Инвестиции в образование детей. Инвестиции в образование — лучшее вложение во время кризиса. Прочие способы инвестирования




Посмотрели: 431

Глубокие, качественные знания выступают одним из важнейших факторов успеха на пути по карьерной лестнице, получения заветной должности, а также высокой заработной платы. Без постоянного совершенствования и развития улучшить свои навыки, личностные качества и, как следствие, свое благосостояние не представляется возможным.

Сегодня существует огромное многообразие способов инвестирования в образование – получение второго высшего в университете, участие в тренингах и семинарах, прохождение бизнес-курсов и многое другое. Важно заметить, что далеко не все из них могут похвастаться по-настоящему полезными знаниями, которые можно успешно применить на практике. Рассмотрим наиболее полезные и эффективные способы инвестирования в личностное развитие .

Что представляет собой престижное образование

Престижное образование подразумевает образовательную программу, эффективность и содержательная наполненность которой ценится практически везде. Безусловно, учебных учреждений, предлагающих престижное образование, не так много. Например, программы Оксфорда или Кембриджа являются престижными, с этим трудно не согласиться. Кроме того, престижным является получение степени магистра делового администрирования, то есть прохождение программы MBA, которая преподается в разных странах, в том числе в России.

Но, существует такой парадокс, который называется «сверхквалификацией». Это даже в какой-то мере может помешать устроиться на работу. Чтобы подобной неприятности не произошло, нужно выбирать для себя не престижные, а востребованные в желаемом регионе специальности, так как они кардинально могут различаться в зависимости от региона проживания. Например, в городе, где вы планируете построить карьеру, существует крупный металлургический комбинат, поэтому, если вы выберете смежную с данной областью профессию, то наверняка не прогадаете. Простыми словами, не стоит вкладываться в профессию, которая априори может оказаться никому не нужной. Важно подробно проанализировать текущий рынок труда и на основании полученной информации делать заключения.


Методика SMART

Для того чтобы добиться желаемых результатов, нужно поставить перед собой конкретные и измеримые цели, а после – проанализировать их. Для этого как нельзя лучше подходит методика SMART. Она позволит более наглядно представить ваши цели и определить способы для их достижения. Итак, что же собой представляет данная методика.

В первую очередь, согласно методике, цель должна быть конкретна. Не ставьте перед собой эфемерные цели с расплывчатыми формулировками. Чем более конкретным будет ваше заключение, тем проще будет стремиться к нему. Во вторых, цель должна быть измерима во времени. Идеально, если вы рассчитаете сроки достижения целей. В-третьих, цель должна быть достижима. В этом случае вам нужно объективно подойти к собственным возможностям и способностям. Также, цель должна быть актуальна. И, в заключение, цель должна быть ограничена во времени. Если вы будете следовать предложенной методике, то удивитесь, что ваши мечты, это всего-навсего несколько вполне конкретных шагов, которые приведут вас к ним.

Классическое образование

Несмотря на большое количество негативных отзывов об обучении в школе или ВУЗе, именно они предоставляют необходимую базу знаний, которые могут стать опорным пунктом в достижении поставленных целей. Безусловно, никто не может запретить вам заниматься и самостоятельным образованием, кроме того, это даже необходимо, если вы ставите перед собой грандиозные цели. Для этого важно обладать определенным складом характера, то есть иметь высокую степень самоорганизованности и мотивации. Самостоятельное обучение может быть выражено в самых разных формах, это может быть просто изучение дополнительной профессиональной литературы, а может быть онлайн-обучение со специалистом или прохождение курсов. Любой из выбранных вами способов образование потребует –

  1. Времени, необходимого на изучение предложенного материала.
  2. Трудовых затрат, необходимых для освоения и применения на практике полученных знаний и навыков.
  3. Денежных средств, необходимых для оплаты услуг преподавателя и учебной литературы.

Важно отметить, что в статью расходов можно включить возможную упущенную заработную плату, которую вы могли бы получить, если бы во время обучения работали. Но, по некоторым данным, эта сумма успешно окупается в течение нескольких лет после прохождения в виде повышенного дохода, который был бы невозможен без повышения квалификации.

