долг это что такое долг: определение — философия.нэс. Что такое долг? Значение слова Что включает в себя долг




У каждого человека, как члена общества и члена коллективных отношений, есть определенный долг. Ведь именно долг связывает человека с обществом и другими людьми.

Понятие долга

Понятие долга в современном понимании довольно обширно. Прежде всего, следует отметить, что мы постоянно вступаем в отношения с окружающими нас людьми и таким образом приобретаем объективные обязанности . По причине того, что современный человек живет активной социальной жизнью, на него постоянно ложится ответственность.

И неважно, кем именно вы работаете и какой у вас статус. Ответственность проявляется даже в простых действиях - если вы отправляетесь в поездку, то в любом случае вам надо купить билет, предоставить документы, сесть на поезд или самолет, соблюдать правила поведения в общественном месте…

У каждого человека есть близкие люди, семья, коллеги - и со всеми ними нас связывает определенный долг и объективные обязанности. Последнее означает, что эти обязанности не зависят от нашего желания. По-другому жизнь в обществе тяжело представить, в любой сфере необходимо поступать по долгу и по совести.

Общественный и моральный долг

Зачастую в понятии долга различают две стороны - моральную и общественную. Общественным долгом называют объективные обязанности, которые человеку необходимо выполнять. Этот вид долга проявляется во всех сферах жизни современного человека - на учебе, дома, на работе, в кругу друзей и в обществе.

Моральный долг следует понимать немного по-другому. Это означает, что человек самостоятельно превращает требования морали и долга в личную задачу. Здесь не может быть указаний начальства или родителей, это - индивидуальный выбор человека. Тогда человек не просто осведомлен о законах морали, он сам ставит себе целью следовать им - предъявлять самому себе такое требование.

Часто бывает так, что подобный вид долго дается человеку с трудом - он испытывает множество внутренних противоречий и не знает, какому долгу следовать в первую очередь. Но когда моральный долг сформирован и он становится неотъемлемой частью сознания личности, проявляется сила и мужество, на которую способен только человек с моральным долгом.

Высшим проявлением морального долга является процесс преодоления своих внутренних конфликтов и разладов, и выбор в пользу морали и совести. Тогда человек смело и уверенно идет к своей цели.

Совесть

Большинство выборов в нашей жизни внутренне проверяются именно совестью. Долг и обязанности имеют большое значение для цивилизованного человека, но именно совесть диктует личности, как правильно поступить. Поэтому совесть определяют, как глубокое познание своей ответственности и долга, как внутренний моральный самоконтроль .

Считается, что совесть является личным чувством каждого человека, ее нельзя отнести к доводам рассудка. И не всегда человек способен трезво осознавать, по каким причинам совесть позволяет делать ему определенные вещи, а почему некоторые поступки строго запрещает. Именно внутренний моральный самоконтроль позволяет человеку чувствовать себя гармонично и спокойно, ведь когда он руководствуется совестью, он уверен, что поступил честно и справедливо.

Вы или ваши знакомые, друзья, родственники наверняка использовали когда-либо в своей речи такие словосочетания, как «моральный долг», «я буду должен», «возвращать долги» и т. д. А вы не задумывались, что такое долг? В каком эквиваленте он может измеряться?

Определение слова «долг»

Данное слово может пониматься как в прямом значении, так и в переносном:

    Прямое значение. Долг — это что-то (чаще всего речь идет о деньгах) взятое взаймы, то есть подлежащее возврату через оговоренный срок. Например, займы у друзей или банка, кредиты — все то, что человек обязан вернуть.

    Переносное значение. Долг — обязанность человека перед кем-то или чем-то. Причем человека не заставляют выполнить эту обязанность, внутренний зов побуждает его поступить именно так. Обычно в этом смысле понятие, слово «долг» связано с патриотизмом, честью и т. п.

Этимология слова «долг»

Относительно этого слова единого мнения не существует, а потому лингвисты не решаются сказать наверняка, откуда взялось слово «долг». Существует два наиболее вероятных предположения возникновения рассматриваемого в данной статье слова:

    Оно пришло из готского наречия, имеющего похожее слово - dulgs, которое обозначает то же, что и русское «долг».

    Слово «долг» произошло на Руси от слова «долгий». Обычно займы берут на продолжительное время, соответственно, долго ждут, а потому занимаемые суммы, подлежащие возврату, прозвали долгами.

Что такое «долг» как часть речи?

В русском языке множество частей речи: имя прилагательное, глагол, имя существительное, наречие, имя числительное, местоимение, причастие, деепричастие, а также союзы, частицы, междометия, предлоги.

