Ебрр был создан с целью. О европейском банке реконструкции и развития. Фактическая помощь Украине




Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) в отличие от МВФ и МБРР, созданных в 1944 г. на основе Бреттон-Вудского соглашения, был учрежден спустя 45 лет на основе Соглашения от 29 мая 1990 г.

Учредителями ЕБРР были 40 стран, включая СССР. В их числе: все европейские страны (кроме Албании), США, Канада, Мексика, Марокко, Египет, Израиль, Япония, Новая Зеландия, Австралия, Южная Корея, а также ЕЭС и Европейский инвестиционный банк (ЕИБ). Впоследствии акции СССР, Чехословакии и СФРЮ были распределены между возникшими в результате их распада новыми государствами. Его членами могут быть помимо европейских стран все члены МВФ.

В настоящее время акционерами ЕБРР являются 63 страны (в том числе все европейские страны), а также Европейский союз и ЕИБ. Штаб-квартира ЕБРР находится в Лондоне. Структура управления, как и в других международных финансовых организациях, включает совет управляющих и совет директоров.

ЕБРР начал функционировать с 15 апреля 1991 г. Непосредственной причиной создания этого международного банка стали политические и экономические реформы в бывших социалистических странах и их переход от планово-централизованной к рыночной экономике. Это определило цель и функции его деятельности.

Цель и функции ЕБРР

Главная цель ЕБРР - содействовать переходу европейских постсоциалистических стран к открытой рыночной экономике на основе частной и предпринимательской инициативы.

Для выполнения этой цели Уставом ЕБРР предусмотрены следующие функции:

  • содействие развитию, образованию и расширению конкурентоспособного частного сектора, в частности малого и среднего предпринимательства
  • привлечение национального и иностранного капиталов и управленческого опыта для выполнения вышеуказанной деятельности;
  • содействие инвестициям в производственную сферу, а также в финансовый сектор и сферу услуг, инфраструктуру, которые необходимы для поддержки частной предпринимательской инициативы, создания конкурентной среды, повышения производительности труда, уровня жизни;
  • оказание технического содействия для подготовки и реализации инвестиционных проектов;
  • стимулирование развития национальных рынков капитала;
  • оказание поддержки экономически обоснованным проектам, в которых участвует более одной страны-бенефициара;
  • содействие экономически здоровому и устойчивому развитию;
  • осуществление иной деятельности в целях выполнения изложенных функций.

В отличие от других международных финансовых организаций Устав Банка (ст. 1) содержит политический мандат, предусматривающий, что страны, где Банк осуществляет свои операции, должны соблюдать принципы многопартийной демократии, плюрализма и рыночной экономики.

Организационная структура ЕБРР

Руководство деятельностью ЕБРР осуществляют Совет управляющих, Совет директоров и президент. Совет управляющих - высший распорядительный орган ЕБРР - включает по два представителя (управляющего и его заместителя) от каждого участника банка (страны или международной организации). По желанию члена ЕБРР представляющий его управляющий или его заместитель может быть отозван в любой момент. На ежегодном заседании Совет избирает одного из управляющих в качестве председателя, который выполняет обязанности до избрания следующего председателя. Все полномочия ЕБРР являются прерогативой Совета управляющих, который решает принципиальные вопросы деятельности Банка. При этом его исключительной компетенцией является решение следующих основных вопросов:

  • прием новых членов ЕБРР и приостановка членства в ЕБРР;
  • избрание директоров и президента ЕБРР;
  • увеличение или уменьшение разрешенных к выпуску акций;
  • предоставление полномочий на заключение генеральных соглашений о сотрудничестве с другими международными организациями;
  • утверждение (после рассмотрения аудиторского отчета) баланса ЕБРР, определение размера резервов, распределение прибыли;
  • изменения в Соглашении об учреждении ЕБРР, решения по апелляциям, связанным с толкованием Соглашения или с его применением Советом директоров.