Все представленные расходы должны находиться в балансе, так как нехватка любого из этих пунктах негативно скажется на эффективности.


Преимущества инвестиций в образование

По словам экспертов – инвестиции в образование представляют собой чуть ли не главное и самое важное вложение в человеческий капитал. Специалист, обладающий глубокими и качественными знаниями в своей сфере, а также богатым опытом, может более продуктивно работать и быстро реагировать на происходящие вокруг изменения.

Существует множество преимуществ инвестирования в образования, выделим лишь некоторые, более важные из них –

  1. Возможность самореализации и раскрытия собственных способностей и применения их на практике.
  2. Возможность обрести финансовую независимость.
  3. Чувство уверенности в завтрашнем дне.
  4. Скопление сбережений для определенных целей.
  5. Помощь семье.

Инвестиции в зарубежное образование

Что касается заграничной образовательной системы, то она в корне отличается от привычной российской системы. За рубежом особое внимание уделяется именно формированию практических навыков, и тем оно более ценно. Кроме того, за границей вам, в зависимости от успеваемости, а также вида учебного учреждения, предоставляется возможность прохождения стажировки в организации с последующим трудоустройством. Но, вместе с тем, образование за границей, например, в Америке или Европе очень дорогостояще. Но, в случае успешного трудоустройства есть возможность за несколько лет окупить его.

При выборе того или иного учебного учреждения действуют практически те же правила, что и в России – важно учитывать именно востребованность профессии.

MBA-образование

Как ранее мы уже заметили, отдельным пунктом стоит получение степени мастера делового администрирования. Данную программу можно пройти не только за границей, но и в России. Ее продолжительность достигает двух лет. Содержание программы предполагает ценным теоретическим знаниям, которые преподаются квалифицированными специалистами различных областей знаний, а также практических навыков и умений, которые могут потребоваться непосредственно при выполнении новых обязанностей. Простыми словами, основной задачей, с которой эффективно справляется MBA-программа, является подготовка квалифицированного управляющего персонала, который в своей деятельности применяют эффективные и работающие способы решения различных задач. По статистическим данным, рост зарплаты после получения степени может увеличиться до 25-50%.

Стоимость прохождения этой программы достаточно высока, но игра стоит свеч, так как предполагает продвижение по карьерной лестнице и рост заработной платы.

Инвестиции в российское образование

Российское образование, при грамотном подходе, может ничем не уступать заграничному. Хотя, по некоторым данным, продолжительность окупаемости таких занимает немного больше времени, нежели зарубежная квалификация.

Но, стоимость обучения в России на порядок ниже, нежели образование в Америке или в Европе.


Инвестиции в самообразование

Как мы уже выяснили, инвестиции в самообразование невероятно важны. Кроме того, они должны осуществляться на регулярной основе, так как мир стремительно меняется и нужно всегда быть в курсе всех инноваций, чтобы уметь ими пользоваться. Для того чтобы определиться, с чего нужно начать, можно изучить опыт людей, которые достигли успеха в определенной области. Исключите, при возможности, достижение целей с использованием связей или блата. После этого можно определить, с помощью каких знаний, навыков и достижений специалист получил определенную должность. На основании полученной информации можно расписать для себя пошаговое руководство по образованию. Помимо самостоятельного изучения специализированной литературы, к выбору которой важно отнестись очень серьезно, самообразование заключается в следующих элементах –

  1. Участие в вебинарах.
  2. Участие в научных конференциях.
  3. Проведение консультаций и бесед с экспертами.

ВАЖНО! Для того чтобы достичь определенных карьерных высот, единоразовое прохождение образовательного курса не достаточно! Для поддержания своих позиций важно постоянно обучаться и получать ценные знания систематически.

