Очередность списания средств со счета: основные правила, распространенные ситуации. Очерёдность платежа: очередность списания денежных средств со счета в банке Гражданский кодекс статья 855




В Письме Минфина РФ от 09.06.2017 № 03-02-08/36213 изложено отношение чиновников к пересмотру очередности списания денежных средств с расчетного счета при их недостаточности для удовлетворения всех требований, предъявленных к счету. Речь идет об инициативе установить приоритет требований по перечислению (выдаче) денежных средств для расчетов по оплате труда с работниками перед требованиями по перечислению задолженности по налогам, сборам и страховым взносам в бюджетную систему РФ.

Позиция финансистов неизменна: они высказываются против (см. ранее выпущенное Письмо от 08.11.2016 № 03-02-07/1/65227). Авторы письма напомнили историю вопроса.

Очередность списания денежных средств со счета при их недостаточности установлена п. 2 ст. 855 ГК РФ. Начиная с 15.08.1996 действовала редакция нормы, предусматривающая шесть очередей:

    исполнительные документы, предусматривающие перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по выплате выходных пособий и оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору, в том числе по контракту, по выплате вознаграждений по авторскому договору;

    платежные документы, предусматривающие перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору (контракту), а также по отчислениям в ПФР, ФСС и Государственный фонд занятости населения РФ;

    платежные документы, предусматривающие платежи в бюджет и внебюджетные фонды, отчисления в которые не предусмотрены в третьей очереди;

Постановлением КС РФ от 23.12.1997 № 21-П было признано не соответствующим Конституции РФ положение, относящее выплаты по трудовым договорам к третьей очереди, исходя из того, что платежами, отнесенными к четвертой очереди, являются только взыскиваемые суммы задолженности на основании поручений налоговых органов, носящих бесспорный характер. Конституционный суд указал, что установленная очередность могла приводить к нарушению конституционной обязанности платить законно установленные налоги и сборы и формировала правовые условия для легального отказа от ее выполнения. Конституционные обязанности выплачивать вознаграждения за труд и платить законно установленные налоги и сборы не должны противопоставляться друг другу, так как установление жесткого приоритета для одной из них означает невозможность реализации, а следовательно, умаление равно защищаемых прав и законных интересов тех или других групп граждан.

В связи с этим федеральными законами о федеральных бюджетах с 1998 по 2013 годы было установлено, что при недостаточности средств списание средств по платежным документам, предусматривающим платежи в бюджет и государственные внебюджетные фонды, а также перечисление денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору, производились в порядке календарной очередности поступления документов после перечисления платежей, отнесенных к первой и второй очереди.

Впоследствии (с 14.12.2013) ст. 855 ГК РФ была изменена, и теперь очередность установлена следующим образом:

    исполнительные документы, предусматривающие перечисление или выдачу денежных средств со счета для удовлетворения требований о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью, а также требований о взыскании алиментов;

    исполнительные документы, предусматривающие перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по выплате выходных пособий и оплате труда с лицами, работающими или работавшими по трудовому договору (контракту), по выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности;

    платежные документы, предусматривающие перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору (контракту), поручения налоговых органов на списание и перечисление задолженности по уплате налогов и сборов в бюджеты бюджетной системы РФ, а также поручения органов контроля за уплатой страховых взносов на списание и перечисление сумм страховых взносов в бюджеты государственных внебюджетных фондов;

    исполнительные документы, предусматривающие удовлетворение других денежных требований;

    другие платежные документы в порядке календарной очередности.

Минфин подчеркнул, что считает достаточно защищенными требования трудящихся, поскольку:

    в рамках процедуры банкротства требования кредиторов по текущим платежам удовлетворяются в другой очередности (требования по оплате труда, выплате выходных пособий отнесены ко второй очереди);

    в общем случае (п. 2 ст. 855 ГК РФ) также во вторую очередь удовлетворяются требования по перечислению или выдаче заработной платы, выходных пособий работникам на основании исполнительных документов.

Получается, фактически с 1998 года и взыскиваемая налоговиками задолженность отнесены к одной очереди списания. Поэтому если поручение налогового органа на списание и перечисление денежных средств со счетов налогоплательщика в бюджетную систему поступило в банк раньше, чем распоряжение о перечисление заработной платы, то первым будет исполнено поручение налоговиков. Значит, выплата оплаты труда может быть задержана.

Если «конкурирующие» документы поступили в банк в один день

В силу п. 2 ст. 855 ГК РФ списание средств со счета по требованиям, относящимся к одной очереди, производится в порядке календарной очередности поступления документов. Организации интересуются: каким образом должны быть исполнены требования по перечислению заработной платы и списанию налоговой недоимки, если соответствующие платежные документы поступили в банк в один день? Согласно Положению о правилах осуществления перевода денежных средств, утвержденному ЦБ РФ 19.06.2012 № 383-П, банк обязан фиксировать дату поступления распоряжения о переводе, но не его время. Тем не менее представляется, что банк не вправе произвольно определять очередность исполнения распоряжений, поступивших в один день. Порядок действий в данной ситуации должен быть прописан во внутренней документации банка. К примеру, логично предположить, что банк, фиксирующий время поступления распоряжения, соблюдает очередность по времени в течение дня.