Совет директоров - исполнительный орган, в компетенции которого находятся текущие вопросы работы ЕБРР, а также осуществление полномочий, делегированных Советом управляющих. Для принятия решения в руководящих органах ЕБРР необходимо простое большинство (более половины от общего числа) голосов. Некоторые вопросы требуют специального большинства (2/3, или 85%, голосов стран-членов). Страны - члены ЕС и ЕИБ обладают наибольшей долей капитала Банка (62,8% в 2012 г.) и могут влиять на принятие его решений (табл. 9.8).

Таблица 9.8. Акционеры ЕБРР (апрель 2012 г.)

Европейский банк реконструкции и развития был создан в 1991 году, когда в государствах Центральной и Восточной Европы рушился коммунистический строй и страны бывшего советского блока нуждались в поддержке для создания нового частного сектора в условиях демократии. Сегодня инвестиционные инструменты ЕБРР используются в целях становления рыночной экономики и демократии в 29 странах - от Центральной Европы до Центральной Азии.

ЕБРР является крупнейшим инвестором в регионе, и помимо выделения своих средств привлекает значительные объемы прямых иностранных инвестиций. Его владельцами являются 60 стран и две международные организации. Однако, хотя его акционерами и являются представители государства, ЕБРР вкладывает капитал главным образом в частные предприятия, как правило, совместно со своими коммерческими партнерами.

Он осуществляет проектное финансирование банков, предприятий и компаний, вкладывая средства как в новые производства, так и в действующие фирмы. Он также работает с государственными компаниями в целях поддержки процессов приватизации и структурной реорганизации на них, а также совершенствования коммунального хозяйства. ЕБРР использует установившиеся у него тесные связи с правительствами стран региона в целях реализации курса на создание благоприятных условий для предпринимательской деятельности.

Устав ЕБРР предусматривает его деятельность только в тех странах, которые привержены принципам демократии. Забота об окружающей среде является составным элементом надежно работающей системы корпоративного управления и фигурирует во всех инвестиционных операциях ЕБРР.

Во всех своих инвестиционных операциях ЕБРР должен:

  • способствовать становлению в стране полноценной рыночной экономики, т.е. обеспечивать эффект воздействия на процесс перехода;
  • брать на себя риски в целях оказания содействия частным инвесторам, но при этом не вытесняя их с рынка;
  • применять рациональные принципы ведения банковской деятельности.

С помощью своих инвестиций ЕБРР содействует:

  • проведению структурных и отраслевых реформ;
  • развитию конкуренции, приватизации и предпринимательства;
  • укреплению финансовых организаций и правовых систем;
  • развитию необходимой инфраструктуры для поддержки частного сектора;
  • внедрению надежно работающей системы корпоративного управления, в том числе и в целях решения природоохранных проблем.

Являясь катализатором перемен, Европейский банк реконструкции и развития стимулирует софинансирование и привлечение прямых иностранных инвестиций, волекает отечественный капитал и оказывает техническое содействие.

Управление и организационная структура ЕБРР

Осуществление всех полномочий ЕБРР возложено на Совет управляющих, в состав которого каждый акционер назначает своего управляющего, как правило, министра финансов или лицо, занимающее аналогичную должность. Большинство своих полномочий Совет управляющих передоверил Совету директоров, отвечающему за руководство общей деятельностью и реализацию директивных документов ЕБРР.

Совет управляющих выбирает Президента, который является законным представителем ЕБРР. Президент осуществляет оперативное управление деятельностью ЕБРР согласно указаниям Совета директоров.

География деятельности ЕББР

География деятельности ЕББР - Азербайджан, Албания, Армения, Беларусь, Болгария, Босния и Герцеговина, Македония, Венгрия, Грузия, Казахстан, Кыргызстан, Латвия, Литва, Молдова, Польша, Российская Федерация, Румыния, Словацкая Республика, Словения, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, Украина, Хорватия, Чешская республика, Эстония.