Чтобы определить, к какой части речи относится выбранное слово, следует подобрать к нему вопрос. В данном случае к слову «долг» уместен вопрос «что?». Таким образом, легко догадаться, что перед вами - имя существительное.

Какие можно допустить ошибки в слове «долг»

Разбираемое в данной статье слово практически не вызывает сомнений, потому как состоит всего из четырех букв и только одного слога. Однако буква «г», что находится в самом конце слова, при произношении слышится как «к». Это может продемонстрировать транскрипция слова: [долк].

Чтобы проверить сомнительную букву, следует подобрать такое слово, в котором она будет отчетлива слышаться. Если это безударный гласный, то проверочное слово должно быть таким, в котором звук в этой позиции находится под ударением. Если же, как в данном случае, «проблемная» согласная, ищите вариант, где после нее будет стоять гласная.

Букву «г», при написании которой возможны ошибки, легко проверить, поставив «долг» в форму множественного числа: долГи . Таким образом, правильно писать разбираемое в данной статье слово с буквой «г» в конце.

Синоним

Нередко бывает такое, что какое-то слово следует заменить другим, схожим по смыслу. Чаще всего это необходимо при написании информационного материала. Например, такого, как сейчас перед вами.

Замена слов синонимами нужна для того, чтобы текст получился более выразительным, интересным и ни в коем случае не однообразным. А также синонимы способствуют тому, чтобы информация была представлена наиболее понятно, а само слово не «приедалось» по мере чтения.

Итак, вы уже знаете, что слово «долг» может быть представлено в двух значениях. А потому в зависимости от необходимого вам контекста используйте слова, подходящие по смыслу. К слову «долг» синонимами могут быть: займ, кредит, одолжение, обязанность, призвание, «хвост», повинность, бремя.

Антоним

Помните, на уроках русского языка вы изучали такое понятие, как антонимы? Сможете ли сейчас подобрать его к разбираемому в данной статье слову?

Если вы забыли, что такое антоним, не беда. Антонимы - слова, имеющие противоположное значение. Например, белое — черное, слабость — сила, глупый — умный, веселый — грустный, бежать — стоять и т. п.

Имеет ли слово «долг» противоположное значение? На самом деле подобрать такое довольно-таки сложно. Прямого антонима к слову «долг» нет. Зато есть косвенные: подарок, взятка, дар, свобода.

Так понятнее?

Что такое долг простыми словами? В статье представлены максимально понятные определения разбираемого слова. Однако они взяты из словарей, а значит, могут быть несколько мудрёными. Поэтому, если вы все еще не разобрались, что же обозначает слово «долг», прочтите данный раздел.

Итак, самое главное значение слова «долг» — это обязанность. Но чему или кому обязан человек? И как этот долг следует отплатить?

Для начала необходимо пояснить, что долг может быть материальным и нравственным.

Первый — это все то, что человек занимает и обязуется отдать. Чаще всего, в таких случаях существует некий договор о займе и последующем возврате. В нем оговаривается предмет или сумма, которые берутся взаймы, срок, на который они даются в долг и возможные проценты (могут налагаться на срок выплаты или же в случае неуплаты вовремя, хотя бывают и оба варианта).

Такой договор может быть устным, если люди хорошо друг друга знают. Или же письменным — долговая расписка, договор займа. Оформляется том случае, если долг берется у незнакомых людей, в банке, или представляет собой сумму, образовавшуюся в случае, например, проигрыша в карты.

Второй — нравственный долг. Существует несколько его разновидностей:

    Перед людьми — уважать права и свободу окружающих, не мешать их существованию, не причинять им вреда.

    Перед государством — охранять, оберегать и защищать свою страну, свое отечество, нести свою службу с честью и достоинством.

    Перед Богом — выполнять заповеди Божьи, быть благочестивым христианином, ставить превыше всего свой моральный и нравственный долг перед людьми и страной.

Эти нравственные обязанности нередко соперничают между собой, в результате человека терзают муки совести. В идеале следует пытаться совместить разное значение слова «долг» в единое стремление.

Каким может быть долг?

Что такое долг, было подробно освещено выше. Но по-прежнему осталось непонятным, каким все-таки он бывает:

    Перед людьми - общественным, супружеским, карточным, игорным, сыновним, отцовским, материнским, дочерним, родительским, семейным, врачебным, родственным, человеческим и т. п.

    Перед государством - гражданским, служебным, воинским, патриотическим, солдатским, национальным, рыцарским и т. п.