Как «приблизить» очередь списания?

Своевременная выплата зарплаты обусловливает бесперебойность производственного процесса, поэтому зачастую именно она является для руководства и собственников компании приоритетной задачей. В связи с этим у организаций возникает потребность приблизить очередь исполнения требований о расчетах по заработной плате по сравнению с инкассовыми поручениями. Традиционно эксперты рекомендуют присмотреться ко второй очереди, а именно к требованиям по исполнительным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по выплате выходных пособий и оплате труда с лицами, работающими или работавшими по трудовому договору.

Виды исполнительных документов перечислены в ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве». Среди них наряду с исполнительными листами, судебными приказами, постановлениями судебного пристава-исполнителя и др. названы удостоверения, выдаваемые комиссиями по трудовым спорам (далее – КТС). Именно на них многие эксперты и советуют обратить внимание в рассматриваемой ситуации.

Например, данным вариантом воспользовалась компания, а банк, исполнивший удостоверения КТС при наличии в картотеке инкассовых поручений налогового органа, в трех инстанциях доказывал свою правоту, ведь налоговики попытаются привлечь банк к ответственности за правонарушение, предусмотренное п. 1 ст. 135 НК РФ (см. Постановление АС ЗСО от 14.04.2016 по делу № А67-4026/2015).

Вполне очевидно, что все формальности, связанные с работой КТС и оформлением удостоверения, будут изучены с особой тщательностью. Например, в приведенном выше случае интересы работников представляла первичная профсоюзная организация: ее председатель обращался в КТС с заявлениями о взыскании заработной платы, на профсоюзную организацию было выписано удостоверение КТС (в приложении к нему указаны все взыскатели), денежные средства с расчетного счета работодателя были перечислены на ее . Суды проверили полномочия представителя и установили, что стороны не оспаривали факт наличия задолженности по заработной плате, а также погашение ее путем исполнения банком удостоверений КТС. Другими словами, банк был незаконно привлечен к налоговой ответственности. К слову, читателям могут быть интересны подробности дела: 25.11.2011 к расчетному счету работодателя были предъявлены инкассовые поручения ИФНС на сумму более 16 млн руб. (помещены в картотеку), а в период с 25.11.2011 по 24.06.2013 с данного расчетного счета были списаны денежные средства в сумме более 65 млн руб. на выплату задолженности по заработной плате на основании удостоверений, выданных КТС.

Итак, зарплата и имеют одну и ту же очередь списания, что в полной мере соответствует Конституции РФ. Однако, как мы видим, у организаций существует возможность вполне легально выплачивать долги перед работниками прежде погашения задолженности перед бюджетом.

банковские счета

Очередности платежей - изменения в заполнении реквизита 21

При открытии расчетного или текущего счета в банке, про очередность платежей (очередность списания денежных средств ) со счета никто не задумывается - все настраиваются работать без финансовых проблем. И тем не менее, знакомство с понятием "очередность платежей" у всех происходит, и происходит при первом же заполнении платежного поручения или платежного требования. Так что же такое "очередность платежа" и где она проставляется?

Очередность платежа - определение

Очередность платежа - это закрепленная в Гражданском Кодексе РФ последовательность списания банком денежных средств со счетов клиентов по полученным распоряжениям (расчетным документам), срок оплаты которых уже наступил или наступает в день их получения банком.

Очередь платежа не зависит от видов поступивших в банк распоряжений (платёжных поручений, платёжных требований, инкассовых поручений, ...) к счёту клиента, но зависит от наличия средств на этом счёте и их достаточности для оплаты всех поступивших расчётных (платёжных) документов.

Где и какими обозначениями указывается очередность платежа

Очерёдность платежа указывается во всех видах распоряжений клиентов. Так, согласно Положению Банка России от 19 июня 2012 года N 383-П "О правилах осуществления перевода денежных средств" очерёдность платежа (21 номер реквизита) указывается в следующих видах распоряжений клиентов:

  • В платёжном поручении (См. бланк в Приложениях № 2 и № 3 Положения)
  • В инкассовом поручении (См. бланк в Приложениях № 4 и № 5 Положения)
  • В платёжном требовании (См. бланк в Приложениях № 6 и № 7 Положения)
  • В платёжном ордере (См. бланк в Приложениях № 9 и № 10 Положения)
21 номер реквизита (номер поля 21), отражающий "очерёдность платежа" - обозначается в платёжном документе только одной цифрой в соответствии с федеральным законом (ГК РФ) или не указывается в случаях, установленных Банком России.

С 14 декабря 2013 года очерёдностей платежей установлено - 5 (от первой до пятой), и в платёжном документе всегда ставится одна из этих пяти очередей - изменение в Гражданский Кодекс РФ внесено Федеральным законом от 2 декабря 2013 г. N 345-ФЗ . Этим же Федеральным законом произошла отмена 6 очередности платежа .