Прочие способы инвестирования

Помимо исключительно специализированных навыков и умений важно не упустить из вида и косвенные навыки, которые необходимы в условиях современного мира и быстрого темпа жизни. Перечислим основные –

  1. Знание хотя бы одного иностранного языка. Первоначально важно уделить внимание английскому языку, так как, общаясь на нем, вас поймут практически везде. Если того требует профессия, то нужно изучить и другой иностранный язык. Владение определенным языком часто требуется для выполнения ряда профессиональных обязанностей, поэтому кандидатам, знающим его, отдается предпочтение.
  2. Уверенное владение компьютером. Здесь речь идет как о простом пользовательском уровне общения с компьютером, так и о уверенном использовании специализированных программ, без которых нельзя обойтись в вашей профессии.
  3. Наличие водительского удостоверения определенной категории.


Заключение

В заключении хочется еще раз отметить, что инвестиции в образование выступают самым важным шагом на пути к личному благосостоянию, высокооплачиваемой работе и востребованной должности. Обладая актуальными глубокими знаниями, вы можете превзойти многих конкурентов и зарекомендовать себя в качестве профессионального специалиста. Безусловно, образование требует не только временных, но и денежных затрат, и, порой, не малых. Но, стоит помнить, что они могут окупиться за определенный временной промежуток. Его продолжительность напрямую зависит от ваших умений грамотно распоряжаться имеющимся капиталом.

Теория человеческого капитала всегда исходила из высокой эффективности вложений в образование. Все исследования эффективности вложений в человека через образование указывали на ее рост по мере увеличения сроков обучения, причем рентабельность ассигнований в этом случае намного превосходила прибыльность вложений в физический капитал. Эти выводы стали теоретическим обоснованием для беспрецедентного развития сферы просвещения и подготовки кадров в развитых капиталистических странах. Затраты на образование стали восприниматься общественным мнением уже не как статья непроизводительного потребления, а как один из наиболее эффективных видов инвестиций.

Основанием для проведения расчета показателей экономической эффективности образования, служит предположение о том, что инвестиции в человеческий капитал (расходы на образование) порождают увеличение производительности труда рабочего, что в свою очередь порождает более высокие заработки. Экономическая эффективность образования определяется соотнесением прямых денежных доходов, приходящихся на образование и издержек, связанных с его получением. Традиционным методикам оценки экономической эффективности инвестиций в образование, основанным на расчете показателей частной и общественной внутренней нормы доходности различных ступеней образования, уделено большое внимание в экономической литературе.

Однако, рассматривая проблему эффективности инвестиций в трудовые ресурсы, необходимо отметить, что кроме денежных доходов существуют и не денежные, которые не учитываются в расчетах норм отдачи капиталовложений в образование, здравоохранение и т.д. Поэтому нельзя судить об эффективности инвестиций в трудовые ресурсы только на основе норм отдачи, так как учет лишь денежной доходности образования занижает его действительную ценность.

Образование оказывает большое влияние на условия труда, уровень безработицы:

  • -- условия труда у лиц с лучшей образовательной подготовкой, как правило, более благоприятны.
  • --более образованным людям легче устроиться на работу,
  • --они испытывают меньшую физическую нагрузку,
  • --получают большую самостоятельность при принятии решения,
  • --у них менее однообразный характер труда,
  • --больше возможностей для общения с другими лицами.

Образование повышает эффективность различных видов человеческой деятельности и за пределами рынка труда: оно способствует развитию личности и приобретению таких качеств, как независимость и уверенность в себе, гибкость и терпимость в отношении с людьми, непредубежденность, уважение к эстетическим и культурным ценностям, повышению интеллектуальных запросов.

Образование влияет на выработку таких навыков, как способность принимать решение, коммуникабельность, рациональное распределение времени т.п. Очевидно, что подобные навыки и качества приносят пользу не только на рынке труда, но и при установлении неформальных связей (вступление в клубы, выбор друзей), при покупке товаров длительного пользования и т.д. Образование оказывает большое влияние на формирования человеческого капитала, то есть на инвестиции в дальнейшее образование, обучение без отрыва от производства, поддержание здоровья, миграцию.

Значительная часть жизни людей проходит вне рынков труда и капитала. Эта деятельность по организации своего досуга, быта. Получение образования положительно влияет на здоровье, на успех в браке, а также предполагает более рациональный подход к потреблению и использованию свободного времени. Так, некоторые западные экономисты утверждают, что лучшая ориентация образованных людей на рынке потребительских товаров дает им дополнительную выгоду в приобретении товаров данного качества по более низкой цене и товаров более высокого качества по данным ценам.