    Перед собой - моральным, личным, нравственным, собственным, мужским и т. п.

    Перед Богом - священным, святым, христианским, религиозным и т. п.

Почему долг платежом красен?

Приходилось ли вам слышать когда-либо пословицу «долг платежом красен»? Как вы думаете, что она означает?

Вполне возможно, что речь в ней идет о том, что одалживать какую-либо сумму в долг — это хорошо и очень приятно, ведь потом она к вам вернется. А кто не любит получать деньги?! Пусть и свои, пусть и обратно...

Однако каждая пословица, поговорка, присказка русского языка несет в себе огромный смысл, который копился и проверялся множеством поколений, а со временем сформировывался в определенную фразу. Исходя из этого, следует, что на самом деле у пословицы «долг платежом красен» должен быть другой, более глубокий смысл. Как вы считаете, какой?

Данная пословица выражает многовековую народную мудрость о том, как важно человеку вовремя отдавать свои долги. И это не пустые слова, а рекомендация. Ее следует выполнять для того, чтобы избежать негативных последствий, которые непременно настигнут, если человек не рассчитается с долгами в нужный срок.

Экстрасенсы, маги и другие представители всевозможных мистических учений нередко используют такое понятие, как карма. Неуплаченный долг, что повисает как на самом человеке, так и на всем его роду, проделывает огромную брешь на его карме. И со временем у человека или его потомков может развиться какая-нибудь болезнь, вполне возможно, что и смертельная.

Почему так происходит? Причина довольно проста. Человек не хочет возвращать долг из-за своей жадности, скупости, душевной черствости и отсутствия чести. Ведь при наличии реальной причины, по которой нет возможности рассчитаться с долгами (например, действительно нет денег, сидит на паперти), он может попросить о переносе даты возврата. В большинстве случаев ему пойдут навстречу или предложат другой вариант погашения.

Но все равно тянуть с возвратом долга крайне не рекомендуется. Ведь астрологи утверждают, что каждому человеку необходимо рассчитаться со всеми своими долгами (как духовными — обещаниями, так и материальными — деньгами) до наступления следующего года.

Вот что такое долг и почему он платежом красен.

Почему друзьям лучше не давать в долг?

Пословиц со словом «долг» существует огромное количество. Но есть одна из них, которая многим людям не дает покоя. Она гласит: «Хочешь потерять друга — дай ему в долг». Почему так говорят?

Все довольно просто, и ответ, можно сказать, лежит прямо на поверхности. Знакомым, друзьям, родственникам нецелесообразно давать деньги в долг, потому что очень велика вероятность того, что обратно вы ничего не получите. Ведь с незнакомого человека их можно вытребовать, а другу или родственнику и напоминать лишний раз неудобно. Получается, что придется свое же клянчить и выпрашивать. Неприятная ситуация.

Не зря в русском языке существует еще одна пословица: «Дать другу в долг, а у недруга самому взять». То есть, если ваш друг долг не вернет долг, отношения с ним испортятся, и «выбивать» свои деньги вам придется уже у недруга.

Цицерон о долге — мудрость на века

Марк Туллий Цицерон — древнеримский философ, оратор и политический деятель — сказал однажды: «Живет свободно только тот, кто находит радость в исполнении своего долга». Перестаньте читать и на миг задумайтесь, какой смысл заложен в этих словах.

Пожалуй, главная мысль, которую стремился донести до своих сограждан и будущих потомков Цицерон, заключается в том, что человек может получить истинное удовольствие от жизни, только принося радость другим.

Это вовсе не значит, что он должен во всем себя ущемлять или идти против своих принципов ради желаний другого человека. Есть такое понятие, как «благо всего человечества». Оно подразумевает деятельность, поведение, которые помогут жителям всей Земли стать лучше, сильнее, счастливее и богаче духовно.

Именно этому учат людей и другие учения. Не только божественные заповеди, представленные в Библии, но и юридический закон также призывает жить не для себя, убивая, грабя, потворствуя низменным желаниям, а для других. Вспомните, ни один богатей, получавший от жизни все, что ему заблагорассудится, не остался в веках. О нем со временем забыли. А великие ученые, военные или политические деятели, писатели, актеры, а также многие другие люди, что жили не только для себя, но и для других, до сих пор в большом почете у граждан. Многие даже были причислены к лику святых, именно к ним обращаются в трудные жизненные моменты, их просят о помощи и благословении.