Платёжные документы принимаются банками к исполнению при обязательном заполнении всех реквизитов, в которые входит и заполнение 21 реквизита, поэтому платёжный документ без этого реквизита от клиента банком к исполнению практически не принимается.

Порядок проведения платежей и существующие виды очерёдности платежей

Статья 855 Гражданского кодекса РФ от 26.01.1996 N 14-ФЗ устанавливает две основополагающих очередности списания денежных средств со счета клиента и описывается порядок проведения платежей:


  • Календарная очередность платежей - при наличии на счете клиента денежных средств, сумма которых достаточна для удовлетворения всех требований, предъявляемых к счету, то есть банки производят списание средств со счета в порядке поступления распоряжений клиента и других документов на списание.

  • Очередность платежей (в установленной законом последовательности) - при недостаточности денежных средств на счете для удовлетворения всех предъявленных к нему требований, применяется установленная пунктом 2 Статьи 855 ГК РФ очерёдность списания денежных средств.
Но, не зависимо от того, какой порядок проведения платежей применяется, в платёжных документах (распоряжениях) обязательно заполняется поле с реквизитом 21.

Очередность платежа (в установленной законом последовательности)

В соответствии с пунктом 2 Статьи 855 Гражданского кодекса Российской Федерации (в ред. ФЗ от 02.12.2013 N 345-ФЗ) списание денежных средств, при недостаточности денежных средств на счете для удовлетворения всех предъявленных к нему требований, осуществляется банками в следующей очередности :


  • В первую очередь (очерёдность платежа 1) – по исполнительным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств со счета для удовлетворения требований о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью, а также требований о взыскании алиментов;

  • Во вторую очередь (очерёдность платежа 2) – по исполнительным документам, предусматривающим
    перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по выплате выходных пособий и оплате труда с лицами, работающими или работавшими по трудовому договору (контракту), по выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности;

  • В третью очередь (очерёдность платежа 3) – по платежным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору (контракту), поручениям налоговых органов на списание и перечисление задолженности по уплате налогов и сборов в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, а также поручениям органов контроля за уплатой страховых взносов на списание и перечисление сумм страховых взносов в бюджеты государственных внебюджетных фондов;

  • В четвертую очередь (очерёдность платежа 4) - по исполнительным документам, предусматривающим удовлетворение других денежных требований;

  • В пятую очередь (очередность платежей 5) – по другим платежным документам в порядке календарной очередности.
Списание средств со счета по требованиям, относящимся к одной очереди платежа , производится в порядке календарной очередности поступления документов в банк.

При недостаточности средств на счёте, распорядителю счета остается только ограниченная возможность регулировать очередность проведения тех платежей, которые поступили в один день, и попали в одну очередь.

В платёжных документах очерёдность платежа (в поле 21) проставляется всегда, хотя из всего вышесказанного и можно сделать вывод, что календарная очерёдность платежей применяется в следующих случаях:

  • когда средств на счёте достаточно на все платежи;
  • в рамках каждой (одной) очередности платежа, когда средств недостаточно;
  • при проведении всех платежей пятой очерёдности.

Итак, с 14 декабря 2013 года количество очередей платежа уменьшилось с 6 до 5 в соответствии с внесёнными Федеральным законом от 2 декабря 2013 г. N 345-ФЗ "О внесении изменения в статью 855 части второй Гражданского кодекса Российской Федерации" изменениями.

Новая редакция Ст. 855 ГК РФ

1. При наличии на счете денежных средств, сумма которых достаточна для удовлетворения всех требований, предъявленных к счету, списание этих средств со счета осуществляется в порядке поступления распоряжений клиента и других документов на списание (календарная очередность), если иное не предусмотрено законом.

в первую очередь по исполнительным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств со счета для удовлетворения требований о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью, а также требований о взыскании алиментов;

Списание средств со счета по требованиям, относящимся к одной очереди, производится в порядке календарной очередности поступления документов.1. При наличии на счете денежных средств, сумма которых достаточна для удовлетворения всех требований, предъявленных к счету, списание этих средств со счета осуществляется в порядке поступления распоряжений клиента и других документов на списание (календарная очередность), если иное не предусмотрено законом.

2. При недостаточности денежных средств на счете для удовлетворения всех предъявленных к нему требований списание денежных средств осуществляется в следующей очередности:

в первую очередь по исполнительным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств со счета для удовлетворения требований о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, а также требований о взыскании алиментов;

во вторую очередь по исполнительным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по выплате выходных пособий и оплате труда с лицами, работающими или работавшими по трудовому договору (контракту), по выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности;

в третью очередь по платежным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору (контракту), поручениям налоговых органов на списание и перечисление задолженности по уплате налогов и сборов в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, а также поручениям органов контроля за уплатой страховых взносов на списание и перечисление сумм страховых взносов в бюджеты государственных внебюджетных фондов;

в четвертую очередь по исполнительным документам, предусматривающим удовлетворение других денежных требований;

в пятую очередь по другим платежным документам в порядке календарной очередности.

