Кто сделал памятники дом с химерами. Киев. Легенды дома с химерами. Спорная репутация архитектора




В центре столицы Украины расположено необычное здание - дом с химерами. Построенное в 1901–1903 гг. прошлого века в стиле модерн, оно удивляло и восхищало современников, не меньший интерес дом с химерами вызывает и сейчас.

Интерес к нему подогревают и легенды, которыми окутан дом и которые придают ему элемент таинственности. По одной из них, архитектор Владислав Городецкий построил его после смерти дочери, будто бы кинувшейся в воды Днепра из-за неразделенной любви. По другой, архитектор наложил на дом проклятие после того, как из-за финансовых трудностей вынужден был заложить его одному из кредитных обществ. И с тех пор мифические существа - химеры и горгульи, которыми в изобилии украшен дом, не дают никому в нем обосноваться надолго.

И действительно, кому только ни принадлежал дом с химерами за годы своего существования, после того как из него выбрался сам Городецкий! Владельцем этого чудесного особняка был и французский консульский агент Даниил Балаховский, и торговец Самуил Нимец, а после революции 1917 г. его приспособили под коммунальное жилье.

В дальнейшем на дом с химерами «положили глаз» управленцы: здесь располагались и штаб трудовой дружины, и ветеринарное управление, и партийная поликлиника, и даже Минздрав. Некоторое время довелось в нем пожить и артистам расположенного неподалеку оперного театра.

Неудивительно, что за эти годы дом стал сильно нуждаться в реконструкции. К тому же утратили прочность поддерживающие фундамент сваи. Глубокая трещина расколола здание на две части. Этому «помог» и рельеф местности - дом был построен на краю высокого обрыва над осушенным Козьим болотом.

Архитектор Владислав Городецкий, создавший архитектурный образ Киева конца XIX - начала XX ст., купил эту землю для постройки дома своей мечты. На его верхнем этаже он планировал разместиться сам вместе со своим семейством, а нижние этажи предназначались для сдачи - дом должен был приносить доход.

Любопытно, что поскольку дом расположен на неровной почве, с одной стороны - со стороны Банковой улицы, он имеет три этажа, а с другой - шесть.

Воплотить проект в жизнь Городецкому помог его друг и партнер горный инженер Антон Страус. Именно благодаря его нестандартному техническому решению: сочетанию свайного и ленточного фундамента - удалось построить дом на, казалось бы, не пригодной для строительства земле с большим перепадом высот.

Поскольку Владислав Городецкий владел цементным заводом под Киевом, его проект дома с химерами, как и большинство других проектов, был выполнен из бетона, что в те времена было новшеством.

Общая площадь дома составляет почти 3,5 тыс. кв. м. Квартира самого Городецкого состояла из 13 комнат общей площадью 380 кв. м, и благодаря рельефу местности парадный вход в нее находился на первом этаже.

Интересно, что согласно проекту комнаты дома с химерами располагались веером, благодаря чему в каждую квартиру солнце попадало в течение всего дня. На каждом этаже дома размещалось по одной квартире: здесь были одна 2-комнатная, одна 3-комнатная, одна 6-комнатная, две 8-комнатные, две, в том числе и у Городецкого, 13-комнатные. Причем шести-, восьми и 13-комнатные, кроме хозяйских жилых комнат, имели по две-три комнаты для прислуги, кухни, прачечные и ванные.

В доме были две конюшни, жилье для кучеров и даже коровник! Городецкий сам любил домашнее молоко и хотел, чтобы жильцы его дома также имели возможность начинать утро со свежего молока.

У Городецкого было еще одно увлечение - охота. Очевидно, большие расходы на эту страсть и послужили причиной того, что дом с химерами в конце концов пришлось заложить. Однако именно благодаря этому же увлечению мы и можем любоваться домом с химерами таким, каков он есть.

И фасад, и внутренние помещения здания украшают многочисленные скульптурные группы диковинных рыб и животных, морских нимф с цепями вместо волос и дельфинов, выполненные также из бетона. Архитекторы, изучающие стиль модерн и, в частности, творчество Городецкого, пришли к выводу, что он, мечтающий о поездке в далекую Африку, воплотил свою мечту о ней в этом проекте.

На фасаде мы видим изображения африканских животных - головы носорогов, слонов, жирафов, оленей, газелей, крокодилов, огромных жаб. Ступени парадного входа словно омыты бурным ручьем, вытекающим из горного озера, ведь сам дом напоминает гору и, конечно же, африканскую. Среди бетонных волн - бетонные рыболовецкие сети.

Скульптурные украшения по эскизам самого Владислава Городецкого выполнил миланский скульптор Элио Саля.

После реставрации, которая была проведена на основе сохранившихся чертежей Городецкого, в доме с химерами разместилось представительство Президента Украины с залами для переговоров, подписания документов, вручения верительных грамот, проведения торжественных мероприятий и др.

Еще небольшой кусочек из поездки 2011 года на Украину, или как теперь принято говорить в Украину. Киев. Это вторая моя поездка лет 20 спустя….но именно сейчас, мне Киев показался необыкновенно красивым. Большое спасибо экскурсоводу, которая влюблена в свой город, и своим напевным голосом сказительницы заворожила и нас.

Совершенно не запомнила этот дом в прошлую поездку. Дом производит неоднозначное впечатление, со стороны Дома Правительства мне показался тяжелым, придавленным массой скульптур. Но вот прошло почти два года, и я понимаю, что Дом с Химерами, то что западает в память, оставляет эмоциональный след своей диковинностью.

