Аудиторское заключение по мса. Завершение аудиторской проверки. Руководство по применению и прочие пояснительные материалы




Изучив главу, вы будете:

знать

  • систему нормативного регулирования аудиторской деятельности, регламентирующего ответственность аудиторов по формированию аудиторских выводов и заключения;
  • методологию, методику и порядок формирования аудиторских выводов и заключения;
  • методики планирования, составления программ и проведения аудиторских процедур;
  • порядок обобщения и использования результатов аудиторской проверки;
  • права, обязанности и ответственность экономических субъектов и аудиторских фирм в формировании аудиторских выводов и заключения;

уметь

  • обобщать результаты проверок и составлять аудиторские заключения;
  • использовать международные стандарты аудиторской деятельности при проведении аудиторских проверок международных организаций, аудиторских выводов и заключения;
  • применять международные стандарты аудиторской деятельности как эталон для оценки качества аудиторских проверок;
  • разрабатывать рекомендации руководству экономического субъекта но результатам аудиторской проверки;
  • использовать результаты аудиторской проверки в совершенствовании внутреннего контроля, учета и управления предпринимательской деятельностью;

владеть

  • способами обобщения результатов проверок и составления аудиторских заключений;
  • теоретическими основами функционирования ревизии и контроля хозяйствующих субъектов;
  • приемами практического решения задач контроля;
  • способами устранения возможных нарушений и ошибок в осуществлении хозяйственной деятельности и ведении бухгалтерского учета;
  • приемами и способами выявления нарушений и противоправных действий в осуществлении хозяйственной деятельности и ведении бухгалтерского учета;
  • способами обобщения результатов проверок и составления аудиторского заключения;
  • приемами практического решения задач внутреннего контроля;
  • приемами использования результатов аудита в управлении повышением эффективности предпринимательской деятельности экономического субъекта.

Основные понятия. Аудиторское заключение, элементы аудиторского заключения, виды аудиторских заключений, аудиторское заключение с модификациями мнения аудитора, мнение с оговоркой, отрицательное мнение, отказ от выражения мнения, сопоставимость информации, сопоставимые показатели, сопоставимая финансовая отчетность, прочая информация, существенное несоответствие, существенное искажение фактов.

Международный стандарт аудита 700 "Аудиторское заключение по финансовой отчетности"

В Международном стандарте аудита 700 даны рекомендации аудиторам по поводу формы и содержания аудиторского заключения, выданного в результате аудита финансовой отчетности. В нем также рассматривается ответственность аудитора по формированию мнения по финансовой отчетности.

Цели аудитора состоят не только в формировании мнения по финансовой отчетности на основе выводов из анализа аудиторских доказательств, но и в четком выражении этого мнения в письменном аудиторском заключении, где также описана база формирования этого мнения.

Аудитор оценивает, подготовлена ли финансовая отчетность во всех существенных отношениях в соответствии с требованиями применяемых принципов подготовки финансовой отчетности.

В частности, аудитор обязан оценить в свете требований применяемых принципов подготовки финансовой отчетности следующее:

  • адекватно ли раскрыты в финансовой отчетности отобранные и примененные существенные элементы учетной политики;
  • соответствуют ли отобранные и примененные существенные элементы учетной политики применяемым принципам подготовки финансовой отчетности и являются ли они надлежащими;
  • являются ли бухгалтерские оценочные значения руководства разумными;
  • является ли информация, представленная в финансовой отчетности, надежной, сравнимой, понятной и уместной в данных обстоятельствах;
  • даны ли в финансовой отчетности адекватные раскрытия, позволяющие квалифицированным пользователям понять воздействие существенных операций и событий на информацию, представленную в финансовой отчетности;
  • является ли надлежащей используемая в финансовой отчетности терминология, включая, если применимо, заголовок каждого из финансовых отчетов.

Необходимо соблюдать единообразие формы и содержания аудиторского заключения; это облегчает его понимание пользователями.

Аудиторское заключение составляется в письменном виде, как на бумажном, так и на электронном носителе.

Аудиторское заключение должно содержать следующие элементы:

  • название;
  • надлежащий адресат в соответствии с данным аудиторским заданием;
  • вводный параграф, указывающий на проаудированную финансовую отчетность;
  • описание ответственности руководства за подготовку финансовой отчетности;
  • описание ответственности аудитора по выражению мнения по финансовой отчетности и объему аудиторской проверки, включающее ссылку на Международные стандарты аудита и национальные стандарты аудита конкретной юрисдикции либо страны, и описание аудита в соответствии с этими стандартами;
  • параграф, выражающий мнение по финансовой отчетности, и ссылки на применяемые принципы подготовки данной финансовой отчетности;
  • описание иной ответственности, связанной с отчетностью;
  • подпись аудитора;
  • дату аудиторского заключения;
  • адрес аудитора.

Аудиторское заключение должно иметь название, указывающее, что оно является заключением независимого аудитора, например "Аудиторское заключение независимого аудитора". Это означает, что аудитором соблюдены требования профессиональной этики, касающиеся независимости.

Аудиторское заключение адресуется тем, для кого оно подготовлено, часто это акционеры или представители собственника организации, чья финансовая отчетность была проаудирована.

В вводном параграфе аудиторского заключения содержится перечень полного комплекта проверяемой финансовой отчетности организации с указанием даты и отчетного периода, а также дается ссылка на обзор существенных элементов учетной политики и другую объясняющую информацию.

Аудиторское заключение должно содержать раздел, озаглавленный "Ответственность руководства (или иной надлежащий термин) за финансовую отчетность". В данном разделе аудиторского заключения описывается ответственность тех лиц организации, которые отвечают за подготовку финансовой отчетности. Аудиторское заключение не должно содержать простого указания "Руководство", но должно использовать термин, который является надлежащим в контексте юридических принципов в данной конкретной юрисдикции. В ряде юрисдикций таким надлежащим указанием могут быть представители собственника.

Согласно требованиям MCA ответственность за финансовую отчетность несет руководство экономического субъекта. Руководство принимает на себя ответственность за подготовку финансовой отчетности в соответствии с применяемыми принципами ее подготовки, включая принципы справедливого представления, а также принимает ответственность за такую систему внутреннего контроля, которую оно считает необходимой для подготовки финансовой отчетности и которая не содержит существенных искажений, вызванных недобросовестными действиями или ошибками.

Если финансовая отчетность подготавливается в соответствии с принципами справедливого представления, объяснение ответственности руководства за финансовую отчетность в аудиторском заключении должно содержать надлежащее в данных обстоятельствах указание на "подготовку и справедливое представление данной финансовой отчетности" или на "подготовку финансовой отчетности, которая дает правильное и справедливое представление".

Помимо раздела об ответственности руководства экономического субъекта, аудиторское заключение должно включать и раздел, озаглавленный "Ответственность аудитора". Обязанность аудитора заключается только в выражении мнения о финансовой отчетности клиента, основанном на результатах аудиторской проверки, со ссылками на примененные стандарты.

Аудиторское заключение должно описывать выполнение процедур, используемых для получения аудиторских доказательств в отношении суммарных показателей и раскрытий, содержащихся в финансовой отчетности; отбор выбранных процедур, включая оценку рисков существенного искажения финансовой отчетности в силу недобросовестных действий или ошибки, что определяется профессиональным суждением аудитора. В процессе получения этих оценок риска аудитор рассматривает систему внутреннего контроля, связанную с подготовкой финансовой отчетности в целях разработки аудиторских процедур, которые являются надлежащими в данных обстоятельствах, но не для целей выражения мнения в отношении эффективности системы внутреннего контроля организации.

В обстоятельствах, когда аудитор также обязан выразить мнение об эффективности системы внутреннего контроля в связи с аудитом финансовой отчетности, он обязан опустить слова "рассмотрение аудитором системы внутреннего контроля осуществляется не для целей выражения мнения в отношении эффективности системы внутреннего контроля организации" и "аудит оценки надлежащего характера применяемой учетной политики и разумности оценочных значений руководства, а также общего представления финансовой отчетности".

В разделе, в котором выражается мнение аудитора, ему необходимо четко выразить свое мнение о достоверности и объективности финансовой отчетности организации.

Словесное выражение мнения аудитора предписывает определенные словосочетания в аудиторском заключении, выраженные в терминах, которые существенно отличаются от требований MCA. В этих обстоятельствах MCA 210 требует, чтобы аудитор оценил: могут ли пользователи неверно понять уверенность, достигнутую в ходе аудита финансовой отчетности, и если могут, то могут ли дополнительные объяснения, включенные в текст аудиторского заключения, устранить возможное непонимание.