Списание средств со счета по требованиям, относящимся к одной очереди, производится в порядке календарной очередности поступления документов.

Комментарий к Ст. 855 ГК РФ

Судебная практика.

Постановлением Конституционного Суда РФ от 23.12.1997 N 21-П положение абзаца четвертого пункта 2 статьи 855 Гражданского кодекса Российской Федерации признано не соответствующим Конституции РФ, статье 19 (ч. 1) (третьей очереди).

Другой комментарий к Ст. 855 Гражданского кодекса Российской Федерации

1. Очередность платежей - определенная законодательством последовательность списания средств с банковских счетов по нескольким расчетным документам, срок оплаты которых уже наступил. При наличии нескольких счетов плательщика в одном и том же банке очередность платежей, установленная ст. 855 ГК, применяется по каждому счету в отдельности.

Ст. 855 ГК устанавливает два правила определения очередности платежей со счетов, принадлежащих как клиентуре, так и кредитным организациям.

Первое относится к тем случаям, когда остаток на счете позволяет полностью рассчитаться по всем предъявленным требованиям. В этой ситуации предъявленные к счету документы должны оплачиваться в порядке календарной очередности платежей, т.е. в порядке их поступления в банк плательщика (наступления сроков платежа при акцептной форме расчетов). Исключения из этого правила могут быть предусмотрены законом, который пока отсутствует.

Такое же правило (календарная очередность платежей) установлено для списания средств со счета по требованиям, относящимся к одной очереди (см. часть последнюю п. 2 комментируемой статьи).

2. Второе правило применяется при недостаточности средств на счете плательщика для удовлетворения всех предъявленных к нему требований. На этот случай п. 2 ст. 855 ГК устанавливает шесть групп очередности платежей. Для его корректного применения требуется учитывать судебную практику и последующее законодательство.

Первая и вторая очередь платежей определяется абзацами вторым и третьим п. 2 ст. 855 ГК.

Абзац четвертый (третья очередность платежей) признан не соответствующим Конституции (ч. 1 ст. 19) Постановлением Конституционного Суда РФ от 23 декабря 1997 г. N 21-П "По делу о проверке конституционности пункта 2 статьи 855 Гражданского кодекса Российской Федерации и части шестой статьи 15 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" в связи с запросом Президиума Верховного Суда Российской Федерации" (Собрание законодательства РФ. 1997. N 52. Ст. 5930). Следовательно, эта норма не должна применяться. Следует помнить, что Конституционный Суд исходил из необходимости производить платежи в бюджет и выплату заработной платы одновременно.

Учитывая, что законодатель до сих пор не внес в ГК изменений, соответствующих указанной выше позиции Конституционного Суда РФ, подлежащая применению очередность платежей ежегодно уточняется в федеральном законе о федеральном бюджете. На 2006 год она установлена ст. 26 Федерального закона от 26 декабря 2005 г. N 189-ФЗ "О федеральном бюджете на 2006 год" (СЗ РФ. 2005. N 52 (часть II). Ст. 5602). Соответственно при недостаточности денежных средств на счете налогоплательщика для удовлетворения всех предъявленных к нему требований списание средств по расчетным документам, предусматривающим платежи в бюджеты всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, включая бюджеты государственных внебюджетных фондов, а также перечисление или выдача денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору, производятся в порядке календарной очередности поступления указанных документов после перечисления платежей, осуществляемых в соответствии со ст. 855 ГК РФ в первую и во вторую очередь. Таким образом, указанные выше платежи подлежат перечислению в третью очередь.

Вопрос о наличии или отсутствии четвертой очереди является спорным. Практикующие юристы нередко дают на него противоречивые ответы. Такое положение, в свою очередь, является основной причиной отсутствия единообразной позиции по другому вопросу - об общем количестве групп очередности платежей: в одном случае их получается пять, в другом - шесть.

Представляется, что четвертая очередь, безусловно, сохраняется, хотя в несколько "усеченном" виде. Учитывая редакцию ст. 26 Закона N 189-ФЗ, необходимо сделать вывод, что платежи в бюджет и государственные внебюджетные фонды "переведены" в третью очередь. Однако редакция абз. 5 п. 2 ст. 855 ГК позволяет сделать вывод, что в результате указанного выше "вычитания" из четвертой очереди в виде ее остатка выявляется группа платежей, которые не попадают в третью очередь - платежи в негосударственные внебюджетные фонды. Таким образом, указанные платежи составляют теперь четвертую очередь.

Пятая и шестая очереди определяются п. 2 ст. 855 ГК без изменений.

Дальнейший комментарий будет излагаться с учетом приведенной выше уточненной порядковой нумерации групп очередности платежей.

3. К первой, второй и пятой очереди отнесены определенные требования, обоснованность которых подтверждена соответствующим исполнительным документом (ст. 7 Федерального закона "Об исполнительном производстве"). Аналогичные требования, не основанные на исполнительном документе, подлежат оплате в пятую очередь.