В 1938 году Ольга Анстей написала

Безвкусный фантазер, манерный мим
Тебя придумал в сне самолюбивом.
Над площадью заносчивым массивом
Ты вырос, удивлен собой самим!..
Ты весь кричишь, недвижностью томим,
Но суждено коснеть хвостатым дивам
И необузданных нереев гривам
Застынуть в судороге пантомим!..

Лешек Дезидерий Владислав Городецкий (таково полное имя архитектора, названного у нас Владиславом Владиславовичем) родился 4 июня (23 мая по старому стилю) 1863 года в старинной польской семье, в живописном селе Шелудьки, что на Южном Буге.Один дед Городецкого отличался свободолюбием и участвовал в польском восстании 1831 года; другой - был знаменитым этнографом и теоретиком аграрного дела.
Отец архитектора, Владислав Городецкий, был храбрым уланом и участвовал в Крымской войне 1853-1856 годов, за что получил бронзовую медаль. Когда вспыхнуло польское восстание 1861-го, Владислав-старший, с его солидным боевым опытом, стал командиром отряда повстанцев. Но повстанцы были разбиты; имение Городецких - конфисковано, семья осталась без средств…
Мать будущего зодчего переезжает в Одессу, где мальчика отдают в реальное училище при лютеранской церкви святого Павла. У Лешека рано проявился талант к рисованию; после окончания училища он поступает в Императорскую академию искусств в Петербурге, которую блестяще заканчивает в 1890 году.

С этого времени и вплоть до Гражданской войны судьба связывает Владислава с Киевом. Уже в первых своих кирпично-каменных постройках зодчий обращается к популярному в конце XIX в. стилю - историзму, основанному на заимствовании и использовании архитектурных форм минувших эпох. Образцом такого стиля, пышного и яркого, стало здание Городского музея древностей и искусств на Александровской улице (ныне улица Михаила Грушевского). Оформленный в виде античного храма с шестью дорическими колоннами и портиком, музей весьма удачно завершает перспективу Европейской площади в направлении Печерска. У лестницы, ведущей к парадным дверям, настороже сидят два огромных льва.

Параллельно Городецкий по заказу киевского табачного короля Соломона Когена занимался строительством молельни для общины караимов - небольшой народности со своеобразной религией, включающей элементы ислама, иудаизма и других восточных культов.
Вместе с материальным достатком у Городецкого появилось хобби, которому он уже не изменял всю жизнь. Владислав Владиславович страстно увлекался охотой, путешествуя по самым экзотическим местам. Тогда же в его творениях стали появляться декоративные элементы, напоминающие об охотничьей страсти архитектора.

Наконец Городецкий решает, что пора построить дом и для себя. Он приобрел в центре Киева, на Банковой улице, два участка, на одном из которых и возвел в 1903 г. знаменитый «дом с химерами».

Дом в стиле раннего декоративного модерна, не характерном для начала XX века на территории Украины. Но мастер строил его фактически для себя – с 1903 по 1913 гг. он жил и работал на Банковой, 10. Владиславу Городецкому удалось на этом месте почти за бесценок приобрести землю. Участок считался непригодным для застройки из-за слишком крутого склона, однако это не смутило профессионала строительного дела.

Когда Городецкий объявил о своем намерении строиться на этом месте, то побился об заклад, что через два года он возведет здесь собственное жилье. Тогда известный киевский архитектор Александр Кобелев приложил руку ко лбу зодчего и с пафосом произнес: «Вы, сударь, сумасшедший. Только сумасшедшему может прийти в голову такая идея».

Однако пари Городецкий выиграл.

Владислав Городецкий так спроектировал свой дом, что смог рационально использовать небольшую земельную площадку и обойти сложные грунтовые условия. В частности, для укрепления устойчивости склона было вбито почти 50 бетонных свай на глубину 5 метров. Сам дом спроектирован в форме куба: со стороны улицы Банковой он имеет три, а со стороны площади Ивана Франко – шесть этажей. Фасады украшены с характерным для модерна использованием разных стилей. «Дом с химерами» получил в народе такое название за скульптурные украшения мифологической и охотничьей тематики на фронтоне. Интересно использование высокого парапета на крыше, что позволило практически скрыть кровлю. Говорят, здание архитектора Городецкого на Банковой, 10 является первым «бескровельным» в украинской столице.

Шестиэтажная часть.

В 1998 году дом начали реставрировать, восстановили и внутренние интерьеры. Сейчас там малое представительство президента Украины. «Виртуальная экскурсия»

Городецкий строил этот дом, как доходный, т.е. предполагалось, что часть квартир будет сдаваться. И хотя цены были очень высоки, желающих снять квартиру в удобном жилье было достаточно. На каждом этаже архитектор расположил по большой отдельной квартире, а на первом этаже - две небольшие.

В доме были ледник с отдельными холодильниками для всех квартир, прачечная, дровяной склад, подвал, винный погреб, экипажный сарай, кучерская комната и… коровник. Оригинал Городецкий хотел поить своих жильцов и гостей только свежим молоком! Кстати, коровник располагался так, что запахи не причиняли людям никакого дискомфорта…

Скульптурные украшения фасада по собственных эскизам Городецкого выполнил его помощник, миланский скульптор Элио Саля, оставивший свою подпись «E. Sala. 1902» под скульптурной композицией борьбы львицы и орла.