Образование и связанное с его получением посещение школ, колледжей и т.п. всегда приводило к установлению определенных дружеских отношений между учащимися. Образование облегчает выбор претендентов и формирование супружеских пар. Считается, что рост уровня образования жены положительно влияет на заработки мужа. В основе такого влияния лежит воздействие более образованной жены на поведение мужа на рынке труда, на его здоровье. Образование родителей является важной детерминантой способностей и образования их детей.

Нужно помнить и о воздействии образования на развитие общества в целом. Эти эффекты образования обычно употребляются под заголовком "социальная интеграция" и "стабильность общества". Учитывая все виды не денежных доходов получаемых от образования, можно с определенной уверенностью утверждать, что образование обладает социальной эффективностью.

Проведенное в данной работе исследование изменение удельного веса лиц с различным уровнем образования за период с 1952 года по 1994 год, а также взаимосвязи между показателями уровня образования и продолжительностью жизни, образованием и уровнем безработицы населения с различной образовательной подготовкой характеризует некоторые аспекты социальной эффективности образования.

Люди, имеющие более высокий уровень образования, в среднем живут дольше. Это связано с тем, что лица с лучшей образовательной подготовкой имеют больше возможностей эффективно использовать свой "капитала здоровья” - ведут более здоровый образ жизни, как правило, избирают профессии не связанные с вредными и опасными условиями труда, разумнее пользуются медицинскими услугами.

Уровне безработицы среди мужчин трудоспособного возраста в США, свидетельствует о сильной корреляционной связи между образованием и уровнем безработицы.

Высокооплачиваемая работа является одной из составляющих благополучной жизни. Но для того, чтобы ее получить, сложно обойтись без должного образования.

Если не брать в учет социальный аспект образования, а сосредоточиться только на экономическом, любое образование можно рассматривать как классическую инвестицию. В качестве дохода здесь выступает дополнительный заработок, получаемый специалистом.

Под расходами стоит понимать не только стоимость обучения, но и упущенный заработок за период обучения. Однако расчеты специалистов показывают, что отказ от дохода на период получения образования не только полностью окупается, но и приносит реальные выгоды в виде более высокого заработка.

Исследования показывают, что уровень доходов находится в тесной корреляции с уровнем образования. По данным ЮНЕСКО, уровень доходов на 60% зависим от образования. В этой связи можно выделить ряд трендов:

  • более образованные работники зарабатывают больше, чем менее образованные (хотя сила этой тенденции в России в последние годы снижается вследствие дефицита квалифицированных рабочих);
  • заработок увеличивается с опытом специалиста и его возрастом;
  • однако, чем выше образование, тем в более позднем возрасте достигается предельный заработок.

Получается, что образование – долгосрочная инвестиция с длительным периодом окупаемости.

Рассмотрим насколько выгодным для специалиста может быть получение образование по следующим программам:

  • высшее (послевузовская подготовка, второе высшее) образование;
  • курсы иностранного языка.

Высшее (второе высшее) образование

Согласно проводимым исследованиям, при инвестировании в высшее образование до 25 лет, зарплата к 45 годам будет выше как минимум в 2.7 раза, максимум – в 8 раз. Рентабельность инвестиций составляет в среднем – 7% в год. Дополнительное образование дает приблизительно такие же результаты рентабельности — 7-10%.

Для получения должного эффекта достаточно важно выбрать «правильное» образовательное направление. Вспомнить хотя бы, наблюдаемый в последние годы массовый выпуск юристов и экономистов. Результатом стал переизбыток таких специалистов на рынке, предложение превысило спрос, что сдерживало рост зарплат.

Ряд образовательных программ может принести 100%-ную окупаемость вложений уже в первые годы работы. Сегодня в списке таковых можно выделить программистов (средняя зарплата в 2013 г. от 60 тыс. руб.), специалистов по IT- технологиям (с зарплатой от 50 тыс. руб), замыкают список лидеров веб-программисты и квалифицированные юристы (от 40 тыс.руб.).