Если аудитор указывает в аудиторском заключении иную дополнительную ответственность по отношению к ответственности аудитора в соответствии с MCA в отношении заключения по финансовой отчетности, то эта иная ответственность должна быть описана в самостоятельном разделе аудиторского заключения, озаглавленном "Заключение в соответствии с требованиями законодательства или регулирующих органов". Например, от аудитора может потребоваться сообщать об определенных вопросах, если они привлекли его внимание в ходе аудита. И наоборот, от аудитора может потребоваться провести дополнительные определенные процедуры и сообщить информацию об их результатах или выразить мнение по специальным вопросам, таким как адекватность бухгалтерских книг и записей.

Аудиторское заключение подписывается от имени аудиторской фирмы или от имени самого аудитора. В отдельных случаях оно может быть подписано и тем и другим. В дополнение может быть указаны реквизиты, свидетельствующие о профессиональном статусе или о наличии у аудитора или фирмы лицензии, выданной лицензирующим органом.

Аудиторское заключение датируется числом, когда была завершена аудиторская проверка. Это означает, что аудитор учел влияние всех факторов и событий, известных аудитору и происшедших до этой даты. Аудитор не должен датировать заключение числом, предшествующим дате подписания или утверждения финансовой отчетности руководством предприятия.

В аудиторском заключении указывается конкретное местоположение аудитора, где он осуществляет свою практику.

По результатам аудита аудитор может выразить немодифицированное и модифицированное мнение.

Немодифицированное мнение – мнение, которое аудитор выражает, если приходит к выводу, что финансовая отчетность подготовлена во всех существенных отношениях в соответствии с применяемыми принципами подготовки финансовой отчетности.

Если аудитор заключает, что в соответствии с полученными аудиторскими доказательствами финансовая отчетность в целом не свободна от существенных искажений или он не в состоянии получить достаточные надлежащие аудиторские доказательства для того, чтобы прийти к выводу, что финансовая отчетность в целом свободна от существенных искажений, он модифицирует мнение в аудиторском заключении в соответствии с MCA 705.

26.06.2007

Вниманию: Г-на Ребгуна Э.К.
Конкурсного управляющего ОАО «НК «ЮКОС»
Звенигородское шоссе, 3
123022, г. Москва
Российская Федерация

Копия: Г-ну Геращенко В.В.
Председателю Совета директоров ОАО «НК «ЮКОС»
ул. Дубининская, д. 31А
115054, г. Москва
Российская Федерация

Отзыв аудиторских заключений

Уважаемый Эдуард Константинович!

Настоящим направляем Вам прилагающийся Отзыв аудиторских заключений (далее - «Письмо об Отзыве»).

В соответствии с положениями п. 14 федерального Правила (стандарта) аудиторской деятельности № 10 «События после отчетной даты» (утверждено Постановлением Правительства РФ от 23.09.2002 года № 696 с изменениями и дополнениями) (далее - «Стандарт № 10») «если после предоставления пользователям финансовой (бухгалтерской) отчетности аудитору становится известно о событии или факте, существовавшем на дату подписания аудиторского заключения, вследствие которого, если бы такой факт был тогда известен, аудитор должен был бы модифицировать аудиторское заключение, аудитору следует рассмотреть вопрос о. необходимости пересмотра финансовой (бухгалтерской) отчетности, обсудить его с руководством аудируемого лица и предпринять необходимые в данных обстоятельствах действия».

Аналогичные требования предусмотрены международными стандартами аудита и общепринятыми в США стандартами аудиторской деятельности.

В соответствии с положениями п. 15 и п. 17 Стандарта № 10, п. 2 статьи 88 «Бухгалтерский учет и финансовая отчетность общества» Федерального закона от 26.12.1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» и п. 1 статьи 129 «Полномочия конкурсного управляющего» Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» Вы, как лицо, осуществляющее полномочия руководителя ОАО «НК «ЮКОС» на дату настоящего письма, должны предпринять меры по информированию об отзыве аудиторских заключений, что указано в Письме об отзыве, всех, кто получил ранее представленную финансовую (бухгалтерскую) отчетность и аудиторские заключения (далее - «Аудиторские заключения»).

В случае если в течение разумного срока с даты настоящего письма Вами не будут предприняты меры по информированию об отзыве Аудиторских заключений всех, кто получил ранее представленную финансовую (бухгалтерскую) отчетность и аудиторские заключения, ЗАО «ПрайсвотерхаусКуперс Аудит» обязано самостоятельно предпринять меры" для того, чтобы третьи лица не полагались на Аудиторские заключения. Предпринятые меры будут зависеть от прав и обязанностей аудитора, а также от рекомендаций юристов аудитора и не должны противоречить законодательству Российской Федерации.

Такие меры могут включать, среди прочего, опубликование в общедоступных источниках информации об отзыве Аудиторских заключений.

Если у Вас возникнут вопросы по указанному выше, пожалуйста, свяжитесь со мной по тел. +7 495 967 60 00.

С уважением,

Майкл Кубена ,
Генеральный директор ЗАО "ПрайсвотерхаусКуперс Аудит"

Вниманию: Конкурсного управляющего
ОАО «НК ЮКОС» Ребгуна Э.К.
Копия: Председателю Совета директоро
ОАО «НК ЮКОС» Геращенко В.В.

Уважаемый Эдуард Константинович!

ЗАО «ПрайсвотерхаусКуперс Аудит» проводило аудит финансовой (бухгалтерской) отчетности ОАО «НК «ЮКОС» (далее - «Компания»), подготовленной по состоянию на 31 декабря 1995 года, и финансовой (бухгалтерской) отчетности за годы, заканчивающиеся 31 декабря соответственно 1996, 1997, 1998, 1999, 2000, 2001, 2002, 2003 и 2004 года. По результатам аудиторских проверок финансовой (бухгалтерской) отчетности Компании, проведенных в соответствии с применимыми стандартами аудиторской деятельности, мы выпустили аудиторские заключения в отношении вышеуказанной финансовой (бухгалтерской) отчетности (далее - «Заключение» или «Заключения»). На основании информации, которая стала нам известна недавно, после выдачи указанных Заключений, а также информации о том, что некоторые лица в настоящее время полагаются или могут полагаться на показатели финансовой (бухгалтерской) отчетности Компании и содержание выданных нами Заключений, настоящим мы уведомляем Вас, что полагаться на наши Заключения не следует.

Информация, которая стала нам известна, указывает на существование на даты выдачи наших Заключений фактов и обстоятельств, которые, если бы стали нам известны на эти даты, могли повлиять на содержание указанных Заключений. В частности, в ходе следствия, проводимого в настоящее время Генеральной прокуратурой Российской Федерации по делу № 18/41-03 в отношении бывших руководителей и акционеров Компании (далее - «Следствие»), нам была представлена информация, которая ставит под сомнение достоверность определенных заявлений руководства Компании, полученных нами в устной и письменной форме в связи с проводившимися аудиторскими проверками (далее - «Заявления руководства»). Конкретно это касается информации, а также Заявлений руководства, на которые мы полагались в ходе проводившихся нами проверок, в том числе, но не ограничиваясь перечисленными ниже вопросами:

Во время проведения нами аудиторских проверок руководство Компании многократно заявляло нам, что Компания и компании, которым экспортировались существенные объемы сырой нефти и нефтепродуктов, а именно «Behles Petroleum S.A.» («Белес Петролеум С.А.), «Baltic Petroleum Trading Limited» («Балтик Петролеум Трейдинг Лимитед») и «South Petroleum Limited» («Cayc Петролеум Лимитед») (далее совместно - «ББС»), не были аффилированными лицами. В ходе Следствия нам были предоставлены данные, указывающие на то, что ББС контролировались акционерами «Group Menatep Limited» («Групп Менатеп Лимитед», далее - «Группа Менатеп») и использовались с выгодой для них. Группа Менатеп в то время являлась держателем контрольного пакета акций Компании.

В настоящее время у нас есть данные, свидетельствующие о том, что руководство ряда российских аффилированных Компании юридических лиц не контролировало деятельность этих юридических лиц и что, напротив, эти юридические лица полностью контролировались непосредственно руководством Компании. В силу отсутствия контроля над деятельностью таких аффилированных лиц со стороны их руководства деятельность таких лиц была признана судом фиктивной. Вследствие этого суды признали прибыль, полученную такими аффилированными Компании юридическими лицами, прибылью самой Компании, и, соответственно, Компанию -обязанной начислить и уплатить налоги с такой прибыли. Тем не менее, в рамках проводимых нами аудиторских проверок руководство Компании заявляло нам, что ключевые вопросы деятельности этих аффилированных юридических лиц находились в ведении и под контролем их руководства.