Вот вы и узнали, что означает слово «долг», а также почему так важно отдавать долги вовремя. Теперь не только сможете использовать слово грамотно, но и жить начнете лучше. Ведь вы узнали мудрость, пронесенную через века.

категория этики, нравственно аргументированное принуждение к поступкам, деятельность и поведение, выполняемые из побуждений совести. «Долг есть необходимость поступка из уважения к закону» (И. Кант). Понятие Д., его анализ и, в особенности, обоснование остается для философии этики открытой проблемой (А. А. Гусейнов, 2001). Противоречие между чувством Д. и др. подструктурами личности может приводить к внутриличностным конфликтам, подчас длительным и острым. Борьба между «хочу» и «надо» создает основу для нравственного конфликта. Противоречие между двумя желательными с т. зр. Д., но несовместимыми вариантами поведения является предпосылкой ролевого конфликта. Противоречие между тем, что необходимо делать в силу Д., и возможностями человека выполнить требования Д. может привести к адаптационному конфликту. Нарушение человеком Д., как правило, связано с причинением материального или морального ущерба окружающим. Поэтому нарушение Д. всегда либо создает условия для конфликта, либо является его непосредственной причиной. Способность жертвовать личным благом ради выполнения Д. является важной позитивной характеристикой человека.

Долг

одна из осн. категорий этики; превращение требования нравственности, в равной мере относящегося ко всем людям, в личную задачу данного конкретного лица, сформулированную применительно к его положению и ситуации, в которой он находится в данный момент. Если в моральном требовании выражено отношение общества к отдельным его членам (оно формулируется обществом и предъявляется к ним), то Д.- это отношение личности к обществу. Личность выступает здесь как активный носитель определенных моральных обязанностей перед обществом (субъект), который осознает их и реализует в своей деятельности. Категория Д. тесно связана с др. понятиями, характеризующими моральную деятельность личности, такими как ответственность, самосознание, совесть, мотив. Истолкование природы и происхождения Д. составляло одну из самых трудных проблем в истории этики. Основание и источник Д. усматривали то в божественных заповедях, то в априорном моральном законе (категорический императив), то в самой «человеческой природе», в «естественном» стремлении человека к наслаждению или счастью (гедонизм, эвдемонизм). По-разному пытались ответить и на вопрос, кто в конечном итоге правомочен определять содержание Д.: общество (социально-аппробативные теории), бог (неопротестантизм), совесть (Фихте), моральное чувство (нравственного чувства теории). Т. о., основанием Д. объявлялся авторитет того или иного рода (авторитаризм). Тем самым лишался смысла вопрос о содержании морального Д. К крайне субъективистскому выводу пришли сторонники экзистенциализма: вообще не важно, как человек поступает, в чем он видит свой Д., имеет значение лишь то, что он следует своему личному замыслу. Неразрешенным оставался и вопрос о границах Д. Сторонники деонтологического интуитивизма считают, что при исполнении человеком своего Д. важно лишь само действие, а не мотивы, которыми при этом человек руководствовался. Сторонники др. направления (теория моральной доброты), наоборот, решающее значение придавали характеру мотива. Дискуссию по вопросу о том, необходимо ли, чтобы человек при исполнении Д. обязательно достиг какого-либо реального результата, или же достаточно совершить определенные усилия, попытку что-либо сделать, ведут, например, сторонники деонтологического интуитивизма. Необходимо отличать осмысление в категории Д. производственных, гражданских, партийно-политических и иных обязанностей (профессиональный Д., воинский Д. и т. д.) от морального Д. в собственном смысле слова: ориентированного на безусловное уважение человеческого достоинства в лице каждого индивида, утверждение гуманности. Моральный Д. не сводится к простой санкции обязанностей, вытекающих из конкретного социального положения людей и их особенных интересов; он фиксирует критическое отношение к этим обязанностям с точки зрения общечеловеческих моральных ценностей. Поэтому отношения между моральным Д. и эмпирическими обязанностями индивидов часто являются напряженными, конфликтными (например, воинский Д. требует в случае необходимости убить врага, а моральный Д. исходит из категорического требования: «не убий»). Социально-утилитаристская ориентация в этике склонна возводить в нравственный принцип, вменять человеку в качестве морального Д. разнообразные практические интересы и пользу общества. Более продуктивной является, однако, позиция, рассматривающая саму мораль в качестве высшего выражения общественных интересов и придающая тем самым ей самоценное значение. Для понимания морального Д. существенным является вопрос о том, кто правомочен определять содержание морального Д. Общие нравственные требования вырабатывает, как правило, общество на основе коллективного опыта. Задача же решения моральной проблемы применительно к той или иной конкретной ситуации чаще возлагается на того, кто эти требования выполняет, т. е. на каждого члена общества. С одной стороны, каждый человек должен сам осознать объективное содержание своего морального Д., и никакие ссылки на общественные авторитеты или на общепринятые мнения не могут оправдать его, если он понял свой Д. неправильно. С другой стороны, ответственность человека перед своей совестью, в конечном итоге, выражает его ответственность перед обществом, поэтому общественное мнение вполне правомочно судить о том, насколько правильно данный человек понял свой Д. Но границы ответственности общества и личности в этом отношении исторически конкретны: общая же тенденция развития общественных нравов состоит в возрастании меры личной ответственности у каждого члена общества.