В каком вузе получать образование? Вопрос достаточно сложный, здесь за основу необходимо брать комплекс факторов (сложность поступления, наличие нужной специальности и пр.). Согласно рейтингу РА «Эксперт», сегодня среди работодателей наибольшим спросом пользуются: МГУ им. М.В. Ломоносова, МГТУ им. Н.Э. Баумана, РГУ нефти и газа им. И.М. Губкина, МФТИ и МИФИ.

Стоит отметить, что окупаемость вложений в российское образование более длительная, чем, например, в Европе. Так как уровень зарплат более низкий, чем в развитых странах, а образование – одно из самых дорогих в мире. Эксперты банка HSBC поставили Россию по данному критерию на 9 место, год обучения в вузе здесь стоит в среднем около 3.13 тыс. долл.

MBA

На сегодняшний день во многих сферах ажиотаж на MBA среди работодателей прошел. Дело в том, что наличие МВА не всегда гарантирует необходимые знания и навыки у работника.

Многие работодатели также отдают предпочтение зарубежным бизнес-школам, т.к. российское образование отличается излишним увлечением теоретическими аспектами ведения бизнеса и недостаточно места уделяет практике.

Тем не менее, по оценкам представителей рекрутинговых агентств, наличие MBA на 25-30% повышает оклад сотрудника. При этом зарплата топ-менеджеров за 2 года после окончания курса в среднем выросла в 1.5 раза. Наиболее востребованным сегодня является степень МВА в госуправлении, банковско-инвестиционной сфере, HR.

Согласно статистике, до 39% всех выпускников удалось продвинутся по карьерной лестнице за 2-5 лет. Для рядовых специалистов данные более внушительные – МВА помог карьере 76% учеников (данные Superjob).

Стоимость российских программ МВА существенно варьируется. На рынке MBA можно выделить три основных сегмента

  • Верхний ценовой сегмент – в пределах 550-750 тыс. руб. за 1.5-2 года обучения.
  • Cредний ценовой сегмент обойдется в 390 – 550 тыс. руб.
  • В нижнем ценовом сегменте стоимость обучения не превышает 390 тыс. руб.

В среднем курс МВА обходится в 600 тыс. руб. в год. Возьмем среднюю зарплату топ-менеджера (например, финансового директора или директора по маркетингу) в размере 100 тыс. руб. и предположим ее среднестатистический рост через 2 года после МВА в 1.5 раза. Несмотря на упущенную выгоду за 2 года обучения в 2.4 млн руб. получается, что МВА не только окупится через 3 года, но и принесет дополнительный доход в 1.2 млн руб.

Курсы иностранных языков

Владение иностранными языками сегодня является одним из главных конкурентных преимуществ на рынке труда. Без знания хотя бы одного иностранного языка сегодня закрыт доступ на многие перспективные должности, особенно в крупных западных компаниях.

Ввиду глобализации экономики, знание языков становится таким же базовым навыком, как и умение работать на компьютере. Кадровые агентства даже рекомендуют соискателям присылать резюме на двух языках – русском и английском.

Сегодня до 50% вакансий требует языковых навыков. Конечно, часто бывает, что такие знания работодатель указывает «для галочки», т.к. сотруднику не придется их использовать в процессе работы. Тем не менее, собеседование без языка он не пройдет.

Вдобавок к этому, без знания языка сотруднику будут недоступны престижные стажировки или МВА.

Какие языки наиболее востребованы? Конечно, на первом месте идет английский, далее следуют немецкий или французский. В пятерке наиболее востребованных языков также испанский и итальянский. Требуемый уровень владения языком зависит от должности, чаще всего требуются уровни уровне Intermediate или Pre-Intermediate.

Языки особенно значимы сегодня для менеджерских позиций и секретарей. Применимо к сферам это – фармацевтика, торговля, логистика, финансы и пр.

Разница в оплате труда специалиста со знанием и без знания языка может составлять от 200 до 1500 долл. и зависит от уровня владения языком. По данным рекрутинговой компании «Амплуа-Брокер», разница в стартовых зарплатах составляет:

  • для секретарей – 400 долл. (без языка) – 600 долл. (с языком);
  • для менеджеров по продажам – 400 — 800 долл.;
  • для производственных менеджеров – 1000 – 1500 долл.;
  • для руководителей отдела продаж/директоров по маркетингу – 1000 – 2000 долл.