В ходе Следствия мы были ознакомлены с документами, свидетельствующими о том, что Компания осуществила значительные платежи для погашения обязательств, которые имели перед АКБ Менатеп Банк компании, фактически принадлежавшие и контролировавшиеся Группой Менатеп. Полная информация о характере таких операций и отношений не была нам предоставлена в ходе наших аудиторских проверок.

Компания своевременно не раскрыла нам информацию об определенных платежах, сделанных акционерами Группы Менатеп в пользу определенных физических лиц, которые входили в состав высшего руководства Компании в период ее приватизации. В ходе Следствия нам были раскрыты данные, противоречащие тем объяснениям, которые предоставлялись нам руководством и акционерами Компании в ходе наших аудиторских проверок в отношении точного характера таких платежей.

На основании всего вышеизложенного, мы считаем, что не можем более полагаться на Заявления руководства, на которые мы полагались в ходе проводимых нами аудиторских проверок.

Аудитор в рамках аудита обязан получить заявления и разъяснения от руководства аудируемого лица. Достоверность и точность таких заявлений являются существенным условием для проведения аудита в соответствии с применимыми профессиональными стандартами. При проведении аудиторских проверок Компании и выдаче Заключений у нас не было оснований считать, что Заявления руководства являются недостоверными.

На основании вышеизложенного, в соответствии с российскими федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности, международными стандартами аудита и общепринятыми в США стандартами аудиторской деятельности, а также принимая во внимание потенциальное влияние недостоверной информации, предоставленной нам руководством Компании, которая могла иметь существенное значение для финансовой (бухгалтерской) отчетности Компании и выданных нами Заключений, мы рассмотрели вопрос о необходимости пересмотра наших Заключений.

Компания в настоящее время проходит процедуру банкротства, и бывшие руководители Компании, которые несут ответственность за содержание Заявлений руководства, на" которые мы полагались, уже не работают в Компании. Документы и регистры бухгалтерского учета Компании, ее отчетность и иные аудиторские доказательства, связанные с аудитом Компании, нам более недоступны. В связи с этим мы не можем в настоящее время провести какую-либо удовлетворительную проверку и необходимые аудиторские процедуры с целью определить, в какой степени влияет ставшая известной нам информация на финансовую (бухгалтерскую) отчетность Компании.

Соответственно, поскольку мы считаем, что не можем более полагаться на содержание Заявлений руководства и информацию, предоставленную нам руководством Компании, настоящим ставим Вас в известность о том, что на все наши Заключения в отношении консолидированной финансовой отчетности, а также в отношении финансовой (бухгалтерской) отчетности, подготовленной в соответствии с российскими стандартами бухгалтерского учета, за периоды с 31 декабря 1995 года по 31 декабря 2004 года, включая наши заключения по результатам проверок промежуточной финансовой отчетности, более не следует полагаться как на достоверные, и что они не имеют отношения к финансовой (бухгалтерской) отчетности Компании. Об этом следует немедленно уведомить те лица или регулирующие организации, которые, насколько Вам известно, полагаются или могут полагаться на такие Заключения.

Директор (партнер)
ЗАО "ПрайсвотерхаусКуперс Аудит"
Д.Миллер

Аудитор
И.Турчина

Рекомендации в отношении формы и содержания аудиторского заключения, которое выдается в результате аудиторской проверки финансовой отчетности субъекта, проведенной независимым аудитором, приведены в МСА 700 Аудиторский отчет (заключение) по финансовой отчетности. Согласно этому стандарту аудитор должен изучить и оценить выводы, сделанные на базе полученных аудиторских доказательств, как основу для выражения мнения о финансовой отчетности.

Аудитор должен определить, подготовлена ли финансовая отчетность в соответствии с признанными основами финансовой отчетности - МСФО или соответствующими национальными стандартами или практикой. Кроме того, может быть необходимо установление соответствия финансовой отчетности законодательным требованиям.

В разделе «Основные элементы аудиторского отчета (заключения)» определены элементы, входящие в состав аудиторского отчета (заключения). К ним отнесены:

  • - название. Аудиторский отчет (заключение) должен иметь соответствующее название. В названии целесообразно использовать слова «независимый аудитор», для того чтобы отличить аудиторское заключение от отчетов, составленных другими лицами, например, должностными лицами субъекта, советом директоров, или от отчетов других аудиторов, от которых возможно не требуется соблюдения этических требований, установленных для независимого аудитора;
  • - адресат. Аудиторский отчет (заключение) должен быть надлежащим образом адресован в соответствии с обстоятельствами договоренности об аудите и местными нормативными актами. Отчет (заключение), как правило, адресуется акционерам или совету директоров субъекта, финансовая отчетность которого проверяется;
  • - открывающий или вводный абзац. Аудиторский отчет (заключение) должен содержать перечень проверенной финансовой отчетности субъекта с указанием даты и отчетного периода и заявление, что ответственность за финансовую отчетность лежит на руководстве субъекта, а аудитор отвечает только за выражение его мнения об этой финансовой отчетности на основе проведенной аудиторской проверки;
  • - абзац, описывающий объем. Аудиторский отчет (заключение) должен содержать описание объема аудита с указанием, что аудит был проведен в соответствии МСА либо соответствующими национальными стандартами или практикой. Понятие «объем» означает способность аудитора выполнить аудиторские процедуры, которые считаются необходимыми в данных обстоятельствах. В аудиторском отчете (заключении) должно быть отмечено, что аудит был спланирован и проведен с целью обеспечения достаточной уверенности в том, что финансовая отчетность не содержит существенных искажений. В аудиторском отчете (заключении) должно быть указано, что аудит включал в себя: изучение на основе доказательств, подтверждающих суммы в финансовой отчетности и раскрываемые в ней сведения; оценку принципов бухгалтерского учета, применяемых при подготовке финансовой отчетности; исследование существенных оценочных значений, полученных руководством при подготовке финансовой отчетности; оценку общего представления финансовой отчетности. Отчет (заключение) должен содержать заявление аудитора относительно того, что аудит предоставляет достаточные основания для выражения мнения;
  • - абзац, содержащий мнение. В аудиторском отчете (заключении) должны быть четко указаны основные принципы финансовой отчетности, использованные при ее подготовке, изложено мнение аудитора по поводу того, дает ли финансовая отчетность достоверный и справедливый взгляд в соответствии с основными принципами финансовой отчетности, а также, если это целесообразно, по поводу соответствия финансовой отчетности законодательным требованиям. Подчеркнуто, что применяемые для выражения аудиторского мнения термины «дает достоверный и справедливый взгляд» и «представлена справедливо во всех существенных отношениях» являются эквивалентными и наряду с прочим указывают на то, что аудитор рассматривает только те вопросы, которые существенны для финансовой отчетности. Чтобы показать читателю контекст, в котором выражена «справедливость», в аудиторском мнении указываются применяемые основные принципы финансовой отчетности посредством использования формулировки «в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности 240 (либо [наименование основных принципов подготовки финансовой отчетности со ссылкой на страну происхождения])». Помимо мнения по поводу достоверного и справедливого взгляда (или справедливого представления)во всех существенных отношениях в аудиторском отчете (заключении) может быть необходимо выразить мнение по поводу соответствия финансовой отчетности другим требованиям применяемых положений и законов;
  • - дата аудиторского отчета (заключения). Аудитор должен датировать отчет (заключение) числом, когда был завершен аудит. На основании этого читатель приходит к выводу, что аудитор учел влияние, которое оказали на финансовую отчетность и отчет (заключение) события и операции, известные аудитору и имевшие место до этой даты.

Поскольку аудитор должен составить заключение по финансовой отчетности, подготовленной и представленной руководством, аудитор не должен датировать заключение числом, предшествующим дате подписания или утверждения финансовой отчетности руководством;

  • - адрес аудитора. В аудиторском отчете (заключении) должно быть указано конкретное место нахождения. Обычно это город, где находится офис аудитора, ответственного за проведение аудита;
  • - подпись аудитора. Аудиторский отчет (заключение) должен быть подписан от имени аудиторской организации, лично от имени аудитора или в случае необходимости заверен обеими подписями. Аудиторский отчет (заключение) обычно подписывается от имени аудиторской организации, так как организация принимает на себя ответственность за проведение аудиторской проверки.

В разделе «Аудиторский отчет (заключение)» рассматривается порядок составления безоговорочно положительного аудиторского заключения. Говорится, что безоговорочно положительное мнение должно выражаться тогда, когда аудитор приходит к заключению о том, что финансовая отчетность дает достоверный и справедливый взгляд (представлена справедливо во всех существенных отношениях) в соответствии с установленными основными принципами финансовой отчетности. Безоговорочно положительное мнение косвенным образом указывает на то, что все изменения принципов бухгалтерского учета и методов их применения, а также их влияние надлежащим образом определены и отражены в финансовой отчетности.