4. Документы, не оплаченные в срок из-за отсутствия средств на счете, помещаются банками в картотеки к внебалансовым счетам N 90902 "Расчетные документы, не оплаченные в срок", N 90903 "Расчетные документы клиентов, не оплаченные в срок из-за отсутствия средств на корреспондентских счетах кредитной организации", N 90904 "Не оплаченные в срок расчетные документы из-за отсутствия средств на корреспондентских счетах кредитной организации" (см. Положение о правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации, N 205-П, утв. ЦБ РФ 5 декабря 2002 г.) По традиции их называют картотеками N 2, хотя такого термина законодательство уже не содержит. В случае изменения законодательства об очередности платежей документы, находящиеся в картотеке N 2 и не оплаченные на дату вступления в силу соответствующего закона, в дальнейшем должны оплачиваться только с учетом новой очередности платежей, а картотека N 2 надлежащим образом пересматриваться (письмо ЦБ РФ от 31.07.96 N 011-31-5318-96).

На практике нередко возникает вопрос, какой документ следует помещать в картотеку N 2, если на счете клиента отсутствуют средства, необходимые для выдачи заработной платы. В письме от 19.11.96 N 17-2-11/978 Департамент методологии и организации расчетов ЦБ РФ пояснил, что в этом случае в картотеку N 2 может быть помещено заявление клиента о выдаче средств с указанием сроков, за которые выплачивается заработная плата.

В соответствующей графе расчетного документа его составитель обязан указать номер очередности платежей, определенный в соответствии с законодательством. Учитывая, что в формуляре расчетного документа имеется только одна такая графа, в одном расчетном документе не могут быть объединены платежи, отнесенные законодательством к разным группам.

Порядок возврата расчетных документов из картотеки N 2 в случае закрытия счета клиента определяется в п. 2.20 части I Положения N 2-П.

5. Очередность платежей, установленная ст. 855 ГК, является общим правилом. Специальные правила установлены законодательством.

КонсультантПлюс: примечание.

Постатейный комментарий к Бюджетному кодексу Российской Федерации (под ред. А.Н. Козырина) включен в информационный банк.

Бюджетный кодекс РФ установил специальные правила об очередности списания денежных средств со счета бюджета и лицевых счетов получателей бюджетных средств (ст. 255 БК). Однако применение ст. 255 БК в настоящее время затруднено. Принцип целевого использования средств федерального бюджета не позволяет говорить о возможности списания с лицевого счета получателя бюджетных средств даже при наличии на нем достаточного остатка для удовлетворения предъявленных требований. Определяющим показателем может являться наличие достаточного остатка финансирования по соответствующему коду экономической и функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации. В противном случае, даже при наличии общего остатка по лицевому счету, превышающему размер предъявленных требований, эти требования выполнены быть не могут. Кроме того, списание денежных средств со счетов бюджетов недопустимо в соответствии со ст. 239 Бюджетного кодекса (см.: Комментарий к Бюджетному кодексу РФ / Под ред. А.Н. Козырина. М.: ЭКАР, 2002. С. 555 - 559. Автор комментария к ст. 255 - Д.Л. Комягин).

Федеральный закон от 02.12.2013 N 345-ФЗ "О внесении изменения в статью 855 части второй Гражданского кодекса Российской Федерации" (вступил в силу 14 декабря 2013 г.)

Гражданский кодекс РФ дополнен положениями о том, что денежные средства для погашения задолженности по налоговым платежам и для расчетов по оплате труда списываются со счета в рамках одной очереди

Федеральным законом от 02.12.2013 N 345-ФЗ внесено изменение в установленную в п. 2 ст. 855 ГК РФ очередность списания денежных средств со счета должника, если их недостаточно для удовлетворения всех предъявляемых требований. Теперь Гражданский кодекс РФ дополнен нормой о том, что для удовлетворения требований как публично-правового, так и частноправового характера денежные средства списываются с банковского счета в рамках третьей очереди.

Таким образом, с 14 декабря 2013 г. в составе третьей очереди по п. 2 ст. 855 ГК РФ удовлетворяются требования:
- по платежным документам о перечислении или выдаче денежных средств для расчетов с лицами, работающими по трудовому договору (контракту);
- по поручениям налоговых органов на списание и перечисление задолженности по уплате налогов и сборов в бюджеты РФ;
- по поручениям органов контроля за уплатой страховых взносов на списание и перечисление данных сумм в бюджеты государственных внебюджетных фондов.

Кроме того, Законом предусмотрены четвертая и пятая очереди списания денежных средств. В составе четвертой очереди теперь производится списание по исполнительным документам, предусматривающим удовлетворение денежных требований, не вошедших в первую, вторую и третью очереди, в составе пятой - списание по другим платежным документам в порядке календарной очередности.

Ранее законодатель относил к третьей очереди списание сумм заработной платы лиц, работающих по трудовому договору, и отчисления в некоторые внебюджетные фонды: ПФР, ФСС, ФОМС (абз. 4 п. 2 ст. 855 ГК РФ). Платежи в бюджет (задолженность по налоговым платежам) и во внебюджетные фонды, не отнесенные к третьей очереди, осуществлялись в рамках четвертой очереди.