Таким образом, если специалист вложит в такие курсы 600 долл. (в среднем по Москве), они окупятся за 1-3 месяца. Это при условии, что сотрудник уже владел базовым уровнем знания языка – для того, чтобы с нуля дорасти до Intermediate потребуется около 2.5 тыс. долл.

В заключение стоит отметить, что инвестиции в образование сопряжены и с определенными рисками неокупаемости и даже отрицательной доходности. Любое образование – не является гарантией успеха на рынке труда. Здесь также имеет значение насколько эффективно сам человек распорядился полученным «образовательным капиталом».

Во всем мире заработная плата рассматривается в качестве мерила уважения, с которым общество относится к конкретной профессии. Согласно данным ЮНЕСКО, 60% разницы в доходах людей приходится на образование, а 40% - на все остальные факторы (здоровье, природные способности, социальное происхождение). Поэтому, вкладывая средства в высшее образование, человек в первую очередь определяет свое будущее.

Любой разумный человек в наше время согласится с утверждением, что уровень полученного образования напрямую влияет на положение человека в обществе и его уровень доходов. В развитых странах такая зависимость существует давно и является довольно устойчивой. В России же до недавнего времени связь между уровнем образования и доходами практически отсутствовала, и только сейчас начинает проявляться и устанавливаться. Сегодня на рынке труда в выигрыше оказываются люди с хорошим образованием и высокой квалификацией, они могут рассчитывать на хорошую работу и заработок, они уверены в завтрашнем дне.

Однако высшее образование нужно сначала получить. Человеку для этого требуется не только время, но, в большинстве случаев, и деньги. Ни для кого не секрет, что наиболее престижное образование является сегодня полностью или частично платным. И деньги приходится выкладывать немалые. Так стоит ли игра свеч? Окупятся ли эти расходы, и как быстро?

В данной статье мы как раз и расскажем о том, Как можно оценить выгодность вложений в высшее образование в современной России. Конечно, придется затронуть и теоретические вопросы, но главная наша цель сугубо практическая - помочь человеку принять решение: стоит ли тратить деньги на высшее образование, свое или своих детей.

Первыми процесс получения образования и квалификации как процесс капиталовложений с окупаемостью в будущем стали рассматривать экономисты, занимающиеся вопросами создания теории человеческого капитала. На рубеже 50-60-х годов XX века теория человеческого капитала оформилась как самостоятельный раздел экономического анализа.

Под человеческим капиталом понимается воплощенный в человеке запас способностей, знаний, навыков и мотиваций. Его формирование происходит прежде всего в процессе учебы и требует вложения средств сегодня ради получения дополнительных доходов в будущем. Теоретики человеческого капитала предполагают, что при вложении средств в подготовку и образование учащиеся и их родители ведут себя рационально, взвешивая соответствующие выгоды и издержки. Подобно предпринимателям, они просчитывают свои расходы и ожидаемые в будущем доходы. В зависимости от того, выгодно ли это, принимается решение либо о продолжении учебы, либо о ее прекращении.

Г. Беккер первым разработал вариант практического подсчет экономической эффективности образования. Для определения дохода от высшего образования он предложил из пожизненных заработков тех, кто окончил колледж, вычитать пожизненные заработки тех, кто не пошел дальше средней школы. В составе затрат на обучение он выделял прямые затраты (оплата обучения и др.) и "потерянные заработки", т. е. доход, недополученный учащимися за годы учебы. Сопоставление выгод и издержек образования дало возможность подсчитать рентабельность вложений в человека. По выкладкам Беккера оказалось, что в США отдача высшего образования находится на уровне 10-15%. Этот уровень превышал показатели прибыльности для большинства фирм. Это еще раз подтвердило его предположение о рациональности поведения студентов и их родителей.