Раздел «Модифицированные отчеты (заключения)» содержит информацию об аудиторских отчетах (заключениях), которые считаются модифицированными в следующих ситуациях:

  • - факторы, не влияющие на аудиторское мнение (привлечение внимания к аспекту);
  • - факторы, влияющие на мнение аудитора (мнение с оговоркой; отказ от выражения мнения; отрицательное мнение).

Таким образом, рассматриваемый МСА включает рекомендуемую формулировку безоговорочно положительного мнения, а также примеры модифицирующих фраз, используемых при составлении модифицированных отчетов (заключений). Указывается, в каких случаях аудиторское заключение считается модифицированным.

Факторы, не влияющие на мнение аудитора, имеют место в определенных обстоятельствах, когда аудиторский отчет (заключение) может быть модифицирован посредством включения абзаца, посвященного влияющему на финансовую отчетность аспекту. Включение такого поясняющего абзаца не влияет на мнение аудитора. Этот абзац желательно приводить после абзаца с мнением; в нем обычно делается ссылка на то, что этот аспект не является основанием для включения оговорки в аудиторское мнение.

Аудитор должен модифицировать аудиторский отчет (заключение) посредством включения абзаца, в котором указывается на существенный аспект, имеющий отношение к допущению о непрерывности деятельности субъекта.

Аудитор должен рассмотреть возможность модифицирования аудиторского отчета (заключения) посредством включения абзаца в случае значительной неопределенности (не касающейся допущения о непрерывности деятельности предприятия), устранение которой зависит от будущих событий и которая может оказать влияние на финансовую отчетность.

Факторы, влияющие на аудиторское мнение, имеют место в тех случаях, когда аудитор не может выразить безоговорочно положительное мнение, если существует одно из следующих обстоятельств, которые, по мнению аудитора, оказывают или могут оказать существенное влияние на финансовую отчетность:

  • а) ограничение объема работы аудитора;
  • б) разногласие с руководством относительно допустимости выбранной учетной политики, метода ее применения или адекватности раскрытий информации в финансовой отчетности.

Мнение с оговоркой следует выражать в том случае, когда аудитор приходит к выводу, что невозможно выразить безоговорочно положительное мнение, но влияние несогласия с руководством или ограничения объема не настолько существенно и глубоко, чтобы выразить отрицательное мнение или отказаться от выражения мнения. Мнение с оговоркой должно содержать выражение «за исключением влияния» аспекта, к которому относится оговорка.

Отказ от выражения мнения имеет место в тех случаях, когда ограничение объема настолько существенно и глубоко, что аудитор не может получить достаточные надлежащие аудиторские доказательства и, следовательно, выразить мнение о финансовой отчетности.

Отрицательное мнение следует выражать только тогда, когда влияние какого-либо разногласия с руководством настолько существенно и глубоко для финансовой отчетности, что, по мнению аудитора, внесение оговорки в отчет (заключение) не является адекватным для раскрытия вводящего в заблуждение или неполного характера финансовой отчетности.

Если аудитор выражает мнение, отличное от безоговорочно положительного, он должен четко описать все существенные причины этого в заключении и, если возможно, дать количественное описание возможного влияния на финансовую отчетность. Обычно эта информация излагается в отдельном абзаце, предшествующем выражению мнения или отказу от выражения, и может включать в себя ссылку на более подробную информацию в примечаниях к финансовой отчетности.

В разделе «Обстоятельства, которые могут привести к выражению мнения, отличного от безоговорочно положительного» речь идет в основном об ограничении объема аудита. Говорится, что иногда ограничения объема работы аудитора может устанавливать субъект (например, условиями аудиторского задания предусмотрено, что аудитор не будет выполнять аудиторские процедуры, которые он считает необходимыми). Тем не менее, если ограничение, предусмотренное условиями задания, таково, что аудитор считает необходимым отказаться от выражения мнения, он обычно не соглашается выполнять такое ограниченное задание, если только это не требуется по закону. Сказано, что аудитор не должен соглашаться на проведение аудита, если ограничение препятствует выполнению установленных законодательством обязанностей аудитора.

Отмечено, что в ряде случаев ограничение объема аудита является следствием обстоятельств (например, срок назначения аудитора таков, что он не в состоянии наблюдать за проведением инвентаризации товарно-материальных запасов). Ограничение объема также имеет место, если, по мнению аудитора, учетная документация субъекта не соответствует требованиям или если аудитор не может осуществить аудиторские процедуры, которые считает необходимыми. В этом случае аудитору предлагается попытаться выполнить возможные альтернативные процедуры, чтобы получить достаточные надлежащие аудиторские доказательства, подтверждающие безоговорочно положительное мнение. Если ограничение объема работы аудитора требует выражения мнения с оговоркой или отказа от выражения мнения, аудиторский отчет (заключение) должен включать в себя описание ограничения и возможных корректировок финансовой отчетности, которые могли бы оказаться необходимыми, если бы не существовало данного ограничения.

Аудитор может не согласиться с руководством по таким вопросам, как допустимость выбранной учетной политики, метод ее применения или адекватность раскрытой информации в финансовой отчетности. Если такие разногласия являются существенными для финансовой отчетности, аудитор должен выразить мнение с оговоркой или отрицательное мнение.

В разделе «Перспективы государственного сектора» говорится, что хотя основные принципы, изложенные в данном МСА, применяются при аудите финансовой отчетности в государственном секторе, законодательство, касающееся мандата проведения аудита, может конкретно определять характер, содержание и форму аудиторского заключения. Указывается, что в МСА 700 не рассматриваются форма и содержание аудиторского заключения в случаях, когда финансовая отчетность составлена в соответствии с раскрытыми принципами бухгалтерского учета, установленными законодательством или указом министерства (или иного органа) и приводящими к составлению вводящей в заблуждение финансовой отчетности.

На основе данного МСА разработано ПСАД № 6 «Аудиторское заключение по финансовой (бухгалтерской) отчетности». Данный российский стандарт претерпел наибольшие изменения. Ранее заключение, составленное по российским правилам, существенно отличалось от заключения, написанного на основании международных стандартов. Российское заключение состояло из трех частей. Налоговым органам представлялись лишь вводная и итоговая части - аналитическая была собственностью аудируемого лица.

В то время, когда разрабатывались Временные правила, еще не были очевидны роль и место стандартов аудита во внутрифирменной системе контроля качества работы аудиторов. Поэтому возникли опасения, что неправильно разрешать аудиторам по результатам проверки подписывать лаконичный документ объемом менее одной страницы.

Считалось, многие аудиторы будут подписывать аудиторские заключения, не проводя серьезных проверок. В качестве возможного выхода предложили готовить в составе аудиторского заключения развернутый перечень отмеченных нарушений, названный аналитической частью.

Кое-каких упущений и оговорок Временных правил (например, там не были предусмотрены условно положительные аудиторские заключения и было запрещено передавать пользователям аудиторского заключения вводную часть, где содержалась общедоступная информация об аудиторской организации, проводившей проверку) удалось избежать в первой редакции правила (стандарта), но в целом российское аудиторское заключение обрело вид, существенно отличающийся от предписанного МСА. Данное расхождение устранено новым ПСАД № 6, которым предусматривается заключение из одной части, содержащее следующие элементы: название; адресата; сведения об аудиторе; сведения об аудируемом лице; вводную часть; описание объема аудита; мнение аудитора; дату аудиторского заключения; подпись аудитора.

Согласно ПСАД № 6 необходимо соблюдать единство формы и содержания аудиторского заключения, чтобы облегчить его понимание пользователем и помочь обнаружить необычные обстоятельства в случае их появления.

Под составлением заключения в одной части понимается лишь то, что оно не делится на заключение для аудируемого лица и налоговых органов, а стало целостным и неделимым.

На аудиторское заключение как часть бухгалтерской отчетности экономического субъекта, подлежащего обязательному аудиту, возложена роль индикатора, способного повлиять на мнение заинтересованного пользователя.

В целом можно сказать, что российские законодатели, по-видимому, считают участников российского рынка аудита уже достаточно грамотными и опытными, поэтому считают возможным в значительной степени оптимизировать инструкции аудиторской деятельности.

ПСАД № 6 установлены единые требования к форме и содержанию аудиторского заключения, которое составляется по итогам проведенного аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности. Большая часть этих требований может быть использована для подготовки аудиторских заключений по бухгалтерской информации, которая не является финансовой (бухгалтерской) отчетностью.