Присмотримся повнимательнее: по всему фронтону со стороны Банковой улицы сидят симпатичные жабы. Нереиды, рыбы.

Колонны украшают головы носорогов, оленей, косуль.

Змеи, слоны….. можно рассматривать часами. Да вот еще счастливый крокодил. Нашел-загадывай желание!

От дома открывается замечательный вид в сторону площади Ивана Франко.

Внизу со стороны площади сад прилегающий к дому. Там архитектор спроектировал альпийскую горку и фонтаны.

После триумфа «Дома с химерами» заказы посыпались на Городецкого со всех концов Украины. Вот только некоторые из его творений: мавзолей графов Потоцких в селе Печера на Подолье (там до сих пор сохранилась надпись на польском языке: «Пляновал Владислав Городецкий. 1904 г.»); гимназия в Умани, фабрика углекислоты в Симферополе, мавзолей графов Витте на Байковом кладбище.

Кроме архитектурной славы, Городецкий стяжал известность и как страстный охотник, заядлый путешественник по экзотическим краям (мечтал ведь с детства!). В 1895 — 1910 гг. он отправился в «охотничье турне» по землям Ленкорани, Закаспийского края, Туркестана, Афганистана, Алтая, Семиречья и Западной Сибири, а зимой 1911 — 1912 гг. - побывал в своем знаменитейшем африканском сафари, о котором судачил не один год весь Киев.

В память об этом путешествии В. Городецкий издал книгу «В Джунглях Африки. Дневник охотника», собственноручно украшенную рисунками и фотографиями. Книга была издана в 1914 г. и сейчас является редкостью. Впрочем, ее можно увидеть в экспозиции Музея Одной Улицы на Андреевском спуске…

Затем ход истории совершил «крутое пике»… Во время Гражданской войны, в 1920 году, вместе со своей супругой Корнелией Марр Городецкий уезжает в Польшу. Там он сначала реставрирует старинный дворец князей Вишневецких в городе Вишневце на Тернопольщине (тогда польской) и проектирует несколько сооружений на знаменитом курорте Хельм.

В Польше до сих пор сохранилось немало его творений. Архитектор создал крытый рынок и водонапорную башню в Пётркове Трибунальском, водопровод с башнями и бойни в Радоме, Ченстохове и Люблине, казино в Отвоцке и баню в Згирже.

В 1928 году 65-летний, но по-прежнему неугомонный Городецкий по приглашению американской компании «Неrrу Ulen & Со» отправляется в Тегеран, где строит дворец для шаха и первый в иранской столице железнодорожный вокзал. Кроме того, им были разработаны для Тегерана проекты театра и отеля…

Незадолго до смерти Владислав Владиславович совершает свое последнее путешествие на охоту - в район Мазендерана на южном побережье Каспийского моря. Зодчий планировал отправиться и в горы Афганистана, но внезапная смерть 3 января 1930 года от сердечного приступа не позволила осуществить задуманное.

На лютеранском кладбище в Тегеране, у скромной могилы Городецкого много цветов; великого киевлянина любят и помнят…(С)

Если едете а Киев, посмотрите обязательно!

(Использована информация с сайтов «Вокруг света» , википедии, Читательный зал «Мирта», официального сайта президента Украины)

Киев во все времена был известен своими архитектурными достопримечательностями. К сожалению, многие из них пострадали во время Второй мировой войны и были безвозвратно утеряны, однако и среди сохранившихся есть немало объектов, которые заслуживают внимания. В их числе - Дом с химерами.

Киев начала 20-го века своим архитектурным обликом во многом был обязан создателю и владельцу этого сооружения — Владиславу Городецкому, который является также автором проектов Киевской кенассы, костела св. Николая и здания Национального художественного музея.

Киев, Дом с химерами: история одного спора

До 1900 года в районе, где сегодня находится театр им. Ивана Франко, находилось обширное Козье болото. После того как по решению городских властей оно было осушено, образовавшиеся земельные участки отвели под строительство а оставшиеся продали с аукциона частным лицам. В одном из таких публичных торгов принял участие известный архитектор Владислав Городецкий. К удивлению своих друзей, он очень дешево приобрел участок на обрыве. Вскоре после этого в одном из киевских ресторанов Городецкий встретился с двумя коллегами: Владимиром Леонтовичем и Александром Кобелевым. В ходе беседы он сообщил им о покупке и о том, что намерен построить на пустыре доходный дом, используя только цемент и бетон. Возник спор, так как Леонтович и Кобелев не верили, что приобретенный участок пригоден для строительства, а новые в то время строительные материалы вообще можно применять как основные. Тогда Городецкий, который считался крайне азартным человеком, заключил с ними пари на крупную сумму и обещал, что через 2 года он удивит Киев.

Дом с химерами действительно стали строить на склоне рядом с театром и использовали только цемент и бетон. Причем все работы осуществлялись в рекордно короткие сроки. В частности, хотя строительство было начато всего лишь в марте, наружные стены закончили возводить к 21 августа 1901 года, а кирпичная кладка и крыша были завершены 13 сентября.

Не прошло и двух лет, как на забракованном участке появилось сооружение, получившее название Дом с химерами. Киев, фото которого, относящиеся к началу 20-го века, часто изображают именно это сооружение, приобрел новую достопримечательность.

Описание

Вы собираетесь в Киев? Дом с химерами — это одна из тех достопримечательностей, которую вам обязательно нужно посетить.