На чтение 4 мин. Просмотров 155 Опубликовано 20.05.2018

Каждому из нас в повседневной жизни приходится зачастую сталкиваться с таким понятиями, как долг и задолженность. К сожалению, образование задолженности не самое приятное явление в жизни человека, но, тем не менее, избежать подобных обязательств практически невозможно, стоит более подробно разобраться, что такое долг и задолженность простыми словами.

Определение терминов

В большинстве своем такие термины зачастую принимаются, когда речь идет о каких-либо финансовых обязательствах. Здесь, главное, правильно понимать определение двух разных терминов, поэтому рассмотрим их более подробно:

  • долг – это текущие обязательства по возврату денежных средств или иных материальных благ в установленный срок, который на текущий момент еще не наступил;
  • задолженность – это обязательства, срок исполнения которых уже истек или, иными словами, это просроченный долг.

Значение слова долг понять довольно просто, ведь особенно для физических лиц к долгам относятся любые финансовые обязательства, например, за уплату коммунальных услуг, банковских кредитов, штрафов, алиментов и других платежей. До того момента, пока все обязательства исполняются своевременно человек не является должником, так как своевременно исполняет свой долг, как только срок исполнения обязательств истек, долг перерастает в задолженность.

Обратите внимание, что простыми словами долг можно определить, как обязательство уплатить за что-либо, а задолженность – это нарушение своих обязательств по уплате за те или иные блага.

Характерные особенности долга

В широком смысле долгом считается некоторая сумма денежных средств, которую нужно оплатить в срок за предоставление каких-либо товаров или услуг. При этом обязательства наступают непосредственно в тот момент, когда услуга, работа или товар были предоставлены. Обязательства могут возникнуть либо на основании договора, либо в соответствии с действующим законодательством, например, долг по штрафам и налогам возникает на основании законодательства, а за коммунальные услуги кредиты или иные блага по договору.


Для любого долга характерны следующие признаки:

  • размер или сумма;
  • срок уплаты;
  • порядок выплаты;
  • вознаграждение, если оно предусмотрено;
  • ответственность в случае возникновения задолженности.

Основные признаки задолженности

Задолженность имеет некоторые отличия от долга непосредственно тем, что она наступает только в случае нарушения договора, соответственно можно сказать что задолженность – это, по сути, тоже долг, только с прошедшим сроком уплаты. Она может состоять из нескольких частей, в частности, тела долга, процентов за просроченный период, неустойки, пени и других составляющих. Она делится на два вида:

  • кредиторская, то есть долг перед физическим или юридическим лицом;
  • дебиторская, что в переводе означает «он должен», а, значит, это тот долг, который является активом.

Если говорить простыми словами, что такое дебиторская задолженность, то это определенная сумма средств которую должно уплатить третье лицо физическому или юридическому лицу или, иными словами, это сумма денег, которая не была уплачена в установленный срок. Как правило, дебиторская задолженность может появиться у предприятия, в частности, банковского за предоставленные товары или услуги.

Кредиторская задолженность более знакомая физическим лицам, простыми это долг за кредиты за услуги ЖКХ, товары услуги и другие предоставленные блага. То есть, кредиторская задолженности возникает в том случае, когда вы своевременно исполнили свои обязательства либо срок их исполнения пока не наступил.


Ответственность за неисполнение обязательств

Что такое задолженность или долг понятно более или менее каждому из нас, но при этом стоит учитывать одну важнейшую деталей, что все долги подлежат обязательному возврату в добровольном или принудительном порядке. Поэтому все правоотношения между сторонами договора регулируется законодательством и решаются в судебном или досудебном порядке, в зависимости от множества обстоятельств.