Аудиторское заключение является официальным документом, предназначенным для пользователей финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц, составленным в соответствии с данным стандартом и содержащим выраженное в установленной форме мнение аудиторской организации или индивидуального аудитора (далее - аудитор) о достоверности во всех существенных отношениях финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемого лица и соответствии порядка ведения им бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации.

Под достоверностью во всех существенных отношениях понимается степень точности данных финансовой (бухгалтерской) отчетности, позволяющая пользователям этой отчетности делать правильные выводы о результатах хозяйственной деятельности, финансовом и имущественном положении аудируемых лиц и принимать базирующиеся на этих выводах обоснованные решения. Для оценки степени соответствия финансовой (бухгалтерской) отчетности законодательству Российской Федерации аудитор должен установить максимально допустимые размеры отклонений путем определения в целях проводимого аудита существенности показателей бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности согласно ПС АД № 4 «Существенность в аудите».

Аудиторское заключение включает в себя:

  • - наименование;
  • - адресата;
  • - следующие сведения об аудиторе: организационно-правовая форма и наименование, для индивидуального аудитора - фамилия, имя, отчество и указание на осуществление им своей деятельности без образования юридического лица, место нахождения, номер и дата свидетельства о государственной регистрации, номер, дата предоставления лицензии на осуществление аудиторской деятельности и наименование органа, предоставившего лицензию, а также срок действия лицензии, членство в аккредитованном профессиональном аудиторском объединении;
  • - следующие сведения об аудируемом лице: организационно-правовая форма и наименование, место нахождения, номер и дата свидетельства о государственной регистрации; вводную часть; часть, описывающую объем аудита; часть, содержащую мнение аудитора; дату аудиторского заключения; подпись аудитора.

Необходимо соблюдать единство формы и содержания аудиторского заключения, чтобы облегчить его понимание пользователем и помочь обнаружить необычные обстоятельства в случае их появления.

Аудиторское заключение должно иметь наименование «Аудиторское заключение по финансовой (бухгалтерской) отчетности» для того, чтобы отличить аудиторское заключение от заключений, составленных другими лицами, например, должностными лицами аудируемого лица, советом директоров.

Аудиторское заключение должно быть адресовано лицу, предусмотренному законодательством Российской Федерации и (или) договором о проведении аудита. Как правило, аудиторское заключение адресуется собственнику аудируемого лица (акционерам), совету директоров и т.п.

Аудиторское заключение должно содержать перечень проверенной финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемого лица с указанием отчетного периода и ее состава.

Аудиторское заключение должно включать в себя заявление, что ответственность за ведение бухгалтерского учета, подготовку и представление финансовой (бухгалтерской) отчетности возложена на аудируемое лицо, и заявление, что ответственность аудитора заключается только в выражении на основе проведенного аудита мнения о достоверности этой финансовой (бухгалтерской) отчетности во всех существенных отношениях и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации.

2. Практическое задание

аудит финансовый ликвидность платежеспособность

ОАО «Вега» (оптовая торговля)

Об учетной политике на 2007г.

Во исполнение Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, требований Плана счетов и в целях приведения бухгалтерского учета в соответствии с задачам, стоящими перед ОАО «Вега»,

ПРИКАЗЫВАЮ:

  • 1. Бухгалтерский учет в целом осуществлять силами централизованной бухгалтерии, являющейся самостоятельным подразделением, непосредственно подчиненным руководителю предприятия. Бухгалтерский учет в магазинах осуществлять местной бухгалтерией, организационно подчиненной директорам магазинов, а методически - центральной бухгалтерии без выделения на отдельный баланс.
  • 2. Ведение бухгалтерского учета осуществлять по форме «Журнал-главная», используя комбинированную систему учета, включая частично автоматизированную.

Автоматизацию бухгалтерского учета осуществлять, в части формирования журналов-ордеров №1 (сч. 50 «Касса»), № 2 (счет 51 «Расчетный счет», 52 «Валютный счет»).

3. Установить на 2007г. следующую методику отражения наиболее важных хозяйственных операций и оценки имущества.

Выручку от реализации товаров и услуг для налогообложения учитывать по моменту отгрузки продукции покупателю.

Учет товаров вести в средних сложившихся ценах поставки.

Транспортные расходы по перемещению товаров и прочие коммерческие расходы относить на счет 44 «Расходы на продажу».

Сложившиеся издержки списывать на финансовый результат ежемесячно без остатка.

Установить повременную форму оплаты труда. Производить выплату аванса по заработной плате один раз в месяц 17 числа. Срок выплаты заработной платы - 10-е число каждого месяца следующего за расчетным.

Установить начисление амортизации по основным средствам в соответствии с утвержденным законодательством нормами.

Основные средства стоимостью до 20 000 рублей при вводе в эксплуатацию, списывать единовременно на затраты организации.

Установить начисление амортизации по нематериальным активам пропорционально сроку полезного использования.

Установить срок отчета по выданным из кассы предприятии подотчетным средствам в течение одного месяца с момента выдачи.

Фонды специального назначения не создавать.

Учет курсовых разниц вести непосредственно на счете 91 «Прочие доходы и расходы».

Контроль за выполнение приказа об учетной политике возложить на главного бухгалтера.

Выписка из учредительных документов

Уставный капитал ОАО «Вега» разделен на 100 акций номинальной стоимостью 20 940 руб.

В состав акционеров входят 10 акционеров, каждый из которых владеет 10 акциями предприятия.

ОАО «Вега» создано для осуществления деятельности и получения прибыли.

ОАО «Вега» имеет право заниматься следующими видами деятельности:

  • - оптовая торговля;
  • - посредническая деятельность.

ОАО «Вега» является самостоятельным юридическим лицом, может выступать истцом и ответчиком в суде, создавать филиалы и дочерние предприятия.

Учредители несут ответственность по обязательствам предприятия в пределах стоимости принадлежащих им акций.

БУХГАЛТЕРСКИЙ БАЛАНС

Форма N 1 по ОКУД

Дата (год, месяц, число)

Организация

ОАО «Вега»

Идентификационный номер налогоплательщика

Вид деятельности

Оптовая торговля

Организационно-правовая форма / форма собственности

по ОКОПФ/ОКФС

Единица измерения: тыс.руб ./млн.руб. (ненужное зачеркнуть)

Местонахождение (адрес)

Дата утверждения

Дата отправки (принятия)

Код показателя

На начало отчетного года

На конец отчетного периода

I. ВНЕОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ

Нематериальные активы

Основные средства

Незавершенное строительство

Доходные вложения в материальные ценности

Долгосрочные финансовые вложения

Отложенные налоговые активы

Прочие внеоборотные активы

ИТОГО по разделу I

II. ОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ

в том числе:

сырье, материалы и другие аналогичные ценности

животные на выращивании и откорме

затраты в незавершенном производстве

готовая продукция и товары для перепродажи

товары отгруженные

расходы будущих периодов

прочие запасы и затраты

Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям

Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются более чем через 12 месяцев после отчетной даты)

Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты)

в том числе покупатели и заказчики

Краткосрочные финансовые вложения

Денежные средства

Прочие оборотные активы

ИТОГО по разделу II

Код показателя

На начало отчетного периода

На конец отчетного периода

III. КАПИТАЛ И РЕЗЕРВЫ

Уставный капитал

Собственные акции, выкупленные у акционеров

Добавочный капитал

Резервный капитал

в том числе:

резервы, образованные в соответствии с законодательством

резервы, образованные в соответствии с учредительными документами

Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)

ИТОГО по разделу III

IV. ДОЛГОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА

Займы и кредиты

Прочие долгосрочные обязательства

ИТОГО по разделу IV

V. КРАТКОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА

Займы и кредиты

Кредиторская задолженность

в том числе:

поставщики и подрядчики

задолженность перед персоналом организации

задолженность перед государственными внебюджетными фондами

задолженность по налогам и сборам

прочие кредиторы

Задолженность перед участниками (учредителями) по выплате доходов

Доходы будущих периодов

Резервы предстоящих расходов

Прочие краткосрочные обязательства

ИТОГО по разделу V

СПРАВКА о наличии ценностей, учитываемых на забалансовых счетах

Арендованные основные средства

в том числе по лизингу

Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение

Товары, принятые на комиссию

Списанная в убыток задолженность неплатежеспособных дебиторов

Обеспечения обязательств и платежей полученные

Обеспечения обязательств и платежей выданные

Износ жилищного фонда

Износ объектов внешнего благоустройства и других аналогичных объектов

Нематериальные активы, полученные в пользование

Показатель

За отчетный период

За аналогичный период пред. года

наименование

Доходы и расходы по обычным видам деятельности

Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных обязательных платежей)

Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг

Валовая прибыль

Коммерческие расходы

Управленческие расходы

Прибыль (убыток) от продаж

Прочие доходы и расходы

Проценты к получению

Проценты к уплате

Доходы от участия в других организациях

Прочие доходы

Прочие расходы

Прибыль (убыток) до налогообложения

Отложенные налоговые активы

Отложенные налоговые обязательства

Текущий налог на прибыль

Чистая прибыль (убыток) отчетного периода

СПРАВОЧНО

Постоянные налоговые обязательства (активы)

Базовая прибыль (убыток) на акцию

Разводненная прибыль (убыток) на акцию

РАСШИФРОВКА ОТДЕЛЬНЫХ ПРИБЫЛЕЙ И УБЫТКОВ

Показатель

За отчетный период

За аналогичный период предыдущего года

наименование

Штрафы, пени и неустойки, признанные или по которым получены решения суда (арбитражного суда) об их взыскании

Прибыль (убыток) прошлых лет

Возмещение убытков, причиненных неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств

Курсовые разницы по операциям в иностранной валюте

Отчисления в оценочные резервы

Списание дебиторских и кредиторских задолженностей, по которым истек срок исковой давности

Данные в свободных источниках, найденные в 2018 году

Примерные формы аудиторского заключения предназначены для использования при проведении аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности и оказании других услуг по аудиту информации в соответствии со стандартами аудиторской деятельности. Примерные формы аудиторского заключения могут быть использованы аудиторскими организациями, индивидуальными аудиторами с учетом конкретных условий аудиторских заданий, особенностей аудируемого лица и состояния законодательства Российской Федерации.

Аудиторские заключения (примерные формы), включенные в сборник, одобрены Советом по аудиторской деятельности и предназначены для использования при проведении аудита бухгалтерской отчетности, отчетности специального назначения и оказании других услуг по аудиту прочей финансовой информации в соответствии с Международными стандартами аудита. Указанные формы документов должны применять аудиторские организации, индивидуальные аудиторы с учетом конкретных условий аудиторских заданий, особенностей аудируемого лица и состояния законодательства РФ.

Скачать аудиторские заключения (примерные формы) о бухгалтерской (финансовой) отчетности версия 5/2016) (docx. Дата публикации документа: 30.06.2017. Дата изменения: 30.06.2017 )

Скачать аудиторские заключения (примерные формы) в соответствии с Международными стандартами

(docx. Дата публикации документа: 15.06.2017. Дата изменения: 15.06.2017 )

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ СОВЕТ ПО АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

СБОРНИК ПРИМЕРНЫХ ФОРМ АУДИТОРСКИХ ЗАКЛЮЧЕНИЙ, СОСТАВЛЕННЫХ В СООТВЕТСТВИИ В МЕЖДУНАРОДНЫМИ СТАНДАРТАМИ АУДИТА (версия 2/2017)

Настоящий Сборник содержит примерные формы аудиторских заключений, разработанные в соответствии с Федеральным законом «Об аудиторской деятельности» и Международными стандартами аудита, введенными в действие для применения на территории Российской Федерации приказами Минфина России. Данные примерные формы одобрены Советом по аудиторской деятельности 12 декабря 2016 г.(протокол № 28, раздел VI) и 6 июня 2017 г. (протокол № 34, раздел II).
Примерные формы аудиторских заключений предназначены для использования при проведении аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности, отчетности специального назначения и оказании других услуг по аудиту прочей финансовой информации в соответствии с Международными стандартами аудита. Примерные формы аудиторских заключений должны использоваться аудиторскими организациями, индивидуальными аудиторами с учетом конкретных условий аудиторских заданий, особенностей аудируемого лица и состояния законодательства Российской Федерации.

Для подготовки аудиторского заключения в MCA предусмотрено три стандарта:

  • MCA 700R «Отчет (заключение) независимого аудитора по полному комплекту финансовой отчетности общего назначения» - при выражении аудитором безоговорочно положительного мнения;
  • MCA 705 «Виды модифицированного аудиторского заключения» - содержит руководство по составлению модифицированных заключений;
  • MCA 800 «Особые аспекты: аудит финансовой отчетности, подготовленной в соответствии с принципами специального назначения» - предназначен для особых случаев.

В аудиторском заключении должно содержаться ясно выраженное мнение аудитора о финансовой отчетности . Критерием правильности и справедливости представления проверенной информации являются применимые основы финансовой отчетности.

После изучения и оценки выводов, сделанных на основании полученных доказательств, аудитор определяет, подготовлена ли информация в соответствии с установленными основами финансовой отчетности, и формулирует мнение о финансовой отчетности в целом.

При выражении мнения аудитор должен рассмотреть следующие предпосылки подготовки финансовой отчетности:

  • соответствие выбора и применения учетной политики требованиям основ финансовой отчетности;
  • обоснованность оценочных значений, определенных руководством клиента;
  • уместность, надежность, сравнимость и понятность информации в финансовой отчетности, включая учетную политику;
  • достаточность раскрытия информации в финансовой отчетности.

Согласно MCA 700 основными элементами аудиторского заключения являются:

  1. название (рекомендуется использовать слова «независимый аудитор»);
  2. адресат (кому адресовано заключение);
  3. вводный параграф или введение (наименование аудируемой организации, формы проверенной отчетности, ссылки на значимые положения учетной политики и другие пояснения);
  4. параграф, устанавливающий ответственность руководства аудируемого лица за составление и представление финансовой отчетности (в соответствии с законодательством);
  5. параграф, описывающий обязанности аудитора в связи с проверкой финансовой отчетности (содержит подтверждение аудитора относительно того, что проверка предоставляет достаточные основания для выражения мнения, основанного на разумной уверенности);
  6. параграф, содержащий мнение аудитора о финансовой отчетности (мнение аудитора, указывающее, дает ли финансовая отчетность во всех существенных аспектах достоверное и объективное представление финансового положения и результатов деятельности проверяемого субъекта в соответствии с установленными основами финансовой отчетности);
  7. параграф, описывающий другие обязанности аудитора;
  8. подпись аудитора;
  9. дата выдачи аудиторского заключения;
  10. адрес аудитора (в адресе указываются государство, город и место, где находится офис аудитора, ответственного за проведение проверки).

Заключение аудитора должно быть оформлено в письменном виде.

Аудиторское заключение считается модифицированным, если оно содержит поясняющий параграф или мнение, отличное от безоговорочно положительного.

В MCA 701 «Виды модифицированного аудиторского заключения» определены два вида аспектов, которые приводят к модификации заключения:

  • не влияющие на мнение аудитора (модификация выражается в виде дополнительного параграфа);
  • оказывающие влияние на мнение аудитора (при этом выражается мнение с оговоркой, отрицательное мнение или отказ от выражения мнения).

Аудитор должен модифицировать заключение путем включения дополнительного параграфа, если имеются факторы, указывающие на:

  • проблемы соблюдения допущения непрерывности деятельности;
  • значительную неопределенность, способную в будущем повлиять на финансовую отчетность;
  • несоответствие прочей информации, содержащейся в проверенной отчетности, показателям, приведенным в данной финансовой отчетности.

Обстоятельства модификации аудиторского заключения:

  1. ограничение объема аудита;
  2. несогласие с руководством относительно допустимости выбранной учетной политики, методов ее применения или достаточности раскрытия финансовой информации в отчетности.

Если влияние этих обстоятельств существенно и глубоко для финансовой отчетности, аудитор выражает отрицательное мнение.

Если влияние этих факторов не настолько существенно и глубоко, но безоговорочно положительное мнение выразить нельзя, аудитор выражает мнение с оговоркой.

Если ограничение объема существенно, из-за чего аудитор не может получить достаточные и уместные аудиторские доказательства, то должен быть составлен отказ от выражения мнения . При этом в заключение не вносится параграф об обязанностях аудитора, а описание объема аудита опускается или корректируется.

Если заключение отлично от содержащего безоговорочно положительное мнение, аудитор должен описать все существенные причины этого и по возможности дать количественную оценку возможного влияния на финансовую отчетность.

Информация о причинах, по которым аудитор счел нужным выразить мнение, отличное от безоговорочно положительного, приводится в аудиторском заключении до выражения мнения.

Аудиторское заключение по финансовой отчетности

В настоящее время действует новая версия международного стандарта аудита 700 - MCA 700R «Отчет (заключение) независимого аудитора по полному комплекту финансовой отчетности общего назначения». Этот стандарт содержит ряд принципиальных отличий от ранее действовавшего MCA 700. Различия вызваны рядом внесенных положений, отражающих изменения MCA в связи с вводом в действие новых и пересмотром действующих стандартов в период 2004-2010 гг.

