным имуществом и приватизации, на основе которой были приняты и реализованы две программы повышения эффективности управления государственным имуществом и приватизации на 2001-2002 годы и 2003-2005 годы.

В целях усиления государственного контроля над стратегическими отраслями экономики в 2003 году был принят Закон Республики Казахстан «О государственном мониторинге собственности в отраслях экономики, имеющих стратегическое значение».

Почему растет государственный сектор? Главными причинами являются:

рост расходов на оборону и военно-космические исследования;

рост народонаселения;

решение проблем окружающей среды и инфраструктуры;

решение социальных проблем: безработицы, медицинской помощи, продовольственного кризиса, жилищного обеспечения, нищеты.

Таким образом, вмешательство государства в экономику вызвано стремлением правительства смягчить неэффективность и «несправедливость», связанные с функционированием рыночной экономики.

Государство всегда будет иметь свою долю в рыночной экономике.

Регулирование государством рынка (частного капитала) направлено на достижение следующих экономических целей:

1. Экономический рост. Эта цель предполагает увеличение объемов производства материальных благ, улучшение их качества, обеспечение более высокого уровня жизни.

2. Экономическая эффективность. Эта цель требует получения наибольших (наилучших) результатов при минимальных затратах имеющихся ограниченных производственных ресурсов.

3. Полная занятость трудоспособного населения. Реализация этой цели позволит обеспечить всех, кто может и желает работать, занятием (рабочим местом) в соответствии с их потребностями и квалификацией.

4. Стабильный уровень цен. Значительное повышение или снижение общего уровня цен дестабилизирует экономику в целом, возникают напряжение, различного рода сложности в экономической деятельности (инфляция и дефляция), которых крайне важно избегать.

5. Экономическая свобода. Предприниматели, хозяйствующие субъекты рыночной экономики должны обладать в своей экономической деятельности высокой степенью свободы.

6. Справедливое распределение доходов: «На равный капитал - равная прибыль»

7. Экономическая обеспеченность.

8. Торговый баланс.

Прямое регулирование предполагает непосредственное вмешательство государства в национальное производство в следующих формах:

1) создание новых промышленных объектов;

2) национализация убыточных частных предприятий;

3) покупка акций частных предприятий.

Прямое регулирование приводит к созданию государственного сектора производства товаров и услуг. Исторически обусловлено, что прямое вмешательство государства в экономику происходит, прежде всего, в отраслях, которые создают общественные блага, т.е. блага, нужные всем без исключения для нормальной повседневной жизни. Эти отрасли, или сфера деятельности, называются инфраструктурой.

Косвенное, или административное, государственное регулирование происходит через распределение законодательной и исполнительной власти, создание законов (декретов) по регулированию экономической деятельности. Такое регулирование осуществляется без инвестиций, без денег. Косвенное регулирование охватывает бюджетно-налоговую, денежно-кредитную и валютную сферы.

конкуренция монополия спрос рынок

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Конкуренция, ее функции и способы ведения конкурентной борьбы. Сущность, источники и факторы монопольной власти, виды и формы монополии. Конкурентные преимущества и условия конкурентоспособности российской экономики, монополистические тенденции на рынке.

    курсовая работа , добавлен 28.02.2010

    Понятие, виды и формы монополии. Монопольная цена и конкуренция. Причины, обуславливающие поведение монополий в экономике. Особенности современной монополизации народного хозяйства, ее позитивные и негативные факторы. Регулирование деятельности монополий.

    курсовая работа , добавлен 19.01.2011

    Рынок существует в конкретных социально-экономических условиях и зависит от института собственности. Понятие рынка, роль рынка в товарном производстве. Функции рынка. Виды рынков. Конкуренция и монополия. Совокупный спрос и совокупное предложение.

    реферат , добавлен 13.10.2008

    Понятие конкуренции: совершенная конкуренция, несовершенная, чистая монополия, олигополия. Конкуренция в условиях монополистического производства: соперничество, неценовая конкуренция, реклама. Неэффективность монополистической конкуренции.