ЕБРР финансирует различные отрасли. Не финансируется следующие виды деятельности:

  1. оборонная промышленность;
  2. табачная промышленность;
  3. производство средств, запрещенных международным правом;
  4. игорный бизнес;
  5. производства и процессы, оказывающие отрицательное воздействие на окружающую среду.

Особые требования к получателю финансирования:

  • Проект в частном секторе.
  • Наличие высокой степени мотивации и опыта работы руководства.
  • Крайне желательно участие отечественных инвесторов в акционерном капитале предприятия.
  • Наличие зарубежного стратегического партнера не требуется, однако может повысить шансы утверждения инвестиционного проекта.

Доля ЕБРР в финансируемом проекте обычно составляет 25-30%, но может быть увеличена до 49% в краткосрочном плане. Как правило, в рамках одного инвестиционного проекта Банк стремится сочетать обе формы финансирования и предоставляет не более двух третей требуемой суммы в форме заемных средств и не менее одной трети - в виде акционерного капитала.

Ставка процента по кредиту может быть как плавающей, так и фиксированной. Кредитная маржа отражает как страновые, так и коммерческие риски и соответствует конъюнктуре рынка синдицированных кредитов. Погашение основного долга обычно производится по частям равными долями каждые полгода. В соответствии с коммерческой практикой, при подписании кредитного соглашения удерживается разовый сбор на покрытие административных расходов, понесенных банком при подготовке проекта.

Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР, англ. European Bank for Reconstruction and Development, EBRD) — инвестиционный механизм , созданный в 1991 году 61 страной и двумя международными организациями для поддержки рыночной экономики и демократии в 29 странах — от Центральной Европы до Центральной Азии. Как международная организация, ЕБРР пользуется рядом привилегий, таких как юридическая неприкосновенность сотрудников.

Организация возникла в период, когда в государствах Центральной и Восточной Европы менялся социалистический политический строй и страны бывшего Советского блока нуждались в поддержке для создания нового частного сектора в условиях перехода к рыночной экономике.

ЕБРР является крупнейшим инвестором в регионе, и помимо выделения своих средств привлекает значительные объёмы прямых иностранных инвестиций. Однако, хотя его акционерами и являются представители государства, ЕБРР вкладывает капитал главным образом в частные предприятия , как правило, совместно со своими коммерческими партнёрами.

Он осуществляет проектное финансирование банков, предприятий и компаний, вкладывая средства как в новые производства, так и в действующие фирмы. Он также работает с государственными компаниями в целях поддержки процессов приватизации и структурной реорганизации на них, а также совершенствования коммунального хозяйства .

ЕБРР использует установившиеся у него тесные связи с правительствами стран региона в целях реализации курса на создание благоприятных условий для предпринимательской деятельности.

Как и МБРР, ЕБРР привлекает средства за счёт эмиссии облигаций. Особенностью операций ЕБРР является широкое привлечение средств в национальных валютах стран Восточной Европы , включая российский рубль .

Структура ЕБРР . Полномочия ЕБРР являются прерогативой Совета управляющих , в состав которого каждое правительство акционера назначает своего управляющего, как правило, министра финансов. Совет управляющих делегирует большинство полномочий Совету директоров , который отвечает за стратегическое направление ЕБРР.

Совет директоров состоит из 23 директоров и возглавляется Президентом . Каждый директор представляет одного или более акционеров. С учётом общего руководства Совета управляющих, Совет директоров отвечает за руководство общей деятельностью и политику банка. Он осуществляет полномочия прямо возложенные на него Соглашением и те полномочия, которые делегированы ему Советом управляющих.

Президент избирается Советом управляющих и является законным представителем ЕБРР. Под руководством Совета директоров, Президент руководит текущей работой банка. Президент избирается Советом управляющих большинством голосов на 4 года и может быть переизбран на второй срок. Вице-президенты назначаются Советом директоров по рекомендации Президента и обычно по срочному контракту на четыре года. В случае отсутствия или недееспособности Президента, вице-президент осуществляет полномочия и выполняет функции Президента.