Сегодня все экономисты единодушны в признании огромного значения формального образования, то есть знаний, навыков, умений и способности к их восприятию и обновлению - того, что закладывает в человеке именно образование. Использовались различные методики и модели, но результаты, к которым приходят разные исследователи, практически совпадают: общее воздействие всех факторов, за исключением образования, составляет не более 40%, а 60% разницы в доходах человека объясняется уровнем его образования. Итак, все согласны, что образование сильнее всего влияет на рост будущих заработков индивидуума.

Таким образом, благодаря идеям, заложенным в теории человеческого капитала, изменилось отношение общества к вложениям в человека. В этих вложениях научились видеть инвестиции, обеспечивающие не только производственный, причем долговременный по своему характеру, эффект, но и выгоды для самого человека. Как мы уже говорили, для потенциального студента вуза и его родителей затраты на обучение могут быть очень высоки, поэтому требуется оценка эффективности данных вложений.

Но в реальной жизни вряд ли кто-нибудь принимает решение о поступлении в высшее учебное заведение на основе сложных расчетов. Тем не менее, на практике человек использует те или иные оценки (свои собственные, родителей и знакомых) и принимает во внимание возможность получения дополнительных доходов после завершения образования и необходимость осуществления затрат на него.

Для практических целей можно предложить следующий несложный способ оценки эффективности инвестиций в образование: суммарные дополнительные доходы в будущем, связанные с наличием высшего образования, должны существенно превышать суммарные расходы на получение этого образования. Тогда, с точки зрения вкладывающего, инвестиции эффективны. На основе этого же принципа легко посчитать срок окупаемости инвестиций в образование.

Как посчитать дополнительные доходы? Суммарные дополнительные доходы от высшего образования в упрощенном виде можно рассматривать как различия в заработках между категориями работников, имеющих разный уровень образования, т. е. между заработной платой человека, не имеющего высшее образование, и человека, получившего его.

Сегодня в России уровень дохода человека в большинстве случаев напрямую зависит от уровня образования. Конечно, средний прирост заработков по образованию в России пока в два раза меньше, чем в экономике США, но все же весьма существенен. Но уже сегодня в России работники с высшим образованием получают в два раза больше работников с общим средним (т. е. выпускников школ). Будем отталкиваться далее от этой цифры. Согласно данным кадровых и маркетинговых агентств, в 2003 году средняя заработная плата квалифицированных работников в Москве в среднем составляла 500 долларов США. Значит, работники без высшего образования в среднем получали 250 долларов США. Легко посчитать разницу: она составляет 250 долларов в месяц, то есть 3000 долларов США в год. Это и есть суммарные доходы человека, получаемые от наличия у него хорошего образования.

Следует оговорить, что в дальнейших расчетах мы не будем учитывать возрастание доходов работающих с увеличением производственного опыта и получением дополнительного образования. А если принять во внимание и эти факторы, цифра в 3000 существенно возрастет.

    прямых затрат, или расходов человека в виде полной или частичной оплаты обучения; упущенного заработка, появляющегося в связи с тем, что в процессе обучения человеку не удается работать вообще или приходится трудиться в режиме неполного рабочего дня.

Возьмем самый дорогой для обучающегося вариант: он полностью оплачивает свою учебу и нигде не работает. Годовая стоимость обучения, по данным Госкомстата России, в 2003 году составляла в среднем 1000 долларов США в год, т. е. 4000 за четыре года учебы.

Учтем также упущенную выгоду, то есть те доходы, которые студент мог бы получить за четыре года обучения в вузе. Это все те же самые 250 долларов в месяц, получаемые работником без образования, умноженные на 12 месяцев, то есть 3000 долларов США и 12000 за четыре года учебы.

Сложим все затраты: они составят 16000 долларов США за время обучения в вузе.

Конечно, мы не учитываем затраты, связанные с покупкой тетрадей, учебников и т. п., но их доля в общих расходах настолько невелика, что их можно не принимать во внимание.

А теперь составим простую табличку и рассчитаем срок окупаемости инвестиций человека в самого себя или своих детей. Приравняем величины суммарных доходов и расходов и выведем то количество лет, через которое вложения полностью окупятся.

Таблица. Срок окупаемости инвестиций в высшее образование

(на примере г. Москвы)

Как видно из таблицы, срок окупаемости инвестиций в обучение в среднем составляет 5 лет.