    курсовая работа , добавлен 01.11.2007

    Монополия как антипод конкуренции; объективный подход к оценке роли производственных монополий, их преимущества и недостатки. Факторы, ограничивающие монопольную власть; эластичность рыночного спроса. Ценовая дискриминация, монополия и эффективность.

    курсовая работа , добавлен 28.11.2012

    Виды монополистической деятельности. Формы недобросовестной конкуренции. Система антимонопольного регулирования экономики. Основные причины и виды рисков, их влияние на деятельность предприятия. Государственное регулирование естественных монополий.

    контрольная работа , добавлен 23.03.2013

    Характерные особенности современной рыночной экономики: преимущества, недостаточность саморегулирования; реализация общенациональных целей. Совершенная, несовершенная конкуренция: монополия, олигополия. Законы спроса, предложения, рыночного равновесия.

    контрольная работа , добавлен 13.11.2011

    Конкуренция - непременный институт рыночной системы хозяйствования и переходной экономики. Открытость экономики как мощный фактор институциональных изменений. Характеристика процесса институциональной конкуренции. Конкуренция на рынке страховых услуг.

    контрольная работа , добавлен 13.10.2015

    Монополия как вид экономической структуры рынка. Конкуренция - важнейший фактор эффективного развития рыночной экономики. Изменение объемов производства и цен в результате монополизации отрасли. Государственное регулирование деятельности монополий.

    курсовая работа , добавлен 09.09.2011

    Понятие и формы несовершенной конкуренции. Олигополия: сговор и соперничество, дилемма олигополистов, случаи возникновения сговора, сдерживание входа на рынок и хищническая политика. Монополия, защита монопольного рынка, методы борьбы монополий на рынке.

Экономические системы — это совокупность взаимосвязанных экономических элементов, образующих определенную целостность, экономическую структуру общества; единство отношений, складывающихся по поводу производства, распределения, обмена и потребления экономических благ.

Эти взаимоотношения могут осуществляться по-разному, и именно данные различия отличают одну экономическую систему от другой.

Использование ресурсов для удовлетворения потребностей подчинено экономическим целям, которые преследуют в своей экономической деятельности .

Экономической целью потребителя является максимизация удовлетворения всех .

Экономической целью фирмы выступает максимизация или минимизация .

Главными экономическими целями современного общества являются: , повышение эффективности производства, полная и социально-экономическая стабильность.

Современные экономические системы

В капиталистической системе материальные ресурсы принадлежат частным лицам. Право заключать обязательные для исполнения юридические договоры позволяет частным лицам по своему усмотрению распоряжаться своими материальными ресурсами.

Производитель стремится производить (ЧТО? ) ту продукцию, которая удовлетворяет и приносит ему наибольшую прибыль. Потребитель сам решает, какой товар ему купить и сколько за него заплатить денег.

Поскольку в условиях свободной конкуренции установление цен от производителя не зависят, то на вопрос "КАК? " производить, хозяйственный субъект экономики отвечает стремлением производить продукцию с более низкими , чем его конкурент, с тем чтобы продать больше из-за более низких цен. Решению этой задачи способствуют использование технического прогресса и различные методы управления.

Вопрос "ДЛЯ КОГО? " решается в пользу потребителей с наибольшим доходом.

В такой экономической системе правительство не вмешивается в экономику. Его роль сводится к защите частной собственности, установлению законов, облегчающих функционирование свободных рынков.

Командная экономическая система

Командная или централизованная экономика является противоположностью . Она основана на государственной собственности на все материальные ресурсы. Отсюда все экономические решения принимаются государственными органами посредством централизованного (директивного планирования).

Каждому предприятию производственным планом предусматривается, что и в каком объеме производить , выделяются определенные ресурсы, тем самым государство решает вопрос как производить, указываются не только поставщики, но и покупатели, то есть решается вопрос, для кого производить.

Средства производства распределяются между отраслями на основании долговременных приоритетов, определяемых плановым органом.