Обратите внимание, что ответственность за неисполнение обязательств может привести к привлечению к уголовной ответственности по статье 159 Уголовного кодекса Российской Федерации «Мошенничество»

Таким образом, если подвести итог, то задолженность и долг – это неотъемлемая часть жизни человека, каждому из нас приходится сталкиваться с такими понятиями. Хотя они и являются негативной частью быта, однако если вам правильно планировать свои свой бюджет, то можно избежать неприятных последствий с выплатой долгов.

выступающее в качестве внутреннего переживания принуждение поступать в соответствии с потребностями, исходящими из этических ценностей, и строить свое бытие в соответствии с этими требованиями. Согласно Фихте, для которого весь мир является "материалом исполнения долга", есть только одна конечная цель - долг. Единственно возможное верование: с радостью и непредвзято делать то, что в любом случае предписывает долг, не поддаваясь сомнениям или раздумьям о последствиях.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ДОЛГ

этич. категория, обозначающая нравств. обязанность человека перед обществом, классом, партией или социальной группой; выполняемую под влиянием обществ. мнения и внутр. нравств. побуждений. В требованиях Д. находят выражение интересы той или иной социальной общности людей. Осознание и переживание индивидом этих общих интересов в их связи с личными интересами приводит к возникновению сознания и чувства Д.; социальное требование к человеку становится его внутр. побуждением, социально обусловленной нормой поведения и в качестве таковой закрепляется в обществ. сознании данной социальной группы или общества в целом. Сознание и чувство Д. – это субъективное идеологич. выражение многосторонней зависимости человека от своего класса или общества. Понятие Д. наряду с другими осн. категориями морали выступает как форма нравств. оценки, содержанием к-рой является обществ. или классовый интерес. Социальная функция Д. состоит в обеспечении общих интересов общества или класса. Понятие Д. имеет длительную историю развития. Этич. теории прошлого рассматривали Д. как проявления либо божеств. воли, либо вечных и неизменных свойств человеч. природы. В этике стоиков, напр., Д. покорности судьбе, воле бога и стоич. идеал мудреца, поднимающегося выше материальных интересов и страстей, выводился из воли божества. В кит. философии значение Д. имела категория "и", к-рая означала выполнение строго установленных в рабовладельческом и феод. обществе Древнего Китая норм и правил поведения ("ли"). В инд. этике понятие Д., обозначаемое термином дхарма, было тесно связано с комплексом религ. идей буддизма, джайнизма, индуизма. Ср.-век. религ. мораль требовала полного подчинения человека божеств. воле, к-рая рассматривалась как источник и критерий Д. Осознание Д. будто бы происходит или через "божественное откровение", или через посредство религ. авторитетов. Материалисты прошлого стремились свести содержание и критерий Д. к земной основе. Многие из них связывали нравств. обязанности человека с его личными интересами и потребностями. Франц. материалисты 18 в. подвергли резкой критике религ. понятие Д. и теорию врожденных нравств. идей с позиций индивидуализма, к-рый был в то время средством духовного освобождения личности от гнета религии. По мнению Гольбаха, "...истинные основы м о р а л ь н о г о д о л г а" лежат в сфере "...собственного интереса, собственного счастья и безопасности..." каждого человека, а сознание долга определяется опытом и разумом; "...нравственная обязанность – это необходимость прибегать к средствам, способным сделать счастливыми существа, с которыми мы живем, чтобы побудить их сделать счастливыми нас самих" ("Система природы", М., 1940, с. 82, 211). Будучи представителями метафизич. взгляда на мир, франц. материалисты не смогли раскрыть диалектику личных и обществ. интересов и классовый характер нравств. Д. В этике Канта требования Д. выступают в форме категорического императива, веления морального закона, присущего человеч. разуму. Природа морального закона непознаваема. Кант отрицает обществ. происхождение нравств. Д., подчеркивает его формальный характер и независимость от интересов людей и их желаний. По его мнению, "высокое достоинство долга не имеет ничего общего с наслаждением жизнью" ("Критика практического разума", СПБ, 1897, с. 107). В системе Гегеля в качестве Д. для субъекта выступает "добро в себе и для себя", "абсолютная цель мира", достигаемая в процессе развития абс. духа. Субъект, по Гегелю, "должен иметь п о н и м а н и е д о б р