Здание построено в стиле модерн, который был очень моден в начале 20-го века, и напоминает большой куб. При этом со стороны площади Ивана Франко сооружение имеет 6 этажей, а со стороны Банковой улицы — три. Согласно той эпохи парадные, жилые и хозяйственные помещения изолированы друг от друга.

Внешнее оформление

Экстерьер Дома с химерами является творением талантливого итальянского скульптора Элио Саля, использовавшего в своей работе эскизы самого Городецкого, с которым его связывала давняя дружба. Исследователи считают, что архитектор, который всю жизнь мечтал отправиться на охоту в Африку, создал экстерьер, напоминающий горный массив, характерный для Черного континента. На его вершине, по идее Городецкого, должно было находиться горное озеро и водопад, который изображали ступени парадного подъезда.

Для усиления впечатления нахождения в Африке на стенах дома установили бетонные головы жирафов, носорогов, львов, антилоп, крокодилов и прочих представителей африканской фауны. Крышу украсили гигантские жабы и нереиды, а с ее углов к тротуарам спустили водосточные трубы, замаскированные под хоботы слонов.

Планировка помещений

Многие туристы утверждают, что первое, что нужно посетить, приехав в Киев, — Дом с химерами. Фото, внутри него сделанные и представленные на рекламных буклетах, просто поражают красотой, что уж тогда говорить о реальности.

Жилые помещения в здании расположены веером, что позволяет максимально использовать естественное освещение.

Изначально на первом этаже Дома с химерами находилось две конюшни, прачечная, которой могла пользоваться прислуга всех жильцов, две комнаты для конюхов и 2 квартиры, которые сдавались внаем. Каждая из них, кроме спальни и гостиной, имела прихожую, кухню, ванную комнату и кладовую.

На остальных этажах располагалось по одной просторной квартире. В них были предусмотрены комнаты для прислуги, несколько туалетов и по две кладовые.

Лучшие апартаменты, состоящие из 13 комнат, которые располагались на четвертом этаже, принадлежали самому Городецкому и его семье. Еще одна такая же квартира была этажом выше и сдавалась в аренду.

В отношении своих квартирантов Городецкий был заботливым и гостеприимным хозяином. Он желал поставлять своим жильцам по утрам свежее молоко, поэтому в доме был расположен небольшой коровник. Он был спроектирован таким образом, чтобы запах не проникал в квартиры.

Интерьеры

Внутреннее оформление дома было продолжением внешнего. Как считают специалисты, задумка архитектора была в следующем: открыв дверь парадного подъезда, посетитель должен был попасть в фойе дома, оформленное как дно африканского озера. Такую ассоциацию должны были создавать изображение осьминога, спускающегося с потолка, и рыб, изображение которых было повсюду.

Интерьеры дома украшены также витражами на охотничью тематику, росписью и лепниной. Даже настенные светильники имеют форму цветов, а торшер в холле напоминает хвосты рыб, переплетенных лотосами и водорослями.

Судьба сооружения

Городецкий был неординарной личностью. Его страстью была охота, которой он посвящал все свое свободное время. Вскоре после завершения строительства дома архитектор осуществил свою давнюю мечту и отправился на сафари в Африку. На эту поездку он не только потратил все свои сбережения, но и задолжал кредиторам. По возвращении в Киев ему пришлось заложить свое детище, а чуть позже его продали на аукционе. Согласно легенде, Городецкий проклял будущих владельцев здания, так как с тяжелым сердцем расстался с домом, где мечтал прожить до конца своих дней.

Новым владельцем сооружения стал Даниил Балаховский, служивший при французском консульстве. Однако и он недолго пребывал в этом качестве и вскоре продал дом Самуилу Нимецу.

История дома после 1917 года

Привнесла большие изменения в жизнь города. В частности, начался процесс национализации частных зданий, включая и те, которыми гордился Киев. Дом с химерами оказался в их числе и был превращен в большую коммуналку.

В 1921 году там разместили штаб лесозаготовочной дружины, а позже — Ветеринарное управление Киевского ВО.

Дом с химерами в Киеве, экскурсии по залам которого пользуются большой популярностью у туристов, сильно пострадал в годы ВОВ. После изгнания из Киева фашистов он некоторое время оставался заброшенным, а затем его кое-как отремонтировали и отдали под жилье для актерам, служившим в театре имени И. Франко.

В конце 1960 годов ЦК КП нашел Дому с химерами новое применение - его стали использовать в качестве, как сказали бы сегодня, элитной поликлиники для партийной верхушки Украины.

В собственности Министерства здравоохранения УССР здание находилось вплоть до распада СССР, после чего ведомственная поликлиника была закрыта, а будущее сооружения оказалось под угрозой.

Состояние здания к началу 1990-х годов

За свою более чем тысячелетнюю историю какие только памятники архитектуры не терял Киев! Дом с химерами могла постигнуть та же учесть. К началу 90-х годов сваи сооружения перестали выполнять опорную функцию, и в местах стыковки ленточного и свайного фундаментов дом раскололся на 2 части. Одна из них наклонилась в сторону президентской резиденции на 33 см, а другая — в сторону театра имени Ивана Франко на 10 см. Стало очевидно, что требуется срочно предпринять меры по реконструкции, иначе следующее поколение жителей столицы Украины уже не увидит Дом с химерами. Киев лишится одной из своих главных достопримечательностей, а студенты-архитекторы будут изучать его лишь по фотографиям.