Смешанная экономическая система

Сегодня нельзя говорить о наличии в том или ином государстве в чистом виде одной из трех моделей. В большинстве современных развитых стран существует смешанная экономика, сочетающая элементы всех трех видов.

Смешанная экономика предполагает использование регулирующей роли государства и экономической свободы производителей. Предприниматели и рабочие перемещаются из отрасли в отрасль по собственному решению, а не по правительственным директивам. Государство же в свою очередь осуществляет , социальную, фискальную (налоговую) и другие виды экономической политики, что в той или иной степени способствует экономическому росту страны и повышению жизненного уровня населения.

Принято выделять следующие основные типы экономических систем : традиционную, административно-командную, рыночную и смешанную.

Экономические системы возникли при решении экономических проблем, связанных с распределением ограниченных ресурсов и наличием альтернативных издержек. Иными словами, перефразируя понятие, экономическая система – это способ, по которому формируется хозяйственная жизнь в стране, обществе; способ, по которому принимаются решения о том ЧТО, КАК и ДЛЯ КОГО производить.

В основе наиболее популярной классификации хозяйственных систем лежат принцип деления по двум основным признакам, а именно:

Таким образом, исходя из данных критериев, мы можем установить некоторое деление и выделить несколько типов экономических систем, каждому из которых отведено определенное место в структуре реальных экономических отношений, происходящих в той или иной стране мира.

4 основных типа экономических систем

Произведенное на основании вышеуказанных критериев деление позволило определиться с четырьмя видами хозяйственных систем:

Традиционная — практика использования редких ресурсов обусловлена сложившимися в обществе традициями и обычаями. Характеризуется на широком применении ручного труда в производстве, а орудия труда, применимые совместно с ручной силой, малопроизводительны, в их основе лежат устаревшие по меркам развитых стран технологии. Распространена подобная система в странах третьего мира со слаборазвитой экономикой.

Вопрос о том, «КАК, ЧТО и ДЛЯ КОГО?» производить, в традиционной экономике решается на основе традиций, передаваемых из поколения в поколение.

Капиталистический тип экономической системы (или чистый капитализм) характеризуется в первую очередь частной собственностью на ресурсы и средства производства, регулированием и управлением системой экономических отношений посредством рыночного распределения и соответствующей продукции с установлением оптимальных (рыночных) цен, обеспечивающих необходимый баланс спроса и предложения. Богатство в обществе в таком случае распределяется крайне неравномерно, а основными экономическими субъектами являются автономные производители и потребители материальных и нематериальных благ. Роль государства в экономических отношениях очень низка. Здесь нет единого центра экономической власти, но регулятором подобной формы организации экономических отношений выступает система рынков, в которой каждый из субъектов стремиться извлечь собственную, индивидуальную выгоду, но не коллективную. Производство осуществляется лишь по наиболее выгодным, максимально рентабельным направлениям, а потому некоторые категории благ (их еще называют общественными) могут оставаться невостребованными у производителя, в силу своей малой прибыльности и иных факторов, несмотря на наличие спроса со стороны общества.

Таким образом, достоинствами данной формы организации хозяйственной жизни являются:

  • Наиболее эффективное распределение ресурсов в соответствии с рыночными механизмами (так называемая «невидимая рука рынка»)
  • Свобода в выборе направления для предпринимательской деятельности
  • Непременное повышение качества товаров и услуг в условия конкурентной борьбы
  • Появление новых продуктов на рынке и одновременно стимулирование научно-технического прогресса.

Недостатками же являются:

  • Крайне неравномерное распределение доходов в обществе
  • Ориентированность производителя на платежеспособного клиента
  • и безработица, нестабильность развития экономики (возможность , и т.д.), как следствие – социальная нестабильность
  • Недостаток в финансировании сферы образования
  • Возможное снижение конкуренции вследствие создания монополий
  • Отрицательное влияние производства на экологию, значительное потребление природных ресурсов.