а, сделать его своим намерением и осуществлять в своей деятельности". В этом и заключается выполнение долга. Гегель пытался согласовать Д. со склонностями и чувствами человека. Основанием Д. он считает законы государства. Однако требования Д. являются для него не только внешними законами и предписаниями авторитета, но получают одобрение и признание в сердце, образе мыслей и совести человека (см. Соч., т. 3, М., 1956, с. 301–03). По мере завоевания буржуазией господства проблема нравств. обязанностей все больше решается бурж. этикой с позиций удовлетворения эгоистич. интересов личности. Разрабатываются этич. теории бурж. утилитаризма (И. Бентам, Дж. С. Милль), в к-рых моральные отношения людей, в том числе их нравств. обязанности, сводятся к торгашески понятым отношениям взаимной полезности. Наряду с этим возникают и развиваются вульгарно-эволюционистские теории морали (Г. Спенсер), рассматривающие нравств. обязанности людей как результат действия некоего закона сохранения и увеличения количества жизни, как количеств. развитие инстинктов, из к-рых вырастает Д. Появляются теории, в к-рых делается попытка теоретически обосновать ненужность понятия Д. ("мораль без обязательства и без санкции" – Гюйо). То, что называют Д., есть не что иное, по мнению Гюйо, как сознание внутр. мощи индивида, проявление его идей и чувств, сливающихся в возвышенные удовольствия. Аморализм бурж. общества ярко проявляется в империалистич. теориях элиты, культе "сверхчеловека", к-рый не знает и не должен знать никаких нравств. обязанностей перед обществом (Ницше). Для большинства школ совр. бурж. этики, особенно для прагматизма, экзистенциализма, гедонизма характерен полный этич. релятивизм, доходящий до отрицания Д. "Чувство долга, – пишет т. В. Смит, – это последний молчаливый свидетель прошлого, и чем скорее мы преодолеем и забудем его, тем лучше" ("Encyclopaedia of the Social Sciences", v. 5–6, N. Y., 1950, p. 294). Различные школы позитивистской этики сводят проблему Д. к логич. анализу, к выяснению соотношения суждений факта и долженствования; им совершенно безразлично фактич. содержание человеч. поведения. Так, представители школы этич. интуитивизма доказывают, что Д. самоочевиден, не выводим, не основывается на социальных потребностях и внеисторичен. Другая школа в совр. бурж. этике – эмотивизм – утверждает, что чувство Д. – лишь выражение нашей склонности, психологич. "настройки"; оно не отражает никакого объективного содержания. Суждения, в к-рых формулируется Д., безосновательны, произвольны и даже бессмысленны. Вместе с тем бурж. мораль сохраняет и использует в целях укрепления бурж. порядков религ. мораль с ее понятием Д. перед богом. Так, совр. протестантская этика доказывает, что Д. абсолютен, т.к. диктуется сверхразумным авторитетом – богом и вместе с тем относителен, т.к. истинен только для данного человека и только в данный момент и не может быть всеобщей нормой для всех людей. Эклектически соединяя элементы абсолютизма, свойственного интуитивистам, и элементы релятивизма, характерного для эмотивистов, протестанты-теологи обосновывают "сверхразумность" норм бурж. нравственности и оправдывают моральную беспринципность буржуазии. Существенный вклад в разработку категории Д. внесли рус. революц. демократы. Выводя Д. из назревших потребностей революц. борьбы за интересы нар. масс против крепостничества и самодержавия, они в то же время видели в Д. выражение внутр. потребностей и стремлений человека. "...Не того можно назвать человеком истинно-нравственным, – писал Н. А. Добролюбов, – кто только терпит над собой веления долга, как какое-то тяжелое иго, как "нравственные вериги", а именно того, кто заботится слить требования долга с потребностями внутреннего существа своего, кто старается переработать их в свою плоть и кровь внутренним процессом самосознания и саморазвития так, чтобы они не только сделались инстинктивно – необходимы, но и доставляли внутреннее наслаждение" (Избр. филос. произв., т. 1, 1948, с. 213). Марксистская этика исходит из того, что требования Д. в классовом обществе носят классовый характер. Каждый класс вырабатывает свое понятие о Д., соответствующее его интересам. Нравств. Д. прогрессивного класса выражает объективно назревшие потребности развития общества. С наибольшей определен-ностью эта закономерность проявляется в Д. революц. пролетариата, в к-ром находят выражение коренные интересы всех трудящихся и к-рый, будучи классовым, является в то же время в полном смысле слова обществ. Д. В нем находят выражение лучшие нравств. традиции нар. масс. Революц. Д. рабочего класса состоит в сплочении всех трудящихся для совместной солидарной борьбы за уничтожение эксплуатации человека человеком, за мир, демократию и социализм. Высшим, священным Д. рабочего класса является борьба против капитализма, за построение коммунистич. общества. Д. всех народов состоит в борьбе против империалистич. войн, против милитаризма. Осн. содержанием Д. в социалистич. обществе является преданность делу коммунизма, добросовестный труд на благо общества, коллективизм и товарищеская взаимопомощь, выполнение законов и правил социалистич. общежития, защита Родины от империалистич. агрессоров, борьба против остатков старого строя в сознании и быту людей и т.