В 1998 году НИИ по реставрации разработал проект восстановления здания, однако его реализацию пришлось отложить на некоторое время.

Реконструкция

Проект по реставрации Дома с химерами был утвержден правительством Украины в 2003 году. В ходе восстановительных работ рабочие удалили землю, укрепили фундамент и восстановили интерьеры помещений и росписи на стенах.

При этом им пришлось столкнуться со многими сложностями. В частности, нельзя было выправлять дом, наклон которого в сторону Банковой реставраторы составлял более 30 см, так это требовало производства работ, означающих перестройку сооружения, и противоречило принципам реставрации. В связи с этим пришлось даже установить кривые оконные рамы.

Обустроили не только Дом с химерами внутри, были также произведены работы по восстановлению объектов, расположенных на пролегающей территории, таких как искусственное озеро, сад с красивой альпийской горкой и фонтаны.

Как используется сегодня

Сразу же после завершения работ по реконструкции, в ноябре 2004 года, в здании был открыт культурный центр. При этом с 3 по 5 этажи переоборудовали и превратили в помещения для проведения официальных мероприятий. В частности, в Доме с химерами сегодня есть залы, где проходят церемонии вручения послами верительных грамот, брифинги, переговоры тет-а-тет, имеются помещения для торжественных приемов. Кроме того, на первых этажах размещаются рабочие кабинеты сотрудников президентского секретариата и государственного протокола.

Киев, Дом с химерами: экскурсии

Хотя здание сегодня используется для проведения официальных мероприятий, при соблюдении определенных условий туда допускаются посетители.

В любое время года есть много желающих увидеть эту достопримечательность, включая иностранцев и тех, кто впервые приехал в Киев. Дом с химерами, экскурсия внутри которого проводится только для организованных групп, можно посетить, если иметь на руках паспорт. Следует помнить, что фото и видеосъемка внутри здания запрещены.

Обычно осмотр здания совмещают с посещением особняков Печерска того же периода, расположенных неподалеку.

Стандартные экскурсии в Дом с химерами занимают около 1 часа. Как правило, они организуются по субботам, а в состав туристической группы можно попасть только по предварительной записи. При этом примерная стоимость посещения этой достопримечательности составляет 230 гривен (около 700 руб.).

Дом с химерами, Киев: адрес и как добраться

Эта известная достопримечательность находится на ул. Банковой (сооружение 10). Доехать туда можно на метро до станции «Крещатик» с выходом на улицу Институтскую. Затем следует пройти до улицы Банковой. Можно также сойти на станции метрополитена «Крещатик» с выходом на улицу Городецкого, пройти через площадь И. Франко, мимо театра, и подняться вверх.

Теперь вы знаете, где находится Дом с химерами (Киев), как добраться, вам также известно, поэтому, оказавшись в столице Украины, вы сможете без труда найти эту удивительную достопримечательность.

В субботу сбылась моя давняя мечта - я наконец-то попала внутрь одного из самых красивых и самых загадочных зданий Киева, которое находится на улице Банковой 10, аккурат напротив Администрации Президента. Само здание является одной из многочисленных президентских резиденций и носит имя "Дом с химерами ".

Как известно, этот дом был построен архитектором Городецким за два года в 1901-1903 годах - полгода на строительство и полтора - на внутреннее и внешнее декоративное оформление. Нам рассказали, что Городецкий по дешевке купил довольно проблемный участок земли - пригорок, да еще и подземные воды... После чего он заключил пари с другим архитектором, Кобелевым, что построит здесь многоэтажный дом. И это ему, конечно, удалось!

Пригорок был обыгран оригинально - с одной стороны у дома три этажа, а с другой - шесть.

Говорят, что изначально, когда Городецкий планировал дом и договаривался со скульптурной мастерской итальянцев братьев Саля, в проекте дом выглядел гораздо скромней, но потом все-таки его украсили многочисленные фигуры.
Почему так - неизвестно. Думаю, Городецкому было мало просто построить тут дом, он решил сделать его неповторимым! Кстати, никаких химер на доме нет - сплошь реально существующие животные, рыбы и девушки...)
Есть даже загадка, которую киевляне любят загадывать гостям города: все фигуры на доме якобы парные и повторяются дважды или более раз. И лишь крокодильчик - один. Конечно, надо найти крокодильчика, на удачу...)))

Это - ящерки, не крокодильчики!

Еще одна легенда говорит, что так много подводных обитателей изображено тут в память об утонувшей дочери Городецкого, но это выдумка - его дочь значительно пережила отца, и ее потомки, судя по всему, живут где-то в Америке.

Туристы могут попасть внутрь лишь по субботам, когда проводятся всего 4 экскурсии, и то - это зависит от графика правительственных мероприятий.
У меня просто чудом получилось перехватить последний свободный билетик в одну из групп!
Мы прошли через ворота дома и через двери "Подъезда номер два" вошли внутрь...

За дверью нас ждал охранник - переписал данные паспортов, забрал мобилки и фотоаппараааатыыыы... Ыыыыыы....
Так что дальше будут фото, найденные мной в сети. Нашлось их совсем не много, но и из них я покажу лишь те помещения, которые видела сама.