Согласно Постановлению Конституционного Суда РФ от 23.12.1997 N 21-П порядок, в соответствии с которым списание зарплаты и отчислений в ПФР, ФСС, ФОМС имеет преимущество в очередности по отношению к недоимкам по налоговым платежам, был признан неконституционным. Частью 3 ст. 79 ФКЗ от 21.07.1994 N 1-ФКЗ предусмотрено, что положения, признанные не соответствующими Конституции РФ, утрачивают силу.

Для устранения образовавшегося пробела был разработан учитывающий правовую позицию Конституционного Суда РФ механизм, регулирующий очередность списания денежных средств со счета в случае их недостаточности для покрытия всех требований. Положение об указанной очередности содержалось в Федеральном законе от 26.03.1998 N 42-ФЗ "О федеральном бюджете на 1998 год" и в течение 16 лет переходило из одного федерального закона о бюджете в другой.

Согласно данному положению до внесения поправок в Гражданский кодекс РФ списание заработной платы работников по трудовым договорам и задолженностей по налоговым платежам должны сводиться в единую третью очередь, в пределах которой отчисления осуществляются в порядке очередности поступления расчетных документов. Это положение закреплено в измененной редакции Гражданского кодекса РФ, которая вступила в силу 14 декабря 2013 г.

Необходимо отметить, что законодательством предусмотрен порядок, в соответствии с которым при ликвидации организации выплаты заработной платы по трудовым договорам имеют приоритет перед налоговыми платежами (ст. 64 ГК РФ).

С более подробным комментарием Закона можно будет ознакомиться в материале "Документ недели от 17 декабря 2013 г.".

"Документ недели от 17 декабря 2013 г.":
ИЗМЕНЕН ПОРЯДОК ОЧЕРЕДНОСТИ СПИСАНИЯ С БАНКОВСКОГОСЧЕТА ПРИ НЕДОСТАТОЧНОСТИ НА НЕМ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ(ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОТ 02.12.2013 N 345-ФЗ)

В соответствии с Федеральным законом от 02.12.2013 N 345-ФЗ "О внесении изменения в статью 855 части второй Гражданского кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 345-ФЗ) при недостаточности денежных средств на банковском счете платежи по требованиям бюджета и внебюджетных фондов будут списываться в третью очередь, так же как и денежные средства для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору (контракту), и для уплаты страховых взносов.

В указанной ситуации все требования бюджета и внебюджетных фондов будут удовлетворяться в рамках третьей очереди платежей, а не третьей и четвертой очередей, как это предусматривалось ранее.

Очередность списания денежных средств со счета в случае их недостаточности для удовлетворения требований приведена в соответствие с постановлением Конституционного Суда РФ

В Законе N 345-ФЗ установлено, что в случае недостаточности денежных средств на банковском счете в третью очередь списываются денежные средства по платежным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств для расчетов с лицами, работающими по трудовому договору (контракту), поручениям налоговых органов на списание и перечисление задолженности по уплате налогов и сборов в бюджеты российской бюджетной системы, а также поручениям органов контроля за уплат! ой страховых взносов на списание и перечисление сумм страховых взносов в бюджеты государственных внебюджетных фондов (новая редакция абз. 4 п. 2 ст. 855 ГК РФ).

Согласно Закону N 345-ФЗ в четвертую очередь будет происходить списание по исполнительным документам, предусматривающим удовлетворение других денежных требований.

Напомним, что ранее в третью очередь производилось списание по платежным документам о перечислении или выдаче денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору (контракту), а также по поручениям на списание средств в ПФР, ФСС РФ и ФОМС. В четвертую очередь производилось списание по платежным документам, предусматривающим те платежи в бюджет и внебюджетные фонды, которые не предусмотрены в третьей очереди.

Данные нормы отличались некоторой неопределенностью, поскольку вопрос о разграничении очередности платежей в бюджет и внебюджетные фонды мог быть разрешен различными способами в зависимости от того, возможно ли внести в третью очередь только не уплаченные в устан! овленные законом сроки суммы налогов и платежей бесспорного характера (недоимки) по поручениям налоговых органов или могут быть уплачены также добровольные платежи по требованиям бюджета и внебюджетных фондов (в порядке календарной очередности).

Необходимость внесения изменений в нормы об очередности списания денежных средств с банковского счета в случае недостаточности средств возникла давно. Согласно Постановлению Конституционного Суда РФ от 23.12.1997 N 21-П эти положения (абз. 4 п. 2 ст. 855 ГК РФ в прежней редакции) признаны не соответствующими Конституции РФ, поскольку по смыслу абз. 5 п. 2 ст. 855 ГК РФ (в прежней редакции) исключалась возможность в приоритетном порядке произвести добровольные перечисления по налогам, срок уплат! ы которых еще не истек.

В соответствии с указанной позицией Конституционного Суда РФ в ежегодные законы о федеральном бюджете вносилась оговорка о том, что при недостатке на банковском счете плательщика денежных средств платежи в бюджет и внебюджетные фонды подлежат списанию в третью очередь (см., к примеру, ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 03.12.2012 N 216-ФЗ "О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов").