Исполнительный комитет контролирует все ключевые аспекты стратегии, эффективности и финансовой устойчивости банка. Исполнительный комитет банка состоит из Президента (возглавляет его), вице-президентов и других членов высшего руководства банка. Также создан ряд других комитетов, управлений, которые подчиняются Президенту по направлениям деятельности банка.

Устав ЕБРР предусматривает его деятельность только в тех странах, которые привержены принципам «демократии». Забота об окружающей среде является составным элементом надёжно работающей системы корпоративного управления и фигурирует во всех инвестиционных операциях ЕБРР.

Устав ЕБРР предусматривает преимущественное (не менее 60%) направление его финансовых ресурсов на поддержку деятельности негосударственных коммерческих структур, укрепление финансовых институтов и правовых систем, развитие инфраструктуры, необходи-мой для поддержки частного сектора.

Во всех своих инвестиционных операциях ЕБРР должен :

  • способствовать становлению в стране полноценной рыночной экономики, то есть обеспечивать эффект воздействия на процесс перехода;
  • брать на себя риски в целях оказания содействия частным инвесторам, но при этом не вытесняя их с рынка;
  • применять рациональные принципы ведения банковской деятельности.

С помощью своих инвестиций ЕБРР содействует :

  • проведению структурных и отраслевых реформ;
  • развитию конкуренции, приватизации и предпринимательства;
  • укреплению финансовых организаций и правовых систем;
  • развитию необходимой инфраструктуры для поддержки частного сектора;
  • внедрению надёжно работающей системы корпоративного управления, в том числе и в целях решения природоохранных проблем.

Являясь катализатором перемен , ЕБРР :

  • стимулирует софинансирование и привлечение прямых иностранных инвестиций;
  • привлекает отечественный капитал;
  • оказывает техническое содействие.

В 2004 банк профинансировал 129 проектов на общую сумму 4,1 млрд евро, из них 1,24 млрд евро получила Россия. Всего за 1991—2008 банк выдал странам Восточной Европы 33 млрд евро для 2,2 тыс. проектов, из которых на долю России пришлось более 5,9 млрд евро. В 2004 прибыль банка составила 297,7 млн евро. Собственный капитал Банка по итогам 2008 года составил 11,8 млрд евро.

Основная цель ЕБРР заключается в содействии переходу к ры-ночной экономике и стимулирование развития частной и предприни-мательской инициативы в странах Центральной и Восточной Евро-пы.

К приоритетным направлениям деятельности банка относится содействие приватизации, демонополизации и децентрализации, o6ъединению энергетических, транспортных и телекоммуникационных сетей Европы, защите окружающей среды.

Кредитная политика ЕБРР. Банк не предоставляет гарантии под экспортные, кредиты и не работает с индивидуальными клиентами. ЕБРР не предоставляет финансирование, если считает, что заявитель может получить средства из других источников на приемлемых ус-ловиях. ЕБРР, как правило, заключает напрямую соглашения с крупными организациями-клиентами. Кредиты малым и средним предприятиям предоставляются через посредников.

Кредитные операции подразделяются банком на обычные и спе-циальные.

Первый вид операций финансируется за счет основных ресурсов банка (уставный капитал, средства от погашения кредитов банка и проценты, выплаченные по ним, заемные средства), а вто-рой — из ресурсов специальных фондов (целевые средства).

ЕБРР прибегает либо к самостоятельному финансированию, либо к совместному.

Самостоятельное финансирование осуществляется пу-тем предоставления кредитов, приобретения акций предприятий или выдачи гарантий. Последние позволяют заемщикам получать кредиты по другим каналам, а ЕБРР берет на себя ответственность либо за все риски, либо за отдельные виды. При финансировании через по-средников им открываются средне- и долгосрочные кредитные линии. Посредниками чаще всего выступают национальные банки и в некото-рых случаях правительства.