Командная экономика

Представленный выше чистый капитализм имеет свой антипод (противоположность) в лице централизованной (командно-административной) системы, характеризуемой государственной собственностью на все материальные ресурсы и принятием важных экономических решений посредством коллективных совещаний и централизованного экономического планирования. Иными словами, средства производства (земля, капитал) сосредоточены в руках государства – ведущего экономического субъекта, а о экономической власти можно говорить как о централизованной. Важно учитывать, что рынок не определяет баланс экономических сил (не влияет на то, какие компании и что производят, какие из них выдержат конкуренцию), цены на товары и услуги определяются правительством. Центральный плановый орган (ЦПО) осуществляет распределение изначально имеющейся и готовой продукции, в его компетенцию входит задача о том, какая продукция должна производиться и в каком количестве, какого будет качество этой продукции, из каких ресурсов и сырья будет производиться. Как только данные вопросы будут урегулированы, ЦПО передает заказ (осуществляет директивы) конкретным предприятиям с указанием необходимых деталей. Стоит отметить, что предприятия, находящиеся на территории страны, также принадлежат государству.

Значимое преимущество данной модели перед остальными – достижение условий, способствующих отсутствию явной безработицы по причине централизованного распределения ресурсов и учету, в частности, всех имеющихся трудовых ресурсов. Другой момент – за счет жесткой централизации управления возможность контролировать распределение доходов среди населения.

На первом этапе планирования экономики, в задачу центрального органа планирования входит составление пятилетнего плана развития экономики страны в целом. В дальнейшем этот план уточняется и детализируется, разделяется на более подробные моменты и в конечном счете получаются готовые планы для хозяйственных отраслей и отдельных предприятий. При этом, стоит отметить и наличие обратной связи со стороны этих самых предприятий – на стадии проектирования планов они сами дают оценки и комментарии по поводу оптимальности требуемых показателей. Одобренный в конечном счете план должен быть выполнен практически беспрекословно.

Однако, было бы неправильным не сказать о трудностях при реализации данной модели. В числе приоритетных — проблема, непосредственно, централизованного управления экономикой, как одна из наиболее сложных. И здесь важное место отводиться проблеме информированности государственных органов планирования о состоянии экономики непосредственно в данный момент времени. Ведь в таком случае очень сложно оценить влияние многочисленных факторов, отследить изменения показателей, характеризующих состояние экономики (издержки производства, рост потребления, расходы ресурсов). При этом даже статистически собранные сведения быстро изменяются, что делает планирование зачастую не сообразным времени. Чем выше степень централизации управления, тем лишь сильнее искажается адекватность экономических показателей снизу вверх. Зачастую многие экономические институты намеренно искажают полученные показатели, чтобы в итоге выглядеть для руководства в наиболее выгодном свете.

Возникают проблемы в плановой экономике и при попытке внедрения новых технологий в производство или когда речь идет о выпуске новой продукции. Это объясняется подконтрольностью руководства предприятия руководству более высокого уровня и подчинением исключительно его директивам (командам), которые не всегда могут оцениваться объективно. Это в рыночной экономике предприятия стремятся минимизировать издержки и выдвинуть на рынок новый продукт, превосходящий по достоинствам конкурентов и позволяющий заработать прибыль, сохранив компанию на плаву в условиях постоянно изменяющейся рыночной конъюнктуры. В директивной же модели изъяны в управленческой структуре и ненадлежащий уровень информированности, не позволяют в должной мере повышать эффективность производства конкретного предприятия соразмерно его потенциалу.

Подводя итог, стоит отметить следующие преимущества данной модели:

  • Централизованное управление дает возможность сосредотачивать средства и иные ресурсы в определенных, наиболее приоритетных на данный момент направлениях
  • Создание социальной стабильности, ощущение «уверенности в завтрашнем дне».