Если снаружи дом украшен живыми животными и рыбами, то внутри сплошь гипсовые черепа, тушки, ружья... Одним из хобби Городецкого была охота, и это отразилось на оформлении дома напрямую. Еще говорят, что Городецкий все свои охотничьи трофеи превращал в чучел (которые, конечно, не сохранились), был увлечен Африкой (это видно по скульптурам и живописи на стенах и потолке), и даже однажды привез в Киев жирафа!
Такая вот внутри винтовая лестница. С этой же точки нам ее и показали, позволив, правда, заглянуть чуть выше, на потолок.
Дичь, висящая в пролете, - тоже гипсовая, отлично сохранилась. Живопись на стенах восстанавливали - одно время даже в Доме располагалась больница, тогда он пострадал более всего - к стенам прикручивали шкафы и инструменты, стены закрасили, но хоть до потолков не особо добрались...

Лестничные колонны в виде птичьих лап. И среди них вдруг ангелочки - всмотрись, их там видно. Якобы, это дань просьбе супруги архитектора о хоть какой-то доле романтики...)

На следующей лестничной площадке виден светильник из двух переплетающихся рыб. Нашла в сети вот такое фото - правда фигового качества и без ламп...

А здесь от светильника видна только верхушка...

Дом сменил множество хозяев и арендаторов, что, конечно, не улучшало его состояние.
Нам показали этаж, где когда-то жил Городецкий с семьей. На других этажах он сдавал комнаты.
Очень многое в доме было отреставрировано уже в 2003 году, когда и самый нижний этаж от земли очистили, и снаружи фигуры укрепили... А внутри многое восстанавливали по фотографиям самого Городецкого, которых осталось не так уж много.

Возможно, именно из-за этого холла дом когда-то был прозван горожанами "Морским дном". Из этого холла выход аккурат на Банковую, к Администрации.

Стены украшают рисунки затонувших кораблей и рыб. А на потолке - гигантский осьминог, щупальца которого обвивают водоросли с рыбами и раковинами. Всё сделано из бетона и частично покрыто перламутром, оттого кажется, что ракушки использованы настоящие.

А это - зал для приема иностранных делегаций. По креслам можно понять, где место глав делегаций.

Вообще изначально из почти всех комнат было по два и более выходов, имелись и тайные переходы. Но когда Администрация Президента взяла дом под "свою опеку", "лишние" двери и коридоры были убраны - в целях безопасности.
На фото не так видно, но на стенах и потолке лепка в виде ирисов - они в реальности ярко-розовые, поэтому эту комнату в шутку сравнивают с известным "Киевским тортом")))
Справа в стене видны окна - там находится скрытая комната для переводчиков. Совершенно непонятно, где туда дверь, так как в следующей по коридору комнате - малый банкетный зал...

Вот это - Малый банкетный зал - при Городецком это также была столовая. На потолке лепка на гастрономическую тему - сборная солянка из ананасов, кукурузы, и прочих фруктов-овощей. Люстра с рогами восстановлена по фотографиям.

Рядом находится гардеробная - тоже неимоверно красивая комната с рисунком лучника на потолке. Нашла вот такое изображение этой комнаты - без вешалок еще.

Нам показали и другие некоторые комнаты этого этажа. Запомнился еще холл в африканском стиле - с изображениями львов и бегемотов. На стенах коридоров и в комнатах висят картины. Подлинники, позаимствованные из киевских музеев (хм).

А в африканском холле мы застали украшенную елочку! Искуственную, но не конус. Вполне человеческая, с зелеными игрушками и золотыми бусами (не из золота все же, думаю...)))

На остальные этажи и в другие помещения вход запрещен - люди работают. Ну и к тому же, говорят, там менее интересно, и лепки меньше и вообще.
Приходится верить на слово.
Авось когда-то Мариинский дворец отремонтируют, резиденция переместится туда, а тут будет просто музей для всех. Хотя я что-то сомневаюсь...

И еще одна легенда. Говорят, что перед тем, как покинуть дом, Городецкий наложил на него проклятие, мол, только прямые его потомки смогут уживаться с химерами, остальным же занимающим дом - грозит неудача. Якобы по этой причине все организации, которые арендовали тут помещения - банкротились, конторы - разваливались... А сейчас тут, напоминаю, президентская резиденция...
Ну что, еще раз впитать глазами красоту - и на выход. Время экскурсии завершилось (чуть менее часа), и на пороге уже нетерпеливо топчется следующая группа.

Снаружи со всех сторон дом разный, но не везде его можно рассмотреть - там охрана, тут кусты... Зато трансформаторная будка красивая...))

И фонари в стиле.

А вообще возле Дома с Химерами красивее всего весной, когда на клумбах сменяют друг друга самые разные цветы. А сейчас из цветовой гаммы только флаги...

Обратила внимание на табличку, которая висит на маленьком домике охраны (как я думала) возле Дома с химерами:
"Главное управление обеспечения доступа к публичной информации"...
Так вот, почему Дом окружен тайной..))

Осталось только погладить того самого крокодильчика - на удачу...)