Совместное финансирование может осу-ществляться в различных формах: кредиты ЕБРР и других участни-ков синдиката предоставляются в одних случаях в согласованных пропорциях для финансирования одного и того же набора товаров или услуг, в других — различных (параллельное финансирование). После предоставления полной, суммы кредита ЕБРР продает ка-кую-либо долю кредита другим банкам (долевое финансирование).

ЕБРР принимает участие в инвестиционных фондах , которые вкладывают средства в средние частные предприятия путем покупки их акций. Он реализует также программы содействия торговле с уча-стием местных финансовых институтов. Такие программы подразуме-вают открытие кредитных линий для гарантирования подтверждений аккредитивов, предоставляемых местным банкам, а также прямое фи-нансирование крупных предприятий в виде револьверных кредитов.

Очень важную роль в деятельности ЕБРР играют экологические проекты. При этом особое внимание уделяется операциям, направ-ленным на рациональное использование ресурсов и энергии, сокра-щение отходов, переработку и регенерацию ресурсов, использование более экологически чистых технологий. Любой проект, предоставляе-мый ЕБРР, подвергается тщательной экологической проверке. ЕБРР способствует принятию и повсеместному выполнению международно признанных экологических норм и стандартов.

ЕБРР часто действует в других странах через основанные им ре-гиональные венчурные фонды. Он создает также фонды поддержки малого бизнеса для предоставления малых и микрокредитов.

Хотя ЕБРР декларирует в программных документах необязатель-ность государственных гарантий , последние в той или иной форме во многих случаях все же востребуются.

Государственные гарантии не требуются, только если финансирование осуществляется при по-средничестве одного из фондов, организованных для кредитования малых предприятий и проектов.

Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) был создан в1991 году специально для оказания помощи странам Центральной и Восточной Европы и бывшего СССР на этапе рыночных преобразований. Местопребывание – г. Лондон (Великобритания).

Учредителями ЕБРР первоначально были 40 стран, в том числевсе европейские страны, США, Канада, Мексика, Марокко, Египет, Израиль, Япония, Новая Зеландия, Австралия, Южная Корея, а также Европейский союз (ЕС) и Европейский инвестиционный банк (ЕИБ). В настоящее время акционерами ЕБРР являются 60 стран, в том числе европейские страны, ЕС и ЕИБ. Каждая страна-участница ЕБРР имеет определенную квоту.При этом эти государства закрепив за собой доминирование в ЕБРР, установили в его уставе, что 50% плюс 1 акция должны принадлежать западноевропейским странам, которые именуются «странами группы А». Акционерный капитал составляет 10 млрд. евро и разделен на 1 млн.акций номинальной стоимостью 10 000 евро.

Руководящими органами ЕБРР являются Совет управляющих и Совет директоров. Каждый член банка представлен министром финансов либо председателем центрального банка в Совете управляющих и Совете директоров. Председатель Совета управляющих избирается ежегодно.

Президент ЕБРР, избираемый Советом управляющих на четыре года, является официальным представителем банка, он также возглавляет его постоянно действующий исполнительный орган. Президент председательствует на заседаниях Совета директоров, но не участвует в голосовании, однако при одинаковом количестве голосов его голос является решающим.

Основной целью ЕБРР является содействие переходу к открытой экономике, ориентированной на рынок, а так же развитию частной и предпринимательской инициативе в странах Центральной и Восточной Европы, приверженных принципам многопартийной демократии, плюрализма и рыночной экономики.

ЕБРР работает исключительно на коммерческих началах.Сильными сторонами Банка являются широкий ассортимент инструментов финансирования и высококвалифицированные специалисты, что дает ему возможность работать, как в государственном, так и в частном секторах. При этом 60% своих средств Банк направляет в частный сектор и 40% - в государственный сектор. ЕБРР на проекты в частном секторе предоставляет не более двух третей суммы заимствуемых средств и не менее одной трети акционерного капитала. Банк финансирует, прежде всего, платежеспособные предприятия частного сектора, потребности которых не могут быть в полной мере удовлетворены за счет рынка. ЕБРР финансирует до35% всех издержек по проекту, осуществляемому с нуля, или 35% объема долгосрочной капитализации уже действующей компании. От других участников софинансирования обычно требуются дополнительные средства. Каждый проект оценивается с точки зрения соответствующей страновой стратегии. Страновые стратегии утверждаются акционерами ЕБРР, ложатся в основу банковских операций и определяют приоритетность конкретных направлений деятельности.