Через 5 лет все дополнительные доходы человека от наличия высшего образования будут являться его прибылью и составлять минимум 3000 долларов США в год.

Подведем общие итоги. Об эффективности вложения денег в свое высшее образование или образование своих детей говорят следующие факты:

    срок окупаемости инвестиций в образование в среднем составляет около 5 лет; учитывая, что около 40% заработной платы являются скрытой, теневой частью и учтены не были, в реальности этот срок может снизиться до 3 лет; учитывая, что стаж работы выпускника вуза составляет обычно около 40 лет, оставшиеся 35 лет он будет работать полностью "на себя", пожиная плоды учебы в высшем учебном заведении и получая чистый доход от своих инвестиций; общие суммарные доходы, учитывая приведенные выше цифры, во много раз превысят общие суммарные расходы на получение специальности.

С помощью данной простой методики легко посчитать эффективность вложений в образование в каком-либо конкретном вузе в любом городе России. Стоит только поменять средние цифры на точные, которые любой человек при желании легко может выяснить.

Как показывает история, в периоды экономического спада люди ищут способы сохранить и приумножить свои сбережения. Сегодня финансовая грамотность населения в нашей стране стала значительно выше, поэтому инвестирование вызывает все больший интерес. Инвестиция – это вложение средств в какое-либо предприятие с целью получения прибыли.Однако в сложные периоды перемен, когда традиционные методы уже не срабатывают, эксперты рекомендуют «инвестировать в себя»

Считается, что самые успешные инвестиции в себя – это вложение средств в образование. Для взрослых состоявшихся людей новая «вышка», курсы или специальный тренинг дают достаточно быстрый результат. А вот вложение средств в образование детей –долгосрочный проект, который демонстрирует отдачу через несколько лет. Так стоит ли вкладывать немалые средства именно в обучение подрастающего поколения?

Многие родители скажут, что они и так постоянно вкладывают деньги в образование своих детей. Ведь, в дополнение к школьным занятиям, с ребятами занимаются репетиторы по иностранным языкам и другим школьным предметам. Однако нельзя сказать, что такие выпускники более подготовлены к современному рынку труда. На выходе из школы они имеют только одно преимущество – шанс получить бесплатное высшее образование. Причина этого кроется в том, что занятия с репетиторами нацелены, в основном, на «накачку знаниями» для сдачи выпускных тестов.

А ведь школьные годы – самое удачное время для развития у ребенка навыков, применимых в реальной жизни. Великий Эйнштейн говорил: «Никогда не запоминайте то, что можете найти в книгах!». Поэтому нужно нанимать репетиторов, которые могут научить риторике, умению найти и анализировать информацию,логическому и независимому мышлению. Спорт поможет развить лидерские качества и стремление к победе и успеху.

Изучение иностранных языков (как минимум двух!) должно быть «по умолчанию». Главная цель – способность свободно общаться с носителями, умение аргументированно говорить на любую тему и читать неадаптированную литературу. Уровень языка должен быть подтвержден международным сертификатом. Для ребенка очень полезно посещать языковые курсы за границей во время каникул. Это не требует больших денег, но дает отличный результат как в улучшении языка, так и в социальном развитии.

К выбору вуза также стоит отнестись ответственно. Начать нужно с поиска специальности. И это должен быть выбор ребенка – только при совещательном голосе родителей! Тем детям, которые стремятся попробовать себя в глобальном мире, стоит поступать в зарубежный университет. Как ни удивительно это звучит, но учеба за рубежом не требует баснословных затрат. Во многих странах Европы можно учиться бесплатно и стоимость жизни соизмерима с затратами на родине. А получать опыт работы и строить успешную карьеру можно в любой стране мира!

Родители! Вы должны понимать, что инвестиция в образование своих детей – не простая оплата счетов, а полное участие в процессе, понимание и помощь. Вложения средств в сыновей и дочерей не требуют больших единовременных трат, но всегда окупаются. В итоге дети получат бесценный инструмент – умение зарабатывать деньги!

Родители! Учите своих детей и готовьте к реальной жизни!