Огромное спасибо

В какое время года вы бы не приехали в Киев, прогулка по самому старому и одновременно самому «аристократичному» району будет однозначно впечатляющей. Печерские холмы притягательны и загадочны, и даже коренные киевляне всякий раз открывают для себя всё новые и новые образы, которые демонстрирует нам старинный Печерск. Пьянящим ароматом веет уже от одних названий: Липки, улицы Шелковичная, Садовая, переулок Виноградный. Когда-то на этих местах буйствовала растительность, а сейчас уютно расположились особняки, принадлежавшие бывшей киевской знати. Кто только не застраивал изысканными сооружениями эту часть города, благодаря чему и остался в его исторических хрониках. Банкиры, промышленники, чиновники, известные врачи и архитекторы оставили нам напоминание о давно ушедшей эпохе вычурных фасадов и скульптурных барельефов.
Самая известная достопримечательность в Киеве – Дом с химерами, напоминающий самый настоящий замок из сказки. Пройти мимо, не задержавшись взглядом на этом диковинном здании, история которого окутана тайнами и легендами, невозможно.
Это, пожалуй, самое уникальное и известное здание Киева, которое является своеобразной визитной карточкой украинской столицы. По сведениям историков, сам автор Владислав Городецкий, говорил, что дом действительно странный, но не найдется человека, который бы, проходя мимо, не остановил на нем свой взгляд.
Наверное, чтобы понять историю возникновения уникального здания нужно познакомиться с архитектором. Поляк по национальности Владислав Городецкий, приехал в Киев в начале 90-х годов девятнадцатого столетия. Амбициозный молодой архитектор обладал незаурядным талантом и авантюрным характером. Его живой ум, впитывающий все новое, сочетался с оригинальностью и эксцентричностью. Общительный, талантливый и трудолюбивый молодой архитектор достаточно быстро сделал себе имя, и, кроме известного Дома с химерами, в Киеве находится немало сооружений, построенных по его проектам. История возникновения Дома с скульптурами за прошедшие десятилетия обросла легендами... Жил да был архитектор, искусник, каких не сыскать. И была у него красавица дочь. Однажды отправились они в морское плавание, разразилась буря, прекрасная девушка упала в волны и утонула. Решил безутешный родитель в память о дочери и ее прискорбнейшей гибели выстроить дом, подобного которому на свете нет. И украсил его всеми видами морских чуд – тут и диковинные рыбы, и медузы, и дельфины, и коварные мелюзины-сирены, все искусной работы. Так и стоит с тех пор этот дом в городе Киеве, на Банковой улице, 10. Но не торопитесь горевать о несчастной девице или (что было бы, пожалуй, более адекватно) удивляться черствости архитектора, решившегося превратить в некое подобие усыпальницы жилой дом, построенный вдобавок с коммерческими целями. Это не более чем романтическая легенда, которую в Киеве с давних пор рассказывают легковерным туристам. Пресловутая дочь нигде не тонула и прожила долгую благополучную жизнь. Сам дом, это нужно признать, действительно диковина – из таких, что просто-таки провоцируют население на создание городских легенд; удивительно при этом скорее то, что дом этот вовсе не легендарная старина – он построен чуть больше века назад.
Самый скандальный из мифов о Доме с химерами гласит о том, что автор проекта вовсе не Городецкий, а инженер Николай Добачевский. Но доказательств этому нет никаких. Все чертежи подписаны самим Городецким, который уже заявил о себе, как оригинальный и самобытный архитектор, в своих более ранних работах.
По иной версии, более похожей на правду, Дом с химерами был построен в результате спора Владислава с двумя другими киевскими архитекторами - Владимиром Леонтовичем и Александром Кобелевым. Дело в том, что участок, который к тому времени приобрел Городецкий по бросовой цене, считался непригодным для строительства, так как находился на склоне холма. Чтобы создать устойчивое основание для дома, в холм вбили около 50 бетонных свай на глубину 5 метров.
По условиям пари нужно было построить дом в течение двух лет, к сорокалетию архитектора. Построенное в 1903 г сооружение превзошло все ожидания.
Внешний дизайн здания напоминает знаменитый Нотр -Дам в Париже. Специалисты-искусствоведы до сих пор спорят по поводу стиля, в котором построено сооружение. Обладающий элементами готики и модерна, Дом сложно однозначно отнести к одному из стилей. Здание уникально. Нигде и никогда Городецкий не повторял архитектурных решений, использованных в этом проекте.
За год построили само здание, и еще два года было потрачено на внешнюю и внутреннюю отделку. Это был первый дом в Киеве, построенный с использованием нового материала – цемента.
Роскошные фасады и уникальная лестница у входа украшены удивительными скульптурами – произведениями известного мастера Элио Саля. Саль учёл оригинальный вкус Городецкого, и благодаря этому творческому союзу мы получили сказочный дворец в центре Киева. Создается полное впечатление того, что сняли этих фантастических химер и зверей с островерхих крыш парижского собора Нотр-Дам.
Вот уже больше ста лет спешащие по делам киевляне снова и снова поднимают головы, рассматривая каменных химер.
Экскурсоводы, а то и просто прохожие вам обязательно расскажут, что когда на город опускается ночь, грифоны расправляют каменные крылья и взмывают в тёмное небо, русалки шевелят хвостами и разговаривают, оживают и другие мифические персонажи. А с приближением рассвета всё застывает и мистика заканчивается. Любого зрителя, случайно проходящего мимо этого здания, до глубины души поражают головы слонов, антилоп, крокодилов и носорогов, вмурованные в стены дома. Удивляют и ящерицы, прячущиеся в желобках, а также уникальные бетонные хоботы, которые не только представляют собой необычное зрелище, но и служат водостоками.