Из минусов стоит отметить:

  • Низкий уровень удовлетворения потребительских потребностей
  • Отсутствие выбора как при производстве, так и при потреблении (в том числе дефицит товаров потребления)
  • Достижения научно-технического прогресса не всегда внедряются своевременно

«Смешанная экономика»

Но на самом деле, представленные выше 2 модели экономических систем «идеальны», то есть не встречаются в условиях реальных экономических отношениях, сложившихся в разных странах мира. Практика ведения хозяйственных отношений в разных странах мира показывает реальные черты экономических систем, расположенных где-то между характеристиками рыночных и командно-административных систем.

Подобные системы носят название смешанных – те, в которых распределение ресурсов происходит как по решению правительства, так и с учетом решений частных лиц. Частная собственность в таком случае присутствует в стране наряду с государственной, регулирование же экономики происходит не только через наличие системы рынков, но и из-за мер, предпринятых государством. Примерами такого типа экономической системы могут служить также и, непосредственно, бывшие социалистические страны, которые при ярко выраженных директивных чертах управления, предполагали наличие определенной рыночной структуры внутри страны. Хотя доходы в стране распределяются также весьма неравномерно, государство стремится снизить негативные тенденции чисто капиталистической экономики и поддержать некоторые неимущие слои населения, создав благоприятные условия для их существования. Смешанная экономическая система предполагает наличие нескольких моделей в рамках своей структуры. Это американская, шведская, немецкая и японская модели.

Итого получаем, что функциями государства в условиях смешанной экономики, выступают следующие условия:

  1. Поддержка предприятий, принадлежащих государству (государственный сектор экономики)
  2. Инвестирование в сферы образования, науки, культуры и т.д.
  3. Воздействие государственных органов на перераспределение ресурсов, необходимое для стимулирования экономики и предотвращения безработицы и кризисов
  4. Создание , занимающейся перераспределением доходов при помощи налоговой системы и фондов централизованных средств.

Таким образом, плюсы смешанной экономической системы:

  • Как правило, модель характеризуется экономическим ростом или стабильностью (отсюда и политическая стабильность)
  • Государство обеспечивает защиту конкуренции и ограничивает создание монополий
  • Государство предоставляет гарантии социальной защиты населения
  • Поощрение инноваций
  • Инвестирование в сферы образования, культуры, науки

Минусы в данном случае таковы:

Необходимость разработки моделей развития в соответствии с учетом национальной специфики, отсутствие универсальных моделей.

Переходная экономика

Не лишним было бы упомянуть так называемую переходную экономику – ту, что предполагает наличие определенных изменений как в рамках как текущей системы, так и перемен, возникающих при переходе от одной модели к другой. В большинстве случаев стране с переходной экономикой присущи как черты существовавшей ранее командной экономики, так и формы организации, характерные для рыночной экономики. В процессе перехода командной экономики к рыночной, государству необходимо уделить внимание на следующие моменты:

  1. Реформирование государственного сектора экономики путем приватизации, сдачи в аренду
  2. Создание рыночной инфраструктуры, которая бы удовлетворяла всем особенностям производства для наибольшей эффективности имеющихся ресурсов
  3. Создание частного сектора экономики (в первую очередь малый и средний бизнес) и поощрение к занятию предпринимательством
  4. Стимулирование экономической обособленности товаропроизводителей с разными формами собственности (частной и государственной)
  5. Формирование имеющейся системы ценообразования с использованием рыночных механизмов.

Примеры разных типов экономических систем

  • Традиционная – Афганистан, Бангладеш, Буркина-Фасо (преимущественно сельское хозяйство) и с более развитой экономикой, но с характерными чертами традиционализма: Пакистан, Кот-дИвуар.
  • Плановая (административно-командная) – бывшие социалистические страны (СССР, страны Восточной Европы до 90-х г.г.). В настоящее время – Северная Корея, Куба, Вьетнам.
  • Смешанный тип экономической системы – Китай, Швеция, Россия, Япония, Великобритания, США, Германия, Франция и т.д.
  • Рыночная система в чистом виде не имеет реальных примеров.

Для посетителей нашего сайта действует специальное предложение - вы можете совершенно бесплатно получить консультацию профессионального юриста, просто оставив свой вопрос в форме ниже.

На этом данная лекция по экономике завершена.