В судебной практике также не было сложностей п! ри применении правовых норм об очередности списаний денежных средств с банковского счета плательщика в ситуации, предусмотренной в абз. 1 п. 2 ст. 855 ГК РФ.
Судебная практика о применении норм права об очередности списания денежных средств с банковского счета:
- Постановление ФАС Северо-Западного округа от 06.09.2012 по делу N А52-4197/2011;
- Постановление ФАС Поволжского округа от 03.02.2011 по делу N А55-11156/2010;
- Постановление ФАС Московского округа от 28.09.2010 N КА-А40/10420-10 по делу N А40-134038/09-112-1021.

Фактически в соответствии с Законом N 345-ФЗ ежегодная "поправка" в п. 2 ст. 855 ГК РФ, содержащаяся в законах о федеральном бюджете, внесена непосредственно в названную норму Кодекса.

Является последовательностью снятия финансов по нескольким документам, дата погашения которых наступила. В норме предусмотрено два правила ее определения. Рассмотрим далее статью 855 ГК РФ в новой редакции.

Общие правила

При наличии на р/с суммы, достаточной для погашения всех предъявленных требований, снятие производится в порядке поступления распорядительных и иных документов. Такая очередность списания денежных средств со счета называется календарной. Это правило действует, если иное не предусматривается законодательством. В случае недостаточности суммы устанавливается другой срок исполнения обязательств.

Некалендарная последовательность

При недостаточности суммы на р/с погашение задолженности осуществляется в первую очередь по исполнительной документации, предусматривающей перечисление/выдачу для удовлетворения требований о компенсации вреда, нанесенного здоровью/жизни, а также о взыскании алиментов. После этого производится отчисление выходных пособий и зарплат лицам, работающим либо работавшим по контракту, вознаграждений авторам продуктов интеллектуального труда. В третью очередь списание осуществляется по расчетным документам, предусматривающим выдачу/перечисление оплаты труда лицам, задействованным на предприятии в соответствии с договором, поручениям контрольных органов на погашение задолженности перед бюджетом. К последней, в частности, относят просроченные налоги и сборы, а также страховые взносы. В четвертую очередь осуществляется списание сумм на удовлетворение прочих требований. После этого осуществляется погашение задолженностей по мере поступления документов.

Разъяснения

Правила, сформулированные в норме, распространяются как на расчетный счет для ООО (кредитной организации), так и на его клиентов. Первое положение действует в случаях, когда суммы на р/с достаточно для удовлетворения всех предъявленных требований. В этой ситуации погашение осуществляется в порядке поступления документов, если срок исполнения обязательств наступил (при акцептной форме или при наличии указания на дату в самой бумаге). Исключения из данного правила могут предусматриваться в законодательстве.

Второе правило

Оно распространяется на случаи, когда суммы для погашения всех требований недостаточно. Для корректного применения последовательности, установленной в ст. 855 ГК РФ, необходимо принимать во внимание судебную практику и другие нормы. Первая и вторая группы требований определяются абзацами 2 и 3 пункта второго. Абз. 4 Постановлением КС признан несоответствующим конституционным положениям. Согласно ч. 3 ст. 79 ФКЗ № 1, нормы, противоречащие Основному Закону, теряют силу. Необходимо помнить, что КС при принятии постановления руководствовался необходимостью осуществлять погашение задолженности по зарплате и перед бюджетом одновременно. Так как соответствующие изменения в ГК не внесены, отсутствие третьей группы отчислений каждый год восполняется федеральным законом о госбюджете.

Нюансы нормы

Расчетный счет для ООО выступает в качестве фонда, в котором концентрируется капитал, предназначенный для расходования на различные нужды. В их числе - оплата труда, обязательные отчисления в бюджет, страховые взносы. В соответствии со ст. 855 ГК РФ, снятие этих сумм осуществляется после погашения задолженностей, указанных в абз. 1 и 2. Из данного правила следует, что неналоговые и налоговые отчисления, а также оплата труда производятся в порядке поступления соответствующей документации. Взносы в ПФР, ФСС и ФОМС считаются отчислениями в бюджет, согласно статьям 144 и 10 БК.

Спорный момент

Он касается наличия четвертой очереди в ст. 855. Юристы зачастую расходятся во мнениях о ее существовании. Отсутствие единой позиции по этому вопросу влечет, в свою очередь, противоречия при определении количества групп в последовательности. В одном случае их 6, в другом - 5. Четвертая группа, предусмотренная нормой 855 ГК РФ, сохраняется в некотором усеченном виде. Здесь следует обратиться к ст. 5 ФЗ № 308. Согласно норме, отчисления в бюджет и внебюджетные госфонды отнесены к третьей группе. Однако положения абз. 5 п. 2 рассматриваемой статьи 855 ГК РФ позволяют сделать вывод, что в результате "вычитания", указанного выше, остается категория, не включенная в структуру последовательности. Ею являются Они переходят в 4-ю группу. 5 и 6 очереди определяются в пункте 2 без дополнений и корректировок.