Изначально дом строился, как доходный. Шесть из семи квартир сдавались в аренду состоятельным людям – другим постояльцам жилье такого уровня было не по карману. А один этаж – третий со стороны двора и первый со стороны центрального входа с улицы Банковой, занимала квартира самого Городецкого. Планировка комнат рассчитывалась таким образом, чтобы первые солнечные лучи светили в окна прислуги: кухарок и горничных. Это и логично, ведь обслуживающий персонал должен был просыпаться первым, чтобы ко времени пробуждения жильцов приготовить все необходимое. К полудню солнце попадало в кабинет Городецкого, где он обычно работал в это время, а к вечеру заглядывало в гостиную.
С левой стороны от центрального фасада была устроена альпийская горка с фонтаном. Для жильцов Городецкий постарался создать максимально комфортные условия. Помимо того, что дом был оснащен всеми необходимыми удобствами, из комнат нижних этажей имелись выходы во внутренние дворики (обычно в доходных домах таких излишеств не предусматривалось). Рядом с домом располагался небольшой сад, а в саду стоял хлев. Здесь, в центре Киева, жила корова, и Городецкий очень гордился тем, что завтраку каждый его постоялец мог выпить кофе со свежими сливками или молоком. Что касается внутреннего декора – он еще более прихотлив, чем украшения снаружи. Между 4 и 5 этажами на лестнице еще при Городецком был установлен электрический светильник в виде гигантского сома – он работает и сейчас. По центру потолок украшает лепнина в виде спрута. Щупальца декоративного осьминога выполнены в виде сочетания морских раковин, ежей, растений, все они разукрашены в разные цвета и покрыты перламутром. Изготовлен этот огромный осьминог из гипса, его щупальца спускаются до самых стен. Если лепнина в первом зале оригинальная, то люстра была утрачена, а нынешняя – это копия, восстановленная по фотографиям. Она также выполнена из перламутра и гипсовых элементов. Влево уходят комнаты, принадлежавшие семье Городецких. В этой части дома и на лестнице, ведущей вверх, в ходе реставрационных работ, которые проводились по старым фотографиям, сделанным самим Городецким, был восстановлен облик дома, а часть помещений утративших декор во второй половине 20 века, просто отремонтировали.
Страстный поклонник охоты Городецкий после дорогостоящего сафари в 1913 году был вынужден продать дом, что бы оплатить долги, и Дом с Химерами поменял хозяина. После революции он стал обычной коммуналкой, в которой жили врачи, преподаватели и работники искусства. По окончании Великой Отечественной войны в доме была расположена больница. Этот период был самым разрушительным в истории уникального здания. Стены, перекрашенные масляной краской, медицинская аппаратура и отсутствие ремонта начали разрушать великолепное здание. Но, 2003 году началась реконструкция дома, и оно приобрело статус Малой резиденции президента, где проходят приемы зарубежных делегаций.
Если входить с главного входа – именно отсюда попадают в дом нынешние высокопоставленные гости президента Украины, – первое помещение вызывает неподдельное восхищение. Стены прихожей покрыты росписями, на которых изображен подводный мир с затонувшими кораблями. В бывшей гостиной Городецкого сейчас располагается малый переговорный зал. Самой яркой деталью этой комнаты является лепнина, изображающая сплетения ирисов. Выполнена она в белом, розовом и светло-зеленом тонах.
Кроме того эта комната, как и все остальные украшена охотничьей атрибутикой – на стенах здесь висят оленьи рога - своеобразный архитектурный авторгаф Городецкого. В бывшей гостиной, как и в остальных комнатах, есть печь, выложенная керамическими изразцами удивительной красоты. Все печи в доме исправны и их можно растопить в любой момент, но поскольку в здании давно функционирует централизованное паровое отопление, то печи не используют даже с демонстрационной целью. Главным акцентом столовой можно назвать люстру – при ее изготовлении были использованы большие лосиные рога. Лепнина в столовой тоже очень затейлива – она изображает различные овощи: здесь можно рассмотреть и чеснок, и артишоки, и свеклу, и многое другое.
Из зала-прихожей со спрутом, на верхние этажи ведет лестница из белого мрамора. И сама лестница, и поручни, и гипсовый декор отлично сохранились. Балясины лестничных перил выполнены в виде орлиных лап, на стенах закреплены скульптурные изображения охотничьего оружия и трофеев: здесь и подбитый олень, и заяц, и целые гирлянды из куропаток и прочей дичи, а также из еловых ветвей и шишек. Характерно, что если снаружи здание украшают живые животные, то внутри все они представлены уже в виде охотничьей добычи. После того как “Дом с химерами” стал малым домом приемов, спальню, детскую, комнату для прислуги и гардеробную в квартире Городецкого объединили и превратили в пресс-центр. На базе Дома с химерами работает музейно-культурный центр "Шедевры искусства Украины", который является филиалом Национального музея. Среди экспонатов музея различные предметы декоративно-прикладного искусства, живописные полотна, скульптуры. Гордостью музея является "Острожская Библия" печати Ивана Федорова (1581 год), бронзовая посуда, изготовление которой датируется 16 столетием до нашей эры, а также прочие раритеты. Музей работает только по субботам. Проводится четыре экскурсии в день по предварительной записи.
Дом с химерами то место, у которого всегда можно встретить туристов. Еще бы, ведь это самый, что ни на есть, центр города! Впрочем, какой же любопытствующий гость Киева не попросит показать ему Дом с химерами? И какой же гостеприимный киевлянин не сумеет этого сделать? Киевляне приведут этого любопытствующего на тенистую, несколько сумрачную Банковскую улицу, где всегда тихо и малолюдно. И гость неизменно несколько остолбенеет перед странным сооружением, но неизменно будет восхищаться гением автора этого архитектурного шедевра.