д. Выполнение Д. перед обществом является одним из осн. нравств. принципов морального кодекса строителя коммунизма, вошедшего в Программу КПСС. Этот принцип гласит: "высокое сознание общественного долга, нетерпимость к нарушениям общественных интересов". В различных областях жизни социалистич. общества Д. выступает в форме гражданского, патриотич., трудового, интернационального, партийного, воинского, семейного Д. Морально-политич. единство социалистич. общества обеспечивает единую направленность всех этих форм Д. и отсутствие антагонистич. противоречий между ними. Социалистич. обществ. отношения создают наиболее благоприятную возможность для того, чтобы сознание и чувство обществ. Д. стало неотъемлемой чертой духовного облика каждого члена общества. Эта возможность реализуется в процессе коммунистического воспитания сов. людей. Сознание и чувство Д. членов социалистич. общества формируется в семье, в школе, в трудовых коллективах и обществ. организациях. Решающее значение в восприятии сов. людей в духе выполнения Д. перед обществом имеет воздействие и контроль общественности и прежде всего трудовых коллективов, к-рые ведут действенную борьбу против нарушений коммунистич. морали и социалистич. законности, против отд. проявлений тунеядства и паразитизма. Благодаря единству личных и обществ. интересов людей при социализме, честное выполнение обществ. Д. становится условием нравств. удовлетворения личности и личного счастья. Требования Д. в этих условиях не приходят в антагонистич. противоречие с желаниями и стремлениями большинства людей. В сознании Д. сов. людей находит выражение расцвет личности при социализме и высокая политич. сознательность народа. Воспитываемое Коммунистической партией сознание и чувство Д. перед обществом является одной из важнейших моральных сил, побуждающих сов. людей добросовестно трудиться на благо народа. Сознание Д. сов людей проявляется в движении за коммунистич. труд, в борьбе за технич. прогресс нар. х-ва, за дальнейший расцвет культуры и благосостояния народа. По мере успешного продвижения к коммунизму и перерастания социалистич. государственности в обществ. коммунистич. самоуправление сознание и чувство Д. будет играть в поведении членов общества все более важную роль. В коммунистич. обществе люди будут выполнять свои нравств. обязанности сознательно и по привычке. Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Немецкая идеология, Соч., 2 изд., т. 3, с. 235–36; Ленин В. И., Государство и революция, Соч., 4 изд., т. 25, гл. 5; его же, Задачи союзов молодежи, там же, т. 31; Программа КПСС, М., 1961; Калинин М. И., О коммунистическом воспитании и воинском долге, М., 1958; Глущенко М. Г., Общественный долг советского человека, Киев, 1953 (Автореф. канд. дисс.); Кон И. С., Марксистская этика и проблема долга, "Вопр. философии", 1954, No 3; Шишкин?., Основы коммунистической морали, М., 1955, с. 144–99; его же, Из истории этических учений, М., 1959 (см. Предм. указатель); Подберезин И. М., Мотивы долга и моральной ответственности в оценке поступков школьниками, "Уч. зап. Сев.-Осетинского Гос. пед. ин-та", Орджоникидзе, 1956, вып. 20; Морозов В. И., Проблема воинского долга в марксистской этике, М., 1956 (Автореф. канд. дисс); ?азмустов Б. ?., Проблема долга в этике М. Г. Чернышевского и Н. А. Добролюбова, "Тр. Воронежского ун-та", 1957, т. 60, вып. 1; Дробницкий О. Г., К вопросу о категории долга в марксистской этике, "Философские науки", 1960, No 3; Кант И., Критика практического разума, пер. , СПБ, 1897, § 7–8; Смайльс С., Долг, СПБ, 1904; Гюйо Ж. М., Нравственность без обязательства и без санкции, пер. с франц., М., 1923; Гольбах П.А., Система природы, пер. [с франц.], М., 1940; Wendt H., Die sittliche Pflicht, G?tt., 1916; Ross W. D, The right and the good, Oxf., 1930; Ayer A. J., Philosophical essays, L.– N. Y., 1954. О. Дробницкий, В. Морозов. Москва. И. Кон. Ленинград.