Оплата труда

Она отнесена ко второй группе в последовательности, установленной статьей 855 ГК РФ. При определении смыслового содержания понятия оплаты труда необходимо использовать разные правовые источники. К ним, кроме ТК, относят НК, а также судебные постановления. Между тем в приведенных источниках присутствуют разные перечни выплат. Кроме того, эти документы, как правило, отличаются узкоприкладным характером и используются при разрешении конкретных вопросов (исчисление зарплаты, ЕСН и так далее). Также стоит сказать, что указанные источники содержат открытые перечни категорий. Наниматели, в свою очередь, вправе устанавливать систему оплаты на своих предприятиях по собственному усмотрению. Что касается использования термина "оплата труда" в абзаце 3 п. 2 статьи 855 ГК РФ, законодатель предусмотрел формирование льготной группы для отчислений, осуществляемых работодателем сотруднику за деятельность последнего в рамках контракта (договора). Данное указание позволяет исключить прочие суммы, не связанные с трудовыми отношениями.

Отчисления в бюджет

Они не исчерпываются неналоговыми и налоговыми суммами, взносами в ПФР, ФСС и ФОМС. К указанным отчислениям относят все платежи, направляемые на бюджетный счет. Их определяют по графе "Р/с получателя" в документе-распоряжении. В состав бюджетных отчислений может попасть, к примеру, арендная плата, подлежащая переводу на счет, который открыт в учетном регистре казначейства. На практике, между тем, возникают некоторые проблемы при определении состава бюджетных отчислений. В первую очередь сложности появляются при установлении последовательности списания суммы сбора по постановлению пристава-исполнителя. Они обуславливаются следующими обстоятельствами. Закон "Об исполнительном производстве" не содержит подробно урегулированного механизма взыскания и отчисления сбора. Однако известно, что он подлежит перечислению в федеральный бюджет. Но сначала его необходимо зачислить на депозитный счет ФССП вместе с прочими средствами, погашающими задолженность. Общая сумма распределяется по правилам, установленным 110 статьей указанного выше Закона. При этом сбор переводится в федеральный бюджет в третью очередь. Из этого следует, что на практике вероятна ситуация, когда его сумма, взысканная с должника, фактически будет направлена на удовлетворение требований кредитора. Это, в свою очередь, свидетельствует о том, что постановление пристава будет, по всей видимости, предписывать банковской организации перечислить сбор, не в бюджет, а на счет ФССП, который открыт в обычной финансовой структуре. В соответствии с этим представляется, что данное отчисление относится к пятой группе в последовательности. Банк при этом не должен вносить в документацию, предоставленную приставом, каких-либо исправлений. В данном случае достаточно выполнить платеж в предусмотренной законом очередности.

Налоговые суммы

На практике отмечаются различия при определении последовательности снятия задолженностей по требованиям ФНС в зависимости от выбранного инспекцией порядка исполнения принятого решения. В случаях, когда оно реализуется посредством направления в банк поручения налоговой структуры, суммы со счета плательщика списываются непосредственно в бюджет РФ. Эти операции относятся к третьей группе в последовательности. Если решение исполняется с привлечением пристава, суммы списываются на счет ФССП, а затем переводятся в бюджет. В этом случае возникает проблема с определением группы в последовательности снятия. В соответствии с неформальным подходом, принимается во внимание, что сумма, списанная на счет ФССП, в конечном итоге подлежит зачислению в бюджет. Из этого можно сделать следующий вывод. Взыскиваемые платежи выступают как отчисления в бюджет, независимо от того, что их перечисление производится в него не напрямую. Для правильного применения нормы необходимо использовать формальный признак - вид счета, на который подлежит списать средства. Р/с ФССП не входит в структуру фондов, на которых учитываются суммы бюджетной системы. В этой связи взыскание штрафов и недоимок производится в пятую очередь.

Практическое применение положений

Рассмотренный выше формальный подход позволяет преодолеть определенные сложности. Например, пристав в постановлении указал не только недоимку в бюджет по решению налоговой инспекции, но и штрафы и исполнительский сбор. В документе, таким образом, присутствуют суммы, относящиеся к разным группам в последовательности. Допустим, к р/с должника была применена мера по блокированию операций. Данное событие, в соответствии со ст. 76, ч. 1 НК, не создает препятствий для зачисления средств в бюджет. В этой связи любые поручения налоговой инспекции либо самого владельца р/с о направлении соответствующих сумм исполняются без учета указанной меры. Эти же отчисления, но взыскиваемые по постановлению пристава, подлежат зачислению сначала на счет ФССП. Соответственно, в этом случае их нельзя отнести к группе бюджетных отчислений. Если руководствоваться формальным принципом, то оба платежа относятся к пятой группе.

Из этого следует, что мера, предполагающая блокирование операций, "заморозит" и их. При неформальном подходе штрафы и недоимка списываются со счета вне зависимости от установленных ограничений. При этом исполнительский сбор будет задержан.