Осуществляя кредитную деятельность, ЕБРР:

s использует разнообразные инструменты для гибкого кредитования на основе общепринятых в разных странах стандартов банковской деятельности;

s гармонично сочетает реализацию задач, намеченных стратегией операций по секторам, с непредусмотренными стратегией операциями, поддерживающими инициативы частного сектора;

s сотрудничает с частными инвесторами, их консультантами, а также с коммерческими банками;

s сотрудничает с правительствами в осуществлении долгосрочных планов развития;

s осуществляет взаимодействие с международными финансовыми организациями;

s гармонично сочетает межгосударственный и региональный подходы;

s стремится обеспечить сохранение и улучшение окружающей среды.

ЕБРР предоставляет кредиты, условия которых учитывают конкретные требования проекта. Банк может взять кредитный риск либо полностью на свой баланс, либо синдицировать его часть на рынке. Кредит может обеспечиваться активами спонсора и/или быть конвертирован в акции, или предусматривать участие в акционерном капитале. Банк выдает кредиты и требует их возврата в любой из конвертируемых валют. В настоящее время ЕБРР фондирует кредиты или привлекает для них средства в ряде национальных валют.

ЕБРР помимо предоставления кредитов привлекает значительные объемы прямых иностранных инвестиций, содействует развитию предпринимательства и переходу к рыночной экономике.Являясь катализатором перемен, ЕБРР стимулирует софинансирование и привлечение прямых иностранных инвестиций, привлекает отечественный капитал и оказывает техническое содействие.

Таким образом, финансирование Европейский банк развития и реконструкции зависит от конкретного проекта и предоставляется как на укрепление финансовых институтов или структурной реорганизации крупных компаний, развития малого бизнеса, которые играют важную роль в развитии частного сектора. Крупные инвестиции или инфраструктурные проекты финансируются Банком напрямую, зачастую совместно с партнерами. Банк стремится в первую очередь помогать компаниям, испытывающим трудности с получением финансирования из других источников.

  • Банк предоставляет долгосрочное финансирование (5-10 и более лет)
  • ЕБРР привлекает в свои проекты другие банки (в частности, в рамках синдикации), фонды прямых инвестиций, стратегических партнеров, глобальных лидеров отраслей
  • Благодаря наличию представительств во всех федеральных округах Российской Федерации и почти 20-летней историей операций в России, ЕБРР обладает глубоким знанием российской экономики
  • Банк помогает клиентам достичь более высокой эффективности операций, работает над оптимизацией корпоративной, финансовой структуры. При этом привлекаются лучшие отечественные и зарубежные консультанты. Также ЕБРР предлагает клиентам бесплатно провести аудит энергоэффективности.
  • ЕБРР предлагает финансовые решения, максимально отвечающие потребностям клиентов:
    1. Инструмент: Банк может предоставлять не только обеспеченные кредиты, но и инвестиции в акционерный капитал, субординированные и необеспеченные кредиты, лизинг, торговое финансирование, гарантии. Также может рассматриваться комбинация инструментов. Выбор инструмента определяется особенностями каждого конкретного проекта;
    2. График платежей: в зависимости от инструмента есть возможность структурировать выплату предоставленного финансирования различными способами. Погашение тела кредита может быть распределено равномерно или перенесено на конец срока. Также возможна отсрочка погашения на период строительства;
    3. Валюта: в зависимости от потребностей клиента финансирование может быть предоставлено в рублях, долларах или евро. Процентная ставка может быть зафиксирована, что приобретает особую ценность при низких уровнях плавающей ставки (Libor, Euribor и Mosprime).