Так, MCA 700Д, в отличие от MCA 700, посвящен исключительно формированию немодифицированного аудиторского заключения, а все вопросы, связанные с модификацией аудиторского заключения, вынесены в действующие стандарты MCA 705 и MCA 706 Пояснительный раздел и раздел «Прочие вопросы» аудиторского заключения, а также в новый стандарт - MCA 701 «Общение по ключевым вопросам аудита в докладе независимого аудитора», который, по мнению Е. Сквирской, пока не введен в действие и в котором содержатся положения по внесению модификаций в заключение в соответствии с результатами аудиторской проверки, а именно для выражения аудитором мнения с оговоркой или отрицательного мнения и для отказа от выражения мнения.

Наиболее существенные требования, сформулированные в MCA 700Д, относятся к следующим элементам аудиторского заключения:

  • названию;
  • содержанию вводной части;
  • формулированию ответственности руководства аудируемого лица и аудитора;
  • указанию на применяемые стандарты и соблюдению этических принципов;
  • описанию аудиторской проверки;
  • датированию.

В соответствии с п. 17 MCA 700 к элементам аудиторского заключения относятся: наименование, адресат, вводный параграф, ответственность руководства за представленную финансовую отчетность, ответственность аудитора, мнение аудитора, прочая ответственность по подготовке отчетов, подпись аудитора, дата аудиторского заключения (отчета), адрес аудитора.

Новая редакция MCA 700R содержит следующие основные отличия:

  1. Включение в случае необходимости за параграфом, в котором выражается мнение, указания на прочую ответственность аудитора по подготовке заключений. Причем под прочей ответственностью в соответствии с пп. 46-48 MCA 700Я понимается, что на аудитора может возлагаться дополнительная ответственность помимо выражения мнения по финансовой отчетности. Например, может потребоваться заключение по определенным вопросам, на которые в ходе аудита было обращено внимание; неадекватные учетные записи, неэффективная система внутреннего контроля и т. п. Относительно этого случая в стандарте сказано, что если в рамках аудиторского заключения по финансовой отчетности аудитор выражает мнение по вопросам, лежащим в сфере другой отчетной ответственности, то он должен раскрыть диапазон этой ответственности в отдельном разделе заключения, следующем за параграфом, в котором выражается мнение.
  2. В названии заключения должно содержаться четкое указание на то, что оно подготовлено независимым аудитором, например: «Независимое аудиторское заключение (отчет)». Если так сделано, то в соответствии с п. 19 MCA 700.R это свидетельствует о том, что аудитором соблюдены все надлежащие требования профессиональной этики, касающиеся независимости. Это, в свою очередь, и отличает независимое аудиторское заключение от заключений, представляемых остальными лицами.
  3. Включение приказа «Об учетной политике» в состав финансовой отчетности, которую изучает аудитор. Это положение было введено в соответствии с требованиями МСФО 1 «Представление финансовой отчетности» . При этом в аудиторское заключение должна быть внесена запись, что аудитор проаудировал полный комплект финансовой отчетности, составленный в соответствии с требованиями применяемых основных принципов подготовки отчетности, в который также входят обзор учетной политики и прочие пояснительные записки.
  4. Обращено внимание на расширение ответственности руководства аудируемого лица за финансовую отчетность, за создание и поддержание системы внутреннего контроля, отвечающей требованиям подготовки достоверной финансовой отчетности, не содержащей существенных искажений, возникающих в результате как мошенничества, так и ошибок. Особое внимание обращено ответственности руководства аудируемого лица, которое содержится в пп. 13-16 MCA 240 «Обязанности аудитора в случае выявления мошенничества в ходе аудита финансовой отчетности» и в пп. 3, 5 MCA 580 «Письменные представления».

В пункте 60 MCA 700R предлагается использовать следующие образцы формулирования ответственности руководства и аудитора, описания объемов аудита и аудиторского мнения:

  • ответственность руководства за представленную финансовую отчетность: «Ответственность за подготовку и объективное представление этой финансовой отчетности в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности несет руководство компании. Данная ответственность руководства компании заключается в разработке, внедрении и поддержании системы внутреннего контроля, должным образом обеспечивающей подготовку и объективное представление финансовой отчетности, не содержащей существенных искажений, вызванных мошенничеством либо ошибкой, а также в выборе и применении соответствующей учетной политики и определении оценочных значений, адекватных текущим обстоятельствам»;
  • ответственность аудитора и описание объемов аудита: «В наши обязанности входит выражение мнения об этой финансовой отчетности на основе проведенного нами аудита. Мы провели аудит в соответствии с международными стандартами аудита. Эти стандарты обязывают нас планировать и проводить аудит с учетом профессиональных этических требований и таким образом, чтобы обеспечить разумную уверенность в том, что финансовая отчетность не содержит существенных искажений. Аудит включает в себя проведение процедур сбора аудиторских доказательств по суммам и раскрытиям, представленным в финансовой отчетности. Отбор процедур проводился на основании суждений аудитора, включающих оценку риска наличия существенных искажений в финансовой отчетности, вне зависимости от причин их образования, как то: мошенничество либо ошибка. При оценке данного риска аудитором рассматривалась работа системы внутреннего контроля, отвечающей за подготовку и объективное представление финансовой отчетности компании в целях разработки соответствующих данным обстоятельствам аудиторских процедур, но не для выражения мнения относительно эффективности работы самой системы внутреннего контроля компании. Аудит также включал в себя оценку пригодности используемой учетной политики, разумности (справедливости) оценочных значений, определяемых руководством компании, и общего представления финансовой отчетности. Мы считаем, что проведенный нами аудит предоставляет разумные основания для выражения нашего мнения»;
  • мнение: «По нашему мнению, финансовая отчетность дает достоверный и справедливый взгляд (или: «представляет справедливо во всех существенных отношениях») на финансовое положение компании (название) на 31 декабря 20… г., результаты ее хозяйственной деятельности и движение денежных средств за год, закончившийся на указанную дату, в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности».
  1. В текст заключения внесены указания на соблюдение аудитором этических норм, установленных Кодексом этики профессиональных бухгалтеров. Данное требование следует рассматривать в контексте обязанности соблюдения аудиторами при проведении аудита по MCA положений этого Кодекса.
  2. В аудиторском заключении должна быть ссылка на международные и национальные стандарты, которые аудитор использовал в ходе аудита.

В пункте 65 MCA 700Д сформулированы правила описания применения аудитором структуры и терминологии, установленных в законодательном или нормативном акте либо в национальных стандартах аудита конкретной юрисдикции. В этом случае в заключении дается указание на то, что аудиторская проверка была проведена в соответствии с MCA и национальными стандартами аудита конкретной юрисдикции либо страны, только если в самом заключении хотя бы в минимальном объеме содержатся все перечисленные ниже элементы:

  • название;
  • надлежащий адресат по данному аудиторскому заданию;
  • вводный параграф, указывающий на проаудированную финансовую отчетность;
  • описание ответственности руководства компании за подготовку и объективное представление финансовой отчетности;
  • описание ответственности аудитора за выражение мнения по финансовой отчетности и объем аудиторской проверки, состоящее: из ссылки на MCA и национальные стандарты аудита; описания работы, проведенной аудитором в ходе аудиторской проверки;
  • параграф, выражающий мнение о финансовой отчетности и содержащий ссылку на основные принципы, используемые при составлении данной отчетности, включая указание названия страны происхождения основных принципов формирования финансовой отчетности в случае, если МСФО либо международные стандарты финансовой отчетности в государственном секторе не были использованы;
  • подпись аудитора;
  • дата аудиторского отчета;
  • адрес аудитора.

Требования MCA 700R к описанию объемов аудиторской проверки основываются на применении понятий и требований, содержащихся в MCA 315 «Выявление и оценка рисков существенного искажения через изучение деятельности и коммерческого окружения организации» и MCA 330 «Аудиторские мероприятия по противодействию выявленным рискам». Аудитор в ходе планирования аудита проводит оценку риска существенного искажения отчетности, являющегося следствием мошенничества или ошибки. Эта оценка, в свою очередь, основывается на изучении системы внутреннего контроля аудируемого лица и является базой для разработки последующих аудиторских процедур в отношении выявленных рисков.

Требования к датированию аудиторского заключения в MCA 700R содержат определение получаемых достаточных и надлежащих аудиторских доказательств, необходимых для выражения мнения по финансовой отчетности. Это увязывается с порядком определения даты утверждения отчетности и даты аудиторского заключения, основанным на положениях MCA 560 «Последующие события».

В соответствии с п. 4 MCA 560 для финансовой отчетности аудируемого лица установлены:

  • дата утверждения финансовой отчетности - дата заявления наделенных соответствующими полномочиями лиц о том, что ими был подготовлен полный комплект финансовой отчетности субъекта, включая примечания к ней, и что они несут ответственность за подготовленную отчетность;
  • дата аудиторского заключения - момент датирования аудитором отчета по финансовой отчетности. Аудиторский отчет не может быть датирован ранее даты, на которую аудитором были собраны достаточные надлежащие аудиторские доказательства, впоследствии ставшие основой формирования аудиторского мнения по финансовой отчетности. Они включают в себя доказательства того, что был подготовлен полный комплект финансовой отчетности субъекта и что лица, наделенные соответствующими полномочиями, взяли на себя ответственность за ее подготовку и представленную в ней информацию.

В соответствии с MCA 560 датой утверждения финансовой отчетности является самая ранняя дата, на которую соответствующими уполномоченными лицами было заявлено, что составлен полный пакет отчетности.

Как указано в пп. 53-56 MCA 700R, на основании даты аудиторского заключения пользователь приходит к выводу, что аудитор учел влияние, которое на финансовую отчетность оказали события и операции, известные ему и происшедшие до этой даты. Вопрос ответственности аудитора в отношении событий и операций, происшедших после даты аудиторского заключения, рассматривается в MCA 560 отдельно.

Предложена следующая формулировка аудиторского мнения: «По нашему мнению, финансовая отчетность дает достоверный и справедливый взгляд (или: «представляет справедливо во всех существенных отношениях») на финансовое положение компании на 31 декабря 20… г., результаты ее хозяйственной деятельности и движение денежных средств за год, закончившийся на указанную дату, в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности».

В MCA 705 установлены три вида модификации мнения аудитора:

  1. мнение с оговоркой;
  2. отрицательное мнение;
  3. отказ от выражения мнения.

Поэтому мнение с абзацем, привлекающим внимание (MCA 706), не является модификацией мнения аудитора (в старой редакции MCA 700 мнение с абзацем считалось модифицированным, что входило в противоречие с положением стандарта о том, что абзац, привлекающий внимание, не изменяет мнение аудитора. Теперь это противоречие устранено).

Нововведением является положение о факторе, разграничивающим мнение с оговоркой и отрицательное мнение. Таким фактором, согласно стандарту, является распространяющийся характер искажений финансовой отчетности:

  • аудитор должен выразить отрицательное мнение, если он приходит к заключению, что искажения, по отдельности или в совокупности, не только являются существенными, но и носят распространяющийся характер относительно финансовой отчетности;
  • аудитор должен выразить мнение с оговоркой, если он приходит к заключению, что искажения, по отдельности или в совокупности, являются существенными, но не носят распространяющийся характер относительно финансовой отчетности.

При этом мнение с оговоркой может быть выражено аудитором по причине существенных искажений или невозможности получить достаточные аудиторские доказательства надлежащего характера.

Введен новый термин «распространяющийся характер искажений », который означает, что искажения:

  • не ограничены определенными элементами, счетами или статьями финансовой отчетности;
  • если и являются ограниченными, то представляют или могут представить существенную часть финансовой отчетности;
  • являются фундаментальными для понимания пользователями финансовой отчетности (в отношении раскрытия финансовой отчетности).

В MCA 705 также говорится, что при модификации мнения аудитор должен в дополнение к элементам аудиторского заключения, требуемым MCA 700Я.

  • факты, раскрытые в финансовой отчетности, но настолько значительные, что они являются фундаментальными для понимания отчетности;
  • факты помимо представленных или раскрытых в финансовой отчетности, которые являются важными для понимания аудиторских обязанностей или аудиторского заключения.

Стандарт устанавливает, что в первом случае аудитор должен включить в аудиторское заключение абзац или параграф, привлекающий внимание, расположив его сразу после параграфа, в котором выражено мнение аудитора, с названием «параграф, привлекающий внимание».

Параграф, привлекающий внимание, вставляли в аудиторское заключение и ранее, что было предусмотрено и старой редакцией MCA 700. Однако нововведением считается то, что если аудитор обнаружит факты, которые не раскрыты в отчетности, то он должен применять не MCA 706, a MCA 705.

Принципиально новым в MCA 706 является положение, четко ограничивающее возможность применения подобного параграфа. То есть параграф, привлекающий внимание, может указывать только на факты, раскрытые в финансовой отчетности.

Если какие-либо факты не раскрыты в отчетности надлежащим образом, то аудитор должен включить в аудиторское заключение прочий поясняющий параграф, озаглавив его, например, «Прочие пояснения». Местоположение этого параграфа в аудиторском заключении зависит от характера изложенной в нем информации. Он может быть, например, расположен после сообщения по финансовой отчетности или после сообщения о законодательных и нормативных актах, или после параграфа, в котором выражено мнение аудитора.

Само понятие «прочий поясняющий параграф» является нововведением, и MCA 706 вводит это понятие в заключение параграф с описанием причин, вызвавших модификацию мнения. Этот параграф должен быть расположен перед параграфом с выражением мнения и озаглавлен как: «Основание для мнения с оговоркой», либо «Основание для отрицательного мнения», либо «Основание для отказа от выражения мнения». А параграф с выражением мнения, по мнению разработчиков стандарта, должен иметь соответствующий заголовок: «Мнение с оговоркой», либо «Отрицательное мнение», либо «Отказ от выражения мнения».

Поясняющий параграф может быть включен в текст аудиторского заключения, например, в случаях, предусмотренных MCA 720 «Ответственность аудитора за прочую информацию в документах, содержащих аудированную финансовую отчетность».

Отдельно в стандарте рассмотрены вопросы, связанные с дополнительной информацией, представляемой помимо аудируемой вместе с финансовой отчетностью аудируемого лица.

Если аудитору становится известно, что в финансовую отчетность будет включен содержащий прочую информацию документ, то аудитор, в соответствии с п. 23 MCA 700Д, может, при условии, что форма представления позволяет это сделать, рассмотреть вопрос об указании в отчете номеров страниц, на которых дана проаудированная финансовая отчетность. Все это позволит пользователю информации разграничить финансовую отчетность и прочую информацию, на которую не распространяется аудиторское мнение.

Многие практикующие аудиторы считают, что если дополнительная информация не может быть отделена от финансовой отчетности в силу своей природы и порядка представления, то аудиторское мнение должно распространяться и на нее.

Если в законодательных либо нормативных актах не содержится требование относительно аудита дополнительной информации, то руководство аудируемого лица вправе не требовать от аудитора включения такой информации в объем аудита финансовой отчетности.

В случае, когда аудит дополнительной информации не проводится, аудитор должен рассмотреть форму представления данной информации, и если порядок допускает ее толкование в качестве информации, на которую также распространяется аудиторское мнение, то аудитор должен обратиться к руководству субъекта с просьбой об изменении формы подачи дополнительной информации. Тогда следует указать в заключении, что часть информации - «неаудируемая информация».

В соответствии с п. 67-71 MCA 700Ш должны выполняться следующие условия:

  • у аудитора должна быть полная уверенность относительно того, что любая дополнительная информация, которая предоставляется вместе с финансовой отчетностью и на которую не распространяется аудиторское мнение, четко отделена от аудируемой финансовой отчетности;
  • если аудитор приходит к выводу, что форма представления субъектом неаудируемой информации не обеспечивает достаточного отделения ее от аудируемой отчетности, он должен дать пояснение в заключении, что данная информация не была проаудирована.

Необходимо учитывать сам факт того, что дополнительная информация не подлежит аудиту, не освобождает аудитора от обязанности прочитать эту информацию в целях установления наличия в ней существенных несоответствий с аудируемой финансовой отчетностью. Ответственность аудитора в отношении неаудируемой информации совпадает с ответственностью, установленной в пп. 6-8 MCA 720, а именно:

  • аудитору следует рассмотреть прочую информацию при составлении аудиторского заключения по финансовой (бухгалтерской) отчетности, так как достоверность проаудированной отчетности может быть поставлена под сомнение в результате наличия несоответствий между нею и прочей информацией;
  • если в соответствии с требованиями законодательства у аудитора существует обязательство по составлению отчета (заключения) о прочей информации, то обязанности аудитора определяются характером задания, в данном случае применимым законодательством и профессиональными стандартами;
  • если обязанности аудитора включают обзорную проверку прочей информации, аудитор должен следовать требованиям соответствующих стандартов аудита, касающихся заданий по обзорным проверкам.

Другие материалы